Молодежь г. о. Саранск не стремится повышать культурный уровень, несмотря на все усилия правительства республики, не проявляет интерес к национальному искусству. Всего 25 % опрошенных были в Мордовском государственном национальном драматическом театре, частота посещений которого среди молодежи практически сводится к нулю. Подавляющее большинство респондентов посещают данный театр не чаще одного раза в год. Дальнейшее распределение ответов показано на рис. 2.
На основе вышеизложенных результатов опроса можно заключить, что, во-первых, процесс этнической социализации проходит в основном в-семье; во-вторых, респонденты получают основные понятия о культуре и истории этноса в учебных заведениях. Безусловно, продолжение исследования, но уже не в пилотажном, а в теоретико-прикладном формате с использованием репрезентативной выборки, позволит уточнить имеющиеся данные и получить новую информацию, на основе которой можно совер-
шать конкретные шаги для регулирования и формирования этнической идентичности студенческой молодежи.
л
II
о л
С
о -л о,
о Е О
II
О,
О
г*
^ ОС
с о
* о о 2 о
а
I
л
сз ^
СЗ
2 В
а о;
о« <->
К 2
к _
<Г1
Л
н
о о
а
со
со
Л т
О* а
- р*
13?
о о
2
5
О
о
и О
О
§ и
И
о
Ч О
х 1
Р и с. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы посещаете Мордовский государственный драматический театр?»
Поступила 13-07.11.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С. Г. Ушкин, Т. М. Дадаева
В статье предпринимаются попытки социологического анализа сети Интернет. Опираясь на результаты пилотажного исследования, автор делает определенные выводы, связанные с влиянием принципиально нового социального института на жизнь студенческой молодежи. Конкретному рассмотрению принадлежат процессы социализации, протекающие посредством Всемирной компьютерной сети.
В современном социуме особая роль в процессе формирования нового информационного общества принадлежит глобальной сети Интернет, которая является не только средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, приводящую к изменениям в реальных областях жизни человека. Выявление специфики протекания процессов социализации посредством сети Интернет определяет необходимость социо-
логического осмысления социокультурных аспектов формирования постиндустриального общества. Происходящие под влиянием развития интернет-технологий изменения в социокультурном поле требуют внимания исследователей к информационным взаимодействиям агентов виртуальной социальной системы.
На сегодняшний день более 30 % пользователей Интернета составляет молодежь, которая, по сути, является инновационным по-
С. Г. Ушкин, Т. М. Дадаева, 2011
тенциалом и, по мнению немецкого социолога К. Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни [1]. Интеграция сети Интернет в повседневную человеческую жизнь непременно ведет к трансформации существующих общественных отношений, норм, ценностей. При этом трансформации могут происходить как в общественном, так и в личностном сознании. Более того, возникает новый, «виртуальный» мир, со своими законами, всеобщей доступностью информации, правом на свободу самовыражения и своими проблемами. Однако сегодня, когда этот мир находится, особенно в России, в зародышевой стадии, его новые законы и различные влияния остаются малоизученными.
XXI в. кардинальным образом преобразует предметные и социальные миры новыми знаковыми системами, что особенно отчетливо проявляет себя в сфере информационных технологий. Изменение условий уже определяет характер влияния на особенности развития новых поколений, особенно на развитие стиля самопрезентации и самобытия реальной личности в условиях виртуального мира. Находясь на определенном этапе социализации, студенческая молодежь активно использует возможности Интернета в повседневной жизни. Это может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям. Для того чтобы их предвидеть, необходимо рассмотреть факторы использования сети Интернет студенческой молодежью.
Для изучения роли и значения сети Интернет в жизни студенческой молодежи в мае 2010 г. методом анкетного опроса по месту обучения среди студентов I —V курсов
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева естественных, технических и гуманитарных специальностей нами было проведено пилотажное социологическое исследование. Всего в опросе приняли участие 100 чел. С целью выявления влияния сети Интернет на процессы социализации нами был рассмотрен ряд более конкретных индикаторов. Процесс социализации был условно разбит нами на две составляющие: сферы процесса социализации и оценку воздействия процесса социализации на личность. В процессе исследования выявлялись мотивация студенческой молодежи при использовании сети Интернет, основные виды деятельности, осуществляемой в Сети, отношение к Всемирной паутине и ее влияние на личность респондентов.
