Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития «Третьего сектора» в Тверской области'

Проблемы и перспективы развития «Третьего сектора» в Тверской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
975
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / "ТРЕТИЙ СЕКТОР" / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIL SOCIETY / THIRD SECTOR / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / REGIONAL SOCIETY / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блохина Марина Валерьевна, Григорьев Леонид Геннадьевич

В статье представлены основные тенденции развития «третьего сектора» в Тверской обл. «Третий сектор» как совокупность некоммерческих организаций является основой функционирования гражданского общества в регионе. Деятельность НКО выступает важной характеристикой регионального социума. Состояние некоммерческого сектора в Тверской области определяется влиянием географического, социально-экономического, политического и других региональных факторов. Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций в Тверской обл. выявляются на основе анализа результатов социологических исследований, проведенных в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Блохина Марина Валерьевна, Григорьев Леонид Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and PROSPECTS of the development of the third sector in the Tver region

The main tendencies of the third sector development in the Tver region are presented in this article. The third sector, which is a set of non-profit organizations, serves the basis of functioning of the civil society in the region. The activity of NCO is the important characteristic of the regional society. Functioning of the noncommercial sector in the Tver region is determined by the influence of geographical, social and economic, political and other regional factors. The main problem of the NPO activity are determined by the legislation, that regulates the functioning of non-profit organizations, by the paternalism of public authorities, by the mistrust of population and authority to NPO and the lack of financing and the lack of premises for the work. The further development of the third sector requires the improvement of the legal base, the establishment of partnership with authorities, the wide circulation of the experience of the most successful non-commercial organizations, the expansion of the NPO basis, the involvement of the youth in public activity and so on.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития «Третьего сектора» в Тверской области»

2 014'11

ВЛАСТЬ

153

BYURAEVA Yuliya Grigor'evna, Cand.Sci.(Soc.), Leading Researcher of Buryat Science Center of the Siberian branch of Russian Academy of Sciences (Sakh'yanovoi str., 8, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia, 670047; julbur@yandex.ru)

SYSTEM OF INDICATORS OF STRATEGIC PLANNING OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE IN A REGION

Abstract. The article is devoted to the analysis of strategic planning in the social sphere of the Russian Federation region. The information base of the analysis is the programs of socio-economic development of the Republic of Buryatia. The author identifies fundamental changes in the system of indicators used in the section of social development in the current program of socioeconomic development. These changes make it difficult to assess the effectiveness of the planned activities. The list of indicators needs a correction in order to be relevant to planned aims and tasks. The author proves the idea of necessity of clearing the relationship of aims, tasks, and actions. Keywords: strategy, Republic of Buryatia, indicator, social sphere

БЛОХИНА Марина Валерьевна — к.соц.н., доцент; доцент кафедры социологии и социальных технологий факультета управления и социальных коммуникаций Тверского государственного технического университета (ТвГТУ) (170026, Россия, г. Тверь, наб. А. Никитина, 22; bmvtstu@mail.ru) ГРИГОРЬЕВ Леонид Геннадьевич — к.филос.н., доцент; профессор кафедры социологии и социальных технологий факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ (grig1969@rambler.ru)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье представлены основные тенденции развития «третьего сектора» в Тверской обл. «Третий сектор» как совокупность некоммерческих организаций является основой функционирования гражданского общества в регионе. Деятельность НКО выступает важной характеристикой регионального социума. Состояние некоммерческого сектора в Тверской области определяется влиянием географического, социально-экономического, политического и других региональных факторов. Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций в Тверской обл. выявляются на основе анализа результатов социологических исследований, проведенных в регионе.

Ключевые слова: гражданское общество, «третий сектор», некоммерческая организация, региональный социум, социальная активность

Проблемы развития гражданского общества в России в последние десятилетия привлекают внимание многочисленных исследователей, представляющих различные области знания. Основой существования гражданского общества является «третий сектор» — совокупность разнообразных некоммерческих организаций (НКО), нацеленных на достижение общественного блага. В пространстве «третьего сектора» сосуществуют и взаимодействуют между собой, а также с государством и бизнесом профсоюзы и творческие объединения, ветеранские организации и религиозные общины, товарищества собственников жилья и родительские комитеты, общественные советы и добровольческие дружины. Спектр некоммерческих организаций очень широк.

