Научная статья на тему 'Стрессоустойчивость в студенческой среде'

Стрессоустойчивость в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
896
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / УЧЕБА / STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лузько Алена Владимировна

Стресс это неизбежный компонент современной жизни. Определенный уровень стресса необходим для оптимального функционирования человека. Однако длительное воздействие стрессовых факторов и не умение справиться со сложившейся ситуацией может привести к снижению эффективности и качества учебы, работы, на этом фоне возникнут нарушения сна, аппетита; депрессия; склонность к аддиктивному поведению. В работе исследована работа со студенческой молодежью направленная на повышение уровня стрессоустойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS TOLERANCE AMONG STUDENTS

Stress is an inevitable component of modern life. A certain level of stress is necessary for optimal human functioning. However, prolonged exposure to stress factors and not the ability to cope with the current situation could lead to a decrease in the efficiency and quality of education, work, against this background, any sleep disturbance, appetite; depression; propensity to addictive behavior. We have studied the work with students aimed at increasing the level of stress

Текст научной работы на тему «Стрессоустойчивость в студенческой среде»

несколькими детьми, не способствует развитию вербальных функций, но предполагает более активное вовлечение детей в осуществление бытовых навыков, требующее использования различных видов физической активности, и, как результат, развивающее двигательную сферу.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Методики нейропсихологического исследования детей [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.Н.Полонская, Н.М. Пылаева, М.Ю.Максименко //Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под.ред Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: Секачев, 2012. С.11-33

2. Гавриш Н.В. Школьная успеваемость и конфигурация семьи / Н.В.Гавриш, И.В.Зырянова, С.Б.Малых и др. // Школа здоровья. - 1994. - Т.1. № 1. - С. 37-49.

3. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 135-142

4. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 104-113

5. Канаева Л.А. Академические достижения детей из многодетных семей // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8.- 1217-1221 с.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р.Лурия. - 3-е изд.- М.: Академический проект.- 2000. - 512 с.

7. Фотекова Т.А. Возрастные, половые и индивидуально - типологические особенности высших психических функций в норме / Т.А. Фотекова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - 168с.

8. Черткова Ю.Д. Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.10.2015).

9. Black S. E., Devereux P. J., Salvanes K. G. The More the Merrier? The Effect of Family Composition on Children's Education. Bonn. Discussion Paper No. 1269. 2004. 48с.

10. Zajonc R., Marcus H., Marcus G. The order puzzle // J. Personal. and Soc. Psychol. 1979. N 37(8). P. 1325 - 1341.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Лузько Алена Владимировна,

аспирант кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы

ул. Московская, д. 15 220070 г. Минск, Беларусь lusiko. alena@mail. ru

В последнее время в современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется проблеме стресса и стрессоустойчивости человека. Ведь ежедневно, каждому из нас, приходится сталкиваться с большим потоком информации, требующей немедленной переработки. Стрессу подвержены все категории населения, в том числе и студенческая молодежь.

Среди основных причин возникновения стрессовых ситуаций у студентов, можно выделить следующие: выбор профессии и подготовка к будущей профессиональной деятельности, смена привычного круга общения (одноклассники) и социализация в новом коллективе (однокурсники), достижение эмоциональной независимости от

13

родителей, проблемы с финансами и жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, подготовка к семейной жизни, учебная деятельность (сессии, зачеты, экзамены, неуспеваемость и др.). Значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки ложатся на психику молодого человека, зачастую не до конца окрепшую, ранимую. При этом очень важен тот факт, каким уровнем стрессоустойчивости обладает студент, ведь от этого зависит его реакция на напряженную стрессовую ситуацию. Студенты с низким уровнем стрессоустойчивости более склонны к формированию таких «побочных эффектов», как депрессия, нарушения сна, склонность к аддиктивному поведению.

Исследование стрессоустойчивости, согласно О.В. Лозгачевой, осуществляется в трех направлениях:

традиционно-аналитическое - данное направление опирается на разделе психики по признаку качественного своеобразия на познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Здесь психологическая обусловленность стрессоустойчивости раскрывается через частные оценки устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств (мнемических, аттенционных и др.). При этом, чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации и значительнее диапозон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться (В.Д. Небылицын, В.В. Суворова, И.П. Павлов, В.В. Суворова, Б.М. Теплов, О.А. Черникова и др.);