Как показали результаты исследования, большая часть респондентов (88 %) используют Интернет для учебы. Данный социальный факт подтверждает заинтересованность молодежи в получении новых знаний, а это является необходимым условием развития общества. В структуре осуществляемой деятельности в Сети немаловажное значение также занимает общение (45 %). Дело в том, что постепенно Интернет интегрируется в повседневную жизнь социума, охватывая сферу межличностной коммуникации. Обладая значительным социализирующим свойством, общение распространяет эту функцию и на Сеть. Также можно предположить, что при помощи Всемирной паутины респонденты компенсируют дефицит общения, возникающий в обыденной жизни. Дальнейшее распределение ответов показано в табл. 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Для чего Вам прежде всего необходим доступ
Вариант ответа Доля респондентов, %
1 2
Для учебы 88
Для работы 21
Для чтения книг 22
Для того, чтобы следить за новостями в мире и стране 28
Для пользования электронной почтой 34
Чтобы слушать музыку, смотреть фильмы 33
Чтобы играть в сетевые игры 6
Для просмотра сайтов эротического содержания б
Для общения с другими пользователями в чатах, на форумах и т. д. 45
1 2
Для поиска друзей, людей, близких по интересам 27
Другое 1
Затрудняюсь ответить 2
Примечание. Сумма но столбцу превышает 100 %, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответа.
В структуре мотивов, как и следовало ожидать, доминирует когнитивный (87 %). Коммуникативный мотив стоит у респондентов на втором месте. Деловым мотивом в сети Интернет руководствуются треть опрошенных студентов, что детерминируется все
возрастающим значением не знаний самих по себе, а умения их использовать (табл. 2). Интернет-пространство, по нашему мнению, дает множество возможностей не только для добычи информации, но и для ее успешной реализации на практике.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Какими мотивами Вы руководствуетесь при использовании сети Интернет?»
Вариант ответа Доля респондентов, %
Деловым мотивом 34
Познавательным мотивом 87
Мотивом общения (коммуникативным мотивом) 66
Корпоративным мотивом (мотивом сотрудничества) 3
Мотивом самоутверждения 5
Игровым мотивом 13
Мотивом самоидентификации 1
Другим 1
Затрудняюсь ответить 2
Примечание. Сумма по столбцу превышает 100 %, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответа.
Таким образом, мотивация студенческой молодежи вытекает не только из потребности индивида в получении знаний, но и из его потребности в общении. Иными словами, студенческая молодежь использует возможности сети Интернет преимущественно для удовлетворения когнитивных и коммуникативных потребностей.
Отношение студентов к сети Интернет скорее положительное (табл. 3). Примечательно, что категорично отрицательного отношения нет. На наш взгляд, это связано с тем, что в настоящее время Интернет полностью вошел в социальную жизнь, так, как ранее это сделали радио и телевидение, став, таким образом, частью досуговых практик.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к сети Интернет?»
Вариант ответа Доля респондентов, %
Положительно 62
Скорее положительно, чем отрицательно 36
Скорее отрицательно, чем положительно 1
Отрицательно 0
Затрудняюсь ответить 1
Большая часть опрошенных (56 %) согласны с утверждением, что Интернет на данный момент представляет собой мощный ресурс получения оперативной и достоверной информации. Информационное общество определяется как «общество, построенное на знании», но не стоит забывать, что накопление больших объемов хаотичной, разрозненной информации приводит к определенным трудностям в процессе ее обработки. Требуются систематизация накопленных знаний, их обобщение в единое целое. Обществу не хватает методов извлечения нужной информации, ее анализа и интерпретации. Надвигающаяся «информационная лавина» поглощает все большее число людей, в том числе студенческую молодежь. В настоящее время многие процессы, такие как социализация, воспитание, обучение и т. д., могут осуществляться посредством Сети. Так, большая часть респондентов отмечают, что именно за Интернетом будущее. Лишь шестая часть опрошенных не согласны с данным утверждением, а десятая часть затруднились ответить.
Немногочисленные и разрозненные исследовательские данные, имеющиеся в настоящее время, позволяют судить о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого информационными технологиями на личность. В частности, в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет и многочисленные сетевые услуги могут быть использованы и для «ухода» в некий виртуальный мир, где трудности и проблемы реального мира отсутствуют, и в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. Большая часть опрошенных (39 %) считают, что Интернет способствует пополнению знаний. Как мы видим, здесь вновь находит отражение когнитивный подтекст использования Сети студенческой молодежью. Также 18 % респондентов считают, что Интернет способствует развитию личности.
