Научная статья на тему 'Влияние СМИ на этнополитические процессы (на материалах республики Мордовия)'

Влияние СМИ на этнополитические процессы (на материалах республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
372
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NATIONAL NGO / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNO POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилов Николай Владимирович

В статье рассматривается развитие СМИ Республики Мордовия и их неразрывная связь с динамизмом общественно-политической жизни данного региона. Отмечается, что при безусловно позитивном значении СМИ в жизни современного общества они неизбежно несут в себе определенный деструктивный элемент. Ситуация, сложившаяся вокруг СМИ в Мордовии, во многом отражает общероссийские тенденции в этой сфере социально-культурной коммуникации. В республике с конца 1980-х годов с ростом этнического самосознания народов и появлением национальных общественных объединений наблюдается возрастание роли региональных СМИ в этнополитических и этноконфессиональных процессах. Приводится классификация печатных СМИ Республики Мордовия. В статье отмечается, что СМИ призваны играть важную роль в формировании отношений межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of mass media on ethno-political process (on the material of republic of Mordovia)

The article is focused on development of the Mass Media of Republic of Mordovia and its connection with dynamic of social-political life of the region. Undoubted positive value of mass media in life of modern society goes together with definite destructive element. The situation around mass media in Mordovia reflects all-Russia tendencies in the sphere of socio-cultural communication. From the end of the 1980-s in Republic is observed the rise of ethnical consciousness of ethnic groups and appearance of national nongovernmental organizations. This process was accompanied by the rise of role of regional mass media in ethno political and ethno confessional process. Classification of printed media in Republic of Mordovia is given.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на этнополитические процессы (на материалах республики Мордовия)»

Н.В. Шилов

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

В статье рассматривается развитие СМИ Республики Мордовия и их неразрывная связь с динамизмом общественно-политической жизни данного региона. Отмечается, что при безусловно позитивном значении СМИ в жизни современного общества они неизбежно несут в себе определенный деструктивный элемент. Ситуация, сложившаяся вокруг СМИ в Мордовии, во многом отражает общероссийские тенденции в этой сфере социально-культурной коммуникации. В республике с конца 1980-х годов с ростом этнического самосознания народов и появлением национальных общественных объединений наблюдается возрастание роли региональных СМИ в этнополитических и этноконфессиональных процессах. Приводится классификация печатных СМИ Республики Мордовия. В статье отмечается, что СМИ призваны играть важную роль в формировании отношений межэтнической толерантности.

Ключевые слова: средства массовой информации, национальные общественные организации, этнополитические процессы.

Пробуждение национального самосознания народов активизировало этнополитические процессы в регионах Российской Федерации, вызвало беспрецедентный рост национальных движений и национальных общественных организаций. Недостаточное внимание органов государственной власти к национальной проблематике и неумение (или нежелание) вовремя разобраться в существе национальных проблем усилили в первой половине 90-х годов XX в. мобилизационный потенциал национальных лозунгов и содействовали трансформации некоторых из них в движения националистического характера. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграли средства массовой информации как элемент

© Шилов Н.В., 2011

массовой коммуникации, как социальный институт, обусловленный состоянием и поступательным движением человеческой цивилизации1.

Рассматривая проблему влияния современных СМИ на этнопо-литические процессы, необходимо учитывать многообразие и тех и других. Так, в России действуют многочисленные «внеэтнические» издания, т. е. обычные периодические издания, радио- и телеканалы, не рассчитанные на освещение жизни какой-то одной этнической группы. Однако они ежедневно передают в массовое сознание определенную рассеянную этническую информацию. Кроме наднациональных СМИ, практически в каждом субъекте РФ работают и СМИ этнических диаспор и меньшинств, число которых стремительно выросло на протяжении 1990-х - начала 2000-х годов, и продолжает расти в настоящее время. Такие СМИ передают в массовое сознание концентрированную этническую информацию и зачастую играют важную для своих этнических сообществ и для межнациональной атмосферы в регионе этномобилизующую и организационную роль2.

