Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК НА ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА'

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК НА ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Евгений Викторович

Цель статьи заключается в выявлении необходимости выбора более утончённых экономических подходов при формировании цифрового профиля региона. Это необходимо для выявления сущности институциональной ловушки; определения закономерности в формировании цифрового профиля субъекта федерации. Это будет способствовать обоснованности теоретико-методологической актуальности работы. В исследовании использовался методологический подход, который включает следующие этапы последовательности проведения цифровизации: оцифровка априорных показателей и приведение их к единой шкале измерения, в том числе приведение в унифицируемый вид значений априорных показателей, имеющих цифровые значения в различных единицах измерения на базе нормативных величин, а также разработка анкеты и проведение экспертного опроса для установления цифровой величины показателей, не имеющих цифрового измерения, а при необходимости - снижение количества априорных статистических показателей на основе статистических и вероятностных методов анализа тесноты связей. Показано, что у Пермского края высокий уровень цифрового профиля в Российской Федерации. Но необходимо учитывать, что цифровизация общего образа региона не должна отрываться от цифровизации отдельно взятых муниципальных образований. Недостаточность разработки данных вопросов предопределили актуальность, практическую значимость проблемы и задачи, которые автор обозначил в статье. Данная статья определила необходимость решения следующей задачи: выявить проблемы управления собственностью как современного экономического процесса и проанализировать роль цифровизации имущества на современном этапе. Выводы представленные в статье позволяют понимать необходимость в создании новых профессий в IT-отрасли; создании бюджетных мест в высших учебных заведениях, в которых проводится обучение новым специальностям IT-отрасли и выделении федеральных средств для цифровизации малых городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INSTITUTIONAL THEORY AND INSTITUTIONAL TRAPS ON THE REGIONAL DIGITAL PROFILE

The purpose of the article is to identify the need of choosing the more sophisticated economic approaches when forming the digital profile of the region, which is important for revealing the essence of the institutional trap; determining patterns when developing the digital profile of the federal subject. This will contribute to the theoretical and methodological relevance of the work. The methodological approach used in the research involves the following steps in the digitalization process: digitizing a priori indicators and converting them to a unified measurement scale, also bringing the values of a priori indicators into the unified form which have digital values in various measurement units based on standard values, as well as questionnaire development and expert survey conducting to establish the digital value of indicators having no digital measurement and, if necessary, reducing the number of a priori statistical indicators based on statistical and probabilistic methods of analysing relationships strength. It is demonstrated that the Perm Territory has a high level of digital profile in the Russian Federation. But importantly, the digitalization of the general image of the region should not be separated from the digitalization of individual municipalities. The low level of these issues elaboration predetermined the relevance, practical significance of the problem and the objectives outlined by the author in the article. The given article identified the need to solve the following problem: to reveal the problems of property management as of modern economic process and to analyze the role of property digitalization at the current stage. The conclusions presented in the article explain the need to create new trades in the IT industry; ensure state-funded places in higher education institutions, which provide training for new IT specialties and allocate federal funds for the small towns digitalization.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК НА ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА»

DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-95-102 ВАК: 08.00.05

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ¡Ж И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК ШШ

НА ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Рожков Евгений Викторович

Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45) и rozhkov@pochtobank.ru

АННОТАЦИЯ:

Цель статьи заключается в выявлении необходимости выбора более утончённых экономических подходов при формировании цифрового профиля региона. Это необходимо для выявления сущности институциональной ловушки; определения закономерности в формировании цифрового профиля субъекта федерации. Это будет способствовать обоснованности теоретико-методологической актуальности работы.

В исследовании использовался методологический подход, который включает следующие этапы последовательности проведения цифровизации: оцифровка априорных показателей и приведение их к единой шкале измерения, в том числе приведение в унифицируемый вид значений априорных показателей, имеющих цифровые значения в различных единицах измерения на базе нормативных величин, а также разработка анкеты и проведение экспертного опроса для установления цифровой величины показателей, не имеющих цифрового измерения, а при необходимости - снижение количества априорных статистических показателей на основе статистических и вероятностных методов анализа тесноты связей.

Показано, что у Пермского края высокий уровень цифрового профиля в Российской Федерации. Но необходимо учитывать, что цифровизация общего образа региона не должна отрываться от цифровиза-ции отдельно взятых муниципальных образований.

Недостаточность разработки данных вопросов предопределили актуальность, практическую значимость проблемы и задачи, которые автор обозначил в статье. Данная статья определила необходимость решения следующей задачи: выявить проблемы управления собственностью как современного экономического процесса и проанализировать роль цифровизации имущества на современном этапе.

