Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 316.343.652
Л. Х. Каюмова
СОЦИАЛЬНЫЙ капитал некоммерческих ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА1
Аннотация.
Актуальность и цели. В современной России индикаторами становления гражданского общества, основанного на инициативах «снизу», является состав некоммерческих организаций (НКО), степень интеграции населения вокруг их деятельности, объем и характер социального капитала НКО. Целью данной статьи является определение характера взаимодействия некоммерческих организаций с социальными группами, выявление продуктивных способов коммуникаций для совершенствования структуры гражданского общества.
Материалы и методы. Анализ построен на основе обобщения результатов всероссийских исследований, обработки и интерпретации данных авторских опросов представителей некоммерческих организаций, органов власти, бизнеса, СМИ и населения Ульяновской области. Проблема исследуется с позиций коммуникативного подхода, который позволяет изучить процесс интеграции социальных субъектов, влияющих на развитие гражданского общества, раскрывает каналы сетевого взаимодействия некоммерческих организаций.
Результаты. Некоммерческие организации, работающие в регионах, имеют проблемы, которые выступают барьером в развитии гражданского общества. Выявленные проблемы связаны не только с недостаточной материальнотехнической базой «третьего сектора», но и с слабо развитым «социальным капиталом» - связями со всеми группами и слоями населения, без которых невозможно расширение пространства гражданского общества. Постоянные контакты с органами власти и представителями бизнеса, позиционирование деятельности в СМИ и интернет-коммуникациях являются необходимым условием для активизации ресурсов гражданского общества.
Выводы. В ходе исследования выявлена необходимость создания новой посреднической структуры, которая поможет некоммерческим организациям в развитии социального капитала, - Центра некоммерческих коммуникаций при общественных палатах. Центр соединит усилия профессионалов в сфере коммуникаций и лидеров НКО, что позволит увеличить объем социального капитала и конвертировать его в структуру гражданского общества.
Ключевые слова: социальный капитал некоммерческих организаций, социальное пространство гражданского общества, сетевое взаимодействие как ресурс развития гражданского общества.
L. K. Kaiumova
SOCIAL CAPITAL OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS AN INDICATOR OF THE CIVIL SOCIETY STATE IN RUSSIA
Abstract.
Background. In modem Russia the indicators of civil society, based on the initiatives “from below”, are the personnel of non-profit organizations (NPOs), the degree
1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социальный капитал некоммерческих организаций как условие развития гражданского общества в России» № 15-53-00001.
192
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
of integration of the population about their activities, the amount and nature of social capital of NGOs. The purpose of this article is to determine the nature of the interaction between non-profit organizations with social groups, identifying productive ways to improve communication structures of civil society.
Materials and methods. The analysis was based on summarizing the results of the All-Russian research, data processing and interpretation of copyright surveys of non-profit organizations, government, business, the media and the population of the Ulyanovsk region. The problem was studied from the perspective of the communicative approach, which allows to explore the integration of social actors that influence the civil society development; opens channels of networking for non-profit organizations.
Results. The non-profit organizations that are working in the region have problems that impede the development of civil society. The edentified problems relate not only to a lack of material and technical base of the “third sector”, but with poorly developed “social capital” - bonds with all groups and sections of the population, which are indispensable for the expansion of the space of civil society. Constant contact with the authorities and representatives of business, positioning activities in the media and Internet communication are the prerequisite for enhancing civil society resources.
Conclusions. The study identified the need to create a new intermediary structure that will help non-profit organizations in development of social capital - the Center for non-commercial communications at the Public Chamber. The center will connect the efforts of professionals in the field of communications and NGO leaders that will increase the amount of social capital and convert it into the structure of civil society.
Key words: social capital of non-profit organizations, social space of civil society, networking as a resource for the civil society development.
В современной России процесс становления некоммерческих организаций как института гражданского общества сталкивается с трудностями, обусловленными недоверием граждан, тяготением их к государственному патернализму, отсутствием развитых каналов социальных коммуникаций. Индикатором состояния гражданского общества, основанного на инициативах «снизу», является не только количество и состав некоммерческих организаций (НКО), но и объем их социального капитала.
Гражданское общество предполагает достаточный уровень общественного доверия, социальной солидарности и интеграции. В социуме с высоким уровнем доверия граждане готовы откликаться на разные общественные события и вызовы. Напротив, в обществах со слабым уровнем солидарных связей интеграция вокруг социально значимых идей не выходит за пределы семьи, родственников, друзей, корпораций [1, c. 37].