Необходимо также учитывать, что при всем огромном (и зачастую безусловно позитивном) значении СМИ в жизни современного общества они неизбежно несут в себе определенный деструктивный элемент. Приведем комментарий по данному поводу социолога Е.А. Поелуевой: «В любом обществе действует механизм трансляции от поколения к поколению жизненного опыта и ценностей, определяющих социальную устойчивость личности. Проблема в том, что в последнее десятилетие этот важнейший механизм был фактически передан СМИ, ориентированным на чуждые для отечественной культуры поведенческие модели, активно проводящие ценности массовой западно-американской культуры. В результате мы получили в одном случае - поколение, выросшее в отрыве от базовых ценностей своего отечества, своих предков; в другом случае - несколько поколений, сбитых с толку новой идеологией, в сущности, не имевших времени адаптироваться к новым идеологемам и поведенческим моделям. В обществе возник серьезный дисбаланс опорных ценностных парадигм, подверглись серьезной трансформации традиции, нравственные нормы, обычаи - то есть мы наблюдаем то, что психологи называют кризисом коллективной идентичности, невозможностью общества соотнести себя с неким устойчивым идеальным представлением о себе самом. Таким образом, СМИ создают сегодня определенную угрозу безопасности регионов, являясь серьезным деструктивным фактором общего развития России»3.

Об этой же специфике СМИ говорит и этнолог из Перми С.В. Сергеева: «Средства массовой коммуникации, специфически отражая

действительность, в силу объективных причин дают не полную картину происходящего, а лишь ее фрагменты, что ведет за собой неизбежное искажение реальных событий и возможность манипуляции общественным мнением. Отсюда важна социальная ответственность СМИ и государства, которое должно регламентировать деятельность СМИ, касающуюся интересов всего общества»4.

С другой стороны, нижегородский политолог О.Н. Савинова подчеркивает объективный характер деструктивных аспектов современных СМИ: «Я далека от того, чтобы обвинять во всем прессу. Справедливо говорят, что она, как в зеркале, отражает проблемы самого общества, ведь журналисты - часть общества и не могут быть хуже или лучше его самого. Отсутствие в течение долгих лет четкого вектора развития страны, отчужденное отношение к государству, государственным институтам, "бросанье каменьев" в собственную историю - все это породило в обществе проблему всеобщего недоверия. Влияние этого испытала на себе не только власть, но и средства массовой информации»5.

Итак, мы можем констатировать, что СМИ являются мощным фактором влияния на характер межэтнических отношений - фактором, формирующим социальные установки и поведенческие модели, язык общения, стратегии взаимодействия (кооперация, конкуренция, отчуждение): «Это значит, что СМИ могут быть прямыми участниками этнических конфликтов, зачастую действующими на основе прямого политического или финансового заказа. В не меньшей степени журналисты могут обострять межэтнические трения и доводить их до уровня противостояния за счет некомпетентного, неэтичного изображения этнических отличий в образе жизни и стиле поведения, создания негативных групповых и индивидуальных этнических образов. К сугубо деструктивным формам деятельности СМИ в сфере межэтнических отношений относятся пропаганда ложных этнических мифов, одностороннее и тенденциозное изображение конфликтов на этнической, расовой или религиозной почве, употребление этнических лексем с обвинительной, устрашающей и унизительной окраской»6.

Ситуация, сложившаяся вокруг СМИ в Приволжском федеральном округе, во многом отражает общероссийские тенденции в этой сфере социально-культурной коммуникации.

Так, например, по данным на 2004 г., в ПФО были зарегистрированы 7358 СМИ, из них печатных - 5462, электронных - 17037. О возрастающей роли региональных СМИ в этнополитических и этноконфессиональных процессах Поволжья свидетельствуют следующие тенденции8.

Во-первых, в результате роста и активизации национального и религиозного самосознания возникает феномен «этноконфессио-нальной журналистики».

Во-вторых, возросло число периодических изданий, специализирующихся на религиозной и национальной тематике.

В-третьих, на территории ПФО более 400 средств массовой информации выходят на национальных языках.

В-четвертых, налицо усиление конфессиональной тематики в светской прессе.

Еще во второй половине 1980-х годов рост этнического самосознания народов широко обсуждался в региональных СМИ, в том числе и в Республике Мордовия (далее - РМ). В этот период в данном субъекте РФ активно шел процесс структурной организации и институционализации национально-культурного возрождения и развития, выразителем которого в конце 1980 - начале 1990-х годов стало Общество национально-культурного возрождения «Мас-торава» («Мать-земля»). Возникновение культурно-просветительского общества «Масторава» связано с обсуждением в 1989 г. платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях», в ходе которого родилась идея создания подобной организации. Было сформулировано одно из основных положений, которым будущее движение должно было руководствоваться в своей работе, а именно: ответственность государственных структур Мордовии за сохранение мордвы (эрзя и мокша), а также за развитие ее культуры на всей территории СССР. Организаторы общества не видели противоречия между своей позицией9 и установкой обкома КПСС, которая была сформулирована в Программе развития «мордовской социалистической нации» и совершенствования межнациональных отношений в Мордовской АССР. Позиция обкома «сводилась в какой-то мере к традиционным лозунгам совершенствования межнациональных отношений в республике, укрепления дружбы всех проживающих здесь народов, повышения эффективности интернационального воспитания. По мнению разработчиков программы, ее реализация должна была способствовать раскрытию творческого потенциала всех народов республики»10. При этом если лидеры «Ма-сторавы» возлагали ответственность за судьбу эрзян и мокшан на государственные органы власти11, то последние явно не признавали за собой эту ответственность12. Можно выделить несколько факторов противостояния национальных движений властным структурам. Эти же причины лежали в основе непонимания между властными структурами и другим общественным объединением, а именно - обществом русской культуры «Русь»,