Выводы представленные в статье позволяют понимать необходимость в создании новых профессий в 1Т-отрасли; создании бюджетных мест в высших учебных заведениях, в которых проводится обучение новым специальностям 1Т-отрасли и выделении федеральных средств для цифровизации малых городов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

институциональная теория,институциональная ловушка, цифровой профиль, цифровизация, регион.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Рожков Е.В. Влияние институциональной теории и институциональных ловушек на цифровой профиль региона // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 95-102.

«Оцифровать» институции

2020 году в Женеве на Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию межрегиональной группой экспертов по электронной торговле и цифровой экономике было акцентировано внимание на том, что к решению проблем, связанных с растущей ролью цифровых платформ, развитые страны во многом подготовлены лучше, чем страны, которые имеют ограниченные ресурсы и возможности [1].

Можно говорить о том, что сегодня учёные в России стараются показать, что основным условием для развития инновационной экономики является ин-ституционализация процесса коммерциализации инноваций, что указывает на необходимость институциональной теории коммерциализации, которая имеет высокий потенциал по созданию условий для «интерактивного планирования», обеспечивающей в свою очередь возможности образования проектов по инновационному развитию экономики [2, с. 126].

Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается:

• во-первых, в том, что экономистами не рассматриваются связи влияния теории институ-ционалистов на цифровое развитие общества;

• во-вторых, в отсутствии методологии и методического инструментария анализа появления институциональных ловушек при формировании цифрового профиля региона.

Исходя из представленных положений актуальности данной работы, может быть сформули-

рована цель исследования, заключающаяся в выявлении необходимости выбора более утончённых экономических подходов при формировании цифрового профиля региона.

Данная цель определила необходимость решения следующей задач:

• выявить сущность институциональной ловушки;

• определить закономерности в формировании цифрового профиля субъекта федерации.

Город Пермь - это ключевой экономический центр Пермского края, который занимает девятое место среди городов России в рейтинге объектов инновационной инфраструктуры и шестое место по количеству городских услуг, доступных через мобильные приложения. Очевидно, что дальнейшее инновационное развитие очень важно для жителей.

Человек меняет нормы

/нституциональную теорию в разные годы изучали как иностранные учёные (V Ку-fyаk, В. №уарй, А. ОсЫо), так и российские, такие как Ю. С. Богачев, Д. В. Вышегород-ский [3], Т. В. Летаева [4], Е. В. Попов, И. В. Разорвин [5] и др.

Основоположниками изучения институциональной теории в экономике принято считать Т. Веблена, Дж. Коммонса и других учёных, которые в разные годы доказывали её состоятельность, придерживаясь её основ и выражая свою точку зрения на её видение (обязательное государственное регулирование развития экономики) [6].

По мнению С. В. Ореховой и М. В. Евсеевой, идеология институциональных экономических теорий позволяет анализировать поведение субъектов на рынке технологий, влияние институциональных факторов на их выбор и распространение [7, с. 36].

Е. Г. Анимица и И. И. Рахме-ева считают, что институциональ-

ная среда, и в частности правовые нормы как её составляющая, эволюционирует вместе с человечеством. Новые институты появляются регулярно в истории человечества вслед за его социально-экономическим развитием [8, с. 210].

Государственное регулирование экономики является целенаправленным воздействием государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях поддержания стабильности экономики [9].

Интенсивно развивающиеся в современном мире процессы глобализации, ведут в перспективе к прекращению национальных богатств России [5].

М. М. Мустаев, например, определяет смысл институциональной экономики, а Е. В. Булах рассматривает современные социально-экономические проблемы в российском обществе [6].

А. И. Александрова и А. А. Зайцев в своём исследовании показывают, что необходимо осуществлять стимулирование перспективных отраслей, с одной стороны, путём предоставления государственного финансирования, а с другой - через преобразование институциональной среды и ликвидацию существующих институциональных барьеров [10, с. 152].

Ловушка неизбежности

Ф. Перру считал, что неравенство экономических единиц вызывается различиями размеров производства и капитала, условий заключения сделок и предоставления кредитов, разной степенью информированности, а также принадлежностью к активной или пассивной зоне экономики [9].

Джон М. Кларк выступал за проведение государством антикризисных мероприятий, в частности, за увеличение государственных расходов, направленных на создание эффективного

стабильного спроса в целях повышения загрузки предприятий и занятости населения [9].

В качестве важнейшей черты трансформации капитализма Кларк выдвигает «революцию в экономических функциях государства», в результате чего оно стало играть роль организатора хозяйства в интересах всеобщего благосостояния [6].

Понятие «институциональная ловушка» предназначено в основном для описания переходных процессов и, как правило, связано с активным действием регулятора, с проводимыми экономическими реформами [11]. Институциональные ловушки формируются при определённой государственной политике [12].

