social pediatrics
С
оциальная педиатрия
© КУЧМА В.Р., 2018 УДК 614.2:616-053.2-084
Кучма В.Р.
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В РОССИИ (2018-2027 гг.)
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1;
ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, г Москва, Россия, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
Представлены цели и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся, которые могут быть достигнуты в Десятилетие детства, объявленное Указом Президента Российской Федерации на период 2018-2027 гг. Программные мероприятия включают предложения по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых актов в сфере организации медицинской помощи учащимся в образовательных организациях, взаимодействию в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подготовке медицинских работников и оплате их труда, восстановлению медицинских кабинетов школ и их оснащению; а также оценку качества медицинской помощи в школах, развитие подростковой медицины, разработку национальных стандартов физического и когнитивного развития детей; мониторинг качества жизни и факторов риска, опасных для здоровья обучающихся; формирование баз данных здоровьесберегающих педагогических, оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий; оценку безопасности цифрового образования и труда подростков, товаров для детей и предметов обихода; мониторинг здорового питания и социальную рекламу для детей. Мероприятия, проводимые в рамках Десятилетия детства, должны обсуждаться профессиональными сообществами, требуется оценивать их эффективность и при необходимости вносить коррективы.
Десятилетие детства; здоровье обучающихся; здоровый образ жизни; школьная ме-
Ключевые слова: дицина; гигиена детей.
Для цитирования: Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018-2027 гг.). Российский педиатрический журнал. 2018; 21(1): 31-37. Б01: http://dx.doi. о^/10.18821/1560-9561-2018-21-1-31-37.
Kuchma V.R.
MEDICALLY-PREVENTIVE FOUNDATIONS OF HEALTH SAFETY OF PUPILS OVER THE DECADE OF CHILDHOOD IN RUSSIA (2018-2027)
National Medical Research Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russia; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8, Trubetskaya street, Moscow, 119991, Russia; Russian Academy of Sciences, 14, Leninsky Avenue, Moscow, 119991, Russia
There are goals, tasks and expected results in the sphere of health saving of students which can be implemented in the Decade of Childhood, announced by the Decree of the President of the Russian Federation for the period 2018-2027. The program measures on the development of health care for children, adolescents and young people friendly to children and their healthy life include proposals for the improving legislation and regulatory legal acts in the sphere of the organization of medical care for students in educational organizations, for intersectoral interaction in the sphere of the protection and promotion of children's health, training employees and paymentfor their labor, the restoration of medical offices in schools and their equipping with modern equipment and medicines, the quality assessment of medical care in schools, the development of adolescent medicine, the development of strategies for the formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and youth, the development of national standards for physical and cognitive development of children, monitoring the quality of life and behavioral riskfactors, hazardous to health of students, the formation of databases of health saving pedagogical, health and fitness sports technologies, active recreation technologies, safety of digital education, monitoring healthy nutrition, safety of adolescents' labor, safety ofproducts for children and learning objects, social advertising for children. Activities held within the framework of the Decade of Childhood should be discussed by professional communities, their effectiveness should be assessed and corrections should be made, if necessary.
Keywords : adolescents
a decade of childhood; health of students; healthy lifestyle; school medicine; hygiene of children and
For citation: Kuchma V.R. Medically-preventive foundations of health safety of pupils over the decade of childhood in Russia (2018-2027). Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(1): 31-37. (In Russian).
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-1-31-37.
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремироеич, член-корр. РАН, зам. дир. по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: kuchmavr@nczd.ru
32
социальная педиатрия
For correspondence: Kuchma Vladislav R., MD, PhD, DSci., professor corresponding member of the Russian Academy
of Sciences, Deputy Director on science of the National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 2,
Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; Director of the Institute of Hygiene and Health of Children and
Adolescents, Russian Federation, E-mail: kuchmavr@nczd.ru
Information about authors:
Kuchma V.R., https://orcid.org/0000-0002-1410-5546
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgement. The study had no sponsorship.
