Научная статья на тему 'Влияние инновационных методов обучения на развитие творческой деятельности студента'

Влияние инновационных методов обучения на развитие творческой деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE TEACHING METHODS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ABILITIES / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / DEVELOPMENT OF CREATIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова А.А.

В данной статье рассматриваются инновационные методы обучения, способствующие развитию творческой познавательной активности и самообразования студента. Творческая деятельность студента это внедрение чего-либо нового. Под новшеством подразумеваются определённые изменения, направленные на совершенствование качества обучения. В системе образования выявляются разнообразные группы нововведений: в содержании образования, методиках, технологиях, формах, методах, приёмах, что оказывает влияние на систему подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Одной из приоритетных задач профессионального образования является активизация разработки новых методов и технологий обучения, направленных на обеспечение готовности будущего специалиста к работе в изменяющихся жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INNOVATIVE METHODS OF TRAINING ON DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF THE STUDENT

The research discusses innovative methods of teaching that promote development of creative cognitive activity and self-education of the student. The creative activity of the student is the introduction of something new. Under the innovation implies certain changes aimed at improving the quality of education. In the education the system reveals diverse group of innovation in educational content, methods, technologies, forms, methods, techniques that impact on the system of specialists training for professional activity. One of the priorities of vocational education is to intensify the development of new methods and technologies of education aimed at ensuring the readiness of future specialist to work in changing situations.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных методов обучения на развитие творческой деятельности студента»

14. Богатырев В.Н. и др. Воспитательная работа в Вооруженных силах Российской Федерации. Под общей редакцией Н.И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005.

15. Копылов В.А. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014: 60.

16. Филатов А.Ю., Костин К.К. Организационно-педагогические условия воспитательной работы в военном учебном заведении на современном этапе развития Вооруженных сил РФ: монография. Рязань: РВВДКУ, 2012: 255.

References

1. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizacionnymisistemami. Moskva: MPSI, 2005: 584.

2. Skvorcova A.Yu., Sushenceva D.V., Kozyreva O.A. Osobennosti modelirovaniya definicij kategorii «Vospitanie» v strukture izucheniya dis-cipliny «Teoriya i metodika vospitaniya». Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). Sankt-Peterburg: Renome, 2012: 50 - 53.

3. Alehin I.V. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh silRossijskojFederacii. Pod red. I. V. Alehina. Sankt-Peterburg: BGTU, 2004: 248.

4. Anan'in O.Yu. i dr. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod obsch. red. N. I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005: 340.

5. Efremov O.Yu. Voennaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2008: 640.

6. Gajsina G.I. Kul'turologicheskijpodhod v teoriiipraktikepedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002: 37.

7. Kalyuzhnyj A.S. Zakonomernostiiprincipy vospitaniya voennosluzhaschih. Nizhnij Novgorod, 2004.

8. Barabanschikov A.V. Psihologiya ipedagogika vysshej voennoj shkoly. Moskva: Voenizdat, 1989.

9. Karsanov 'E.H. Innovacii v voenno-professional'nom vospitanii kursantov v voennyh vuzah: monografiya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2014.

10. Lopuha A.D., Lopuha T.L., Shabanov A.G., Turkin E.V. Obuchenie i vospitanie v vysshejshkole. Novosibirsk: NVI VV MVD Rossii im. generala armii I. K. Yakovleva, 2015.

11. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.

12. Solonicyn D.A. Razvitie pedagogicheskoj kul'tury oficera vprocesse voennoj sluzhby. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

13. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. Moskva: 'Egves, 2009.

14. Bogatyrev V.N. i dr. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Pod obschej redakciej N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005.

15. Kopylov V.A. Vospitatel'naya rabota: soderzhanie, organizaciya, metodika. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2014: 60.

16. Filatov A.Yu., Kostin K.K. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vospitatel'nojraboty v voennom uchebnom zavedenii na sovremennom 'etape razvitiya Vooruzhennyh sil RF: monografiya. Ryazan': RVVDKU, 2012: 255.

