Научная статья на тему 'Влияние кардио-уроков на здоровье женщин 18-34 лет в процессе занятий аквааэробикой'

Влияние кардио-уроков на здоровье женщин 18-34 лет в процессе занятий аквааэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КАРДИО-УРОК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АКВААЭРОБИКА / ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любина Елена Владимировна, Симина Татьяна Евгеньевна, Соловьев Петр Александрович

В настоящей статье авторами разработана и апробирована методика использования кардио-уроков в процессе занятий Аквааэробикой с женщинами молодого и первого зрелого возраста (18-34 лет). Разработаны виды упражнений для кардио-урока, комплекс связок; представлены результаты эксперимента по апробации предложенного вида водной активности. Авторы отмечают достоверное повышение показателей выносливости у женщин в экспериментальной группе, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, рост интереса к занятиям по плаванию и физической культуре в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любина Елена Владимировна, Симина Татьяна Евгеньевна, Соловьев Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of cardio lessons for women aged 18-34 years old during aqua aerobics programs

In the article, the authors developed and tested the method of using the cardio lessons in the process of water aerobics with women of young and first adulthood age (18-34 years). The authors have developed the types of exercises for cardio lesson, a set of complexes; the article presents the results of the experiment to test the proposed type of water activity. The authors note the significant increase in endurance at women in the experimental group, increasing the functionality of the respiratory and cardiovascular systems, the growth of interest in swimming and physical culture in general.

Текст научной работы на тему «Влияние кардио-уроков на здоровье женщин 18-34 лет в процессе занятий аквааэробикой»

УДК 796.034.2

ВЛИЯНИЕ КАРДИО-УРОКОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИН 18-34 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ

Елена Владимировна Любина, преподаватель, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент,

Петр Александрович Соловьев, аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В настоящей статье авторами разработана и апробирована методика использования кардио-уроков в процессе занятий Аквааэробикой с женщинами молодого и первого зрелого возраста (1834 лет). Разработаны виды упражнений для кардио-урока, комплекс связок; представлены результаты эксперимента по апробации предложенного вида водной активности. Авторы отмечают достоверное повышение показателей выносливости у женщин в экспериментальной группе, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, рост интереса к занятиям по плаванию и физической культуре в целом.

Ключевые слова: методика, кардио-урок, физическая подготовленность, аквааэробика, занятия по плаванию.

EFFECT OF CARDIO LESSONS FOR WOMEN AGED 18-34 YEARS OLD DURING

AQUA AEROBICS PROGRAMS

Elena Vladimirovna Lubina, the teacher, Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Petr Aleksandrovich Solovyov, the post-graduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

In the article, the authors developed and tested the method of using the cardio lessons in the process of water aerobics with women of young and first adulthood age (18-34 years). The authors have developed the types of exercises for cardio lesson, a set of complexes; the article presents the results of the experiment to test the proposed type of water activity. The authors note the significant increase in endurance at women in the experimental group, increasing the functionality of the respiratory and cardiovascular systems, the growth of interest in swimming and physical culture in general.

Keywords: methodology, cardio-lesson, physical fitness, aqua aerobics, swimming lessons.

ВВЕДЕНИЕ

Появление новых реалий в жизни человечества в связи с ускорением темпов социальных, экономических, экологических, климатических и других изменений является закономерностью, приводящей к формированию новых проблем, связанных с состоянием здоровья населения. Проблема ухудшения состояния здоровья населения обозначена в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года». Специалистами выявлено, что 30-40% женщин имеют избыточную массу тела, у 30-40% повышенное артериальное давление, 60% женщин имеют различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата. При этом по данным Минздрава РФ только 29,3% населения занимаются спортом [5]. Установлено, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом признаются экономически выгодным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан [2]. В этой связи возникает острая необходимость приобщения населения различных возрастных групп к занятиям различными видами двигательной активности [5, 6].

Особенно эффективными являются занятия аквааэробикой. Обладая высокой энергозатратностью, доступностью аэробной нагрузки и прыжковых упражнений в условиях водной среды и щадящим воздействием на опорно-двигательный аппарат, аквааэробику и ее элементы можно использовать при занятиях с людьми разного возраста [3, 4, 6].

В настоящее время недостаточно изученными остаются методические подходы к внедрению кардио-программ в фитнес и в водный фитнес, их адаптации к программе физического воспитания разных возрастных групп. В настоящей статье авторами предложена методика включения кардио-урока по аквааэробике, показана апробация данной методики на занятиях в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в рамках дисциплины «Образовательная программа».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программы аквааэробики отличаются от занятий по плаванию доступностью упражнений для занимающихся с различным уровнем физической подготовленности, не требуют приобретения плавательных навыков, подходят для любой части урока и задействуют при этом все мышечные группы [3, 4, 6].

