Научная статья на тему 'Влияние Интернет-аддикции на эмоциональное развитие старших школьников'

Влияние Интернет-аддикции на эмоциональное развитие старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / СТЕПЕНЬ ЗАВИСИМОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / SENIOR SCHOOLCHILDREN / INTERNET ADDICTION / EMOTIONAL STATE AND DEVELOPMENT / FACTORS / DEGREE OF DEPENDENCE / PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / SOCIAL NETWORKS / VIRTUAL COMMUNICATION / EMOTIONAL REACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девятов Сергей Сергеевич

В статье актуализируется проблема зависимости старших школьников от Интернет-среды в контексте социальных сетей взаимодействия. Автор акцентирует внимание на влиянии Интернет-зависимости на эмоциональное состояние и развитие личности. В статье анализируются трудности, возникающие в процессе сохранения стиля реального общения, которые предопределяют зависимое поведение школьников в рамках коммуникативного взаимодействия в социальных сетях. Автор обосновывает прогрессирующее развитие специфического эмоционального состояния восприятия чужой приватности, которое приводит к возникновению особого кластера проблем, формирующих поведенческие особенности Интернет-зависимого школьника. В статье выделены факторы, обусловливающие развитие Интернет-аддикции старших школьников в контексте зависимости от социальных сетей. Данные факторы анализируются автором с позиций исследование проблематики предрасположенности определенных психотипов к Интернет-аддикции, позволяющей говорить о специфическом эмоциональном строе личности. В статье представлено исследование проявления факторов в группах школьников с различной степенью Интернет-зависимости. Показана зависимость эмоционального состояния и эмоциональных реакций Интернет-зависимых школьников от степени обращения к социальным сетям и Интернет-пространству в целом. Автор подчеркивает, что особая привлекательность в выборе старших школьников в пользу виртуального общения заключена в их желании и возможностях моделировать и организовывать данные отношения согласно своим потребностям и желаниям, не учитывая объективных факторов нарушения процесса социализации, что ведет к нарушению эмоционального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE INTERNET-ADDICTION ON THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

The article actualizes the problem of the dependence of senior schoolchildren on the Internet environment in the context of social networks of interaction. The author focuses attention on the influence of Internet addiction on the emotional state and development of personality. The article analyzes the difficulties that arise in the process of preserving the style of real communication, which predetermine the dependent behavior of schoolchildren within the framework of communicative interaction in social networks. The author substantiates the progressive development of a specific emotional state of perception of someone else's privacy, which leads to the emergence of a special cluster of problems that shape the behavioral characteristics of the Internet-dependent schoolchild. In the article the factors determining the development of Internet addiction of senior schoolchildren in the context of dependence on social networks are highlighted. These factors are analyzed by the author from the point of view of the study of the problematic of the predisposition of certain psychotypes to Internet addiction, which makes it possible to talk about the specific emotional structure of the personality. The paper presents a study of the manifestation of factors in groups of schoolchildren with varying degrees of Internet addiction. The dependence of emotional state and emotional reactions of Internet-dependent schoolchildren on the degree of appeal to social networks and Internet space in general is shown. The author emphasizes that a special attraction in the choice of senior students in favor of virtual communication lies in their desire and ability to model and organize these relationships according to their needs and desires, not taking into account the objective factors of the disruption of the socialization process, which leads to a violation of the emotional development of the individual.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернет-аддикции на эмоциональное развитие старших школьников»

психологические Девятов Сергей Сергеевич

науки ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ ...

УДК 159.9.07

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2018

Девятов Сергей Сергеевич, аспирант

Российский государственный гуманитарный университет (125993, Россия, Москва, Миусская площадь,6, e-mail: sergdevyatov@gmail.com)

Аннотация. В статье актуализируется проблема зависимости старших школьников от Интернет-среды в контексте социальных сетей взаимодействия. Автор акцентирует внимание на влиянии Интернет-зависимости на эмоциональное состояние и развитие личности. В статье анализируются трудности, возникающие в процессе сохранения стиля реального общения, которые предопределяют зависимое поведение школьников в рамках коммуникативного взаимодействия в социальных сетях. Автор обосновывает прогрессирующее развитие специфического эмоционального состояния восприятия чужой приватности, которое приводит к возникновению особого кластера проблем, формирующих поведенческие особенности Интернет-зависимого школьника. В статье выделены факторы, обусловливающие развитие Интернет-аддикции старших школьников в контексте зависимости от социальных сетей. Данные факторы анализируются автором с позиций исследование проблематики предрасположенности определенных психотипов к Интернет-аддикции, позволяющей говорить о специфическом эмоциональном строе личности. В статье представлено исследование проявления факторов в группах школьников с различной степенью Интернет-зависимости. Показана зависимость эмоционального состояния и эмоциональных реакций Интернет-зависимых школьников от степени обращения к социальным сетям и Интернет-пространству в целом. Автор подчеркивает, что особая привлекательность в выборе старших школьников в пользу виртуального общения заключена в их желании и возможностях моделировать и организовывать данные отношения согласно своим потребностям и желаниям, не учитывая объективных факторов нарушения процесса социализации, что ведет к нарушению эмоционального развития личности.