Статья поступила в редакцию 27.04.17

УДК 377

Rabadanova A.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: abadanova.ayshat1980@mail.ru

INFLUENCE OF INNOVATIVE METHODS OF TRAINING ON DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF THE STUDENT.

The research discusses innovative methods of teaching that promote development of creative cognitive activity and self-education of the student. The creative activity of the student is the introduction of something new. Under the innovation implies certain changes aimed at improving the quality of education. In the education the system reveals diverse group of innovation in educational content, methods, technologies, forms, methods, techniques that impact on the system of specialists training for professional activity. One of the priorities of vocational education is to intensify the development of new methods and technologies of education aimed at ensuring the readiness of future specialist to work in changing situations.

Key words: creative activity, self-education, innovative teaching methods, knowledge, abilities, skills, development of creativity, professional activity.

А.А. Рабаданова, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: abadanova.ayshat1980@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В данной статье рассматриваются инновационные методы обучения, способствующие развитию творческой познавательной активности и самообразования студента. Творческая деятельность студента - это внедрение чего-либо нового. Под новшеством подразумеваются определённые изменения, направленные на совершенствование качества обучения. В системе образования выявляются разнообразные группы нововведений: в содержании образования, методиках, технологиях, формах, методах, приёмах, что оказывает влияние на систему подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Одной из приоритетных задач профессионального образования является активизация разработки новых методов и технологий обучения, направленных на обеспечение готовности будущего специалиста к работе в изменяющихся жизненных ситуациях.

Ключевые слова: творческая деятельность, самообразование, инновационные методы обучения, знания, умения, навыки, развитие креативности, профессиональная деятельность.

В России, как и во всем мире, идёт процесс интенсивного развития инновационных процессов в сфере образования. Практика современного образования показывает, что инновации в педагогике получают сегодня самое широкое распространение в формировании творческой деятельности студентов.

Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Всё те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, с помощью каких методов увеличить объём изучаемого материала. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и

воспитания, способствующих развитию творческой деятельности студента [1].

С поисково-творческим обучением студента профессиональной школы и его самообразованием тесно связан такой важный феномен современного образовательного пространства как инновационная деятельность.

В системе образования выявляются разнообразные группы нововведений: в содержании образования, методиках, технологиях, формах, методах, приёмах, что оказывает влияние на систему подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Одной из приоритетных задач профессионального образования является активизация разработки новых методов и технологий

обучения, направленных на обеспечение готовности будущего специалиста к работе в изменяющихся жизненных ситуациях. Особую важность в современных условиях приобретает задача формирования готовности студента к осуществлению творческой деятельности в будущей профессиональной деятельности.

Инноватика - это область знаний, необходимая для эффективного решения задач развития общества в зависимости от их потребностей.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в научной литературе понятия, относящиеся к изучаемой проблематике. Под новшеством, понимается введение чего-то нового, экспериментально доказанного, которое при соответствующих условиях будет способствовать качественной и эффективной подготовке профессиональных кадров. Нововведение (инновация) - это целенаправленное изменение, вносящее в систему профессионального образования новые стабильные элементы и способствующее переходу системы из одного состояния в другое, более качественное.

Таким образом, преобразование новшества в нововведение есть процесс его внедрения, т. е. инновационный процесс, который включает в себя три составляющие: создание новшества, его распространение и освоение. Инновационный процесс существует благодаря особой деятельности людей. Цель такой деятельности в системе профессионального образования состоит в целенаправленном преобразовании образовательной практики за счёт создания, распространения новых образовательных методов обучения и их составляющих [2].

Главное назначение новых образовательных методов - развитие креативности, творческого мышления студентов, формирование познавательной и научной активности. В основном данными методами взаимодействия в области обучения обращаются те преподаватели и студенты, у которых развито дивергентное мышление, в силу чего они стремятся решить задачу или проблему нетрадиционным способом.

