Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЭНТЕРОБИОЗОМ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЭНТЕРОБИОЗОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors examined 20 general educational schools in Rostov-on-Don and identified 8 informative determinants of enterobiasis prevalence among them, such as the frequency of wet cleaning, the number of recreational rooms and gymnasia, overcrowding, the presence of extended-day groups, water supply, shower-rooms in the gymnasia, and shifts of educational processes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЭНТЕРОБИОЗОМ»

разработку и внедрение средств, повышающих адаптивные возможности детского организма.

Выводы. 1. Выявлено определенное напряжение терморегуляторных механизмов у младших школьников Салехарда при обследовании в условиях теплового комфорта, которое характеризуется более низкими кожными температурами, более высоким уровнем теплового потока с поверхности тела, большим градиентом температур кожи туловища и конечностей по сравнению с детьми, проживающими в средней полосе. Это расценивается как адаптивная перестройка терморегулятор-ного аппарата под влиянием средовых воздействий, основными факторами риска которых являются холод и низкая влажность воздуха.

2. Установлено активное участие кардиореспи-раторной системы в процессах терморегуляции. Эта дополнительная нагрузка (наряду с выполнением своих специфических функций и обеспечением повышенных метаболических потребностей организма) приводит к гиперфункции внешнего дыхания, к повышению артериального давления, периферического сопротивления сосудов и увеличению минутного объема крови. Такая приспособительная перестройка кардиореспираторной системы, целесообразная с точки зрения обеспечения жизнедеятельности организма детей в условиях Севера, способствует неэкономному расходованию функционального резерва организма и риску возникновения различных адаптационных нарушений.

3. Учебный процесс вызывает у младших школьников развитие различной степени утомле-

ния в зависимости от учебной нагрузки (от 1-го к 3-му классу) и режимов обучения (1—2-я смены). Это выражается снижением пульсового давления и коэффициента ЧСС/ АДС на 10%, а коэффициента Квааса до 20%. У девочек наблюдаются более неблагоприятные результаты исследуемых показателей по сравнению с мальчиками, что говорит о большей физиологической значимости для них учебной нагрузки.

Л и тс рату p;i

1. Аболенская А. В.. Самохвалова В. П.. Балясникова Т. В. // Но», исслед. по возрастной физиологии. — 1988. — № 2 (31). - С. 66-69.

2. Методика психодиагностики в споргс: Учеб. пособие для студентов / Маришук В. Л. и др. — М., 1990.

3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск. 1930.

4. Нормализация учебной нагрузки школьников / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. — М.. 19S8.

5. Поленова М. А. Гигиеническое обоснование организации учебной и внеучебной деятельности школьников: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1995.

Поступил;! 23.12.97

Summary. The scientifically grounded sound regimen is required for schoolchildren, younger ones in particular, who most experience unfavourable environmental factors. Particular emphasis should be laid on the regulation of educational burden at primary school since the irrational distribution of classes leads to the development of fatigue mainly in young schoolchildren and hence to lower working capacities and poor coniprehensibility. The investigations have supported the earlier data that the children show the strained body's functional status which is deteriorated by the influence of educational burden. The findings suggest that there is a need to elaborate scientifically grounded preventive measures to minimize the unfavourable influence of environmental factors in the North and to develop and implement the means that enhance adaptive capabilities of the children there.

й КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1957 УДК 613.955:616.995.132.81-07

А. В. Маркин, Т. В. Терехова, А. А. Стругова

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЭНТЕРОБИОЗОМ

Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии

В последние годы факторам риска, приводящим к развитию заболеваний, уделяется не меньшее внимание, чем таким конечным показателям здоровья, как заболеваемость и смертность. В этих условиях большое значение приобретает их качественная и количественная оценка, очень важная для дополнения и углубления различных аспектов, характеризующих состояние здоровья населения |1]. Ранее нами |4] высказывалось мнение о том, что на заболеваемость школьников эн-теробиозом, помимо плохих жилищных условий, большого численного состава семьи, образования родителей и ряда других причин, может оказывать влияние и неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние учебных заведений. В связи с этим целыо настоящей работы явилось изучение отдельных факторов внутришкольной среды, определяющих постоянный риск заражения учащихся энтеробиозом.

Эти исследования имеют несомненную актуальность, поскольку известно [5), что сегодня только около трети школ России полностью бла-

гоустроены (в сельской местности 18,2%), 29,4% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 6,2% — находятся в аварийном состоянии, 37,9% — не имеют водопровода, 29,4% — отопления. Более половины сельских школ не имеют канализации. Катастрофическая нехватка средних учебных заведений, связанная, в частности, с усилившимися процессами урбанизации, приводит к тому, что 22,4% учащихся вынуждены заниматься во 2-ю или даже 3-ю смену, а на одного школьника приходится в среднем 2,8 м2 учебной площади, что в 1,5 раза ниже нормативов. Замечено также |7|, что действие неблагоприятных факторов внутри-школьной среды увеличивается с 12,6% в начальной школе до 20,5% в средней. Естественно, что такая ситуация в конечном счете определяет как высокую общую заболеваемость детей, так и значительную заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями, первое место среди которых уже много лет занимает энтеробиоз.

