Научная статья на тему 'Новые гигиенические требования к организации учебного процесса. Комментарий эксперта'

Новые гигиенические требования к организации учебного процесса. Комментарий эксперта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНПИНЫ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ / НОВЫЕ НОРМЫ / ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / SANITARY NORMS AND RULES (SANPINS) / HYGIENE REQUIREMENTS / VITAL ACTIVITY OF SCHOOL / NEW STANDARDS REQUIREMENTS FOR EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова Марина Исааковна

Новые СанПиНы современные гигиенические требования к различным аспектам жизнедеятельности школы. Принципиальные отличия новых СанПиНов от прежних. Свод требований к организации учебного процесса. Рекомендательный характер некоторых требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые гигиенические требования к организации учебного процесса. Комментарий эксперта»

Образовательное право

НОВЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к организации учебного процесса. Комментарий эксперта

Марина Исааковна Степанова,

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, доктор медицинских наук

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 утверждены новые санитарные правила и нормы для школ «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10». Они вступают в силу 1 сентября 2011 года и заменят действовавшие с 2003 г. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02».

• СанПиНы • гигиенические требования • жизнедеятельность школы

• новые нормы • требования к организации учебного процесса

В

этом документе представлены современные гигиенические требования к самым разным аспектам жизнедеятельности школы.

О необходимости принятия новых санитарных правил говорилось давно. За последние годы произошли существенные изменения в деятельности службы Роспотребнадзора, появились новые нормативные документы (технические регламенты, национальные стандарты), отменены некоторые утверждённые ранее требования (например, обязательность оформления санитарно-эпидемиологических

заключений). Важнейшим стимулом к созданию нового документа послужило принятие федеральных общеобразовательных стандартов второго поколения, которые содержат требования не только к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, но и к условиям их реализации.

Одно из принципиальных отличий новых СанПиН в том, что в них исключены «избыточные» нормы. СанПиН 2.4.2. 1178-02 содержит ряд требований, за выполнение которых руководитель

общеобразовательного учреждения не может нести ответственность. Например, требования к оборудованию остановки для транспорта, который осуществляет подвоз детей в школу. В разряд «избыточных» попали и требования безопасности, профилактики травматизма, т.е. те требования, которые не являются ни гигиеническими, ни санитарно-эпидемиологическими и, следовательно, не подлежат контролю со стороны санитарного надзора. В разряд этих требований попали и требования к оснащению оборудованием и инструментарием медицинских кабинетов — эти вопросы находятся в компетенции Минздравсоцразви-тия России.

Новые санитарные правила содержат все, ставшие уже традиционными, разделы, устанавливающие требования к размещению общеобразовательных учреждений, окружающей их территории, к зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, к режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания учащихся и т. д., за исключением требований к условиям и организации школьного питания. Их будут по-прежнему определять действующие санитарные правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08».

К традиционным разделам документа добавлена новая глава — требования к соблюдению санитарных правил. Количество приложений в новых санитарных правилах осталось прежним, однако содержание значительно обновилось. В частности, изменились отдельные положения в рекомендациях к организации и режиму работы групп продлённого дня, гигиенических рекомендациях к составлению расписания уроков с обновлёнными шкалами трудности учебных предметов, комплексах упражнений физкультурных минуток и гимнастики для глаз и т.д.

В них впервые представлена информация о дифференцированных по регионам России параметрах микроклимата (температура и скорость движения воздуха), при которых допускается проведение занятий физической культурой на открытом воздухе для учащихся разных возрастных групп, а также рекомендации по проведению занятий физической культурой в условиях муссонного климата Приморского края, появились рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы детей в процессе занятий.

В связи с отменой оформления санитарно-эпидемиологических заключений и получения согласования с органами Санэпиднадзора ряд требований СанПиН представлен в новой редакции. Согласно современному санитарному законодательству, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам необходимо только при предоставлении земельных участков для строительства объектов общеобразовательных учреждений.

Принципиальные изменения

Из разряда обязательных требований к территории общеобразовательного учреждения изъята организация учебно-опытной зоны. Допускается использовать синтетические и полимерные покрытия для оборудования спортивно-игровых площадок при условии их безвредности для здоровья детей. На школьном участке не разрешается размещать постройки и сооружения, функционально не связанные с общеобразовательным учреждением, определены безопасные уровни шума на территории и в помещениях школы.

Сегодня немало школ имеют в своём составе дошкольные группы. В связи с этим санитарные правила содержат требования к организации игровой зоны для этой категории детей на участке общеобразовательного учреждения.

Из документа исключены требования к этажности и вместимости здания школы. Вместо них появились новые требования, которые предписывают размещать учебные помещения для учащихся первых классов не выше второго этажа, а для учащихся 2—4-х классов — не выше третьего этажа. Вместимость же вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна обеспечивать обучение детей только в одну смену. Среди новых требований:

• важный показатель, обеспечивающий необходимый уровень воздухообмена — высота учебных помещений (для вновь строящихся

и реконструируемых зданий);

• возможность размещения спортивных залов на втором этаже и выше при соблюдении зву-ко- и виброизолирующих мероприятий;

• требования к рекреационным помещениям, помещениям для внеурочной деятельности детей, кабинетам логопеда и психолога;

• необходимость наличия в санитарных узлах педальных вёдер, держателей для туалетной бумаги; электрополотенец или приспособлений для бумажного полотенца, а также самих полотенец, туалетной бумаги и мыла;

• требования к пришкольным интернатам и др.