Развитию творческого мышления способствуют следующие методы:

1. Наблюдение.

Это сравнительно простой метод, который широко применяется в СПО и вузовском обучении по всем предметам, начиная с первых курсов. Будучи наглядным методом, наблюдение помогает студентам проникнуть в суть явлений, процессов, ситуаций, подойти к научным обобщениям, подтвердить выводы. Эффективное использование метода достигается тогда, когда студенты знают цель, продумали и усвоили методику, владеют техникой фиксирования изменений объектов или процессов в ходе наблюдения, а также способами обработки результатов.

2. Опыт.

Данный метод является самым важным и обладает большими возможностями. Он способствует формированию творческой направленности личности студента.

3. Эксперимент.

Основное назначение метода - получение новых учебных и научных данных, теоретических выводов, проверка гипотез, создание научных концепций. Естественно это невозможно без высокой научно - теоретической подготовки студентов. В свою очередь, эксперимент содействует обогащению новыми знаниями.

Педагогический эксперимент обычно состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего (преобразующего) и контрольного. Каждый из этапов имеет собственную цель, содержание, продолжительность. Констатирующий этап связан с изучением реально существующего педагогического опыта, объективно действующих закономерностей; преобразующий - направлен на формирование новых качеств, процессов, свойств, на преобразование объекта исследования; контрольный - призван установить достоверность преобразований, выводов, творческих положений и т. д.

Дидактические методы - наблюдение, опыт, эксперимент -стоят на «на стыке»: они применяются как в учебном процессе, так и при организации научных исследований.

4. Сократовская беседа (эвристическая беседа).

По технологии метод близок к простой обычной беседе. Суть данного метода в создании проблемной ситуации, благодаря чему студенты сами отыскивают правильные ответы на вопросы преподавателя и каждый ответ должен быть аргументирован. Подобные беседы носят эвристический характер. Ценность данного метода в том, что он способствует развитию мышления и воображения. В ходе эвристической беседы преподаватель путём умело поставленных вопросов заставляет студентов на основе

имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта, логических рассуждений формулировать новые понятия, выводы и правила.

5. Лабиринт.

Суть метода в следующем, студенты получают для решения задачу, определённую проблему, проблемную ситуацию, одновременно получают ряд верных и ошибочных вариантов - предложений для решения.

6. «Мозговая атака».

Метод сложный на практике применяется редко, но даёт положительный результат при обсуждении спорных вопросов, гипотез, проблемных или конфликтных ситуаций.

7. «Аквариум».

Данный метод частично совпадает с методом «мозговая атака», применяется с аналогичной целью. При работе по этому методу студентов делят на две команды на внешнюю и внутреннюю. Одна из них располагается по кругу, т. е. в «аквариуме», а другая рассаживается вокруг «аквариума» в качестве наблюдателей за тем, как дискутируют их соратники по центру над поставленной проблемой.

8. «Думай, слушай, предлагай».

Цель применения метода - развитие у студентов поисковой познавательной активности.

Методы самостоятельной работы студентов, способствуют формированию у студентов умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, одновременно способствуют развитию других структурных компонентов личности.

С целью влияния на развитие творческого мышления и способностей студентов, интеллектуальных поисковых умений и т.д.

Методы самостоятельной работы студентов в процессе обучения довольно сложно включить в отдельную группу, поскольку большинство дидактических методов многофункциональны и их одновременно можно включить в различные группы. Они способствуют развитию у студентов умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности [3].

Профессиональная подготовка специалистов в профессиональном учебном заведении происходит в целостном педагогическом процессе [4].

В состав педагогического процесса входят методы обучения, о которых было сказано выше, а самое главное умение самообразовываться (умение самостоятельно изучать любую литературу). Одним из основных факторов, существенно влияющих на весь учебный процесс, являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на весь педагогический процесс.

