УДК 338.025 JEL R12, R41
Рожков Евгений Викторович
аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г Екатеринбург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0886-5928 e-mail: [email protected]
Б0110.26425/1816-4277-2021-8-142-149
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПЕРМИ
Аннотация. Цель исследования - выявление сущности цифровизации для бизнеса. Теоретико-методологическая актуальность статьи заключается в том, что экономистами до сих пор не рассматривался вопрос публичности процессов цифровизации для малого и среднего бизнеса. Недостаточность разработки таких вопросов предопределила актуальность и практическую значимость исследования. Рассмотрен сценарий осуществления цифровизации на примере г. Перми, где цифровизация проводится в соответствии с утвержденной «Концепцией развития цифровой экономики в Пермском крае». Решалась задача определения экономического эффекта от цифровизации бизнес-процессов в экономике города. В исследовании применялись: методы статистической обработки информации, общенаучный метод познания проблемы, метод системного анализа, теория цифровизации систем, расчетно-экспери-ментальные методики моделирования цифровизации собственности, а также методы, базирующиеся на теории функциональной специализации и теории реструктуризации. Сделан вывод, что внедрение цифровых технологий в общественную жизнь позволяет бизнесу принимать в этом участие и развиваться самому.
Ключевые слова: цифровизация, бизнес сообщество, трансформация экономики, преимущества, внедрение нового, экономические процессы, регион, экономика, инвестиции
Для цитирования: Рожков Е.В. Развитие бизнеса при трансформации экономики на примере города Перми//Вестник университета. 2021. № 8. С. 142-149.
Evgeny V. Rozhkov
Postgraduate student, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-0886-5928 e-mail: [email protected]
BUSINESS DEVELOPMENT WHILE TRANSFORMING THE ECONOMY ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF PERM
Abstract. The purpose of the study is to identify the essence of digitalization for business. The theoretical and methodological relevance of the article consists in the fact that the issue of publicity of digitalization processes for small and medium-sized businesses have not until now considered by economists. The lack of development of these issues predetermined the relevance and practical significance of the study. The scenario of digitalization implementation has been considered on the example of Perm, where digitalization is carried out in accordance with the approved "Concept of digital economy development in the Perm Region ". The task of determining the economic effect of business processes digitalization in the city economy was solved. The following methods were used in the study: methods of statistical information processing, the general scientific method of cognition of the problem, the method of system analysis, the theory of digitalization of systems, computational and experimental methods for modeling the digitalization of property, as well as methods based on the theory of functional specialization and the theory of restructuring. It has been concluded that the introduction of digital technologies into public life allows businesses to take part in this and develop themselves.
Keywords: digitalization, business community, economic transformation, benefits, introduction of a new one, economic processes, region, economy, investments
For citation: Rozhkov E.V. (2021) Business development while transforming the economy on the example of the city of perm. Vestnik universiteta, no. 8, pp. 142-149. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-8-142-149
Введение
Во всем мире интерес к цифровой экономике проявляют не только ученые из разных сфер деятельности, но и Мировой банк, опубликовавший результаты исследований, Организация экономического сотрудничества и развития и др. [3, с. 80]. С точки зрения внедрения цифровых технологий, современное развитие российской экономики отстает от развитых европейских стран и стран азиатского региона. Платформенная
© Рожков Е.В., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Rozhkov E.V., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
экономика меняет ведение бизнеса и способы предоставления услуг. Человечество сталкивается с очередной революцией в экономике, в которой способы, используемые людьми, работают и взаимодействуют друг с другом, быстро меняются. Это изменение можно считать еще больше фундаментальным, чем во времена других промышленных революций: изобретение паровых двигателей в конце XVIII в., внедрение массового производства в конце XIX в., внедрение массовой вычислительной техники в конце XX в. Изменения, которые происходят в современном мире, являются фундаментальными, так как развитие инноваций и распространение новых технологий, происходит намного быстрее, чем во времена предыдущих промышленных революций [19, с. 93].