В ходе анализа развития гражданского общества в России нами выделена следующая проблема: низкий уровень социального доверия и слабые коммуникации НКО с другими субъектами не способствуют интеграции граждан вокруг социально значимых проблем. Реальный уровень социального капитала НКО необходимо исследовать с позиций коммуникативного подхода, который позволяет изучить горизонтальные и вертикальные взаимодействия субъектов социального пространства.
Цель статьи - выявить каналы и характер взаимодействия некоммерческих организаций с другими социальными субъектами на уровне значимых идей, определить характер социального капитала НКО как важнейшего индикатора развития гражданского общества и интеграции населения.
Social sciences. Sociology
193
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
В современной социологии разработаны теоретико-методологические положения неформального сетевого общения, которое составляет основу социального капитала. В этом контексте представляют интерес работы П. Бур-дье, М. Грановеттера, Х. Уайта, Р. Бёрта, Э. Дракера, Ф. Фукуямы, Л. Туроу, Дж. Бэлбрейта и др. Наибольший вклад в осмысление гражданского общества и понимание роли коммуникаций в процессе его развития внесли исследователи Э. Геллнер, Р. Дарендорф, Р. Кларк, Д. Рэй, А. Турен, Э. Шилз, Ю. Хабермас и др. В российской социологической науке следует выделить работы
A. П. Бутенко, Ю. В. Колесниченко, Л. М. Воронцовой, С. Б. Филатова,
B. В. Рябова, В. А. Ядова, К. С. Гаджиева и др.
Несмотря на широкую теоретическую базу исследования гражданского общества, социальный капитал некоммерческих и социально ориентированных организаций пока не стал предметом самостоятельного исследования. Накопленные до сих пор идеи имеют, как правило, социально-политическую направленность: отражают отношения третьего сектора и органов власти, уровень эффективности политических коммуникаций и доверия населения. Мы переносим акцент в коммуникационную плоскость, которая позволит выявить формы расширения социальной базы НКО и гражданского общества в целом.
Подъем гражданских инициатив в сфере общественных коммуникаций произошел в России в 1990-е гг., что привело к формированию российского «третьего сектора». Резкое падение уровня жизни населения способствовало созданию организаций и групп самопомощи, общественных объединений для спасения культуры в связи с сокращением финансирования социально-культурной сферы [2, с. 32]. До середины 1990-х гг. ежегодно регистрировалось чуть меньше 10 тыс. некоммерческих организаций; в конце XX в. наблюдался прирост их числа: Минюст РФ зарегистрировал 3214 организаций, а региональные органы юстиции - 54 861. Однако реально действующих общественных организаций было значительно меньше [3, c. 28]. С точки зрения развития межсекторных отношений этот период можно идентифицировать как фазу самоопределения «третьего сектора» с постепенным осознанием механизмов, форм и способов расширения зоны влияния [4, c. 237].
С 2000 г. начинается новый период в деятельности НКО - период профессионализации и отстаивания права на партнерские отношения. Основные идеи, вокруг которых выстраивается деятельность российских НКО в первое десятилетие XXI в., имеют следующее содержание: поддержка социально уязвимых слоев населения; отстаивание прав граждан на здоровую окружающую среду; просвещение и отстаивание прав в сфере ЖКХ; социокультурные инициативы и организация досуга; оказание услуг населению в форме благотворительной и гуманитарной помощи; бесплатные юридические и психологические консультации [5, с. 143].
Барьером в развитии некоммерческих организаций является отсутствие необходимых законов и нормативных актов: о фондах, предпринимательской деятельности НКО, лоббистской деятельности. Это порождает взаимную подозрительность, недоверие между гражданским обществом и бизнесом [6, с. 19]. Исследователи также отмечают появление в последние годы псевдо-НКО и НКО-мутантов, назначение которых - исполнять волю учредителя, имитируя гражданскую активность, а, по сути дела, решать проблемы лоббистов, использующих ресурс «третьего сектора» [7, с. 31].
194
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
В Ульяновской области, которая представляет собой среднестатистическую картину по России, зарегистрировано около 1500 некоммерческих организаций. По данным региональной Общественной палаты, современный некоммерческий сектор характеризуется следующими особенностями развития: по числу занятых в нем граждан он остается малочисленным, имеет ограниченные административно-правовые, материальные и кадровые ресурсы. При этом наблюдается высокая внутренняя дифференциация некоммерческого сектора по тематической ориентации, уровню отстаивания интересов и форм взаимодействия с заинтересованными сторонами [8, с. 63].
