Научная статья на тему 'Основные тенденции этнополитического развития в современной Мордовии'

Основные тенденции этнополитического развития в современной Мордовии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
208
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОППОЗИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / REPUBLIC OF MORDOVIA / ETHNICAL AND POLITICAL SITUATION / ETHNIC AND CULTURAL ORGANIZATIONS / OPPOSITION / STABILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шилов Николай Владимирович

В статье анализируются основные тенденции этнополитического развития Республики Мордовия в постсоветский период. Автор прослеживает трансформацию этнокультурных движений данного региона от оппозиции к социальному партнерству с властями. Особое внимание уделяется деятельности Фонда спасения эрзянского языка как варианту деструктивной оппозиции. Делается вывод о высокой степени этнополитической стабильности в современной Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major tendency in modern ethnical and political development of Mordovia

The article analyzes the main trends of ethnical and political development of the Republic of Mordovia during Post-Soviet period. The author traces the transformation of ethnical and cultural movements in this region of the opposition to the social partnership with the authorities. Particular attention is paid to the activities of the Fund of rescue Erzya language as the option destructive opposition. The author makes conclusions of high degree of ethnical and political stability in modern Mordovia.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции этнополитического развития в современной Мордовии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 1

Н.В. Шилов

(канд. ист. наук, доцент кафедры политической социологии социологического

факультета Российского государственного гуманитарного университета)*

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВИИ

В статье анализируются основные тенденции этнополитического развития Республики Мордовия в постсоветский период. Автор прослеживает трансформацию этнокультурных движений данного региона от оппозиции к социальному партнерству с властями. Особое внимание уделяется деятельности Фонда спасения эрзянского языка как варианту деструктивной оппозиции. Делается вывод о высокой степени этнополитической стабильности в современной Мордовии.

Ключевые слова: Республика Мордовия, этнополитическая ситуация, этнокультурные организации, оппозиция, политическая стабильность.

The article analyzes the main trends of ethnical and political development of the Republic of Mordovia during Post-Soviet period. The author traces the transformation of ethnical and cultural movements in this region of the opposition to the social partnership with the authorities. Particular attention is paid to the activities of the Fund of rescue Erzya language as the option destructive opposition. The author makes conclusions of high degree of ethnical and political stability in modern Mordovia.

Key words: Republic of Mordovia, ethnical and political situation, ethnic

and cultural organizations, opposition, stability.

* * *

Начиная со второй половины 1980-х гг. для политической ситуации в Российской Федерации характерна чрезвычайная актуализация этнического и религиозного факторов. Многие политические силы (партии, движения, организации, отдельные политики всех уровней и масштабов) при решении своих задач все чаще прибегают к национальным и религиозным чувствам граждан, нередко откровенно спекулируя ими. Они намеренно заостряют «национальный вопрос», как правило, накануне выборов руководителей исполнительной власти, депутатов представительных органов, а также в преддверии других значительных общественно-политических мероприятий как регионального, так и общегосударственного масштаба. Более того, на протяжении последних десяти — пятнадцати лет эт-нополитические и этнокультурные движения и религиозные организации сами «научились» влиять на политические процессы.

* Шилов Николай Владимирович, тел.: 8-926-529-24-62; e-mail: [email protected]

В сегодняшней России между различными политическими силами, этнокультурными движениями и конфессиональными организациями действует сложная система гласных и негласных договоров о совместных действиях, делающая их взаимное влияние всё более очевидным.

Весьма показательными в этом отношении являются субъекты Федерации, входящие в состав Среднего Поволжья, в том числе — Республика Мордовия. В перспективе дальнейшее усиление этнического и религиозного факторов в современной политической ситуации Среднего Поволжья способно изменить вектор всего этнокультурного и политического развития региона, что само по себе обуславливает актуальность темы данного исследования.

Республика Мордовия (РМ) расположена в центре Европейской части России, в междуречье Оки и Суры, на стыке лесной и лесостепной природных зон. Территория республики занимает 26,2 тыс. кв. км. В настоящее время РМ входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО). Особенностью ее положения является наличие общих границ с более развитыми в экономическом отношении районами Центра и Поволжья. Она граничит на севере с Нижегородской, востоке — Ульяновской, юге — Пензенской, западе — Рязанской областями, на северо-востоке — с Республикой Чувашия. Республика Мордовия разделена на 22 административных района.