Теперь перейдем к субъективной оценке уровня владения навыками пользования Интернетом. В целом респонденты достаточно высоко оценивают собственную квалификацию: И % считают свои навыки высокими, 34 % — выше среднего. Большая часть респондентов (37%) оценивают свою степень владения как среднюю, ниже средней ее видят 13 % опрошенных, совсем низкой — 5 %. На наш взгляд, одним из факторов владения навыками пользования Интернетом выступают тендерные различия. Дело в том, что в обществе укоренился стереотип, что техника
лучше осваивается мужской частью населения. Одной из задач мы ставили рассмотреть данную зависимость. Как показало распределение респондентов по полу, почти четверть (23 %) юношей оценили свой уровень владения Интернетом как высокий, в то время как девушки не допускали такого предположения. Наглядное распределение ответов на данный вопрос можно получить на рис. 1. В целом наблюдается некое смещение юношей в сторону более высокой оценки своих знаний, нежели у девушек. На наш взгляд, кроется это именно в женском сознании, которое поглощает сложившиеся в обществе стереотипы.
й лу
/
«ч ^ А о Г
о а И
К Ч
И Д &
■ Юноши
с*
Оч
о
с-
о
о
и
О
о X
К и
о: гз
чх
П
'О О
Р-о
«.и I
го с
Девушки
Рис. 1. Оценка владения респондентов навыками пользования Интернетом
Достаточно интересным, на наш взгляд, представляется зависимость от профиля получаемого образования. Так, в процессе работы над программой данного исследования мы условно разделили студентов на три группы. В первую вошли студенты, получающие естественное образование, во вторую — получающие техническое образование, в третью — получающие гуманитарное образование. Основным предположением выступало то, что студенты, обучающиеся на технических специальностях, лучше владеют навыками пользования Интернетом в силу профиля своего образования. В целом данное предположение подтвердилось. Как можно видеть из рис. 2, студенты технических специальностей более широко используют сеть Интернет. Средний показатель — у студентов гуманитарных специальностей. Ниже всех оценивают уровень компьютерной грамотности студенты, обучающиеся на естественных специальностях. Однако стоит подчеркнуть, что данные результаты не являются полностью объективными. Для выявления степени владения навыками пользова-
ни я Интернетом необходимо проводить всесторонние тесты, направленные не на самооценку, а на оценку со стороны.
Р и с. 2. Оценка владения навыками пользования Интернетом студентами разных
специальностей
В целом социально-демографический портрет студента, имеющего доступ в Интернет, выглядит следующим образом. Это не состоящий в браке молодой человек с уровнем доходов чуть выше прожиточного минимума или на его уровне, относящий себя к средней части среднего слоя, тратящий на оплату доступа в Интернет от 350 до 450 руб. в месяц. В основном студенты уже имеют значимый опыт работы с Интернетом (от трех лет) и пользуются им практически ежедневно. Можно сделать вывод, что роль Интернета в жизни студенческой молодежи достаточно велика. Наличие многих функций Сети в настоящее время позволяет нам говорить о ней как о социальном институте. Следовательно, Интернет в полной мере способен оказывать влияние на различные общественные процессы, в том числе на процесс социализации.
Более конкретные результаты по проведенному исследованию следующие.
Во-первых, мотивация использования сети Интернет обусловлена прежде всего когнитивными и коммуникативными мотивами. Как мы видим, молодые люди активно используют мировую паутину в целях подготовки к учебе. Таким образом, Интернет как социальный институт предоставляет им конкретные знания. Одновременно со знаниями предоставляются и образцы поведения, присущие сетевой культуре (арго, сленг и т. д.). Таким образом, можно констатировать, что
Интернет как прямо, так и косвенно влияет на процесс социализации, способствуя удовлетворению когнитивных и коммуникативных потребностей, направляя обучение и общение в то или иное русло.
Во-вторых, деятельность респондентов в Сети, как мы выяснили в процессе исследования, направлена в основном на получение новых знаний. Это способствует формированию интеллектуально развитой личности: Следовательно, посредством Интернета формируется образ будущего интеллектуального работника, так как в процессе взаимодействия с Всемирной паутиной происходит нарастающее накопление индивидом соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Но не стоит забывать о том, что для этого необходимо контролировать Интернет и направлять социализирующие процессы.
