Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы охраны здоровья учащихся'

Нормативно-правовые основы охраны здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
681
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумилина Татьяна Олеговна

Охрана здоровья учащихся. Оказание первичной медико-санитарной помощи. Организация питания. Режим учебных занятий. Обучение навыкам здорового образа жизни. Профилактика заболеваний. Обеспечение безопасности учащихся. Профилактика несчастных случаев. Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы охраны здоровья учащихся»

Консультант Татьяна Олеговна Шумилина,

заведующая кафедрой теории и методики воспитания Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук

Нормативно-правовые основы охраны здоровья учащихся

В соответствии со статьёй 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Каковы основные направления охраны здоровья? Это

• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

• организация питания учащихся;

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

^ На основании каких документов • оказывается первичная медико-санитарная помощь учащимся?

В соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в феврале 2014 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется самими образовательными организациями. А оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации — медицинскими организациями. Образовательная организация обязана безвозмездно предоставить медицинской организа-

ции помещение, соответствующее условиям и требованиям для медицинской деятельности.

Главой XI постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 25.12.2013) определены требования к организации медицинского обслуживания учащихся и прохождению

медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций.

^ Что входит в понятие первич-

• ной медико-санитарной помощи учащимся?

В понятие первичной медико-санитарной помощи входят оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также вся профилактическая работа, реализуемая в образовательной организации. Основанием для определения ситуаций, при которых оказывается помощь, является приказ Минздравсоцраз-вития России от 04 мая 2012 № 477н (в ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

^ Кто вправе оказывать учащим-

• ся первичную медико-санитарную помощь?

Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет оказывается сотрудниками медицинских организаций (врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сёстрами), работающими в отделении медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. В случае отсутствия таких отделений помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской ор-

ганизации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. В специализированных образовательных организациях (коррекционного и компенсирующего видов) первичная помощь учащимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами (по профилю патологии), фельдшерами и медицинскими сёстрами отделения.

^ Какие условия должны быть

• созданы в образовательном учреждении для организации питания учащихся?

При организации питания образовательная организация руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В образовательной организации в соответствии с установленными требованиями СанПиН должны быть созданы следующие условия для организации питания учащихся:

• предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (торгово-технологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;

• предусмотрены помещения для приёма пищи, снабжённые соответствующей мебелью;

• разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11 марта 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» администрация образовательной организации должна обеспечить принятие организационно-управленческих решений, направленных

на обеспечение горячим питанием учащихся, принципов и санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультационной и разъяснительной работы с их родителями (законными представителями).

Какие нормативно-правовые акты являются основанием для определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул в образовательной организации?

Главой Х постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 25.12.2013) определены гигиенические

требования к режиму образовательного процесса. На основании пунктов 15-17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (в ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» образовательная организация создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения — не более чем на три месяца. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.

Требования к условиям реализации образовательных программ определены также в приказах Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об ут-

верждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря

2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая

2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

^ Какой комплекс мероприятий • входит в пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом?

В разделе IV «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» Указа Президента РФ от 01 июня

2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» обозначены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений определены письмом Мин-обрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об

утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегаю-щими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. Комплекс мероприятий по приобщению детей и молодёжи к физической культуре и спорту содержат Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 (в ред. от 21.11.2013) «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и рекомендации «Роль физической культуры и спорта

в профилактике заболеваний и укреплении здоровья школьников», утверждённые решением Комитета Совета Федерации по социальной политике от 23 мая 2013 г. № 3.8-09/865.

Каковы правила прохождения не-• совершеннолетними медицинских осмотров: профилактических, предварительных при поступлении в образовательные учреждения и периодических во время обучения в них?

В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждён приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

Этот Порядок устанавливает правила прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров: профилактических, предварительных при поступлении в образовательные учреждения и периодических во время обучения в них.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьёй 20 Федерального

закона. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды для раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также для формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних. Предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся при поступлении в образовательные учреждения для определения соответствия учащегося требованиям к обучению. Медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

^ На основании каких нормативно-правовых документов в образовательных организациях проводятся профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ?

Приказ Минобразования России от 25 февраля 2000 г. № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» описывает систему, основанную на объединении образовательных, социальных и медицинских мер, обеспечивающих снижение спроса и, следовательно, распространённости наркотиков среди детей и молодёжи и вовлечения их в наркогенную ситуацию

и субкультуру; снижение заболеваемости наркоманиями, ток-сикоманиями и алкоголизмом; снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) — инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодёжи. Рекомендации по межведомственному взаимодействию в данном вопросе содержатся в письме Минобрнауки РФ, МВД России и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».

Что входит в систему обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в ОУ?

Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:

• работа по организации и управлению безопасным образовательным пространством (письмо Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 марта 2007 г. № 17-1/45 «О введении

в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности»);

• работа по антитеррористической защищённости и проти-

водействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);

• работа по обеспечению охраны образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации

от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»);

• Информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г.

№ 01/10237-8-32 «О мерах,

направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);

• Пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ

«О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

• Электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

В целях ежегодной подготовки образовательных организаций к новому учебному году и обеспечения их комплексной безопасности разработаны и доведены (в совместном письме от 12 марта 2008 г. Роспотребнадзора №

05/2050-8-23, МЧС России № 43-828-19 и Минобрнау-ки России № АФ-102/09 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году») до руководителей органов управления образованием: порядок организации работы в сфере обеспечения комплексной безопасности образовательной организации, формы сбора сведений о её состоянии, а также типовой перечень мероприятий по подготовке образовательной организации к новому учебному году.

^ Есть ли изменения в законо-• дательной базе по вопросу расследования несчастных случаев, произошедших с учащимися в образовательной организации?

Нет, по данному вопросу мы продолжаем использовать Положение о расследовании и учёте несчастных случаев с учащейся молодёжью и воспитанниками системы образования, утверждённое приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 639 от 01 января 1990 г.

^ Для чего в образовательной организации проводятся санитар-но-противоэпидемические и профилактические мероприятия?

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благо-

получии населения» для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно и в полном объёме проводятся предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению административного и медицинского контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения детей и подростков. Таким образом, ОУ при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья учащихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием их здоровья; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в ОУ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.