Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ'

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОБСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровский Валерий Жоресович, Рожков Евгений Викторович

В рамках работы рассматривается возможность и необходимость внедрения цифровой платформы в рамках управления муниципальной собственностью. Сценарий состоит из набора инициатив с характеристиками длительности, потребности в ресурсах и взаимозависимости от других инициатив по управлению собственностью на уровне муниципалитета. Цель исследования состоит в выявлении сущности публичного управления муниципальной собственности. Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматривается вопрос публичности при управлении собственностью как приоритетным в современных реалиях. Недостаточность разработки данных вопросов предопределили актуальность, практическую значимость проблемы и задачи, которые автор обозначил в статье. Данная цель определила необходимость решения следующей задачи: определить экономический эффект управления муниципальной собственностью на базе цифровой платформы. Цифровизация собственности в муниципальном образовании позволит преобразовать потоки аналоговых данных в цифру и перевести имеющиеся коммуникации в компьютерные технологии - это будет первым шагом к достижению цели, далее, необходимо будет завершить автоматизацию всех процессов (в инфраструктуре), и обеспечить современным оборудованием с поддержкой цифровых технологий. Цифровое управление собственностью на базе одной платформы позволяет решить задачу объединения несколько видов учёта, осуществляемого муниципалитетом, в единой информационной системе, вести систематизированный и в то же время пообъектовый учёт муниципальной собственности. Внедрение цифровой платформы по управлению муниципальной собственности города Перми проводится в соответствии с Концепцией развития цифровой экономики в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL PLATFORMS FOR MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

As part of the work, the possibility and need for the introduction of a digital platform in the framework of municipal property management is considered. The scenario consists of a set of initiatives with duration characteristics, resource requirements and interdependence from other property management initiatives at the municipal level. The purpose of the study is to identify the essence of public administration of municipal property. The theoretical and methodological relevance of this work is that economists do not consider the issue of publicity in property management as a priority in modern realities. The lack of development of these questions predetermined the relevance, practical significance of the problem and the tasks that the author outlined in the article. This goal determined the need to solve the following problem: to determine the economic effect of managing municipal property on the basis of a digi- tal platform. Methodology. During the work on the article, a general scientific method of knowing the problem and a method of system analysis, the theory of digitalization of systems, calculation and experimental methods for modeling digitalization of property, as well as methods based on the theory of functional specialization and restructuring theory, were applied. Results. Digitalization of ownership in the municipality will allow you to convert analog data flows into a figure and transfer existing communications to computer technology - this will be the first step towards achieving the goal, then it will be necessary to complete the automation of all processes (in the infrastructure), and provide modern equipment with support for digital technologies. Conclusions. Digital property management on the basis of one platform allows you to solve the problem of combining several types of accounting carried out by the municipality in a single information system, to maintain a systematic and at the same time object accounting of municipal property. The introduction of a digital platform for the management of municipal property of the city of Perm is carried out in accordance with the Concept for the Development of the Digital Economy in the Perm Territory

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ Economy and Management of National Economy

В.Ж. Дубровский, Е.В. Рожков

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

V.Zh. Dubrovsky, E.V. Rozhkov

Assessment of the Development of digital Platforms for municipal

Property management

Развитие цифровых технологий играет ключевую роль в развитии современного общества. Во все языки мира и в России проникли такие термины, как Smart Citi, Smart CRI. Цифровизация становится основным трендом для государства1.

Платформенная экономика меняет ведение бизнеса и предоставления услуг. Человечество сталкивается с очередной революцией в экономике, в которой способы, используемые людьми работают и взаимодействуют друг с другом, быстро меняются. Это изменение можно считать ещё больше фундаментальным, чем во времена других промышленных революций: изобретение паровых двигателей в конце 18-го века, внедрением массового производства в конце 19-го века, внедрение массовой вычислительной техники в конце 20-го века. Изменения, которые происходят в современном мире являются фундаментальными, так как развитие инноваций и распространение новых технологий, происходит намного быстрее, чем во времена предыдущих промышленных революций2.