Мордовия традиционно является многонациональным регионом. На ее территории проживают мордва, русские, татары, белорусы, украинцы, армяне, азербайджанцы, литовцы и др. Основными этническими группами в республике являются русские, мордва и татары.

Весьма точным является замечание этнолога Н.Ф. Мокшина о том, что Мордовия «представляет собой тот тип этносоциального организма, при котором за пределами его территории проживает большая часть коренного этноса как в гетерогенном состоянии, так и виде небольших гомогенных групп»1.

Мордва этнически неоднородна и представлена двумя субэтносами: эрзя и мокша. Мокша расселены преимущественно в западных и южных районах Мордовии, в бассейне Мокши, эрзя — в восточных.

Этнический вызов, актуализация этнических проблем и активизация этнических движений составляет одну из отличительных особенностей современного мира. В полной мере данный феномен проявился на постсоветском геополитическом пространстве, в том числе в Российской Федерации.

1 Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977. С. 219.

Пробуждение национального самосознания народов активизировало этнополитические процессы практически во всех в регионах Российской Федерации, вызвало беспрецедентный рост национальных движений и общественных организаций. Недостаточное внимание органов государственной власти к национальной проблематике, их неумение (или нежелание) вовремя разобраться в сущности тех или иных национальных проблем увеличили в первой половине 1990-х гг. мобилизационный потенциал национальных лозунгов и содействовали их трансформации в движения националистического характера.

При этом практически сразу обозначилась тесная взаимосвязь между этническими и политическими процессами и коллизиями современного российского общества: «Очевидно, что межнациональные отношения в постперестроечной России являются очевидным "конструктом" политических решений. Соответственно, ухудшение политической и экономической ситуации будет негативно отражаться на состоянии межнациональных отношений». Особенно это относится к 1990-м гг.

Директор Института этнологии и антропологии РАН профессор В.А. Тишков указывает на определенную «привязанность» терминов «национальный вопрос», «национальная политика», «национальные отношения», давно и прочно утвердившихся в отечественной научной традиции, к реалиям нашего не столь давнего советского прошлого, в частности, к официальному отказу признавать в качестве нации гражданское (государственное) сообщество: «Попытка исправить этот недостаток была предпринята в 1970-80-е гг. в форме концепции "советского народа как новой исторической общности". Однако излишняя идеологизированность этой концепции не позволила ей утвердиться в полной мере, хотя советский народ как гражданско-политическая и как социально-культурная общность, безусловно, существовал. Эта общность во многих своих проявлениях сохраняется до сих пор»2.

Обострение межнациональных отношений на посткоммунистическом пространстве во многом было обусловлено общим крахом как советской политической системы, так и проводимой ею национальной политики: «Межнациональные отношения оказались в эпицентре происходивших в начале 90-х гг. перемен, которые охватили Россию после распада СССР. Наибольшую сложность и остроту им придавали политизация, использование национального фактора как инструмента в борьбе старых и вновь формирующихся элит за власть и ресурсы. Эти процессы происходили на фоне затянувшегося

2 Тишков В.А. Опыт этнологического мониторинга. М., 2004. С. 89.

"кризиса идентичности" россиян, болезненно привыкавших ассоциировать себя не с великим СССР, а именно с Россией, когда националисты разных направлений прямо противодействовали формированию единого гражданского самосознания общества. Экономические, этнические, демографические и социально-политические факторы тесно переплелись и в наибольшей мере воздействовали на состояние национальных проблем»3.

В немалой степени тенденции, обозначенные выше, определили облик этнополитической ситуации и в Республике Мордовии. Однако сразу необходимо оговориться, что национальный сепаратизм, как один из основных, отличительных лозунгов национальных движений и организаций первой половины 1990-х гг., оценивается подавляющей частью населения республики отрицательно.