Одним из факторов, обусловливающих специфику гражданского общества в России, является федеративное устройство Российского государства, позволяющее специалистам дифференцировать субъекты РФ по степени развития гражданских структур [Мерсиянова 2008: 17-18]. Выявление территориальных особенностей формирования и функционирования гражданского общества предполагает анализ состояния, проблем и перспектив развития «третьего сектора» в различных регионах. Заслуживает внимания опыт подобных исследований в отдельных субъектах РФ [Исаева 2014: 70-71].

В Тверской обл. изучением различных аспектов становления гражданского общества на протяжении нескольких лет занимается кафедра социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета, исследуется социальная активность и отношение населения к структурам гражданского общества [Майкова и др. 2009: 81], особенности функционирования его отдельных институтов [Григорьев 2013: 75].

Особый интерес представляет состояние «третьего сектора» в Тверской обл. Согласно ежегодному докладу о положении гражданского общества в регионе, подготовленному областной общественной палатой, на 01.01.2014 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области зарегистрировано 2 666 некоммерческих организаций. В течение 2013 г. из Единого государственного реестра юридических лиц было исключено 188 НКО, однако за тот же период было принято решение о регистрации 153 новых организаций1.

На состояние некоммерческого сектора влияет целый ряд региональных факторов. Например, географический фактор связан со значительными размерами Тверской обл. и ее расположением между столицами. Обширная территория, большое число муниципальных образований, внутренняя социально-экономическая дифференциация региона обусловливают внутрирегиональную неоднородность некоммерческого сектора, тяготеющего к крупным населенным пунктам и слабо развитого в отдаленных сельских районах. Близость к столичным мегаполисам благотворно влияет на тверские НКО, общественники могут участвовать в общероссийских социальных проектах, приглашать федеральных экспертов, осваивать передовой опыт некоммерческой деятельности. Экономический фактор проявляется в присутствии в регионе крупного бизнеса, состоянии малого и среднего предпринимательства, возможностях и готовности бизнес-структур поддерживать социально значимые проекты некоммерческих организаций. Социальные факторы, детерминирующие функционирование «третьего сектора», отражают демографическое неблагополучие Тверской обл., фокусируют наиболее острые проблемы регионального социума, на решение которых нацелены общественные организации.

Особого внимания заслуживают политико-правовые факторы, связанные с характером региональной политики в отношении некоммерческого сектора, состоянием областного законодательства в этой сфере и деятельностью властных структур по созданию благоприятных условий для работы НКО. Следует отметить, что в регионе принят и действует ряд законов, регулирующих данную сферу2, готовится к принятию новый региональный закон об Общественной палате.

С целью анализа проблем и перспектив развития «третьего сектора» в Тверской обл. кафедра социологии и социальных технологий ТвГТУ организовала несколько прикладных социологических исследований. В июне 2013 г. в г. Твери был проведен анкетный опрос делегатов I Форума некоммерческих организаций Тверской области, позволивший получить своего рода «срез самосознания третьего сектора». Всего было опрошено 118 чел., из них 64% — женщины и 36% — мужчины. Участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Какие задачи стоят перед Вашей общественной организацией?» Чаще всего делегаты форума НКО называли следующие задачи: «способствовать социальному и духовному развитию общества» —14%, «защищать права и интересы членов организации» — 13%, «вовлекать активистов в общественную деятельность» — 12%, «информировать население через СМИ о происходящих событиях» — 11%, «влиять на принятие решений органами власти различного уровня» — 10%, «влиять на общественное мнение» — 10%,

1 Гражданское общество в Тверской области в 2013 г.: состояние и перспективы развития: доклад Общественной палаты Тверской области. — Тверь, 2014. С. 6-7.