Методы обучения педагоги выбирают с учётом следующих обстоятельств и условий учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения процесс очень сложный и ответственный. Основные причины, вызывающие затруднения у работающих педагогов при выборе методов обучения, по мнению В.А. Сита-рова, «обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности» [5].

Выбор методов обучения зависит от закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; общих целей и задач обучения, воспитания и развития человека; конкретных воспитательно-образовательных задач; особенностей изучаемого предмета и конкретной темы, методики его преподавания; степени сложности, новизны и содержания учебного материала; количества времени, определяемого для изучения материала: типа и структуры занятия; возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; интереса учащихся и их познавательными возможностями; материально - технического обеспечения. С учётом перечисленных условий педагог выбирает конкретный метод или их сочетание для проведения занятий.

Педагоги очень часто сталкиваются с равнодушием со стороны студентов к знаниям, с нежеланием учиться, с низким уровнем познавательных интересов, исходя из этого. стараются конструировать и внедрять более эффективные формы, модели, способы, условия обучения [6].

Проблема самостоятельности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, его профессиональной подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением является ни количество изложенного материала, а качество полученной информации. Более оптимальными методами развития самостоятельности, самообразования, по-

знавательной активности являются бригадный метод и педагогическая игра. Данный метод используют для закрепления полученных знаний, установления связей между ними, в том числе и межпредметного характера. Суть метода в том, что группа студентов подразделяется на 3-4 бригады. Каждая из них самостоятельно обсуждает одну и ту же проблему, которую выдвигают перед ними преподаватели. Затем, по истечении отведенного времени, микродискуссия в бригадах завершается и начинается общее обсуждение проблемы, причём каждая бригада докладывает основные идеи, по обсуждаемой проблеме выдвигая свои решения и гипотезы.

В зависимости от учебной дисциплины характер, сложность и пути решения проблем чрезвычайно разнообразны. Преподаватель, применяющий этот метод, излагает и поясняет правила решения задачи, затем он является консультантом и руководителем познавательной деятельности студентов.

Педагогическая игра, метод это или же форма до сих пор нет единой точки зрения на определение данного метода, несмотря на наличие большого количества литературы. Одни относят её к формам учебной работы, другие к методам. Успех игры предопределяется теоретической подготовкой студентов, наличием профессиональных умений, развитием творческого мышления.

В настоящее время в системе образования меняется парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю», поэтому все большее значение приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов. Во время этой работы студент должен научиться самостоятельно, определять задачи своего личностного развития, развить способности к успешной самореализации в общественной среде.

Для самореализации в будущем, любой личности необходимо заниматься самообразованием.

Так, что же такое самообразование? Если глубоко вникнуть в смысл данного слова, то можно процитировать следующее. Самообразование - это постоянное изучение литературы, касающейся будущей профессиональной деятельности, умение делиться опытом работы и постоянный творческий процесс.

Без страсти к книге человеку недоступны культура современного мира, интеллектуальное и эмоциональное совершенствование. Это подвижная сфера духовной жизни, которая постоянно развивается. Мы убедились, что без самообразования не возможен сознательный выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы заинтересованность в своей будущей профессии не оказалось скоротечной и случайной, в студенческие годы необходимо много читать, думать, анализировать, искать новые пути решения тех или иных проблем; т. е. интеллектуальная жизнь должна тесно связываться с творческими интересами.

Самообразование представляет собой единство овладения знаниями на занятиях и той самостоятельной интеллектуальной работой дома над книгой, в которой выражается длительный процесс формирования склонностей, способностей и в дальнейшем призвания. В любых СПО образование лучше всего основывать на познании множества фактов, вопросов, требующих обстоятельных и длительных размышлений, - умственная работа такого рода должна выполняться как домашнее задание, для более глубокого изучения студентом всего того, что он не успел понять на занятии. Самое главное суметь заинтересовать студента в той информации, которую мы до него хотим донести и постараться завершить занятие на самом увлекательном моменте в своей лекции и дать возможность студентам раскрыть её самостоятельно. Чем больше будут читать студенты, тем больше развивается их способность к абстрактному мышлению, тем большую роль в их духовной жизни будет играть исследовательская работа, которая направлена на создание чего-либо нового, в ходе которой они будут делать для себя открытия, а это приводит к отстаиванию своей мысли.

