Научная статья на тему 'Подготовка школы к новому учебному году: основные требования и направления деятельности'

Подготовка школы к новому учебному году: основные требования и направления деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумилина Татьяна Олеговна

Подготовка общеобразовательного учреждения к новому учебному году. Состояние пожарной, антитеррористической безопасности, санитарно-эпидемиологического, гигиенического и медицинского обеспечения. Финансовые средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка школы к новому учебному году: основные требования и направления деятельности»

Директору на заметку

Подготовка школы к новому учебному году: основные требования и направления деятельности

Татьяна Олеговна Шумилина,

заведующая кафедрой профессионального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук

Подготовка общеобразовательного учреждения к новому учебному году — обязательная процедура, гарантирующая безопасность образовательного процесса в школе. Как проверяется готовность к новому учебному году? Какие направления особенно контролируют надзорные органы? Как директору школы успешнее провести все работы в соответствии с действующим российским законодательством и требованиями к образовательным учреждениям?

Деятельность директора школы и руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием регламентируется Письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспо-требнадзора от 12 марта 2008 г.

№ АФ-102/09/43-828-19/01/ 2050-8-23 и Приказом от 23 июля 2008 г. № 213 «Об

организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 11 июня 2010 г. № 599).

Готовность к новому учебному году проверяется по следующим основным показателям, обеспечивающим безопасность организации образовательного процесса в здании и на территории школы.

1. Общее состояние образовательного учреждения. Ответственность руководителя образовательного учреждения определена Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ) и конкретизирована в части состояния школы Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28 декабря 2010 г. № 2106.

В соответствии с разделом 3 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положения об организации и проведении реконструкции, ре-

монта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» необходимо вести контроль за техническим состоянием зданий и объектов, проводя систематические плановые и неплановые осмотры с использованием современных средств технической диагностики. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или всего объекта, его систем и внешнего благоустройства, при частичных — техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью) комиссией по охране труда, созданной в школе и фиксироваться в журнале административно-общественно -го контроля по охране труда.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «Сан-ПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 29 июня 2011 г.) в разделе IV перечислены требования к зданию школы. Архитектурно-планировочные решения здания должны исключить вредные воздействия среды в ОУ. Нельзя использовать цокольные этажи и подвальные помещения под учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и внешней температуры воздуха, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

Младшие школьники должны обучаться в закреплённых за каждым классом учебных помещениях. Рекомендуется учебные помещения для 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для 2—4-х классов — не выше 3-го этажа. Для учащихся II—III ступени образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе. Размещение на верхних этажах (выше третьего) учебных помещений и кабинетов допускается только для учащихся 8—11-х классов. Если невозможно такое размещение, использовать кабинетную систему обуче-

ния не рекомендуется.

Набор и специфика помещений в школе должны соответствовать Типовому положению об общеобразовательных учреждениях (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.) и перечню реализуемых основных образовательных программ. Помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01 апреля 2003 г.).

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. При спортивных залах в общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

При устройстве бассейнов в общеобразовательных учреждениях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. № 4 «О введении в действие Сан-ПиН 2.1.2.1188-03» «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. СанПиН

2.1.2.1188-03».

На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Для персонала выделяется отдельный санузел. В общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Рядом с ними — электро- или бумажные полотенца, мыло.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком, следует проводить влажную уборку с дезинфицирующими средствами.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях

должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Уровни шума в помещениях общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы.

2. Состояние пожарной безопасности. Общее состояние пожарной безопасности в школе регламентируется Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждёнными Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. № 313

и Приказом государственного комитета СССР по народному образованию от 04 июля 1989 г. № 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений» (ППБ-101-89) (с изм., внесёнными решением Верховного Суда РФ от 27 июля 2006 г. № ГКПИ06-595).

В соответствии с приложением А «СП 5.13130.2009. Свод

правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» общеобразовательные учреждения относятся к перечню зданий, со-

оружений, помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации, порядок их установки и обслуживания изложены в ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля

2008 г. № 123-ФЗ.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учётом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях образовательного учреждения.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными следующими документами по пожарной безопасности: ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (статья 54); ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря

2009 г. № 384-ФЗ;

«СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 173).

В соответствии с ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06 декабря 2011 г.) и разделом 6

«РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укреплён-ность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. МВД РФ 06 ноября 2002 г.) здание школы должно быть подключено к специализированной услуге экстренной помощи «тревожной сигнализации». Образовательному учреждению предоставляется комплекс услуг по обеспечению оказания экстренной помощи (автоматический вызов оператора центра обработки вызовов — стационарное устройство «тревожная кнопка»; организация мероприятий, связанных с привлечением специализированных служб пожарной охраны, служб реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, газоспасательной службы, аварийной службы жилищно-эксплуата-ционных организаций).

Для безопасной организации эвакуации участников образовательного процесса во время чрезвычайных ситуаций необходимо предусмотреть аварийное освещение (ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от

30 декабря 2009 г. № 384-Ф3; ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3). Оно разделяется на освещение безопасности и эвакуационное. Освещение безопасности предназначено для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Светильники эвакуационного освещения, световые указатели эвакуационных и (или) запасных выходов в зданиях любого назначения, снабжённые автономными источниками питания, в нормальном режиме могут питаться от сетей любого вида освещения, не отключаемых во время функционирования зданий.

