Е. В. Рожков
ЦИФРОВИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
E. V. Rozhkov
Digitalization of Russian Regions, Opportunities and Problems (Using the Example of the Perm Territory)
В 2020 г. в Женеве прошла четвертая сессия Межправительственной группы экспертов по электронной торговле и цифровой экономике Совета по торговле и развитию Организации Объединенных наций, на которой рассматривалась динамика создания стоимости в цифровой экономике, цифровых данных и цифровых платформ. Изучалась роль международной политики и сотрудничества в развитии цифровой экономики.
Сегодня во всем мире происходит стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий1. Основными странами занимающих лидирующие позиции по цифровизации экономики являются США и Китай, чьи компании считаются самыми дорогостоящими (Amazon Inc., Microsoft, Alphabet Inc., Alibaba Grop и т.д.)2. В нашей стране реализуется программа развития цифровой экономики, которая должна быть реализована до 2025 г.3, в рамках программы утверждена стратегия развития информационного общества России до 2030 г. В России, большинство крупных компаний, которые могут позволить себе развивать и внедрять цифровизацию в своем производстве, являются предприятия, относящиеся к таким сферам экономики как: добыча полезных ископаемых, нефтегазодобыча, металлургия и т.д. На основании регламентированных федеральных документов Министерством информационного развития и связи Пермского края была подготовлена концепция развития цифровой экономики региона до 2024 г. Общее управление реализацией концепцией осуществляет Координационный совет по развитию цифровой экономики при губернаторе Пермского края.
В 2017 г. Пермский край занимал 35 место среди субъектов Российской Федерации в рейтинге на уровне страны по развитию информационного общества4. Развитие современного информационного общества на местном уровне невозможно реализовать за счет средств местных бюджетов без соответствующего федерального финансирования и инновационной деятельности. В соответствии с «дорожной картой» в городах Пермского края проводится цифровое преобразование - цифровизация городского хозяйства (пилотный проект Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).
Актуальность изучения данной темы носит бесспорный характер в связи с отсутствием методологии и методического инструментария анализа статистических данных по результатам финансирования регионов по внедрению ИКТ и их последствиям в экономике.
Цель статьи заключается в определении возможности и проблем внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном уровне. Задача исследования заключается в выявлении характерных признаков внедрения ИКТ на уровне Пермского края.
Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, тестов, образцов и звука5. Несмотря на то, что профессиональный подход к управлению инвестиционных проектов приведет к наилучшему результату при минимальном расходовании материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов до момента его достижения необходимо предпринимать все возможности для решения текущих проблем начиная с региона6.
Вопросы, связанные с процессами по цифровизации регионов изучались как российскими: А.М. Болотов, О.В. Михеенко, С.Н. Обмачевская7, так и иностранными учеными: E. Bakici8, B. Bergvall-Kareborn9, A. Camero10, D. Carter11, H. Couclelis12, R.P. Dameri13, A.I. Gretchenko14, P. Hall15, J. Howe16, N. Komninos17, Z. Putra18.
Например, С.Н. Обмачевская рассматривает вопросы, поставленные в программе «Цифровая экономика» с точки зрения мировых тенденций в экономике и повышения конкурентоспособности нашей страны.
С.В. Орехова обращает внимание на эффективность функционирования промышленных предприятий в современной экономике, которые могут стать катализатором для сегмента высокотехнического бизнеса в нашей стране, при условии поддержания и роста внутреннего спроса на рынке «B2B»19.
Согласно мнению Н.Ю. Ярошевич «вторая фаза» индустриализации которая сейчас идет, происходит за счет автоматизации и компьютеризации различных процессов, замены машинного труда - автоматизированными системами управления, повышения уровня инновационного и наукоемкого производства20.
В работе автором применяется общенаучный метод познания местных особенностей (на уровне региона) внедрения и развития цифровизации.