Мы провели инициативные исследования, чтобы выявить взгляд самих членов НКО на эффективность работы, а также мнение экспертов о возможностях некоммерческого сектора: «Социальная активность и интеграция населения» (2013 г.; анкетный опрос; выборка региональная - 1230 человек); «Особенности коммуникаций некоммерческих организаций Ульяновской области» (2014 г., опрос руководителей НКО; выборка целевая - 100 человек); «НКО и гражданское общество» (глубинное интервью экспертов, 2014 г., 40 человек).
Все руководители НКО в качестве проблем, которые препятствуют их контактам с населением, отмечают материальные проблемы: нестабильное финансирование сводит к минимуму усилия общественных и некоммерческих организаций. Фандрайзинг - получение материальной поддержки от коммерческих и государственных структур - часто является единственно возможным способом привлечения средств для реализации проектов НКО; однако немногие руководители НКО, по их собственному признанию, имеют навыки грамотного налаживания партнерского фандрайзинга (табл. 1). «Мы умеем только просить, не всегда точно представляя, что можем предложить взамен» (из интервью руководителей НКО). В особо трудном положении оказались организации, которые работают в «неприоритетных» сферах, - культура, помощь инвалидам, профилактика социальных болезней (табл. 1). Хотя именно культурные фонды и социальные партнерства реализуют идеи, способные объединить представителей «третьего сектора», органов власти и бизнеса.
Абсолютное большинство руководителей НКО (87 %) причиной низкого внимания к их деятельности считают недостаточный уровень квалификации сотрудников; три четверти НКО (76 %) в последнее время стали включать свои кадры в образовательные программы на уровне региона.
Большинство руководителей и активистов организаций, наращивая свой социальный капитал, пытаются выстраивать отношения с органами власти. В качестве трудностей они отмечают формализованность работы чиновников, преобладание в их деятельности демонстративно-показательного подхода. По мнению руководителей НКО, наблюдаются положительные тенденции в развитии сектора, связанные с увеличением количества социальных проектов, поддержанных из регионального бюджета на основе выигранных конкурсов во время гражданских форумов. Одновременно слабо развиваются партнерские отношения и коалиции внутри некоммерческого сектора по решению выявленных проблем; каждая организация тянет «финансовое одеяло» на себя. Это свидетельствует о недостаточно развитом социальном партнерстве НКО.
Social sciences. Sociology
195
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Таблица 1
Способы привлечения внимания широкой общественности к деятельности НКО (% от числа опрошенных; 2014 г.; n = 100)
Всего Организационно-правовая форма объединения
Общественная организация Общественное движение Некоммерческий культурный фонд Некоммерческое социальное партнерство Автономная некоммерческая организация Религиозная организация Незарегистрированная инициативная группа
Волонтеры 31 36 46 25 24 31 28 32
Партнерский фандрайзинг 7 7 8 4 4 8 8 8
Интернет-коммуникации 38 46 36 34 33 45 34 40
Печатные СМИ 39 50 34 34 44 44 34 40
Привлечение знакомых 39 52 36 38 48 42 22 40
Специальные мероприятия 42 57 38 42 49 46 26 44
Публичные акции 16 18 16 15 14 17 14 16
Адресная деятельность 20 30 20 12 28 24 12 22
В ходе интервьюирования экспертов (специалистов бизнеса, СМИ, органов власти, общественных организаций), отвечавших на вопрос «Можно ли решить социально значимые проблемы за счет увеличения социального капитала (связей) НКО или более значимой является официальная поддержка государством?», были высказаны различные мнения. Представители органов власти и НКО отдали приоритет официальной поддержке со стороны государства: «более значимой является официальная поддержка государством структур гражданского общества»; «без этого в нашей стране сложно решать вопросы - организационные, кадровые».
Представители бизнес-структур и СМИ, напротив, считают, что именно социальный капитал позволит расширить возможности некоммерческих организаций, повысить уровень доверия к их деятельности: «чтобы быть по-настоящему независимыми, общественным объединениям стоит опираться на свои силы, контакты, опыт»; «социальные проблемы НКО эффективнее решать, опираясь на широкие связи и знакомства». Можно предположить, что осознание необходимости социального капитала для продвижения организации пришло из личного опыта структур, более интегрированных в рыночные отношения.
