Научная статья на тему 'Влияние Интернета на студенческую молодежь: оценки певокурсников'

Влияние Интернета на студенческую молодежь: оценки певокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3439
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА / МОТИВЫ ОБРАЩЕНИЯ К ИНТЕРНЕТУ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / WORLD WIDE WEB / MOTIVES FOR RESORTING TO THE INTERNET / THE INTERNET DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Вера Степановна, Древаль Анатолий Николаевич

На основе анализа результатов опроса студентов рассматриваются основные мотивы их обращения к Интернету, а также представлены их предпочтения относительно опосредованного общения в on-line сетях и их оценки Интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Вера Степановна, Древаль Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET INFLUENCE ON STUDENTS YOUTH: FRESHMEN EVALUATIONS

Principal motives for students resorting to the Internet are considered basing on the results of their opinion poll, their preferences concerning mediated on-line communication and their evaluation of the Internet dependence.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернета на студенческую молодежь: оценки певокурсников»

мального прожиточного минимума каждого региона.

Данное пособие будет выплачиваться, как уже отмечено выше, на каждого третьего и последующего ребенка в течение первых трех лет их жизни, то есть до исполнения ребенком 3 лет. Но наша Республика не попадает под действие этого закона, следовательно эти пособия не будут выплачиваться, так как показатели рождаемости ежегодно увеличиваются в пределах 5-10%.

Численность населения Республики Бурятия по данным Госкомстата России составляет 971 810 чел. Плотность населения - 2,77 чел/км2. Численность многодетных семей увеличилась по сравнению с предыдущим годом всего на 7%. И если рассматривать плотность населения, то как раз у нас и наблюдается демографический кризис.

К тому же в Республике Бурятия не действует указ президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» по предоставлению скидки не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Необходимо в нашем регионе усовершенствовать работу по привлечению различных организаций и служб: социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования для помощи многодетной семье в соот-

ветствии с ее нуждами и потребностями. Одновременно социальный работник обязан координировать деятельность всех организаций и служб, чтобы избежать дублирования или недостаточного внимания к отдельной многодетной семье.

Следует отметить, что на сегодняшний день, накопленный практический опыт по организации работы с многодетными семьями пока не нашел своего применения по многим причинам и в первую очередь по материальным.

Литература

1. Девицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. -М.: Владос-пресс, 2006. - 325 с.

2. Закон Республики Бурятия от № 1810 -III от 06.07.2006 (ред. от 14.11.2012) «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия». -[Электронный ресурс]. - URL: consultant.ru (дата обращения 25.03.2013).

3. Текущий архив Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения. -Информация о выполнении мероприятий по реализации Плана действий Правительства Республики Бурятия Республиканским государственным учреждением «Центр социальной поддержки населения» МСЗН Республики Бурятия на 01.03.2013 г.

Уханаева Людмила Иосифовна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Ukhanaeva Ludmila Iosifovna, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 004.738.5 - 057.87 В.С. Иванова, А.Н. Древаль

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СТУДЕНЧЕСКУЮ МОЛОДЕЖЬ: ОЦЕНКИ ПЕВОКУРСНИКОВ

На основе анализа результатов опроса студентов рассматриваются основные мотивы их обращения к Интернету, а также представлены их предпочтения относительно опосредованного общения в on-line сетях и их оценки Интернет-зависимости.

Ключевые слова: всемирная паутина, мотивы обращения к Интернету, интернет-зависимость.

V.S. Ivanova, A.N. Dreval THE INTERNET INFLUENCE ON STUDENTS YOUTH: FRESHMEN EVALUATIONS

Principal motives for students resorting to the Internet are considered basing on the results of their opinion poll, their preferences concerning mediated on-line communication and their evaluation of the Internet dependence.

Key words: World Wide Web, motives for resorting to the Internet, the Internet dependence.

В последнее время ведется много споров о сти тех, кто использует его в практической или

значении Интернета в жизни людей и в частно- учебной деятельности. Особое влияние Интер-

нета связано с жизнедеятельностью такой социальной группы, как студенческая молодежь. Роль Интернета в жизни современного молодого человека трудно переоценить, особенно в получении информации (хотя первоначально цель возникновения Интернета обусловлена созданием надежной разветвленной сети, объединяющей множество компьютеров для госбезопасности).

