ИСТОРИЯ
УДК 394(470.345)
О.В. АБРАМОВА
МОРДОВСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОМ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Ключевые слова: этнополитические процессы, этнокультурные процессы, национальная политика, межэтническое взаимодействие, ассимиляция, национальное движение, общественная организация, мордва, съезд, этническое самосознание, государственные языки, респонденты.
Рассмотрены предпосылки возникновения национального движения в Мордовии. Показана роль национальных общественных организаций в современном этнополитическом и этнокультурном пространстве республики. Приведены результаты анкетирования населения Мордовии по вопросам отношения к деятельности региональных и местных государственных органов в области национальной политики и к роли мордовских общественных организаций.
ОМ. ABRAMOVA
THE ROLE OF MORDOVIAN NATIONAL PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE PRESENT ETHNOPOLITICAL AND ETHNOCULTURAL POLICY OF THE REPUBLIC MORDOVIA
Key words: ethnopolitical processes, ethnocultural processes, nationalities policy, ethnic interaction, assimilation, national movement, public organization, Mordva, congress, ethnic identity, official languages, respondent.
In the article the conditions of the national movement in Mordovia are studied. The role of national public organizations in the present ethnopolitic and ethnocultural policy of the Republic Mordovia is shown. The population of the Republic was asked about the attitude to the national policy of regional and local authorities and to the role of Mordovian public organizations; the results of the questionnaire are given in the article.
В конце XX в. в связи с ростом этнического самосознания народов России стали возникать разнообразные формы национального движения, которые представляют собой один из субъектов гражданского общества, ставящих перед собой разноплановые задачи. Они не только участвуют в разработке и реализации тех или иных концепций национальной политики, но и способствуют социально-экономическому развитию регионов, формированию гражданского общества, борются против проявлений тоталитаризма, выступают за сохранение экологически комфортной природной среды. Появление нацио-нально-культурных организаций, объединений, ассоциаций обусловлено наличием в обществе различных социально-классовых и социально-этнических групп, которые имеют свои специфические интересы (политические, культурные и т.п.) и пытаются их реализовать [5. С. 55].
Мордовское национальное движение начало свою историю с образования в мае 1917 г. в Казани «Мордовского культурно-просветительного общества». Оно было создано представителями мордовской интеллигенции во главе со знаменитым просветителем и педагогом М.Е. Евсевьевым. Общество ставило своей целью «объединение интеллигентных и народных сил мордвы для подготовки мордовского народа к жизни при новом государственном строе, для содействия укреплению в России нового государственного порядка и для поднятия культурного состояния мордвы» [7]. Его члены вели просветительскую работу по пропаганде мордовской истории и культуры, ратовали за издание газет, журналов и учебников на мордовских языках. В 1920-1930-х гг. преемниками «Мордовского культурно-просветительного общества» стали многочисленные национальные общественные организации, возникшие во многих регионах проживания мордвы. Наиболее крупной из них было общество «Сыргозема» (Пробуждение), основанное в Москве в 1923 г. Костяк этих организаций составляли учите-
ля, писатели, работники культуры, которые основной задачей считали вовлечение мордовского населения в активную общественную жизнь, а также изучение национальной литературы, искусства и т.д. Региональные общества внесли большой вклад в развитие национального самосознания мордвы, что привело к возникновению так называемого движения «автономистов», которое приложило немало усилий к созданию в 1930 г. Мордовской автономии.
Формирование современных мордовских национальных общественных организаций приходится на конец 1980-х гг., когда, как уже отмечалось, происходит рост национального самосознания народов России. Их деятельность начиналась с этнокультурных требований, постепенно они трансформировались в политические, вследствие чего, как правило, происходили раскол и образование новых форм национального движения. Так произошло, к примеру, с Мордовским общественным центром «Вельмема», созданным весной 1989 г. [1. С. 98-99]. Разногласие мнений, радикализм отдельных активистов, нежелание идти на компромиссы завершились расколом центра. Умеренная часть членов «Вельмема» создала организацию «Вайгель» («Голос»), сосредоточившую свое внимание на культурно-просветительных проблемах, преимущественно - языковых. Устав организации «Всероссийское мордовское общество родного языка «Вайгель» был принят на учредительном собрании 6 июня 1989 г. 21 мая 1992 г. оно было зарегистрировано в Министерстве юстиции Мордовии как Республиканское мордовское общество родного языка «Вайгель» [1. С. 99].
