БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Буянова А. Ю. Неформальная молодежь Улан-Удэ : вчера и сегодня / А. Ю. Буянова // Изв. Рос. гос. нед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2009. — Jsfe 92. — С. 51—53.
2. Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. - 252 с.
3. Семенова В. В. Социология молодежи / В. В. Семенова // Социология в России : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., персраб. и доп. — М., 1998. — С. 103— 116.
4. Сергеев С. А. Молодежные субкультуры в республике / С. А. Сергеев // Социол. исследования. - 1998. - № И. - С. 95-102.
5. Социология молодежи в контексте социальной работы : учеб. пособие / В. Н. Ярская, JI. С. Яковлев, А. Ю. Слепухин [и др.]. - Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. — 300
6. Ит-глей М. Новий тдхщ до теорп молод1жно! субкультури / М. Иттлей // «I». Незалеж-ний культуролопчний часоиис. — 2002. — № 4. — С. 109 — 127.
7. Щепанская Т. Б. «Традиция городских субкультур» / Т. Б. Щепанская [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.poehaly.narod.nj/subcult-f.htm. — Загл. с экрана.
8. Bennett A. Subcultures or Nco-tribes? Rethinking the Relationship between Youth, Style and Musical Taste / A. Bennett // Sociology. - 1999. - Vol. 33, N° 3, august. - P. 599-617.
9. Hall S. Resistance through Rituals : Youth Subcultures in Post-War Britain / S. Hall, T. Jefferson. - L., 1993. - 288 p.
Поступила 13.07.11.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
МОЛОДЕЖИ МОРДОВИИ:
ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В. В. Французов
В статье предпринимается попытка рассмотрения факторов, влияющих на этнокультурную социализацию молодежи. Опираясь на результаты пилотажного исследования, автор рассматривает степень влияния и взаимозависимость факторов этнокультурной социализации.
Познание роли и места этничности в современном обществе несет и глубоко личностный смысл. Каждый человек в течение жизни неоднократно пытается ответить на вопрос: «Кто я?». Смысл этого вопроса скрывается в невозможности однозначного и окончательного ответа на него. Ведь на каждом возрастном этапе мы по-новому осмысливаем себя и окружающих нас людей, мы чувствуем себя ближе к одним и отдаляемся от других, мы примеряем жизненные роли, пытаясь соответствовать определенным из них и отвергая не подходящие для себя. Этот процесс является поиском идентично-
сти или идентичностей, что более близко к пониманию данного феномена современной наукой. Роль этнического фактора также неоднозначна в течение жизни человека. Открывая многообразные аспекты присутствия и проявления феномена этничности в прошлом и современности, человек реализует вечные потребности в самореализации, самоактуализации, привязанности и уважению себя в группе.
Для изучения этнической идентичности современной студенческой молодежи в мае-июне 2010 г. методом анкетного опроса по месту обучения среди студентов I —V курсов
О В. В. Французов, 2011
262
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева естественных, технических и гуманитарных специальностей нами было проведено пилотажное социологическое исследование. Всего в опросе приняли участие 100 чел. Результаты исследования показали, что большая часть респондентов относят себя к той же этнической группе, что и их родители. Это свидетельствует о том, что основным критерием, влияющим на формирование этнической идентичности, выступает семья. Вышесказанное вполне закономерно. Индивид начинает долгий путь социализации с семьи, в которой он находится. Он воспринимает все, что происходит в семье, начиная от языка, способов поведения и эмоций и заканчивая неуловимой ментально-стью той или иной этнической группы, к которой принадлежат родители. В то же время родители воспитывают ребенка так же, как воспитывали их, в соответствии с нормами и традициями своей этнической группы.
