Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ'

ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.В. Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

Вероятно, на подвижность токсикантов в первую очередь повлияло их относительно высокое содержание (в 10—50 раз) в сточных водах по сравнению с подземными, а также появление в стоках эмульгаторов синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ). Несмотря на то что в исследованных сточных водах ни в одном случае содержание анионных ПАВ не превышало 1 мг/л и безопасность сточных вод по данному критерию очевидна (при выпуске их в водоем), однако данные вещества при поступлении в почву могут влиять на поведение, миграционные и транслока-ционные свойства з почве других химических соединений и тем самым оказывать не прямое, а косвенное отрицательное действие на качество окружающей среды. Указанное влияние подтверждено нашими предыдущими работами в лабораторных и полевых условиях.

По данным литературы |3], наиболее токсичными для высших растений являются Нв, Си, РЬ, Со, Сс1, а также А§, Ве и Бп. В наших наблюдениях наличие значительного количества Р в сельскохозяйственных культурах может снижать токсическое действие металлов. Так, существует мнение [3], что Р, как Са, оказывает антагонистическое действие на такие опасные для здоровья человека тяжелые металлы, как Си, N11, РЬ, Сс1.

Относительно трех исследованных культур (пшеницы, кукурузы, овса) установлена общая закономерность — отсутствие выраженного влияния сточных вод на процессы накопления тяжелых металлов в зерне данных растений. В то же время при анализе кормовой свеклы и люцерны получены сведения, свидетельствующие о более интенсивной транслокации тяжелых металлов в эти растения при орошении сточными водами по сравнению с подземными. Превышение КБП для отдельных металлов составляло: для V — в 6,3 раза, N1 — в 2,6 раза, РЬ — в 2,4 раза, Сг — в 2,4 раза, Си и Со — в 1,5 раза.

Ж> И. В. КУЗНШОВ. 1997 УДК 613.2-057.874-07

Целью исследований явилось выявление отношения учащихся к различным кулинарным блюдам, предлагаемым школьными столовыми.

Анкета включала пять вопросов, в числе которых были знание и оценка своей массы тела, кратность приема пищи за день, кратность питания в школе и оценка кулинарных блюд в школьных столовых. В последнем вопросе приводился перечень блюд, которые готовились школьными столовыми.

На основании изложенного можно сделать очень важный в эколого-гигиеническом отношении вывод о том, что выращивание на ЗПО в основном кормовых культур, дабы уменьшить эпидемический риск применения сточных вод в сельском хозяйстве, в новых сложившихся условиях вряд ли оправдано.

Если рассматривать эту проблему только с позиций эксплуатации ЗПО, не беря во внимание другие источники загрязнения почвы тяжелыми металлами, то, судя по полученным нами данным, важное значение для профилактики здоровья населения приобретает не столько цепь: орошение-почва—растения—человек, сколько более удлиненная цепочка: орошение—почва—кормовые культуры—животноводческая продукция—человек. До настоящего времени это звено в полном объеме продолжает оставаться неизученным.

Очевидно, правомерным будет и второй вывод о том, что в целях токсичной безопасности для человека растениеводческой продукции на ЗПО следует отдавать предпочтение выращиванию зерновых культур.

Л и т с р а т у р а

1. Егорова Л. £.. Сорокин С. Е., Топконогова Р. Н. // Химия в сельск. хоз-не. — 1982. — № 4. — С. 47—49.

2. Попова 3. М. Эффективность орошения в зоне умеренного климата. — М.. 1988.

3. Кабата-Пенднас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях: Пер. с англ. — М., 1989.

4. Haiiiiinwiin С Я.. Мерешок Г. В., Чегрииец Г. Я. Актуальные проблемы гигиены почвы. — Кишинев, 19S7.

5. Biicholz Н. // Zuckerubc. - 1989. - Bd 33, N 4. - S. 238-241.

Поступили IS.06.96

S u ni in a ry . Sewage irrigation of farming lands can affect the translocation of heavy metals from soil to plants. Metal mobility is likely to be due tc the increased content of toxic substances and surfactants in the sewage. Therefore, it is nccessary to modify an approach to growing cereals in the farming lands irrigated by sewage. by reducing the unfavourable effects on the environment and public health.

Опрос проводился в 5 школах города школьными медицинскими сестрами. Собрано около 180 анкет, в разработку взято 156 анкет, заполненных учащимися 5—6-х и 9—10-х классов. Среди опрошенных 56,4% составили девочки и 43,6% —мальчики.

Анализ массы тела школьников по данным медицинских карт показал, что у 84% учащихся она была нормальной, т. е. соответствовала возрасту и физическому развитию, массу тела выше нормы имели 8,4%, ниже нормы — 7,7% детей.

Гигиена питания

И. В. Кузнецов ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Центр медицинской профилактики. Новокуйбышсвск

г

Масса тела выше нормы у детей 5—6-х классов была отмечена в два раза чаше, чем у школьников 9—10-х классов. Масса тела ниже нормы отмечалась несколько чаще в группе старшеклассников.

