ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (140), 2014
УДК 332.122
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (региональный аспект)
© Олег Викторович ГОЛОСОВ
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, главный ученый секретарь, e-mail: [email protected]
© Валентина Викторовна СМАГИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике и воспитательной работе, e-mail: [email protected]
В условиях нестабильного экономического развития страны ключевым индикатором происходящих изменений является качество жизни населения, которое можно охарактеризовать как «социальное здоровье населения». За последние годы в России произошли существенные социально-политические изменения, которые привели к трансформации и третьего сектора экономики - некоммерческих организаций. Приняты законы и программы, поддерживающие развитие НКО, реализуются грантовые конкурсы и заказы, где с каждым годом участвуют все большее число некоммерческих организаций. Произошли и позитивные сдвиги в обществе по отношению к деятельности третьего сектора, что позволяет констатировать участие НКО в формировании реальной идеологии социального здоровья. В чем конкретно проявляется деятельность НКО в углублении процессов социального оздоровления общества? Оно проявляется в обеспечении достойного образа жизни населения, снятии социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, восполнении недостатков государственной социальной политики и функционирования рыночных механизмов за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, общественном восполнении перекосов социальных отношений, реализации механизмов обратной связи населения и властных структур. Важнейшим вопросом финансирования социальной сферы должен стать институт некоммерческих общественных объединений, который поможет институционализации общественных инициатив в социальной сфере, их включению в реализацию региональных и местных целевых программ, разработанных и реализуемых государственными и муниципальными структурами, региональными представительствами федеральных ведомств.
Ключевые слова: негосударственные некоммерческие организации; институт гражданского общества; качество жизни; «социальное здоровье населения».
Ключевым индикатором общественных процессов в современной России может стать категория «социальное здоровье населения».
Понятие «социальное здоровье населения» тесно связано с таким понятием, как качество жизни населения [1, с. 224].
За последние годы в России произошли существенные социально-политические изменения: российское общество стало более открытым; развиваются институты демократии и многопартийная система; формируются механизмы рыночной экономики. Можно сказать, что в России создаются условия для развития института гражданского общества.
Вместе с тем нынешнее состояние третьего сектора в России, который составляют негосударственные некоммерческие
организации, можно охарактеризовать следующими чертами:
во-первых, он мал: его трудовые ресурсы составляют 1,1 % экономически активного населения, что меньше на 5-10 % аналогичного показателя в странах Западной Европы, Израиля, Канады, США, Японии, однако сопоставимо со странами Восточной Европы;
во-вторых, он недостаточно влиятелен, имеет слабый административно-правовой и незначительные материальные ресурсы;
в-третьих, он имеет незначительные социальный и символический капиталы, остается во многом без серьезной кадровой подпитки, сильных и компетентных лидеров;
в-четвертых, очень велика внутренняя дифференциация и неоднородность общест-
венных организаций, они имеют серьезные различия по тематической ориентации, экономической активности, уровню отстаивания интересов и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
По данным Росстата, в России насчитывается около 342 тыс. НКО. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, численность реально действующих НКО составляет не более 35 % от зарегистрированных.
Каким же образом сложившиеся условия для развития НКО сказываются на степени эффективности их деятельности и, прежде всего, в формировании социального здоровья населения.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в ведомственном реестре на 1 января 2009 г. содержались сведения о 1110 общественных объединениях, 203 региональных организациях и 207 некоммерческих организациях. На 1 января 2010 г. -сведения о 1000 общественных объединениях, 209 религиозных организациях и 208 некоммерческих организациях [2]. На 1 января 2011 г. - сведения о 883 общественных объединениях, 210 религиозных организациях и 227 некоммерческих организациях. Как видим, наблюдается сокращение общей численности зарегистрированных объединений и организаций, что можно объяснить проводимой региональным Управлением юстиции работой по признанию общественных образований, прекративших свою деятельность в качестве юридических лиц. Сокращение числа общественных объединений связано также не только с ужесточением законодательства в части процедуры их регистрации и проведения отчетности об их деятельности, но и с крайне слабой поддержкой деятельности общественных организаций со стороны региональной и местной власти, как финансовой, так и в части предоставления помещений и иных ресурсов.
Среди них устойчиво сохраняются, на-
- детские и молодежные объединения;
- объединения в сфере здравоохранения;
- объединения в сфере экологической безопасности.
Следуя содержанию реестра, казалось бы, количество НКО способно обеспечить серьезные ресурсы влияния на социальное здоровье граждан [3]. Вместе с тем анализ показывает, что более половины зарегистрированных общественных организаций проявляют невысокую, а около четверти - чрезвычайно низкую социальную активность, которая, к сожалению, не коррелирует с количеством и качеством проблем, существующих на территории муниципальных образований области. Одна из главных причин - недостаток опыта, знаний и навыков организаторской работы у руководителей (лидеров) общественных объединений.