В мировой экономике сложились несколько основных моделей управления собственностью муниципального образования3. Соответственно, и в нашей стране сложилась определённая модель управления городской собственностью. Не смотря на это, в особенности в последние несколько лет, делается определённый акцент на применение нестандартных решений по управлению как городом в целом, городским хозяйством и городской собственностью, в т.ч. с привлечением дополнительных инвестиций4.

Муниципальное образование город Пермь является не типичным городом - миллионником, с точки зрения современного развития. Возможно, с точки зрения благоустройства и комфортности

городской среды есть пробелы и соответственно, отставание от других крупных муниципальных образований - столиц регионов, но есть и моменты, в которых Пермь является лидером развития в нашей стране. Одним из таких моментов является исполнение национальных проектов, в т.ч. по внедрению процессов цифровизации в повседневную жизнь городских жителей.

Планируется, что в Перми будет создана «Цифровая долина», в которой компании будут развиваться IT-проекты. Её цель, это доводить IT-проекты до стадии, когда выгоду от них получат люди, которые их используют, например, использовать муниципальную собственность для большей части жителей города. В основном, проблемы связаны с отсутствием нормативных документов или с нормативной базой являющейся самой по себе сложной к пониманию по её исполнению, в необходимости разработке подзаконных актов и разработке документов на региональном и муниципальном уровнях.

Изучением процессов по внедрению цифровых платформ в последние годы занимались такие учёные как: Бауэр В.П., Завгородний В.И., Репешко Ю.А. и другие5.

Левченко Т.А. и Левченко Д.М. определили, что во всём мире, постоянно увеличивается количество цифровых платформ. Современные цифровые платформы используют бизнес-модели, основанные на больших данных и современные мировые корпорации используют бизнес-модели, в основе которых лежат именно цифровые платформы. На долю семи крупнейших цифровых платформ (Alibaba, Apple, Amazon, Facebook, Google, Microsoft, Tencent) приходится около 65 % совокупной капитализации рынка. Доминирующее положение цифровых гигантов объясняется несколькими факторами, к которым можно отнести: сетевой эффект, способность извлекать, контролировать и анализировать данные и т.д.6.

Также, Наролина Т.С. и другие, выявили, что укрепление положения цифровых платформ происходит благодаря стратегическим инвестициям в научно-исследовательские работы, а широкое распространение цифровых платформ в России стало возможно благодаря большому числу пользователей сети интернет. Кроме того, при сравнивании отечественных и зарубежных цифровых платформ, отмечают, что российские цифровые платформы могут составлять конкуренцию мировым платформенным лидерам (в сегменте социальных сетей, мессенджеров и поисковых систем)7.

А данные, формирование экономики и общества, основанных на данных, приводят к появлению различных проблем, к которым можно отнести следующие: проблемы в защите конфиденциальности, прав интеллектуальной собственности, обеспечения безопасности и

19

т.д.19.

Для обеспечения прозрачности процессов учёта и распоряжения

имуществом, обращённым в собственность государства и муниципального образования, а также повышения оперативности взаимодействия участников процесса необходимо создание единой цифровой системы учёта и реализации имущества. Система должна быть построена на единых правилах классификации, отражающих родовые и видовые свойства объекта имущества, которые впоследствии будут использоваться и верифицироваться на всех стадиях работы с имуществом. Ключевой процесс цифровой трансформации - это стратегическое управление данными.

Цифровая платформа представляет собой систему взаимовыгодного взаимодействия значительного числа независимых членов отрасли в единой информационной среде.

Авторы представляют системный логический анализ различных этапов цифровизации. Организационно-логическая схема процесса цифровой трансформации представляется созданием муниципальных цифровых сервисов и услуг.

Например, в Европейских странах, рассчитывается «Индекс цифровой экономики и общества» (индекс суммирует оценки по цифровымпоказателямиотражаетцифровуюконкурентоспособность резидентов стран Евросоюза)8. А в нашей стране, отсутствует единая методика оценки цифровизации муниципальной собственности и оценки результатов цифровизации услуг предоставляемые муниципальным образованием с использованием городского имущества.