2 Законы Тверской области N 16-ЗО от 12.03.2007 «О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тверской области»; № 96-ЗО от 02.10.2008 «Об Общественной палате Тверской области»; Постановление Правительства Тверской области N 177-пп от 14.05.2013 «Об утверждении Порядка предоставления грантов социально ориентированным некоммерческим организациям в целях содействия реализации ими целевых социальных программ (социальных проектов)»; Долгосрочная целевая программа «Развитие институтов гражданского общества Тверской области как эффективного механизма защиты прав и свобод человека, поддержки демократических ценностей в обществе на 2009—2014 годы».

«добиваться открытости и прозрачности власти» — 9%. Реже активисты тверских НКО отмечали такие задачи, как «вовлекать общественность в непосредственную реализацию решений власти» — 8%, «участвовать в политической жизни» — 6%, «организовывать досуг граждан» — 5%.

Как можно охарактеризовать отношение населения к общественным организациям? Такой вопрос также был предложен участникам исследования. Примерно 2/3 респондентов оценили отношение населения к общественным организациям как «скорее положительное, чем отрицательное» — 72%, 12% представителей НКО считают его «положительным». Лишь 7% опрошенных активистов НКО оценили данное отношение как «скорее отрицательное, чем положительное» и только 1%

— как «отрицательное». В ходе исследования участники форума НКО также отвечали на вопрос: «Как Вы считаете, могут ли общественные организации влиять на происходящие в регионе события?» Подавляющее большинство респондентов считают, что такое влияние существует (83%). При этом 41% делегатов выбрали вариант ответа «конечно, да», а 42% — «скорее да, чем нет». Сомневаются в том, что НКО влияют на жизнь в регионе, лишь 15% опрошенных делегатов форума (они выбрали вариант ответа «скорее нет, чем да»). Представителям «третьего сектора» Тверской обл. также предлагалось охарактеризовать отношения между властью и общественными организациями в своем городе (поселке, районе). Большинство респондентов считают, что такие отношения имеют партнерский характер (69%). Лишь каждый седьмой участник опроса полагает, что «власть и НКО обособлены друг от друга» (14%). Только небольшая часть опрошенных делегатов форума негативно оценивает отношения НКО с властью, называя их «конкурентными» (3%) или «конфликтными» (1%). Особый интерес вызывают ответы представителей некоммерческого сектора на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, необходимо для успешного развития НКО?» Наиболее важными условиями поступательного развития общественных организаций респонденты считают «государственную поддержку»

— 24%, «стимулирование активности граждан» — 16%, «усиление взаимодействия между различными НКО» — 14%. Среди других факторов развития общественных организаций участники исследования отмечали также «участие НКО в законотворчестве» — 10%, «осуществление НКО общественной экспертизы и общественного контроля» — 9%, «расширение партнерских отношений НКО с бизнесом» — 8%, «расширение информационной деятельности НКО, создание общественных СМИ» - 8%.

Какие направления деятельности НКО наиболее востребованы? По мнению делегатов форума НКО Тверской обл., наиболее нужными являются такие сферы работы общественных организаций, как «социальная поддержка нуждающихся» (16%), «развитие детского и молодежного движения, воспитание молодежи» (13%), «защита семьи, материнства, детства, отцовства» (11%), «защита прав и свобод человека» (10%). Среди других востребованных направлений деятельности НКО были названы «благотворительность и добровольчество» (9%), «противодействие асоциальным явлениям» (9%), «сохранение исторического и культурного наследия» (9%). Таким образом, проведенное исследование показало, что НКО Тверской обл. решают как общие («способствовать социальному и духовному развитию общества»), так и вполне конкретные («защищать права и интересы членов организации») задачи. «Третий сектор» влияет на жизнь в регионе, положительно воспринимается населением и конструктивно взаимодействует с органами власти. Самые востребованные направления деятельности НКО связаны с социальной защитой нуждающихся, соблюдением прав граждан, сохранением духовных ценностей. Главные условия дальнейшего развития общественных организаций — государственная поддержка и социальная активность граждан.