Руководители НКО в числе критериев оценки своей деятельности в одинаковой степени называют рост членов и поддержку власти: «Чем больше выделяется денег, тем больше будет реальных дел». Таким положением дел озабочена Общественная палата РФ; в ее докладе о состоянии гражданского общества подчеркивается: «Предметом озабоченности руководства россий-
196
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
ских НКО являются ресурсы, а не результаты. С этим связана низкая поддержка этих организаций со стороны населения» [8, с. 127].
В ходе нашего исследования были изучены каналы сетевого взаимодействия, через которые реализуется социальный капитал третьего сектора. Первой особенностью большинства российских и всех региональных НКО является отсутствие в них PR-специалистов, которые могут информировать целевые группы, ломать сложившиеся стереотипы и формировать имидж организаций. При этом связи с общественностью для НКО необходимы: они призваны решать долгосрочные, а не сиюминутные задачи; результат зависит от включенности в процесс большого числа волонтеров.
Вторая особенность - отсутствие у большинства общественных организаций понимания того, каковы интересы и состав их целевых групп. Для выделения из широких слоев населения первичных и вторичных групп общественности, определения их состава необходимо применение социологических методов. Коммуникации в гражданском обществе строятся на основе двусторонней (диалоговой) модели, у которой есть два субъекта - некоммерческое объединение и группы сочувствующих, которых предстоит привести в число действующих сторонников. Согласно теории понимания, базирующейся на аспектах объяснения, именно разъяснительные коммуникации являются основополагающими при выстраивании диалога, так как именно в диалоге взаимодействующие субъекты работают с рациональными категориями сознания [9, с. 73].
Наиболее приоритетными формами коммуникации НКО являются специальные мероприятия (42 %), распространение информации через знакомых (39 %), публикации в печатных СМИ (39 %), интернет-ресурсы (38 %) (рис. 1). Это объяснимо доступностью данных способов взаимодействия НКО с населением. Треть всех НКО региона организует один раз в квартал специальные мероприятия - выставки, круглые столы, презентации проектов, что свидетельствует об их желании привлечь внимание к своей организации через регулярные каналы коммуникации. Деньги на специальные мероприятия некоммерческие организации получают от спонсоров; человеческие ресурсы для организации мероприятия черпаются из числа волонтеров. Половина НКО организует специальные мероприятия раз в полгода или год, что свидетельствует о нестабильном использовании PR-технологий для повышения узнаваемости организации. Оставшаяся часть НКО (около 20 %) вообще не проводит специальных мероприятий, в ходе которых появляется возможность заявить о своих идеях и проектах широкой аудитории.
Необходимо отметить, что в последние годы третий сектор стал активнее использовать интернет-коммуникации. Более трети НКО (38 %) отмечают в качестве приоритетного источника информирования об их деятельности веб-сайт. Этот источник коммуникации отличается невысокими материальными затратами, что подходит для некоммерческих организаций. Стоит отметить необходимость внимательного использования интернет-ресурсов: есть опасность создания особого пространства, формирующего фрагментарное сознание, которое не способствует осознанной интеграции населения вокруг социальных проблем. Реципиенты в такой ситуации выбирают упрощенный путь построения жизни, т.е. начинают сиюминутно «ловить» и фиксировать информацию, т.е. происходит формирование не мыслящего, а наблюдающего человека.
Social sciences. Sociology
197
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
■ Волонтеры
■ Интернет
■ Привлечение знакомых
■ Публичные акции
■ Билборды Печатные СМИ
■ Специальные мероприятия
■ Адресная деятельность
Рис. 1. Формы коммуникации некоммерческих организаций (% от числа опрошенных; 2014 г.; n = 100)
Некоммерческие организации, не имеющие средств на создание собственного сайта, используют электронную почту и осуществляют массовые рассылки своим целевым аудиториям. Данный канал результативен на короткое время и по конкретному поводу. Неэффективным источником коммуникации являются собственные средства массовой информации НКО, на создание которых необходимы большие финансовые затраты, специалисты, оборудование, а эффект привлечения через них новых сторонников организации очень низкий.
Радио и телевизионная реклама являются слабо востребованными каналами взаимодействия НКО с населением из-за высокой стоимости; публикация в печатных СМИ более доступна, но НКО сталкиваются с проблемой в виде недостаточного внимания СМИ к освещению их деятельности. Средства массовой информации проявляют низкую заинтересованность в сотрудничестве с общественными организациями и иными объединениями граждан. Недостаточная информированность населения о деятельности НКО затрудняет открытый доступ социально незащищенных категорий граждан к получению необходимой помощи, которую НКО готовы предоставлять.