а также возникшими впоследствии движениями «За великую и неделимую Россию», «За Саранскую губернию».

Основной причиной противостояния, на наш взгляд, является отождествление двух различных процессов - этнополитического и этнокультурного. Первый осуществляется в политической сфере в процессе институционализации этноса как самостоятельного субъекта этнополитики, определения места и роли этноса в структуре общественных отношений. Этнокультурный процесс проявляет себя не только в содержании культурных ценностей, но и в их структуре, своеобразии этнических приоритетов, определяя тем самым и своеобразие освоения цивилизационных начал общественного бытия. Он более широк в своих проявлениях и реализуется как в духовной, так и в экономической, политической и социальной сферах.

Развитие межнациональных отношений на фоне пробуждения национального самосознания неразрывно связано с проблемой национально-государственного строительства и национального суверенитета. Принятие I Съездом народных депутатов России декларации о суверенитете РСФСР легитимизировал в Поволжье, в том числе и в Мордовии, движение за суверенитет. Усиление дезинте-грационных процессов в СССР, приведшее к его распаду в начале 1990-х годов, образование новых независимых государств на постсоветском пространстве, тенденции к изменению общественно-политического строя и переходу к рыночной экономике придавали «параду суверенитетов» особую динамичность и трагизм, вызвали бурную дискуссию относительно принятия или непринятия Мордовией национально-государственного суверенитета.

В этот период подавляющая часть населения Республики Мордовия, а также сторонники движения «Демократическая Россия» твердо высказались против принятия декларации о государственном суверенитете. По их мнению, это было не что иное, как своеобразная «дань моде». Более того, применительно к Мордовии, в частности, являющейся дотационной республикой, можно было говорить лишь об ограниченном суверенитете, которым МАССР к тому времени обладала13. В складывающихся общественно-политических условиях идея принятия суверенитета многими воспринималась как полная государственная независимость, дающая хотя и формальное, но все же право на выход из состава России и СССР. Сторонники национального возрождения, говоря о бедственном, с их точки зрения, положении национальной культуры, высказывали мнение о том, что суверенитет позволит, освободившись от диктата центра, самостоятельно определять основные положения национальной политики и открыть тем самым новый этап самоопре-

деления наций. По мнению сторонников суверенитета, он мог способствовать укреплению связей между родственными народами, развитию не только их культуры, но и национальной экономики, национальной науки.

Следует отметить, что участники дискуссии в основном так и не смогли выйти за рамки обсуждения национально-территориального суверенитета. Вместе с тем практика имеет достаточно примеров национально-культурной автономии, что впоследствии и было реализовано татарами Мордовии. Так или иначе, Мордовия оказалась одним из немногих субъектов Федерации, так и не принявших декларацию о государственном суверенитете.

На этом этнополитическом фоне в 1990-е - начале 2000-х годов в Мордовии происходит новый виток развития республиканской прессы. Социолог П.Н. Киричёк предлагает своеобразную классификацию печатных СМИ РМ, разделив их на три группы14.

Первая группа - пресса государственных и местных органов власти, существующая на средства налогоплательщиков с незначительной долей прибыли. К ней относятся, в частности, газеты «Известия Мордовии», «Мордовия - семь дней», «Мокшень правда», «Эрзянь правда»; журналы «Мокша», «Сятко», «Якстерь тяштене», «Чилисема», «Странник», «Народное образование», «Регионоло-гия», «Вестник Мордовского университета»; а также 22 районные газеты. Суммарный тираж этих изданий колеблется в пределах 140-150 тыс. экз.

Вторая группа - пресса политических партий, общественных движений и объединений, профессиональных союзов, существующая на средства самих редакций и пожертвования активистов. К ней относятся «Наша правда» (КПРФ), «Саранские ведомости» (ЛДПР), «Позиция» (Федерация независимых профсоюзов Мордовии) и ряд других. Суммарный тираж этих изданий колеблется в пределах 40-50 тыс. экз.