Следующим важным аспектом этнической принадлежности выступает язык, который используется для повседневного общения. Более 50 % респондентов ответили, что помимо государственного языка они свободно владеют национальным языком, и только десятая часть опрошенных им не владеют. Об этом наглядно свидетельствует рис. 1. Респонденты отмечают, что национальный язык в подавляющем большинстве случаев знают оба родителя. Следует отметить тот факт, что на вопрос о месте и способе изучения национального языка практически 100 % отпрошенных на первый план выдвигают обучение в семье. Далее идет изучение языка в учебных заведениях. Почти нет тех, кто изучал бы национальный язык самостоятельно. Не менее интересные данные мы получили, анализируя вопрос о сфере применения национального языка. Большая часть респондентов постоянно общаются на национальном языке в своей семье. Около 70 % опрошенных разговаривают на
мордовском с друзьями и сверстниками периодически и практически никогда — на
улице.
О/
/о /
60- /
50- ✓ /
40 - / У
30- /
20- X х у
1 / 10-'
0 V -
Г. _
К щЗй^ г гг ; л •кл 4 «У*
!' £ -м г ^гтЖЖ' ч) 1 1 > 1 1в 1
' 'ТЧЛАуС.'Ч'Ч'Я ШШа I
вн • г*. VI 1 1 1 *> 1
У'Л >5*5 «Г-
л
шшшяшвш
Владею Могу свободно объясниться
Читаю
Не владею
Р и ч,. 1. Распределение ответов на вопрос: «В какой степени Вы владеете национальным
языком?»
Для проверки гипотезы о том, что с увеличением плотности этнического окружения вырастает уровень идентификации с окружающим этносом, мы спросили: «Какое количество окружающих Вас людей знают язык Вашей национальности?». Более половины опрошенных ответили, что менее четверти, около трети — что менее половины. После тщательной проверки данных мы пришли к выводу: респонденты уже достаточно долгое время проживают на территории г. о. Саранск, который по результатам переписи населения 2002 г. и статистическим данным является населенным пунктом с преобладающей долей русского населения. Следовательно, респонденты, долгое время жившие в этнических населенных пунктах, видят большую разницу в уровне знания населенных пунктов и Саранска. Поэтому абсолютное большинство опрошенных отмечают такой маленький уровень этнической насыщенности окружения. Семьи респондентов в основном стараются соблюдать обычаи и традиции своего этноса, но сами опрошенные этого практически не делают. Более подробные данные можно увидеть в табл. 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Следуете ли Вы обычаям и традициям своей национальности?», %
"Г—---__ Вариант Группа^—-—.___г ------ответа респондентов _ Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить
Молодежь 12 24 48 12 4
Старшее поколение 36 22 12 б 24
Такой низкий процент молодых людей, следующих традициям, прямо связан с местом проживания. Большая часть студентов
проживают отдельно от родителей, следовательно, не могут участвовать в обрядах, которые проводят их родители. На это
Серия «Социологические науки»-
влияет ряд факторов, среди которых незнание процесса проведения какого-либо обряда, отсутствие времени или единомышленников.
Как ни печально, мордовские мифы, легенды и сказания знают всего около трети опрошенных. Молодое поколение не стремится собирать информацию о жизни своего этноса. Уже никто не боится домового или лешего, Ведь-авы или Вирь-авы. Современная молодежь, хоть и ассоциирует себя с коренным этносом, все больше приобщается к западной культуре. Вместо народных сказок и легенд родители все чаще читают детям книги про Гарри Поттера или Бильбо Бег-гинса. По этой причине в историю уходят разного рода предания, которые еще 100 лет назад составляли неотъемлемую часть процесса этнической социализации. Вероятно, через несколько лет фольклором будут интересоваться исключительно ученые. В настоящее время основным источником получения знаний об этнической культуре выступает школа, а семья находится на втором плане. В то же время не может не радовать факт,
что в Республике Мордовия в школьную программу включены дисциплины по изучению культурного наследия родного края.
Перейдем к вопросу о субъективной оценке молодежью своей этнической группы. Большая часть опрошенных определяют мордву как группу людей, объединенных по национальному признаку. На втором месте ответ, что мордва — это исторически сложившаяся нация, на третьем — что мордва — люди, живущие на территории Мордовии (табл. 2).