Одним из примеров выбора системы управления базы данных и определения методики исследования эффективности записи данных в условиях ограниченности вычислительных ресурсов9 :

- инициализация виртуальных машин;

- загрузка массива данных в оперативную память виртуальной машины генератора клиентских запросов;

- последовательная запись инвариантного набора данных;

- последовательная запись тестового набора данных;

- получение результатов о количестве сохранённых записей;

- анализ результатов и выбор эффективного варианта.

В целях реализации программы по цифровизации, местным органам власти при получении субсидии из федерального бюджета, следует направить их на финансирование мероприятий по созданию цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, например как «Активный горожанин», в соответствии с требованиями национального стандарта «Умный город». Также, при условии финансирования (софинансирования) федеральным и (или) региональным бюджетом, при внедрении цифровых технологий и платформенных решений «Умный город», можно будет достичь снижения потерь энергоресурсов, снизить уровень аварийности коммунальных сетей и в дальнейшем улучшить качество жизни населения муниципального образования.

В настоящий момент, в Пермском крае реализуется утверждённая «Концепция развития цифровой экономики Пермского края», которая определяет спрос и предложение на продукты и услуги сектора информационно-коммуникационных технологий10 .

Имеются определённые критерии, по которым можно определить, является ли рассматриваемый продукт цифровой платформой или нет: наличия алгоритма в основе цифровой платформы; критерий взаимной выгоды отношений участников платформы; критерий важности количества участников, которые используют данную платформу и т.д.

Преимущества использования цифровой платформы:

- снижение временных показателей, затрачиваемых на какой-либо процесс;

- доступность к цифровой платформе с любого устройства, в любое время;

- постоянное усовершенствование цифровой платформы.

Кроме того имеются и определённые недостатки при внедрение

цифровой платформы и к основным из них можно отнести следующие :

- процессы тестирования влияния цифровой платформы по предоставлению той или иной услуги не совершенны. Не достаточное количество регулируемых нормативных документов;

- долгий период внедрения и использования потребителем в повседневной жизни.

Например, сотрудники, работающие в компании «Intel», дали такое определение «платформе» - «комплексный набор компонентов, который обеспечивает реализацию намеченных моделей использования, позволяет расширять существующие рынки и создавать новые, а также приносит пользователям гораздо больше преимуществ, чем простая сумма составных частей. Платформа включает аппаратное, программное обеспечение и услуги».

С 2020 года Пермский технопарк «Morion Digital» в соответствии с рейтингом Ассоциации кластеров и технопарков России вошёл в группу «А+», что говорит о его высоких технических показателях и возможности разработки любых платформ для региона. И, соответственно, как и при внедрении чего-либо нового, имеются ряд трудностей которые необходимо будет преодолевать: естественное сопротивление ряда традиционных структур управления; недостаток опыта в построении подобного рода платформ; определённая «инертность» городских жителей при использовании таких цифровых платформ и т.д.

В сфере оптимизации управления муниципальной собственностью и проведения её цифровизации, необходимо на основе проведённого анализа задач цифровизации и выявления потерь при управлении муниципальной собственностью.

В связи с активным развитием информационных систем,

ростом инфраструктурных сервисов, увеличением количества обрабатываемой и хранимой информации в базах данных необходимо увеличение рабочих мощностей сервисного оборудования и объёмов систем хранения данных, что в свою очередь приведёт к необходимости определения единого метода оценки результата по использованию цифровых технологий при управлению собственностью в том или ином муниципалитете.

Предложение на использование информационно-коммуникационных технологий могут формировать организации IT-сектора, осуществляющие деятельность в сфере телекоммуникаций, информационных технологий, разработки компьютерного программного обеспечения и т.д.

В задачах муниципального образования город Пермь стоит реализация нацпроекта «Цифровая экономика» до 2024 года - это создание универсальной цифровой платформы инвентаризации, учёта и контроля состояния всех видов энергоресурсов имущественных комплексов (на уровне муниципалитета).

Также, задачей до 2024 года является формирование информационной инфраструктуры, увеличение рабочих мощностей серверного оборудования и объёмов систем хранения данных, обеспечение прозрачности процессов учёта и распоряжения муниципальным имуществом.

