Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА КРАЙНЕГО СЕВЕРА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА КРАЙНЕГО СЕВЕРА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.В. Устюшин, О.И. Голикова, Т.С. Шушкова, Т.К. Татяшок, Б.М. Раеигулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientifically grounded sound regimen is required for schoolchildren, younger ones in particular, who most experience unfavourable environmental factors. Particular emphasis should be laid on the regulation of educational burden at primary school since the irrational distribution of classes leads to the development of fatigue mainly in young schoolchildren and hence to lower working capacities and poor comprehensibility. The investigations have supported the earlier data that the children show the strained body's functional status which is deteriorated by the influence of educational burden. The findings suggest that there is a need to elaborate scientifically grounded preventive measures to minimize the unfavourable influence of environmental factors in the North and to develop and implement the means that enhance adaptive capabilities of the children there.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА КРАЙНЕГО СЕВЕРА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

Настораживает и такой факт, что в целом по Мурманской области заболеваемость детей значительно превышает среднероссийские показатели по большинству классов болезней: костно-мы-шечной системы в 2,3 раза, новообразования — в 2,2 раза, болезни эндокринной системы в 2 раза, нервной системы и органов чувств в 1,9 раза, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки в 1,6 раза, органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни в 1,3 раза.

На основании полученных результатов научно обоснованы конструктивные принципы построения сбалансированных рационов и гигиенические рекомендации по рационализации питания детей, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, а также повышение резистентности организма к экстремальным факторам внешней среды.

Литература

1. Методы оценки и контроля нитаминной обеспеченности населения. — М., 1984.

2. Нормы физиологических потребностей в пишевых веше-ствах и энергии для различных групп населения СССР. - М.. 1991.

3. Оценка эффективности профилактической витаминизации учащихся средних школ: Метод, рекомендации / Сост. Кондратьева И. И. и др. — М., 1987.

4. Потребности в энергии и белке. — Женева, 1987.

5. Скурихчп И. М. // Вопр. питания. — 19S5. — № 2. — С. 66-69.

Поступила 29.07.96

S и in in а г у . Diets, energy expenditures, physical and mental performance. anthropometric indices, ascorbic acid excretion, and morbidity rates were studied in 7-9-ycar-old schoolchildren of Monchegorsk. Murmansk Region. The alimentary features found served as the basis for developing sanitary recommendations to optimize diets and to promote children's health.

Гигиена детей и подростков

«3 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.955:613.1(571.121)

Б. В. Устюишн, О. И. Голикова, Т. С. Шушкова, Т. К. Татяшок, Б. М. Раенгулов

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА КРАЙНЕГО СЕВЕРА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ

ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Москва; Окружной Центр санэпиднадзора Ямало-Ненецкого АО. Салехард

Состояние здоровья детей является одним из наиболее чувствительных и интегральных медико-биологических показателей, характеризующих качественные и количественные стороны влияния на организм среды обитания, процессов обучения, воспитания и отдыха. Особую остроту приобретает проблема сохранения здоровья детского контингента Крайнего Севера, где многофакторность климатических, социально-экономических и экологических воздействий носит чрезвычайный характер. В этих условиях, где "цена адаптации" достаточно высока, необходим разумный, научно обоснованный режим жизнедеятельности для школьников, особенно младшего возраста, которые наиболее подвержены влиянию неблагоприятных факторов. При этом особое внимание необходимо уделять регламентации учебных нагрузок в начальных классах, поскольку нерациональное распределение занятий приводит у младших школьников к развитию утомления и соответственно к снижению работоспособности и затруднению усвоения учебного материала [4, 5].

При разработке профилактических и корригирующих мероприятий необходимо учитывать экстремальность климатогеографических условий Севера, вызывающих у человека определенное напряжение деятельности организма, укладывающееся в понятие "синдром полярного напряжения" [3]. Это выражается в своеобразных изменениях и особенностях функционального состояния, определенных отклонениях от среднеевропейских норм деятельности ведущих систем орга-

низма. Степень напряжения функционального состояния детей, являясь одной из важнейших характеристик здоровья, сигнализирует о развитии донозологических изменений и позволяет с наибольшей эффективностью применять профилактические и оздоровительные меры.

Учитывая вышеизложенное, в настоящей работе поставлена задача установить причинно-след-ственную зависимость функционального состояния организма младших школьников от факторов учебного процесса, климата и среды обитания.

Основой методологии проведения исследований является комплексный подход к оценке показателей ведущих систем организма — нервной, сердечно-сосудистой, внешнего дыхания и терморегуляции, — позволяющий характеризовать влияние не только климатических условий, но и школьной нагрузки на организм учащихся на индивидуальном и групповом уровнях, оценить степень их напряжения и установить критерии фи-зиолого-гигиенического нормирования учебного процесса.

