Научная статья на тему 'Влияние Интернет-социализации на личность современного студента'

Влияние Интернет-социализации на личность современного студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3029
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СЕТЬ / NETWORK / МОТИВ / MOTIVE / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Микрюков Владимир Олегович

В статье раскрываются с позиций социальной философии особенности процесса Интернет-социализации у современных студентов. На основе статистического материала выявлены основные характеристики данного процесса, проанализированы мотивы обращения к Интернету, а также стратегии сетевого поведения студенческой молодёжи при реализации разнообразных потребностей. Автор выделяет положительные и отрицательные стороны Интернет-социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INTERNET SOCIALIZATION ON THE MODERN STUDENT

The article views the features of Internet socialization process on the modern students from positions of social philosophy. According to statistical data the article presents main characteristics of the process, analysis of the motives Internet using. The author of the article marks out advantages and disadvantages of Internet socialization.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернет-социализации на личность современного студента»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

УДК 316.6

В.О. Микрюков

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

В статье раскрываются с позиций социальной философии особенности процесса Интернет-социализации у современных студентов. На основе статистического материала выявлены основные характеристики данного процесса, проанализированы мотивы обращения к Интернету, а также стратегии сетевого поведения студенческой молодёжи при реализации разнообразных потребностей. Автор выделяет положительные и отрицательные стороны Интернет-социализации.

Ключевые слова: Интернет, сеть, мотив, виртуальное пространство.

V. Mikrjukov

INFLUENCE OF INTERNET SOCIALIZATION ON THE MODERN STUDENT.

The article views the features of Internet socialization process on the modern students from positions of social philosophy. According to statistical data the article presents main characteristics of the process, analysis of the motives Internet using. The author of the article marks out advantages and disadvantages of Internet socialization.

Keywords: Internet, network, motive, virtual space.

Конец XX века ознаменовался появлением нового типа информационного пространства -пространства, созданного с помощью цифровых телекоммуникационных технологий. Стремительность его освоения пользователями превышает скорости внедрения и освоения обществом телефона, кабельного телевидения, автомобиля и других наиболее важных технических новинок современности. Если в 2002 г. было зарегистрировано более полумиллиарда пользователей Интернета, то в конце 2005 года «население» Глобальной сети перевалило за миллиардную отметку, из них примерно 845 миллионов человек - частые гости в Сети. Возникла целая «киберпопуляция» людей, которые называют себя «граждане Сети». Пальму первенства по числу интернет-пользователей удерживают США, где их насчитывается 175 миллионов. В Азиатском регионе, где по каждой отдельной стране статистика ещё не ведётся, к Сети оказались подключенными 315 миллионов человек. В Латинской Америке сегодня насчитывается 70 миллионов пользователей Интернета. По Европе в целом исследователи из компании eMarketer зафиксировали 233 миллиона пользователей, в Китае - 111 миллионов. Современное общество поистине становится «обществом Интернет-коммуникаций», в котором социокультурное, экономическое, информационное, образовательное пространства структурируются «вокруг» главного своего элемента - Интернета.

Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного студенчества - атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом: интенсифицировались социальные взаимодействия, увеличился объём информации и соответственно расширился выбор моделей и мотивов поведения, родились новые формы зависимостей как на индивидуально-психологическом (компьютерная зависимость), так и на региональном, и государственном уровнях (информационная блокада), поя-

у ^ _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'4

вились новые способы трансляции и усвоения социального опыта, новые средства управления и контроля над обществом.

Выступая элементом социальности, Интернет становится мощным агентом вторичной социализации современного студента. Понимание того, что происходит с людьми «внутри» виртуального пространства, несомненно требует специальных исследований.

Социогуманитарные последствия функционирования новых информационных технологий чрезвычайно разнообразны: они изменяют характер молодого человека, его социальные связи, организационные формы и содержание социальных взаимодействий. В связи с этим предметом внимания исследователей стало влияние информационных технологий на психику студента, опосредованное компьютерами общение и особенности деятельности человека в Интернете. Несколькими десятилетиями раньше (в 1962 г.) в связи с развитием телевидения и других электронных средств передачи информации М. Маклюэн отметил смену способа мышления (линейное мышление стало вытесняться «мозаичным»). Также он выявил, что СМИ приводят к изменению ориентации от зрительных образов к слуху и тактильности, возрождается миф как основной структурирующий принцип сознания [1].