A. А. Блохин и А. Г. Фонотов, изучая национальную инновационную систему, считают, что до её полноценного создания может пройти много времени. А ситуация в России соответствует институциональной ловушке, выход из которой затруднён не только из-за внутриэкономи-ческих проблем, но и внешних ограничений [13].

Е. С. Чиканова считает, что в нашей стране перед будущими поколениями в рамках новой экономики можно достичь определённого порога меры, переход через который вызывает качественные изменения в жизни общества и переход через который инициирует создание институциональной ловушки [14].

B. В. Вольчик, А. А. Жук и Е. В. Фурса в качестве характеристик институциональной ловушки цифровизации указывают дистанционную работу и он-лайн-обучение [12]. В качестве причин неэффективности они отмечают, что цифровые технологии уменьшают время для научно-образовательной деятельности, а механизмами преодоления являются:

• возможность дистанционной формы обучения через курсы повышения квалификации

Рост объемов систем хранения данных требует выработки

единого метода оценки результата использования цифровых технологий

• нормативно-правовое регулирование процесса цифро-визации высшего образования.

Сама способность понятия «институциональные ловушки» строить содержательные модели может сказать о его строгости и плодотворности. А теория институциональной ловушки встроена в такое научное направление, как теория реформ [11].

Даёшь объёмы!

В связи с активным развитием информационных систем, ростом инфраструктурных сервисов, увеличением количества обрабатываемой и хранимой информации в базах данных необходимо увеличение рабочих мощностей сервисного оборудования и объёмов систем хранения данных, что в свою очередь приведёт к необходимости определения единого метода оценки результата по использованию цифровых технологий.

В 2021 году автор статьи докладывал комиссии по выбору мэра города Перми о необходимости внедрения цифровых технологий в инфраструктуру.

Сегодня уже приходится констатировать, что сфера информационных технологий, являясь отраслью инновационной экономики, представляет собой динамично развивающийся, постепенно растущий рынок [15].

Немаловажным аспектом циф-ровизации города будет работа местных органов власти. Организационно-управленческая деятельность руководства во многом сводится к получению сведений для принятия управленческих решений и данных для

мониторинга и контроля уже принятых решений [16].

На основании разработок Пермского края, Министерством цифрового развития Российской Федерации планируется провести цифровую трансформацию государственного управления. Реализация проектов по цифро-визации региона возможна с применением механизмов государственно-частного партнёрства при соответствующем федеральном и региональном финансировании, подбора квалифицированных кадров и под личным контролем руководства региона [17].

Появление высокоэффективных поисковых систем, позволяющих пользователям искать нужную им информацию, обязано развитию социальных сетей и техническому прогрессу [18; 19]. Сегодня происходит поиск в оптимальном сочетании рыночных и государственных механизмов управления [20].

По мнению Е. Г. Анимица и И. И. Рахмеева, включение кибер-физических систем во взаимодействия «агент-агент», а иногда и вовсе исключение человеческого фактора из экономических отношений и производственных процессов, требует перестройки институтов, формирования новой регуляторной среды [21].

Исследователями отмечается кризис управления и применения современных методов учёта, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем и новых программных средств, суть которых ориентирована на управление на основе современных

требований экономики. Применение процессного подхода позволит более оперативно решать возникающие экономические вопросы и воздействовать на будущий результат. Целью методики является обоснованное проведение оценки цифровизации на основе ключевых параметров внедрения цифровых платформ [22].

Методологический подход включает следующие этапы циф-ровизации:

• оцифровка априорных показателей и приведение их к единой шкале измерения, в том числе унификация значений априорных показателей, имеющих цифровые значения в различных единицах измерения (рубли, проценты, штуки, километры и пр.) на базе нормативных величин, а также разработка анкеты и проведение экспертного опроса для установления цифровой величины показателей, не имеющих цифрового измерения, а при необходимости - снижение количества априорных статистических показателей на основе статистических и вероятностных методов анализа тесноты связей;

• формирование моделей интегрального, комплексного и синтетического показателей по уровням иерархии;

• анализ полученных данных для выработки управленческих решений [23].

Кнопочная демократия

ифровой профиль - один из ключевых элементов цифровой инфраструктуры [24]. В России АНО «Цифровая экономика» создаёт Национальную систему управления данными, представляющую собой совокупность механизмов, способных обеспечить деятельность её участников в области создания, преобразования и применения государственной информации [25].

