Научная статья на тему 'Влияние количества сиблингов на формирование кинетических и кинестетических аспектов движения у детей'

Влияние количества сиблингов на формирование кинетических и кинестетических аспектов движения у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Татьяна Анатольевна

В статье показано, что увеличение количества детей в семье стимулирует развитие у них двигательных функций. Это касается как кинестетических, так и, особенно, кинетических аспектов движения. Динамический и кинестетический праксис являются компонентами высших психических функций. Установленно, что по характеристикам вербальных функций лидируют единственные дети, одновременно они отстают в уровне сформированности серийной организации движений не только от сверстников, имеющих двух-трех сибсов, но и от детей из двухдетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE NUMBER SIBLINGS KINETIC AND KINESTHETIC ASPECTS OF THE MOVEMENT CHILDREN

The article shows that the increase in the number of children in the family encourages the development of their motor functions. This applies both to kinesthetic and, especially, the kinetic aspects of the movement. Dynamic and kinesthetic praxis are components of higher mental functions. It is established that the characteristics of verbal functions lead only children while they lag behind in the level of formation of the serial organization of movements not only from peers, with two or three siblings, but also by children from families with two children.

Текст научной работы на тему «Влияние количества сиблингов на формирование кинетических и кинестетических аспектов движения у детей»

гнучюсть i терпимiсть; эмпатичнiсть, сприйнятливiсть, здатнiсть створювати атмосферу емоцiйного комфорту; автентичшсть поведiнки, тобто здатнiсть пред'являти груш справжш емоцп та переживання; ентузiазм i оптимiзм, вiра в здатшсть учасникiв до змiн i розвитку; врiвноваженiсть, терпимiсть до фрустрацп i невизначеностi, високий рiвень саморегуляцп; впевнешсть у собi, адекватна самооцiнка, усвщомлення власних конфлiктних областей, потреб, мотивiв; багата уява, шту'1'щя; високий рiвень iнтелекту тощо.

В данiй робот ми вказуемо лише на найголовнiшi вимоги якi слiд вказати у психограмi фахiвцi мультидисциплiнарних бригад, оскшьки створення науково-обгрунтовано'1' психограми потребуе проведення достатньо'1' кiлькостi експериментальних дослщжень та аналiзу наукових надбань в даш сферi з урахуванням соцiально-економiчних та iсторичних умов й вимог предьявляемих до запропонованих фахiвцiв (психолога, лшаря-психолога, лiкаря-психотерапевта, лiкаря-психiатра та лшаря-нарколога).

Отже, при комплексному пiдходi до надання психолопчно'1' та психотерапевтично'1' допомоги вимушеним переселенцям фахiвцями мультидисциплiнарних бригад та залученням волонтерiв вiдповiдних спецiалiзацiй людям буде своечасно надана психолопчна допомога яка вiдповiдае 1'х потребам, що полегшить адоптацiю до нових умов життедiяльностi.

ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВА СИБЛИНГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКИХ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДВИЖЕНИЯ У

ДЕТЕЙ1

Фотекова Татьяна Анатольевна

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Хакасского государственного университета

им. Н.Ф. Катанова, ул Ленина, 90, 655017 г. Абакан /о/екоуаауапсСех. ги

Проблема влияния на личность и интеллект количества детей в семье и порядка их рождения вызывает большой интерес у психологов, социологов, педагогов и экономистов. Думитрашку Т.А. (1991) в своем обзоре исследований проблемы влияния семьи на развитие интеллекта детей приводит свидетельства зарубежных авторов о том, что большой размер семьи и отсутствие отца коррелируют с низкими показателями выполнения интеллектуальных тестов. Широко известна модель слияния, предложенная Р. Зайонцем и Х.Маркусом (1979), согласно которой интеллект у детей тем ниже, чем больше семья и меньше разница в возрасте между сиблингами.

Гавриш И.В. и др. (1994) обследовали более 12 тысяч школьников и обнаружили отрицательную связь размеров семьи с успеваемостью детей. Снижение успешности в обучении происходит, если детей трое или больше. Черткова Ю.Д, (2009) приводит аналогичные данные, полученные при изучении влияния сиблингов на когнитивное развитие близнецов. Но по ее сведениям снижение академической успешности детей проявляется в семьях, имеющих четырех и более детей. Речь идет не только о более низкой успеваемости детей, рожденных позже, но и о снижении успешности в обучении перворожденных детей, которое проявляется по мере увеличения числа сибсов. Вероятно, это объясняется тем, что с появлением в семье очередного ребенка