Вместе с тем за последние пять лет произошли и позитивные сдвиги в обществе по отношению к деятельности третьего сектора, что позволяет констатировать участие НКО в формировании реальной идеологии социального здоровья. Более половины опрошенных хотели бы участвовать в работе общественных и благотворительных организаций. Следовательно, ценность участия в деятельности НКО в восприятии населения заметно возросла, хотя роста реального участия не наблюдается, поскольку опрашиваемые, как правило, не знают, каков порядок вступления в НКО или где она располагается [4]. Наблюдается полное отсутствие информации и о других значимых сторонах работы общественной организации. Вырос лишь общий уровень осведомленности населения о существующих в регионе (муниципальном образовании) видах общественных организаций -с 20 % в 2007 г. до 50 % в 2011 г.
Отмечая позитивные результаты в деятельности тамбовских НКО, можно выделить следующие моменты:
принят ряд региональных законов и программ, поддерживающих развитие НКО (развитие благотворительности, добровольчества; облегчение процедур регистрации и отчетности; поддержание НКО в социальной сфере) [5];
реализуются грантовые конкурсы и заказы на уровне региона и муниципалитетов, в которых с каждым годом участвует все большее число некоммерческих организаций;
пример, следующие:
- спортивные объединения;
- объединения в сфере образования;
- юридические объединения;
- объединения инвалидов;
- благотворительные объединения;
- творческие объединения;
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (140), 2014
растет самоорганизация граждан по месту жительства благодаря принятию законодательства о местном самоуправлении с четким разграничением полномочий и функ-
ций местного и территориального самоуправлений и благодаря наработке практики организации территориальных общественных самоуправлений (ТОСов) и товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Эксперты констатируют потребность в проблемно ориентированных организациях, решающих задачи по защите социальных прав граждан, в т. ч. в направлении улучшении социального здоровья. Между тем их число от общего количества НКО составляет менее 40 %.
Общественное здоровье проявляется во множестве прозаичных, но очень нужных дел: благоустройстве дворов и микрорайонов, заботе о стариках и инвалидах, помощи нуждающимся, организации досуга детей и т. п.
В чем конкретно проявляется деятельность НКО в углублении процессов социального оздоровления общества? Оно проявляется в выполнении следующих основных функций:
обеспечении достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны позаботиться о себе;
- снятии социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, вторые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в существующих условиях;
- восполнении недостатков государственной социальной политики и функционирования рыночных механизмов за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т. е. повышения ее эффективности;
общественном восполнении перекосов социальных отношений, приводящих к отходу (часто не по своей воле) отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ведет к ограничению их возможностей потребления общественных благ и самореализации;
- реализации механизмов обратной связи населения и властных структур, определение социальных приоритетов от тех, кто
в социальном плане не способен в силу объективных причин отстаивать свои права.
Опыт взаимодействия Общественной палаты с НКО, работающими в социальной сфере, свидетельствует, что тамбовский третий сектор в последние пять-шесть лет все активнее берет на себя часть обязательств по следующим основным направлениям:
- охрана материнства, отцовства и детства, поддержка образования, здравоохранения, культуры, физического воспитания;
- обеспечение экономической самодостаточности граждан, регулирование трудовых отношений работника и работодателя, поддержка индивидуального предпринимательства и малого бизнеса, взаимодействие с государственными структурами по снижению безработицы на рынке труда;
- осуществление социальной поддержки инвалидов (медицинская помощь, специальное питание, протезирование, устройство пандусов и т. п.), профилактика и лечение социально опасных болезней (наркомания, туберкулез, СПИД), помощь пенсионерам по возрасту;
вовлечение населения, прежде всего молодежи, в добровольческую деятельность как важнейшую социальную практику гражданского общества, обучение добровольцев.
Эксперты из числа представителей регионального некоммерческого сектора, а также бизнес-структур считают крайне важным развивать негосударственные источники финансирования социальной сферы (расширение различных видя пожертвований, стимулирование практики создания региональных или отраслевых - по виду деятельности -целевых капиталов для поддержки небольших НКО) [6]. Такие источники финансирования помогут институционализации общественных инициатив в социальной сфере, их включению в реализацию региональных и местных целевых программ, разработанных и реализуемых государственными и муниципальными структурами, региональными представительствами федеральных ведомств. Формами сотрудничества структур государственного управления и общественников, как показывает практика последних лет, становятся участие в работе согласительных комиссий, общественных советов, работе в государственно-общественных консультативных органах, разработка предложений в ре-
гиональное законодательство и местные нормативно-правовые акты, участие в публичных слушаниях по бюджетному процессу и др.