Ключевые слова: старшие школьники, Интернет-аддикция, эмоциональное состояние и развитие, факторы, степень зависимости, психологические проблемы, социальные сети, виртуальное общение, эмоциональные реакции.

INFLUENCE OF THE INTERNET-ADDICTION ON THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

© 2018

Devyatov Sergei Sergeevich, post-graduate student Russian State University for the Humanities (125993, Russia, Moscow, Miusscay square, 6, e-mail: sergdevyatov@gmail.com)

Abstract. The article actualizes the problem of the dependence of senior schoolchildren on the Internet environment in the context of social networks of interaction. The author focuses attention on the influence of Internet addiction on the emotional state and development of personality. The article analyzes the difficulties that arise in the process of preserving the style of real communication, which predetermine the dependent behavior of schoolchildren within the framework of communicative interaction in social networks. The author substantiates the progressive development of a specific emotional state of perception of someone else's privacy, which leads to the emergence of a special cluster of problems that shape the behavioral characteristics of the Internet-dependent schoolchild. In the article the factors determining the development of Internet addiction of senior schoolchildren in the context of dependence on social networks are highlighted. These factors are analyzed by the author from the point of view of the study of the problematic of the predisposition of certain psychotypes to Internet addiction, which makes it possible to talk about the specific emotional structure of the personality. The paper presents a study of the manifestation of factors in groups of schoolchildren with varying degrees of Internet addiction. The dependence of emotional state and emotional reactions of Internet-dependent schoolchildren on the degree of appeal to social networks and Internet space in general is shown. The author emphasizes that a special attraction in the choice of senior students in favor of virtual communication lies in their desire and ability to model and organize these relationships according to their needs and desires, not taking into account the objective factors of the disruption of the socialization process, which leads to a violation of the emotional development of the individual.

Keywords: senior schoolchildren, Internet addiction, emotional state and development, factors, degree of dependence, psychological problems, social networks, virtual communication, emotional reactions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Интенсификация взаимодействия подрастающего поколения в условиях погруженности в виртуальное интернет-пространство неуклонно возрастает и приводит к замещению жизненных ценностей, оказывающих существенное влияние на развитие современной учащейся молодежи, их поведение, эмоциональное состояние, ценностные ориентации и установки. На сегодняшний день достаточно трудно представить старшего школьника, не обращающегося к глобальной сети и ее содержанию, контент которого зачастую носит агрессивный, разрушающий или рискогенный характер [1, с. 95].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблематики. Потенциальный риск, который сопряжен с реальным влиянием на психическое, эмоциональное и порой даже физическое состояние старших школьников, имеют и социальные сети, содержащие, как правило, негласные императивы виртуальной коммуникации, опосредованные рядом проблем коммуникативного взаимодействия [2; 3]._

Нарушения эмоционального, психического состояния старших школьников при возникновении зависимости от общения в социальных сетях происходят как правило, в связи с трудностями сохранения стиля общения, адекватному реальному, при котором личность способна воспринимать собеседника как живого человека (что происходит при обычном общении), не нарушать нравственных норм общения, бережно относиться к «Я-образу» собеседника и т. п.

Однако, тем не менее, у старших школьников, подверженных зависимому интернет-взаимодействию в социальных сетях, происходит прогрессирующее развитие специфического эмоционального состояния восприятия чужой приватности, которое приводит к возникновению особого кластера проблем, формирующих поведенческие особенности школьника, предопределяющие возникновение сопровождающих поведение эмоций, которые не всегда положительны [4; 5].