Для более объективной оценки состояния «третьего сектора» и его места в региональном социуме в апреле—мае 2014 г. был организован экспертный опрос. В исследовании, которое проводилось с использованием метода глубинного интервью, приняли участие 15 экспертов — руководителей некоммерческих организаций и властных структур, координирующих их работу. Респонденты представляли организации, осуществляющие социально значимую деятельность в таких

направлениях, как социальная реабилитация и адаптация лиц с ограниченными возможностями; содействие социализации детей и подростков, поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; защита прав ветеранов; культурно-просветительская работа с населением; добровольчество. Основными мотивами, побуждающими участников исследования к общественной деятельности, оказались (по мере убывания числа ответов) «активная жизненная позиция», «возможность самовыражения», «желание помочь людям», «моральное удовлетворение».

Экспертам предлагалось дать общую оценку состояния некоммерческого сектора в Тверском регионе. Подавляющее большинство респондентов оценили положение дел в «третьем секторе» как удовлетворительное, указывая на количественный рост некоммерческих организаций, но сравнительно небольшое число активно работающих структур.

Респонденты назвали самые активные и благодаря этому наиболее известные социально ориентированные некоммерческие организации: Дирекцию долгосрочной социальной программы «Важное дело», благотворительные фонды «Доброе начало» и «Добрый мир», областную правозащитную общественную организацию «Качество жизни», региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», городскую общественную организацию инвалидов «Клуб Надежда», фонд по поиску и увековечению памяти жертв Второй мировой войны «Жить и помнить», областной Совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, областную общественную организацию «Российский союз молодежи», туристский клуб «Альтаир», областное общество книголюбов, областную общественную организацию Клуб «ВелоТверь», региональную общественную организацию «Союз замещающих семей». Всего были названы около 50 некоммерческих организаций разного профиля и статуса.

Анализ ответов экспертов позволил составить рейтинг самых востребованных в Тверском регионе направлений деятельности НКО — это поддержка инвалидов, работа с молодежью, правозащитная деятельность, социальная помощь пенсионерам и ветеранам, природоохранная работа. По мнению одного из экспертов, «любая социальная организация возникает в ответ на возникшую социальную проблему, которая требует решения, а спектр таких проблем в нашем обществе достаточно широк, все они требуют решения. Поэтому если в ЖКХ у нас есть проблемы, то в сфере ЖКХ и существует такое большое количество организаций».

Участники исследования также оценивали степень активности НКО в решении социальных проблем. Две трети экспертов охарактеризовали активность «третьего сектора» в Тверском регионе как высокую, сопроводив, правда, свои выводы оговорками о том, что «активность высокая, но не хватает ресурсов», «даже высокая активность без поддержки государства не будет эффективной», «есть такие проблемы, которые самостоятельно не в силах решить самые активные НКО». Более активны и эффективны некоммерческие организации, занимающиеся решением какой-либо конкретной социальной проблемы, НКО широкой направленности менее успешны в своей работе.

Особый отклик у экспертов вызвал вопрос об источниках финансирования деятельности некоммерческих организаций. Подавляющее большинство участников исследования считают основным источником средств НКО государственное финансирование, которое осуществляется через грантовую поддержку федерального и регионального уровня. Противоречивыми оказались суждения некоторых экспертов о роли членских взносов в бюджетах структур «третьего сектора»: с одной стороны, их уплата является важнейшим атрибутом организации, но с другой — обеспечить финансовое благополучие НКО на их основе невозможно. Лишь небольшая часть НКО существует за счет доходов от собственной деятельности, ряд организаций получают финансовую помощь от спонсоров и благотворителей. Большинство организаций «третьего сектора» региона слабо используют технологии фандрайзинга как эффективного способа привлечения средств для решения социальных задач, что серьезно ограничивает возможности их финансирования.