Радикально настроенные активисты организовали «Эрзянско-мокшанское общественное движение «Масторава». В октябре 1989 г. было проведено его учредительное собрание, на котором были приняты проекты Устава и Программы. Устав организации объявлял целью ее создания активизацию «национального, социального, духовного и культурного развития края, ставшего общей родиной эрзян и мокшан...в соответствии с Конституцией СССР и всеобщей декларацией прав человека ООН» [6].
На первых порах, согласно мнению демократически настроенных сторонников «Масторавы», ее деятельность должна была ограничиться национальной культурно-просветительской сферой, политические же вопросы предлагалось обсуждать в государственных органах, разумеется, при активном участии общественности. Их оппоненты настаивали на немедленном оформлении «Масторавы» в виде политической организации, через которую можно было добиваться от власти решения этнических проблем, а национально-культурная работа должна быть вторичной. Подобное противоречие вначале раскололо движение, а впоследствии и вовсе привело к прекращению его деятельности.
Отметим в этой связи, что государственные и партийные органы вынуждены были сотрудничать с «Масторавой», пользующейся поддержкой народа. 28 апреля 1990 г. исполком Саранска зарегистрировал ее как «Мордовское культурно-просветительное общество» (МКПО) [1. С. 102]. В Программе организации были поставлены такие задачи, как «активизировать общественную мысль и инициативу граждан МАССР, эрзянской и мокшанской диаспоры для своевременной постановки и решения проблем перестройки, связанных с национальными отношениями;...через развитие паритетного (равного) нацио-нально-русского и русско-национального двуязычия, через расширение функциональной сферы родных языков осуществить в автономной республике конституционное закрепление статуса эрзянского и мокшанского языков в качестве государственных языков;...добиваться активного функционирования национального театра с эрзянской и мокшанской студиями» [3] и др.
3-5 августа 1990 г. был проведен первый съезд «Масторавы». На нем собралась практически вся творческая интеллигенция Саранска, сотни человек
приехали из других регионов страны. На съезде в правление «Масторавы» были введены известные представители мордовской культуры, партийные и советские работники, что повысило в целом авторитет общества и усилило его влияние, прежде всего, в структурах власти.
В начале 1990-х гг. «Масторава» продолжила культурно-просветительную работу. В частности, были проведены дни мордовской культуры в диаспорах Татарии, Нижегородской, Самарской и других областей. К сожалению, в этот период внутри организации обостряются противоречия на субэтнической (противостояние мокшанской и эрзянской групп) и политической (отношение к властям) основе. В связи с этим в 1995 г. деятельность «Масторавы» как единого общества практически прекратилась. Однако некоторые ее филиалы продолжали действовать, например, мордовско-эстонское общество, организации в Нижегородской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и других областях.
«Вельмема», «Вайгель» и «Масторава» сделали немало для возрождения мордовского народа. Именно благодаря их активной деятельности, воздействию на органы власти в Мордовии были открыты Национальный театр, факультет национальной культуры, принят Закон о языках, оживилась работа с диаспорой и т.д. Они стали организационной и культурно-просветительной школой для лидеров и активистов, и в этом смысле - предшественниками последующих организаций и групп: ассоциаций эрзянских и мокшанских женщин «Эрзява», «Литова» и «Юрхтава»; газет «Масторава» и «Эрзянь Мастор»; Мордовского регионального финно-угорского общественного фонда культурного и экономического сотрудничества «Од Вий» и др. Несомненным политическим результатом их развития стали съезды мордовского народа (проводятся с 1992 г.) и деятельность Совета съездов.
