Научная статья на тему 'Историко-этнографический опыт этнически ориентированных СМИ в полиэтническом регионе (на примере Республики Мордовия)'

Историко-этнографический опыт этнически ориентированных СМИ в полиэтническом регионе (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тюлякова Олеся Николаевна

В статье рассматриваются исторический опыт этнической прессы, ее роль в гармонизации этнокультурных и этнополитических процессов, вопросы теории этнически ориентированных СМИ; анализируются тенденции развития национальной прессы в полиэтническом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тюлякова Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-этнографический опыт этнически ориентированных СМИ в полиэтническом регионе (на примере Республики Мордовия)»

42. ЦГА РМ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 30. Л. 121 ; Д. 37. Л. 1

43. ЦГА РМ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 12. Л. 30, 183.

Поступила 13.09.2012.

УДК 316.347:070(470.345)

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ опыт ЭТНИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ СМИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (на примере Республики Мордовия)

О. Н. Тюлякова

В статье рассматриваются исторический опыт этнической прессы, ее роль в гармонизации этнокультурных и этнополитических процессов, вопросы теории этнически ориентированных СМИ; анализируются тенденции развития национальной прессы в полиэтническом регионе.

В. А. Маркин в статье «Роль средств массовой информации в гармонизации межнациональных отношений в Марий Эл» отмечает: «В формировании культуры межнациональных отношений, в воспитании подрастающего поколения, в обогащении повседневного быта населения и самосовершенствовании людей большую роль может сыграть их приобщение к материальной и духовной культуре народов, к этнической истории и историческим памятникам прошлого. Решение этих задач, на наш взгляд, служит целям пропаганды в обществе устремлений на повышение качества жизни, активизацию личностного потенциала граждан, гуманистическое воспитание во имя достижения стабильности и защищенности человека. В условиях постоянно происходящей переоценки ценностей очень важно дать людям понять, что наша традиционная культура, опирающаяся на многовековое этнокультурное наследие, имеет гораздо больше шансов защитить человека и все общество от бескультурья, безнравственности и слепого преклонения перед ложными ценностями. К тому же в традиционной культуре сохранились плодотворные результаты многовекового взаимовлияния и взаимодействия народов России, посильный вклад каждой одаренной личности прошлого. Этот историко-культурный шлейф оказывает воздействие на всех людей

независимо от того, осознают они это или нет. СМИ призваны помогать людям в осознании влияния этой традиции и научить творчески использовать ее в повседневной жизни» [1].

Традиции национальной журналистики и этнически ориентированных СМИ в финно-угорских регионах сформировались в советское время, когда в первую очередь требовалось идеологическое обеспечение партийных директив. На волне демократических преобразований после долгого перерыва в среде финно-угорских народов нашей страны возникли организации национального движения, активизировалось разностороннее сотрудничество между ними. Идеи этнического возрождения, развивающиеся в условиях демократизации и гласности, внесли живительную струю в развитие национальных средств массовой информации. В наступивших рыночных условиях этническая пресса, не имея достаточного кадрового, организационно-технического, финансового потенциала, не только выжила, но и укрепила позиции. Совершенно новым явлением в современной этнической журналистике стало возникновение в 1990-е гг. независимой печати. Такие издания не всегда соответствуют запросам времени: нередки нарушения норм журналистской этики и грубейшие ошибки. Содержание газет и передач электронных СМИ на

© Тюлякова О. Н., 2012

финно-угорских языках ограничивается, как правило, проблемами культуры, языка, образования.

Тем не менее важным моментом в развитии финно-угорской журналистики и этнически ориентированных СМИ является активизация сотрудничества с зарубежными коллегами. На регулярно проходящих конгрессах финно-угорских народов, в том числе мирового уровня, в числе работающих секций выделяется секция «Массмедиа», где обсуждаются важные вопросы и принимаются необходимые документы. С 1991 г. проводятся телевизионные фестивали финно-угорских республик и регионов России, а также Финляндии, Венгрии, Эстонии «Финно-угорский мир». Представители финно-угорской прессы регулярно проводят выездные семинары.

Пока из практики центральных СМИ можно привести немало примеров, нагнетающих этнические обиды, провоцирующие межэтническую напряженность. Навешивание ярлыков, этнических кличек, искажение этнической истории, негативные оценки исторических личностей — все это, к сожалению, присутствует. Несомненно, подобные факты не оставались без внимания. С помощью Министерства печати и информации РМ, Министерства по национальной политике РМ в Саранске был проведен ряд конференций, совещаний, семинаров, круглых столов с участием редакторов и журналистов, пишущих на этническую тематику.