У истоков национального движения в РМ в рассматриваемый период стали организации «Вельмема», «Вайгель» и «Масторава».

Так называемый Мордовский общественный центр «Вельмема» был образован весной 1989 г. Сначала он объединял преимущественно филологов вузов столицы республики — Саранска; в этническом аспекте его участники были в основном эрзянами. Вскоре этот достаточно радикальный по взглядам кружок распался.

Тогда же более умеренные активисты национального движения создали организацию «Вайгель», которая занялась культурно-просветительскими, преимущественно языковыми проблемами.

Наконец, также в конце 1980-х гг. в Мордовии было образовано культурно-просветительное общество «Масторава» («Мать-земля»), съезды и конференции которого собирали достаточно большое число участников.

Исследователи Ж.Д. Кониченко и В.А. Юрченков дают «Масто-раве» следующую характеристику: «Анализ деятельности основных национальных общественно-политических организаций показал, что "Масторава", стоявшая у истоков национального движения, сформировала своеобразное "протопартийное" поле и являлась расплывчатым квазипартийным объединением. Ее трансформация и распад привели к образованию, с одной стороны, исполкома Совета съезда мордовского народа — объединения с расплывчатыми характеристиками, а с другой — движения "Эрзянь Мастор", которое можно охарактеризовать как протопартию»4.

В условиях быстрой политизации «Масторавы», естественно, находились активисты, пытавшиеся радикализовать деятельность

3 Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы. М., 2003. С. 213.

4 Юрченков В.А., Кониченко Ж.Д. На пороге реформ: Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов. Саранск, 2006. С. 159.

указанной организации; среди особенно «горячих голов» раздавались голоса о необходимости создания двух республик — Мокшанской и Эрзянской. Ставилась под сомнение даже сама правомочность статуса Мордовии как государственного образования.

Но в итоге перевес оказался на стороне тех, кто поддерживал идею этнического единства мокшанского и эрзянского народов. Деятельность «Масторавы» все более уверенно направлялась в культурно-просветительское русло. Общество ставило проблемы сохранения народных традиций, более глубокого изучения мордовских языков в школе, издания книг, возрождения и развития этнической музыки и ремесел мордвы, и т.д.

Об относительной стабильности этнополитической ситуации в Мордовии свидетельствуют также регулярно проходящие съезды мордовского народа. Всего на сегодняшний день состоялось четыре съезда, на которых обсуждались этнокультурные и образовательные проблемы.

Необходимо также признать и констатировать, что республиканское руководство внимательно относится к нуждам национальной культуры и образования и, несмотря на трудности с финансированием, оказывает посильную помощь и поддержку выпуску газет, журналов, книг, радио- и телепередач на мокшанском и эрзянском языках, а также работе национального театра, филармонии, музея и т.д. Именно такое отношение республиканской власти во многом определяет этнополитическую стабильность в РМ.

Таким образом, национальные радикалы изначально оказались в абсолютном меньшинстве, в котором, к слову, они пребывают и поныне. Примером служит деятельность малочисленной организации Фонд спасения эрзянского языка, которая одно время настаивала на образовании Эрзянской республики.

Действительно, наибольшая этнополитическая активность в Мордовии характерна для эрзянской части мордовской интеллигенции, которая явилась инициатором появления первых национально-культурных обществ. Что касается мокшанской части мордовской интеллигенции, то в этом отношении следует отметить общество мокшанских женщин «Юрхта-Ава», которое практически полностью сосредоточило свою деятельность на решении проблем культуры и преподавания мордовских языков в школе.

Особое место в популяризации содержания национальных интересов мордвы, сформулированного представителями радикальной части мордовского национального движения, принадлежит печатному органу Фонда возрождения эрзянского языка им. А.П. Рябова газете «Эрзянь Мастор» («Мать Земля»), которая издается с сентября 1994 г. Зачастую на страницах этого периодического издания пуб-

ликуются материалы откровенно националистического и агрессивно антироссийского содержания.