Новизна статьи состоит в комплексном исследовании развития деятельности по внедрению цифровизации в городах Пермского края за последние годы, а также актуальности правового регулирования образующихся экономических отношений и важности методического подхода к решению образующихся проблем в данной области.
Методология и метод исследования. Автор представляет системный логический анализ различных этапов цифровизации и направлений развития современных городов в Пермском крае21. 20
Организационно-логическая схема процесса цифровой трансформации в регионе представляется созданием муниципальных цифровых сервисов и услуг, созданных на основе комплекса мероприятий, основанных на цифровой трансформации системы муниципального управления22.
Цифровое преобразование в промышленности региона невозможно без инновационного развития. Ряд промышленных предприятий региона из разных отраслей экономики, успешно внедряющих инновационные технологии на своем производстве, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Предприятия Пермского края использующие инновации при производстве*4
№ п/п Наименование отрасли Наименование предприятия Форма собственности
1 нефтехимия ООО «ЛУКОЙЛ» частная
2 нефтехимия ОАО «Сибур-Химпром» частная
3 нефтехимия ОАО «Метафракс» частная
4 нефтехимия ОАО «Азот» частная
5 нефтехимия ОАО «Минеральные удобрения» частная
6 нефтехимия ОАО «Сорбент» частная
7 химия ОАО «Уралкалий» частная
8 химия, оборонная промышленность ОАО «НИИПМ» частная
9 металлургия ОАО «ВСМПО-АВИСМА» частная
10 машиностроение ОАО «Протон-ПМ» частная / государственная
11 машиностроение ОАО «НПО «Искра» частная / государственная
12 машиностроение ОАО «Авиадвигатель» частная / государственная
13 машиностроение ОАО «Стар» частная / государственная
14 машиностроение ОАО «ПНППК» частная
15 машиностроение ЗАО «Новомет-Пермь» частная
* - Составлено автором4
Как видно из таблицы 1, большинство предприятий, представленных автором как инновационными, находится в частной собственности, они применяют в своей производственной деятельности инновации, являются традиционными промышленными предприятиями из устойчивых отраслей экономики и по уровню затрат инновации преобладают в сфере технологий. Некоторые предприятия, такие как ОАО «Метафракс», ОАО «Азот», ОАО «Уралкалий» являются градообразующими предприятиями, и от их деятельности по продвижению цифровых технологий не только на производстве, но и в самих городах.
Кроме того, для дальнейшего развития и успешной конкуренции на уровне страны им необходимо увеличить внедрение цифровой трансформации (роботизация, блокчейн, искусственный интеллект, облачные вычисления, машинное обучение, нейронные сети) при производстве своей продукции, а также воспроизведения новых продуктов.
Концепция развития цифровой экономики региона до 2024 г., подразумевает, что предприятия и организации сектора ИКТ представляют предложение в цифровой экономике, а население и государственные и муниципальные органы, подведомственные им организации и отрасли экономики региона, которые являются потребителями продуктов и услуг ИКТ, представляют спрос в цифровой экономике.
Цифровая экономика - экономика, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
Цифровая экономика региона - это экономика, в которой цифровые технологии являются драйвером роста всей региональной экономики и общественного прогресса. Услуги и технологии цифровой экономики характеризуются высокой доступностью для потребителей (населения) и используется на территории всего региона.
