Научная статья на тему 'Влияние порядка рождения на развитие невербальных и вербальных функций у детей дошкольного возраста'

Влияние порядка рождения на развитие невербальных и вербальных функций у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ И ВЕРБАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ / СИБЛИНГИ / ФУНКЦИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / ФУНКЦИИ ОБРАБОТКИ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ / СЛУХОВОЙ / ЗРИТЕЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ / VERBAL AND NONVERBAL FUNCTIONS / BIRTH ORDER / SIBLINGS / PROGRAMMING FUNCTIONS / PROCESSING FUNCTIONS OF KINESTHETIC / ACOUSTIC / VISUAL AND VISUAL-SPATIAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Марина Сергеевна

Целью исследования было выявить влияние порядка рождения на развитие невербальных и вербальных функций у детей дошкольного возраста. Были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурией. В экспериментальном исследовании мы рассмотрели различие невербальных и вербальных функций детей дошкольного возраста в зависимости от порядка рождения по отдельным показателям и выявили следующие результаты: наибольшему влиянию порядку рождения детей подвержены функции с длительным периодом формирования: передние и левополушарные, в том числе программирование и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIRTH ORDER INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF VERBAL AND NONVERBAL FUNCTIONS WITH PRESCHOOL CHILDREN

The aim of the research was to elicit birth order influence on the development of verbal and nonverbal functions with preschool children. There were used neuropsychological examination techniques developed by A.R. Luria. In the experimental study we examined the difference between verbal and nonverbal functions with preschool children depending on the birth order according to specific series. There were found out the following results: most affected by birth order appeared to be functions with long formation period such as frontal and sinistrocerebral, including programming and control.

Текст научной работы на тему «Влияние порядка рождения на развитие невербальных и вербальных функций у детей дошкольного возраста»

ВЛИЯНИЕ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ И ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Платонова Марина Сергеевна

аспирант 2 курса «клиническая психология» Хакасский государственный

университет Республика Хакасия г. Абакан

E-mail: s.mariana @list.ru

BIRTH ORDER INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF VERBAL AND NONVERBAL FUNCTIONS WITH PRESCHOOL CHILDREN

Marina Platonova

second year post graduate student of Clinical Psychology Specialty, Khakass State

University, Abakan

АНОТАЦИЯ

Целью исследования было выявить влияние порядка рождения на развитие невербальных и вербальных функций у детей дошкольного возраста. Были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурией. В экспериментальном исследовании мы рассмотрели различие невербальных и вербальных функций детей дошкольного возраста в зависимости от порядка рождения по отдельным показателям и выявили следующие результаты: наибольшему влиянию порядку рождения детей подвержены функции с длительным периодом формирования: передние и левополушарные, в том числе программирование и контроль.

ABSTRACT

The aim of the research was to elicit birth order influence on the development of verbal and nonverbal functions with preschool children. There were used neuropsychological examination techniques developed by A.R. Luria. In the experimental study we examined the difference between verbal and nonverbal functions with preschool children depending on the birth order according to specific series. There were found out the following results: most affected by birth order appeared to be functions with long formation period such as frontal and sinistrocerebral, including programming and control.

Ключевые слова: невербальные и вербальные функции; порядок рождения; сиблинги; функции программирования; функции обработки кинестетической; слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации.

Keywords: verbal and nonverbal functions; birth order; siblings; programming functions; processing functions of kinesthetic, acoustic, visual and visual-spatial information.

Многочисленные исследования развития интеллекта у детей показывают, что показатели невербального и вербального интеллекта в равной мере детерминированы генотипом, но изменчивость вербального интеллекта в большей мере обусловлена семейной средой [3]. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. В развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, и порядок рождения здесь один из определяющих факторов развития ребенка [2].