Переход маркетинга в цифровой формат формирует проблемы взаимодействия и ответственности руководителей хозяйственных объектов, вовлеченных в процессы оценки результативности деятельности в интернет-пространстве [13, с. 159].
Теория
В 2021 г. в городе Перми прошла стратегическая сессия «Стратегия цифровой трансформации Пермского края - 2030», на которой присутствовали руководство региона и города, представители госкорпорации «Ростех», Министерства информационного развития, АНО «Цифровая экономика» и Центра стратегических разработок. Прошедшая стратегическая сессия была посвящена подходам к исполнению Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а именно цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [1].
Административная реформа России предполагает внедрение принципов «нового публичного управления» [8]. Однако экономисты до сих пор не рассматривали вопрос публичности процессов в свете цифрови-зации малого и среднего бизнеса. Это обусловило актуальность настоящего исследования, которое направлено на выяснение сценария осуществления цифровизации в области малого и среднего предпринимательства на примере административного и хозяйственного управления муниципальным образованием город Пермь.
Общая характеристика муниципального образования город Пермь
Город Пермь (городской округ) является краевым центром Пермского края. Общая площадь - 799,68 кв. м., протяженность вдоль реки Кама 70 км. (третье место в России, уступает только С-Петербургу и Сочи) и ширина до 40 км. По состоянию на 1 января 2020 г. на территории города постоянно проживает 1 055 400 человек (14 место в России). Большая часть городских жителей региона проживает в городе Перми [16]. В составе муниципального образования объединены 7 внутригородских районов, ЗАТО «Звездный» и поселок Н. Ляды (в составе Свердловского района) и подчинены два сельских населенных пункта - станция «Адище-во» и «Казарма 30 км», при этом 49 % территории города Перми занимают парки, лесопарки, скверы, бульвары и городские леса (1 место в России по таким трем группам показателей как: доступность лесов, формирования комфортной городской среды и устойчивости).
Несмотря на то, что город Пермь участвует в реализации нескольких национальных проектов («Жилье и городская среда», «Культура» и т. д.), их осуществление невозможно только по указанию «сверху-вниз» и организацией работы только на муниципальном уровне - органами местного самоуправления, а имеется необходимость принимать во внимание и мнение местных жителей.
Возможно, с точки зрения благоустройства и комфортности городской среды есть пробелы и соответственно, отставание от других крупных муниципальных образований - столиц регионов, но есть и моменты, в которых Пермь является лидером развития в нашей стране. Одним из таких моментов является исполнение национальных проектов, в т.ч. по внедрению процессов цифровизации в повседневную жизнь городских жителей. Планируется, что в Перми будет создана «Цифровая долина», в которой компании будут развиваться информационно-технологические (далее - ИТ) проекты. Ее цель доводить информационно-технологические (далее - ИТ) проекты до стадии, когда выгоду от них получат люди, которые их используют (большая часть жителей города Перми).
Выявляемые в научной литературе источники не эквивалентны по составу нормативно-регламентирующим документам [15, с. 694]. Владельцев городских данных и типы данных сведены нами в таблицу 1.
Таблица 1
Типы и владельцы городских данных
Тип данных Владельцы данных
Открытые Частные Коммерческие Частный и государственный сектора экономики города Принадлежат частным лицам и компаниям Генерируются в рамках коммерческой деятельности: могут носить как частный, так и общественный характер
Источник: [15]
В таблице 1 представлены 3 типа данных на уровне муниципального образования и их владельцы. Положительный эффект от сбора данных для муниципалитета может реализоваться благодаря заключению партнерских отношений с организациями, предоставляющими эту информацию, а также получением поддержки жителей города по реализации городских инициатив по сбору данных [15, с. 694].
Концепция развития цифровой экономики Пермского края предполагает наличие серьезных налоговых льгот для компаний ИТ-отрасли (1,1 % - налог на имущество; 0 % - налог для собственников имущества ИТ-технопарка) и широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий в региональном управлении и управлении на уровне муниципальных образований.
На территории города Перми находятся два ИТ-технопарка, это: ООО «Морион Диджитал» (основные резиденты: АО «ЭР-Телеком Холдинг» - федеральный телеком-оператор и ПАО «Морион» - производитель автономных сервисных роботов РготоЬо^ и ООО «Технопарк Пермь».