Третья группа - пресса акционерных обществ, предпринимательских и коммерческих структур, рекламных агентств, индивидуальных учредителей, существующая на собственные доходы. Наиболее периодические издания Мордовии данного типа: «Столица С», «Вечерний Саранск», «Республика молодая», «Сударыня». Суммарный тираж таких изданий колеблется в пределах 110-120 тыс. экз.

От себя добавим, что здесь уместно, на наш взгляд, выделить и четвертую, весьма специфическую (хотя и небольшую) группу конфессиональных СМИ республики, которые в Мордовии представлены православным бюллетенем «Вестник Саранской епархии» (тираж - 1 тыс. экз.), газетой Саранской и Мордовской епархии РПЦ «Альфа» (тираж - 1 тыс. экз.), а также газетой «Ислам в Мор-

довии» (тираж - 3,5 тыс. экз.), издаваемой Духовным управлением мусульман РМ.

По мнению министра печати и информации РМ В.В. Маресьева, перед СМИ в деле развития национальной культуры стоят три основные задачи.

Задача первая: пропаганда ценностей и достижений культуры, ее деятелей.

Задача вторая: воспитание национального самосознания иными публицистическими средствами.

Задача третья: способствование творческой реализации авторов, особенно молодых, на своих страницах и в эфире15.

Насколько эффективно реализуют эти задачи СМИ Республики Мордовия?

В 1990-е - начале 2000-х годов одним из наиболее обсуждаемых в республиканских СМИ вопросов является проблема единства мордовского народа. Разделение мордвы по субэтническому принципу на мокшу и эрзю явилось благоприятной средой для попыток отказа некоторой части мордовской (эрзянской) интеллигенции от этнонима «мордва». В некоторых СМИ была широко разрекламирована идея о том, что мордовского народа как такового вообще не существует, а есть два самостоятельных народа - мокша и эрзя. При этом предъявлялись и продолжают предъявляться претензии к русскому народу за то, что именно он якобы всегда игнорировал их самостоятельность, искусственно объединив эрзю и мокшу под общим этническим прозвищем «мордва». Для радикальной части мордовской (эрзянской) интеллигенции этот вопрос является принципиальным, поэтому при его обсуждении некоторые активисты национальных общественных организаций в выражениях явно не стеснялись. Так, например, выступающий под псевдонимом Ну-язь Видяс лидер фонда спасения эрзянского языка Е.В. Четвергов этноним «мордва» назвал «собачьим прозвищем». По его мнению, именно русские не желают эрзян именовать эрзей, а мокшан - мок-шей16. Подобные характеристики и призывы были озвучены на страницах периодического издания «Эрзянь Мастор», ставшего «рупором» общественно-политической организации эрзянских национал-радикалов - Фонда спасения эрзянского языка. Добавим, что в августе 2007 г. был начат судебный процесс над данной газетой по обвинению в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.

В настоящее время в Мордовии происходит постепенная переориентация большинства региональных СМИ от проблем этнопо-литических, характерных для периода второй половины 80-х - первой половины 90-х годов XX в., к проблемам этнокультурным. По-

стоянно обсуждаемыми в СМИ темами являются проблемы развития национальных языков, в том числе сужения сфер их функционирования, вопросы исторического прошлого народов, проживающих на территории Мордовии, этнического своеобразия мордовской и татарской культур, национально-культурного развития мордовской диаспоры, развития национальной школы и т. п. В связи с этим следует отметить различную направленность обсуждения и преподнесения информации печатными изданиями. По образному выражению, в данном случае имеет место оппозиция между «news» - «газетами-сенсациями» и «views» - «газетами-размышлениями». К первой категории безусловно следует отнести газету «Эрзянь Мастор» и отчасти «Столицу С», «Республику молодую», «Сятко». Ко второй - «Известия Мордовии», «Мокшень правду», «Эрзянь правду» и ряд других.

В начале 2000-х годов в Мордовии продолжала развиваться этнокультурная периодика.

Так, с апреля 2005 г. в РМ выходит общественно-политическая газета татар «Юлдаш» («Спутник»). Материалы издания выходят на двух языках - татарском и русском.

С апреля 2007 г. в Саранске выходит общероссийская «Финно-угорская газета». Кроме Мордовии, издание распространяется в Марий Эл, Удмуртии, Ханты-Манси, Карелии, а также в регионах компактного проживания мордвы - Татарстане, Башкортостане, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях. Учредителями газеты выступили Исполком общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ» и Поволжский центр культур финно-угорских народов.