Еще в конце 1950-х гг. Минобороны США совместно с Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) предложило ряду крупных американских университетов создать надежную систему передачи информации. Впоследствии благодаря трансатлантическому кабелю были подключены первые организации из Великобритании и Норвегии, что позволило создать международную сеть (это произошло в 1973 г.). Первоначально сетью в основном пользовались для пересылки электронной почты, новостей и объявлений. В конце 1980-х в Европе в ЦЕРНе (Европейский совет по ядерным исследованиям) родилась концепция Всемирной паутины, и уже в 1991 г. она стала общедоступна в Интернете, а с середины 1990-х «паутина» стала основным поставщиком информации в Интернете и почти полностью подменила понятие «Интернет». Всемирная сеть стала частью современной жизни в развитых странах. По данным веб-сайта «Internet World Stats» в середине 2012 г. во всем мире насчитывалось 2406 млн пользователей.

Вышеприведенная историческая справка потребовалась для того, чтобы подчеркнуть многогранность Интернета и как всемирной паутины, и как источника разнообразной информации, который детерминирует современные социальные процессы: коммуникацию, социализацию и социальную мобильность.

Если говорить о ситуации с Интернетом в нашей стране, то Россия занимает шестое место в мире по размеру аудитории пользователей (68 млн), что составляет 48% населения страны. Причем, в 2000 г. российская аудитория пользователей была чуть около 3 млн, т.е. за 12 лет произошло более чем 20-кратное увеличение аудитории пользователей.

По данным аналитической компании «ComSkore, Inc.» в сентябре 2011 г. Россия вышла на первое место в Европе по размерам Интернет-аудитории, хотя его распространение в России крайне неравномерно: около 70% в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге) и меньше 30% на периферии (например, в Республике Тыва).

По результатам опроса ВЦИОМ в сентябре

2011 г. 70% самых активных пользователей «всемирной паутины», пользующихся Интернетом ежедневно - это 18-24-летние, т.е. учащаяся молодежь. Необходимость пользования Интернетом как информационным источником, а также важным коммуникативным средством связи неоспорима в современном мире. Но, с другой стороны, специалисты различных сфер: медики, психологи бьют тревогу о различных негативных последствиях. Неконтролируемое использование Интернета может оказать неблагоприятное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферу жизни молодежи, а также вызвать Интернет-зависимость.

Впервые научный подход к изучению феномена интернет-зависимости использовала Кимберли Янг в конце 1990-х гг., предложив для ее выявления оригинальный тест. В ходе исследования автор выделила несколько типов такой зависимости [1]: пристрастие к виртуальным знакомствам; навязчивая потребность обращения к сети (постоянные покупки, участие в разнообразных обсуждениях на форумах); бесконечные путешествия по сети в поисках информации по базам данных и поисковым сайтам; игровая зависимость - игра в онлайн-игры.

Другой автор - М. Орзак выделил следующие симптомы Интернет-зависимости: эйфория за компьютером и невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьям; ложь членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой [2]. Исследователь предлагает следующий перечень физических симптомов Интернет-зависимости: болезнь рук, связанная с длительным напряжением мышц при работе на клавиатуре и с мышкой; сухость в глазах; головная боль по типу мигрени; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; расстройство сна, пренебрежение личной гигиеной.

Таким образом, можно сказать, что помимо позитивных моментов Интернет может приносить негативные последствия не только физического, но и социально-психологического характера. В данной статье предложена попытка ответить на следующие вопросы: каковы основные мотивы обращения к Интернету студенческой молодежи? Как студенты оценивают позитивные и негативные возможности этой формы коммуникации?

Для ответа на поставленные вопросы был проведен в ноябре-декабре 2012 г. анализ ответов студентов гуманитарных специальностей Томского политехнического университета (объем выборки более 100 человек). Основной фокус

внимания был сосредоточен на решении задачи об основных мотивах использования студентами Интернета.