Ведь на сегодняшний день основной задачей профессионального образования является овладение студентами знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определённой профессиональной деятельности. Даётся оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях. А компонентами общего среднего образования являются:

- система знаний о природе, обществе, человеке, способы деятельности, на которых основывается мировоззрение;

- опыт практической деятельности - система интеллектуальных и практических умений и навыков;

- опыт творческой деятельности, лежащий в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области.

Знания - это отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса.

Умения - способность сознательно выполнять определённое действие, применение знаний на практике.

Навыки - умения, доведённые до автоматизма благодаря многократному повторению.

Опыт творческой деятельности - самостоятельное перенесение приобретённых знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в нечто новое. Что - то новое создаётся общими усилиями всего коллектива, а чтоб его создать, нужно постоянно самосовершенствоваться.

Самообразование - это не механическое пополнение багажа знаний, а живые человеческие взаимоотношения в коллективе. Интеллектуальная жизнь колледжа немыслима без тех тонких отношений, в которых человек открывается перед человеком как большое духовное богатство. Суть их должна состоять в обмене знаниями и умениями. Передавая свои знания людям, человек познаёт другого человека и себя. Первоначально обмен знаниями и умениями происходит на занятиях.

Студент, готовясь к чтению реферата, рассказывая содержание прочитанного, переживает радость. Чувство ответственности перед однокурсниками заставляет студентов думать. Свой жизненный опыт, знания, умения и навыки старшекурсники хотят передать первокурсникам, переживая в этом самоутверждение.

Если книга станет для студента всегда новым, неизъяснимым чудом, пока он его полностью не освоит, не проанализирует прочитанное, не сделает определённые выводы, не поделиться впечатлениями с другими, чтобы осмыслить тайны этого чуда, если среди молодого поколения будет много чудаков, влюблённых в книгу, которые отдают книге предпочтение перед всем другим, - исчезнут проблемы, перед которыми бессильны другие.

В формировании у студентов научно-материалистического мировоззрения большое значение имеют взгляды на общество, на его достижения. При целенаправленном воспитании у подростков пробуждается интерес к таким мировоззренческим вопросам, как личность и коллектив, народы и человечество, материальное производство и духовная культура, борьба добра против зла, все перечисленное это начало начал. Познание множества фактов, вопросов, требующее обстоятельных и длительных размышлений, - умственная работа такого рода способствует развитию абстрактного мышления.

Для развития самообразования необходимо таким образом соединить учёбу с воспитанием, чтобы каждый студент умел отстаивать и доказывать свою правоту научно-материалистических истин. Воплощение научной истины в тревоги, волнения, споры - это и есть основа становления мировоззрения, самоутверждения личности. Суть педагогической мудрости воспитания заключается в том, чтобы каждый студент был борцом за торжество научной истины.

Мы придаём большое значение формированию и развитию потребности в самообразовании. Опыт убедил, что эта потребность рождается только на основе интересов и увлечений [7]. В условиях социальной нестабильности в качестве важного фактора эффективности и гармоничности деятельности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения студента и его ценностных ориентаций. Преобладание положительной мотивации определяет и стиль поведения студента, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами.

Сегодня задачи, стоящие перед образованием, охватывают всю жизнь человека - речь идёт о непрерывном самообразовании, реализующемся в течении всей жизни индивида, так как информационная составляющая возрастает в геометрической прогрессии, необходимо учиться на протяжении всей жизни.