На уровне региона требуется установление выгодных условий для развития ИТ-бизнеса. К положительному примеру можно отнести компанию «Фотоника». Ведущие ученые и компании объединились, чтобы создать первый в России центр компетенций по этому направлению («Фотоника») и разрабатывают технологии медицинской диагностики многих заболеваний. Кроме того, для перспективного направления предпринимателям в области ИТ-бизнеса можно отнести цифровизацию креативных индустрий.
Сегодня в Пермском крае реализуется утвержденная «Концепция развития цифровой экономики Пермского края», которая определяет спрос и предложение на продукты и услуги ИТ-сектора [5]. Соответственно, как и при внедрении чего-либо нового, имеются трудности, которые необходимо преодолевать: естественное сопротивление ряда традиционных структур управления, инертность городских жителей при использовании таких цифровых платформ и т. д. [11].
Тенденции развития
Сегодня при реализуемых экономических процессах в стране соответственно происходит изменение и в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Потребители услуг ЖКХ, а это все жители города, ощущают ежегодное повышение их стоимости, тогда как надежность снабжения ресурсами остается на прежнем невысоком уровне. Когда речь заходит о необходимости замены приборов учета на более дорогие, современные и «интеллектуальные», население отражается реагирует негативно [18].
К характеристикам «умного» ЖКХ относят следующие показатели:
- «локальный» уровень - место расположения приборов учета (квартира, дом);
- уровень сбора показаний - применение «умных» счетчиков для передачи информации [18].
Рассмотрим состояние коммунальных услуг в Перми.
Энергоснабжение. В настоящее время на территории города Перми функционирует несколько источников электрической энергии (ПАО «РусГидро» и ПАО «Т Плюс») и несколько подстанций (ПС) 220 кВ. Сбыт электрической энергии осуществляет ПАО «Пермская энергосбытовая компания».
Газоснабжение. Источниками газоснабжения города Перми служат следующие газораспределительные станции: ГРС-1 «Соболи», ГРС-2 «Крым», ГРС-3 «Гамово». Транспортировку природного газа по магистральным газопроводам до ГРС, а также эксплуатацию ГРС осуществляет ООО «Газпром трансгаз «Чайковский». Транспортировку газа от ГРС до потребителей города Перми осуществляет АО «Газпром газораспределение Пермь», поставщиком услуг являются несколько организаций в городе Перми, такие как ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» и т. д.
Теплоснабжение города Перми осуществляется рядом теплосетевых и теплоснабжающих организаций, а также организациями, владеющими источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями на правах собственности (всего более 70).
Водоотведение. На территории города Перми организована преимущественно централизованная система водоотведения для объектов жилого, административного и производственного назначения. Система во-доотведения имеет три независимые технологические зоны. Значительная часть трубопроводов проложена до 2000 г., и 53 % от общей протяженности сетей водоотведения характеризуются высокой степенью износа.
Твердые коммунальные отходы. Источниками образования твердых коммунальных отходов в Перми являются: население города, учреждения и предприятия общественного назначения, осуществляющие свою деятельность на территории города [18].
В целях реализации программы по цифровизации городского хозяйства, местным органам власти при получении субсидии из федерального бюджета, следует направить их на финансирование следующих мероприятий:
1. Создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, «Активный горожанин», в соответствии с требованиями стандарта «Умный город»:
- сервис по участию в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства;
- дистанционное обращение граждан, в том числе путем телефонного сообщения, с заявлением, контроль исполнения поступивших заявлений и своевременности направления ответов на них.
2. Энергоэффективного городского освещения, включая архитектурную и художественную подсветку зданий с использованием механизмов государственно - частного партнерства [18].
Цифровая экономика имеет два финансовых резерва - это полное устранение из себестоимости любой продукции издержек на воспроизводство рабочей силы и гигантская экономия средств от ликвидации всевозможных номенклатурных надстроек [21, с. 62].