Received 12.01.2018 Accepted 20.02.2018
/-ж—государственная политика в сфере охраны и ( # укрепления здоровья детей и подростков сформулирована и реализуется в соответствии со Стратегией действий в интересах детей на 20122017 гг., утверждённой Указом Президента страны [1]. Однако программа действий, заложенная в Стратегии, не исчерпана, не все задекларированные результаты достигнуты, и было бы естественным её продление или принятие новой Стратегии действий в интересах детей. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 240 от 29 мая 2017 г.) 2018-2027 гг. объявлены Десятилетием детства и Правительству Российской Федерации поручено утвердить План основных мероприятий до 2020 г. В связи с этим необходимо обсуждение и обоснование медико-профилактических основ здоровьесбереже-ния обучающихся в Десятилетие детства, включающее анализ проблем школьного здравоохранения в современных условиях, определение направлений медико-профилактической деятельности, подготовку предложений в проект Плана основных мероприятий до 2020 г.
Материалы и методы
Выполнено экспертно-аналитическое наблюдательное исследование, в ходе которого не осуществлялось вмешательство в естественное течение изучаемых процессов [2, 3].
Результаты
Анализ сложившейся ситуации в сфере здоро-вьесбережения детей, подростков и молодёжи свидетельствует, что основные мероприятия до 2020 г., проводимые в рамках Десятилетия детства, должны обеспечить формирование нового поколения граждан России, живущего в условиях санитарно-эпидемиологического благополучия и приверженного здоровому образу жизни.
Здоровое поколение россиян следует формировать в период обучения в общеобразовательных организациях, с использованием современных технологий, в т. ч. информационно-коммуникационных и дистанционных: персонализированного высокотехнологичного медицинского сопровождения обучающихся (школьное здравоохранение, дружественное к детям); здо-ровьесбережения в процессе обучения и воспитания («школы здоровья»); геймификации ЗОЖ. Необходимо обеспечение гигиенической и медико-психолого-педагогической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформатизированном обществе, здоро-
вого питания, безопасного и эффективного отдыха и оздоровления в каникулярные периоды [4].
Старт практической работы может быть дан во всех классах общеобразовательных организаций 1 июня 2018 г. (День защиты детей). Первоклассники 2018 г. к окончанию школы могут и должны стать тем новым поколением россиян, которое будет исповедовать принципы ЗОЖ и реализовывать их в каждодневной практике, передавая в дальнейшем своим детям - с которыми школа также продолжит работать, но уже на следующем технологическом уровне.
Здравоохранение, дружественное к детям, подросткам и молодёжи
В стране сохраняются неблагоприятные тенденции ухудшения здоровья детей в процессе обучения, поэтому требуется повысить качество и общедоступность медицинского обеспечения обучающихся, а также удовлетворённость им общества. В начале Десятилетия детства целесообразно оценить положение детей в стране. Этому будет способствовать подготовка Государственного доклада о положении детей и подростков в Российской Федерации, включающего комплексный анализ ситуации в этой сфере и её причин в современных условиях.
Необходимы разработка, апробация и внедрение актуальных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях (проект «Школьная медицина»). Однако эта работа сдерживается несовершенством действующего законодательства. Закон «Об основах охраны здоровья граждан» не предусматривает оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях (ОУ), в т. ч. проведения профилактической работы; обязательной вакцинации детей при приёме в школы и дошкольные ОУ с учётом рекомендаций медицинских работников; обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специализированным питанием.
Развитие школьных служб здравоохранения требует совершенствования нормативно-правового регулирования медицинской помощи детям в ОУ: принятия Федерального закона «Об охране здоровья детей», Федерального закона «О йодировании пищевой соли»; внесения в раздел 2-й статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнения, что «медицинская помощь может оказываться в образовательных организациях»; внесения изменений в Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», касающихся: обязательной вакцинации детей при приёме в ОУ в целях уменьшения заболеваемости среди детей дошкольного и школьного возраста;
social pediatrics
допуска детей, не прошедших вакцинацию, к обучению в ОУ; ограничения допуска детей, имеющих признаки инфекционных заболеваний, к обучению в ОУ; внесения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменения, предусматривающего обеспечение учащихся с ОВЗ специализированным питанием.
Развитие законодательного регулирования организации медицинской помощи обучающимся в ОУ позволит повысить её доступность, увеличить «иммунную прослойку» и снизить риск возникновения вспышек инфекционных заболеваний в организованных детских коллективах, улучшить состояние детей с ОВЗ.