Основные задачи кардио урока: 1. Повышение уровня общей физической подготовленности; 2. Повышение выносливости; 3. Повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем; 4. Общее оздоровление организма [1, 5].

Аквааэробика - это система упражнений в воде, оказывающая положительное влияние на кожу и сосуды. Преимущества занятий в воде заключается в том, что в воде затрачивается намного больше энергии, чем в зале, каждый из занимающихся может дозировать нагрузку самостоятельно, независимо от темпа музыки и амплитуды движений преподавателя, восстановление после нагрузки намного быстрее, чем при работе в зале. При занятиях в воде улучшается психоэмоциональное состояние, отсутствует ударная нагрузка на суставы и позвоночник [2]. Также занятия в воде рекомендованы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в период реабилитации и физической активности. Благодаря эффекту невесомости при погружении в воду, отсутствует нагрузка на опорно-двигательный аппарат, а сопротивление воды используется в качестве комплексного воздействия на организм, повышения мышечного тонуса. В воде снижена скорость движений, что позволяет лучше контролировать технику выполнения упражнений, способствует развитию координации. Концентрический тип мышечного сокращения, а, следовательно, постоянная работа мышц - антагонистов, образуют сбалансированную нагрузку. Благодаря гидростатическому давлению улучшается циркуляция крови, повышается отток венозной крови, снижается частота сердечных сокращений, что позволяет инструктору при условии дифференцировки нагрузки работать с различными категориями населения [5, 6]. Отличие двигательной активности в воде от суши заключается еще и в том, что при выполнении упражнения в воде усилия направлены вниз, на преодоление сопротивления и усилия прилагаются во всех направлениях. Данный факт расширяет представление о нагрузке в воде [5].

Авторами разработана и апробирована следующая методика проведения кардио урока (дополнительное оборудование не использовалось).

В занятие включены упражнения циклического характера при среднем темпе их выполнения. Такое занятие улучшает способность сердечно-сосудистой системы адекватно реагировать на физическую нагрузку и удовлетворяет потребность работающих мышц в кислороде. Интенсивность такого занятия должна быть 60-85% от максимальной ЧСС, для оздоровительного эффекта (формула расчета: 220 - возраст х % интенсивности) [6].

Циклические упражнения - упражнения, в которых используется чередование работы мышечных групп. Примеры упражнений циклического характера: «лыжи», «разножка», «ходьба», «велосипед», «ноги - кроль», бег [1, 3, 6]. Разработаны следующие варианты использования данных упражнений, апробированных в эксперименте:

1. Амплитуда: все перечисленные выше циклические упражнения выполнять с разной амплитудой, варьируя от наименьшей к наибольше, а также работая в режиме 8:8 (8 счетов большая амплитуда - темп ниже среднего; 8 счетов маленькая амплитуда при скорости выполнения выше среднего).

2. Работа вокруг своей оси: выполнение циклических упражнений вокруг себя, по кругу, вправо-влево.

3. Передвижения: использовать передвижения вперед-назад, вправо-влево, по диагонали, выполняя циклические упражнения, за счет приложения усилий в разном направлении или добавляя работу руками.

4. Скорость. Выполнять циклические упражнения с разной скоростью, от наименьшей к наибольшей или в различных режимах.

5. Смена направления: прилагая усилия в одном направлении, резко, по сигналу преподавателя, менять приложение усилий на противоположное или, двигаясь в одном направлении резко менять направления движения.

6. Исходное положение: менять исходное положение (вертикальное положение, положение сидя, группировка, горизонтальное положение на животе/на спине/на боку, положение диагонали, угол тела 45° по отношению ко дну бассейна).

В целях апробации методики, предложенной авторами, в рамках дисциплины «Образовательная программа» с октября 2017 года по май 2018 года был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие женщины молодого и первого зрелого возраста (18-34 лет). В контрольную группу (КГ) были отобраны 10 женщин, занимающиеся по абонементам в бассейне ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» по свободной программе два раза в неделю по 45 минут. В экспериментальной группе (ЭГ) занимались 12 женщин по следующей схеме: двухразовые урочные занятия Аквааэробикой по 45 минут, включающие кардио уроки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты изменения показателей плавательной подготовленности у женщин молодого и первого зрелого возраста в ЭГ и КГ представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Изменение показателей плавательной подготовленности и показателей функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем у женщин 18-34 лет в ЭГ и КГ (х±о)_

