Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ МОНЧЕГОРСКА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ МОНЧЕГОРСКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diets, energy expenditures, physical and mental performance, anthropometric indices, ascorbic acid excretion, and morbidity rates were studied in 7-9-year-old schoolchildren of Monchegorsk. Murmansk Region. The alimentary features found served as the basis for developing sanitary recommendations to optimize diets and to promote children's health.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ МОНЧЕГОРСКА»

Масса тела выше нормы у детей 5—6-х классов была отмечена в два раза чаше, чем у школьников 9—10-х классов. Масса тела ниже нормы отмечалась несколько чаще в группе старшеклассников.

На вопрос "сколько раз в день питаетесь" 92 (61,7%) школьника ответили — 3 раза в день. Среди учащихся 5—6-х классов таких ответов было 34 (49,2%), а среди учащихся 9—10-х классов — 58 (66%). 4 раза в день пищу принимали 39 (26,7%) школьников, причем четырехразовый прием пищи у детей 5—6-х классов составил 32,5%, у детей 9—10-х классов — 21,1%. Пятикратный прием пищи у детей 5—6-х классов отмечен в 1,5 раза чаще, чем у детей 9—10-х классов. Эти различия, по-видимому, можно объяснить более высокой двигательной активностью учащихся 5—6-х классов.

На вопрос "сколько раз принимаете пишу в школьной столовой" ответили 148 опрошенных. Среди них питались в школе 1 раз — 144 (97,2%), из них 80 (54%) старшеклассников и 64 (43,2%) младших школьников, причем все они шестиклассники.

Школьный завтрак получали 34 человека, из них 29 (30.8%) учащиеся 9 и 10-х классов и 65 (69.2%) школьники 5—6-х классов.

На обед в школе указали 50 (32%) респондентов. из них 96% старшеклассников.

На вопрос "нравится ли Вам приготовление блюд" ответили 142 человека. 116 учащихся (81,6%) указали, что предлагаемые школьными столовыми блюда нравятся. Более требовательными к блюдам оказались девочки (52,5%).

Последний, пятый вопрос состоял в выяснении отношений к отдельным блюдам. На этот вопрос ответили 124 (79.5%), не ответили 32 (20,5%) человека. Получен 341 ответ. Наибольшее число ответивших отдали предпочтение картофельному супу с курицей (75%). На втором месте стоят щи

и борщи со свежей капустой и сметаной (44,6 и 45,5%). Затем в нисходящем порядке шли рассольник (35,5%), суп-лапша домашняя (30%), суп крестьянский (23,4%), на последнем месте стояли супы молочные (20,2%).

Оценку вторых блюд практически дали все опрошенные школьники. Из 16 наименований блюд, предложенных для оценки, преимущество отдано блюдам из мяса и птицы. На первом месте (81,9%) стояла колбаса с гречневой кашей. Затем шли мясные блюда — цыплята отварные с лапшой (69%), плов и котлеты с лапшой (58%), третье место отведено мучным блюдам — оладьи со сметаной (57%). За рыбные блюда высказались 45,5% школьников.

Отрицательную оценку дали школьники овощным блюдам и потреблению яиц. Так, например, на сырники с морковью указали 8—11%. омлеты - 18-20%.

13 перечне третьих блюд были предложены чай, компоты, кофе, кисели и пять видов напитков (соков). Предпочтение дети отдали сокам: персиковый — 87%, томатный — 68%, сливовый — 65%, яблочный — 60%. Второе место заняли чай (60%), кофе с молоком (46%), на последнем месте оказались кисели (25%).

Полученные нами результаты были доведены до сведения предприятия общественного питания, директоров школ и медработников. Всем им рекомендовано учесть запросы учащихся при составлении меню и приготовлении блюд в школьных столовых.

Мы полагаем, что решение этого вопроса в нынешних условиях вполне реально. Вместе с этим медработникам необходимо более активно пропагандировать потребление овощей, которые более дешевы и обеспечивают организм витаминами, которых не хватает в других пищевых продуктах.