Главной задачей, решаемой в рамках публичного диалога, является обеспечение социальной поддержки собственным программам и инициативам НКО, которые затрагивают целевые интересы формирования социального здоровья различных групп населения области в таких сферах, как развитие и качество инфраструктуры и здравоохранения, проблемы социального сиротства, материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, социальной реабилитации и т. п.
Перед НКО Тамбовской области, решающих проблемы социального развития и углубления процессов социального оздоровления населения, стоят следующие задачи, требующие своего решения в ближайшее
участвующих в процессе формирования социального здоровья населения;
использование передовых, доказавших свою эффективность методов, приемов, форм экономического и социального характера по закреплению молодых кадров в учреждениях образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта;
совершенствование нормативно-правовой базы страхования различных видов (медицина, безработица, многодетные семьи и др.);
- поддержка учреждений социального обеспечения, работающих на условиях государственно-частного партнерства, детских домов, приютов, домов престарелых и т. д.;
- совершенствование механизмов передачи функций медико-социального обслуживания на дому инвалидов, одиноких престарелых людей некоммерческим и саморегулируемым организациям;
- создание единого регионального реестра граждан, нуждающихся в социальном обеспечении, социальной помощи и социальном обслуживании;
формирование атмосферы информационной открытости в социальной сфере;
- углубление процессов решения социальных проблем индивидуально-адресного продуцирования.
1. Безопасность России. Словарь терминов и определений. М., 1998.
2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М., 2013.
3. Мишин В.А. Социальное здоровье населения: зарубежная практика исследования // «Журнальный клуб Интелрос «Мир и политика». 2012. № 7.
4. Шиняева Р.В., Каюмова Л.Х. Диалог власти и населения в контексте формирования гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1 (29).
5. Штрейс В.А. Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. Вып. 132.
6. Гришин В.И., Журавлева Г.П., Смагина В.В., Юрьев В.М. Волатильность экономической теории: новая модель российской экономики: монография. Москва; Тамбов, 2011.
1. Bezopasnost' Rossii. Slovar' terminov i opredeleniy. M., 1998.
2. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii. M., 2013.
3. Mishin V.A. Sotsial'noe zdorov'e naseleniya: zarubezhnaya praktika issledovaniya // "Zhurnal'nyy klub Intelros "Mir i politika". 2012. № 7.
4. Shinyaeva R. V., Kayumova L.Kh. Dialog vlasti i naseleniya v kontekste formirovaniya grazhdanskogo obshchestva // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. 2014. № 1 (29).
5. Shtreys V.A. Fenomen blagotvoritel'nosti v Rossii: sotsial'no-filosofskiy analiz // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2011. Vyp. 132.
6. Grishin V.I., Zhuravleva G.P., Smagina V.V., Yur'ev V.M. Volatil'nost' ekonomicheskoy teorii: novaya model' rossiyskoy ekonomiki: monografiya. Moskva; Tambov, 2011.
Поступила в редакцию 1.11.2014 г.
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 12 (140), 2014
UDC 332.121
THE INFLUENCE OF THE UNIVERSITY OF NON-PROFIT SOCIAL UNITIES ON FORMING OF THE SOCIAL HEALTH OF THE POPULATION (regional aspect)
Oleg Viktorovich GOLOSOV, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Main Scientific Secretary, e-mail: [email protected]
Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Corporate Policy educational work, e-mail: [email protected]
At the conditions of an unstable economic development of the country the key identifier of the ongoing changes is the quality of the life of the population which can be characterized as "the social health of the population". For the last years a lot of significant socially-political changes were made in Russia, which led to the transformation of the third sector of economics - non-profit organizations .The laws and programs were adopted supporting the development of NCO, realizing the grant competitions and orders, where every year participate the great amount of non-profit organizations. The positive changes were made in the society towards the activities of the third sector which let us state the participating of NCO in the forming of real ideology of the social health. Wherein is the activity of NCO shown in the deepening of processes of the social heath of the society? It is shown in the security of the worthy way of life of the population, easing the social tensions by planning the level of life supplying the drawbacks of the state social politics and functioning of the market mechanisms at the expense of efficiency and targeting of the delivered help, social replenishment of distortions of social relations, realization of mechanisms of the back link of the population and powerful structures. One of the main questions of financing of the social sphere must become the university of non-profit social unities, which may help the industrialization of the social initiative in the social sphere including them in the realization of the regional and local objective programs, developed and realized by the state and municipal structures by the regional representations of the federal departments
Key words: non-state non-profit organizations; the university of the civil society; the quality of the life; "social health of the population".