Среди причин отсутствия интереса журналистов к освещению направлений развития некоммерческого сектора и иных проявлений гражданской активности можно назвать влияние участников гражданского общества на принятие важных для региона решений, отсутствие эмоционально окрашенных информационных поводов, традиционно представляющих интерес для отражения в СМИ. Гражданские акции и выступления освещаются на страницах и в эфире средств массовой информации гораздо шире, чем повседневная работа НКО. Руководству некоммерческих организаций необходимо находить информационные поводы и переводить их в статус социально значимых событий.
Социальный капитал некоммерческих организаций определяется нами как совокупность способностей организаций к формированию сетей нефор-
198
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
мального взаимодействия, значительно расширяющих возможности организаций и повышающих уровень доверия к их деятельности населения, а также представителей других секторов общества. В качестве сетей неформальных коммуникаций выступают полезные знакомства, совместные социальные практики НКО, сотрудничество с бизнесом, кооперация с каналами массовой коммуникации (рис. 2).
Социальный капитал является способом перевода социальной самостоятельности на микроуровне в интегрированность, включенность населения в структуры гражданского общества [10, с. 68]. Главным показателем зрелости социального капитала выступает не количество организаций, а вовлеченность населения в их деятельность. В культурах с развитой гражданственностью доля социально активного населения составляет 18-20 %; к ним примыкают те слои населения, которые проявляют активность в определенных ситуациях (обострение жизненно важных проблем) - 35-37 % [8, с. 45].
Состояние социального капитала некоммерческих организаций согласуется с показателями уровня доверия общества к их деятельности. Следует выделить такую особенность, как персонификация доверия: конкретные публичные люди часто вызывают больше доверия, чем целые организации. Следовательно, лидерам НКО стоит уделять больше внимания позиционированию своей личности, тем самым располагая население к деятельности организации через свою благоприятную репутацию.
Формирование социального капитала, как правило, происходит не в результате целенаправленных вложений «в доверие», а представляет собой побочный эффект конкретных социальных взаимодействий.
По результатам нашего исследования предложен проект создания новой посреднической структуры, которая поможет некоммерческим организациям в развитии социального капитала, - Центра некоммерческих коммуникаций при Общественной палате региона. Центр соединит усилия профессионалов в сфере коммуникаций и лидеров НКО, что позволит увеличить объем социального капитала «третьего сектора» и конвертировать его в структуру гражданского общества.
Такой центр не требует больших вложений, а усилия привлеченных в него специалистов PR-коммуникаций, рекламы, брендинга позволят успешно продвигать актуальные проблемы в целевые группы общественности, объединять представителей разных социальных слоев вокруг жизненно важных вопросов и региональных идей.
Итак, многогранные некоммерческие организации, составляющие основу гражданского общества, являются как самостоятельным субъектом социального пространства, так и посредником между широкой общественностью, профессиональными структурами в контексте интеграции и снятия социальной напряженности.
Следует выделить тренд сближения социальных субъектов с целью налаживания взаимодействия в гражданском пространстве. Однако эта интеграция носит фрагментарный характер, связанный с обострением социальноэкономических вопросов - сокращением работников конкретных предприятий, ростом цен на товары массового спроса и услуги ЖКХ.
Social sciences. Sociology
199
200 University proceedings. Volga region
Функции
- реализация групповых интересов;
- кооперация действий;
- формирование доверия к НКО;
- сотрудничество с государственными и бизнес-структурами;
- доступ к институциональным ресурсам;
- социализация и воспитание молодежи;
- социальная мобилизация населения
Национальная и региональная элиты:
органы власти, бизнес-структуры
Организации-посредники:
общественные палаты, экспертные советы, рабочие группы
Некоммерческие организации
Социальный
капитал
Волонтеры
Сочувствующее население ;
Формы реализации
— сетевое общение - полезные связи > и знакомства;
{ - социальные сети в Интернете;
♦ - социальные акции и кампании;
В. - долговременные социальные ! программы;
- работа в общественных советах,
^ экспертных группах;
• представительство в общественных палатах
Критерии эффективности социального капитала
Расширение социальной базы гражданского общества
Социальное доверие солидарность
Рис. 2. Формы и функции социального капитала некоммерческих организаций: структурная операционализация (разработано автором)
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
Ориентированность некоммерческого сектора на органы власти, неспособность высказывать критические замечания, отсутствие реальной мотивации к регулярным контактам с населением делают социальный капитал НКО неэффективным. Не имея верно выстроенной коммуникационной деятельности, НКО трудно изменить свое положение и расширить социальную базу гражданского общества. Только постоянные контакты с профессиональными объединениями, представителями бизнеса, позиционирование своей деятельности в СМИ и Интернете позволят открыть дополнительные источники и формы социальной активности населения.