При бюджетном финансировании медицинская помощь обучающимся в ОУ не внесена в базовый перечень государственных услуг. Она, соответственно, не оплачивается, что понижает зарплату медицинского персонала, работающего в отделениях медицинской помощи обучающимся (ОМПО), и способствует дефициту медицинских кадров.
В Перечне медицинских услуг, финансируемых из средств ОМС, отсутствует подавляющее большинство услуг, за исключением профилактических осмотров и вакцинопрофилактики. Вся профилактическая деятельность, предусмотренная приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», медицинскому персоналу ОУ не оплачивается. Это привело к прекращению профилактической и оздоровительной работы, гигиенического обучения и воспитания, ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия учащихся и их состояния здоровья.
Необходимо внести изменения и дополнения в территориальные программы ОМС, Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, и Перечень медицинских услуг, включив все виды медицинской помощи обучающимся в ОУ, в т. ч. организационную, профилактическую и просветительскую работу; а также в Тарифы на оплату медицинской помощи (по отдельным услугам) учащимся в ОУ. Требуется учитывать все виды медицинской помощи, оказываемой в образовательных организациях, при расчёте нормативов подушевого финансирования.
При бюджетном финансировании нужно добавить в базовый перечень государственных услуг медицинскую помощь обучающимся в ОУ Следует также распространить денежные выплаты стимулирующего характера на медицинский персонал, работающий в ОУ.
Эти мероприятия улучшат кадровое обеспечение ОМПО, расширят и повысят качество профилактической работы, снизят заболеваемость учащихся.
Как правило, учреждения здравоохранения являются региональными, а образовательные организации - муниципальными, в связи с чем необходимо предусмотреть финансирование медицинской помощи в ОУ из регионального бюджета по разработанной системе заявок из учреждений здравоохранения с учётом численности обслуживаемого организованного детского населения.
Уменьшение дефицита медицинских кадров ОМПО медицинских организаций обеспечит повышение качества первичной медико-санитарной помощи и в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния здоровья детей и подростков, формированию здорового трудового потенциала страны.
В настоящее время в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) отсутствуют обязанности врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков, медицинской сестры с высшим образованием (бакалавра), медицинской сестры (фельдшера) со средним медицинским образованием, работающих в ОУ. Необходимо дополнить данный раздел ЕКС соответствующими должностными обязанностями, определить объём выполняемой работы и ответственности, обеспечить адекватную оплату труда перечисленных специалистов, что позволит повысить качество медицинской помощи обучающимся.
Требуется совершенствование и подготовка новых профессиональных стандартов - «Специалист в области медико-профилактического дела» и «Бакалавр школьной медицины». Так, действующий стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» предусматривает профессиональную деятельность выпускников медико-профилактических факультетов только в органах и учреждениях Ро-спотребнадзора, не учитывая порядок организации и виды деятельности врача по гигиене детей и подростков ОМПО.
Приказ Минздрава России № 822н сейчас не включает целый ряд должностей медицинского персонала, работающего в ОУ, что ухудшает качество оказания медицинской помощи несовершеннолетним. В этот Приказ следует ввести должности (среднего) медицинского персонала для работы в коррекционных, особенно дошкольных, ОУ - в частности медсестры врача-физиотерапевта, медсестры врача-фтизиатра, медсестры ЛОР-врача, диетсестры, врача-диетолога, а также медицинской сестры бассейна, инструктора для занятий с детьми в бассейне. Улучшение качества и увеличение объёма медицинской помощи обучающимся в соответствующих организациях обеспечат сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику инвалидности.
Кроме того, отсутствуют документы, регламентирующие взаимодействие образовательных и медицинских организаций в сфере медицинского обеспечения обучающихся, перечни посиндромной укладки медикаментов, перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи детям в ОУ, аптечек для пищеблока, физкультурных залов, кабинетов технологии, для спортивных соревнований и турпоходов школьников. Необходимо совершенствование нормативных документов, регламентирующих обеспечение условий, оснащение оборудованием и лекарственными препаратами, дезинфицирующими средствами, требующимися для деятельности медицинского персонала в ОУ; нормирование и оплату (тарифы) труда сотрудников ОМПО, их доступ к медицинской информации по результатам профилактических осмо-
34
социальная педиатрия
тров обучающихся, в т. ч. через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС).