Любое социальное отношение возникает и поддерживает своё существование благодаря информации. Каналы получения информации (вербальные, визуальные, аудио и др.) изучали Р. Арн-хейм, Р. Барт, Ю. Лотман, В. Подорога, Г. Почепцов, У. Эко и др. Изобретение Интернета позволило интегрировать в одной и той же системе текст, изображение, звук. Их совокупное действие привело к рождению «новой чувственности», способной к воспроизведению всего спектра повседневных ощущений. Эта чувственность, считает В. Подорога, не восполняет нехватку реальности, а примиряет с избытком реального: это чувствительность к более яркому, более зримому, более громкому, чем люди привыкли в прежней повседневной жизни [2].

В настоящее время исследователями Интернета изучаются мотивации пользователей, их индивидуально-психологические особенности; форма «наркотической» зависимости от Интернета (кибераддикция); языковые и общекультурные особенности взаимодействия в нём; сетевой этикет; принципы самовыражения и изменения сетевой идентичности; степень соответствия характеристик игрового поведения психологическим особенностям личности и т. д. Активно осваивается социологами, психологами и культурологами тема «сетевых сообществ» и аудитории Интернета. Особый пласт исследований посвящён анализу методов изучения поведения человека в виртуальной среде.

В целом можно зафиксировать наличие полярных оценок и прогнозов относительно влияния Интернета на личность студента. С одной стороны, в общественном сознании привились мифы относительно исключительно вредоносного влияния компьютеров на сознание подрастающего поколения. Однако им противостоит восторженная оценка исключительно позитивного, благотворного влияния новых информационных технологий на общество в целом и на систему образования в частности.

Альтернативность образцов мышления и поведения, представленных в виртуальном пространстве Интернета, ставит студента в ситуацию выбора. Многоконтактность, анонимность, подмена ориентации, медиа-персональность, «смягчение» времени и другие характеристики взаимодействия в виртуальном пространстве Интернета провоцируют личность на возможную смену уже привитых норм и образцов новыми. В результате в Интернете рождается новый вид социализации, несводимый ни к первичной, ни к вторичной, поскольку осуществляется внутри виртуального пространства, а его результаты сказываются на конкретном человеке. Этот новый вид социализа-

ции может иметь разную направленность и, соответственно, двоякий результат: обеспечивать развитие как позитивной жизненной ориентации (привитой в результате первичной и вторичной социализации в реальном социуме), так и негативной (вести к десоциализации в реальном социуме) [3].

Дефицит живого контакта восполняется контактом с «анонимными другими», инсценирующими себя в Интернете, которые проникают в поле жизненного пространства личности студента. В результате «сверх-Я» оказывается внутренне противоречивым, мозаичным, расколотым, изолированным от норм и ценностей, составляющих ядро культуры данного общества. Так запускается механизм возникновения разнообразных молодёжных субкультур.

Общение с анонимными искусственными партнёрами (каковыми выступают не только многочисленные «ники» Интернета, но и «герои» различных телевизионных talk- и reality-show, кинофильмов, репортажей и т. п.) становится новой, искусственно созданной потребностью, замещающей потребность в личных контактах с близкими по духу, социальному положению, интересам, уровню образования и т. п. людьми. Так осуществляется подмена объектов подражания, потребностей-предрасположений (которые, как считал Т. Парсонс, играют роль избирательных реакций на выбор альтернативных способов поведения [4]) и, в конечном счёте, разрыв с культурной традицией и с системами ролевых ожиданий. В результате обратного воздействия виртуального на реальное социальная ткань перерождается.

С помощью новых информационных технологий создаётся возможность контакта между людьми вне физического присутствия. Такого рода контакты были возможны и благодаря почте, телефону, телеграфу и другим техническим посредникам коммуникации, однако новые информационные технологии создают новое качество этого общения. Современные студенты этим активно пользуются. Пространство, созданное с помощью цифровых технологий, стремительно внедряется не только в жизнь современного общества, но и в структуру жизненного пространства личности.