Например, в данной газете неоднократно печатались статьи, в которых эрзянские радикалы поддерживали чеченских сепаратистов как «борцов за независимость» и прямо осуждали действия России в Чечне и Дагестане. Так, вторжение в 1999 г. в Дагестан боевиков Басаева и Хаттаба, как явствует из содержания этих статей, было всего лишь адекватным ответом на «российскую агрессию». Россия, уничтожающая исламистских боевиков, по их мнению — «варварское государство». Более того, авторы подобных публикаций в «Эр-зянь Мастор» активно муссируют тематику о якобы существующей угрозе со стороны России для всего мирового сообщества с призывами к НАТО «наказать российский тоталитаризм» по «югославскому», «афганскому», или «иракскому» варианту.

Кроме того, в последнее время в печатных изданиях появляются заявления лидеров некоторых эрзянских организаций, особенно Фонда спасения эрзянского языка им. А.П. Рябова, что слово «мордва», которое они неизменно пишут только в кавычках, не этноним (название народа), а «этническое прозвище». Виновником такого положения объявлен не кто иной, как русский народ, посчитавший в силу своего «этнического невежества» два народа (эрзю и мокшу) одним и назвавший его одним этнонимом, якобы произведенным к тому же от оскорбительного слова «морда». На наш взгляд, уровень и характер подобных сентенций эрзянских национал-радикалов можно не комментировать.

Следует отметить, что сознательное искажение истории, выдергивание отдельных исторических фактов из контекста общего исторического развития, оценка событий прошлого с позиций сегодняшнего дня — типичные приемы национально экзальтированных субъектов. Например, в «Эрзянь Мастор» от 11—13 декабря 2000 г., анонимный автор писал: «Какой он (Алексий II. — Н.Ш.) нам патриарх, если его предшественники травили наших предков собаками, сжигали живьем, топили в болотах, дабы лишь загнать в зловонное болото православия, лишить национального достоинства? Стыдно признавать, но в то время находились сподвижники, в частности в лице ничтожества, каковым явил себя на позорище всего Мира, всей Ойкумены патриарх Никон. Да разверзнется земля под его нечистым прахом!»

Другой пример. В конце 2000 г. в украинском городе Ровно, по сообщению газеты «Эрзянь Мастор», состоялась конференция «порабощенных народов», на которой выступил с докладом председатель республиканского общественного фонда спасения эрзянского языка Г.Д. Мусалев. На конференции «порабощенных наро-

дов» присутствовали глава Киевского братства ОУН-УПА Васкул, глава Всемирной организации «Организация националистов» Гай-дамаха, глава всеукраинской организации «Молодежный националистический конгресс» Медуниця. Как известно, ОУН (Организация украинских националистов) действовала на Западной Украине (1929 — начало 1950-х годов), выступая в качестве преемницы Украинской войсковой организации (УВО). ОУН объединяла вооруженные формирования, боровшиеся против Красной Армии в Великую Отечественную войну. С 1945 г. остатки ОУН действовали подпольно.

Объективность и научная значимость высказываемых на страницах газеты положений могут стать предметом самостоятельного исследования. На основании цитируемых ниже высказываний читатель сможет составить свое мнение по этому поводу. Не менее интересен, на наш взгляд, аспект эволюции идей корреспондентов «Эрзянь Мастор», являющийся зеркальным отражением российских этнополитических процессов.

Итак, в данном случае мы видим, что этнический вопрос стал идеологическим основанием обсуждения этнополитической «проблемы», актуальность которой весьма сомнительна и не подтверждается современной практикой взаимодействия мокшан и эрзян. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является формирование кадрового состава государственных органов власти по профессиональному, а не национальному принципу.

Не остались без внимания эрзянских национал-радикалов вопросы административно-территориального устройства республики, которое редакцией газеты «Эрзянь Мастор» трактуется как искусственное: Мордовию никак нельзя назвать республикой, так как в ней отсутствуют необходимые элементы государственности. С этих позиций ведется чаще всего необъективная критика органов государственной власти и управления республики.