Несмотря на то что на федеральном уровне существуют до-

Таблица 1 - Реализация программы «Умный» город в Пермском крае

№ п/п Город Численность населения, тыс. чел. Вероятность

1 Пермь 1 048,0 высокая

2 Березники 141,2 средняя

3 Соликамск 108,5 средняя

4 Чайковский 104,3 средняя

5 Кунгур 65,8 средняя

6 Лысьва 60,3 средняя

7 Краснокамск 52,5 средняя

8 Чусовой 43,7 средняя

9 Нытва 40,6 низкая

10 Добрянка 32,0 низкая

11 Красновишерск 14,8 низкая

12 Оханск 6,9 низкая

Источник: [26].

статочно большие проблемы по внедрению национального проекта «Цифровая экономика» (это и недостаточность разработки законодательной базы, и отсутствие методологии реализации проекта и обоснованности получаемых результатов), вероятность достижения поставленных целей к 2024 году весьма велика.

Внедрение цифровых платформ в регионе демонстрирует проект «Управляем вместе»: у населения муниципальных образований появилась возможность интерактивно управлять процессами. Горожане сами могут как заявлять местным органам власти о необходимости решения той или иной проблемы на территории города, так и проголосовать за необходимость проведения различных мероприятий направленных на улучшение качества жизни и удобства проживания. Задача цифровой трансформации государственного управления представляется в повышении качества и системности исполнения нескольких государственных задач, таких как регулирование государственной политики в экономике и социальной сфере; предоставление государственных услуг. Внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь ощущается как необходимость, а контроль за ним вполне осуществим в условиях чёткого и постоянного регулирования со стороны региональных органов власти, а также при соответствующем финансировании как из регионального, так и из федерального бюджетов.

Вероятность реализации национальной программы «Умный

город» в муниципальных образованиях Пермского края представлена в таблице 1.

Как видим, вероятность выполнения программы «Умный город» в регионе не велика. Основным «локомотивом» реализации программы является город Пермь, а вероятность выполнения программы - «высокая»: в срок до 2024 года - до 99 %. У нескольких городов «средняя» вероятность выполнения программы (60-89 %), к ним автор статьи относит Березники, Чайковский, Соликамск, Краснокамск, Лысьва и Чусовой. Градация городов по выполнению программы «Умного города» связана с финансированием из местного бюджета (все они дефицитные) [26].

Необходимо отметить, что в системе государственной статистики сохраняется ряд недостатков, оказывающих негативное влияние на эффективность статистической деятельности и затрудняющих её дальнейшее совершен-

ствование. Значительный объём проводимой ведомствами статистической деятельности по сбору отчётности, применение для осуществления такой деятельности различных методологий сбора и обработки данных, различных информационных систем, отсутствие достаточного уровня координации деятельности по сбору ведомственной отчётности приводят к ряду негативных последствий, в том числе возникновению значительного количества агрегированных данных, похожих по названию, но различающихся по методологии сбора и обработки; снижению качества данных и т. д.

Также пользователи статистической информации в ряде случаев не учитывают различия в ведомственных методологиях, ориентируясь лишь на названия показателей. И в итоге создаются условия, которые могут приводить к снижению доверия к собранной информации.

Сознательное влияние

Необходимо отметить, что утверждённая концепция развития цифровой экономики Пермского края (табл. 2) предполагает наличие серьёзных налоговых льгот для компаний 1Т-от-расли и широкого использования современных ИКТ.

Как видим, цели цифровой

Таблица 2 - Концепция развития цифровой экономики Пермского края

№ п/п Город Численность населения, тыс. чел. 2017 год 2024 год

1 Доля 1Т-сек-тора в экономике В области информации и связи к показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами» 2,1 4,0

2 Численность занятых в 1Т-секторе Численность сотрудников в организациях в области информации и связи 16 000 22 000

экономики в регионе внушительные. На различных предприятиях Пермского края и непосредственно в Перми внедряются 1Т-технологии в нескольких отраслях, как то: химия, фотоника, генетика, биотехнологии, связь и т. д.

Цифровые преобразования не только кардинально меняют образ жизни людей, организацию производства и экономической деятельности, но и влияют на сознание людей. Они могут рассматриваться как фактор экономического роста [27].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост уровня цифровизации бизнеса является одним из важных факторов увеличения объёма экспорта технологической продукции региона [28].

Е. Л. Андреева и другие учёные [28] в 2020 году, проведя исследование процессов цифрови-зации регионов, из 85 субъектов Российской Федерации поставили Пермский край на первое место с индексом по уровню внедрения цифровых технологий и бизнеса, равным 0,431216. В регионе реализуются такие стратегии, как стратегия сохранения лидерства за счёт развития накопленных преимуществ цифровизации и технологического экспорта; стратегия стимулирования создания новых бизнесов и стратегия повышения результативности действующих экспертов [28].