Организация взаимодействия в он-лайновом (виртуальный мир Интернета) и офф-лайновом (реальный мир) режимах имеет общие черты, однако это разные виды коммуникации, осуществляемые в разных типах пространства, которые не только накладывают определённые ограничения на осуществление социальных взаимодействий, но в то же время и расширяют возможности их осуществления. В виртуальном пространстве деформируется структура взаимодействия, а именно: возникает многоконтактность; ориентация на другого вытесняется ориентацией на самого себя; самопрезентация носит ситуационный характер.

Интернет совершенствуется. Его эволюция идёт по пути нарастания дифференциации и его собственных механизмов, и пользователей. Например, возникающий форум прежде всего формулирует правила для своих членов. Однако с течением времени эти правила нарушаются. Нарушители блокируются, отсеиваются, но стремятся попасть на этот же форум другим путём или создать новый.

В последние годы стали происходить значительные изменения содержания, механизмов социализации личности студентов, что в значительной степени связано с виртуализацией социальных институтов, созданием искусственного мира путём замены обычного восприятия окружающей действительности информацией, интегрируемой компьютерной системой. Конструирование компьютерной виртуальной реальности приводит к новому глобальному уровню социальной всеобщности. Результаты анализа социально-демографических характеристик пользователей фиксируют тот факт, что большинство пользователей, проводящих в Интернете наибольшее время, это

студенты. Под влиянием Интернета меняется стиль жизни студенческой молодежи - меняются структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий. Актуализируется новый показатель статусной престижности, фиксирующий количество доступных каналов информации. Происходит интенсивная выработка новых паттернов взаимодействия со средой, поиск личностно-ориентированных смыслов. Активизируется роль Интернета в подготовке студентов к практической профессиональной деятельности. Изменения социализаци-онных процессов в студенческой среде происходят как на уровне агентов социализации, так и на уровне самих социализирующихся. Конструируется новый тип социального индивида - Homo virtualis - человека, ориентированного на виртуальность, создателя, носителя, потребителя виртуальной культуры.

Период студенчества является существенным в формировании профессиональной компетентности, гражданской идентичности, социально-правовой и культурной активности будущих специалистов. Представления об Интернете включают как позитивные, так и негативные моменты. В качестве позитивных последствий распространения Интернета называют трансформацию всей структуры коммуникационного опыта человека в направлении расширения доступа к информации и данным, многократное повышение роли субъектности, перманентную самоидентификацию в контексте виртуального поведения человека. Негативные моменты проявляются в сокращении непосредственных социальных взаимодействий, сужении социальных связей, вплоть до одиночества, в развитии депрессивных состояний, формировании неадекватных социальных перцепций, в сокращении внутрисемейного общения, в возрастании внешнего давления [5]. В конечном счёте всё зависит от мотивации.

Соотнесение объективной реальности с потребностями человека, являясь источником мотивации, может фиксироваться в структуре субъекта как его предрасположенность к восприятию значимых аспектов деятельности, тенденция, направляющая его поведение. Проблематика Интернет-социализации является междисциплинарной и привлекает внимание специалистов разных областей знания: социологов, философов, социальных психологов, медиков. Однако данная проблема, несмотря на свою актуальность, является малоисследованной, о чём свидетельствует отсутствие разработанного терминологического аппарата, оформленных концептуальных подходов. Актуализируются исследования, направленные на получение полного объёма знаний о возможных социализационных траекториях в быстроизменяющемся пространстве Интернета, о факторах, обусловливающих вектор социализационного процесса студенческой молодежи. Дальнейшая работа в этом направлении, как представляется, будет способствовать определению проблемных зон Интернет-социализации, а также более чётких стратегических действий и практических рекомендаций в использовании мобилизационного компонента Интернета в контексте профессиональной подготовки студенческой молодежи.