Поступила 26.09.96

©Л. В. ИСТОМИН. И. Г. МИХАЙЛОВ. 1997 УДК 613.2-053.5(470.21)

А. В. Истомин, И. Г. Михайлов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ

МОНЧЕГОРСКА

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисманп

Специфика климатических условий северных регионов и экологической ситуации ставит в ряд чрезвычайно актуальных задач оценку алиментарного статуса детского населения с целью его рационализации.

В связи с этим в рамках реализации Федеральной целевой программы "Дети Севера" нами были проведены комплексные гигиенические исследования организации и состояния питания учащихся в школьной столовой, рационов фактического питания в домашних условиях, показателей работоспособности, физического развития, суточных энерготрат, витаминного статуса и заболеваемости детей 7—9 лет Мончегорска Мурманской области.

Результаты исследований энергетического обмена, выполненные хронометражно-табличным методом, показали, что наибольший удельный вес как в суточном бюджете времени, так и в энергозатратах школьников составляют сон и пассивный отдых (соответственно 43 и 27%); последующие места по энергетическим затратам занимают учебные занятия (23%), различные виды деятельности по интересам — чтение, занятия музыкой, рисование, просмотр телепередач и др. (12%), далее располагаются прогулки, занятия физической культурой и спортом (6—14%).

Проведенные расчеты энергетических затрат на различные виды деятельности, основной обмен, специфическое и динамическое действие пищи, а также с 10% прибавкой на неучтенный расход |4|,

позволили установить потребность в энергии учащихся, составляющую в среднем 2250 ккал/сут.

Изучение химического состава и калорийности фактического питания учащихся (см. таблицу) выявило как недостаток его пищевой ценности, так и несбалансированность состава.

По сравнению с физиологической нормой [2] недостаток белков (Б) составляет 22,8 г (30%), жиров (Ж) - 17,4 г (22%), углеводов (У) - 70 г (21%) и энергетической ценности — 519 ккал (22%). Кроме того, выявлена пониженная квота белков животного происхождения (на 18% от общего содержания) и некоторый недостаток растительного жира.

Весовое и процентное соотношения основных пищевых веществ: Б : Ж : У, г — 1 : 1,1 : 4,9; Б : Ж : У, % — 12 : 30 : 58, нарушены и подтверждают имеющийся дисбаланс основных пищевых веществ и энергии в рационах.

С учетом потерь отдельных витаминов при тепловой кулинарной обработке |5j отмечается дефицит содержания аскорбиновой кислоты (64%), ретинола (62%), тиамина (38%), рибофлавина (46%) , ниацина (44%) и фолата (37%).

Минеральный состав рациона также несбалан-сирован: при в целом удовлетворительной обеспеченности магнием и железом наблюдается дефицит фосфора — 721,5 мг (66%), кальция — 758,5 мг (46%) и йода - 74,9 мкг (75%).

В ежедневной структуре продуктовых наборов школьников отмечается недостаточное использование рыбы и морепродуктов — 32 г (81% дефицит), молока и молочных продуктов — 466 г (79%), овощей, фруктов, ягод — 267 г (43%), яиц — 32 г (32%), растительного масла — 3 г (26%), мяса и мясопродуктов на 25 г (18%).

Наряду с этим избыточное потребление установлено в отношении хлеба и хлебопродуктов (28%), сахара и кондитерских изделий (17%), крупяных, макаронных изделий и бобовых (на 8%).

В ходе исследований установлено, что для учащихся в школьной столовой организовано однократное горячее питание (школьные завтраки), которые характеризуются удовлетворительной обеспеченностью жирами, в том числе растительного происхождения, сниженным на 9% количеством белков, и особенно белков животного происхождения, при избытке углеводов — на 24 г (36%), что в совокупности приводит к превышению энергетической ценности школьных завтраков на 20%.

На фоне фактического питания изучены отдельные показатели состояния здоровья школьников, характеризующие пищевой статус.

Исследование умственной работоспособности |3] показало, что скорость переработки зрительной информации у детей составляла в среднем за учебную неделю 1,54 биг/с. При этом отмечена тенденция к ее снижению в конце недели: до уроков с 1,50 до 1,30 бит/с (на 13%), после уроков с 2,00 до 1,35 бит/с (на 32%) по сравнению с соответствующими периодами в начале учебной недели.