Важнейшим аспектом функционирования «третьего сектора» является взаимо-

действие с органами власти. Все эксперты указали на сотрудничество тверских НКО с властными структурами, отмечая заинтересованность органов государственного и муниципального управления в партнерстве с некоммерческими организациями, наличие нормативной правовой базы, существование специальных подразделений в региональной администрации, регулярное выделение средств для гранто-вой поддержки НКО. Формы взаимодействия власти и «третьего сектора» — это конкурсы грантов, обучающие семинары, круглые столы, конференции. Однако в грантовой поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций участники исследования выделили больше всего проблем. Среди них — не всегда корректные критерии отбора проектов, недостаточная прозрачность и забюрократизированность конкурсных процедур, выделение грантов не под перспективные программы, а под конкретные мероприятия, которые, по образному выражению одного из экспертов, «сегодня "бабахнули", а завтра их нет». По мнению ряда участников исследования, условия участия и требования, предъявляемые к соискателям грантов в рамках региональных конкурсов, значительно строже, чем на федеральном уровне, что делает областные гранты недоступными для многих НКО.

Многих экспертов тревожит, что наиболее распространенной формой взаимодействия НКО и властных структур является «вертикальная модель» (проситель — даритель, грантополучатель — грантодатель). На смену этой патерналистской схеме должны прийти подлинно партнерские отношения, способные обеспечить эффективный диалог гражданского общества и власти.

Особенно остро, по мнению участников исследования, стоит проблема предоставления помещений для социально ориентированных организаций («большинство организаций не имеют своего офиса, о какой полноценной работе тут можно говорить!»). Среди других проблем — отсутствие помещений для организации работы и дефицит информации о деятельности некоммерческих организаций. В связи с этим эксперты высказали идею создания «общего дома» для НКО, который избавит власти от необходимости подыскивать помещения для каждой организации и позволит смягчить остроту проблемы, а также «единого информационного поля» в виртуальном пространстве.

В ходе характеристики информационной поддержки деятельности НКО со стороны властей мнения экспертов разделились. Половина опрошенных специалистов считают информационную политику органов власти в отношении «третьего сектора» вполне достаточной, указывая на регулярные публикации в региональных СМИ, организацию семинаров с участием журналистов и общественных активистов. Другие полагают, что информационное сопровождение «третьего сектора» региона нуждается в совершенствовании. В условиях снижения роли традиционных СМИ каждая организация должна иметь свой интернет-сайт, страницы в социальных сетях, что зависит скорее от активности общественников. Очевидно, что информационная поддержка деятельности НКО должна основываться на органичном сочетании возможностей традиционных СМИ и безграничного потенциала виртуальных коммуникаций.

Экспертам было предложено охарактеризовать взаимодействие между бизнес-сектором и некоммерческими организациями в Тверском регионе. Специалисты оказались единодушными в скептической оценке взаимоотношений НКО и бизнес-структур. Социальная ответственность бизнеса не стала в Тверском регионе массовым явлением, помощь общественным организациям оказывают преимущественно региональные подразделения международных и федеральных структур, а не тверские предприятия. Среди основных форм помощи — выделение денежных средств, закупка для НКО необходимых товаров, безвозмездное предоставление или продажа по льготным ценам собственной продукции. В регионе есть несколько компаний, славящихся своей благотворительностью (ЗАО «Хлеб», ЗАО «Волжский пекарь»).

Эксперты назвали и причины плачевного состояния дел в сфере взаимодействия НКО и бизнес-сектора — это слабое присутствие в регионе крупного бизнеса, проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства, недоверие бизнес-

158

ВЛАСТЬ

2014'11

структур к некоммерческим организациям, «попрошайничество» вместо взаимовыгодного социального партнерства, а также пассивность органов государственного и муниципального управления, призванных создавать благоприятные условия для союза «третьего сектора» и бизнеса.

Для решения указанных проблем, по мнению участников исследования, также необходима помощь государства. Речь шла о предоставлении налоговых льгот и иных преференций социально ответственному бизнесу, об организации специальных мероприятий для налаживания диалога и укрепления доверия между предпринимателями и общественными активистами, обучении руководителей НКО методам фандрайзинга. В то же время более настойчивыми и убедительными во взаимодействии с бизнесом должны быть сами общественники, привыкшие «рассчитывать только на государственную помощь».