В каждом финно-угорском регионе существуют специфические особенности функционирования национальных СМИ, но в целом их объединяют общие проблемы, почти одинаковые условия. Например, в Мордовии выпускаются: газеты и журналы на мокшанском и эрзянском языках («Эрзянь правда», «Мокшень правда», «Эрзянь мастор», «Чи-лисема», «Мокша»), общественно-политические, научные, литературно-художественные и детские издания («Странник», «Регионоло-гия», «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», «Вестник Мордовского университета»), городские и республиканские газеты («Известия Мордовии», «Столица С», «Вечерний Саранск», «Республика молодая», «Диагональ», «Финно-угорская газета», «Голос Мордовского университета»). Расширяется эфирное вещание: открыта национальная радиостанция «Вайгель», на местном телевидении выходят передачи на родных языках («Од пинге» и «Велесь течи» — на 10-м канале, «Сияжар» и «Кулят» — на ГТРК «Мордовия»).

108

Ю. А. Мишанин в книге «Журналистика и этнос» отмечает: «Мордовская истори-ко-этнографическая и литературная журналистика не имеет такой большой истории, как российская, поскольку сама журналистика Мордовии сравнительно молода. В республике нет специальных изданий, целиком посвященных истории краеведения, но публицистические произведения на эту тему периодически публикуются в местных газетах» [2]. Следует отметить, что в современных СМИ тема истории народов и этносов является одной из наиболее востребованных и освещается в разнообразных форматах и жанрах — от кратких историко-бытовых зарисовок до крупных аналитических и художественно-публицистических материалов. В Республике Мордовия особенно развиты межнациональные контакты. Сложнейшая совокупность демографических, исторических, социальных, культурных факторов придает нашему региону своеобразный полинациональный колорит. Он находит непосредственное выражение в образе жизни, менталитете, национальных и культурных обычаях, фольклоре народов, населяющих республику.

В региональном социуме неизбежно устанавливается диалогическая взаимосвязь национальных культур, на основе которой постоянно происходит их взаимообогащение, в том числе с помощью средств публицистики. При такой этнической специфике межнациональные отношения, особенно культурного плана, обретают здесь важную социальную роль, которая тщательно учитывается и умело интерпретируется в журналистской деятельности. Журналист должен стараться учитывать, что Поволжский регион в России является наиболее представительным по числу проживающих на его территории народов сообществом и что именно здесь наличествует большое число многонаселенных пунктов, имевших в недалеком прошлом смешанные по этническому признаку крестьянские общины, породившие в последующем зачатки уникальной в своей полифонично-сти местной культуры.

Таким образом, значительный вклад региональной прессы в этнокультурные процессы современного информационного общества, а также обусловленная социальной необходимостью ее роль в национальном возрождении народов России заключаются прежде всего в системном культивировании средствами публицистики в массовом сознании:

1) национальных и материальных ценностей, представленных в историческом ас-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 3 — 4

пекте в трудовых, семейных, бытовых традициях;

2) духовных ценностей, воплощенных в языке, культуре, искусстве, науке, образовании.

Отсюда можно сделать вывод, что региональная печать принимает во внимание, что в современном российском обществе происходит уплотнение связей этнокультурных и этнополитических процессов, что важно учитывать во избежание возможных межэтнических конфликтов. В связи с этим смягче-

ние этнополитических противоречий в регионе и последующее их разрешение, как правило, достигаются на основе приоритета этнокультурного развития, в том числе посредством создания условий для культурно-национальной автономии. Жизнедеятельность этносов кардинально меняется, и национальная политика государства, проводимая в том числе с помощью средств массовой информации, должна учитывать четко оформившееся стремление народов к реализации социально-экономических и культурных потребностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Маркин В. А. Роль средств массовой информации в гармонизации межнациональных отношений в Республике Марий Эл / В. А. Маркин // Роль СМИ в межкультурной коммуникации. Социальная миссия в современном этнокультурном пространстве : материалы науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2011. С. 58.

2. Мишанин Ю. А. Журналистика и этнос : учеб. пособие / Ю. А. Мишанин. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 156 с.

Поступила 08.10.12.

УДК 316.347(470.345)

УРОВЕНЬ И ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОСТИ МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (по материалам этнографической экспедиции 2011 года в мокша-мордовское село Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия)

Е. Н. Мокшина, А. В. Маланкин, Т. Н. Бегаева

В статье освещаются материалы, выявленные в ходе обследования, проведенного этнографической экспедицией Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в мокша-мордовском селе Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия в июле 2011 г., характеризующие уровень и характер религиозности мордвы на современном этапе.

Основанное во второй половине XVII в. мокша-мордовское село Салазгорь, одно из крупнейших в Торбеевском районе Республики Мордовия, находится в 8 км от районного центра. По утверждению местных краеведов, первыми жителями этих мест была группа крестьян в основном из мокша-мордовских сел Анаево и Ачадово современного Зубово-Полянского района Мордовии, кото-

рые зимой по санному пути поехали искать лучшие земли. Им приглянулись салазгор-ские окрестности: в те времена здесь стоял густой лес, многочисленные речушки и родники насыщали почву животворной влагой. Переселенцы размещались куренями (морд. «куроня» — сообщество соседей части улицы, нередко состоящих в родственных отношениях). В 1742 г. местные мордва-язычни-

© Мокшина Е. Н., Маланкин А. В., Бегаева Т. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.