Необходимо отметить, что значительная часть мордовской интеллигенции, в том числе научного сообщества, скептически относится к проповедуемым «Эрзянь Мастор» идеям о геноциде и ассимиляции мордвы, «заклинаниям» об опасности исчезновения мордвы как самостоятельных этносов. Приведем, например, точку зрения историка В.К. Абрамова: «Но как показывают социально-политическая история и исследования антропологов ХХ века, смешение (мордвы. — Н.Ш.) с пришельцами неизменно приводило к тому, что и они включались в мордовский антропологический тип. Видимо, этот процесс контролирует сама природа своим ландшафтом, климатом, химическим составом почв и многими другими факторами, о которых мы пока не знаем. В общем опыт последнего тысячелетия приводит к выводу, что мордва в третьем тысячелетии

имеет перспективы для сохранения и развития независимо от того, на каком языке она будет говорить и каким богам молиться»5.

Движение сторонников «Эрзянь Мастор» в Мордовии изначально развивалось в рамках целого спектра идейных течений, объединенных понятием «этнонационализм». О негативных последствиях этнонационализма (или, если угодно, этнонационализмов) для развития современной российской государственности говорил В.А. Тиш-ков: «После распада Союза (СССР. — Н.Ш.) этнонационализм и лозунг о праве наций на самоопределение выглядят, на первый взгляд, триумфаторами. Бесспорен их вклад в разрушение существовавшего режима, в некоторые стороны демократического обновления. Но, как это часто и бывало в истории, национализм легко предает демократию и оборачивается махровым безобразием. А самое главное — он так же нереализуем, как и коммунистическая идея»6.

Очевидно, что «этнонационализмы» всех видов спекулируют на категории «национального меньшинства», реально или якобы подвергающегося дискриминации. Если исходить из европейских стандартов, в России к национальным меньшинствам нужно отнести всех представителей нерусской национальности (в том числе, конечно, и мордву). Но, по мнению этнолога М.Н. Губогло, «в реальности, вследствие иерархического построения российского федерализма, дело обстоит гораздо сложнее». А именно: «Ряд аналитиков и политиков, особенно из республик, полагают, что русские в республиках могут быть отнесены в разряд национальных мень-шинств»7. Оговоримся, однако, что эта тенденция не относится к реалиям современной Мордовии, где русские — всё же большинство населения.

Однако необходимо отметить, что с начала 2000-х гг. поборники «эрзянской национальной идеи» оказались фактически в изоляции среди этнокультурных движений, организаций и обществ мордвы (эрзя и мокша), большинство которых встали на путь социального партнерства и конструктивной работы с республиканскими властями.

Весьма показательным в этом отношении стали съезды мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, последний из которых, 6-й по счету, прошел в Саранске в ноябре 2014 г. Главной, стратегической задачей данных съездов стала выработка дальнейших задач

5 Абрамов В.К. Мордовский народ в ХХ веке (опыт количественного анализа) // Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции: сб. ст. Саранск, 1999. С. 536-537.

6 ТишковВ.А. Этнология и политика. М., 2001. С. 35.

7 Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М., 2000. С. 169.

и методов политического и культурного развития мордовского народа с учетом его историко-культурных традиций, особенностей ментальности и жизненного уклада.

Со своей стороны, необходимо признать, что руководство Республики Мордовии в конце 1990-х и, особенно, в начале 2000-х гг. приложило немало усилий для этнокультурного возрождения мордвы.

В целом можно констатировать, что этнокультурная политика сегодняшнего руководства Мордовии способствует расширению взаимного культурного обмена финно-угорских народов, привлекает широкий интерес к финно-угорским культурам, а также укрепляет позитивный «имидж» республики в России и за рубежом. Именно следствием такой политики и стал поворот большинства этнокультурных движений мордвы (мокша и эрзя) к конструктивному диалогу и сотрудничеству с республиканскими властями.

Список литературы

1. Абрамов В.К. Мордовский народ в ХХ веке (опыт количественного анализа) // Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции: сб. ст. Саранск, 1999.

2. Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М., 2000.

3. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М., 2002.

4. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.

5. Тишков В.А. Опыт этнологического мониторинга. М., 2004.

6. Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001.

7. Юрченков В.А., Кониченко Ж.Д. На пороге реформ: общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов. Саранск, 2006.

Поступила в редакцию 22 апреля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.