ности и негативные культурные стереотипы в восприятии «других» играют ключевую роль в инициации таких конфликтов.
При обсуждении антиконфликтогенных механизмов социокультурной интеграции на Северном Кавказе необходимо учитывать следующее. Во-первых, социокультурная интеграция - это политический проект, содержание которого в значительной степени определяется проблемами обеспечения безопасности полиэтнического российского общества. Во-вторых, развитие Северокавказского региона после окончания вооруженных конфликтов показывает недопустимость и невозможность ориентации на изоляционизм той или иной этносоциальной системы в рамках российского политического пространства.
Социокультурная дезинтеграция, вызванная затяжными региональными конфликтами, может быть преодолена целенаправленным культивированием этнической толерантности. По словам Е. А. Кублицкой, «развитие толерантных отношений в полиэтническом и поликонфессиональном регионе имеет особое значение. Основная суть толерантности - терпимость к "чужому", "иному" в российском государстве - неотъемлемая черта демократизации общества. Развитие этих отношений в наибольшей степени зависит от уровня терпимости населения в национальной и конфессиональной сферах»9.
Интеграционные задачи обеспечения региональной безопасности и преодоления этнических противоречий в их наиболее деструктивной форме - конфликтов идентичностей - носят системный характер. Социокультурная интеграция в этом аспекте должна выступать в качестве основного инструмента этноконфликтного предупреждения - про-активного воздействия на конфликтную среду путем структурных транс-
УДК 32:008(470.345)
формаций и рационализации этнических противоречий.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ (проект № МД-7429.2015.6).
Примечания
Мамедов А. К., Якушина О. И. Теоретические подходы к пониманию идентичности в современной социологической науке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 129. Вилков А. А. Политические аспекты гармонизации этноконфессиональных отношений на региональном уровне // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 55. См.: Fearon J., Laitin D. Explaining Interethnic Cooperation // The American Political Science Review. 1996. Vol. 90, № 4. Р. 74.
Рязанцев С. В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики России // Со-цис. 2014. № 9. С. 45.
См.: Rothman J., Alberstein M. Individuals, groups and intergroups : Understanding the role of identity in conflict and its creative engagement // Ohio State Journal on Dispute Resolution. 2013. № 28 (3). Р. 650. Ачкасов В. А. Этнополитический конфликт как следствие этнизации социальных проблем // Политэкс. 2013. Т. 9, № 2. С. 54.
См.: ПоповМ. Е. Конфликты идентичностей в посттрадиционной России : общероссийский и региональный аспекты. Ставрополь, 2011. С. 12. Ачкасов В. А. Указ. соч. С. 60.
Кублицкая Е. А. Конфликтный потенциал межнациональных и этноконфессиональных отношений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1. С. 37.
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере республики Мордовия)
н. и. изергина
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, Саранск
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются опыт и итоги национально-культурного развития Республики Мордовия, где существует этническое, конфессиональное и культурное многообразие и успешно реализуется государственная национальная политика. Раскрываются особенности формирования этнической и национально-гражданской идентичности в регионе.
Ключевые слова: Республика Мордовия, национально-куль-
турное развитие, национальная политика, межнациональное согласие, гармонизация межнациональных и этноконфессиональных отношений, финно-угорский мир.
Harmonising Interethnic and Interfaith Relations in Constituent Entities of the Russian Federation (on the Example of Mordovia Republic)
N. I. Izergina
The article deals with the experience and results of the national-cultural development of the Republic of Mordovia, where ethnic, confessional and cultural diversity exist and state national policy is
1
2
3
4
5
6
7
© Изергина Н. И., 2016
Н. И. Изергина. Гармонизация межнациональных и этноконфессиональных отношений
implemented successfully. The features of formation of ethnic and national-civil identity in the region are revealed. Key words: Republic of Mordovia, national-cultural development, national policy, interethnic harmony, harmonizing interethnic and interfaith relations, Finno-Ugric world.
DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-3-322-326
Злободневность изучения вопросов национально-культурного развития в субъектах Российской Федерации определяется нуждами политико-правового обеспечения национально-культурного развития народов России, дальнейшей разработки научной концепции национально-культурного развития народов на региональном уровне. Региональный аспект проблемы актуализируется условиями модернизации и глобализации, в которых протекают эт-нополитические и этнокультурные процессы.
Республика Мордовия накопила интересный опыт по гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений. Стержнем реализации национальной политики в республике является формирование этнической и национально-гражданской идентичности в их органической взаимосвязи. Излишнему эксплуатированию права народов на самоопределение, обусловливающему пагубную центростремительную тенденцию, противопоставляется идея, что республика - неотъемлемая часть России, а население региона - полноправные граждане государства. Помимо национальной самоидентификации, в Республике Мордовия имеет место позиционирование мордвы как части финно-угорских народов, хотя признать формирование финно-угорского мира завершенным процессом, на наш взгляд, вряд ли возможно. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования «Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» (ноябрь-декабрь 2010 г.), касающиеся самооценки степени сознания общности респондентов с такой социальной категорией, как «финно-угры». Совершенно не чувствуют связи с финно-уграми 23,3% респондентов, в том числе 24,8% мордвы и 22,7% русских1.