Ученые выделяют несколько мотивов обращения студентов к Интернету как к необходимой форме коммуникации. В одной из работ современных отечественных исследователей предложена развернутая классификация мотивов [3]. Одним из первых основных мотивов является «деловой», когда пользователю нужен Интернет для профессиональной деятельности, для достижения конкретного результата. В нашем случае, использование Интернета для учебной деятельности будет являться «деловым мотивом». Следующим важнейшим мотивом для студенчества является «информационно-познавательный». Здесь речь идет о том, что факт обращения студента к Интернету связан с необходимостью поиска определенных сведений. Неважно ищет он информацию частного (приват-

ного) характера или для учебы, т.к. на этот вопрос трудно ответить однозначно.

Еще одним важнейшим мотивом является общение или «коммуникативный мотив». Для многих студентов это может быть общение со своими родными и близкими, которые находятся в других городах и даже странах. Но, скорее всего, Интернет им нужен для общения с референтной группой: своими друзьями, одноклассниками или просто ищут новых знакомых, находят и вступают с ними во взаимодействие. Это связано с естественной потребностью человека в обмене знаниями, мнениями, эмоциями.

И наконец для молодого человека также важным является мотив самоутверждения. Это касается высказывания собственного мнения, суждения студента и не важно в какой форме: будь то голосование, различные ролевые игры, ведение блога и т.д. Данный мотив позволяет человеку реализовать себя как личность, как гражданина.

Рис. 1

Основные причины обращения к Интернету (в зависимости от пола, в %)

Рисунок 1 позволяет обнаружить следующее: во-первых, четко проявляются три мотива: деловой, коммуникативный, информационно -познавательный, причем независимо от пола респондента, эти мотивы в три-пять раз преобладают над такими причинами, как покупка товара, оплата услуг или поиск работы. Во-вторых, назвать одну определенную причину невозможно: и общение, и учеба в одинаковой степени являются мотивами обращения к Интернету. В-третьих, гендерные различия в мотивах обращения минимальны и касаются только одной причины - игровая деятельность. Так, юноши чаще находятся в онлайн-играх, чем девушки (соответственно, 28 и 5%).

Если выстроить иерархию причин, то деловой мотив (обращение к Интернету в связи с учебой) занимает первое место, на это указало 96% опрошенных по всему контингенту. На втором месте - общение (94%), на третьем - по-

лучение информации (новости, сведения о кумирах и т.д. интересуют 82% респондентов). Далее, каждый третий связывает обращение к Интернету с покупками товаров и услуг, каждый пятый - с поиском работы, 17% - для самореализации и только 12% - используют для онлайн-игр. Следует отметить, что на прямой вопрос: как часто вы заходите в онлайн-игры - 70% ответило «не играю», но каждый десятый признался, что каждый день.

Количество респондентов, испытывающих потребность в поиске информации на сайтах Интернета, практически не отличается по гендерному признаку. Так, ежедневно более 80% юношей и девушек реализуют информационную потребность через данную форму коммуникации и лишь 1% опрошенных студенток решился ответить, что они никогда не пользовались Интернетом. Но относительно рекреационного мотива (игрового) расхождения между юношами и де-

вушками имеются: девушки значительно реже (в

2-3 раза) используют Интернет для игр. Они скорее руководствуются мотивами общения -так, 95% предпочитают сидеть в социальных сетях: Одноклассники, ВКонтакте и т.д.

Хотелось бы отдельно рассмотреть влияние такого мотива, как самоутверждение. Самореализация может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от мотивационной структуры человека. Важность его диктуется спецификой объекта исследования, т.к. в качестве него выступили студенты, которые в дипломе об окончании будут иметь запись - менеджер (руководитель), то названный мотив является одним из базовых. Стремление к дальнейшему развитию собственных возможностей формирует мотив развития личности при работе в Интернете, где он разрабатывает новые продукты, высказывается в телеконференциях, создает новые ресурсы. Но деятельность не только

Начав свое знакомство с Интернетом, подросток не мыслит себя без всемирной паутины (табл. 2). В целом 8% опрошенных студентов отдают все свободное время Интернету, почти каждый второй - пользуется Интернетом более

3-х часов в день, причем девушек в этой группе в полтора раза больше, чем юношей (46 и 30%

Хотя на вопрос о том, мог бы студент обойтись без Интернета, каждый десятый опрошенный утверждает, что смог бы обходиться несколько месяцев; по самооценке каждый третий прожил бы без всемирной паутины месяц, но так ли на самом деле трудно сказать.