Интернет-социализация студенческой молодежи предстает как механизм изменения социокультурных и институциональных норм и правил, практик повседневной культуры, проявляющийся в основном в студенческой молодёжной среде. Интернет-социализация характеризуется следующими положениями:

наряду с социализационным процессом происходит процесс ресоциализации, то есть усвоение новых норм и ценностей в связи с переходом в другую коммуникативную среду;

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'4

содержание социализационного процесса, результативность социализации обусловлены не только особенностями первичной социализации, сформировавшимися ценностно-мотивационными иерархиями и структурами, но и особенностями и асимметриями в распределении наличных ресурсов индивидов (внешних и внутренних, социальных и психологических, потенциальных и актуальных);

современное студенчество в значительной степени формировалось в переходный период, в условиях аномии, нестабильной, быстро меняющейся ситуации, что обусловило наличие стихийных представлений, значительно осложняющих ситуацию принятия решения, когда человек в Интернет-пространстве сталкивается с альтернативными образцами мышления и паттернами поведения [6].

У студенческой молодежи преимущество отдаётся познавательной мотивации сетевого поведения, связанной, главным образом, с подготовкой к учебным занятиям. Познавательная мотивация сетевого поведения обосновывается ими с точки зрения требований профессиональной подготовки; минимизации усилий (экономии сил и времени); возможности совмещения подготовки к учебным занятиям с общением. Помимо тех профессиональных знаний, которые приобретают студенты, обращаясь к Интернету, происходит открытие нового в сфере повседневной культуры, поведенческих норм и культурных практик.

По результатам многих исследований, большинство опрошенных студентов считают Интернет сферой своей повседневной жизни, мультиресурсом, предоставляющим возможность интегрироваться в образовательный процесс, адаптироваться к современной ситуации. По мнению студентов, Интернет, бесспорно, является главным (если не единственным) каналом информации для подготовки к учебным занятиям, существенно потеснившим или исключившим все другие. При этом отмечается «режим постоянного пребывания в Интернете», нередко в ущерб другим формам организации досуга, в определённой степени экранируются воздействия других агентов социализации.

Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные инициативного всероссийского опроса, проведённого 3 - 4 апреля 2010 года [7]. Было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России (статистическая погрешность не превышает 3,4 %). Данное исследование выявило, что социальные сети посещает каждый второй пользователь Интернета (52 %). Типичный пользователь подобных ресурсов - это житель Северо-Западного округа (71 %), 18 - 24-летний (75 %), с высоким уровнем образования (57 %) и материального положения (65 %). 3 % сообщили, что прекратили пользоваться социальными сетями. 35 % никогда не посещали подобные ресурсы, а 8 % не знают, что это такое.

Самая популярная социальная сеть - «Вконтакте», её ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31 %), а ещё 23 % делают это еженедельно. На втором месте - «Одноклассники» (21 и 28 % соответственно). Что касается остальных социальных сетей, то ими большинство опрошенных не пользуются: это Twitter (87 %), Blog.ru (86 %), Facebook, MySpace (по 85 %), Liveinternet (84 %), Livejournal и Mamba (по 83 %), Я.ру и Мой круг (по 81 %), Бло-rn@Mail.m (67 %).

В ситуации выбора одной социальной сети из множества существующих, большинство опрошенных выбрали бы «Вконтакте» (35 %). 27 % предпочли бы пользоваться «Одноклассниками». Прочие социальные сети выбрали бы не более 2 % опрошенных. «Вконтакте» выбирают, в первую

очередь, 18 - 24-летние сограждане (51 %), «Одноклассники» - 45 - 59-летние респонденты (40 %).

Данное исследование подтверждает тезис о том, что наибольшему воздействию Интернета подвергаются современные студенты.

Замечу, что в ответах респондентов фокусным оказалось представление об Интернете как «о самом важном ресурсе», как источнике обретения совместной субъектности и социальной интеграции. На современном этапе развития российского общества успешность связывается в сознании индивидов с профессиональной деятельностью. У студенческой молодежи преимущество отдаётся познавательной мотивации, так как она неразрывно связана с профессиональной социализацией. Знание рассматривается ими как специфический актив, который играет важную роль в достижении поставленных целей. Доступность каналов информации оказывается реальным стратифицирующим критерием в условиях современного российского общества. Неравенство конструируется по оси «доступность - недоступность» каналов информации. На одной стороне находится ограниченность ресурсов (материальных, навыков, умений, знаний иностранного языка, технологических), которая принуждает к стратегически расчётливому обращению к Интернету.