системно-регулятивное - подразумевает «вычленение» психических процессов в связи с их непосредственной функцией в регуляции деятельности. Психические процессы здесь рассматриваются как функциональные звенья (регулирующие функции), образующие систему психической регуляции деятельности. От степени совершенства процессов регуляции зависит успешность, продуктивность, надежность и конечный исход любого акта произвольной активности (О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Щадриков и др.);

системно-структурное - предполагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся в некоторых пределах среды. Закономерности индивидуального развития не могут быть полностью выявлены, если рассматривать устойчивость к стрессу только как сохраняемость определенных состояний. Устойчивость, в отличие от сохранения, носит активный характер. Данное направление является самым распространенным и широко представленным в научной литературе (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, Б.А. Вяткин, Л.В. Куликов, Ли Канг Хи, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, С.В. Субботин, Н.В. Суворова и др.).

При этом автор отмечает, что вышеперечисленные направления не противоречат друг другу, а скорее являются взаимодополняющими [1, С. 31].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

Вместе с тем, раскрытие полной сущности понятия «стрессоустойчивость» не возможно без рассмотрения ее структурных компонентов. Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившемся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Исходя из этого, стрессоустойчивость можно рассматривать как динамическую структуру.

Согласно результатам исследований М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко, стрессоустойчивость представляет собой единство компонентов: мотивационного, эмоционального, волевого (выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствии с требованиями ситуации), интеллектуального (оценка и

определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий) [2, С. 59-60].

В научной работе Н.И. Бережной, направленной на исследование устойчивости к стрессу у оперативных сотрудников таможенных органов, стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического (включающего в себя тип, свойства центральной нервной системы), мотивационного (сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость), эмоционального опыта личности (накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций), волевого (выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач); интеллектуального (оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий) [3].

Интересным представляется исследование Р.М. Шагиева, в котором он исследовал структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности. Согласно его работе, структура стрессоустойчивости спортсмена может быть представлена следующими блоками, которые относятся к разным уровням интегральной индивидуальности: психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций); волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность, энергичность); особенности саморегуляции поведения (общий уровень саморегуляции поведения, планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость); мотивация (мотивация стремления к успеху) [2, С. 65].

В. М. Синишина, изучая структуру стрессоустойчивости у спасателей, выделила в ней следующие компоненты:

мотивационный компонент: мотивы, связанные с отношением к профессиональному усовершенствованию; осознанность и выраженность профессиональной направленности личности; мотивы связанные с развитием профессионально-значимых качеств спасателя; мотивы достижения успеха.

когнитивный компонент - предметно-специфические знания; знания о динамическом развитии профессиональной среды; знание о принципах, направлениях профессиональной деятельности; знание о соответствии собственных личностных качеств требованиям профессии;

коннотативный компонент - владение средствами организации и творческого решения задач предстоящей деятельности; умения и навыки профессиональной устойчивости поведения; умение перестраивать поведение и деятельность в реальных условиях обстановки (адаптивные возможности личности);

рефлексивно-ценностный компонент - способность к рефлексии; ценностные ориентации профессиональной деятельности; готовность к продуктивному общению и установления доверительных отношений (уровень развития коммуникационной сферы и эмпатии);

регуляторно-волевой компонент - волевая регуляция в процессе деятельности; способность к саморегуляции; волевая регуляция в процессе профессионализации; уровень развития саморегуляции;

операционный компонент - волевая регуляция предстоящей деятельности; способность к саморегуляции; волевая регуляция на этапе саморазвития; саморегуляция [4].

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогических исследований, мы систематизировали полученные положения и выводы о структуре стрессоустойчивости и представили ее как совокупность следующих компонентов: психофизиологический

15

(свойства центральной нервной системы, тип темперамента, степень нервно-психического напряжения; определяет запас энергетических возможностей человека); мотивационный (устремленность личности на достижение поставленной задачи); когнитивный (особенности мышления, внимания, памяти); поведенческий (тип локус контроля, зависимое поведение); эмоционально-волевой (уровень тревожности, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, выдержка, саморегуляция, самоконтроль). Обратим внимание на то, что все перечисленные структурные компоненты стрессоустойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

С целью выявить уровень стрессоустойчивости у студентов, было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие обучающиеся Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. В исследовании приняли участие 106 респондентов. Разделение по половому признаку было следующим: 34,90 % (37 респондентов) составили лица женского пола, 65,09 % (69 респондентов) - лица мужского пола. Возраст обследуемых от 17 до 22 лет.