В ходе исследования представители экспертного сообщества обрисовали круг общих проблем, с которыми сталкивается «третий сектор» в Тверском регионе. Подавляющее большинство респондентов самой острой считают проблему финансирования. Как заявил один из экспертов, «каким бы широким ни был полет нашей мысли, а креативности у НКО не занимать, все это лишь карточный домик, пока не имеет финансового фундамента». Главными достижениями «третьего сектора» Тверской области за последние годы эксперты считают рост интереса к некоммерческим организациям в региональном социуме как следствие реализации крупных социально значимых проектов и усиления информационной поддержки НКО, появление большого числа новых НКО, увеличение числа организаций, принимающих участие в грантовых конкурсах, открытие центра НКО в областной столице. Негативными явлениями в развитии «третьего сектора» некоторые участники исследования считают «преимущественно количественный рост», «появление организаций-однодневок», слабую координацию деятельности новых НКО.

Таким образом, разнообразные некоммерческие организации составляют своеобразный каркас регионального гражданского общества. Поступательное развитие «третьего сектора» в Тверской обл. предполагает максимальное использование существующего в регионе потенциала гражданской активности. Основными проблемами деятельности НКО Верхневолжья являются пробелы в законодательстве, регламентирующем функционирование некоммерческих организаций; патернализм органов государственной власти по отношению к НКО; существующее недоверие к НКО со стороны власти и части населения; недостаток финансирования; отсутствие помещений для работы; слабое использование информационных технологий. Для дальнейшего развития «третьего сектора» требуется совершенствование правовой базы; установление партнерских отношений с органами власти; применение технологий фандрайзинга; разработка и реализация специальных образовательных программ для участников НКО; широкое распространение опыта наиболее успешных некоммерческих организаций; расширение социальной базы НКО; вовлечение в общественную деятельность молодежи; создание структур, призванных координировать работу различных НКО; формирование позитивного имиджа НКО среди жителей Тверской обл.; проведение научных исследований проблем функционирования «третьего сектора» в региональном социуме.

Список литературы

Григорьев Л.Г. 2013. Общественная палата региона: проблемы и перспективы развития. — Власть. № 12. С. 71-75.

Исаева Е.А. 2014. Развитие некоммерческого сектора Ярославской области в 2013 году. - Власть. № 7. С. 69-73.

Майкова Э.Ю., Блохина М.В., Григорьев Л.Г., Симонова Е.В. 2009. Власть и социум: проблемы формирования гражданского общества в России. Тверь: ТГТУ. 124 с.

Мерсиянова И.В. 2008. Дифференциация российских регионов в контексте предпосылок формирования гражданского общества. — Власть. № 8. С. 9-19.

2 014'11

ВЛАСТЬ

159

BLOKHINA Marina Valer'evna, Cand.Sci.(Soc.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Social Technologies, Tver State Technical University (A. Nikitina emb., 22, Tver, Russia, 170026; bmvtstu@mail.ru)

GRIGOR'EV Leonid Gennad'evich, Cand.Sci.(Philos.), Professor of the Chair of Sociology and Social Technologies, Tver State Technical University (grig1969@rambler.ru)

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE THIRD SECTOR IN THE TVER REGION

Abstract. The main tendencies of the third sector development in the Tver region are presented in this article. The third sector, which is a set of non-profit organizations, serves as a basis of functioning the civil society in the region. The activity of NCO is the important characteristic of the regional society. Functioning of the noncommercial sector in the Tver region is determined by the influence of geographical, social and economic, political and other regional factors. The main problem of the NPO activity are determined by the legislation, that regulates functioning of non-profit organizations, by the paternalism of public authorities, by the mistrust of population and authority to NPO and the lack of financing and of premises for the work. The further development of the third sector requires the improvement of the legal base, the establishment of partnership with authorities, needs the wide spread of the experience of the most successful non-commercial organizations, expansion of the NPO basis, the involvement of the youth in public activity and so on. Keywords: civil society, third sector, non-profit organizations, regional society, social activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.