Одной из задач исследования было выявить степень предпочтения современной молодежью виртуального общения непосредственным видам взаимодействия. Данный вопрос давно интересует и западных исследователей. Компания «Cisco» опубликовала результаты опроса студентов колледжей и молодых специалистов,

руководителя должна носить достижительный характер, но и сам паттерн поведения студента напрямую зависит от состязательности, самореализации и самозначимости. В реальности данные опроса свидетельствуют о том, что этот мотив занимает в иерархии причин обращения к Интернету по всему контингенту опрошенных предпоследнее место, а для юношей - последнее (рис. 1).

Для того, чтобы ответить на один из важных вопросов исследования о полезности Интернета, необходимо рассмотреть несколько частных моментов во взаимодействии связи «Интернет-студент». Одним из любопытных фактов является то, что возраст первоначального обращения ко всемирной паутине очень ранний, причем преобладают представители сильного пола: каждый пятый опрошенный юноша уверен, что стал пользоваться с 6-7 лет, а в группе девушек минимальный возраст - 9-10 лет (табл.1).

Таблица 1

соответственно). Каждый пятый респондент независимо от пола проводит в Интернете 2-3 часа в день и только 2% - утверждают, что пользуются Интернетом очень редко. Таким образом, каждодневное пользование Интернетом для разных целей - это повседневные практики для современного студента.

Таблица 2

проведенного в 14 странах (Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Канаде, Китае, Мексике, России, США, Франции и Японии) и показавшего растущую роль компьютерных сетей в жизни людей [4].

По результатам международного исследования, каждый третий студент колледжа считает Интернет важнейшей для человека потребностью наравне с воздухом, водой, едой и жильем. Более половины (55%) опрошенных студентов считают Интернет неотъемлемой частью своей жизни. Если бы был поставлен выбор - автомо-

Возраст первого обращения к Интернету (в зависимости от пола, в %)

6-7 лет 9-1Q лет 11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет

Юноши 22 11 22 20 25

Девушки 0 5 27 48 20

Ежедневные временные затраты на Интернет (в зависимости от пола, в %)

Очень редко 1-2 часа в день 2-3 часа в день Более 3-х часов в день Все свободное время

Юноши 3 39 22 30 6

Девушки 1 21 23 46 9

биль или Интернет, то две трети (64%) выбрали бы Интернет. Значительная часть (40%) опрошенных заявили, что Интернет для них важнее встреч с друзьями и увлечения музыкой. По результатам опроса, было сформулировано утверждение о том, что если предыдущее поколение предпочитало личное общение, то современное студенчество более склонно к общению в режиме онлайн, а каждый третий опрошенный считает взаимодействие через социальную сеть более ценным, чем свидания, вечеринки, музыка и прогулки с друзьями. Таким образом, основной вывод международного исследования следующий: «Образ жизни молодых людей, их технологические ожидания, их отношение к информационному доступу - все это меняет саму природу коммуникаций в мировом масштабе» [5].

Какую форму общения предпочитают студенты Томского политехнического университета? Одной из социальных потребностей студента является необходимость в аффилиации. Это проявляется через тяготение молодого человека принадлежать к определенной группе, разделять их ценности, следовать им, занимать место в структуре группы через общение. Две трети респондентов (независимо от пола) высказались как за непосредственное, так и за опосредованное общение и лишь для 5% опрошенных девушек предпочтительным является опосредованное общение. На прямой вопрос: нравится ли вам общаться через Интернет - 53% респондентов ответило утвердительно, каждый третий сказал, что относиться к такому факту безразлично

и только 5% указали, что им не нравиться общаться посредством Интернета. Причем девушки значительно чаще предпочитают опосредованную форму общения, а юноши в 2,5 раза более безразлично относятся к выбору форм общения.

Что конкретно может привлекать современного студента в Интернет-общении? По оценкам самих респондентов прежде всего удобство и быстрота (44%), возможность общаться через расстояние (35%), и только 2% респондентов настаивают на том, что их привлекает анонимность общения, 12% - ответили, что им не нравиться общаться посредством Интернета. В зависимости от пола расхождения касаются лишь такой характеристики, как удобство и практичность: юноши почти в два раза чаще указывают на данную характеристику. Таким образом, основным мотивом опосредованного общения является практичность и доступность данного вида коммуникации, а также пространственная независимость.