Именно всероссийские съезды мордовского (мокшанского и эрзянского) народа стали, по сути, новой формой национального движения, своеобразным политическим институтом влияния. Нельзя было не заметить, что национальное движение конца 1990-х гг. стало гораздо более политизированным, нежели этнокультурное движение конца 80-х - начала 90-х гг. Недаром главными вопросами съездов становятся требования восстановления и активизации национально-возрожденческих функций органов государственной власти республики. По мнению делегатов съездов и их Совета, они должны быть направлены на возрождение, сохранение и развитие всего национального, что было утрачено за годы советской власти - языка, традиций и обрядов, народных промыслов, всего спектра национальной культуры и быта.
Несомненной заслугой съездов в этой области было содействие в создании при Правительстве Республики Мордовия Комитета по национальной политике. Основной его задачей стала координация деятельности министерств, ведомств, органов местного самоуправления, общественных организаций по разработке и реализации в Республике Мордовия единой государственной политики в области национальных отношений, учитывающей интересы всех народов, проживающих на ее территории. Надо отметить, что Комитет вполне справляется и с другими поставленными перед ним задачами. Так, по инициативе госкомитета и Правительства республики была разработана Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия.
Благодаря решениям съездов наметились позитивные изменения и в области школьного образования. В частности, была подготовлена и затем реализована Республиканская программа «Национальная школа на 1991-1995 гг.», проведена реорганизация сети школ с расширением обучения на мордовских языках. Налаживается работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в национальных школах. Была оказана определенная
помощь по организации изучения мордовских языков за пределами Мордовии в местах компактного проживания мокшан и эрзян.
В апреле 1998 г. именно по «настоятельным рекомендациям» Совета съезда Госсобранием РМ был принят Закон «О государственных языках Мордовии». В соответствии с ним предпринимаются конкретные меры по расширению использования мордовских языков в сфере образования: введено изучение мордовских языков на старшей ступени обучения, расширяется сеть школ с изучением мордовских языков.
Много интересного было сделано и в сфере культуры. Получили второе рождение многие забытые народные традиции, обряды, праздники, начало возрождаться декоративно-прикладное и художественное творчество. Стали функционировать четыре центра национальной культуры: два мокшанских и два эрзянских.
Важными сферами своей деятельности Совет съездов, который в 1999 г. был преобразован в «Совет Межрегионального общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа», всегда считал сохранение этнической идентичности и удовлетворение культурных потребностей мордовской диаспоры. Эти задачи практически реализуются через национально-культурные мордовские организации и автономии, которые после принятия Закона Российской Федерации «О национально-культурной автономии» появились в Башкортостане и Татарстане, Пензенской и Ульяновской областях, г. Москва. В 2004 г. был принят Закон РМ о государственной поддержке национально-культурных автономий. В пяти регионах России действуют национально-культурные автономии и 21 на-ционально-культурное общество. Благодаря активному содействию органов государственной власти достаточно эффективно работают национально-культур-ные объединения мордвы в Оренбургской и Самарской областях. Уже стали традиционными фестивали мордовской культуры в Шенталинском, Исаклин-ском, Похвистневском районах Самарской области, в Петровском районе Саратовской области, в Димитровграде Ульяновской области [2].
В настоящее время мордовское национальное движение функционирует в рамках международного финно-угорского движения. Признанием заслуг его деятельности является и прошедший 19-21 июля 2007 г. в Республике Мордовия фестиваль финно-угорских народов, на котором состоялась встреча президентов России и Финляндии В. Путина, Т. Халонен и премьер-министра Венгерской республики Ф. Дюрчаня с руководителями Консультативного комитета финно-угорских народов и ассоциации финно-угорских народов России.
Таким образом, как национально-общественные организации, так и съезды мордовского народа во многом способствуют социальному и культурному развитию этноса. Важным достижением их работы можно считать изменение отношения к мордовским языкам и национальной культуре в республике в лучшую сторону.