С этой целыо было проведено обследование школьников 1—3-го классов двух школ Салехарда (146 детей 7—9 лет) до и после занятий в школе с оценкой функционального состояния кар-диореспираторной системы по общепринятым методикам. Регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частоту дыхания (ЧД) , минутный объем дыхания (МОД), рассчитывали ударный и минутный объемы крови (УОК, МОК), периферическое сопро-

- и -

Показатели теплового состояния детей младшего школьного возраста на Севере и в средней полосе в условиях помещений

(температура воздуха 20—22°С), М ± т

Дети ня Севере | Дети в средней полосе

мальчики девочки мальчики девочки

Температура тела. *С 36,5 ± 0,2 36,6 ± 0.1 36.6 ± 0,1 36,6 ± 0.1

Температура кожи. "С:

лба 32.6 ± 0.2* 32.5 ± 0.3* 33,9 ± 0,3 34.2 + 0.2

груди 33,9 ± 0.3* 33,4 ± 0,2* 35,1 ± 0,2 34.8 ± 0,3

кисти 28.7 ± 0.5* 29.8 ± 0,4* 30.4 ± 0.6 31.8 ± 0,5

бедра 32.8 ± 0.3* 31.2 ± 0.2* 33,3 ± 0,3 32.6 ± 0.2

голени 30.7 ± 0.5* 30.3 ± 0.4* 32.8 ± 0.3 31.9 ± 0.3

стопы 30.1 ± 0.6* 29.7 ± 0,7* 31.9 ± 0.4 35,2 ± 0.5

Градиент:

грудь — кисть 5,2 ± 0.3 3.6 ± 0.2 4,3 ± 0.1 3.0 ± 0,2

грудь — стопа 3.8 ± 0.2 3,7 ± 0,3 3.2 ± 0.2 3,6 ± 0.3

Средневзвешенная температура кожи, 'С 32,0 ± 0,2* 31.8 ± 0,2* 33.2 ± 0.3 32,9 ± 0.2

Примечание. Звездочка — показатели статистически достоверны (/> < 0,01).

тивление сосудов (ПСС) коэффициент Квааса, определяли топографию кожных температур |2].

Микроклиматические условия большинства помещений двух общеобразовательных школ Салехарда, в том числе и медпункта, где проводили обследование школьников, характеризовались комфортными температурами воздуха, низким уровнем относительной влажности (18—20%), незначительной подвижностью воздуха (до 1 м/с) и барометрическим давлением, соответствующим показателям на открытой территории.

Наиболее закономерной реакцией системы кровообращения на учебную нагрузку считается снижение максимального и минимального артериального давления к концу учебного дня без уменьшения пульсового давления (ПД). Подобные сдвиги прослеживались в основном в начале недели и являлись отражением влияния гиподинамии.

Неблагоприятная реакция сердечно-сосудистой системы выражалась в снижении максимального и повышении минимального артериального давления с уменьшением пульсового давления. Такие изменения характерны для детей с явными признаками утомления и заложены в градации ее степени [1]:

0 степень (утомление не выражено) — увеличение ПД;

1 степень утомления — снижение ПД на 10—

20%;

II степень утомления — снижение ПД более чем на 20%.

Адаптивные возможности сердечно-сосуди-стой системы оценивали по ЧСС и отношению ее к систолическому и пульсовому давлению (коэффициент Квааса). При этом уменьшение этого коэффициента рассматривали как благоприятную реакцию, а увеличение указывало на снижение адаптивных возможностей.

Проведенные исследования показали, что в исходном состоянии в условиях теплового комфорта у детей отмечалось выраженное напряжение тер-морегуляторных механизмов, о чем свидетельствуют более низкие температуры кожи, более высокий уровень теплового потока с поверхности тела, больший градиент температур кожи туловища и конечностей по сравнению с детьми, проживающими в средней полосе (см. таблицу).

Участие кардиореспираторной системы в тер-морегуляторных процесса* приводит к ее дополнительной нагрузке. Это выражается в более высоком уровне АД, общего и удельного ПСС, в росте МОК (более 3,0 л/мин) и свидетельствует о повышении тонуса прекапиллярного русла и увеличении уровня метаболизма.

Со стороны респираторной системы выявлена гиперфункция за счет увеличения частотно-объемных показателей, превышающих необходимые для данного уровня энергозатраты. Это объясняется, с одной стороны, определенной адаптационной перестройкой системы внешнего дыхания под влиянием холодовых воздействий и низкой влажности воздуха, направленной на обеспечение повышенных потребностей организма, а с другой — включением легочного аппарата в процессы физической терморегуляции.

Анализ динамики среднегрупповых значений показателей сердечно-сосудистой системы в процессе учебного дня выявил снижение уровня ПД, степень выраженности которого увеличивалась в зависимости от учебной нагрузки от 1-го к 3-му классу. В соответствии с принятой градацией эти изменения ПД укладывались в ранг утомления I степени, восстановление после которого возможно при условии полноценного отдыха между учебными днями.

В то же время наблюдаемое увеличение коэффициентов ЧСС/АСД и ЧСС/ПД на 20 и более процентов можно квалифицировать как развитие утомления II степени, которое развивается у детей после окончания 1-й смены. Это свидетельствует о большей чувствительности данных показателей при определении степени утомления и о необходимости внесения дополнений в принятую классификацию.