В связи с формами коммуникаций абсолютному большинству студентов приходилось знакомиться через Интернет, различие по гендерному признаку несущественное: девушки на 10% чаще, чем юноши, высказывают утвердительное мнение по поводу знакомства в режиме онлайн (87 и 78% соответственно). Ко всему прочему, среди тех, кто познакомился посредством Интернета, в большинстве случаев (75%) продолжается не просто общение, но и завязываются приятельские и дружеские отношения.

Рис. 2

Физические неудобства при работе за компьютером (в % по группам)

Итак, опрошенные студенты подтверждают позитивные функции Интернета, но один из фокусов внимания обследования был связан с оценками и осознанием учащейся молодежи негативных проявлений данного вида коммуникации. На вопрос, считают ли они Интернет негативным явлением, больше половины (57%) ответило отрицательно, каждый третий - согла-

сился с данным утверждением, пояснив свой ответ следующими высказываниями: «появляется зависимость», «находишься в Интернете больше времени, чем планировал», «снижается реальное общение» и т.д. На отрицательных моментах чаще настаивают девушки, чем юноши (соответственно 34 и 19%).

Больше половины (63%) по всему контингенту опрошенных студентов обращают внимание на боли глаз. Надо отметить, что по данным Всемирной организации здравоохранения, зрение - это первое, что страдает от Интернет-зависимости. Человеческое зрение мало приспособлено к работе с компьютерным изображением, т.к. мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, начинает развиваться «синдром сухого глаза» и в результате появляются усталость, светобоязнь, раздражение и т.д.

На втором месте сложности с опорнодвигательным аппаратом (боли в спине, руках и т.д.). Это обусловлено статичностью позы пользователя компьютером, что приводит к длительной нагрузке на одни мышцы и отсутствию нагрузки на другие и как следствие деградация мышц, нарушение обмена веществ в позвоночнике и в итоге - остеохондроз, а он, в свою очередь, провоцирует боли в голове, конечностях и внутренних органах. Это особенно опасно в юношеском возрасте - отсутствие общей двигательной активности приводит к нарушению об-

Таким образом, на основе анализа результатов исследования можно сделать несколько предварительных выводов. 1. Интернет является безусловным рабочим инструментом и колоссальным источником информации для современного студента-первокурсника, в мотивационной структуре которого наиболее важным является деловой и коммуникативный мотивы;

2. Студенты выбирают общение посредством Интернета, но и общение непосредственное для двух третей опрошенных является более предпочтительным. Они используют онлайн коммуникацию потому, что это быстро и удобно;

3. Каждый третий опрошенный студент осознает негативные воздействия Интернета, которые по оценкам самих респондентов проявляются, с одной стороны, в физической симптоматике интернет-зависимости, а с другой - в навязчивой потребности находиться в сетях без всякой определенной цели. В заключение можно сказать, что современный студент, регулярно использующий коммуникативные интернет-сети, не обладает развитой культурой потребления сети,

щего обмена веществ, плохой осанке, вредит внутренним органам - появляются болевые ощущения, создаются условия для воспалительных процессов, падает иммунологическая активность.

Оценки участников нашего опроса о негативном влиянии Интернета на их здоровье полностью совпадают с результатами медицинских исследований - это свидетельствует о достоверности данных исследования.

И наконец, ключевой задачей исследования было выявление самооценок респондентов относительно их зависимости от Интернета. На вопрос: считают ли они себя интернет-

зависимыми - почти каждый третий респондент ответил утвердительно. Хотя в зависимости от пола есть расхождения: девушки в два раза чаще, чем юноши чувствуют зависимость от Интернета (32 и 17% соответственно). Но симптоматичным является то, что каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос, что свидетельствует об отсутствии рефлексии, раздумий респондентов по поводу негативных проявлений Интернета (табл. 3).

Таблица 3

что возможно и обусловливает негативные проявления Интернет-зависимости.

Литература

1. Бурова B.A. Интернет зависимость в медицинской парадигме // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития: сб. стат. / нод ред. А.Е. Bой-скунского. - М.: Акрополь, 2009. - С. 152-i64.