Укомплектованность медицинскими работниками ОМПО не отвечает ни регламентам Минздрава России, ни потребностям детей и общества в сфере медицинского обеспечения учащихся, формирования у них ЗОЖ. Обучающиеся в организациях начального и среднего профессионального образования практически лишены медицинского обеспечения в них. Следует укомплектовать ОМПО медицинскими кадрами согласно нормативам, рекомендуемым Минздравом России, для чего нужны распорядительные документы органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.
Уровень подготовки кадров ОМПО не соответствует современным требованиям и достижениям школьной медицины. Сегодня не обеспечена централизованная переподготовка медицинских кадров (в т. ч. с использованием её дистанционных форм) по вопросам оказания медицинской помощи обучающимся, применения новых технологий ранней диагностики и профилактики распространённых у них заболеваний, отклонений в их физическом и нервно-психическом развитии. Требуется решение этого вопроса на основании приказа Минздрава России.
Установлена эффективность межсекторального взаимодействия в сфере здоровьесбережения учащихся. Для развития этого взаимодействия следует разработать совместный приказ Минздрава и Минобрнауки России об организации оказания обучающимся медицинской помощи в ОУ, который должен урегулировать следующие вопросы: обеспечение условий работы медицинского персонала в образовательных организациях; контроль за организацией питания в образовательных организациях; контроль за учебной нагрузкой, организацией основного учебного процесса, вне- и послеурочной деятельности, и дополнительного образования; проведение санитарных, противоэпидемических и профилактических мероприятие, в т. ч. вакци-нопрофилактики; пропаганда и обучение детей навыкам ЗОЖ; профилактика потребления психоактивных веществ и табакокурения; профилактика несчастных случаев и травматизма в ОУ; оказание медицинской помощи педагогическим и техническим работникам в ОУ в экстренной и неотложной формах.
Совместный нормативно-правовой акт двух министерств обеспечит улучшение организации и повышение эффективности медицинской помощи обучающимся в ОУ; контроль за условиями обучения и воспитания, питания; выполнение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; формирование культуры здоровья; оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах всем участникам образовательного процесса. Необходимость оперативной разработки подобного приказа обусловлена тем, что Законы 323-ф3 и 273-Ф3, а также подзаконные акты, в т. ч. приказы Минздрава и Минобрнауки России, противоречат друг другу по указанным позициям.
В настоящее время между учреждениями здравоохранения и образования, а также органами управления в этих сферах нередко возникает непонимание
из-за отсутствия Типового договора между образовательной и медицинской организациями об оказании медицинской помощи в ОУ. В целях урегулирования взаимоотношений данных структур и улучшения медицинского обслуживания обучающихся следует разработать такой Типовой договор.
Сейчас сотрудники ОМПО детских поликлиник вследствие дефицита кадров находятся в ОУ ограниченное время. Обеспечить ежедневное присутствие медицинских работников в ОУ на протяжении всего времени работы школ необходимо уже на старте Десятилетия детства, для чего потребуется соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации и совместный приказ Минздрава и Мин-обрнауки России.
Во всех субъектах РФ есть значительное число ОУ, не имеющих медицинских кабинетов (восстановление медицинских кабинетов школ было включено в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.). В организациях начального и среднего профессионального образования такие кабинеты практически повсеместно отсутствуют.
Для эффективной работы ОМПО нужно восстановить медицинские кабинеты во всех ОУ, а также обеспечить все медицинские блоки образовательных организаций типовыми наглядными материалами, макетами презентаций для пропаганды медицинскими работниками ЗОЖ и проведения профилактических мероприятий в школах. Центры здоровья для детей оснащены типовыми плакатами по факторам риска здоровью детей и формированию ЗОЖ, однако в ОУ их нет.