Эффект

платформенных

решений

В рамках цифровой трансформации, реализуемой по национальной программе до 2030 года, предусматривается достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы (здравоохранения, образования, государственного управления, увеличения доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде). Задачей «Цифровой экономики» до 2024 года является формирование информационной

инфраструктуры, увеличение рабочих мощностей серверного оборудования и объёмов систем хранения данных, обеспечение прозрачности процессов учёта и распоряжения имуществом (на муниципальном и региональном уровнях). В результате цифрови-зация собственности приведёт к увеличению её стоимости и улучшению использования в регионе с экономической точки зрения. На различных предприятиях Пермского края внедряются IT-технологии в нескольких отраслях, к которым относятся: химия, фотоника, гинетика, биотехнологии, связь и т. д. («ПНППК», «Эр-Телеком Холдинг», «Инкаб», «Сибур», «Инверсия-Сенсор»).

С 2020 года Пермский технопарк «Morion Digital» в соответствии с рейтингом Ассоциации кластеров и технопарков России вошёл в группу «А+», что говорит о его высоких технических показателях и возможности разработки любых платформ для региона. Внедрение цифровых платформ невозможно без модификации гражданского и отраслевого законодательного регулирования, направленного на стимулирование конкуренции между различными платформами в отрасли; также необходимо усиление антимонопольного законодательства с учётом ограниченной конкуренции. Как и при внедрении чего-либо нового, имеется ряд трудностей, которые необходимо будет преодолевать: естественное сопротивление традиционных структур управления; недостаток опыта в построении подобного рода платформ; определённая «инертность» городских жителей при использовании таких цифровых платформ и т. д. [29].

В целях реализации программы цифровизации местным органам власти при получении субсидии из федерального бюджета следует направить её на финансирование мероприятий по созданию цифровой платформы вовлечения граждан в решение

вопросов городского развития, как, например «Активный горожанин», в соответствии с требованиями национального стандарта «Умный город». Кроме того, при условии финансирования (софинансирования) федеральным и (или) региональным бюджетом и при внедрении цифровых технологий и платформенных решений «Умный город» можно будет достичь снижения потерь энергоресурсов, снизить уровень аварийности коммунальных сетей и в дальнейшем улучшить качество жизни населения муниципального образования благодаря высокой производительности 1Т-компаний.

гонки по вертикали

Согласно данным исследования, у Пермского края высокий уровень цифрового профиля в нашей стране. Но необходимо учитывать, что цифровизация общего образа региона не должна отрываться от цифровизации отдельно взятых муниципальных образований. А внедрение чего-то нового, новых цифровых технологий в небольших муниципалитетах сталкивается со своими местными сложностями: это и нежелание местных органов власти что-то менять, и недостаток денежных средств в бюджете, и недостаточное количество компетентных кадров с соответствующим 1Т-образованием.

Также, по мнению автора, недостаточно только усилий руководства региона по внедрению новых цифровых технологий -должны быть утверждены и профинансированы соответствующие федеральные программы:

• создание новых профессий в 1Т-отрасли;

• создание бюджетных мест в высших учебных заведениях, в которых проводится обучение новым специальностям 1Т-от-расли;

• выделение федеральных средств для цифровизации малых городов. ■

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

[1] Рожков Е.В., Дубровский В.Ж. Роль и задачи цифровизации управления муниципальной собственностью //Урал - Драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: Материалы II Уральского экономического форума (Екатеринбург, 21-22 октября 2020 г.). Екатеринбург: УрГЭУ, 2020. В 2-х ч. Т. 1. С. 119-125.

[2] Шаховская Л.С., Матковская Я.С. На пути к формированию институциональной теории коммерциализации инноваций//Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011. № 5. С. 125-136.

[3] Аветисян И.А. Регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации - неотъемлемая часть бюджетного менеджмента // Вопросы территориального развития. 2018. №1(41). С. 10-21.

[4] Шаков Е.Е., Чистякова И.С. Инструментарий инвестиционной стратегии муниципального образования и управление её реализацией // Вестник НГУЭУ. 2017. № 3. С. 60-71.

[5] Jucevicius R., Patadene I., Patadene M. (2014). Digital dimension of smart city: Critical analysis, Procedia-Social andBehaviardScience, no. 156, pp. 146-150.

[6] KazlouskiV.,ZhouW. (2019). The paradigm of the «University 4.0». In: The balanced development of national economy under the condition of modern world transformations. Daugavpils. Pp. 176-186.

[7] Сибилева А.Ю. Правовые аспекты цифровизации местного самоуправления // Актуальные проблемы сравнительного правоведения : IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистратов (Симферополь, 26 апреля 2019 г.). Симферополь, 2019. С. 380-383.