Для исследования уровня стрессоустойчивости у студентов применялся стресс тест Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова. Согласно данной методике, можно выделить высокий, средний и низкий уровни стрессоустойчивости, а также сильнейшее состояние стресса.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно отметить, что у 22,64% респондентов выявлен низкий уровень стрессоустойчивости. Средний уровень стрессоустойчивости - у 33,96%% опрошенных, высокий уровень стрессоустойчивости - у 43% респондентов. Сильнейшее состояние стресса выявлено не было. Дальнейший анализ проведенного исследования показал, что имеются существенные отличия в уровнях стрессоустойчивости студентов по половому признаку: так было выявлено, что высокий уровень стрессоустойчивости присущ в большей степени юношам (47,82%), в то время как у девушек высокий уровень стрессоустойчивости составил всего (35,13%). Для девушек в большей степени характерен средний уровень (45,95%) стрессоустойчивости, у юношей он составил (27,54%). Низкий уровень стрессоустойчивости у девушек - 18,92%, а у юношей - 24,64%. Примечателен тот факт, что уровень стрессоустойчивости у юношей значительно выше, чем у девушек. Данному явлению есть физиологическое объяснение: женщины более подвержены стрессу. Женский организм в отличие от мужского выбрасывает в организм больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. Также как и реакция на стресс у мужчин и женщин разная, так и последствия от воздействия стрессовых факторов различны. Если девушки чаще всего испытывают головные боли, нервозность, нарушения сна и аппетита, страдают от депрессии, то последствия для студентов-юношей более серьезны: поскольку они менее эмоциональны, то свою напряженность, психологический дискомфорт они пытаются заместить алкоголем, наркотиками, никотином. А в последнее время очень актуальным способом «расслабления» для юношей является компьютерная игра, которая только на первый взгляд кажется менее безобидной, чем алкоголь и наркотики. В стрессовом состоянии, когда все силы организма ослаблены, многие юноши чрезмерно увлекаются компьютерными играми, что в свою очередь может привести к игровой компьютерной зависимости.

Таким образом, стресс - это неизбежный компонент современной жизни. Доза стресса необходима для оптимального функционирования человека, поскольку многие, попадая в жесткие обстоятельства, находясь в состоянии сильнейшего напряжения, начинают работать и учиться продуктивнее. Более того, постоянное развитие человека невозможно без достаточно стрессового выхода из зоны комфорта. Однако длительное воздействие стрессовых факторов и не умение справиться со сложившейся ситуацией может привести к прямо пропорциональному эффекту: снизится эффективность и 16

качество учебы, работы, на этом фоне возникнут нарушения сна, аппетита; депрессия; склонность к аддиктивному поведению. Следовательно, работа со студенческой молодежью должна предполагать профилактические мероприятия, направленные на повышение уровня стрессоустойчивости и может включать в себя психолого-педагогические тренинги, консультативную работу, пропаганду разнообразных способов здорового образа жизни.

Литература

1. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. - Тамбов, 2009. - 219 с.

2. Шагиев, Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Р.М. Шагиев. - Ярославль, 2009. - 180 с.

3. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-246.

4. Синишина, В.М. Психологический анализ структуры стрессоустойчивости спасателей [Электронный ресурс] // Психология и право, 2013. - № 3. URL: http: //psyjoumals.ru/psyandlaw/2013/n3/63809.shtml

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Кищенко Виктория Андреевна,

студентка Технического института (филиал), ФГАО ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова» 678000, Россия, РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Кравченко, 16,

E-mail: vika 7kakaamail. ru, Николаев Егор Васильевич, к.п.н., доцент каф. ПиМНО, Технического института (филиал) ФГАО ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова» 678000, Россия, РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Кравченко, 16,

E-mail: Egor Nikolae vamail. ru,

В наше время очень важно развивать у подростков творческое мышление т.к. в современном обществе повысились требования к формированию личности в процессе обучения, усложнилась и сама система образования, которая требует от ребенка решения нестандартных задач.

В подростковом возрасте все виды мышления достаточно развиты. В том числе и творческое. В современном мире подростки часто сталкиваются с задачами, которые требуют от них не стандартного решения, что и выявляет наличие у ребёнка умения креативно мыслить. В наше время особенно остро стоит проблема развития творческого мышления у подростков. Так как требования к умениям подростков с каждым годом ужесточаются.

Проблемой творческого мышления занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. К примеру, «Дж. Гилфорд рассматривает творческое мышление в двух значениях. Творческое мышление в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличающееся готовностью выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Творческое мышление в широком смысле слова - это способность отказываться от стереотипных способов мышления. По мнению Ф. Барона, творческое мышление - это творческие

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.