Гражданское общество есть разветвленная сеть горизонтальных и вертикальных коммуникаций, объединяющая всех субъектов, заинтересованных в решении проблем, которые актуализированы НКО. Для формирования социального капитала НКО наиболее важны горизонтальные сети; вертикальные сети, основанные на иерархической структуре российского общества, позволяют объединить представителей разных слоев и классов вокруг значимых региональных и национальных идей в социальные сети, скрепленные гражданскими обязательствами.
Список литературы
1. Красин, Ю. А. Становление гражданского общества. Российская головоломка / Ю. А. Красин // Полис. - 2012. - № 2. - С. 36-39.
2. Ядов, В. А. Россия в мировом пространстве / В. А. Ядов // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 30-37.
3. Мерсиянова, И. В. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности // И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 170 с.
4. Якимец, В. И. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы / В. И. Якимец. - М., 2004. - 384 с.
5. Гаджиев, К. С. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / К. С. Гаджиев. - М., 2008. - 176 с.
6. Мотрошилова, Н. В. О современном понятии гражданского общества /
Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. - 2009. - № 5. - С. 18-22.
7. Эффективность работы некоммерческих организаций в регионах России : материалы социологического исследования. - М. : CAF. Российское представительство, 2007. - 79 с.
8. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации : ежегодный Доклад Общественной палаты РФ. - М., 2014. - 184 с.
9. Янборисова, Э. Р. Применение антикризисной PR-технологии в условиях социально-экономических трудностей / Э. Р. Янборисова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 2. - С. 68-76.
10. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3.
References
1. Krasin Yu. A. Polls. 2012, no. 2, pp. 36-39.
2. Yadov V. A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2006, no. 5, pp. 30-37.
3. Mersiyanova I. V., Yakobson L. I. Negosudarstvennye nekommercheskie organizatsii: in-stitutsional’naya sreda i effektivnost’ deyatel’nosti [Private non-profit organizations: institutional medium and efficiency of actions]. Moscow: Izd. dom GU VShE, 2007, 170 p.
Social sciences. Sociology
201
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
4. Yakimets V. I. Mezhsektornoe sotsial’noe partnerstvo: osnovy, teoriya, printsipy, me-khanizmy [Intersectoral social partnership: foundations, theory, principles, mechanisms]. Moscow 2004, 384 p.
5. Gadzhiev K. S. Grazhdanskoe obshchestvo. Mirovoy opyt i problemy Rossii [Civil society. World experience and Russian problems]. Moscow, 2008, 176 p.
6. Motroshilova N. V. Voprosyfilosofii [Philosophical problems]. 2009, no. 5, pp. 18-22.
7. Effektivnost’ raboty nekommercheskikh organizatsiy v regionakh Rossii: materialy sotsiologicheskogo issledovaniya [Efficiency of non-profit organizations in Russian regions: sociological research materials]. Moscow: CAF. Rossiyskoe predstavitel'stvo, 2007, 79 p.
8. O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii: ezhegodnyy Doklad Obshchestvennoy palaty RF [On the civil society state in the Russian Federation: annual report of the Civic Chamber of the Russian Federation]. Moscow, 2014, 184 p.
9. Yanborisova E. R. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2009, no. 2, pp. 68-76
10. Koulman Dzh. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciences and modern times]. 2001, no. 3.
Каюмова Лейсян Хатямовна
аспирант, Ульяновский государственный
техническийуниверситет
(Россия, г. Ульяновск,
ул. Северный Венец, 32)
E-mail: [email protected]
Kaiumova Leisian Khatiamovna
Postgraduate student, Ulyanovsk State
Technical University
(32 Severny Venets street, Ulyanovsk,
Russia)
УДК 316.343.652 Каюмова, Л. Х.
Социальный капитал некоммерческих организаций как индикатор состояния гражданского общества / Л. Х. Каюмова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. -№ 1 (33). - С. 192-202.
202
University proceedings. Volga region