Таким образом, дальнейшая проработка вопросов по необходимости использования цифровой платформы в сфере управления муниципальным имуществом представляется перспективным направлением для исследования и практического применения на уровне муниципального образования. Выводы, представленные автором, могут быть использованы в работе соответствующих структур в чьи функции входят обязанности по контролю и управлением собственностью на уровне муниципального образования, как в Пермском крае, так и в других регионах нашей страны.

Примечание

Endnotes

2Стеблюк И.Ю. Типизация платформенных концепций // Инновации и инвестиции. 2020. № 2. С. 93-96.

3 Бабанова Ю.В., Лясковская Е.А., Гончарова М.В. Исследование закономерностей развития инновационного продукта // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». Т. 13. № 1. 2019. С. 102 - 109.

4 Бауэр В.П., Ерёмин В.В., Смирнов В.В. Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 20212023 годах // Экономика. Налоги. Право. № 14(1). 2021. С. 41-51.

5 РепешкоЮ.А., Степаненко Д.А. К вопросу о развитии государственных цифровых платформ // Электронный научно-экономический журнал

«Стратегии бизнеса». Т. 9. № 2. 2021. С. 49-52.

6 Левченко Т.А., Левченко Д.М. Анализ уровня и перспектив развития цифровой экономики: российские и глобальные тенденции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. № 4. 2020. С. 25-36.

7 Наролина Т.С., Смотрова Т.И., Некрасова Т.А. Направления развития цифровых платформ: зарубежный и отечественный опыт // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 10-я международная научно-практическая конференция. Курск. 2020. С. 230-236.

8 Горелов М.А., Ерешко Ф.И. Модельное обустройство цифровых платформ // Труды кольского научного центра РАН. Т. 11. № 8 (11). 2020. С. 123-134.

9 Тимофеева Т.Б., Оздоева Э.А. Анализ мирового опыта в создании цифровых платформ и связанных с ним рисков // Управление. 2020. Т. 8. № 3. С. 112-122.

10 Семячков К.А. Этапы становления цифровой экосреды современных городов. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 2 (62). с. 3.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Дубровский Валерий Жоресович - докт. экон. наук, профессор, директор Института экономики Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

dubr@usue.ru

Рожков Евгений Викторович - аспирант Института экономики Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

erozhkov00@bk.ru

В рамках работы рассматривается возможность и необходимость внедрения цифровой платформы в рамках управления муниципальной собственностью.Сценарийсостоитизнабораинициативсхарактеристиками длительности, потребности в ресурсах и взаимозависимости от других инициатив по управлению собственностью на уровне муниципалитета. Цель исследования состоит в выявлении сущности публичного управления муниципальной собственности. Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматривается вопрос публичности при управлении собственностью как приоритетным в современных реалиях. Недостаточность разработки данных вопросов предопределили актуальность, практическую значимость проблемы и задачи, которые автор обозначил в статье. Данная цель определила необходимость решения следующей задачи: определить экономический эффект управления муниципальной собственностью на

базе цифровой платформы. Цифровизация собственности в муниципальном образовании позволит преобразовать потоки аналоговых данных в цифру и перевести имеющиеся коммуникации в компьютерные технологии - это будет первым шагом к достижению цели, далее, необходимо будет завершить автоматизацию всех процессов (в инфраструктуре), и обеспечить современным оборудованием с поддержкой цифровых технологий. Цифровое управление собственностью на базе одной платформы позволяет решить задачу объединения несколько видов учёта, осуществляемого муниципалитетом, в единой информационной системе, вести систематизированный и в то же время пообъектовый учёт муниципальной собственности. Внедрение цифровой платформы по управлению муниципальной собственности города Перми проводится в соответствии с Концепцией развития цифровой экономики в Пермском крае.

Цифровая платформа, муниципальное образование, собственность, система управления, эффективность.

References (Articles from Scientific Journals)

1.Pudovkina O.E. Teoreticheskiy vzglyad na tsifrovizatsiyu promyshlen-nosti. E-SCIO, 2019, no 11(38), pp. 253-256.