Проведено обследование (паспортизация) 20 общеобразовательных школ, расположенных в

Частота встречаемости (п %), И и ПК (в усл. ед.) факторов, определяющих риск заражения эптсробиозом в общеобразовательных

школах

Факторы Градация фактора Поражен ность учащихся эптсробиозом И фактора ПК

< 10% > 10%

Этажность здания 2 14,3 15.4 1,1 -3

3 57,1 46,1 +9

4 28.6 38,5 -13

Сменность учебного процесса 2 85,7 69.2 3,5 +9

3 14,3 30,8 -33

Переуплотнен ность Отсутствует 71,4 30,8 15,3 +37

Имеется (до 500 человек) 14,3 30.8 -33

Имеется (500—1200 человек) 14,3 38.5 -43

Группы продленного дня Отсутствуют 28.6 7.7 7,2 +57

Имеются (до 100 человек) 42.9 53.8 -10

Имеются (100—175 человек) 28.6 38.5 -13

Сервировка учащимися обеденных столон Да 71.4 76,9 0.4 -3

Нет 2S.6 23,1 +9

Водоснабжение Регулярное 85,7 61,5 7.1 + 14

Нерегулярное 14,3 38.5 -43

Душевые комнаты в спортзале Имеются 57,1 30,8 6.2 +27

Отсутствуют 42,9 69,2 -21

Влажная уборка классных комнат и кабинетов 1 раз в день 14,3 53.8 18.4 -58

2 раза в день 42,9 30,8 + 14

3 раза в день 42.9 15,4 +45

Влажная уборка зон рекреации 1 раз в день 14,3 46.1 15.1 -51

2 раза в день 57,1 38.5 + 17

3 раза в день 28,6 15.4 +81

Влажная уборка спортзала 1 раз и день 28.6 46.1 4,5 -21

2 раза в день 28.6 30,8 -3

3 раза в день 42,9 23,1 + 27

двух районах Ростова-на-Дону. Ответы на интересующие вопросы получали от директоров, учителей, медицинских работников (врачей, медицинских сестер), а также при личном осмотре помещений. Уровень пораженное™ детей энтеробио-зом устанавливали на основании результатов исследования соскобов с перианальных складок. Математическая обработка полученных данных была основана на вероятностном методе Байеса и вытекающем из него анализе Вальда [2, б, 8) и заключалась в расчете величин прогностических коэффициентов (ПК) и информативности (И) отдельных факторов. Знак плюс или минус перед ПК означает благоприятное или неблагоприятное воздействие определенной градации фактора на вероятность заболеваний, т. е. риск заболевания или уменьшается, или увеличивается. Как и в условиях детских дошкольных учреждений [3], значимыми считали факторы, информативность которых была выше 1,5 усл. ед.

В результате проведенных исследований установлено, что все обследованные учебные заведения располагаются в современных 3—4-этажных зданиях, построенных по типовым проектам. Более чем в половине (55%) школ наблюдается переуплотненность учениками от 100 до 1200 человек. Учебные занятия в 1 смену не проводятся ни в одной школе, в 2 смены занимаются в 75% и в 3 смены — в 25% школ. Группы продленного дня, которые ежедневно посещают от 50 до 175 учащихся, имеются з 17 (85%) школах, однако ни в одной из них нет соответствующего набора помещений для нормального функционирования, и дети как минимум 8—10 ч в сутки находятся в разных классных комнатах, а при хорошей погоде — на территории школьного двора, которому в

3-905

условиях современного градостроительства отводится минимальная площадь.

Плавательные бассейны во всех обследованных школах отсутствуют, зато имеются спортивные залы, душевые комнаты в которых работают только в 8 (40%), что сказывается на проведении не столько плановых учебных занятий по физической культуре, сколько на работе многочисленных спортивных секций, которые посещают значительное число учащихся. Состояние водоснабжения учительским и обслуживающим персоналом в 70% школ оценивается как удовлетворительное, в остальных подача воды осуществляется с большими перебоями. Источники питьевого водоснабжения (фонтанчики) используются в основном только для питья. Во всех школах имеются канализация и централизованное отопление, в зимние месяцы достаточно часто выходящие из строя.

Все учреждения обеспечены школьными столовыми (в последние годы все чаще буфетами), сервировка обеденных столов в которых в 75% случаев поручается учащимся. Во всех школах кухонный и уборочный инвентарь промаркирован и используется только по прямому назначению. Уборка помещений осуществляется с использованием дезинфицирующих средств (хлорная известь). Влажная уборка классных комнат, зон рекреации и спортивного зала проводится, как правило, 2—3 раза в день (60—65%). К уборке помещений поочередно привлекаются все учащиеся.

