Литература. Дороокнова К. П. Практические рекомендации к оценке состояния здоровья и физического развития школьников. Горький, 1962.
Дорожнова К. П. Физическое развитие школьников города Горького. Горький, 1975.
Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М„ 1973.
Калюжная Р. А. Гипертоническая болезнь у детей и подростков. Л., 1980.
^ Максимова Т. М., Ставицкая А. Б. — В кн.: Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. М., 1977, вып. 3, с. 15—66.
Менькова Т. Н. — Учен, записки Горьк. мед. ин-та, 1957, вып. 2, с. 23—35.
Мясников А. Л. Гипертоническая болезнь. М., 1954.
Сердюковская Г. И. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.
Студеникин М. Я.. Абдуллаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. М„ 1973.
Поступила. 08.12.32
Summary. A survey of 3288 schoolchildren in the age-group of 7—17 was made in 1980. Arterial pressure, height and body weight parameters were compared with the corresponding ones obtained in 1960 and in 1970. The process of unprecedented acceleration was shown to continue, though the growth period has been less pronounced over the last decade. Ehe aftereffect of the phenomenon was increased vascular tension in schoolchildren of junior and middling forms, which was shown to be associated with decreased correlelational dependence between the indices under study. The trend for a greater proportion of children with arteriàl hypertension causes our apprehension and calls for joint efforts of pediatricians, teachers and hygienists to develop adequate programs for arterial hypertension prophylaxis.
УДК 612.55-053.2([47+571-17)
И. И. Деденко, О. И. Романенко, Б. В. Устюшин, Т. С. Шушкова
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И СТРУКТУРЫ ТЕПЛООБМЕНА ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ
НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА
Московский НИИ гигиены.им. Ф. Ф. Эрисмана
" Экстремальные условия Крайнего Севера вызывают определенное напряжение и перестройку деятельности всех функциональных систем организма взрослого человека. Приспособительные возможности организма ребенка ограниче-ны уровнем его морфологического и функционального развития, а также надежность функциональных систем, что делает его наиболее чувствительным к действию неблагоприятных факторов Заполярья Поэтому одной из основных задач медицинской службы является исследование здоровья, закономерностей развития и жизнедеятельности детей, соответствие социальных условий биологическим возможностям детского организма.
В литературе имеются сведения оо функциональном состоянии детского организма, особенностях физического развития детей, как постоянно проживающих на Крайнем Севере, так и приехавших из других климатических зон страны. Так, показано (К. В. Орехов и соавт., 1977; Ж. Ж- Рапопорт; Л. Е. Поплавская, и др.), что физическое развитие детей народов Севера значительно ниже, чем детей других климатических районов страны. Данные о состоянии сер-ч дечно-сосудистой и дыхательной систем немно-" гочисленны и часто противоречивы. Большинство исследователей (Ж. Ж. Рапопорт; И. С. Канд-рор; В. И. Турчинский; Г. Л. Зубри и Е. О. Климов, и др.) пришли к выводу о гипертензивном влиянии на сосудистый тонус школьников климата Заполярья: у них зарегистрировано более высокие артериальное давление и периферическое сопротивление сосудов. Кроме того, отмече-
на тенденция к учащению сердечного ритма и увеличению минутного объема крови. На ЭКГ у 20 % детей выявлена синусовая аритмия, у 6 % - - ''меженное замедление проводимости и у 20 — 30 % — незначительные изменения метаболизма миокарда.
Нами (И. И. Деденко и соавт.) в возрастном аспекте прослежены особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у жителей Крайнего Севера. Установлено, что уже в детском возрасте система кровообращения функционирует с определенным напряжением и для нее в той или иной степени характерны закономерности, выявленные у взрослых. Для всех жителей Заполярья специфичны повышение артериального давления, периферического сопротивления сосудов, уменьшение объемных показателей, признаки увеличения напряжения правых отделов сердца и усиление тонуса легочных сосудов. Полученные данные свидетельствуют об общей адаптационной перестройке сер-дечно-сосудистой системы у всех проживающих на Крайнем Севере.
По данным К. В. Орехова и соавт., у детей, живущих на Севере, несколько снижена частота дыхания и жизненная емкость легких, а дыхательный и минутный объем дыхания увеличен. . Менее изучен вопрос теплообмена и теплового состояния детей, приехавших на Север, а особенно коренных жителей. Исследование этого вопроса позволит разработать научно обоснованные меры защиты детского организма от хо лода (коллективной и индивидуальной), что дет способствовать сохранению здоровья детей.