Результаты экономической оценки цифровизации общества
Местными органами власти повышается качество таких элементов развития городской среды как: социальное самочувствие (доступность качественного жилья, доступность общественных пространств, разнообразие вариантов транспортной доступности); экономические возможности (развитие транспортной и другой инфраструктуры); качество окружающей среды (эффективное использование земли и ресурсов, управление отходами) [17].
Новизна исследования заключается в необходимости преобразования существующего градостроительного опыта на примере Перми разработать и реализовать в инновационное новоиндустриальное муниципальное образование с помощью некоторых принципов преобразования [14].
Внедрение в городскую среду искусственного интеллекта, беспилотных транспортных систем, биотехнологий и т. д. должно основываться на современных управленческих решениях по обустройству города (создание цифрового стратегического мастер-плана для города Перми и т. д.). Кроме того, местным органам власти сегодня необходимо создать «Цифровой двойник» города для синхронизированной работы внутренних структур (водоснабжение, электрофикация, подача газа и т. д.) ускоряющий обмен информации между городскими структурами и принятия быстрых решений в процессе управления городским хозяйством. Решение вопросов, связанных с инновационным развитием Пермской агломерации не возможно только на энтузиазме бизнес - сообщества, также, оно должно происходить в плановом порядке с учетом финансирования из муниципального бюджета по соответствующим статьям расходов в рамках утвержденных «Дорожных карт» по каждому проекту, а стимулирование граждан и представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству города может происходить с привлечением цифровых платформ («Управляем вместе» и т. д.). Кроме того, повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды необходимо в онлайн-формате и, соответственно, создание определенной основы для оценки эффективности их работы в этой сфере [17].
Примерами цифровых инноваций, применяемых для улучшения городской среды в Перми с 2020 г., могут послужить: 1) автоматизированный контроль за работой дорожной и коммунальной техники, включающий внедрение систем автоматического контроля за передвижением и работой коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием систем навигации, фото- и видеофиксации и контроля за эффективностью использования техники, в том числе на маршруте следования; 2) установка в светофоры «умных»
датчиков и японского программного обеспечения Artemis, которые могут менять режим работы светофоров так, чтобы разгрузить пробки.
Задачей для крупных муниципальных образований России до 2024 г. является формирование информационной инфраструктуры, увеличение рабочих мощностей серверного оборудования и объемов систем хранения данных, обеспечение прозрачности процессов учета и распоряжения муниципальным имуществом. В результате работы проекта «Умный город» в муниципальных образованиях создается актуальная информация для обеспечения управления муниципальной собственностью, понятной для его жителей [10].
Разработка информационных систем по модели государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) или посредством концессионного соглашения даст начало появлению большого количества новых форм частного цифрового бизнеса и развитию уже существующих посредством их подключения к широкой государственной инфраструктуре. Денежные средства, выделяемые из бюджета города Перми на строительство мостов и прилегающей инфраструктуры, а также строительство новых дорог планируются в рамках отбора инвестиционных проектов и, соответственно, в рамках расходования муниципального инвестиционного бюджета, который должен получить определенный социально-экономический эффект [20]. Например, строительство моста в Орджоникидзевском районе Перми через реку Чусовая, связано с реализацией закона «О государственно-частном партнерстве» и позволит реализовать крупный инфраструктурный проект и эффективно эксплуатировать новый объект строительства [4]. А в рамках ГЧП и муниципально-частного партнерства (далее - МЧП) могут заключаться контракты по проведению предварительных работ по выбору места строительства автомобильного и железнодорожного мостов, выборе их типов (видов), в том числе с их проектированием с использованием 3D моделей (т. е. их цифровизацией), а также строительства береговой инфраструктуры с учетом изменения транспортного потока (общественного и частного).
Применение механизмов ГЧП на региональном и МЧП на муниципальном уровнях позволит соответственно сбалансировать расходную их часть при реализации различных программ цифровизации, ускорит их исполнение, увеличит качество работ и контроль со стороны общественности и населения для которого происходят все современные процессы в экономике.