[8] Вышегородский Д.В. Сравнительный институциональный анализ форм организации взаимодействия технологически связанных фирм // Вестник УГТУ-УПИ. Экономическая теория. 2010. № 4. С. 4-17.

[9] Летаева Т.В., Федулов Д.В., Победин А.А. Институциональный анализ экономической преступности // Фундаментальные исследования. Экономические науки. 2017. № 8. С. 407-411.

[10] Разорвин И.В., Рожков Е.В. Институциональные проблемы государственного управления экономикой. Вопросы управления. 2015. №4 (16). С. 138-144.

[11] Рожков Е.В. Институциональная теория и изменение прав собственности в России (на примере национализации, деприватизации и реприватизации) // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 4 (24). С. 115-124.

[12] Орехова С.В., Евсеева М.В. Технологические системы в экономике: гетеродоксальный подход и институциональные основы // Journal of Institutional Studies. 2020. № 4 (12). С. 34-53. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.034-053.

[13] Анимица Е.Г., Рахмеева И.И. Третья институциональная революция и изменение структуры экономических отношений // Научные труды ВЭО России. 2020. Т. 222. № 2. С. 206-218.

[14] Миролюбова Т.В. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте Федерации : Монография / Пермский государственный университет. Пермь, 2008. С. 402.

[15] Александрова А.И., Зайцев А.А. Трансформация теории инновационного развития: эволюция и современные институциональные тенденции // Вестник Алтайской академии экономи-

ки и права. 2020. №10. С. 251-262.

[16] Балацкий Е.В. «Институциональная ловушка»: научный термин и красивая метафора // Journal of institutional Studies. 2020. №12(3). С. 24-41.

[17] Вольчик В.В., Жук А.А., Фурса Е.В. Механизмы преодоления институциональных ловушек в сфере образования и науки // Journal of institutional Studies. 2021. № 13 (1). С. 135-155.

[18] Блохин А.А., Фонотов А.Г. Глобальные ловушки для российской инновационной системы // Мир новой экономики. 2020. №14 (2). С. 51-62.

[19] Чиканова Е.С. Накопление задолженности перед будущими поколениями // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. №1. С. 92-96.

[20] Сердюкова О.А. Цифровая экономика Пермского края: состояние и перспективы развития //Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №8. С. 138-144.

[21] Фролова Е.А., Щербань Е.Г. Цифровая экономика: муниципальный аспект// Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75). С. 17-21.

[22] Рожков Е.В. Пермский край как «локомотив» в проведении цифровизации //Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития: Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием (Век-тор-2021) (г. Москва, 25 мая 2021 г.). Ч. 3. С. 59-61. М., 2021.

[23] Santanu K.D., Gouri S.L. (2016) Traditional marketing vs digital marketing: An analysis, international Journal of Commerce and Management Research, vol. 2, no. 8, pp. 5-11.

[24] Saura J. Palos-Sanohez P., Suarez L. (2017). Understand the Digital Marketing Environment with KPis and Web Analytics, Future internet, vol. 9, no. 76.

[25] Дубровский В.Ж., Орлова Т.С., Ярошевич Н.Ю. Формирование конкурентной среды в инфраструктурных отраслях с естественно-монопольной компонентой //Управленец. 2014. № 6 (52). С. 30-33.

[26] Анимица Е.Г., Рахмеева И.И. Методология анализа регулятор-ной среды региона // Общественные науки и современность. 2020. № 6. С. 127-135. DOi: 10.31857/S086904990012502-4.

[27] Гузиекова С.М., Салий В.В., Ищенко О.В. Роль процессного подхода в построении учётной информационно-аналитической системы при реализации стратегии цифровой трансформации // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования». 2020. № 29 (3). С. 138-143.

[28] Камынина Н.Р. Повышение качества государственного управления недвижимым имуществом организаций в условиях цифровой экономики : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук: 08.00.05 / Камынина Надежда Ростиславовна; [Место защиты : Санкт-Петербургский государственный экономический университет]. Санкт-Петербург, 2019.41 с. С. 1.

[29] Румянцева М. Интервью первого заместителя Председателя Банка России О. Н. Скоробогатовой агентству ТАСС. 2018.29 июня. URL: https://cbr.ru/press/int/skorobogatova_20180629/ (дата обращения: 30.03.2022).

[30] Троянская М.А. Формирование цифрового профиля налогоплательщика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 364-367.

[31] Рожков Е.В. Проблемы и перспективы реализации националь-

ного проекта «Умный город» (на примере города Перми) // Вопросы региональной экономики. 2021. № 1 (46). С. 127-132.

[32] Ткаченко И.Н., Стариков Е.Н. Цифровая экономика: основные тренды и задачи развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20. Вып. 3. С. 244-255. й01:10.18500/1994-2540-2020-20-3-244-255.