2*
— 3" —
Известно, что у детей больше, чем у взрослых, относительная потеря тепла, они быстрее охлаждаются и более чувствительны к колебаниям температуры. Установлена зависимость теплового состояния детей от возраста: чем младше дети, тем у них выше температура кожи, теплопродукция и соответственно теплопотери, иная и подвижность терморегуляторных реакций. Период восстановления температуры кожи после холодовой пробы у детей старшего возраста значительно короче, чем в младшем возрасте (Е. И. Кореневская; В. И. Сотник). У детей, проживающих на Севере, отмечалась более низкая температура кожи, чем у жителей средней полосы (Е. И. Кореневская; Э. Б. Боровик и со-авт.). В то же время уровень теплопродукции у них значительно выше (В. С. Залевский). Это свидетельствует об определенных адаптивных изменениях терморегуляторных механизмов у детей в суровых климатических условиях.
Изучение заболеваемости детей в Заполярье (Ж. Ж. Рапопорт; Г. Н. Сердюковская; И. Д. Дубинская) показало увеличение ее в 2— 2,5 раза по сравнению с показателями для средней и южной климатических зон. При этом наибольший процент приходится на острые респираторные и другие заболевания, в этиологии и патогенезе которых основую роль играют холод и переохлаждение.
Учитывая вышеизложенное, мы поставили цель изучить особенности функционального и теплового состояния, структуры теплообмена организма детей, постоянно проживающих на Крайнем Севере, и особенно детей коренных народностей. Обследовали 4 группы практически
здоровых детей младшего школьного возраста (7—8 лет), принадлежащих к наиболее представительным народностям, проживающим на территории полуострова Таймыр (нганасанам, долганам, ненцам) и Камчатка (коряков), а также русской национальности, родившихся и постоянно проживающих на Крайнем Севере и в средней климатической зоне (контрольная группа).
Тепловое состояние детей оценивали по результатам термометрии тела, кожи и ее топографии в 6 точках, на основании тепловых ощущений. Тепловой баланс рассчитывали на основании исследования теплопродукции и теплоотдачи конвекцией, радиацией, испарением с кожи и из дыхательных путей и на нагревание вдыхаемого воздуха. Энерготраты определяли методом непрямой калориметрии по Дугласу — Хол-дейну. Для характеристики функции внешнего дыхания изучали объемно-частотные величины легочной вентиляции: частоту дыхания, минутный объем дыхания, жизненную емкость легких, дыхательный объем, газообмен. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по артериальному давлению, частоте сердечного ритма и данным ЭКГ. Исследование теплового состояния детей народностей Севера проводили в помещении интерната, где температура воздуха в зимний период составляла 20—22°С при относительной влажности 20— 40%, а также после 1-часовой прогулки на открытом воздухе. Метеорологические условия в период проведения исследований: температура воздуха от —10 до —25°С, скорость ветра до 7 м/с, относительная влажность 60—80%, атмосферное давление 750—760 мм рт. ст.
Таблица 1
Показатели теплового состояния в условиях теплового комфорта у детей 7—8 лет, проживающих в разных климатических зонах
Дети русской национальности Дети коренных народностей Севера
Показатель проживающие в средней климатической зоне проживающие на Севере Таймыр Камчатка
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
Температура тела, С Температура кожи: лоб грудь кисть бедро голень стопа Средневзвешенная температура кожи, С Теплосодержание, ккал 36,6—0,1 33,9—0,3 33,3—0,6 26,92:0,8 30,72:0,5 30,42:0,4 29,82:0,4 32,12=0,5 830,4 36,52:0,06 33,62:0,3 32,52:0,6 27,72:0,8 30,32:0,4 29,22:0,7 26,92:0,6 31,32:0,5 753,2 36,48—0,06 33,82:0,8 33,52:0,1 30,32:0,3» 31,42:0,2 30,42:0,3 30,52:0,4 32,42:0,3* 727,1 36,42:0,1 33,92:0,2 33,52:0,3 29,92:0,4* 31,22:0,3 30,72:0,2* 31,32:0,3* 32,22:0,2 722,1 36,42:0,1 31,42:0,3* 32,02:0,5 26,42:0,5 28,82:0,3* 27,62:0,3* 25,72:0,6* 30,42:0,5* 636,4 36,4 — 0,06 31,72:0,2* 31,42:0,3 26,52:0,8 28,82:0,2* 27,62:0,1* 24,92:0,5* 29,9-^0,2* 612,1 36,82:0,06 32,92:0,3* 34,12:0,2 31,82:0,4* 31,82:0,3 31,92:0,5* 30,72:0,2* 33,02:0,2 714,7 36,52:0,06 33,92:0,3 34,22:0,3* 30,2—0,4* 30,92:0,4 32,32:0,5* 30,12:0,6* 32,72:0,3* 665,9
Примечание. Здесь и в табл. 2 ■ 5 звездояка — достоверность различий с показателями у детей — жителей средней климатической зоны (Р<0,05).