Отменён специальный статус дошкольных образовательных организаций, ведущих коррекционную деятельность с детьми с ОВЗ. Это способствовало увеличению в России числа детей-инвалидов в последние годы на 100 000 человек. Восстановление совместным приказом Минобрнауки и Минздрава России специального статуса таких ОУ позволит улучшить состояние здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их адаптацию в образовательных организациях, социальный и трудовой прогноз.
В Десятилетие детства требуется повысить качество и удовлетворённость населения медицинским обеспечением обучающихся в ОУ С целью аудита качества медицинской помощи учащимся используется концепция его оценки, разработанная Российским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) и одобренная профессиональным медицинским сообществом на V Конгрессе РОШУМЗ (октябрь 2016 г.) [5]. Эта концепция и соответствующий алгоритм должны лечь в основу приказа Минздрава России, который введёт в стране систему оценки качества медицинской помощи обучающимся в ОУ.
В настоящее время отсутствует систематический контроль федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) за медицинским обеспечением обучающихся в ОУ согласно действующим законодательным, нормативно-правовым и методическим документам в сфере школьного здравоохранения. На старте Десятилетия детства такой контроль необходимо наладить.
Важной составляющей Десятилетия детства должна стать реализация пилотного проекта Минздрава
social pediatrics
России «Современная модель охраны здоровья детей в общеобразовательных организациях («Школьная медицина»)», так как медицинское обеспечение детей в ОУ в субъектах РФ не удовлетворяет ни население и самих обучающихся, ни ФОИВ.
Анализ существующих моделей деятельности ОМПО, обсуждение хода пилотного проекта Минздрава России «Школьная медицина», подготовка рекомендации по дальнейшему совершенствованию медицинского обеспечения обучающихся должны состояться на очередном Всероссийском конгрессе с международным участием по школьной и университетской медицине и здоровью (2018 г.).
Распространение опыта использования современных форм организации медицинской помощи детям в ОУ в субъектах РФ, отвечающих потребностям населения и обучающихся, является чрезвычайно важным. Подведение итогов реализации проекта «Школьная медицина» и обсуждение предлагаемой Минздравом России современной эффективной модели медицинского обеспечения обучающихся во всех регионах страны могут пройти на Всероссийском конгрессе с международным участием по школьной и университетской медицине и здоровью в 2020 г.
На фоне сохраняющихся негативных тенденций в состоянии здоровья подростков, распространённости подростковых суицидов, беременностей и абортов среди молодёжи в стране отсутствует достоверная информация о развитии подростковой медицины, предусмотренном Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Эта работа должна продолжиться в Десятилетие детства. Так, необходимы мониторинг подростковой медицины (положение и динамика создания молодёжных консультаций, центров репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам) и подготовка соответствующего государственного доклада и плана действий до 2020 г. и далее.
Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи
В настоящее время в РФ нет эффективной системы формирования ЗОЖ детей и подростков на всех этапах обучения, которая опиралась бы на реальное знание распространённости основных поведенческих факторов риска здоровью обучающихся в различные возрастные периоды, в разных образовательных организациях регионов страны.
Особенности поведения детей в отношении собственного здоровья и формирования ЗОЖ, профилактики неинфекционных болезней существенно отличаются от взрослого контингента, что делает необходимым подготовку специального документа, ориентированного на детское население. Требуются разработка и утверждение Распоряжением Правительства Российской Федерации Межведомственной стратегии формирования ЗОЖ детей, подростков и молодёжи, профилактики неинфекционных заболеваний на период до 2027 г., что обеспечит эффективную работу в этом направлении в течение всего Десятилетия детства.
Лонгитюдные исследования физического и когнитивного развития детей в отдельных регионах страны свидетельствуют о фактах изменений физических и
когнитивных показателей, пропорций тела ребёнка в сравнении с детьми предшествующих поколений. Выраженность и направленность выявляемых изменений зависят от места и условий проживания, этнической принадлежности, социально-экономического развития региона [6-8]. Эти особенности в настоящее время в должной мере не учитываются при создании безопасных условий обучения и воспитания детей.
Нужны специальные широкомасштабные исследования с целью разработки национального стандарта физического и когнитивного развития детей и подростков Российской Федерации, выполняемые по единой методологии, методике и принципам оценки полученных данных, которые лягут в основу современных образовательных стандартов, стандартов детской мебели (в т. ч. учебной), одежды и обуви для детей (включая школьную форму).