Цифровая экономика Пермского края состоит из двух составляющих, это предприятия и население региона. Есть пять направлений, реализация которых позволяет достичь цель концепции развития цифровой экономики в Пермском крае23:
- создание инфраструктурных и организационных условий для развития цифровой экономики (устранение «цифрового неравенства» для всех муниципалитетов в крае, создание технопарков в сфере высоких технологий);
- обеспечение кадрового и научного развития цифровой экономики (создание и развитие «ИТ-университета», «Кванториума», «Яндекс-лицея»). Создание супер-сервиса для повышения цифровой грамотности с возможностью применения теории при решении практических задач. Так, например, с 16 октября 2020 г. жители Пермского края получили возможность получить бесплатное дополнительное образование по компетенциям цифровой экономики (он-лайн-обучение IT-специальностям) на портале «Цифровая экономика» национальных проектов России. Создание Пермского сетевого IT-университета;
- внедрение цифровых технологий в производственной сфере (создание и внедрение на производствах промышленных предприятий: цифровой платформы «Производственный UBER», центров компетенций (по технологиям блокчейна, аддитивным производствам, сервисной и промышленной робототехнике, платформами BI, ERP, Big Data, Analitics, технологиями умного города и телекоммуникации));
- применение цифровых технологий в бюджетной сфере («Библиотека сервисов», «Электронное образование», «Электронное здравоохранение», «Безбумажный документооборот», «Государственные услуги в электронном виде», «Автоматизация финансовых процессов - системы планирования и учета»). В государственных и муниципальных структурах отказ от бумажного документооборота, а также предоставление различных справок в электронном виде. Финансовая поддержка на конкурсной основе компаний, использующих высокие технологии в медицине. Оказание своевременной технологичной медицинской помощи по месту требования. Внедрение региональной медицинской информационной системы и автоматизации работы скорой медицинской помощи;
- комплексное внедрение технологий «Умного города» в муниципальных образованиях (проекты «Умный город», «Умный транспорт», «Умное освещение», «Умная энергетика», «Умное водоснабжение», «Чистый город», «Безопасный город», «Экологичный город»). Интеллектуальное управление городским общественным транспортом. Внедрение фото- и видео- фиксации в дорожном движении. Оцифровка инфраструктуры, чистая вода и воздух. Внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, автоматизированного контроля исполнения заявок потребителей и устранения аварий. Энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку. Использование возможностей интернета в парадигме Интернета вещей дает возможность автоматизации парковочных мест в центральной части как города
Перми, так и других городов региона. Управление водными и энергетическими ресурсами и т.д.
Результаты исследования, обсуждение. Возможности цифрови-зации регионов - это реагирование экономики на новые технологические тренды в стране. Для достижения цели цифровизации региона необходимо увеличить приток кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов, выступающих в качестве основы долгосрочного роста ИКТ-сектора, а также увеличить спрос на продукцию и услуги сектора.
Проблемы - отсутствие в существующих нормативных документах и государственных программах контрольных точек реализации программы цифровизации и методического инструментария анализа полученных результатов при финансировании из федерального бюджета. Кроме того, при всеобщем внедрении цифровиза-ции, необходимо заранее выработать решение возникающих таких проблем, как: распространение (и(или) утечка) информации; роста мошенничества с персональными данными людей; сокращение привычных рабочих мест в различных сферах; отсутствие у работающих сотрудников навыков работы с использованием новых технологий, а также необходимости изменения философии мышления людей. Также, автор статьи, к проблеме внедрения и развития циф-ровизации на территории региона относит тот фактор, что реализация проектов возможна в крупных и средних городах (более 200 тысяч жителей), а в городах с населением от 100 тысяч жителей до 200 тысяч жителей невозможна без дополнительного финансирования.
Цифровизация Пермского края в соответствии с имеющимися проектами, программами и утвержденной концепцией развития региона будет достигнута и предпосылки к этому все имеются: это и применение персональных компьютеров как в производственной сфере, так и в личном пользование людьми; распространение интернета и телефонии на всей территории региона (от 3G до 4G, в дальнейшем до 5G), в том числе с мобильных устройств.
Выводы. В заключение можно сказать, что цифровизация региона повысит качество управления экономическими процессами, а именно: автоматизация процесса принятия решений, получение сведений напрямую от экономических агентов для создания цифровой модели потребителей, отдельных процессов, возможность анализа и прогнозирования на макроуровне, хозяйствующих субъектов и региональном уровне в целом. К положительному моменту по циф-ровизации региона отнесем участие во всех федеральных проектах, которые непосредственно повлияли на жизнь людей.