Формирование целей статьи. Притягательная возможность нарушения виртуального этикета, сопровождающаяся утратой дискуссионного уважения или злоупотреблением в Интернет-среде такими параметрами как

Devyatov Sergei Sergeevich psychological

INFLUENCE OF THE INTERNET ... science

время, влияние, власть и пр. приводит к воздействию на сознание старшего школьника и психологических особенностей его поведения факторов, регламентирующих эмоциональный фон поведения, которое нередко сопровождается искажением норм и ценностей, нарушением психического здоровья, негативизацией дальнейшей социализации личности. Изучение влияния Интернет-зависимости на эмоциональное развитие школьников стало целью данного исследования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Говоря об Интернет-зависимости как об одной из поведенческих форм зависимости или аддикции, необходимо отметить, что практически каждый современный школьник проходит так называемую стадию увлеченности, значительная часть из которых, перейдя в широкий круг взаимодействия в социальных сетях, становится эмоционально привязанными к таким отношениям общения и субъектам, их формирующих [6, с. 92].

Необходимо отметить, что по мере того, как развивается Интернет-аддикция, у старшего школьника нередко происходит реальная изоляция, сопровождающаяся отчуждением личности от окружающей действительности. Интернет-зависимость является достаточно серьезным основанием для формирования эмоционального состояния и развития школьника, а также возникновения психологических проблем.

Исследование проблематики предрасположенности определенных психотипов к Интернет-аддикции позволяет говорить о специфическом эмоциональном строе личности, подверженной, как правило, состояниям аффекта, длительного стресса или депрессии, что сопровождается так называемой истероидностью черт характера. Такое состояние, по данным исследований, характерно для личности, которой присуща «эмоциональная тупость», отсутствие духовной зрелости, а также настроение стремления достичь особого желаемого положения не путем работы над собой, а путем воздействия на окружающих, смещение акцентов их восприятия [7; 8, с. 138].

Анализируя факторы, обусловливающие развитие Интернет-аддикции старших школьников в контексте зависимости от социальных сетей, можно выделить следующие:

-привлекательность анонимного характера общения как параметра виртуального взаимодействия, контекст которого наполнен эмоциональным отторжением, нежеланием раскрывать особенности своего «Я-образа»; такое поведение раскрепощает школьника и сопровождается возникающими чувствами вседозволенности в процессе общения и демонстрации ложных сведений о своей личности; возникает специфическое чувство свободы как в выборе высказываний, так и в поведенческих реакциях; обозначим данный фактор как фактор А ^А);

- привлекательность желаемых контактов в общении, которая характеризуется отрицанием любой власти над своей личностью; данный фактор объясняет эмоциональную настроенность школьника только на комфортное взаимодействие, интересное ему и опосредованное исключительно собственным желанием (FG);

- затруднение эмоционального самовыражения; такое взаимодействие характеризует развившуюся неспособность старшего школьника или затрудненность в выражении и передаче эмоции естественным способом и выражается в злоупотреблении таких виртуальных средств как «смайлы», «ЮШ-ки» и т. п. которые облегчают процесс передачи эмоционального состояния ^Е);

- межличностное восприятие в условиях невербальной коммуникации; данный фактор играет роль в функционировании механизма стереотипного восприятия, личностной идентификации, сопровождающейся наделением собеседника желаемыми характеристиками или же, напротив, исключение из воспринимаемого образа каких-либо качеств (FS); 274

- желание, обусловленное получением эмоционального удовольствия от неформатного взаимодействия (общения, поведения); данный фактор можно охарактеризовать как «примерку» старшим школьников различных ролей, порой ненормативного плана (FR);

- привлекательность эмоционального состояния преодоления своей неполноценности; данный фактор, как правило, характеризует состояния тревожности школьника, высокой фрустрации, нервно-психической неустойчивости и т. п.; привлекательность такого эмоционального состояния связывают с тягой личности к авантюре, благодаря которой можно показаться более уверенным, смелым, приукрашая свои возможности и способности (FAv).

Каждый из вышеуказанных факторов объясняет своеобразны затруднения в эмоциональном развитии старших школьников, которые ведут к искажению выражения чувств, потере барьеров коммуникации (основанные на возрастной, статусной, социальной разнице и т. п.), замещению истинных чувств и эмоций на ложные, утрате истинной субъективности эмоции и пр. [9; 10].

