Научная статья на тему 'Социальные аспекты Интернета: постановка проблемы'

Социальные аспекты Интернета: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2250
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / INTERNET / SOCIALIZATION / COMPANY / AGENTS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Мария Сергеевна

Интернет-пространство продолжает находиться на пике популярности и уже стало объектом настойчивого внимания исследователей. Больше того, открываются новые возможности для использования Интернета, он плотно входит во многие сферы жизни и становится её неотъемлемой частью. Глобализация сделала возможным использование Интернета в совершенно разных сферах. В этой статье мы рассмотрим проблему социализации посредством Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Aspects of Internet: the formulation of the problem

The Internet continues to be at the peak of popularity and has become the object of steadfast attention of researchers. Moreover, new opportunities for its use emerge: it penetrates many spheres of life and becomes its integral part. Globalization has made possible to use Internet in different spheres. The article discusses the problem of socialization through Internet.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты Интернета: постановка проблемы»

СОЦИОЛОГИЯ

М. С. Мельникова

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Интернет-пространство продолжает находиться на пике популярности и уже стало объектом настойчивого внимания исследователей. Больше того, открываются новые возможности для использования Интернета, он плотно входит во многие сферы жизни и становится её неотъемлемой частью. Глобализация сделала возможным использование Интернета в совершенно разных сферах. В этой статье мы рассмотрим проблему социализации посредством Интернета.

Ключевые слова: Интернет, социализация, общество, агенты социализации.

M. Melnikova

Social Aspects of Internet: the formulation of the problem

The Internet continues to be at the peak of popularity and has become the object of steadfast attention of researchers. Moreover, new opportunities for its use emerge: it penetrates many spheres of life and becomes its integral part. Globalization has made possible to use Internet in different spheres. The article discusses the problem of socialization through Internet.

Keywords: Internet, socialization, company, agents of socialization.

Объектом исследования нашей статьи выступила социальная коммуникативная среда общества интернет-коммуникаций.

Предметом исследования явился новый элемент механизма социализации — виртуальное пространство Интернета.

Цель данного исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании нового фрагмента жизненного пространства личности — Интернета — как фактора социализации. Задачи исследования:

- зафиксировать специфику социализации в связи с появлением и распространением интернет-коммуникации;

- определить сущность и динамику жизненного пространства современной личности;

- обосновать введение нового вида социализации в виртуальном пространстве Интернета;

- выявить сущность коммуникативного пространства Интернета как виртуального;

- провести сравнительный анализ организации взаимодействия в реальном и виртуальном типах социального пространства.

Проблема социализации с целью успешной адаптации в обществе всегда считалась актуальной. Важное место в данном процессе занимает Интернет. Социализация, подразумевающая формирование ценностных ориентаций, успешное личностное и профессиональное развитие в быстро меняющихся социально-экономических усло-

виях, во многом определяет успешное развитие общества в целом.

Человек не рождается с устоявшимися мировоззренческими позициями или политическими принципами, ему дается весь массив культуры на протяжении всей жизни. Его всю жизнь сопровождают традиционные агенты социализации. Первый из них

— семья, а именно родители, которые являются главными агентами социализации. Вторым важным фактором социализации является школа. Впоследствии к этим агентам добавляются такие агенты, как спортивные секции, университет, церковь, общественные организации, политические партии. Характеризуя социальные изменения, происходящие в нашем обществе, можно констатировать постепенную потерю традиционными институтами социализации их ведущей роли. Традиционные способы трансляции культуры непосредственно от взрослого или ровесника и через такие культурные орудия, как книги, игрушки, произведения искусства, уступают место телеэкранной, а в последние годы и компьютерной социализации [6, с. 340].

Новая эпоха трансформации общества подарила новых агентов, а именно — Интернет и СМИ. Включение России в мировое информационное пространство предопределяет особую роль Интернета как агента социализации. Также необходимо констатировать значительное влияние Интернета на поведение индивидов. Интернет является средством привлечения населения к социальной жизни через восприятие информации, через привлечение к социальным процессам и одновременно оказывает влияние на процессы социализации молодого поколения [3, с. 16-22]. Российская молодежь предпочитает виртуальные источники информации печатным изданиям и эфирным СМИ.