В 2010-2011 гг. Мордовия участвовала в работе совместной программы Совета Европы, Европейской комиссии и Министерства регионального развития РФ «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества». Эксперты Совета Европы констатировали, что в республике поддерживаются национальные культурные организации, национальные СМИ, региональным руководством уделяется пристальное внимание изучению мокшанского и эрзянского языков и мордовской культуры в дошкольных учреждениях, школах, вузах, со стороны Республики Мордовия оказывается помощь мордовской диаспоре во всех регионах. В Москве на заключитель-
ной конференции данной программы в декабре 2011 г. национальная политика Мордовии предлагалась для реализации в европейских странах.
Подготовка и проведение юбилейных мероприятий, посвященных празднованию Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства в августе 2012 г. в Саранске вошли в историю как праздник всей России2. Показательно, что 66,4% опрошенных независимо от этнической принадлежности оценили это как важное событие3. В Саранске в дни юбилейных торжеств было проведено первое заседание Совета по межнациональным отношениям, на котором были намечены приоритеты современной национальной политики, обеспечивающие сохранение и взаимообогащение разных культур и укрепление дружбы народов.
В рамках ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы»4 наиболее широкое распространение получили меры, направленные на создание культурных объединений, возрождение, распространение и презентацию национальной культуры, введение образовательных программ, посвященных национальному языку и национальной истории.
Сеть учреждений культуры и искусства Республики Мордовия объединяет свыше 1200 объектов. В рамках сохранения культурного наследия в Мордовии ежегодно проводится более 100 фестивалей, конкурсов и выставок. Широкое общественное признание получили Международные фестивали русских драматических театров «Соотечественники», джазовой музыки «Вейсэ-джаз», классической музыки «Декабрьские дивертисменты», Всероссийские фестивали-конкурсы детского творчества «Пластилиновая ворона», мордовской эстрадной песни «Од вий», финно-угорского танца «Кштима», музыки композиторов Поволжья и Приуралья, «Новое кино на земле Мордовии». Межрегиональному и международному культурному сотрудничеству служат Международный фестиваль национального костюма «Неделя высокой моды "Масторава"», Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга -река мира. Диалог культур волжских народов». Среди республиканских фестивалей особой популярностью у жителей республики пользуется фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», участниками которого ежегодно становятся от 40 до 80 тыс. человек. В 2015 г. фестиваль проводился в 19-й раз. Обеспечению межнационального согласия служат республиканские национально-фольклорные праздники «День славянской письменности и культуры», «Акша келу», «Раськень Озкс» и «Сабантуй».
По данным переписи населения 2010 г., на территории Республики Мордовия проживают граждане 119 национальностей. На долю трех основных национальностей (мордва, русские,
татары) приходится 98,3% всего населения. В общей численности населения республики на долю мордвы приходится 39,9% (в 2002 г. - 31,9%), русских (443,7 тыс. человек) - 53,2%, татар (43,4 тыс. человек) - 5,2% населения республики. Сознание общности с такими социальными категориями, как «россияне», «жители Республики Мордовия» и «люди моей национальности», у населения Мордовии выражено примерно в равной степени (71,6, 75,4, 76,3%) независимо от национальности. Это свидетельствует о преобладании в сознании представителей различных национальностей социальной установки на межэтническое сотрудничество5. Вместе с тем увеличение межэтнической напряженности, по мнению экспертов (декабрь 2013 г.), связано с такими этнорелигиозными угрозами в Поволжском регионе, как: внешнее вмешательство, внедрение технологий западного мультикуль-турализма; «невыстроенность миграционных процессов», опасность ухода молодежи в неоязыческие структуры, псевдоисторические и националистические маргинальные сообщества, сектантские образования; недостатки в проведении этноконфессиональной политики6.
В целях сохранения благоприятного климата межнациональных и межконфессиональных отношений между народами в Мордовии был утвержден «План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах в Республике Мордовия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года», реализуются РЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 гг.)», Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 20142020 гг.
Удовлетворению национальных потребностей всех народов, проживающих на территории республики, служат национально-культурные автономии. В число НКА, включенных в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций в Мордовии, входят Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки») и Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия. Кроме национально-культурных автономий татар и украинцев действуют региональные отделения общероссийских общественных организаций армян и азербайджанцев. Национальные организации мордовского народа на территории российских регионов стремятся к укреплению контактов с Мордовией.