В-третьих, в молодежной студенческой среде доминирует положительное отношение к Интернету. Превалирует достаточно спокойное отношение, хотя респонденты отмечают, что Сеть дает множество ранее недоступных возможностей. Одна из возможностей, особенно значимых для процесса социализации, — самореализация. Дело в том, что на данный момент многим молодым людям проще самореализоваться в виртуальном мире, нежели в реальном. Таким образом, можно констатировать, что Интернет стал частью нашей повседневной жизни (как, например, радио, телевидение, газеты) и способен оказывать многоплановое воздействие на личность. Пользование Сетью стало одной из досуговых практик.
В-четвертых, субъективная оценка влияния Интернета на личность студентов носит положительный характер. Большая часть студентов считают, что Сеть способствует пополнению знаний (что выводится из когнитивного мотива использования Сети). Можно сказать, что в ходе данного исследования было доказано, что Интернет влияет на личность студентов, вызывая различного рода преобразования. В конечном счете это есть процесс социализации.
В-пятых, субъективная степень владения навыками пользования Интернетом среди студентов зависит от таких характеристик, как пол и профиль обучения. Мужчины традиционно выше оценивают свои навыки, нежели женщины. Профиль обучения также имеет значение: высокая оценка навыков пользования Сетью доминирует среди сту-
V
О 2
а
и
о
и
а
к
ч
о
О,
и
о? к
Ч
а
сх
и
О *
О
ас
о С.
О
Естественная специальность
□ Техническая специальность
пз *
п К
К
л
и
2 о? к
Р- у
а
л н оо о
Л
н
5
Гуманитарная специальность
дентов технических специальностей. Однако, на наш взгляд, данные обстоятельства объясняются устоявшимися в обществе стереотипами. Интернет, как и любой другой социальный институт, должен быть массовым, а это достигается посредством предоставления равного доступа и равных возможностей .
На основе вышеизложенных результатов можно заключить: 1) Интернет оказывает наибольшее влияние на процессы социализации, которые протекают в когнитивной и коммуникативной сфере; 2) процессы социализации, протекающие посредством Всемир-
ной паутины, носят положительный характер (хотя, безусловно, стоит оговориться, что в будущем социализацию в Сети стоит направлять).
Безусловно, продолжение исследования, но уже не в пилотажном, а в теоретико-прикладном формате с использованием репрезентативной выборки позволит, во-первых, уточнить уже полученные данные, во-вторых, добыть новую информацию, на основе которой можно совершать конкретные административные шаги для регулирования использования Интернета студенческой молодежью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Манхейм К. Диагноз нашего времени : пер. с нем. и англ. / К. Манхейм. — М. : Юристь, 1994. - 700 с.
Поступила 13.07.11.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
Л. П. Канаева, И. Э. Резяпова
В статье анализируются основные элементы республиканской системы образования интеллектуально одаренных детей, а также потенциал Республики Мордовия для реализации основного направления приоритетного национального проекта «Образование» — государственной поддержки способной и талантливой молодежи.
Будущее человечества в определенной степени зависит от того, какие люди будут обеспечивать его прогресс. В связи с происходящими социально-экономическими изменениями в обществе возрастает потребность в людях творческих, способных быстро и оригинально решать проблемы, возникающие в различных сферах деятельности. Таланты — стратегический потенциал страны, поэтому возрастает понимание, которое придается во всем мире работе с одаренными детьми. С 1975 г. работает Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, координирующий работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей и организующий международные конференции. Задача международных организаций — не только обмен информацией между учеными разных стран, но
и разработка и внедрение глобальных образовательных моделей. Разрабатываемая сегодня концепция личностно ориентированного образования, являясь современной и адекватной реакцией на запросы общества, предлагает в образовательном процессе исходить из задатков, способностей, возможностей и личных потребностей ребенка, т. е. учитывать различные параметры гармоничного развития личности.
Термины «талантливый» и «одаренный» употребляются как синонимы. Понятие «одаренность» происходит от слова дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Под одаренностью детей и молодежи понимается более высокая, чем у их сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и бо-
© Л. П. Канаева, И. Э. Резяпова, 2011