Производителям современных технологий необходимо непрерывно следить за новейшими разработками в своем и смежных сегментах, этим компаниям необходимо самим формировать рынок спроса через рекламирование своей продукции, участие на конференциях и выставках и др. [2; 20]. Задача государства сводится к ликвидации барьеров и созданию условий для роста и развития [6].
Цифровизация городов сталкивается с проблемой внедрения на их территории локальных цифровых сервисов (сервис доставки еды (Delivery-Club), сервис такси (Яндекс-такси, Gett), сервис доставки товаров (DPD, TNT), информационное сопровождение городских активностей (Afisha, Timepad)) [7].
Появление высокоэффективных поисковых систем, позволяющих пользователям искать нужную им информацию вызвано развитием социальных сетей и техническим прогрессом [12; 23; 24]. Сегодня происходит поиск в оптимальном сочетании рыночных и государственных механизмов управления [9].
Положительным моментом является выпуск российского видеосервера «Domination Высота», разработанного в Перми компанией «Випакс» на базе процессора «Эльбрус», который может обеспечить прием, хранение и воспроизведение видео- и аудиосигналов. Видеосервер обеспечивает высокий уровень защищенности данных и может использоваться местными органами власти при реализации своих программ.
Выводы
При быстрых темпах трансформации городской экономики меняться приходится не только бизнесу, но и местным органам власти. Сегодня бизнес готов к переходу к цифровой экономике и следовать этому новому направлению. Достаточно лишь определить цели для бизнеса, а методы достижения указанных целей будут выбираться самостоятельно, исходя из складывающихся обстоятельств и факторов.
Положительными моментами цифровизации для развития бизнеса является снижение налоговой нагрузки для информационно-технологических компаний, чьи главные офисы находятся в городе Перми и Пермском крае - это упрощает организационную работу для их руководителей, а также участие города Перми в большинстве «пилотных» проектов по цифровизации, осуществляемыми различными министерствами и ведомствами в нашей стране.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 25.05.2021).
2. Бабанова, Ю. В., Лясковская, Е. А., Гончарова М. В. Исследование закономерностей развития инновационного продукта // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент». - 2019. - Т. 13, № 1, С. 102 - 109.
3. Белоусов, Ю. В., Тимофеева, О. И. Методология определения цифровой экономики // Мир новой экономики. - 2019. -№ 13 (3). - С. 79-89. https://www.doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-4-79-89
4. Бикметова, З. М., Хузина, И. Н. Развитие дорожно-транспортной отрасли Республики Башкортостан на основе государственно-частного партнерства // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - № 4. - С. 292-296.
5. Болотов, А. М. Анализ концепции развития цифровой экономики Пермского края в 2018 - 2024 годах // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Современная торговля: теория, практика, инновации» с международным участием, посвященной 15-летию Пермского торгово-экономического образовательного комплекса (ассоциации) «Торговое образование». Пермь, 15 ноября - 11 декабря 2018 г. - С. 67-72.
6. Боркова, А. А. Анализ цифровой экономики Российской Федерации в 2018-2020 гг. // Молодой ученый. - 2020. -№ 20 (310). - С. 405-407.
7. Головченко, В. И. Региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной России // Научно-практический журнал «Базис». - 2019. - № 1 (5). - С. 64-68.
8. Домбровская, И. А. Проблемы внедрения инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. -№ 11. - С. 232-236.
9. Дубровский, В. Ж., Орлова, Т. С., Ярошевич, Н. Ю. Формирование конкурентной среды в инфраструктурных отраслях с естественно-монопольной компонентой // Управленец. - 2014. - № 6. (52). - С. 30-33.
10. Дубровский, В. Ж., Рожков, Е. В. Роль и задачи цифровизации управления муниципальной собственностью // Материалы II Уральского экономического форума «Урал - драйвер неоиндустриального и индустриального развития России», Екатеринбург, 21-22 октября 2020 г. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2020. - С. 116-122.
11. Ирхин, Ю. В. Эффекты использования цифровых технологий в модернизации государственного управления в России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Материалы XIX национальной научной конференции с международным участием. Отв. ред. В. И. Герасимов. - Москва: ИНИОН РАН, 2020. - С. 111-115.