Конвектнвио-радиационные теплопотери с кожи у детей, различной национальности и проживающих в разных климатических
районах, в условиях теплового комфорта (М^т)
Дети русской национальности Дети коренных народностей Севера
Показатель проживающие в средней климатической зоне проживающие на Севере Таймыр Камчатка
мальчики девочки мальчики девочки мальчика девочки мальчика девочки
Тепловой поток с кожи, ккал/ч: лоб грудь кисть бедро голень стопа Средневзвешенный тепловой поток, ккал/ч 71,22:5,3 48,2—2,4 43,4—5,5 31,1—2,3 49,82=3,3 46,12:5,2 46,72:2,5 67,12:5,1 44,92:7,1 42,42:5,0 35,32:2,9 49,62:2,2 43,32:4,2 45,22:4,4 57,92:1,2» 36,52:1,7* 37,82:2,2 34,92:1,0 40,42:1,4* 40,82:3,0 38,62:1,1» 57,12:1,7 32,92:1,3 33,12:2,2 33,32:0,8 38,62:1,3* 46,02:2,4 36,32:0,7* 86,42:2,0* 49,12:5,8 40,42:2,5 51,22:1,4* 61,42:1,2* 55,82:4,1 53,92:3,1* 84,62:1,8* 50,32:3,0 34,72:3,5 50,52:1,5* 6Т, 12:2,3* 52,82:3,7* 53,82:1,8 57,82=2,0* 33,12:2,4* 45,12:3,3 38,12:2,6 41,92:2,3 39,72:3,0 39,22:3,9 58,72:1,8 27,02=0,9 38,42:3,5 27,92=2,3* 36,82=3,3* 38,22:3,3 31,92:1,8*
Как показали исследования, у детей полуострова Камчатка в условиях теплового комфорта в помещении температура тела, кожи отдельных участков и средневзвешенная температура кожи была несколько выше, чем у детей русской национальности, проживающих на Севере и в средней полосе. Наиболее низкие показатели теплового состояния отмечались у детей Таймырского национального округа. При этом у мальчиков во всех группах величины изучавшихся показателей, за исключением температуры кожи лба и голени, были достоверно выше, чем у девочек. Теплосодержание, напротив, оказалось выше у русских детей, особенно у жителей средней полосы (табл. 1).
Величины конвективно-радиационных тепло-
потерь отличались значительной вариабельностью, однако у детей, проживающих на Таймыре, они были значительно выше, чем у детей других групп. Кроме того, потери тепла конвекцией и радиацией у мальчиков оказались достоверно выше, чем у девочек (табл. 2).
Исследование теплового состояния детей после 1-часового пребывания на открытом воздухе в одежде, принятой в интернате, показало достоверное снижение средневзвешенной температуры кожи в пределах 3—8°С, возрастание теплового потока почти в 2 раза и уменьшение теплосодержания, что соответствовало охлаждению I степени (табл. 3). Это указывает на недостаточные теплозащитные свойства одежды детей, что приводит к ограничению времени прогулки на свежем воздухе и переохлаждению.