Ранжирование старшими школьниками предложенных факторов позволило выявить приоритетность позиции каждого из факторов на различных уровнях Интернет-зависимости, представлено на рисунке 1.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Так, мы видим, что увеличение степени зависимости от виртуальной Интернет-среды (в большинстве от социальных сетей) усугубляет эмоциональный фон жизнедеятельности старшего школьника. Если школьники с низкой степенью обращения выделяют, как правило, факторы ролевой интриги (41 %), стереотипизации поведения (35 %) и анонимной раскрепощенности (12 %), то поведение школьников начального уровня зависимости может быть охарактеризовано фактором привлекательности эмоционального удовлетворения, компенсирующего имеющиеся комплексы личности, низкую самооценку и тревожность (37 %), а также затруднением эмоционального самовыражения (18 %) и желаемыми контактами, улучшающими их эмоциональное состояние (14 %).

a, ■CL20 "2040 МО« "SO-SO

Ф^ЕЮрЫ

Рисунок 1 - Ранжирование факторов в различных группа старших школьников с разной степенью Интернет-зависимости

В отношении же зависимых школьников можно сказать, что фактор эмоционального удовлетворения, помогающий преодолеть свою тревожность и «неполноценность» является наиболее определяющим (56 %).

Необходимо также отметить, что в последнее время в процессе развития Интернет-аддикции широкое распространение приобретает фактор ведения «сетевых дневников», которые оказывают существенное влияние на психику личности, формирую в ее понимании особый вид успешности, что является еще одной областью исследования проблематики зависимого поведения в психологии и является пока еще недостаточно изученной темой психологии [11-14]. Такое поведение оказывает разноречивый характер на эмоциональных фон личности школьника, его настроение, подверженность стрессам и желаниям заменить некоторые ощущения на привлекательные для них эмоции [15-17]._

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

психологические науки

Девятов Сергей Сергеевич ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ ...

В этой связи рассматривая проблемы Интернет-аддикции среди старших школьников, необходимо обращать особое внимание на те границы, которые существуют между степенями данной зависимости по оценке эмоциональной реакции школьника на сокращение времени проведения в Интернет-пространстве и его общему эмоциональному состоянию, наблюдающему при адаптации в социуме, характере общения, наличии депрессивных состояний, агрессии или констатации дискомфорта при невозможности использования Интернет-среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Максимов, А. С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов / А. С. Максимов, Л. М. Мануйлова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 1 (31). - С. 94-100.

2. Соколова, А. А. Анализ состояния разработанности проблемы рисков интернет-пространства для здоровья подростков по материалам зарубежной литературы / А. А. Соколова // Образование личности. - 2015. - № 3. - С. 42-47.

3. Livingstone, S. Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: The nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age / S. Livingstone, P. K. Smith // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. - 2014. - Vol. 6. - Р. 635-654.

4. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко // Молодой ученый, 2015. - № 10. - С. 1333-1335.

5. Чудакова, Ю. В. Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью / Ю. В. Чудакова, Ю. Е. Дементьева // Молодой ученый, 2014. - №21.1. - С. 135-137.

6. Ловпаче, Ф. Г. Психологические особенности Интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира / Ф. Г. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - № 2 (198). - С. 91-96.

7. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 100-131.

8. Рыбников, В. Ю. Психологические особенности и механизмы Интернет-зависимости / В. Ю. Рыбников, О. В Литвиненко // Вестник психотерапии. - 2006. - № 19. - С. 137-140.

9. Чебыкина, О. С. Виртуальное общение как фактор возникновения трудностей в социализации подростков / О. С. Чебыкина // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 26. - С. 129-131.

10. Богданова, О. А. Интернет-зависимость у детей и подростков / О. А. Богданова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2014. - № 1(27). - С. 54-59.

11. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 189-193.

12. Griffiths, М. Does Internet and computer «Addic-tion» exist? Some case study evidence / М. Griffiths // CyberPsvchology and Behavior. - 2000. - Vol. 3 (2). - P. 211-218.

13. Агеева, Л. Г. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы / Л. Г. Агеева, Е. А. Костюнина // Молодой ученый, 2015. - № 23. - С. 864-868.

14. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. - № 4. - С. 14-20.

15. Шахмартова, О. М. Подросток и компьютер / О. М. Шахмартова // Известия Пензенского государ-

ственного педагогического университета им. В. Г. Белинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// cyberleninka.rU/article/n/podrostok-i-kompyuter.

16. Фуртаева, Е. И. Социально-психологические аспекты влияния на личность виртуального общения: Материалы международной практической конференции «Личность и социальное развитие» / Е И. Фуртаева, Т. В. Фуртаева. - Прага, 2013. - С. 36-38.

17. Гилева, Н. С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков / Н. С. Гилева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 4 (26). - С. 136-139.

Статья поступила в редакцию 16.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.