В главу, посвящённую оборудованию школьных помещений, вошли как уже устоявшиеся требования, так и принципиально новые. В частности, требования к учебным, в том числе интерактивным доскам, конторкам и их расстановке, оборудованию кабинетов домоводства, игровых комнат, спальных помещений для первоклассников. Обращаю внимание на новую запись в санитарных правилах — использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается (п. 1.7.)

В требованиях к воздушно-тепловому режиму уточнены регламенты температуры воздуха в школьных помещениях, указан запрет на использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. В этом же разделе появились регламенты скорости движения воз-

духа в помещениях (не более 0,1м/сек), концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений, требования к оснащению учебных кабинетов бытовыми термометрами, к остеклению и плоскости открытия окон. Новые и уточнённые требования появились в главе, содержащей требования к световой среде учебных помещений. Так, если прежний норматив освещённости на рабочей поверхности составлял не менее 300 лк, то в новой редакции даётся оптимальный диапазон значений этого показателя — 300—500 лк. Изъяты требования, в которых указаны конкретные марки светильников. Включены требования, касающиеся продолжительности инсоляции в учебных помещениях.

Далеко не всегда школы располагаются в специально построенных зданиях. В санитарных правилах содержится глава, в которой сформулированы требования к помещениям и оборудованию школ, размещённых в приспособленных зданиях. Хочу обратить внимание, что в этой главе указывается, что размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений. В отсутствие возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту. Это требование действительно для всех общеобразовательных учреждений, которые не имеют необходимых условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Много нового в главе, содержащей свод требований к организации учебного процесса.

Впервые за многие годы увеличились на один час в неделю показатели, определяющие величины максимально допустимой образовательной нагрузки для учащихся 1—11-х классов независимо от продолжительности учебной недели (табл.). Повышение нагрузки связано с увеличением до трёх часов в неделю обязательных уроков физической культуры, предусмотренных новым образовательным стандартом. Допуская повышение образовательной нагрузки для всех учащихся независимо от возраста, санитарные правила в то же время устанавливают ограничение, согласно которому не допускается заменять уроки физической культуры другими предметами.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более

1 - 21

2-4 26 23

5 32 29

6 33 30

7 35 32

8-9 36 33

10-11 37 34

Поскольку использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения предполагает их адекватность возрастным и функциональным возможностям детей, то в санитарных правилах указывается, что их применение возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье учащихся.

Установлены новые, менее продолжительные регламенты подготовки домашних заданий.

Согласно новой редакции «объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2—3-х классах — 1,5 ч.; в 4—5-х классах — 2 ч.; в 6—8-х классах — 2,5 ч.; в 9—11-х классах — до 3,5 ч.».

Результаты научных гигиенических исследований последних лет убедительно показали преимущество проведения сдвоенных уроков по одному предмету для снижения утомительности учебного процесса, что позволило снять ограничения на такой способ составления расписания (они имеются в предыдущей редакции санитарных правил). Кроме того, для рационального составления расписания школьных занятий приведены новые шкалы трудности учебных предметов, которые дифференцированы для каждой ступени школьного обучения, а для 5—9-х классов они даны для каждого года обучения.

Снижению утомительности учебных занятий способствует равномерное распределение периодов учебного времени и каникул, поэтому такой график каникул новые санитарные правила предлагают школам.

Среди новых требований — запрет на обучение детей в три смены. Впервые сформулированы требования к проведению итоговой аттестации, а также к весу ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать: для учащихся 1—2-х классов — 1,5 кг; 3—4-х классов — 2 кг; 5—6-х — 2,5 кг; 7—8-х — 3,5 кг; 9-11-х — 4,0 кг.

В эту главу включены и такие важные и очень востребованные регламенты, которые касаются организации практики и занятий учащихся общественно полезным трудом. В частности, указывается, что «не допускается привлекать учащихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда

лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам». Приведены сведения о том, как регламентируется проведение сельскохозяйственной практики для школьников.

В раздел, регламентирующий медицинское обслуживание, включены требования о том, что после перенесённого заболевания учащие ся могут быть допущены к занятиям в обще образовательном учреждении только при наличии справки врача-педиатра и о необходимости проводить медосмотры детей с целью выявления педикулёза не реже четырёх раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно.

Требования к санитарному содержанию территории и помещений содержат правила уборки и дезинфекции территории и школьных помещений, подробную информацию о том, как хранить уборочный инвентарь, дезинфицирующие и моющие средства и др.

Хочу заметить, что в отличие от предыдущей редакции ряд требований новых санитарных правил носит рекомендательный характер. Их выполнение не обязательно, но желательно.

Завершает документ новая глава — требования к соблюдению санитарных правил. В ней указывается, что руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил и обеспечивает: • наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до ра ботников учреждения;

• выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;

• необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

• приём на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

• наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;

• организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

• наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Это вполне согласуется со статьёй 28 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статьёй 51 Закона РФ «Об образовании», в которых указывается, что образовательное учреждение обеспечивает меры по профилактике заболеваний и создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, а также с недавно утверждёнными Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья учащихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106).

Как и прежде, соблюдение СанПиН обязательно для всех видов общеобразовательных учреждений независимо от их подчинённости и форм собственности. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.