Обследованные учебные учреждения в зависимости от уровня пораженности детей энтеробио-зом (до 10% и свыше) были разделены на 2 группы, в которых определяли частоту встречаемости 10 факторов. После соответствующей математической обработки определяли значения ПК и И для

Информативность отдельных факторов, определяющих риск заражения энтеробиозом в общеобразовательных школах.

Но оси абсцисс — факторы; но осп ординат — информативность факторен: горнюп-тальная линия — предел (1.5 ус/г. ед.>. ш.ннс которою информативность <|кистора считается шачпмлн. / — этажность химия. 2 — сменность учебного процесса. .Í — перс-уплотненность. -J — нхпичне гр)ип щюлленного дня, 5 — сервировка учащимися обеденных стаюн. о — состояние иодоснабження. 7 — наличие душевых в спортивном зале. Л'— влажная уборка классных комнат и кабинетов. 9— зон рекреации. /0 — влажная уборка спортивного Jala.

каждого фактора (см. таблицу и рисунок), из которых 8 оказались информативными (И > 1,5 усл. ед.), а 3 — высокоинформативными (И > 10 усл. ед.). Установлено, что на вероятность заболевания учащихся энтеробиозом оказывают влияние прежде всего такие факторы, как частота влажной уборки классных комнат и кабинетов (И = 18,4 усл. ед.) и зон рекреации (15,1 усл. ед.), переуплотненность учениками (15,3 усл. ед.), наличие групп продленного дня (7,2 усл. ед.), состояние водоснабжения (7,1 усл. ед.), отсутствие душевых в спортивном зале (6,2 усл. ед.), частота его уборки (4,5 усл. ед.), сменность учебного процесса (3,5 усл. ед.).

Наиболее неблагоприятными факторами оказались одноразовая уборка классных комнат (ПК = —58), коридоров (—51), спортивного зала (—21), переуплотненность, особенно более 500 человек (—43), нерегулярное водоснабжение (—43), проведение учебных занятий в 3 смены (—33), отсутствие душевых в спортзале (—21) и т. д.

Добиться благоприятного влияния фактора "влажная уборка спортивного зала" можно только при трехкратной ее повторности в день (ПК в этом случае увеличивается до +27). Влажная уборка классных комнат и коридоров может проводиться и 2 раза, хотя при трехразовой уборке ее положительный эффект возрастает в 3—5 раз (с

+ 14 до +45 в первом случае и с +17 до +81 во втором).

Таким образом, подростки, посещая общеобразовательные школы, особенно находящиеся в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии, подвергаются постоянному риску заражения энтеробиозом — основному гельминтозу детей в этом возрасте. На их заболеваемость существенное влияние оказывают частота влажной уборки классных комнат, зон рекреации и спортивного зала, переуплотненность, наличие групп продленного дня, нерегулярное водоснабжение, отсутствие душевых в спортзале, проведение учебных занятий в 3 смены. Информативность этих факторов внутришкольной среды, полученная с помощью специальных математических методов, достаточна велика (от 3,5 до 18,4 усл. ед.), а их наличие во всех случаях носит неблагоприятный прогностический характер (ПК от —3 до —58). определяя тем самым высокую степень распространения инвазии, достигающую в отдельных учреждениях 30% и более. Полученные в ходе настоящего исследования данные легли в основу конкретных рекомендаций по улучшению санитарно-гигиенического состояния школ и снижению в конечном счете заболеваемости энтеробиозом. Кроме того, они могут быть использованы для классификации учебных заведений, позволяющей без предварительного лабораторного обследования школьников оценить потенциальную опасность распространения заболевания в них.

Л и т с р а т у р а

1. Баранов А. А. // Педиатрия. — 1994. — № 5. — С. 5—6.

2. Гублер Е. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. — Л.. 1978.

3. Маркин А. В. // Гиг. и сан. - 1993. — № 1. — С. 46-48.

4. Маркин А. В., Терехова Т. В.. Хромснкова Е. П. // Там же. - 1996. - № 2. - С. 22-25.

5. Национальный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1993 году" // Там же. - 1995. - № I. — С. 38-56.

6. Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. — М.. 1968.

7. Ссрдюковская Г. Н. // Гиг. и сан. — 1992. — № 4. — С. 24-2S.

8. Шиган Е. Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях. — М.. 1986.

Поступила 26.0S.96

S и in in а г у . The authors examined 20 general educational schools in Rostov-on-Don and identified 8 informative determinants of enterobiasis prevalence among them, such as the frequency of wet cleaning, the number of recreational rooms and gymnasia, overcrowding, the presence of extended-day groups, water supply, shower-rooms in the gymnasia, and shifts of educational processes.

- IS -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.