[33] Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Красных С.С. Оценка влияния про-

цессов цифровизации на развитие технологического экспорта регионов России // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 612-624.

[34] Ирхин Ю.В. Эффекты использования цифровых технологий в модернизации государственного управления в России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Москва, 2020. С. 111-115.

THE INFLUENCE OF INSTITUTIONAL THEORY AND INSTITUTIONAL TRAPS ON THE REGIONAL DIGITAL PROFILE

ABSTRACT:

The purpose of the article is to identify the need of choosing the more sophisticated economic approaches when forming the digital profile of the region, which is important for revealing the essence of the institutional trap; determining patterns when developing the digital profile of the federal subject. This will contribute to the theoretical and methodological relevance of the work.

The methodological approach used in the research involves the following steps in the digitalization process: digitizing a priori indicators and converting them to a unified measurement scale, also bringing the values of a priori indicators into the unified form which have digital values in various measurement units based on standard values, as well as questionnaire development and expert survey conducting to establish the digital value of indicators having no digital measurement and, if necessary, reducing the number of a priori statistical indicators based on statistical and probabilistic methods of analysing relationships strength.

It is demonstrated that the Perm Territory has a high level of digital profile in the Russian Federation. But importantly, the digitalization of the general image of the region should not be separated from the digitalization of individual municipalities.

The low level of these issues elaboration predetermined the relevance, practical significance of the problem and the objectives outlined by the author in the article. The given article identified the need to solve the following problem: to reveal the problems of property management as of modern economic process and to analyze the role of property digitalization at the current stage.

The conclusions presented in the article explain the need to create new trades in the IT industry; ensure state-funded places in higher education institutions, which provide training for new IT specialties and allocate federal funds for the small towns digitalization.

AUTHORS' INFORMATION: Evgeniy V. Rozhokov

Ural State University of Economics

(62/45,8 Marta/Narodnoy Voli St., Ekaterinburg, 620144, Russia) Ei rozhkov@pochtobank.ru

KEYWORDS:

institutional theory, institutional trap, digital profile, digitalization, region.

FOR CITATION:

Rozhkov E.V. The influence of institutional theory and institutional traps on the regional digital profile, Municipality: Economics and Management, no. 1, pp. 95-102.

REFERENCES:

[1] Rozhkov E.V., Dubrovsky V.Zh. (2020). The role and tasks of the digitalization of the management of municipal property. In: Proceedings of the II Ural Economic Forum "Ural is the driver of the neo-industrial and innovative development of Russia" (Ekaterinburg, October 21-22,2020). In 2 vols. Ekaterinburg: USUE. Vol. 1, pp. 119-125.

[2] Shakhovskaya L.S., Matkovskaya Ya.S. (2011). On the way to the formation of the institutional theory of commercialization of innovation, UrFU Bulletin. Series: Economics and management, no. 5, pp. 125-136.

[3] Avetisyan I.A. (2018). Regulation of intergovernmental relations in the Russian Federation is an integral part of budget management, Questions of territorial development, no. 1 (41), pp. 10-21.

[4] Shakov E.E., Chistyakova I.S. (2017). Tools for the investment strategy of the municipality and management of its implementation, Bulletin ofNGUEU, no. 3, pp. 60-71.

[5] Jucevicius R., Patadene I., Patadene M. (2014). Digital dimension of smart city: Critical analysis, Procedia-Social andBehaviardScience, no. 156, pp. 146-150.

[6] KazlouskiV.,ZhouW. (2019). The paradigm of the «University 4.0». In: The balanced development of national economy under the condition of modern world transformations. Daugavpils. Pp. 176-186.

[7] Sibileva A.Yu. (2019). Legal aspects of the digitalization of local self-government. In: Proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with the International participation "Actual problems of comparative law" (Simferopol, April 26, 2019). Simferopol. Pp. 380-383.

[8] Vyshegorodsky D.V. (2010). Comparative institutional analysis of the forms of organizing technologically related firms, USTU-UPI Bulletin. Economic theory, no. 4, pp. 4-17.

[9] Letaeva T.V., Fedulov D.V., Pobedin A.A. (2017). Institutional analysis of economic crime, Fundamental research. Economic sciences, no. 8, pp. 407-411.

[10] Razorvin I.V., Rozhkov E.V. (2015). Institutional problems of government economy, Management Issues, no. 4 (16), pp. 138-144.

[11] Rozhkov E.V. (2019). Institutional theory and change in ownership in Russia (on the example of nationalization, deprivatization and reprivatization), Actual problems of the economy and management, no. 4 (24), pp. 115-124.

