Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ'

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ»

УДК 613.865-053.5-07:616.1)612.014.49

Г. Ф. Беренштейн, А. Г. Караваев, М. Н. Нурбаева, П. А. Медведев

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Цель данной работы — изучить динамику показателей системы кровообращения в процессе адаптации организма учащихся 4—8-х классов сельских школ к учебной нагрузке в течение учебного года. Обследование детей проводили в первой половине сентября, второй половине декабря, в середине января и в конце апреля — начале мая 1981/82 учебной? года в школах Сенненского района Витебской области. Под наблюдением было 199 мальчиков (в 4-м классе 41 учащийся, в 5-м — 45, в 6-м — 36, в 7-м — 51, в 8-м — 26) и 188 девочек (соответственно 41, 52, 32, 37 и 26 учениц).

По уровню артериального давления и частоте пульса вычисляли коэффициент выносливости (КВ),-коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) и вегетативный индекс (ВИ). Величину КВ, характеризующую тренированность сердечно-сосудистой системы, определяли по формуле А. Квааса (Н. А. Дьяченко; Л. С. Сипарова и

соавт.): КВ= пульсовое давление .

частота пульса, пульсовое давление — разность между систолическим и диастолическим давлением. Увеличение КВ указывает на ослабление возможностей сердечно-сосудистой системы, а снижение — на их усиление (Л. М. Мацевич и соавт.). Показатель КЭК вычисляли по формуле: КЭК=(АДМакс — АДМШ,)Х ЧСС, где ЧСС — частота сердечных сокращений. При утомлении КЭК увеличивается (П. И. Готовцев и В. И. Дубровский). ВИ вычисляли в абсолютных величинах по формуле Кердо (Г. Н. Новожилов и соавт.): ВИ = — -g-J

X 100, где d — величина минимального давления. Отклонение ВИ от нулевой линии рассматривается как показатель напряжения адаптационных механизмов: положительное значение В И указывает на сдвиг вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатического, а отрицательное — парасимпатического тонуса.

При анализе полученных результатов было установлено, что средние величины ВИ в начале учебного года были несколько выше у девочек, чем у мальчиков (исключение составили ученики 7-х классов), у школьников 6—8-го классов ВИ был ниже, чем у 4-го класса (Р<0,05). Следует также отметить, что у всех учеников 4—6-го классов в этот период наблюдались положительные значения ВИ. Отрицательные значения ВИ отмечены только у 9,1% обследованных учениц 7-го класса и у 8,7% мальчиков, учащихся 8-го класса. Эти данные подтверждают мнение Э. Гринене и соавт., что у младших школьников сердечно-сосудистая система находится под преимущественным влиянием симпатико-адреналовой системы. К концу первого учебного полугодия ВИ досто-. верно повысился у школьников всех классов (кроме мальчиков, учеников 5-го класса). К концу учебного года ВИ понизился у большинства обследованных. В это же время отмечено увеличение числа детей с отрицательными значениями ВЙ. Так, в 4-й четверти отрицательные

значения ВИ выявлены в 6-м классе у 14,3% мальчиков, в 7-м — у 10,7%, в 8-м — у 31,8%, среди девочек — соответственно у 9,1, 8,3 и 19%. Об уменьшении влияния симпатико-адреналовой системы и усилении парасимпатических влияний на сердечную деятельность на протяжении учебного года указывают и другие авторы (Э. Гринене и соавт.; М. М. Безруких).

Средние показатели КВ в начале учебного года были несколько выше у мальчиков, чем у девочек (Р<0,2). В последующем наблюдалось снижение КВ у всех школьников, причем более выраженное — у мальчиков. Это свидетельствует о большей устойчивости сердечно-сосудистой системы девочек на протяжении учебного года. К концу первого полугодия отмечено ухудшение КЭК у учеников всех классов; наиболее выраженные изменения выявлены у мальчиков в 8-м классе. К концу учебного года наблюдалось улучшение этого показателя.

Таким образом, можно заключить, что наибольшее напряжение сердечно-сосудистой системы у детей наблюдается к концу первого учебного полугодия, что выражается в ухудшении экономичности кровообращения и преобладании симпатических влияний на сердце. С учетом того, что КВ в этот период понижается, можно говорить о развитии компенсированного утомления. Некоторое уменьшение симпатических влияний и улучшение КЭК в конце учебного года связаны, вероятно, с эмоциональным фактором «конечного порываэ (Е. П. Стром-ская; В. А. Бузунов и соавт.).

Выводы. 1. Наиболее выраженное напряжение адаптационных механизмов наблюдается у школьников 4—8-х классов в конце первого учебного полугодия.

2. У девочек на протяжении учебного года отмечены менее выраженные сдвиги показателей сердечно-сосудистой системы, чем у мальчиков.

Литература. Безруких М. М. — В кн.: Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 39—45.

Бузунов В. А., Ратушная А. Н., Нагорная А. М. — Гиг. и сан., 1982, № 10, с. 80—81.

Готовцев П. И., Дубровский В. И. Спортсменам о восстановлении. М.. 1981.

Гринене Э., Линдишене Л., Бурнейкене В. —Физиол. человека., 1978, т. 4, с. 708—715.

Дьяченко Н. А. — Воен.-мед. ж., 1970, № 9, с. 45—47.

Мацевич Л. М., Порошенко А. С., Ванникова В. П . — Кардиология, 1976, № 9, с. 50—56.

Новожилов Г. Н., Давыдов О. В. — Воен.-мед. ж., 1969, № 8, с. 68—69.

Сипарова Л. С., Подпалов В. П., Пиманов С. И. — Здра-воохр. Белоруссии, 1982, № 8, с. 30—33.

Стромская Е. П. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1980, с. 128—141.

Поступила 23.11.82

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.