В процессе социализации участвует не только ближайшее окружение индивида, но и гражданское общество. В Мордовии не совсем так. На территории республики зарегистрировано около десяти организаций этнокультурной направленности, но они, как показал опрос, практически бездействуют. Из предложенного списка организаций только две известны среди молодежи города (табл. 3). Из 100 респондентов ни один не состоит в подобной организации, из чего следует вывод: они существуют только на бумаге.
Таблица 2
Определение респондентами мордвы (составлена на основе сложного ответа)
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Группа людей, объединенных по национальному признаку 58
Народность, нация 22
Группа людей, объединенных по территориальному признаку 18
Исторически сложившаяся нация 52
Группа людей, объединенных по языковому признаку 10
Люди, сходные по человеческим качествам 6
Искусственно создаваемый этнос 2
Люди, живущие на территории Мордовии 44
Другое 0
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: -«Знаете ли Вы о действующих на территории Мордовии
общественных организациях этнокультурной направленности?»
Название организации Вариант ответа
Да, % нет, %
Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа 0 100
Мордовский региональный финно-угорский общественный фонд культурного и экономического сотрудничества «Масторава» 36 64
Общественный фонд спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова 0 100
Городское саранское эрзянско-мокшанское общественное молодежное движение «Од вий» 28 72
Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа «Юрхтава» 0 100
Другое 0 100
264
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
Молодежь г. о. Саранск не стремится повышать культурный уровень, несмотря на все усилия правительства республики, не проявляет интерес к национальному искусству. Всего 25 % опрошенных были в Мордовском государственном национальном драматическом театре, частота посещений которого среди молодежи практически сводится к нулю. Подавляющее большинство респондентов посещают данный театр не чаще одного раза в год. Дальнейшее распределение ответов показано на рис. 2.
На основе вышеизложенных результатов опроса можно заключить, что, во-первых, процесс этнической социализации проходит в основном в-семье; во-вторых, респонденты получают основные понятия о культуре и истории этноса в учебных заведениях. Безусловно, продолжение исследования, но уже не в пилотажном, а в теоретико-прикладном формате с использованием репрезентативной выборки, позволит уточнить имеющиеся данные и получить новую информацию, на основе которой можно совер-
шать конкретные шаги для регулирования и формирования этнической идентичности студенческой молодежи.
л
II
о л
С
о -л о,
о Е О
II
О,
О
г*
^ ОС
с о
* о о 2 о
а
I
л
сз ^
СЗ
2 В
а о;
о« <->
К 2
к _
<Г1
Л
н
о о
а
со
со
Л т
О* а
- р*
13?
о о
2
5
О
о
и О
О
§ и
И
о
Ч О
х 1
Р и с. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы посещаете Мордовский государственный драматический театр?»
Поступила 13-07.11.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С. Г. Ушкин, Т. М. Дадаева
В статье предпринимаются попытки социологического анализа сети Интернет. Опираясь на результаты пилотажного исследования, автор делает определенные выводы, связанные с влиянием принципиально нового социального института на жизнь студенческой молодежи. Конкретному рассмотрению принадлежат процессы социализации, протекающие посредством Всемирной компьютерной сети.
В современном социуме особая роль в процессе формирования нового информационного общества принадлежит глобальной сети Интернет, которая является не только средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, приводящую к изменениям в реальных областях жизни человека. Выявление специфики протекания процессов социализации посредством сети Интернет определяет необходимость социо-
логического осмысления социокультурных аспектов формирования постиндустриального общества. Происходящие под влиянием развития интернет-технологий изменения в социокультурном поле требуют внимания исследователей к информационным взаимодействиям агентов виртуальной социальной системы.
На сегодняшний день более 30 % пользователей Интернета составляет молодежь, которая, по сути, является инновационным по-
С. Г. Ушкин, Т. М. Дадаева, 2011
Серия «Социологические науки*
265