2. Кузнецова Ю.М., Чудова KB. Что мы знаем об ин-тернет-аддикции? // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития: сб. стат. / нод ред. А.Е. Bойскунского. - М.: Акрополь, 2009. - С. 70-9Q.

3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии, Москва, 12-14 апреля 2000 г. -М.: Экопсицентр РОСС, 2000 - С. 245-246.

4. Report 2QiQ. Cisco Connected World Technology Report. - [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.cisco.com/en/US/netsol/nsii2Q/index.html#~2QiQ. (дата обращения i2.Q3.2Qi3).

5. Эноха Bсеобъемлющего Интернета уже наступила. Блог Мари Хаттар (Marie Hattar), вице-президента компании «Cisco» но маркетингу продуктов и технологий для корпоративного сектора. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cisco.com/web/UA/about/news/2Qi3/Q2/Q2i42Qi3d .html. (дата обращения: 12.03.2013).

Самооценка респондентов относительно Интернет-зависимости (в % но груннам)

Считаю себя Интернет-зависимым Не считаю себя Интернет-зависимым Затрудняюсь ответить

Юноши i7 6i 22

Девушки 32 47 2i

Иванова Вера Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета, г. Томск, e-mail: [email protected].

Древаль Анатолий Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета, г. Томск, e-mail: [email protected].

Ivanova Vera Stepanovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of sociology, psychology and law, Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, email: [email protected].

Dreval Anatoly Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor, department of management, Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 316.354 Т.Б. Баирова

ЗАВИСИМОСТЬ КАДРОВОГО ПОПОЛНЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ

Изучены понятия профессионального психологического отбора, профессиональной психологической пригодности, «группы риска». Установлена связь между изменениями в социально-экономической сфере общества и качественном пополнении органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, психодиагностические методы, комплексное психодиагностическое обследование, «краткий отборочный тест», профессиональная психологическая пригодность, «группа риска».

Т.В. Ваиоуа

DEPENDENCE OF PERSONNEL RECRUITMENT OF THE MINISTRY OF HOME AFFAIRS FROM THE SOCIO-ECONOMIC TRENDS IN SOCIETY

The concepts ofprofessional psychological selection, professional psychological fitness, «group at risk» have been studied. The relation between changes in the socio-economic sphere of society and qualitative completion of the ministry of home affairs has been determined.

Key words: professional psychological selection, psychodiagnostic methods, comprehensive psychodiagnostic examination, «short qualifying test» professional psychological fitness, «group at risk».

В рассматриваемый нами период с 1998 г. по

2012 г. органы внутренних дел переживали вместе со всей страной сложные этапы развития. Кадровый состав органов внутренних дел всегда пополняется за счет основного населения, поэтому при рассмотрении этого вопроса необходимо остановиться на некоторых социальнодемографических, экономических и психологических тенденциях в нашем обществе.

Одним из важных моментов данного периода явилась миграция молодого поколения из Республики Бурятия в центральную часть России, а также из сельских районов Республики Бурятия в г. Улан-Удэ. Это отразилось на пополнении подразделений органов внутренних дел, особенно районных.

Наиболее сложной проблемой в данный период стал рост алкоголизма и наркомании, снижение моральных устоев общества. Все это негативным образом сказывается на качественных характеристиках пополнения органов внутренних дел.

По данным Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Министерства здравоохранения Республики Бурятия за 2005 г. первое место по неблагополучию занимала психическая патология населения. Зарегистрированное число случаев психических заболеваний населения в Республике Бурятия было в 3 раза выше, чем в Российской Федерации и в 2 раза выше, чем по Сибирскому федеральному округу. В реальных показателях на 100 тыс. населения: в Республике Бурятия - 202,7 чел.; в Сибирском федеральном округе - 96,7 чел., в среднем по Российской Федерации - 67,4 чел.

Особенно неблагополучное положение сложилось среди молодого поколения жителей Бурятии 18-19 лет, будущих претендентов на службу. Также необходимо отметить высокий уровень психических заболеваний в данный период в возрастной группе 20-39-летних людей, являющихся потенциальными кандидатами для поступления на службу в органы внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.