Величины физической работоспособности школьников находились на "хорошем" уровне [3| и составляли 15,8 ± 0,4 кгм/мин/кг. При этом следует отметить, что "средний" уровень работоспособности отмечался у 46% обследуемых, "хоро-

Химичсскин состав и калорийность фактического питания школьников г. Мончегорска, М ± т

Показатель

Ингредиент* фактическое питание в том числе школьные завтраки

Белки, г 54.2 ± 1,7 14.0 ± 0,7

в том числе животного происхо-

ждения 22,6 ± 1.5 4.7 ± 0,8

Жиры, г 61,6 ± 2,7 16.2 ± 1.0

в том числе растительного про-

исхождения 17,3 ± 1,4 5.7 ± 0,3

Углеводы, г 265,0 ± 12,5 90,8 ± 5,3

Энергетическая ценность, ккал 1831,2 ± 71,7 565.0 ± 26.1

Витамины:

С, мг 53,4 ± 6.3 8,0 ± 1.7

А, мкг рет. экв. 433,6 ± 67,1 83.6 ± 10,4

Е. мг ток экв. 16,0 ± 0.6 4,5 ± 0.3

тиамин, мг 1,03 ± 0,04 0.24 ± 0.01

рибофлавин, мг 0,81 ± 0.05 0.19 ± 0,02

пиридоксин, мг 1.51 ± 0,06 0.32 ± 0.02

РР. мг ниац. экв. 10.57 ± 0,45 2,80 ± 0.18

Фолат, мкг 125,9 ± 5,7 32,1 ± 1,8

Минеральные вещества:

кальций 378,5 ± 47,0 93,2 ±11.0

фосфор > мг 891,5 ± 39,5 206.5 ± 10.0

магний 249,0 ± 15,6 57,0 ± 2,4

железо 16.1 ± 0,7 3.0 ± 0.2

йод, мкг 25,1 ± 4.1 5.8 ± 1.9

Г1 р и м с ч а н и с . Звездочка — без учета потерь при тепловой кулинарной обработке.

ший" — у 40%, "высокий" — у 12%, "умеренный" - у 2%.

Наряду с оценкой работоспособности изучали состояние витаминного обмена на примере экскреции аскорбиновой кислоты с часовой мочой натощак [1|. Установлено, что уровень выведения витамина С составляет в среднем 0,50 ± 0,03 мг/ч, что ниже нижней границы нормы на 28,6%. Полученные данные согласуются с материалами изучения фактического питания, свидетельствующие о пониженном (в 3 раза по сравнению с рекомендуемой нормой) содержании витамина С в рационах.

Следует также отметить, что умеренный дефицит аскорбиновой кислоты отмечался у 87% обследуемых, а случаев глубокого дефицита (менее 0,19 мг/ч) не выявлено.

Как показали исследования физического развития, у 23% детей отмечается дефицит массы тела, а у 2% — ее избыток. По отдельным возрастным группам: 7-летние (соответственно мальчики 21 и 0%, девочки 37 и 0%), 8-летние (мальчики 15 и 2%, девочки 27 и 4%), 9-летние (мальчики 24 и 3%, девочки 17 и 0%). Полученные данные можно связать с прямым влиянием рационов питания учащихся: пониженная калорийность, дефицит жизненно важных нутриентов.

Уровень общей заболеваемости детей в Мончегорске составил 1886,5 случаев на 1000. В структуре заболеваемости на первом месте стоят заболевания органов дыхания — 52%, на втором — болезни нервной системы и органов чувств — 17%, на третьем — инфекционные и паразитарные болезни — 8%, далее располагаются болезни кожи и подкожной клетчатки (7%), болезни органов пищеварения (6%) и др.