Результаты этих изменений показало анкетирование 2007 г., проведенное в Мордовии в рамках Российско-Финляндского проекта 2005-2008 гг., основной целью которого было выявление социально-экономического и этнодемографи-ческого положения мордовского населения, а также отношения к политике государства в области национальных отношений. В числе прочих респондентам был задан вопрос «Довольны ли Вы национальной политикой в Вашей республике?»1. Практически половина опрошенных, т.е. 52,2% мордвинов, 48,0% русских и людей других национальностей, ответили, что «скорее довольны» нацио-
1 Опрос проведен социологической организацией «Регион М» в октябре 2007 г. По случайной репрезентативной выборке опрошено 1123 чел.
нальной политикой, «безусловно довольны» соответственно - 10,5% и 11,4%. Часть респондентов - это 18,8% мордвы и 15,5% русских и представителей других этносов - ответили, что «скорее не довольны» [4. С. 48].
Об активной позиции населения республики свидетельствуют и ответы на вопрос о том, следует ли региональным и местным властям учитывать мнение людей при принятии важных решений, в том числе - в сфере национальной политики. Как оказалось, 51,4% мордвинов считают, что власть, безусловно, должна учитывать их мнение при разработке практически всех проблем в общественной и экономической областях жизни республики, города, района, села; 18,0% склоняются к тому, что это нужно лишь тогда, когда решаются задачи развития языка и культуры; 2,2% полагают, что власти не обязаны учитывать их мнение. Ответы русских респондентов и представителей прочих национальностей на данные вопросы распределились соответственно 44,9%, 16,6% и 3,4% [4. С. 51-52].
Опрос показал, что воздействие национальных организаций, прежде всего, ощущают на себе государственные органы. Основная же масса населения считает, что деятельность национальных объединений коснулась их в меньшей степени. Так, лишь 14,9% респондентов полагают, что роль мордовских общественных организаций в жизни республики очень заметна, 23,8% находит ее малозаметной, 12,2% - почти незаметной, 8,8% - совсем незаметной [4. С. 48]. Таким образом, представители мордовского этноса достаточно требовательны к деятельности национальных общественных организаций. Они полагают, что в последнее время данные организации свою основную деятельность сосредоточили в сфере национальной культуры, родного языка и сравнительно мало влияют на современную политическую и экономическую ситуацию в республике.
Исследование 2007 г. показало, что в целом население Мордовии положительно оценивает национальную политику в республике. Однако почти половина ответивших считает, что органы власти к мнению населения при разработке важных политических и социально-экономических решений не прислушиваются. Не совсем довольны люди и ролью национально-общественных организаций, их работой, как среди населения, так и в политическом пространстве республики. Все это свидетельствует о необходимости активизации деятельности всех субъектов национального движения, а также государственных органов в области национальной политики.
Литература и источники
1. Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2002.
2. Знакомьтесь Мордовия! //Государственный комитет РМ по национальной политике. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2006.
3. Программа Мордовского культурно-просветительного общества. Принята 25 октября 1989 г., утверждена 5 августа 1990 г.
4. Результаты анкетирования (в сентябре-октябре 2007 г.). Республика Мордовия // Проблемы новейшей истории и этнографии финно-угров России. Балашовские чтения. Вып. 2. Саранск: МНЦФУ, 2008.
5. Тураев В.А. Этнополитология: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. С. 55.
6. Устав Эрзянско-мокшанского общественного движения «Масторава». Принят 24 октября 1989 г., утвержден 17 декабря 1989 г.
7. Уставъ Мордовскаго Культурно-просветительнаго общества. Принят 21 мая 1917 г.
АБРАМОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка, сотрудник Межрегионального научного центра финно-угроведения, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
ABRAMOVA OLGA VLADIMIROVNA - post-graduate student, junior research fellow at the Interregional Research Centre of Finno-Ugric Studies, Mordovian State University, Russia, Saransk.