Следует отметить, что по-настоящему публичные русскоязычные издания республики, имеющие подписчиков и распространяемые в розницу, избегают дискуссий на своих страницах с мелкими изданиями, провоцирующими конфликтные ситуации в межнациональной сфере, публикуя или явно националистические материалы, или предоставляя слово тем, кто, спекулируя национальными святынями, претендует на статус лидера своего этноса. Хотя подобного рода издания чаще всего рассчитывают на «рекламу», «пиар» именно в русскоязычной прессе.

Средства массовой информации стали важным «полем» межнационального диалога, в том числе диалога между русскими и другими этносами России. В то же время на пути этого диалога возникают многочисленные препятствия, обусловленные все теми же особенностями СМИ: «Но в теперешних условиях не понятно, как оторвать их (СМИ. - Н. Ш.) от других привычных им дел вроде "слива" компромата или же, напротив, "окропления елеем". От пе-

рекосов во взаимоотношениях русских и нерусских до установления устойчивых традиций толерантности - дистанция огромной длины. Движение по этому пути неизбежно будет наталкиваться на сопротивление мифологизированных национальных самосознаний, с трудом воспринимающих пусть даже на сто процентов правдивую, но неприятную информацию»17.

Тем не менее СМИ призваны играть и зачастую играют важную роль в формировании отношений межэтнической толерантности: «Современная Россия нуждается в создании климата "межэтнической толерантности", распространении точной и непредвзятой информации, разоблачении ложных слухов, повышении ответственности за подготовленные и публикуемые журналистами материалы, жестком реагировании на призывы к насилию, на клевету и другие действия, выходящие за конституционные рамки и нормы действующего в стране законодательства о свободе слова»18.

Таким образом, развитие СМИ Республики Мордовия неразрывно связано с динамизмом общественно-политической жизни данного субъекта Российской Федерации.

Примечания

1 См.: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2002. 238 с.

2 Этнология обществу / Отв. ред. С.В. Чешко. М.: Оргсервис, 2000, 2006. С.157-158.

3 Поелуева ЛА. СМИ региона и проблема коллективной идентичности // Регион: Контуры безопасности и развития: Сб. ст.: В 4 ч. / Отв. ред.

B.А. Писачкин. Саранск, 2001. Ч. 4. С. 52.

4 Сергеева С.В. Этносоциальные процессы Западно-Уральского региона на современном этапе. Пермь: Администрация Пермской области, 2000.

C. 88.

5 Савинова О.Н. Роль СМИ в формировании толерантности и культуры межнациональных отношений // Национальные некоммерческие организации, СМИ, местное самоуправление и проблемы межэтнической толерантности: Сб. ст. Пермь: Администрация Пермской области, 2000. С. 36.

6 Следзевский И.В. Влияние СМИ на формирование этнических стереотипов общественного сознания в столичном мегаполисе (по результатам исследования, проведенного Центром цивилизационных и региональных исследований Института РАН). М.: Правительство Москвы, 2005. С. 9.

7 Пыков А.М. Приволжский федеральный округ: этнокультурная ситуация и вопросы гармонизации этнокультурных и конфессиональных от-

ношений // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России: Сб. ст. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. С. 31.

8 См. подробнее: Пыков А.М. Указ. соч. С. 31-32.

9 Надькин Д.Т. За фасадом мнимого благополучия // Встречи. Публицистика. Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1998. С. 69-82.

10 Юрченков В.А. Масторава: основные тенденции развития // Этнографическое обозрение. 1994. № 1. С. 15-23.

11 Надькин Д.Т. Дорога к храму // Советская Мордовия. 1989. 31 окт.

12 Березин А.И. Творчески и последовательно осуществлять национальную политику партии: Доклад первого секретаря обкома КПСС А.И. Березина // Советская Мордовия. 1989. 18 нояб.

13 См.: Материалы сессии Верховного Совета Мордовской АССР // Советская Мордовия. 1990. 1 нояб.

14 Киричёк П.Н. Реформация прессы региона: от гласности к свободе слова // Мордовия в период реформ: Сб. ст. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. С. 129.

15 Маресьев В.В. Роль СМИ в развитии культуры мордовского народа // Историко-культурное развитие народов Среднего Поволжья: традиции и инновации: Сб. ст. Саранск, 2004. С. 320.

16 Нуянь Видяс. Ули мастор, конась монь седейсэ // Сятко. 1993. № 11. С. 52.

17 Десятилетие национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы: Материалы городской научно-практической конференции (10-11 декабря 1999 года) / Отв. ред. А.Б. Ярлыкапов. М.: Центр «Этносфера», 2000. С. 17.

18 Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантности сознания в полиэтничной социокультурной среде: Коллективная монография / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003. С. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.