МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy
Е.В. Рожков
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
E.V. Rozhkov
Methodical Approaches and Efficiency in the Digitization of Municipal Property
В условиях новых требований экономики к вопросам по эксплуатации имущественного комплекса, в т.ч. муниципальной собственности, перед руководителями муниципальных образований встает вопрос о методических подходах по ее использованию. И в первую очередь, это связано с тем, что существующие методы уже устарели, а новые не разработаны. В условиях повсеместной цифровизации, необходимо поднимать вопрос об эффекте от цифровизации муниципальной собственности.
Актуальность данной работы, обусловлена тем фактом, что для муниципальных образований, официально не определена методика определения эффективности от проведения процессов по цифрови-зации собственности, а экономический эффект от использования имущества требует ежедневной оценки и сравнения.
По мнению скептиков, цифровизация, не есть панацея для экономического развития и она не представляет собой ключевую составляющую продуктивного управления имуществом, но имеются и сторонники такого мнения, что может существовать временной лаг между внедрением цифровых технологий и изменением эффективности управлением муниципальной собственностью1.
Проблема исследования заключается в отсутствие рекомендаций федеральных и региональных органов власти по оценке эффективного использования муниципального имущества при цифровизации. Цель данной работы состоит в выявлении необходимости разработки новых методов определения эффективности управления муниципальной собственности в условиях цифровизации, позволяющих повысить эффективность отчетности при управлении имуществом муниципального образования.
Задача исследования заключается в необходимости выработки
методики определения эффективного использования собственности муниципалитета при внедрении цифровых технологий.
Этапы методического подхода по проведению процедуры оценивания реализации цифровых технологий в управлении муниципальным имуществом - оценка сопряженности и согласованности между количественными показателями стратегических целей, т.е. качества цифровизации процессов исполнения условий управления собственностью на уровне муниципального образования2.
В основу методики должны одновременно закладываться, как цифровые критерии, так и не цифровые3.
Выявляемые ограничения при оценке уровня цифровизации управления муниципальной собственностью связаны со следующими элементами: определение стартовых понятий информации, цифровизации и цифровой трансформации муниципального управления; определение требований к поиску правовых ограничений и возможностей цифровизации имущества4.
Сегодня эффективность использования муниципального имущества определяется объемом денежных средств, получаемых от его эксплуатации. И в основном, в особенности в крупных муниципальных образованиях, эта статья дохода не является к формирующей бюджет, и поэтому к поступлению денежных средств относятся, таким образом: главное - чтобы поступления были. А вопрос о том, чтобы увеличить поступления в муниципальный бюджет за счет правильного и современного подхода к эксплуатации собственности не ставится.
По программе «Управление муниципальным имуществом города Перми», местными органами власти реализуются поставленные перед ними задачи. Результаты по реализации этой программы за последние годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты программы «Управление муниципальным имуществом города Перми»*
Наименование показателя Ед. изм. 2020 г. 2021 г. 2022 г-.
(в плане)
Доля имущества, находящегося в реестре муниципального имущества города Перми % 96,2 96,2 96,2
Объем задолженности в бюджет города Перми по арендной плате за имущество (без учета пени и штрафов) млн руб. 124,0 105,4 89,6
Снижение площади пустующих помещений, находящихся в составе имущества муниципальной казны более 1 года, на 15 % ежегодно тыс. кв. м. 192,9 163,9
Доходы от сдачи в аренду имущества млн руб. 111,3 114,7 124,5
*Источник - Составлено автором.
Объемы денежных средств, поступившие в бюджет города за 2019 и 2020 гг. включают доходы от предоставления на платной основе парковочных мест.