В дошкольном возрасте высшие психические функции развиваются по принципу системности, дифференциации и гетерохронности. В ходе развития ребенка изменяются структура и соотношение психических функций, их межполушарная организация. Структурные изменения происходят под влиянием увеличения роли речевого опосредования и регуляции психических функций, при активном включении в осуществление психических функций ассоциативных мозговых областей. Заметно дифференцируется вклад внутриполушарных областей в осуществление высших психических функций: большее участие правого полушария на начальных этапах онтогенеза сменяется увеличением роли левополушарных структур [5]. Средовые изменения могут существенно сказаться на развитии высших психических функций ребенка. «Чем длительнее действовал в жизни индивида какой-либо фактор

окружающей среды, тем труднее устранить его последствия. Условия, определяемые окружающей средой, не всегда можно исправить. Действующие в течение многих лет неблагоприятные жизненные факторы могут нанести непоправимый ущерб интеллектуальному и эмоциональному развитию индивида» [4].

Несмотря на актуальность проблематики, в нейропсихологии детского возраста подобных исследований не представлено, что нельзя сказать о психологии индивидуальных различий, где выявляется ряд этапов. Ранний этап был направлен на рассмотрение порядка рождения и его влияние на личностные черты человека, уровень школьной адаптации, качество контактов со сверстниками, а также различные аспекты жизни во взрослом возрасте (выбор супруга, риск развода, взаимоотношения с людьми (A. Adler, Ernst, Angst) Данные исследования выявили влияние порядка рождения на личностные характеристики, но не объяснили причины этого влияния. Второе направление исследований — это работы наличия сиблингов и их количества на интеллектуальное развитие детей (Zajonc R., Bargh J., Marcus H., Marcus G.) [8].

Было определено, что преимущество в вербальном интеллекте принадлежит первенцам. Имеется несколько теорий, объясняющих эти результаты. Одна из них — модель Зайонца и Маркуса [9]. Предполагается, что уровень интеллекта каждого ребенка в семье определяется средним уровнем интеллекта всех членов семьи на момент рождения ребенка. Первенцы находятся среди взрослых людей, обучаясь с их помощью. Когда у них появляются младшие сиблинги, первенцы, как старшие, обучая их, развивают свой интеллект, поэтому их интеллектуальные показатели выше, чем у последующих детей в семье.

Есть и другие теории — например, теория истощения ресурсов. С каждым последующим ребенком происходит уменьшение ресурсов семьи — материального уровня, возможностей родителей уделять ребенку внимание и т. д., что приводит к снижению интеллекта каждого последующего ребенка.

Механизм действия фактора очередности рождения недостаточно изучен, предполагаемые причины — в количественной и качественной специфике общения с окружающими каждого ребенка, находящегося в определенной сиблинговой позиции.

Целью нашего исследования было выявить влияние порядка рождения на развитие невербальных и вербальных функций у детей дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось в 2012 году на базе Муниципального Детского Учреждения. В исследовании приняло участие 70 детей, в возрасте от 5—6лет. Из них 44 ребенка рожденных первыми и 26 детей рожденных вторыми.

Нами были использованы методы: сравнительно-сопоставительный анализ литературы; методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурией и адаптированные в лаборатории нейропсихологии психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Т.В. Ахутина и др.) [1]. Для оценки вербальных функций применялись проб для исследования слухоречевой памяти, верабального мышления и методика обследования речи Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной [6].

При обследовании использовались нейропсихологические пробы направленные 1) на изучение состояния невербальных функций: функций программирования и контроля произвольных действий, серийной организации движений, функций обработки кинестетической, слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации; 2) вербальных функций: моторная реализация высказывания, грамматический строй речи, связанная речь, номинативная функция речи, импрессивная речь, понимание логико-грамматических конструкций и слухоречевые функции.

Приводятся используемые методы статистической обработки данных: на основе пакета программ SPSS for Windows c использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, многофакторный анализ MANOVA.

В экспериментальном исследовании мы рассмотрели различия невербальных функций в зависимости от порядка рождения по отдельным показателям и выявили следующие результаты. Высокий уровень значимости характеризует различия в состоянии функций программирования и контроля произвольных форм деятельности, а так же функций зрительного восприятия. У детей рожденных первыми, функции программирования и контроля развиваются успешнее, за счет более высокой возможности подчинять свои действия речевой инструкции, регулировать их, отмораживая непосредственные реакции.