2. Steblyuk I.Yu. Tipizatsiya platformennykh kontseptsiy . Innovatsii i in-vestitsii, 2020, no 2 ,pp. 93-96.

3. Babanova Yu.V., Lyaskovskaya E.A., Goncharova M.V. Issledovaniye zakonomernostey razvitiya innovatsionnogo produkta. Vestnik YuUrGU, 2019, vol. 13, no 1.pp. 102 - 109.

4. Bauer V.P., Eremin V.V., Smirnov V.V. Tsifrovyye platformy kak instrument transformatsii mirovoy i rossiyskoy ekonomiki v 2021-2023 godakh. Eko-nomika. Nalogi. Pravo, 2021, no 14(1), pp. 41-51.

5. Repeshko Yu.A., Stepanenko D.A. K voprosu o razvitii gosudarstvennykh tsifrovykh platform. Elektronnyy nauchno-ekonomicheskiy zhurnal «Strategii biznesa», 2021, vol. 9, no 2, pp. 49-52.

6. Levchenko T.A., Levchenko D.M. Analiz urovnya i perspektiv razvitiya tsifrovoy ekonomiki: rossiyskiye i global'nyye tendentsii. Vestnik Astrakhansk-ogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, 2020, no 4, pp. 25-36.

7. Narolina T.S., Smotrova T.I., Nekrasova T.A. Napravleniya razvitiya tsifrovykh platform: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt Aktual'nyye problemy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: teoriya ipraktika, 2020, pp. 230236.

8. Gorelov M.A., Ereshko F.I. Model'noye obustroystvo tsifrovykh platform. Trudy kol'skogo nauchnogo tsentra RAN, 2020, vol. 11, no 8 (11), pp. 123-134.

9. Timofeyeva T.B., Ozdoyeva E.A. Analiz mirovogo opyta v sozdanii tsi-

frovykh platform i svyazannykh s nim riskov, Upravleniye, 2020, vol. 8, no 3, pp.112-122.

10. Semyachkov K.A. Etapy stanovleniya tsifrovoy ekosredy sovremen-nykh gorodov. Regional'naya ekonomika i upravleniye: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2020, no 2 (62), p. 3.

Authors, Abstract, Keywords

Valery Zh. Dubrovsky, Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics, Ural State University of Economics.( Ekaterinburg, Russia)

dubr@usue.ru

EvgeniyV. Rozhkov, Graduate student of the Institute of Economics, Ural State University of Economics.( Ekaterinburg, Russia)

erozhkov00@bk.ru

As part of the work, the possibility and need for the introduction of a digital platform in the framework of municipal property management is considered. The scenario consists of a set of initiatives with duration characteristics, resource requirements and interdependence from other property management initiatives at the municipal level. The purpose of the study is to identify the essence of public administration of municipal property. The theoretical and methodological relevance of this work is that economists do not consider the issue of publicity in property management as a priority in modern realities. The lack of development of these questions predetermined the relevance, practical significance of the problem and the tasks that the author outlined in the article. This goal determined the need to solve the following problem: to determine the economic effect of managing municipal property on the basis of a digital platform. Methodology. During the work on the article, a general scientific method of knowing the problem and a method of system analysis, the theory of digitalization of systems, calculation and experimental methods for modeling digitalization of property, as well as methods based on the theory of functional specialization and restructuring theory, were applied. Results. Digitalization of ownership in the municipality will allow you to convert analog data flows into a figure and transfer existing communications to computer technology - this will be the first step towards achieving the goal, then it will be necessary to complete the automation of all processes (in the infrastructure), and provide modern equipment with support for digital technologies. Conclusions. Digital property management on the basis of one platform allows you to solve the problem of combining several types of accounting carried out by the municipality in a single information system, to maintain a systematic and at the same time object accounting of municipal property. The introduction of a digital platform for the management of municipal property of the city of Perm is carried out in accordance with the Concept for the Development of the Digital Economy in the Perm Territory.

Digital platform, municipality, property, management system, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.