В стране отсутствует регулярный государственный мониторинг поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков (его внедрение было предусмотрено Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.). Мероприятия Десятилетия детства должны предусматривать внедрение такого мониторинга, осуществляемого на основании совместного приказа Минобрнауки и Минздрава России. Он даст объективную картину информированности о факторах риска здоровью обучающихся, сфор-мированности у них стереотипов ведения ЗОЖ и возможность проводить ежегодный анализ результатов.
На фоне сохраняющихся негативных тенденций в сфере нервно-психического и поведенческого благополучия в подростковой среде [9] отсутствует регулярный государственный мониторинг качества жизни детей в стране (его внедрение также было частью Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.).
Совместный приказ министерств и ежегодный мониторинг качества жизни детей и подростков, в т. ч. эмоционального, коммуникативного и психосоматического компонентов [10], позволят информировать ФОИВ, руководителей субъектов РФ, профессиональные сообщества и оперативно корректировать межсекторальные действия по формированию ЗОЖ у детей, подростков и молодёжи, повышению психического и поведенческого благополучия, качества жизни подрастающего поколения страны.
С позиций доказательной медицины установлены высокая эффективность работы школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, и целесообразность распространения технологий их деятельности на все образовательные организации [11, 12], что было включено в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.), но не реализовано.
Распространение обучения детей и подростков в условиях и по технологиям, способствующим сохранению и укреплению их здоровья, на все образовательные организации (в т. ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) должно стать одной из важнейших задач в Десятилетие детства.
Педагоги, активно использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии, нуждаются в мо-
36
социальная педиатрия
ральной поддержке и поощрении, а также в площадке для обмена передовым опытом. В течение более чем 10 лет подобные мероприятия в стране не проводились. На старте Десятилетия детства Минобрнауки совместно с Минздравом России, профессиональными сообществами педагогов, школьных врачей и родителей необходимо провести Всероссийский съезд представителей школ здоровья.
Сегодня отсутствует должная подготовка студентов педагогических вузов и колледжей по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формированию у них ЗОЖ. Педагогические работники не владеют в должной мере навыками оказания неотложной медицинской помощи учащимся в ОУ Нужны соответствующие изменения в типовой образовательной программе для обеспечения подготовки по медико-профилактической дисциплине «Основы формирования здоровья детей». Следствием этого будет грамотное содействие охране и укреплению здоровья учащихся, повышению санитарно-эпидемиологического благополучия и формированию ЗОЖ.
Работа российских школ здоровья, их международное взаимодействие с Европейской сетью школ здоровья (SHE) позволяют обеспечить обобщение и обмен передовым европейским опытом. Обсуждение и распространение опыта и достижений российских школ здоровья состоялось на Международной конференции стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях» в Москве осенью 2016 г. При поддержке Правительства Российской Федерации (распоряжение от 2 июня 2016 г. № 1090-р) эта деятельность может быть продолжена на Общеевропейской конференции школ здоровья (2019 г.) и Международной конференции стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни учащихся в современных условиях» (2020 г.).
В настоящее время в стране нет системы гигиенической безопасности детей в условиях использования информационно-коммуникационных технологий. Действующие санитарные нормы и правила не учитывают факторы риска здоровью обучающихся, связанные с современными педагогическими технологиями и техническими средствами обучения. Введение мониторинговых исследований было предусмотрено Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. На старте Десятилетия детства необходимо подготовить Государственный доклад о безопасности детей в ОУ, с учётом применения информационно-коммуникационных технологий. Это станет основанием плана соответствующих мероприятий и системы мониторинговых исследований в области безопасности среды в ОУ, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
В процессе обучения наблюдается рост как функциональных отклонений, так и хронических болезней желудочно-кишечного тракта у детей, при этом из года в год растёт количество учащихся, получающих в школе «горячее питание», и сохраняется крайняя неудо-
влетворённость детей и родителей качеством питания. Современные технологии приготовления пищи, в т. ч. в ОУ, позволяют максимально сохранить питательные вещества продуктов и обеспечить высокие потребительские качества блюд. Это свидетельствует о возможности обеспечить регулярное, здоровое и вкусное питание всех обучающихся во всех образовательных организациях. Поэтому важнейшей составляющей Десятилетия детства должны стать: общероссийский мониторинг организации питания детей; современные технологии приготовления еды в ОУ, суточные и двухнедельные «школьно-домашние» меню; государственная поддержка специальных программ и проектов, направленных на ликвидацию основных дефицитов в питании детей и подростков («Школьное молоко», «Одно яблоко в школе каждый день» и др.). Это обеспечит сокращение дефицитов в питании, улучшение показателей физического развития, повышение самочувствия и снижение заболеваемости детей, подростков и молодёжи. Необходимы государственный оперативный мониторинг организации питания детей в ОУ, регулярная подготовка и опубликование соответствующего Государственного доклада.