Уровень цифровой экономики в Пермском крае к 2024 г. должен быть на столько высоком уровне, что продукты и услуги ИКТ-сектора будут востребованы не только в регионе, но и на территории других регионов и зарубежных стран.
Примечания Endnotes
1 Болотов А.М. Анализ концепции развития цифровой экономики Пермского края в 2018 - 2024 годах. // Современная торговля: теория, практика, инновации. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летию Пермского торгово-экономического образовательного комплекса (ассоциации) «Торговое образование». Пермь. 2018. С. 67-72.
2 Сердюкова О.А. Цифровая экономика Пермского края: состояние и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 8. С. 138-144.
3Михеенко О.В. Цифровизация как основа развития экономики России. // Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура. Брянск. 2018. С. 36-39.
4 Рожков Е.В. Инновационная деятельность промышленных предприятий (на примере Пермского края) // Инновации. 2017. № 4 (222). С. 114-120.
5 Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. Устойчивость предприятий, отраслей и региона в условиях цифровизации (на примере Пермского края) // Международная научно-практическая конференция теоретические и практические аспекты формирования и развития «НОВОЙ НАУКИ». Екатеринбург. 2021. С. 90-99.
6 Попова И.Н, Аникина Д.Л. Механизм управления и оптимизации инвестиционного проекта с использованием метода сетевого моделирования // Дискуссия. № 6 (91). 2018. С. 6-16.
7 Обмачевская С.Н. Региональный аспект развития цифровой экономики: возможности и перспективы на примере Республика Адыгея // Новые технологии. Вып. 1 (47). 2019. С. 269-277.
8 Bakici, E. Almirall, J. Wareham. A Smart City Initiative: the Case of Barcelona. Journal of the Knowledge Economy. Vol. 4 (2). 2012. pp. 135-148.
9 Bergvall-Kareborn B., Stahlbrost A. Living Lab: an open and citizen-centric approach for innovation. Int J Innov Reg Dev. Vol. 1 (4). 2009. pp. 356-370.
10 Camero A., Alba E. Smart City and information technology: A review. Cities. Vol. 93. 2019. pp. 84-94.
11 Carter D. Urban Regeneration, Digital Development Strategies and the Knowledge Economy: Manchester Case Study. Journal of the Knowledge Economy. Vol. 4 (2). 2013. pp. 169-189.
12 Couclelis H. The construction of the digital city. Environment and planning B: Planning and Design. Vol. 31 (1). 2004. pp. 5-19.
13 Dameri R.P. Searching for smart city definition: A comprehensive proposal. International Journal of Computers and Technology. Vol. 11 (5). 2013. pp.2544-2551.
14 Gretchenko A.I., E.F. Nikitskaya, M.A. Valishvili, A.A. Gretchenko Role of higher education institutions in developing hr potential in a forming innovation
economy. Revista ESPACIOS. Vol. 39. no. 21. 2018. P. 13.
15 Hall P. Creative cities and economic development. Urban Studies. Vol. 37 (4). 2000. pp. 639-649.
16 Howe J. Crowdsourcing: why the power of the crowd is driving the future of business, Crown Business, N.Y. 2008. P. 11.
17 Komninos N., M. Pallot, H. Schaffers Special Issue on Smart Cities and the Future Internet in Europe. Journal of the Knowledge Economy. Vol. 4 (2). 2012.pp.119-134.
18 Putra Z., W. Knaap Urban innovation system and the role of an open web-based platform: The case of Amsterdam Smart City. Journal of Regional and City planning. Vol. 29 (3). 2018. pp. 234-249.
19 Орехова С.В. Промышленные предприятия: электронная vs традиционная бизнес-модель // Terra economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 77-94.
20 Ярошевич Н.Ю. Новая индустриализация: тенденции и приоритеты развития // Новая индустриализация: мировое, национальное, региональное измерение. Екатеринбург. 2016. С. 87-89.
21 Семячков К.А. Этапы становления цифровой экосреды современных городов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. № 2 (62). 2020. С. 3.