В случае пожара для принятия мер по предотвращению распространения огня по зданию и территории образовательного учреждения предусматривается пожарное водоснабжение в соответствии с «СП 8.13130.2009. Свод

правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 178) (ред. от 09 декабря 2010 г.).

Приложением 3 к Приказу МЧС РФ «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» от 18 июня 2003 г. № 313 определено необходимое количестве первичных средств пожаротушения и порядок их учёта и хранения.

Для предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций и распространения огня по эвакуационным проходам обеспечивает-

ся пропитка огнезащитным составом горючих поверхностей в соответствии с пунктом 36 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)». Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Электропроводка и электрооборудование должны соответствовать установленным нормам, что подтверждается протоколами (актами) проверки сопротивления изоляции проводов и заземления используемого оборудования.

3. Состояние антитеррористической безопасности. В соответствии с пунктом 5.2 Приказа Рособразования «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» от

11 ноября 2009 г. № 2013

в школе создаётся комплекс мероприятий по оснащению современными техническими средствами противопожарной

и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией учащихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения.

В Письме Минобрнауки РФ «О подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России на 2011—2013 годы» от 22 апреля 2011 г. № СМ-387/08

перечислены меры противодействия терроризму, включающие в себя наличие систем обеспечения антитеррористической безопасности зданий и сооружений, в том числе: наличие прямой связи (кнопок экстренного вызова) с органами МВД России и ФСБ России, наличие систем видеонаблюдения, наличие и состоянии ограждений по периметру территории школы, состояние охраны здания школы с указанием способа охраны (частное охранное предприятие, ведомственная охрана, сторожа и др.), проведение учений, тренировок с отработкой вопросов предупреждения террористических актов.

Если для охраны здания и территории школы привлекается частное охранное предприятие, то их деятельность должна соответствовать Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (ред. от 03 декабря 2011 г.).

Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещённости на земле должен быть не менее 10 лк. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается (раздел 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).

4. Состояние санитарно-эпидемиологического, гигиенического и медицинского обеспечения.

В разделе VIII СанПиН 2.4.2.2821-10 сформулированы требования к водоснабжению и канализации общеобразовательного учреждения. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водо-отведения. При отсутствии в населённом пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты.

Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие Санитарных правил»

(вместе с «СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая

вода и водоснабжение населённых мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») от 26 сентября 2001 г. № 24 (ред. от 25 февраля 2010 г., с изм. от 28 июня 2010 г.).

В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации должна иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа — люфтклозетами), при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

Обеспечение санитарно-гигиенического режима школы предполагает организацию уборки помещений с особым гигиеническим режимом (с использованием дезинфицирующих растворов) и других помещений (с использованием синтетических моющих средств), а также соблюдения правил хранения (наличие специализированных помещений) и разведения моющих средств.

Для обеспечения учащихся здоровым питанием в школе должна быть оборудована столовая и организовано горячее

питание в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») от 23 июля 2008 г. № 45. Закупать продукты для школьной столовой следует на договорной основе на основании раздела 3.2. Продукты для питания дошкольников и школьников Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырьё и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.) от 14 ноября 2001 г. № 36 (ред. от 06 июля 2011 г.).

Требования к организации медицинского обслуживания учащихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений изложены в разделах IV и XI СанПиН 2.4.2.2821-10.

Для медицинского обслуживания школьников должны предусматриваться на первом этаже здания помещения

медицинского назначения, размещённые в едином блоке: кабинет врача, стоматологический и процедурный (прививочный) кабинет. В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

Кабинет врача, процедурный (прививочный) и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

В помещениях медицинского назначения поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими, допускающими влажную уборку и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств, разрешённых к применению в помещениях медицинского назначения.

Все работники и учащиеся школы проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарём профилактических прививок. Предварительный медицинский осмотр проводится при поступлении на работу или учёбу. Периодический медицинский осмотр проводится один раз в год для наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или)

опасных факторов учебного процесса на состояние здоровья работников. Особое внимание следует уделить (при наличии в школе автотранспорта) заключению договора с учреждением здравоохранения, или иным учреждением, имеющим право проводить предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня — рейса (выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения).

Регулирование данного направления работы по подготовке школы к новому учебному году осуществляется на основании статьи 213 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

(ред. от 22 ноября 2011 г., с изм. от 15 декабря 2011 г.), статьи 46 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и Приказа Минздрав-соцразвития РФ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследо-

ваний) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» от 12 апреля 2011 г. № 302н. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

5. Финансовое обеспечение выполнения мероприятий.

Для реализации всего комплекса мероприятий по подготовке школы к новому учебному году предполагается привлечение финансовых средств из федерального, регионального и муниципального (местного) бюджетов. Кроме того, возможно использовать спонсорскую помощь. Составлять план финансовой деятельности по данному направлению работы школы целесообразно по следующим разделам: ремонт и реконструкция здания; антитеррористические мероприятия; обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния; иные мероприятия (Приказ «Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году» от 23 июля 2008 г. № 213 (в ред. Приказа Ми-нобрнауки РФ от 11 июня 2010 г. № 599).

Подготовка школы к началу учебного года становится общим делом всех заинтересованных в этом деле сторон: органов управления образованием регионального и муниципального уровня, трудового коллектива школы, учащихся и их родителей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.