Показатели КГ (п=10) ЭГ(п=12)

Начало Конец Начало Конец

1. Плавание 6 мин., м 131,9±27,80 142,4±23,71 125,4±19,83 140,3±16,80*

2. ЖЕЛ, мл 2615,0±197,27 2675,0±223,92 2679,2±275,07 2844,5±254,06*

3. ЧСС, уд/мин 76,2±5,69 71,4±3,41* 75,5±5,40 68,5±4,01*

4. Индекс Руфье, усл. ед. 13,4±2,75 12,1±2,39 14,1,7±2,91 12,3±2,47

5. Масса тела 67,8,2±8,16 66,3±7,64 66,1±7,10 63,2±6,83

Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; *— достоверность различий (Р <0,05)

В результате проведенного эксперимента выявлены достоверные улучшения показателей в контрольном упражнении - 6-минутном плавании у представительниц ЭГ на 14,9 м (р <0,05). У женщин в КГ показатели в данном упражнении улучшились, но их изменения не достоверны.

Анализ уровня и динамики функционального состояния дыхательной системы позволил выявить, что у женщин ЭГ после завершения эксперимента ЖЕЛ увеличилась на 165 мл (р <0,05) в то время, как у женщин в КГ лишь на 60 мл (р>0,05).

К концу эксперимента сердечно-сосудистая система женщин ЭГ и КГ адаптировалась к выполняемым ими физическим нагрузкам, что проявилось в достоверном урежении ЧСС в покое на 7 уд/мин и 4,8 уд/мин, соответственно. При этом у женщин в ЭГ и КГ выявлена тенденция уменьшения показателя индекса Руфье на 1,8 и 1,3 усл. ед., соответственно.

К концу эксперимента у представительниц ЭГ и КГ выявлена тенденция снижения массы тела на 2,9 кг и 1,5 кг, соответственно.

ВЫВОДЫ

Включение кардио-уроков в занятия аквааэробикой с женщинами молодого и первого зрелого возраста оказалось эффективным. Результаты проведенного исследования выявили значимые положительные изменения показателей функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у женщин ЭГ. Также у представительниц ЭГ значительно повысился уровень выносливости, о чем свидетельствуют достоверные улучшения показателей 6-минутного плавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонцова, Д. А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы при работе различной физической тяжести : автореф. дис. канд. мед. наук / Гонцова Д.А. - М., 2009. - 16 с.

2. Горшкова, А.Н. Эффективность комплексно-комбинированных занятий аква-аэробикой с женщинами 36-45 лет / А.Н. Горшкова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 6. - № 3. - С. 50-58.

3. Горшкова, А.Н. Методические особенности построения технологии комплексно-комбинированных занятий аква-аэробикой с женщинами 36-45 лет / А.Н. Горшкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 56-61.

4. Повышение уровня физической подготовленности студенток на основе использования функциональных уроков по аквааэробике / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, О.Н. Логинов, К.Э. Столяр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 172-176.

5. Прядун, Е.А. Влияние занятий гидроаэробикой на уровень физического состояния женщин среднего возраста / Е.А. Прядун, Е.В. Свиягина // Труды Дальневосточного политехнического института им. В.В. Куйбышева. - 2001. - № 128. - С. 78-91.

6. Шаравьева, А.В. Структура оздоровительных программ аквафитнеса для женщин молодого и зрелого возраста / А. В. Шаравьева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2018. - № 2 (156). - С. 279-283.

REFERENCES

1. Gontsova, D.A. (2009), Functional state of the cardiovascular system at work of various physical severity, dissertation, Moscow.

2. Gorshkova, A.N. (2011), "Efficiency of complex combined aqua aerobics with women aged 36-45", Pedagogical-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 6, No. 3, pp. 50-58.

3. Gorshkova, A.N. (2011), "Methodical features of building technology of complex combined aqua aerobics with women aged 36-45", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 56-61.

4. Lubina E.V., Simina T.E., Loginov O.N. and Stolyar K.E. (2018), "Increase the level of physical fitness of students on the basis of the use of functional classes aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 172-176.

5. Pryadin, E.A. and Sviyagina, E.V. (2001), "Influence of hydroaerobic classes on the level of physical condition of middle-aged women", Proceedings of the Far Eastern Polytechnic Institute named after V.V. Kuibyshev, Vol. 128, pp.78-91.

6. Sharavieva, A.V. (2018), "Structure of the health programs of aquafitness for young and mature women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 279-283.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.