1 Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

ответственность и обязанности старшего расширяются, сокращается время, которое он может затрачивать на обучение. Кроме того, наличие нескольких братьев и сестер уменьшает личное пространство и препятствует созданию условий для подготовки домашних заданий, чтения и других интеллектуальных видов деятельности, требующих сосредоточенности, т.е. уединения. С другой стороны, по мнению некоторых авторов, наличие младших сиблингов ставит старших в позицию обучающих, передающих свой опыт, что должно способствовать когнитивному развитию (Zajonc R., Marcus H., Marcus G., 1979)

Дети из многодетных семей по своим интеллектуальным характеристикам отстают от единственных детей. Особенно это заметно при выполнении вербальных тестов, в показателях развития произвольности и способности к абстрагированию (Думитрашку Т.А.,1996). В то же время автор отмечает, что интеллектуальные показатели детей, имеющих несколько братьев и сестер, неравномерны. Например, на фоне низкого коэффициента интеллекта может быть высокий уровень его невербальных компонентов. Отрицательную корреляцию между размером семьи и образовательными достижениями детей обнаружили также Black E.et al.(2004).

Задачей нашего исследования было изучение влияния количества детей в семье на состояние высших психических функций.

Было проведено нейропсихологическое обследование 515 детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые жили в полной семье, где они были единственными детьми или имели одного, реже двух трех сиблингов. Средний возраст детей 7 лет и 3 месяца. Соотношение мальчиков и девочек соответствует 46,4% и 53.6%. 39,6% исследованных детей были единственными, 48,6% имели одного брата или сестру, 11,6% - двух, 0,2% - трех сиблингов. Поскольку детей из семей, где бы было четыре ребенка, оказалось слишком мало, мы объединили их с испытуемыми из семей с тремя детьми, которые тоже немногочисленны. Т. о. всего 11,8% детей, включенных в выборку, происходят из многодетных семей, к которым в России относят семьи с тремя и более детьми. Таким образом, анализировались данные трех групп (рис. 1). Порядок рождения при этом не учитывался.

Рис 1. Распределение испытуемых на группы с учетом количества детей в семье

В нашем исследовании были использованы методы нейропсихологической диагностики, разработанные А. Р. Лурией (2000) и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной (2012). Проводилось полное обследование, но в статье обсуждаются только результаты оценки кинестетических функций и серийной организации движений. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа

ANOVA, и апостериорных критериев. Обработка результатов производилась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20.

В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных нейропсихологических проб, а также подсчитывались индексы функций, которые представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры выполнения различных заданий (Фотекова Т.А,, 2007). В статье обсуждаются два таких показателя: индекс кинестетических функций, формируемый на основе оценок праксиса позы пальцев и орального праксиса; индекс функции серийной организации движений, который высчитывается с учетом особенностей выполнения проб на динамический праксис, реципрокную и графомоторную координацию.

В целом мы не обнаружили линейной зависимости состояния высших психических функций от количества детей в семье, нельзя также говорить о том, какое число сиблингов наиболее благоприятно для их развития. Ряд функций, например зрительный гнозис и речь, лучше формируются в том случае, если ребенок в семье один. Другие функции, такие как зрительно-пространственные, двигательные, напротив, успешнее у детей, имеющих братьев и сестер.

Однофакторный дисперсионный анализ выявляет эффект фактора количества детей на серийную организацию движений (F=5,14, p=0,006). Эта функция тем лучше сформирована, чем детей в семье больше, особенно значительные различия в ее состоянии выявлены между единственными детьми и теми, кто имеет двух и более сиблингов (p=0,013). В таблице 1 приведены результаты попарных сравнений групп.

Таблица 1

Показатели серийной организации движений в зависимости от количества детей в семье

Название показателя Количество Уровни различий

детей в семье

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Динамический праксис: 2,50 2,77 2,64 0,040*

автоматизированность выполнения 1

программы правой рукой

Динамический праксис: серийная 2,56 2,64 3,00 0,048* 0,014*

организация 1 программы правой

рукой

Динамический праксис: усвоение 2 2,68 3,05 3,29 0,003** 0,000**

программы правой рукой

Динамический праксис: серийная 2,67 3,03 3,14 0,001** 0,007**

организация 2 программы правой

рукой

Чем больше детей в семье, тем лучше формируются кинетические компоненты двигательного акта. Новые двигательные навыки быстрее усваиваются и лучше автоматизируются. Поскольку высшие психические функции формируются в деятельности, можно предположить, что это объяснятся большей практикой детей из семей, где они не единственные, в сфере освоения и выполнения различных движений в процессе реализации бытовых навыков. Из таблицы видно, что основные различия как раз наблюдаются между единственными детьми и детьми, имеющими одного или нескольких братьев и сестер. Между членами выборки с одним и двумя-тремя сиблингами различий почти нет.