В функциях зрительного восприятия у детей, рождённых вторыми продуктивность опознавания зашумленных изображений ниже, так же у детей данной группы чаще встречаются ошибки при опознавании изображений. На формирование кинестетических функций и зрительно-пространственных функций влияние порядка рождения выявлено на уровне тенденции. По отдельным показателям данных функций у детей, рожденных, первыми выявлены статистически лучшее результаты. На формирование функций серийной организации движения и слуховых — неречевых функций, влияние порядка рождения не выявлено.

У детей рождённых вторыми левополушарные функции развиваются хуже, за счет более низких показателей в пробах праксиса позы пальцев правой руки, а так же чаще встречающихся «левополушарных ошибок». Так же у детей рожденных вторыми выявлен низкий показатель и правополушарных функций. То есть у детей данной группы часто встречаются сложности в объединение частей в единое целое им свойственно несоблюдение контура образца показатели передних функций у детей, рожденных первыми выше за счет более успешных функций программирования и контроля.

Высокий уровень значимости характеризует различия в состоянии задних функций. За счет низкого уровня в показателях зрительного восприятия, кинестетических и зрительно пространственных функций у детей рожденных

вторыми. Таким образом, у детей рожденных первыми развитие невербальных функций происходит успешней.

Так же мы провели сравнительный анализ вербальных функций. Все речевые показатели в той или иной степени подвержены влиянию порядка рождению.

Высокий уровень значимости характеризует различия в моторной реализации высказывания, грамматическом строе речи и слухо-речевых функциях. У детей рожденных вторыми показатели моторной реализации высказывания значительно ниже за счет худших показателей звуковой структуры слова и орального праксиса.

Так, дети рожденные, первыми более успешно усвоили сложную систему грамматических закономерностей. И формирование слухоречевой памяти у них происходит оптимальнее. Такие показатели как словообразовательные процессы, номинативная функция речи, связанная речь, а так же импрессивная речь и понимание логико-грамматических конструкций имеют межгрупповые различия.

По всем речевым показателям дети рожденные, вторыми отстают от своих сверстников из другой группы. Проанализировав состояние высших психических функций, у детей двух групп мы пришли к выводу, что:

1. Порядок рождения действительно оказывает влияние на успешность развития тех или иных невербальных функций.

2. Функциональное состояние, как передних, так и задних отделов мозга у детей рожденных вторыми менее благополучно, чем у детей рожденных первыми.

3. Наибольшему влиянию порядку рождения детей подвержены функции с длительным периодом формирования: передние и левополушарные, в том числе программирование и контроль, и особенно слухо-речевые функции.

4. На серийную организацию движений, а так же слуховых неречевых функций, влияние порядка рождения не выявлено.

5. Порядок рождения в большей степени влияет на успешность развития

вербальных функций, так как все речевые показатели без исключения

достигают статистических различий.6.Формирование вербальных функций у

детей, рожденных первыми, идет более благополучно.

Список литературы:

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] М.: Академия, 22. — 64 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст]: учеб. пособие/Л.С. Выготский. М.: Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей[Текст]: учеб. пособие /В.Н. Дружинин. М.: Академия, 1999. — 292 с.

4. Карацуба Т.К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. [Текст] М., 1998. — 160 с.

5. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. [Текст] М. Изд-во МГУ, 2005. — 190 с.

6. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие [Текст]: / Т. А. Фотекова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 85 с.

7. Belmont L. Birth order, intellectual competence, and psychiatric status // Journal of Individual. Psychology. — 1977. — № 33(1). — P. 97—104

8. Koch L. The relation of primary mental abilities in five- and six-year-olds to sex of child and characteristics of his sibling // Child Development. — 1954. — Vol. 25. — P. 209.

9. Zajonc R.B., Markus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological — P. 74—88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.