Таким образом, проведенные исследования прежде всего подтвердили полученные ранее данные о развитии на Севере определенного напряжения функционального состояния организма детей, которое усугубляется воздействием факторов учебной нагрузки. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы в направлении разработки научно обоснованных мероприятий профилактического характера, направленных на снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания на Севере, а также на

разработку и внедрение средств, повышающих адаптивные возможности детского организма.

Выводы. 1. Выявлено определенное напряжение терморегуляторных механизмов у младших школьников Салехарда при обследовании в условиях теплового комфорта, которое характеризуется более низкими кожными температурами, более высоким уровнем теплового потока с поверхности тела, большим градиентом температур кожи туловища и конечностей по сравнению с детьми, проживающими в средней полосе. Это расценивается как адаптивная перестройка терморегулятор-ного аппарата под влиянием средовых воздействий, основными факторами риска которых являются холод и низкая влажность воздуха.

2. Установлено активное участие кардиореспи-раторной системы в процессах терморегуляции. Эта дополнительная нагрузка (наряду с выполнением своих специфических функций и обеспечением повышенных метаболических потребностей организма) приводит к гиперфункции внешнего дыхания, к повышению артериального давления, периферического сопротивления сосудов и увеличению минутного объема крови. Такая приспособительная перестройка кардиореспираторной системы, целесообразная с точки зрения обеспечения жизнедеятельности организма детей в условиях Севера, способствует неэкономному расходованию функционального резерва организма и риску возникновения различных адаптационных нарушений.

3. Учебный процесс вызывает у младших школьников развитие различной степени утомле-

ния в зависимости от учебной нагрузки (от 1-го к 3-му классу) и режимов обучения (1—2-я смены). Это выражается снижением пульсового давления и коэффициента ЧСС/ АДС на 10%, а коэффициента Квааса до 20%. У девочек наблюдаются более неблагоприятные результаты исследуемых показателей по сравнению с мальчиками, что говорит о большей физиологической значимости для них учебной нагрузки.

Л и тс ратура

1. Аболенская А. В.. Самохвалова В. П.. Балясникова Т. В. // Но», исслед. по возрастной физиологии. — 1988. — № 2 (31). - С. 66-69.

2. Методика психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов / Маришук В. Л. и др. — М., 1990.

3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск. 1930.

4. Нормализация учебной нагрузки школьников / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. — М.. 19S8.

5. Поленова М. А. Гигиеническое обоснование организации учебной и внеучебпой деятельности школьников: Аито-рсф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1995.

Поступил;! 23.12.97

Summary. The scientifically grounded sound regimen is required for schoolchildren, younger ones in particular, who most experience unfavourable environmental factors. Particular emphasis should be laid on the regulation of educational burden at primary school since the irrational distribution of classes leads to the development of fatigue mainly in young schoolchildren and hence to lower working capacities and poor comprehensibility. The investigations have supported the earlier data that the children show the strained body's functional status which is deteriorated by the influence of educational burden. The findings suggest that there is a need to elaborate scientifically grounded preventive measures to minimize the unfavourable influence of environmental factors in the North and to develop and implement the means that enhance adaptive capabilities of the children there.

й КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1957 УДК 613.955:616.995.132.81-07

А. В. Маркин, Т. В. Терехова, А. А. Стругова

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЭНТЕРОБИОЗОМ

Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии

В последние годы факторам риска, приводящим к развитию заболеваний, уделяется не меньшее внимание, чем таким конечным показателям здоровья, как заболеваемость и смертность. В этих условиях большое значение приобретает их качественная и количественная оценка, очень важная для дополнения и углубления различных аспектов, характеризующих состояние здоровья населения |1]. Ранее нами |4] высказывалось мнение о том, что на заболеваемость школьников эн-теробиозом, помимо плохих жилищных условий, большого численного состава семьи, образования родителей и ряда других причин, может оказывать влияние и неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние учебных заведений. В связи с этим целыо настоящей работы явилось изучение отдельных факторов внутришкольной среды, определяющих постоянный риск заражения учащихся энтеробиозом.

Эти исследования имеют несомненную актуальность, поскольку известно [5), что сегодня только около трети школ России полностью бла-

гоустроены (в сельской местности 18,2%), 29,4% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 6,2% — находятся в аварийном состоянии, 37,9% — не имеют водопровода, 29,4% — отопления. Более половины сельских школ не имеют канализации. Катастрофическая нехватка средних учебных заведений, связанная, в частности, с усилившимися процессами урбанизации, приводит к тому, что 22,4% учащихся вынуждены заниматься во 2-ю или даже 3-ю смену, а на одного школьника приходится в среднем 2,8 м2 учебной площади, что в 1,5 раза ниже нормативов. Замечено также [7], что действие неблагоприятных факторов внутри-школьной среды увеличивается с 12,6% в начальной школе до 20,5% в средней. Естественно, что такая ситуация в конечном счете определяет как высокую общую заболеваемость детей, так и значительную заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями, первое место среди которых уже много лет занимает энтеробиоз.

Проведено обследование (паспортизация) 20 общеобразовательных школ, расположенных в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.