В процессе коммуникации в интернет-пространстве пользователи создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким

универсальным структурам, «нарабатывают» определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную стратификационную систему, другими словами, создают виртуальные сетевые сообщества [5, с. 18]. Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного общества — атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом: интенсифицировались социальные взаимодействия, увеличился объем информации и соответственно расширился выбор моделей и мотивов поведения, родились новые формы зависимостей как на индивидуально-психологическом (компьютерная зависимость), так и на региональном и государственном уровнях (информационная блокада), появились новые способы трансляции и усвоения социального опыта, новые средства управления и контроля над обществом.

Процесс вовлеченности человека — пассивного или активного — в процесс собственного преобразования всегда находился в поле внимания социологов, психологов, философов, педагогов. Данная проблематика имеет для социологии перманентно актуальный характер, поскольку в современном обществе и каждая отдельная личность, и социальные группы сталкиваются с новыми, изменившимися факторами социализации. Общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализировались в работах Ю. Г. Волкова, М. К. Горшкова, А. В. Дмитриева, В. И. Добрень-кова, Л. С. Дунаева, Г. Е. Зборовского, Ю. А. Зубок, Ф. Д. Кадария, Т. В. Ковалевой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, И. П. Савченко, С. П. Степанова, В. А. Шаповалова, В. И. Чупрова и др. При этом, как правило, выделялись два ракурса рассмотрения человека в процессе социализации — как объекта и как субъекта.

Сегодня социокультурная среда значительно трансформировалась как в результате изменения системы ценностей, так и за

счет появления нового типа информационно-коммуникативного пространства — Интернета. Выравнивание в процентном отношении представленности различных возрастных групп в Интернете обязывает социологов обратить внимание на диалектику устойчивости и изменчивости результатов социализации под влиянием нового фактора этого процесса в Интернете.

В 1962 г. в связи с развитием телевидения и других электронных средств передачи информации М. Маклюэн отметил смену способа мышления (линейное мышление стало вытесняться «мозаичным»), изменение ориентации от зрительных образов к слуху и тактильности, возрождение мифа как основного структурирующего принципа сознания и т. д. М. Маклюэн придал импульс современным исследованиям социологии культуры, выделив влияние «средств общения» на изменение способов мышления и социальной организации. Масс-ме-диакоммуникации становятся с этого времени объектом внимания Ж. Бодрийяра, П. Вирильо, С. Жижека, У Эко — тех мыслителей, которые подняли исследование виртуальной реальности, созданной с помощью телекоммуникационных технологий, с уровня интуитивных представлений до аналитически-теоретического и проследили рождение симулякров разных видов, их влияние на связанность пространства как основы социальной реальности [4, с. 98].

Интернет явился предметом междисциплинарных исследований фактически с момента своего появления. Но если в 70-е годы изучалось лишь общение, опосредствованное компьютерами, то в 80-е годы появляются работы, ориентированные на изучение коммуникативного применения компьютерных сетей. Обзор становления исследований Интернета с 70-х гг. до настоящего времени содержится в статье А. Е. Вой-скунского. В настоящее время исследователями Интернета изучаются мотивации пользователей, их индивидуально-психологические особенности; форма «наркоти-

ческой» зависимости от Интернета (кибер-аддикция); языковые и общекультурные особенности взаимодействия в нем; сетевой этикет, т. е. правила, регулирующие общение между партнерами; принципы самовыражения личности и изменения сетевой идентичности; степень соответствия характеристик игрового поведения психологическим особенностям игрового поведения детей, подростков и взрослых; парадигмы покупательского поведения пользователей Интернета [2, с. 72]. Активно осваивается социологами, психологами и культурологами тема «сетевых сообществ» и аудитории Интернета. Особый пласт исследований посвящен анализу методов изучения поведения человека в виртуальной среде. Однако исследование Интернета как агента социализации еще не становилось предметом специального анализа. Для российских социологов познавательная ситуация осложняется тем, что современные российские социальные институты, в которые личность интегрируется по мере взросления, подвергаются постоянному реформированию, их легитимные практики дополняются (и вытесняются) теневыми, а социально одобряемые образцы «правильного» взросления и поддерживаемые властными ресурсами «транзитные тропы» размыты [2, с. 84].