О бсуждение
В стране отсутствует достоверная информация об эффективных инновационных педагогических, оздоровительных и физкультурно-спортивных технологиях, безопасных для здоровья детей, которые могут применяться в ОУ. Поэтому формирование электронной базы данных таких технологий должно стать важной частью Десятилетия детства как обязательное условие прогресса страны в цифровую эпоху. Актуальна и разработка технологий развития резервов здоровья обучающихся на основе использования современных тренажёров и интеграции физкультурно-спортивной деятельности в систему дополнительного образования детей.
Набор современных персонализированных технологий, аппаратно-программных комплексов и тренажёров, повышающих резервы здоровья и предназначенных для детей и подростков, сейчас весьма ограничен. Поэтому требуются их разработка и внедрение.
Информационно-коммуникационные технологии и игровые подходы широко вошли в жизнедеятельность детей и подростков, что можно использовать при формировании ЗОЖ. Геймификация ЗОЖ - важный компонент Десятилетия детства.
Формирование ЗОЖ детей, подростков и молодёжи в настоящее время требует соответствующих рекламных кампаний. Реклама широко распространена в различных СМИ, и к ней уже привыкла телевизионная и радиоаудитория, в т. ч. детская. Было бы неправильно не использовать этот инструмент в важнейшей социальной задаче - сохранении и укреплении здоровья детей, прежде всего с целью повышения мотивации к ЗОЖ. Широкое информирование населения о факторах риска здоровью, способах ведения ЗОЖ детьми и подростками различных возрастных групп невозможно без повсеместной и регулярной социальной рекламы.
Система профессиональной ориентации обучаю-
social pediatrics
щихся не соответствует современным потребностям рынка труда и развитию страны. Привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности носит недостаточно организованный характер, а обеспечение безопасных условий их труда не организовано в должном объёме. Поэтому Десятилетие детства должно включать обоснование системы безопасной общественно-полезной деятельности и труда подростков в свободное от учёбы время. Это обеспечит развитие и совершенствование трудового потенциала страны, осознанный выбор будущих профессий детьми и подростками и эффективную работу в них.
В Десятилетие детства также должны быть обоснованы и внедрены системы безопасного и эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярные периоды, новые эффективные виды активного отдыха и досуга.
Игры и игрушки, одежда и обувь, товары для детей оказывают влияние на развитие подрастающего поколения. Индустрия производства и продажи детских товаров нуждается в постоянном контроле со стороны государства, и это следует предусмотреть в Десятилетие детства. За эти годы мы должны обеспечить повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей путём следующих мероприятий: реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г., подготовки данной Стратегии на период до 2027 г.; совершенствования нормативной базы оценки безопасности товаров детского ассортимента, повышения эффективности системы государственного надзора за соблюдением обязательных требований при обращении детских товаров на рынке; создания современной и эффективной системы контроля безопасности товаров детского ассортимента, организации контроля их безопасности совместно с производителями на различных стадиях изготовления; создания безопасной игровой среды для детей; обеспечения детей и подростков безопасной и комфортной одеждой и обувью, безопасными предметами обихода.
Таким образом, указанные в статье мероприятия являются важными составляющими Десятилетия детства в сфере здоровьесбережения и гигиены детей, подростков и молодёжи, а также факторами формирования трудового потенциала страны в век цифровой и высокотехнологичной экономики. Они представлены в виде предложений главного внештатного специалиста Минздрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков в проект Плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства, и переданы в Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России.