Настораживает и такой факт, что в целом по Мурманской области заболеваемость детей значительно превышает среднероссийские показатели по большинству классов болезней: костно-мы-шечной системы в 2,3 раза, новообразования — в 2,2 раза, болезни эндокринной системы в 2 раза, нервной системы и органов чувств в 1,9 раза, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки в 1,6 раза, органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни в 1,3 раза.

На основании полученных результатов научно обоснованы конструктивные принципы построения сбалансированных рационов и гигиенические рекомендации по рационализации питания детей, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, а также повышение резистентности организма к экстремальным факторам внешней среды.

Литература

1. Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения. — М., 1984.

2. Нормы физиологических потребностей в пишепых веществах и энергии для различных групп населения СССР. - М.. 1991.

3. Оценка эффективности профилактической витаминизации учащихся средних школ: Метод, рекомендации / Сост. Кондратьева И. И. и др. — М., 1987.

4. Потребности в энергии и белке. — Женева, 1987.

5. Скурихчп И. М. // Вопр. питания. — 19S5. — № 2. — С. 66-69.

Поступила 29.07.96

S и in in а г у . Diets, energy expenditures, physical and mental performance. anthropometric indices, ascorbic acid excretion, and morbidity rates were studied in 7-9-ycar-old schoolchildren of Monchegorsk. Murmansk Region. The alimentary features found served as the basis for developing sanitary recommendations to optimize diets and to promote children's health.

Гигиена детей и подростков

«3 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.955:613.1(571.121)

Б. В. Устюишн, О. И. Голикова, Т. С. Шушкова, Т. К. Татяшок, Б. М. Раенгулов

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА КРАЙНЕГО СЕВЕРА И УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ

ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Москва; Окружной Центр санэпиднадзора Ямало-Ненецкого АО. Салехард

Состояние здоровья детей является одним из наиболее чувствительных и интегральных медико-биологических показателей, характеризующих качественные и количественные стороны влияния на организм среды обитания, процессов обучения, воспитания и отдыха. Особую остроту приобретает проблема сохранения здоровья детского контингента Крайнего Севера, где многофакторность климатических, социально-экономических и экологических воздействий носит чрезвычайный характер. В этих условиях, где "цена адаптации" достаточно высока, необходим разумный, научно обоснованный режим жизнедеятельности для школьников, особенно младшего возраста, которые наиболее подвержены влиянию неблагоприятных факторов. При этом особое внимание необходимо уделять регламентации учебных нагрузок в начальных классах, поскольку нерациональное распределение занятий приводит у младших школьников к развитию утомления и соответственно к снижению работоспособности и затруднению усвоения учебного материала [4, 5].

При разработке профилактических и корригирующих мероприятий необходимо учитывать экстремальность климатогеографических условий Севера, вызывающих у человека определенное напряжение деятельности организма, укладывающееся в понятие "синдром полярного напряжения" [3]. Это выражается в своеобразных изменениях и особенностях функционального состояния, определенных отклонениях от среднеевропейских норм деятельности ведущих систем орга-

низма. Степень напряжения функционального состояния детей, являясь одной из важнейших характеристик здоровья, сигнализирует о развитии донозологических изменений и позволяет с наибольшей эффективностью применять профилактические и оздоровительные меры.

Учитывая вышеизложенное, в настоящей работе поставлена задача установить причинно-след-ственную зависимость функционального состояния организма младших школьников от факторов учебного процесса, климата и среды обитания.

Основой методологии проведения исследований является комплексный подход к оценке показателей ведущих систем организма — нервной, сердечно-сосудистой, внешнего дыхания и терморегуляции, — позволяющий характеризовать влияние не только климатических условий, но и школьной нагрузки на организм учащихся на индивидуальном и групповом уровнях, оценить степень их напряжения и установить критерии фи-зиолого-гигиенического нормирования учебного процесса.

С этой целыо было проведено обследование школьников 1—3-го классов двух школ Салехарда (146 детей 7—9 лет) до и после занятий в школе с оценкой функционального состояния кар-диореспираторной системы по общепринятым методикам. Регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частоту дыхания (ЧД) , минутный объем дыхания (МОД), рассчитывали ударный и минутный объемы крови (УОК, МОК), периферическое сопро-

- и -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.