Таблица 3
Изменение показателей теплового состояния детей народов Севера после 1-часе«ого пребывания в условиях низких температур
Показатель Долганы, нганасаны Коряки
в помещении в конце прогулки в помещении в конце прогулки
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки , мальчики девочки
Температура
тела ак-
силлярная, 36,7^0,08
"С 36,22:0,1 36,32:0,07* 36,12:0,07 36,82:0,1 36,62=0,1 36,72=0,09 36,52:0,1
Средневзвешен-
ная темпе-
ратура
кожи, °С 31,02:0,7 32,12:0,2 28,72=0,6* 28,32:0,8* 33,02:0,2 32,62:0,7 27,22:0,9* 24,72:0,6*
Средневзвешен-
ный тепло-
вой поток
с кожи,
ккал/ч 41,42:3,6 44,32:4,1 76,12:3,4* 83,32:19,8* 38,72:3,9 31,92:2,8 81,72:5,8* 92,52:10,0*
Теплосодержа- •
ние, ккал 636,4 612,1 612,89 592,78 714,68 666,95 679,63 621,5
Примечание. Звездочка — достоверность различий с условиями комфорта (Р<0,05).
— 37 —
Структура теплообмена у детей народностей Севера при разных микроклиматических условиях
Потерн тепла
Условия исследовании Энерготраты конвективно-раднацион-ные путей испарения на нагревание выдыхаемою воздуха Дефицит тепла
ккал/г % ккал/г % ккал/г % ккал/г % ккал/г иа 1 ы'
Тепловой комфорт: мальчики девочки Охлаждение: мальчики девочки
58,2 58,8 62,5 60,4 100 100 100 100 27,9 25,6 67,8 74,3 48,1 43,5 69,5 70.9 28,6 31,4 24,4 26,3 49,1 53,4 25.0 25.1 1,9 1,8 5,4 4,2 2,8 3,1 5,5 4.0 —40,5 -51,2
ниями (от 65 до 115 ударов в минуту). Обращает на себя внимание более выраженная дыхательная аритмия у детей русской национальности независимо от места проживания. Кроме то го, среди них в 1,5 раза чаще, чем у аборигенов, встречались случаи отклонений электрической оси сердца от нормального положения с тенденцией к вертикальному отклонению вправо.
Оценивая участие дыхательной системы в тср-морегуляторных реакция, следует указать на заметное учащение дыхания (в среднем 26 в минуту) у всех детей на Севере по сравнению со средней полосой: жизненная емкость легких, минутный объем дыхания и дыхательный объем у них заметно снижены. Отмечено также, что у русских детей, проживающих на Севере, показатели вентиляционной функции легких выше, чем у аборигенов.
Таким образом, проведенные исследования показали, что у детей коренных народностей Севера, а также других национальностей, родившихся и постоянно проживающих в данном регионе страны, имеется ряд особенностей теплового состояния и структуры теплообмена, которые заключаются в снижении температуры кожи, увеличении доли теплопотерь испарением, перераспределении структуры теплообмена при воздействии холода. Напряжение терморегуля-торных механизмов сказывалось и на деятель-
Таблица 5
Артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений у детей разных национальностей, проживающих в различных
климатических зонах (М—т)
Национальность Систолическое АД Диастолнческое ЛД Частота сердечных сокращений
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
Долганы, нганасаны (Таймыр) Русские (Таймыр) Коряки (Камчатка) Русские (средняя климатическая зона) 112,72=4,2 112,72:5,0 112,52:6,0 105,22:5,6 110,72:2,0* 109,72:4,2 1182:5,0* 104,02:3,0 76,02:2,6* 70,72:0,9 64,02:1,7* 68,92:1,2 73,02:2.6* 73,32:2,6* 69.02:3,5 66,02:2,6 83,72:3,6* 89,52:3,6* 80,52:3,5* 63,62:2,6 93,02:3,62* 90,52:3.5* 82,92:3,6* 60,02^,3
Расчет теплового баланса позволил выявить некоторые особенности теплообмена у детей коренных народностей Севера в условиях покоя и теплового комфорта (табл. 4). При этом если у мальчиков теплопотери конвекцией, радиацией и испарением были практически одинаковы, то у девочек несколько преобладали теплопотери испарением. Пребывание на холоде значительно меняло структуру теплообмена. Наряду с увеличением теплопродукции резко возрастали потери тепла конвекцией и радиацией (в 1,5 раза) и на нагревание вдыхаемого воздуха (в 3 раза), а потери тепла испарением уменьшались незначительно. Данному тепловому состоянию детей соответствовали теплоощущения «прохладно — холодно» с дефицитом тепла 35,1 ккал у мальчиков и 44,4 ккал у девочек.