Мероприятия Десятилетия детства, а также ход их выполнения и достигнутые результаты требуют регулярного обсуждения профессиональным сообществом, по итогам которого могут и должны вноситься соответствующие коррективы как по самим мероприятиям, так и по их очерёдности и срокам.
Конфликт интересов. Автор подтвердил отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 1:4-10.
2. Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
4. Кучма В.Р. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков. вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 2: 4-10.
5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ануфриева Е.В., Соколова С.Б., Скоблина Н.А., Вирабова А.Р. и др. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вестник РАМН. 2017. 2017; 72(3): 180-94. doi: 10/15690/vramn830
6. Скоблина Н.А. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях. Российский педиатрический журнал. 2008; 3: 29-31.
7. Баранов А.А., Кучма В.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.; Издательство «ПедиатрЪ». 2013. .
8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (6): 367-73.
9. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии. Здоровье населения и среда обитаний. 2017; 8(293): 50-3.
10. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г., Новикова И.И., Янушанец О.И., Алексеева Е.А. Результаты многоцентровых исследований качества и образа жизни юношей, обучающихся в колледжах. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 8(281): 44-6.
11. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение, 2012.
12. Кучма В.Р., Уланова С.А. Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях крайнего севера. Гигиена и санитария. 2015; 7: 58-63.
REFERENCES
1. Kuchma V.R. The health of children and adolescents in national strategy of actions in interests of children for 2012-2017. Voprosy shkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ya. 2013; 1: 4-10. (in Russian)
2. Pokrovskiy V.I., Briko N.I. General epidemiology with the basics of evidence-based medicine. A guide to practical exercises: a tutorial. [Obshhaya epidemiologiya s osnovami dokazatel'noy mediciny. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam: uchebnoe posobie]. Moscow: GEOTAR-Media, 2010. (in Russian)
3. Lisitsyn Ju.P. Public health and health: a textbook [Obshhestvennoe zdorov'ye i zdravookhranenie: uchebnik]. 2-e ed. Moscow;: GEOTAR-Media, 2010.
4. Kuchma V.R. Scientific and technological development of population-based and personalized care of children and adolescents. Voprosy shkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ya. 2017; 2: 4-10. (in Russian)
5. Baranov A.A., Kuchma V.R., Anufrieva E.V., Sokolova S.B., Skoblina N.A., Virabova A.R. et al. Assessment of quality of rendering medical assistance to students in educational organizations. Vestnik RAMN. 2017; 72(3): 180-94. (in Russian)
6. Skoblina N.A. Physical development of children in different social settings.
Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2008; 3: 29-31. (in Russian)
7. Baranov A.A., Kuchma V.R., ed. Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. [Fizicheskoe razvitie detey i podrostkovRossiyskoy Federacii. Moscow; iZdatel'stvo «Pediatr». 2013. (in Russian)
8. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Age-sexual features of psychophysiological development of scoolpupils. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2016; 19 (6): 367-73. (in Russian)
9. Chubarovskiy V.V., Labut'eva I.S., Kuchma V.R. The mental state of students in adolescents: a retrospective analysis of the prevalence of borderline mental pathology. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniy. 2017; 8(293): 50-3. (in Russian)
10. Shubochkina E.I., Ibragimova E.M., Ivanov V.Ju., Blinova E.G., Novikova I.I., Janushanec O.I. et al. The results of multicenter studies of the quality and lifestyle of young men enrolled in colleges. Zdorov 'e naseleniya i sreda obitaniya. 2016; 8(281): 44-6. (in Russian)
11. Kuchma V.R. ed. Schools of Health in Russia: principles and organization of work. Monitoring development and effectiveness. [Shkoly zdorov'ya v Rossii: principy i organizaciya raboty. Monitoring razvitiya i yeffektivnosti]. Moscow; Prosveshchenie, 2012; 253. (in Russian)
12. Kuchma V.R., Ulanova S.A. The school as a local center for health protection in the far North. Gigiena i sanitariya. 2015; 7: 58-63. (in Russian)
Поступила 12.01.2018 Принята в печать 20.02.2018