Как частный пример, можем предположить, что появится экономический эффект, после цифровизации бесхозной собственности на территории муниципального образования. Порядок применения цифровизации к бесхозной собственности5, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Управление бесхозяйственной инфраструктурой
Действия органов местного самоуправления Ожидаемый результат
Проведение полной инвентаризации, постановка на учет и перевод объектов в собственность муниципального образования Полноценная информация по объектам бесхозного имущества
Цифровизация имущества, его дальнейшее использование по назначению или продажа Пополнение муниципального бюджета
Как видно по информации, представленной в таблице 2, бюджет муниципального образования, в котором будет проведена соответствующая работа с бесхозным имуществом, и его соответствующем переводе в цифру, может получить прибыль при возможной реализации учтенной собственности.
Исследование значимости эффективности управления муниципальной собственности, проведенное на примере муниципального образования город Пермь, дало понять необходимость проработки методик оценки использования городской собственности. Поэтому можно говорить о необходимости применения цифровых технологий при управлении муниципальной собственностью, внедрению цифровых платформ, использование которых поможет потребителям услуг, предоставляемых муниципалитетом, разобраться в наличии имущества, его стоимости, стоимости услуг по аренде и т.д.
Также необходимо отметить и еще о такой проблеме использования цифровой платформы управления муниципальной собствен-
ностью как невозможность осуществлять прямой контроль над нею со стороны собственника и соответственно местные органы власти способны снабжать только ресурсами, которые увеличивают возможность для гибкого соучастия в развитии платформы. То есть собственник платформы поддерживает процесс создания комплексов через обеспечение руководством и открытым программным интерфейсом для потребителя. Соответственно, требуется некий баланс стандартизации граничных ресурсов в комбинации с гибкостью, и в целом необходим баланс контроля и открытости со стороны местных органов власти в отношении самой платформы, и в отношении ее пользователей (жителей муниципального образования)6.
На региональном уровне, при разработке нормативных документов по внедрению цифровизации, необходимо учитывать необходимость в разработке методик для муниципальных образований по управлению собственностью в современных условиях при внедрении «цифры» в экономику региона и муниципальных образований.
Дубровский В.Ж. и Бурак А.А., дают определение применению программно-целевому управлению, которое заключается в комплексном подходе к решению неких задач, четкости поставленной цели и направленности на определенный результат (базисом программно-целевого управления выступает программно-целевое планирование, которое опирается на системные документы долгосрочного планирования - целевые программы)7.
Совершенствование взаимодействия между городской властью и горожанами позволяет предположить, что в ближайшее время появятся объединенные цифровые платформы, использование которых позволит контролировать процессы, происходящие с муниципальной собственностью, не только чиновникам, но и потребителям, а именно крупным компаниям, малому и среднему бизнесу и людям, ищущим ту или иную информацию для личного потребления.
Примечания Endnotes
1 Кочетков Е.П., Забавина А.А. Цифровая трансформации компаний: сущность и эмпирическая оценка влияния на эффективность // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 1 (195)С. 38-51.
2 Данилова И.В., Савельева И.П., Лапо А.С. Оценка стратегической социально-экономической политики региона: методический подход // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13. № 2. С. 17-27.
3 Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93-114.
4 Обыденов А.Ю., Козлов А.В. Анализ ключевых компонентов цифровых платформ. Экосистемно-стейкхолдерский подход // Креативная экономика. 2020. № 4-12. С. 3229-3246.
5 Сыров А.Н. Управление на муниципальном уровне бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры // Вопросы региональной экономики. 2020. № 3 (44). С. 111-117.
6 Южаков В.Н., Талапина Э.В., Ефремов А.А. Правовые ограничения для использования прорывных цифровых технологий в государственном управлении // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. № 3. С. 235-237.
7 Дубровский В.Ж., Бурак А.А. Опыт и перспективы программно-целевого управления сложноорганизованными экономическими системами // Современные управленческие технологии: от теории и методологии к практическим решениям. Монография. Под научной редакцией И.Н. Тка-ченко. Екатеринбург, 2016. Уральский государственный экономический университет. С. 60-78.