22 Прокопова Л.И. Разработка комплексных мероприятий по повышению эффективности системы управления муниципальным образованием на основе цифровой трансформации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. Т. 10. № 4. 2020. С. 226-234.
23 Концепция развития цифровой экономики Пермского края в 20182024 гг. Министерство информационного развития и связи Пермского края [Электронный ресурс] URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/05/ perm.
Автор, аннотация, ключевые слова
Рожков Евгений Викторович - соискатель кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета, (г. Екатеринбург)
В статье рассмотрены возможности и проблемы реализации программ цифровизации в Пермском крае. Исследование направлено на изучение тенденции развития цифровой экономики. Обобщены данные по предприятиям региона внедряющие инновационные проекты. Представлен системный логический анализ этапов цифровизации крупных и средних городов региона. Проведен анализ экономических направлений развития цифровой экономики Прикамья, позволяющий определить возможность достижения цели цифровизации до 2024 г. (создание инфраструктурных условий; обеспечение кадрами; внедрение цифровых технологий в производственной сфере; применение цифровых технологий в бюджетной
сфере; комплексное внедрение технологий «Умного города»). Выявлены общие проблемы характерные для всех регионов, к которым относятся: отсутствие в существующих нормативных документах и государственных программах контрольных точек реализации программы цифровизации и методического инструментария анализа полученных результатов при финансировании из федерального бюджета. Автором статьи предложено решение проблем, имеющихся в Пермском крае при внедрении цифрови-зации, касающихся утечки информации; роста мошенничества с персональными данными людей; сокращение привычных рабочих мест в различных сферах; отсутствие у работающих сотрудников навыков работы с использованием новых технологий. Продукты и услуги информационных и коммунальных технологий (ИКТ-сектора) внедряемые в городах региона, при соответствующем федеральном финансировании, могут быть распространены в муниципальных образованиях других регионов.
Цифровизация, регион, ИКТ-сектор, город, услуги, технологии
References (Articles from Scientific Journals)
1. Bakici, E. Almirall, J. Wareham. A Smart City Initiative: the Case of Barcelona. Journal of the Knowledge Economy, vol. 4 (2), 2012, pp. 135-148.
2. Bergvall-Kareborn B., Stahlbrost A. Living Lab: an open and citizen-centric approach for innovation. Int JInnov Reg Dev, vol. 1 (4), 2009, pp. 356370.
3. Camero A., Alba E. Smart City and information technology: A review. Cities, vol. 93, 2019, pp. 84-94.
4. Carter D. Urban Regeneration, Digital Development Strategies and the Knowledge Economy: Manchester Case Study. Journal of the Knowledge Economy, vol. 4 (2), 2013, pp. 169-189.
5. Couclelis H. The construction of the digital city. Environment and planning B: Planning and Design, vol. 31 (1), 2004, pp. 5-19.
6. Dameri R.P. Searching for smart city definition: A comprehensive proposal. International Journal of Computers and Technology, vol. 11 (5), 2013,pp. 2544-2551.
7. Gretchenko A.I., E.F. Nikitskaya, M.A. Valishvili, A.A. Gretchenko. Role of higher education institutions in developing hr potential in a forming innovation economy. Revista ESPACIOS, vol. 39, no. 21, 2018, P. 13.
8. Hall P. Creative cities and economic development. Urban Studies, vol. 37 (4), 2000, pp. 639-649.
9. Howe J. Crowdsourcing: why the power of the crowd is driving the future of business, Crown Business, N.Y., 2008, P. 11.
10. Komninos N., M. Pallot, H. Schaffers. Special Issue on Smart Cities and the Future Internet in Europe. Journal of the Knowledge Economy, vol. 4 (2), 2012,pp. 119-134.
11. Obmachevskaya S.N. Regionalnyy aspekt razvitiya tsifrovoy
ekonomiki: vozmozhnosti i perspektivy na primere Respublika Adygeya. Novyye tekhnologii, no. 1 (47), 2019, pp. 269-277.