Для изучения проблемы социализации в виртуальном пространстве важное значение имеют следующие направления исследований: концепция информационного общества, которая разрабатывалась в различных вариантах и под различными названиями («постиндустриальное» общество) такими учеными, как Ж. Фурастье, Э. Масуда, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, Д. Белл, А. Турен, М. Кастельс, У. Дайзард, Р. Айрис, Т. Стоуньер, Дж. Мартин и др.; исследование феномена суб- и контркультур в работах С. Коэна, Т. Роззака и др.; социологический анализ виртуальной реальности и виртуальных сообществ (работы С. В. Бондаренко, П. Коллока, Марка А. Смита, Г. Рейнгольда, Э. Рейда, С. Томаса, Н. В. Щербины и др.).

Следует также отметить исследования, посвященные эволюции сетей знаний (Р. Левитта, П. Монга, С. Вассермана и др.).

Социальные аспекты компьютеризации изучали также И. В. Соколова, К. К. Колин и др. О необходимости создания мульти-дисциплинарной отрасли знаний, посвященной анализу проблем, связанных с Интернетом, с киберпространством, с киберкультурой, с жизнью интернет-сообществ, т. е. киберсоциологии, пишут известные российские социологи В. И. Добреньков и А. И. Кравченко.

Итак, можно сделать следующие выводы: с одной стороны, Интернет способствует общению людей между собой, информированности населения, свободной дискуссии по «острым проблемам» и т. п. С другой стороны, Интернет нередко неквалифицированно преподносит фактические материалы, культивируют агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, государственным, культурным и человеческим ценностям и т. д. [1, с. 77].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко С. В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения / Л. А. Погосян, С. В. Бондаренко, В. В. Черноус. Профилактика девиантного поведения молодёжи Дона и Юга России // Приложение к «Южнороссийскому обозрению ЦСРИ и П ИППК при РГУ и ИСПИ РАН» / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. С. 54-88.

2. Войскунский А. Е., Дорохова О. А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 69-83.

3. Гура В. В. Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространстве: «Социально-педагогические проблемы детей и молодежи»: Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2009. С.16-22.

4. Жиро Т. Политология / Пер. с польск. М.: Гуманитарный центр, 2006. 428 с.

5. Иванов Д. В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. СПб., 2000. 180 с.

Слюсаревский М. М. Мы и Я в современном мире // Избранные произведения. Калининград: Миллениум, 2009. 340 с.

REFERENCES

1. Bondarenko S. V Virtual'nye setevye soobshchestva deviantnogo povedenija / L. A. Pogosjan, S. V. Bondarenko, V. V. Chernous. Profilaktika deviantnogo povedenija molodjozhi Dona i Juga Rossii // Prilozhenie k «Juzhnorossijskomu obozreniju TsSRI i P IPPK pri RGU i ISPI RAN» / Otv. red. Ju. G. Volkov. Rostov n/D: Izd-vo SKNC VSH, 2003. S. 54-88.

2. Vojskunskij A. E., Dorohova O. A. Stanovlenie kiberetiki: istoricheskie osnovanija i sovremennye prob-lemy // Voprosy filosofii. № 5. 2010. S. 69-83.

3. Gura V V Problema razvitija sotsial'noj aktivnosti molodezhi v virtual'nom prostranstve: Sbornik nauch-nyh trudov «Sotsial'no-pedagogicheskie problemy detej i molodezhi». Rostov n/D, 2009. S. 16-22.

4. Zhiro T. Politologija / Per. s pol'sk. M.: Gumanitarnyj tsentr, 2006. 428 s.

5. Ivanov D. V Virtualizacija obshchestva / Sotsiologija i sotsial'naja antropologija. SPb., 2000. 180 s.

6. SljusarevskijM. M. My i Ja v sovremennom mire // Izbr. proizved. Kaliningrad: Millenium, 2009. 340 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.