Мотивы сетевого поведения студентов реализуются в разнообразных практиках сетевого поведения. Преобразованные индивидами практики возвращаются в Интернет-пространство, пополняя социокультурный опыт, и тем самым участвуют в конструировании социальности. Можно выделить следующие основные мотивы.

1. Информационный мотив - связан с представлением об Интернете как о «Фабрике информации». При этом некоторые из респондентов воспринимают информацию, найденную в Интернете, без критической рефлексии, подготовку к занятиям осуществляют в последний момент. Этот способ подготовки к учебным занятиям был отмечен респондентами как самый быстрый и эффективный.

2. Достижительный мотив - связан с инструментальным подходом к Интернету как к ресурсу получения будущих благ, с готовностью инвестировать время, силы, средства в человеческий капитал с целью «попасть в статусный круг», «сделать карьеру», «иметь собственный бизнес».

3. Коммуникативный мотив - связан с представлением об Интернете как способе общения, обретения различных форм солидарности, направлен на достижение коммуникативного эффекта: «поддержание непрерывной связи с друзьями и знакомыми по всему миру», «приобретение новых друзей, единомышленников».

4. Мотив потребления разного вида услуг: «составить маршрут для путешествия», «заказать еду», «приобрести товар», «узнать, сколько стоит курсовая».

5. Мотив самореализации проявляется в использовании пространства Интернета для публичного обсуждения собственных достижений, результатов своего творчества, позиций.

Осмысление человеком мотивационных ориентиров своей деятельности способствует конструированию определённых идентичностей. Можно выделить существенные изменения в пространстве идентичности студентов в процессе Интернет-социализации: постоянный поиск новых идентификаций взамен утерянных; разнообразие социокультурных кодов, столкновение принципиально различных точек зрения; усиление групповой солидарности, основанной на групповых интересах, связанных с потребностью достижения индивидуальных целей и играющих компенсаторную роль.

Идентификационные механизмы сетевого поведения характеризуются тем, что студенты в большей степени подвержены риску. Поэтому происходит смена сложившихся ранее идентично-стей и формирование новых. Соединение мотивов и индивидуального опыта с социальной коммуникацией фиксируется как стратегии сетевого поведения. На основании идентичностей выделяются различные стратегии сетевого поведения студенческой молодежи в контексте реализации разнообразных потребностей [8]:

1. Селективная стратегия проявляется в качестве солидарного поведения со «своими группами», что предполагает неизбежное усвоение субкультуры, норм общения. Это всегда локальная идентичность, очерчиваемая кругом «своих».

2. Нишеобразная стратегия, главное отличие которой проявляется в автономизации позиции, в актуализации временных контактов, в отказе или уходе от локальных сообществ. В основе отказа или протеста могут лежать разнообразные причины, которые связаны с личностными переживаниями, интересами и предпочтениями, особенностями биографии человека.

3. Блуждающая стратегия, отличительной чертой которой выступает открытость к любому сетевому взаимодействию, принятие сети в её многообразии. Интенсивность одних сетевых взаимодействий снижается, но их место занимают новые взаимодействия, чья интенсивность, напротив, возрастает.

В заключение отмечу, что анализ состояния Интернет-социализации позволяет сделать вывод о том, что современные СМИ являются удобным средством для изучения идентичности. В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования. [9]

Но Интернет-зависимость студентов является общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени она проявляется в бегстве в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищённость, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением. Наблюдается тенденция, когда молодой человек постепенно уходит из социума. На мой взгляд, слишком активное использование в обучении Интернета должно сопровождаться контролем со стороны опытных педагогов и психологов. Современный студент не должен использовать Интернет в ущерб живому человеческому общению.

Литература

1. Маклюэн М. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. С. 171.

2. Подорога В. «Феноменология тела», М., 1995

3. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: Автореф. дис. ... док. социол. наук. - Ростов н/Д, 2006. - С. 4.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. - С. 248.

5. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Саратов, 2009. - С.14.

6. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: Автореф. дис. ... док. социол. наук. - Ростов н/Д, 2006. - С. 18.

7. ВЦИОМ: рейтинг популярности социальных сетей. http://www.lutcher.ru/235.htm

8. Щеглова С.Н. Использование интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 132

9. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality. - Chicago, IL: Massachusetts Institute of Technology, 1997. - Р. 153; Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use. http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.