Хотя дисперсионный анализ не подтверждает существенного влияния фактора количества детей в семье на кинестетические функции, все-таки есть некоторые различия в выполнении соответствующих проб.

Таблица 2

Показатели кинестетических функций в зависимости от количества детей в семье

Название показателя Количество Уровни различий

детей в семье

1 2 3 1-2 2-3 1-3

Праксис позы пальцев - правая рука 3,7 3,8 3,9

Праксис позы пальцев - левая рука 3,0 3,3 3,5 0,038*

Слабость рук 0,7 0,6 0,6

Оральный праксис 4,2 4,0 4,3 0,028* 0,003**

Таблица 2 свидетельствует о том, что все показатели в группе 1, за исключением орального праксиса, несколько хуже, чем в других группах. Самая высокая продуктивность в пробах на праксис позы пальцев левой рукой обнаружена у детей с максимальным в нашей выборке количеством сиблингов. Сопоставление величин нейропсихологических индексов наглядно демонстрирует улучшение двигательных функций по мере увеличение числа сибсов (рис.2).

Рис 2. Значения нейропсихологических индексов в зависимости от количества детей в

семье

С учетом полученных результатов можно сделать вывод о том, что увеличение количества детей в семье стимулирует развитие у них двигательных функций. Это касается как кинестетических, так и, особенно, кинетических аспектов движения. Эти данные совпадают с ранее опубликованными сведениями о неравномерности развития интеллектуальных функций у детей из многодетных семей, об их отставании в показателях вербальных функций и об опережающем развитии у них невербальных возможностей (Думитрашку Т.А., 1996). Динамический и кинестетический праксис являются компонентами высших психических функций, при этом они невербальны. Наши данные также говорят о том, что по характеристикам вербальных функций лидируют единственные дети. В тоже время, они отстают в уровне сформированности серийной организации движений не только от сверстников, имеющих двух-трех сибсов, но и от детей из двухдетных семей. Поскольку высшие психические функции социально опосредованы и формируются в деятельности и обучении, можно предположить, что социальная ситуация развития, складывающаяся в семье с

несколькими детьми, не способствует развитию вербальных функций, но предполагает более активное вовлечение детей в осуществление бытовых навыков, требующее использования различных видов физической активности, и, как результат, развивающее двигательную сферу.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Методики нейропсихологического исследования детей [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.Н.Полонская, Н.М. Пылаева, М.Ю.Максименко //Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под.ред Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: Секачев, 2012. С.11-33

2. Гавриш Н.В. Школьная успеваемость и конфигурация семьи / Н.В.Гавриш, И.В.Зырянова, С.Б.Малых и др. // Школа здоровья. - 1994. - Т.1. № 1. - С. 37-49.

3. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 135-142

4. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 104-113

5. Канаева Л.А. Академические достижения детей из многодетных семей // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8.- 1217-1221 с.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р.Лурия. - 3-е изд.- М.: Академический проект.- 2000. - 512 с.

7. Фотекова Т.А. Возрастные, половые и индивидуально - типологические особенности высших психических функций в норме / Т.А. Фотекова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - 168с.

8. Черткова Ю.Д. Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.10.2015).

9. Black S. E., Devereux P. J., Salvanes K. G. The More the Merrier? The Effect of Family Composition on Children's Education. Bonn. Discussion Paper No. 1269. 2004. 48с.

10. Zajonc R., Marcus H., Marcus G. The order puzzle // J. Personal. and Soc. Psychol. 1979. N 37(8). P. 1325 - 1341.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Лузько Алена Владимировна,

аспирант кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы

ул. Московская, д. 15 220070 г. Минск, Беларусь lusiko. alena@mail. ru

В последнее время в современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется проблеме стресса и стрессоустойчивости человека. Ведь ежедневно, каждому из нас, приходится сталкиваться с большим потоком информации, требующей немедленной переработки. Стрессу подвержены все категории населения, в том числе и студенческая молодежь.

Среди основных причин возникновения стрессовых ситуаций у студентов, можно выделить следующие: выбор профессии и подготовка к будущей профессиональной деятельности, смена привычного круга общения (одноклассники) и социализация в новом коллективе (однокурсники), достижение эмоциональной независимости от

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.