Автор, аннотация, ключевые слова
Рожков Евгений Викторович - соискатель кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета, (г. Екатеринбург)
В условиях развития цифровых технологий одним из моментов в управлении муниципальным образованием ставится вопрос о эффективном управлении имуществом, и в особенности в эффективности его использования после перевода в «цифру». В отсутствии современных методов оценки эффекта от применения цифровых технологий в управлении собственности, проявляется необходимость в их разработке и применении. Цифровизация собственности позволит преобразовать потоки аналоговых данных в цифру и перевести имеющиеся коммуникации в компьютерные технологии - это будет первым шагом к достижению цели, далее, необходимо будет завершить автоматизацию всех процессов, и обеспечить современным оборудованием с поддержкой цифровых технологий. Цифровое управление муниципальной собственностью позволяет решить задачу объединения несколько видов учета, осуществляемого регионом, в единой информационной системе, вести систематизированный и в то же время пообъектовый учет региональной собственности. Оценку цифровизации имущества могут давать потребители муниципальных услуг путем - направления информации в режиме «он-лайн» на соответствующую цифровую платформу.
Цифровая трансформация, муниципальное образование, методы, эффект, эффективность управления
References (Articles from Scientific Journals)
1. Danilova I.V., Savelyeva I.P., Lapo A.S. Otsenka strategicheskoy sotsi-alno-ekonomicheskoy politiki regiona: metodicheskiy podkhod. Vestnik YuUr-GU. Seriya «Ekonomika i menedzhment», 2019, vol. 13, no. 2, pp. 17-27.
2. Kochetkov E.P., Zabavina A.A. Tsifrovaya transformatsii kompaniy: su-shchnost i empiricheskaya otsenka vliyaniya na effektivnost. Vestnik Samarsk-ogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021, no. 1 (195), pp. 38-51.
3. Obydenov A.Yu., Kozlov A.V. Analiz klyuchevykh komponentov tsi-frovykh platform. Ekosistemno-steykkholderskiy podkhod. Kreativnaya ekonomika, 2020,no.4-12, pp.3229-3246.
4. Sidorenko E.L., Bartsits I.N., Khisamova Z.I. Effektivnost tsifrovogo gosudarstvennogo upravleniya: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya, 2019, no. 2. pp. 93-114.
5. Syrov A.N. Upravleniye na munitsipalnom urovne beskhozyaynymi obyektami inzhenernoy infrastruktury. Voprosy regionalnoy ekonomiki, 2020, no. 3(44), pp. 111-117.
6. Yuzhakov V.N., Talapina E.V., Efremov A.A. Pravovyye ogranicheniya dlya ispolzovaniya proryvnykh tsifrovykh tekhnologiy v gosudarstvennom up-ravlenii. VestnikRUDN. Seriya: Politologiya, 2018, no. 3. pp. 235-237.
(Monograph)
7. Dubrovskiy V.Zh., Burak A.A. Opyt i perspektivy programmno-tselevo-go upravleniya slozhnoorganizovannymi ekonomicheskimi sistemami. Ekaterinburg, 2016, pp. 60-78.
Author, Abstract, Keywords
Evgeniy V. Rozhkov - candidate of the Ural State University of Economics, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)
In the context of the development of digital technologies, one of the points in the management of municipal education is the question of effective management of property, and especially in the effectiveness of its use after transfer to "digit". In the absence of modern methods for assessing the effect of digital technology in property management, there is a need to develop and apply them. The digitization of ownership will transform analogue data flows into numbers and translate existing communications into computer technologies - this will be the first step towards achieving the goal, further, it will be necessary to complete the automation of all processes, and to provide modern equipment with digital support.
The digital management of municipal property allows to solve the problem
of combining several types of accounting carried out by the region in a single information system, to conduct a systematic and at the same time object accounting of regional property. Assessment of the digitization of property can be given by consumers of municipal services by channeling information online to the appropriate digital platform.
Digital transformation, municipal education, methods, effect, management efficiency.