На вопрос "сколько раз в день питаетесь" 92 (61,7%) школьника ответили — 3 раза в день. Среди учащихся 5—6-х классов таких ответов было 34 (49,2%), а среди учащихся 9—10-х классов — 58 (66%). 4 раза в день пищу принимали 39 (26,7%) школьников, причем четырехразовый прием пищи у детей 5—6-х классов составил 32,5%, у детей 9—10-х классов — 21,1%. Пятикратный прием пищи у детей 5—6-х классов отмечен в 1,5 раза чаще, чем у детей 9—10-х классов. Эти различия, по-видимому, можно объяснить более высокой двигательной активностью учащихся 5—6-х классов.

На вопрос "сколько раз принимаете пишу в школьной столовой" ответили 148 опрошенных. Среди них питались в школе 1 раз — 144 (97,2%), из них 80 (54%) старшеклассников и 64 (43,2%) младших школьников, причем все они шестиклассники.

Школьный завтрак получали 34 человека, из них 29 (30.8%) учащиеся 9 и 10-х классов и 65 (69.2%) школьники 5—6-х классов.

На обед в школе указали 50 (32%) респондентов. из них 96% старшеклассников.

На вопрос "нравится ли Вам приготовление блюд" ответили 142 человека. 116 учащихся (81,6%) указали, что предлагаемые школьными столовыми блюда нравятся. Более требовательными к блюдам оказались девочки (52,5%).

Последний, пятый вопрос состоял в выяснении отношений к отдельным блюдам. На этот вопрос ответили 124 (79.5%), не ответили 32 (20,5%) человека. Получен 341 ответ. Наибольшее число ответивших отдали предпочтение картофельному супу с курицей (75%). На втором месте стоят щи

и борщи со свежей капустой и сметаной (44,6 и 45,5%). Затем в нисходящем порядке шли рассольник (35,5%), суп-лапша домашняя (30%), суп крестьянский (23,4%), на последнем месте стояли супы молочные (20,2%).

Оценку вторых блюд практически дали все опрошенные школьники. Из 16 наименований блюд, предложенных для оценки, преимущество отдано блюдам из мяса и птицы. На первом месте (81,9%) стояла колбаса с гречневой кашей. Затем шли мясные блюда — цыплята отварные с лапшой (69%), плов и котлеты с лапшой (58%), третье место отведено мучным блюдам — оладьи со сметаной (57%). За рыбные блюда высказались 45,5% школьников.

Отрицательную оценку дали школьники овощным блюдам и потреблению яиц. Так, например, на сырники с морковью указали 8—11%. омлеты - 18-20%.

13 перечне третьих блюд были предложены чай, компоты, кофе, кисели и пять видов напитков (соков). Предпочтение дети отдали сокам: персиковый — 87%, томатный — 68%, сливовый — 65%, яблочный — 60%. Второе место заняли чай (60%), кофе с молоком (46%), на последнем месте оказались кисели (25%).

Полученные нами результаты были доведены до сведения предприятия общественного питания, директоров школ и медработников. Всем им рекомендовано учесть запросы учащихся при составлении меню и приготовлении блюд в школьных столовых.

Мы полагаем, что решение этого вопроса в нынешних условиях вполне реально. Вместе с этим медработникам необходимо более активно пропагандировать потребление овощей, которые более дешевы и обеспечивают организм витаминами, которых не хватает в других пищевых продуктах.

Поступила 26.09.96

©Л. В. ИСТОМИН. И. Г. МИХАЙЛОВ. 1997 УДК 613.2-053.5(470.21)

А. В. Истомин, И. Г. Михайлов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ

МОНЧЕГОРСКА

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисманп

Специфика климатических условий северных регионов и экологической ситуации ставит в ряд чрезвычайно актуальных задач оценку алиментарного статуса детского населения с целью его рационализации.

В связи с этим в рамках реализации Федеральной целевой программы "Дети Севера" нами были проведены комплексные гигиенические исследования организации и состояния питания учащихся в школьной столовой, рационов фактического питания в домашних условиях, показателей работоспособности, физического развития, суточных энерготрат, витаминного статуса и заболеваемости детей 7—9 лет Мончегорска Мурманской области.

Результаты исследований энергетического обмена, выполненные хронометражно-табличным методом, показали, что наибольший удельный вес как в суточном бюджете времени, так и в энергозатратах школьников составляют сон и пассивный отдых (соответственно 43 и 27%); последующие места по энергетическим затратам занимают учебные занятия (23%), различные виды деятельности по интересам — чтение, занятия музыкой, рисование, просмотр телепередач и др. (12%), далее располагаются прогулки, занятия физической культурой и спортом (6—14%).

Проведенные расчеты энергетических затрат на различные виды деятельности, основной обмен, специфическое и динамическое действие пищи, а также с 10% прибавкой на неучтенный расход |4|,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.