После принятия Закона РФ «О национально-культурной автономии» национально-культурные автономии и центры мордовского народа появились в Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Нижегородской, Московской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Ульяновской областях,
Санкт-Петербурге, Сыктывкаре. В последние годы круг мордовских национальных организаций постоянно расширяется. Начали работать Владимирская областная общественная организация «Вайгель», Рязанское общество «Вейсэ», Санкт-Петербургское «Мордовское землячество», Челябинский Центр мордовской культуры и др. Представители диаспоры активно привлекаются властями республики для участия в крупных республиканских мероприятиях. Работа с мордовскими национальными общественными организациями является значимой составляющей политики руководства Мордовия в области национальных отношений7.
В ходе реализации госпрограммы по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Мордовии в 2015 г. количество национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий регионального и местного уровня, достигло 29, а национально-культурных центров, домов дружбы, домов национальностей, центров встреч, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику этнического экстремизма в Республике Мордовия, - 6.
В рамках государственной поддержки общественных инициатив по реализации проектов в сфере государственной национальной политики Мордовии, укрепления и развития межнационального сотрудничества проводится Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга - река мира. Диалог культур волжских народов», в которой в 2014 г. приняли участие 75 человек, а в 2015 г. - 99 человек из 13 регионов РФ.
С целью создания информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, в 2014 г. была организована подписка и доставка национальных газет и журналов для мордовской диаспоры, проживающей в субъектах РФ с компактным проживанием мордовского населения; в региональных и республиканских печатных изданиях опубликовано 552 материала по данной теме; издано 25 книг, из них 10 на мордовском (эрзянском и мокшанском) языках. В 2015 г. проведена работа по изданию буклета «Мордовия многонациональная»; издано 16 книг; размещено в республиканских СМИ 343 материала, в районных СМИ - 720 материалов; на телеканале «ТелеСеть Мордовия» 9 раз в неделю выходит программа «Од пинге», 1 раз в неделю - «Велесь тече».
В числе постоянных мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Республики Мордовия, профилактике эт-нополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии - проведение республиканских совещаний с участием правоохра-
324
Научный отдел
Н. И. Изергина. Гармонизация межнациональных и этноконфессиональных отношений
нительных и других государственных органов по вопросам предупреждения межнациональных конфликтов, профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве; работа экспертно-консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Миннаце Мордовии представителей национальных объединений и религиозных организаций региона; проведение Всероссийского конкурса профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования субъектов РФ с компактным проживанием мордовского населения с целью привлечения их на учебу в высшие и средние профессиональные учебные заведения Мордовии «Я выбираю Мордовию»; выделение субсидий некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (в 2015 г. их было выделено 12); 13 раз вышла телевизионная программа «Многонациональная Мордовия» с участием представителей национально-культурных автономий и общественных организаций республики. Совместно с религиозной организацией «Еврейская община г. Саранска» проведены Дни еврейской культуры в РМ.
Важной составляющей госпрограммы по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Мордовии являются мероприятия по оказанию грантовой поддержки общественным инициативам, направленным на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории республики. В первые два года реализации госпрограммы были проведены: этнические вечера с участием представителей национально-культурных автономий и объединений Республики Мордовия «Вместе дружная семья»; республиканские конкурсы «Святыни земли мордовской» и «Наши казаки»; историко-культурный конкурс «Мой храм» и конкурс знатоков православной культуры «Радонеж» и т. д.8
Значимым событием стал VI Съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа «Мордовский народ в формировании общероссийской гражданской идентичности», состоявшийся в Саранске 23-25 октября 2014 г. В его работе приняли участие 344 делегата из 30 регионов России, 73 наблюдателя, а также 317 гостей из Эстонии, Венгрии, Финляндии и других стран. Важными целями съезда стали содействие укреплению общественного межнационального согласия на территории Российской Федерации, развитию духовных и нравственных ценностей мордовского (мокшанского и эрзянского) народа России, обсуждение широкого круга проблем сохранения и развития языков, культуры, национального самосознания мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и выработка рекомендаций по их решению9.
Решению задач научно-методического обеспечения и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, способствуют следующие мероприятия: этнографические исследования мордовской диаспоры РФ в рамках научного проекта «Мордва России»; проведение Международных научно-практических конференций «Социокультурные традиции Поволжья и Приуралья в контексте интегративных связей» и «Русский язык в контексте национальной культуры», круглого стола с руководителями национально-культурных автономий, представителями национальных общественных организаций и союзов «На перекрестке этнокультур», Дней мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и русского языка; участие мастеров народных художественных промыслов и ремесел Мордовии в работе Всероссийской выставки-ярмарки народных промыслов «Ладья. Зимняя сказка» в г. Москве и др.