12. Orekhova S.V. Promyshlennyye predpriyatiya: elektronnaya vs traditsionnaya biznes-model. Terra economicus, 2018, vol. 16, no. 4, pp. 77-94.
13. Popova I.N, Anikina D.L. Mekhanizm upravleniya i optimizatsii investitsionnogo proyekta s ispolzovaniyem metoda setevogo modelirovaniya. Diskussiya, no. 6 (91), 2018, pp. 6-16.
14. Prokopova L.I. Razrabotka kompleksnykh meropriyatiy po povysheniyu effektivnosti sistemy upravleniya munitsipalnym obrazovaniyem na osnove tsifrovoy transformatsii. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. vol. 10. no. 4. 2020. pp. 226-234.
15. Putra Z., W. Knaap. Urban innovation system and the role of an open web-based platform: The case of Amsterdam Smart City. Journal of Regional and City planning, vol. 29 (3), 2018, pp. 234-249.
16. Rozhkov E.V. Innovatsionnaya deyatelnost promyshlennykh predpriyatiy (na primere Permskogo kraya). Innovatsii, 2017, no. 4 (222), pp. 114-120.
17. Serdyukova O.A. Tsifrovaya ekonomika Permskogo kraya: sostoyaniye i perspektivy razvitiya. Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika, 2019, no. 8, pp. 138-144.
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
18. Bolotov A.M. Analiz kontseptsii razvitiya tsifrovoy ekonomiki Permskogo kraya v 2018-2024 g. Sovremennaya torgovlya: teoriya, praktika, innovatsii. Materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 15-letiyu Permskogo torgovo-ekonomicheskogo obrazovatelnogo kompleksa (assotsiatsii) «Torgovoye obrazovaniye», Perm, 2018, pp. 67-72.
19. Dubrovskiy V.Zh., Rozhkov E.V. Ustoychivost predpriyatiy, otrasley i regiona v usloviyakh tsifrovizatsii (na primere Permskogo kraya). Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty formirovaniya i razvitiya «NOVOY NAUKI», Ekaterinburg, 2021, pp. 90-99.
20. Mikheyenko O.V. Tsifrovizatsiya kak osnova razvitiya ekonomiki Rossii. Vyzovy tsifrovoy ekonomiki: usloviya, klyuchevyye instituty, infrastruktura, Bryansk, 2018, pp. 36-39.
21. Yaroshevich N.Yu. Novaya industrializatsiya: tendentsii i prioritety razvitiya. Novaya industrializatsiya: mirovoye, natsionalnoye, regionalnoye izmereniye, Ekaterinburg, 2016, pp. 87-89.
Author, Abstract, Keywords
Evgeniy V. Rozhkov - candidate of the Ural State University of Economics, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)
The article considers the possibilities and problems of implementing dig-italization programs in the Perm Territory. The study is aimed at studying the trend in the development of the digital economy. Data on enterprises of the region introducing innovative projects are summarized. A systematic logical analysis of the stages of digitalization of large and medium-sized cities of the region is presented. An analysis of the economic directions of the development of the digital economy of the Kama region was carried out, which allows us to determine the possibility of achieving the goal of digitalization until 2024 (creating infrastructure conditions; staffing; introduction of digital technologies in the production sector; the use of digital technologies in the budget sector; integrated implementation of Smart City technologies). Common problems characteristic of all regions were identified, which include: the absence in existing regulatory documents and state programs of checkpoints for the implementation of the digitalization program and methodological tools for analyzing the results obtained with funding from the federal budget. The author of the article proposed a solution to the problems existing in the Perm Territory when introducing digitalization related to information leakage; the growth of fraud with personal data of people; reduction of jobs in various fields; Lack of skills in working staff using new technologies. The products and services of information and communal technologies (ICT-sectors) introduced in the cities of the region, with appropriate federal funding, can be distributed to municipalities of other regions.
Digitalization, region, ICT sector, city, services, technologies.