12. Капустина, Л. М., Лазуков, М. В. Трансформация маркетингового управления в цифровую эпоху // Материалы II Международной научно-практической конференции «Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития», Екатеринбург 23 мая 2019 г - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. - С. 70-73.
13. Коваленко, А. Е., Кузменко, Ю. Г., Окольнишникова, И. Ю. Исследование зон ответственности за внедрение технологий интернет-маркетинга в малом бизнесе // Друкеровский вестник. - 2020. - № 2. -С. 158-175. https://www.doi. 0^/10.17213/2312-6469-2020-2-158-175
14. Колясников, В. А., Попова, М. В. Концепция градостроительной стратегии старопромышленных городов Урала // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. - 2013. - № 1. - С. 29-35.
15. Кононова, О. В., Павловская, М. А. Технологии цифровой экономики в проектах умный город: участники и перспективы // Современные информационные технологии и ГГ-образование. - 2018. - Т. 14, № 3. - С. 692-706.
16. Мешков, В. А., Мешкова, С. В., Мокроносов, А. Г. Социально-экономическое развитие малых и средних городов Пермского края // Актуальные вопросы современной экономики. - 2013. - № 1. - С. 91-98.
17. Рожков, Е. В. Инновации для городской среды (на примере Пермской агломерации) // Муниципалитет: экономика и управление. - 2020. - № 4. - С. 54-63.
18. Рожков, Е. В. Особенности развития ЖКХ в современном городе (на примере Перми) // Инновационная деятельность. -2021. - № 1. - С. 65-72.
19. Стеблюк, И. Ю. Типизация платформенных концепций // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 2. - С. 93-96.
20. Тюмерова, И. Б., Иванова, Т. В. Аграрная политика как фактор активизации предпринимательства в аграрной сфере (на примере Чувашской республики) // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16, № 6. - С. 807-820.
21. Швецов, Ю. Г. Цифровая экономика и децентрализация общества // Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - Брянск, 2018. - С. 61-64.
BecmuuK yuueepcumema № 8, 2021
22. Levit, T. Marketing myopia // Journal of Library Administration. - 1984. - V. 4, No. 4. - Pp. 59-80.
23. Santanu, K. D., Gouri, S. L. Traditional marketing vs digital marketing: An analysis // International Journal of Commerce and Management Research. - 2016. - V 2, No. 8. - Pp. 5-11.
24. Saura, J., Palos-Sanohez, P., Suarez, L. Understanding the digital marketing environment with KPIs and web analytics // Future Internet. - 2017. - V. 9, Iss. 4. - Number of article 76. https://www.doi.org/10.3390/fi9040076
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020 "On the national Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed 25.05.2021).
2. Babanova Yu. V., Lyaskovskaya E. A., Goncharova M. V. Study of the laws of innovative product's development, Bulletin of the South Ural State University. Series "Economics and Management", 2019, vol. 13, no. 1, pp. 102-109. (In Russian).
3. Belousov Yu. V., Timofeeva O. I. Methodology for defining the digital economy, The World of New Economy, 2019, no. 13 (3), pp. 79-89. (In Russian). https://www.doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-4-79-893
4. Bikmetova Z. M., Khuzina I. N. Development of the road transport industry of the Republic of Bashkortostan on the basis of public-private partnership, Actual Issues of the Modern Economy, 2020, no. 4, pp. 292-296. (In Russian).
5. Bolotov A. M. Analysis of the concept of development of the digital economy of the Perm Territory in 2018- 2024, Proceedings of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference "Modern Trade: Theory, Practice, Innovation" with international participation, dedicated to the 15th Anniversary of the Perm Trade and Economic Educational Complex (Association) "Trade Education", Perm, November 15 - December 11, 2018, pp. 67-72. (In Russian).
6. Borkova A. A. Analysis of the digital economy of the Russian Federation in 2018 - 2020, Molodoi uchenyi, 2020, no. 20 (310), pp. 405-407. (In Russian).