Преобразования в профессиональной деятельности начинаются с принятия человеком требований, которые новые условия жизни и современное общество ставят перед ним, осознания новых отношений, возникающих в обществе, а также изменений, которые происходят в нём самом.

Успех и реальные достижения студента положительная оценка его действий однокурсниками, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые могут произойти в результате его активных действий. Явление и процесс непрерывного самообразования, по мнению исследователей,

имеют очень древние истоки. У молодёжи возросло критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к преподавателям и взрослым. Жизненные планы, ценностные ориентации студентов, сделавших выбор профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и на-

Библиографический список

мерениям, но совпадают главным образом с тем, что каждый хочет занять достойное место в жизни, иметь интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

1. Подласный И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Издательство ВЛАДОС -ПРЕСС, 2006.

2. Ломакина Т.Ю. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школ. Москва: Academia, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Минск, 2002.

4. Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. Красноярск, 2007.

5. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие. Москва, 2002.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва, 1991.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах, Москва: Педагогика, 1979; Т. 1.

References

1. Podlasnyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS - PRESS, 2006.

2. Lomakina T.Yu. Poiskovo-tvorcheskoe samoobrazovanie prepodavatelya professional'noj shkol. Moskva: Academia, 2011.

3. Pionova R.S. Pedagogika vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Minsk, 2002.

4. Kolokol'nikova Z.U. Tehnologiya aktivnyh metodov obucheniya vprofessional'nom obrazovanii: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2007.

5. Sitarov V.A. Didaktika: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

6. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. Moskva, 1991.

7. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 3-h tomah, Moskva: Pedagogika, 1979; T. 1.

Статья поступила в редакцию 18.04.17

УДК 373. 2

Skitskaya L.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria),

E-mail: Skitskaja@mail.ru

Shcherbakov Y.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow. Russia),

E-mail: drpmgopu@bk.ru

THE USE OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES BY TEACHERS IN THE INTERACTION WITH PARENTS TO OPTIMIZE THE COMMUNICATION OF CHILDREN. The work deals with a problem of interaction of teachers of preschool educational institutions of Transnistria and parents in the process of optimizing the communication of children. The author focuses on the need to address the existing contradiction between the educational potential of the family and its use. The article analyzes the level of educational activity of parents in the family and the level of their own communication skills. The author suggests both conventional forms of interaction with parents, and innovative ones, which allow increasing the level of skills of parents in the process of communicating preschool children, both with peers and with adults.

Key words: teachers, parents, preschool children, communication, optimization, preschool educational institutions, conventional and innovative forms of interaction.

Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского

государственного университета, г. Тирасполь, E-mail: Skitskaja@mail.ru

Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва,

E-mail: drpmgopu@bk.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики и родителей в процессе оптимизации общения детей. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимости решения сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. В статье анализируется уровень воспитательной деятельности родителей в семье и уровень их собственных умений общения. Автором предложены как традиционные формы взаимодействия с родителями, так и инновационные, которые позволяют повысить уровень умений и навыков родителей в ходе организации процесса общения дошкольников, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Ключевые слова: педагоги-практики, родители, дети дошкольного возраста, общение, оптимизация, дошкольное образовательное учреждение, традиционные и инновационные формы взаимодействия.

Для детей дошкольного возраста семья - первая и часто единственная среда, первый и наиболее действенный фактор, формирующий личность. В Законе «Об образовании» Приднестровской Молдавской Республики в качестве одной из форм образования является семейное образование [1]. И тот факт, что эмоциональный характер семейного воспитания определяет большую предрасположенность дошкольника к воздействию семьи, чем к другим институтам воспитания, подводит нас к необходимости всестороннего вовлечения родителей в процесс оптимизации общения детей.

Особую актуальность приобретают вопросы педагогического просвещения и непосредственно формы его организации, стиль общения, способы передачи и усвоение родителями необходимой информации. Повышение педагогической культуры родителей, по мнению О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой, решает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием [2, с. 3].

Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.