По проблемам совершенствования системы адаптации и интеграции мигрантов действует Научно-исследовательский институт регионо-логии. Он разрабатывает учебно-методические комплекты по истории России и законодательству РФ для мигрантов и организаций, комплексно исследует этнические диаспоры и сообщества мигрантов Республики Мордовия с целью определения общего уровня их адаптации и интеграции, выявления потенциальных и реальных кон-фликтогенных и дестабилизирующих факторов в жизнедеятельности10.
Итак, проведенный анализ хода реализации основных документов в сфере государственной национальной политики показывает, что в Мордовии многое делается для сохранения и развития языков и самобытной культуры всех проживающих в ней народов, а также для обеспечения межнационального мира и согласия. Республика играет заметную роль в укреплении финно-угорского сообщества России.
Вместе с тем результаты социологических исследований, экспертные оценки свидетельствуют, что даже в таком стабильном регионе существуют факторы для возникновения межэтнической и межконфессиональной напряженности. Следовательно, гармонизация межнациональных и этноконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации остается актуальной задачей, эффективное решение которой предполагает разнонаправленные постоянные и системные усилия государственных органов власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.
Примечания
1 См.: Богатова О. А., Карьгин А. И. Мониторинг меж-
этнических и отношений в регионе // Регионология. 2011. № 4. С. 270.
2 См.: Изергина Н. И., Изергина В. П. Конституция Республики Мордовия 1995 года : 20 лет преобразований : книга для чтения / под ред. Н. М. Арсентьева ; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2014. С. 175, 178-179.
3 См.: Богатова О. А., Карьгин А. И. Указ. соч. С. 272.
4 См.: Расходы на «укрепление российской нации» в следующем году сократятся. URL: http://www.rbc. ru/politics/16/07/2014/936860.shtml (дата обращения: 17.05.2016).
5 См.: Богатова О. А., Карьгин А. И. Указ. соч. С. 268269.
6 См.: Полутин С. В., Чушкин А. М. Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе // Регионология. 2014. № 1. С. 116-117.
7 См.: Изергина Н. И., Изергина В. П. Республика Мордовия в России и мире : учеб. пособие / под ред. Н. М. Арсентьева ; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2013. С. 217, 222.
8 См.: Отчет о ходе реализации государственной про-
УДК 328.36
граммы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. 20.03.2015. URL: http://minnac.e-mordovia.ru/news/view/24148 (дата обращения: 17.05.2016) ; Отчет о ходе реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. 04.02.2016. URL: http:// minnac.e-mordovia.ru/news/view/27354 (дата обращения: 17.05.2016).
См.: Изергина Н. И., Изергина В. П. Конституция Республики Мордовия 1995 года... С. 196-197. См.: Отчет о ходе реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. 20.03.2015. URL: http://minnac.e-mordovia.ru/news/view/24148 (дата обращения: 17.05.2016) ; Отчет о ходе реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. 04.02.2016. URL: http:// minnac.e-mordovia.ru/news/view/27354 (дата обращения: 17.05.2016).
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
д. Г. Мирзаханов
9
10
Дагестанский государственный технический университет, Махачкала
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены различные теоретико-методологические подходы к изучению исламского фактора в политической жизни современной России в контексте процессов глобализации и усиления активности экстремистских исламских движений в различных регионах мира.
Ключевые слова: исламизм, политический ислам, методология изучения политического ислама, модели интеграции мусульман в поликонфессиональное сообщество.
The Problems of Methodological Approaches for study of Political Islam in Modern Russia
D. G. Mirzakhanov
In this paper analyzes a theoretical and metodological approaches toward study Islamic factor in modern Russian politics. The author sctutinize this process in the context of globalization and development of activity of the Islamic extremist forces in different regions of the contemporary world.
Key words: Islamizm, political Islam, metodological approaches to study of political Islam, the models of integration of Muslim people into multiconfessional society.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-3-326-329
Проблема исламского фактора в политической жизни России (так же как и в мире в целом) очень сложна и противоречива. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в последние годы радикальные представители ислама смогли не только распространить свое влияние на определенную часть мусульман в разных странах, но и захватить значительную часть арабских государств и заявить о создании Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), на территории которого они на практике демонстрируют свой вариант реализации ценностей и норм ислама времен пророка Мухаммеда. Ужасающие кадры кровавых публичных массовых казней, распространяемые в сети Интернет, уничтожение исторических памятников культуры в Ираке и Сирии вызвали осуждение представителей мирового сообщества и позволили оценить сторонников ИГИЛ как самых опасных сторонником мирового терроризма. Не случайно, несмотря на разногласия и обострение кризисных отношений между Россией и странами НАТО в связи с событиями на Украине и возвращением Крыма в состав России, присоединение России к борьбе против ИГИЛ и военная операция на территории Сирии вызвали в основном одобрение со стороны мирового сообщества.
© Мирзаханов Д. Г., 2016