7. Golovchenko V. I. The regional aspect of solving the problems of the digital economy in modern Russia, The Research and Practical Journal "Basis", 2019, no. 1 (5), pp. 64-68. (In Russian).
8. Dombrovskaya I. A. Problems of introduction of innovative management technologies in the system of state and municipal management, International Journal of Applied and Fundamental Research, 2014, no. 11, pp. 232-236. (In Russian).
9. Dubrovsky V Zh., Orlova T. S., Yaroshevich N. Yu. Formation of a competitive environment in infrastructure sectors with natural monopoly component, The Manager, 2014, no. 6 (52), pp. 30-33. (In Russian).
10. Dubrovsky V. Zh., Rozhkov E. V. The role and objectives of digitalization of municipal property management, Proceedings of the II Ural Economic Forum Ural - Driver of Neo-Industrial and Industrial Development of Russia, Yekaterinburg, October 21 - 22, 2020, Yekaterinburg, Ural State University of Economics, 2020, pp. 116-122. (In Russian).
11. Irkhin Yu. V. Effects of using digital technologies in the modernization of public administration in Russia, Russia: Trends and Development Prospects. Yearbook. Proceedings of the XIXNational Scientific Conference with International Participation. Resp. ed. V.I. Gerasimov, Moscow, INION RAS, 2020, pp. 111- 115. (In Russian).
12. Kapustina L. M., Lazukov M. V. Transformation of marketing management in the digital era, Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference "Management and Entrepreneurship in the Paradigm of Sustainable Development, Yekaterinburg, May 23, 2019, Ekaterinburg, Ural State University of Economics, 2019, pp. 70-73. (In Russian).
13. Kovalenko A. E., Kuzmenko Yu. G., Okolishnikova I. Yu. Study of responsibility zones for the introduction of internet marketing technologies in small businesses, Drukerovskij Vestnik, 2020, no. 2, pp. 158-175. (In Russian). https://www.doi. org/10.17213/2312-6469-2020-2-158-175
14. Kolyasnikov V. A., Popova M. V The concept of urban planning strategy of the old industrial cities of the Urals, Akademicheskij Vestnik URALNIIPROEKTRAASN, 2013, no. 1, pp. 29-35. (In Russian).
15. Kononova O. V., Pavlovskaya M. A. Digital economy technologies in smart city projects: participants and prospects, Modern Information Technologies and IT Education, 2018, vol. 14, no. 3, pp. 692-706. (In Russian).
16. Meshkov V. A., Meshkova S. V., Mokronosov A. G. Socio-economic development of small and medium-sized cities of the Perm Krai, Actual Issues ofthe Modern Economy, 2013, no. 1, pp. 91-98. (In Russian).
17. Rozhkov E. V. Innovation for the urban environment (the practice of Perm agglomeration), Municipality: Economics and Management, 2020, no. 4, pp. 54-63. (In Russian).
18. Rozhkov E. V Features of housing and communal services development in a modern city (on the example of Perm), Innovat-sionnaya deyatel'nost', 2021, no. 1, pp. 65-72. (In Russian).
19. Steblyuk I. Yu. Typing platform concepts, Innovations and investments, 2020, no. 2, pp. 93-96. (In Russian).
20. Tyumerova I. B., Ivanova T. V Agricultural policy as a factor enhancing the development of enterprises in the agricultural sector (as exemplified by the Chuvash Republic), Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 6, pp. 807-820. (In Russian).
21. Shvetsov Yu. G. Digital economy and decentralization of society, Challenges of the Digital Economy: Conditions, Key Institutions, Infrastructure: Collection of Articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, Bryansk, 2018, pp. 61-64. (In Russian).
22. Levit T. Marketing myopia, Journal of Library Administration, 1984, vol. 4, no. 4, pp. 59-80.
23. Santanu K. D., Gouri S. L. Traditional marketing vs digital marketing: An analysis, International Journal of Commerce and Management Research, 2016, vol. 2, no. 8, pp. 5-11.
24. Saura J. Palos-Sanohez P., Suarez L. Understand the digital marketing environment with KPIs and web analytics, Future Internet, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 76. https://www.doi.org/10.3390/fi9040076