Отмечен ряд особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей, проживающих на Севере. Так, у всех северян, независимо от национальности, систолическое и диастолическое давление оказалось выше, чем у детей средней климатической зоны (табл. 5). Эти изменения, указывая на общую- конструктивную реакцию сосудистой системы, свидетельствуют о ее активном участии в терморегуляции детского организма. Следует отметить и более частый сердечный ритм (83—93 в минуту) у всех северян с большими индивидуальными колеба-
ности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отражая в итоге общую адаптационную перестройку детского организма в ответ на воздействие специфических условий Крайнего Севера. Данные, получившие в результате работы, могут быть использованы при проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей, а также для обоснования физиолого-гигиенических тре-<* бований к одежде детей, проживающих на Севере.
Литература. Боровик Э. Б.. Мае лова И. П.. Мухин В. Е. — Гиг. и сан., 1979, № 5, с. 22—25. Деденко И. И., Устюшин Б. В.. Столбун Б. М. и др. —
Там же, 1982, № 6, с. 79—81. Дубинская И. Д. — В кн.: Состояние здоровья школьников н организация их обслуживания. М., 1973, с. 16— 18.
Залевский В. С. Тепловое состояние детей младшего н среднего школьного возраста на открытом воздухе в разных климатических районах. Автореф. дне. канд. М., 1967.
Зубри Г. Л., Климов Е. О. — В кн.: Труды врачей г. Норильска. Красноярск, 1966, с. 31—33. Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека
на Крайнем Севере. М., 1968. Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа
I
УДК в14.3/.4+«1в.9-03в.
Опыт подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов показывает, что выпускники санитарно-гигиенического факультета хорошо знают теоретический материал, но ча^то испытывают затруднения, когда возникает необходимость самостоятельно применять знания на практике в форме конкретных врачебных действий. При этом обнаруживается недостаточно полное умение дать разносторонний анализ конкретной санитарной или эпидемиологической ситуации, при-^ нять самостоятельное решение в конкретных случаях. Все это выдвигает конкретную дидактическую задачу в деле подготовки врача-ги-гнениста и эпидемиолога — активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, способность к продуктивному врачебному мышлению..
нормирования микроклимата школьных зданий. Автореф. дис. докт. М„ 1969. Орехов К. В.. Кузнецова 3. Т.. Ценное В. А. — В кн.: Синдром полярного напряжения (клинические аспекта адаптации человека к клнмато-географическим и ifpo-изводственным условиям Севера). Новосибирск, 1977, с. 19-20.
Орехов К. В., Неязов В. А., Нерсесянц И. В. и др. —
Бюлл. Сибир. отд. АМН СССР, 1981, № 2, с. 42—47. Поплавская JL Е. — В кн.: Хабаровский мед. ин-т. Науч.
сессия. 23-я. Материалы. Хабаровск, 1965, с. 108—110. Рапопорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере. Л., 1979. Сердюковская Г. Н. — В кн.: Научная сессия, посвящ. проблеме «Труд и здоровье человека на Крайнем Севере». Материалы, Норильск, 1965, с. 38—41. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. Сотник В. И. — Гиг. и сан., 1971, № 2, с. 37—38. Турчинский В. И. — В кн.: Медико-биологические аспекты процессов адаптации. Новосибирск, 1975, с. 209—219.
Поступила 13.04.83
Summary. A research study on the characteristics of thermal state and heat exchange strucure in 120 junior schoolchildren living in different climatic zones — Russians and indogenous nationalities of the Taimyr and Kamchatka peninsulars — showed that children of the latter group had a lower skin temperature, greater heat losses through evaporation, alterpd structure of heat exchange in the exposure to cold. Strain of thermo-regulatory mechanisms exerted its influence on the cardiovascular and respiratory systems of indogenous children.
В современных условиях как никогда будущему врачу-гигиенисту и эпидемиологу необходимо глубокое, оперативное мышление, умение быстро ориентироваться в профессиональных ситуациях; одним из перспективных путей решения этой задачи должно стать широкое использование проблемного обучения. Следует подчеркнуть, что проблемное обучение не является целостной самостоятельной системой обучения, а представляет собой один из ее составных элементов, предназначенный для формирования у студентов готовности к творческой деятельности. Основой проблемного обучения является система ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Проблем-ность в обучении достигается посредством применения исследователского метода, проблемного изложения и составления проблемных си-
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
2):378.641
В. Д. Черненко, М. П. Воронцов, М. В. Кривоносое
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА
Харьковский медицинский институт