[12] Orekhova S.V., Evseeva M.V. (2020). Technological systems in the economy: heterodox approach and institutional foundations, Journal of Institutional Studies, no. 4 (12), pp. 34-53. DOI: 10.17835/ 2076-6297.2020.12.4.034-053.

[13] Animitsa E.G., Rakhmeeva I.I. (2020). The third institutional revolution and the change in the structure of economic relations, Scientific works of VEO of Russia, vol. 222, no. 2, pp. 206-218.

[14] Mirolyubova T.V. (2008). Theoretical and methodological aspects of state regulation of the economy in the subject of the Federation. Monograph. Perm State University. Perm. P. 402.

[15] Alexandrova A.I., Zaycev A.A. (2020). Transformation of the theory of innovative development: evolution and modern institutional trends, Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, no. 10, pp. 251-262.

[16] Balatsky E.V. (2020). "Institutional trap": scientific term and beautiful metaphor, Journal of Institutional Studies, no. 12 (3), pp. 24-41.

[17] Volchik V.V., Zhuk A.A., Fursa E.V. (2021). Mechanisms to overcome institutional traps in the field of education and science, Journal of Institutional Studies, no. 13 (1), pp. 135-155.

[18] Blokhin A.A., Phonotov A.G. (2020). Global traps for the Russian innovation system, World of the new economy, no. 14 (2), pp. 51-62.

[19] Chikanova E.S. (2021). Accumulation of debt to future generations, Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, no. 1, pp. 92-96.

[20] Serdyukova O.A. (2019). Digital economics of the Perm Krai: condition and development prospects, Economy and business: theory and practice, no. 8, pp. 138-144.

[21] Frolova E.A., Scherban E.G. (2019). Digital economics: Municipal aspect, Herald of SGSEU, no. 1 (75), pp. 17-21.

[22] Rozhkov E.V. (2021). Perm region as "locomotive" in digitalization.

In: AU-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International Participation "Economy today: the current state and development prospects (Vector-2021)" (Moscow, May 25, 2021). Part 3, pp. 59-61.

[23] Santanu K.D., Gouri S.L. (2016) Traditional marketing vs digital marketing: An analysis, International Journal of Commerce and Management Research, vol. 2, no. 8, pp. 5-11.

[24] Saura J. Palos-Sanohez P., Suarez L. (2017). Understand the Digital Marketing Environment with KPIs and Web Analytics, Future Internet, vol. 9, no. 76.

[25] Dubrovsky V.Zh., Orlova T.S., Yaroshevich N.Yu. (2014). Formation of a competitive environment in infrastructure industries with natural monopoly component, Upravlenets - The Manager, no. 6 (52), pp. 30-33.

[26] Animitsa E.G., Rakhmeev I.I. (2020). Methodology for analyzing regulatory environment of the region, Public sciences and modernity, no. 6, pp. 127-135. DOI: 10.31857/S086904990012502-4.

[27] Guziekova S.M., Saliy V.V., Ischenko O.V. (2020). The role of a process approach in the construction of an accounting information and analytical system during the implementation of a digital transformation strategy, International Journal "Natural-Humanitarian Studies", no. 29 (3), pp. 138-143.

[28] Kamynina N.R. (2019). Improving the quality of state administration of the immovable property of organizations in the conditions of a digital economy. Abstract of the Advanced Doctor's degree dissertation. St. Petersburg. 41 p.

[29] Rumyantseva M. (2018). Interview with the First Deputy Chairman of the Bank of Russia O. N. Skorobogatova for TASS. June 29. URL: https://cbr.ru/press/int/skorobogatova_20180629/ (accessed 30.03.2022).

[30] Troyanskaya M.A. (2021). Formation of a digital taxpayer profile, Azimuth of scientific research: Economics and management, vol. 10, no. 2 (35), pp. 364-367.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[31] Rozhkov E.V. (2021). Problems and prospects for the implementation of the National Project "Smart City" (on the example of the city of Perm), Questions of the Regional Economy, no. 1 (46), pp. 127-132.

[32] Tkachenko I.N., Starikov E.N. (2020). Digital Economics: Basic Trends and Development Tasks, Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Economy. Management. Law, vol. 20, no. 3, pp. 244-255. DOI: 10.18500/1994-2540-2020-20-3-244-255.

[33] Andreeva E.L., Glukhikh P.L., Krasnykh S.S. (2020). Evaluation of the influence of digitalization processes on the development of technological exports of regions of Russia, Region Economics, vol.16, no. 2, pp. 612-624.

[34] Irkhin Yu.V. (2020). Effects of using digital technologies in the modernization of public administration in Russia. In: Proceedings of the XIX National Scientific Conference with International Participation "Russia: trends and development prospects. Yearbook" Moscow. Pp. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.