Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущего педагога с учётом регионального компонента'

Профессиональная подготовка будущего педагога с учётом регионального компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTEXTUAL LEARNING / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т.П., Дорофеева Т.А.

В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогов нового типа на основе профессионального становления в высшем учебном заведении. Значительное внимание уделяется формам, методам обучения для конкретного содержания заданий различного аспекта. Обосновывается мысль о том, что контекстное обучение включает теоретическое и практическое обучение студентов и реализуется в рамках традиционных и активных методов обучения. В статье обобщён новый материал по использованию и решению задач с учётом регионального компонента. В заключении отмечается, что в контекстном подходе формируются как национальные ценности, так и профессиональную направленность будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER WITH THE REGIONAL COMPONENT BEING IN THE FOCUS

The article deals with a problem of training teachers of a new type, on the basis of their professional development in a higher educational institution. Considerable attention is paid to forms and methods of training for the specific contents of the tasks of various aspects. It justifies the idea that contextual learning includes theoretical and practical student learning and is implemented in the framework of traditional and active teaching methods. The article summarizes the new material on the use and solution of problems, taking into account the regional component. In conclusion, it is revealed that in the contextual approach both national values and professional orientation of future teachers are formed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущего педагога с учётом регионального компонента»

18. Korol' M. Moral'noe vozdejstvie v boyu. Vojna irevolyuciya. 1925; 3: 43.

19. Korol' M. K voprosu o gruppovoj organizacii obucheniya. Vojna i revolyuciya. 1925; 3: 80 - 81.

20. Korobochkin I. V.-N.O., komandovanie i politorgany. Voennaya mysl' i revolyuciya. 1924; 8: 154 - 155.

21. Levichev V. Politicheskaya podgotovka bojca. Voennaya mysl' i revolyuciya. 1923; 3: 20 - 21.

22. Lemke L. Vysshaya Voenno-Pedagogicheskaya shkola. Yubilejnyj vypusk Petrograd. Izdanie Vysshej Voenno-Pedagogicheskoj shkoly. 1922: 14.

23. Lyamzin M.A. Razvitie teoriiipraktiki voenno-pedagogicheskojpodgotovkikursantov(slushatelej) voennyh VUZov: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

24. Muklevich R. Politrabota v boevoj obstanovke. Voennaya mysl' i revolyuciya. Moskva. 1924; 2.

25. Neznamov A. Zadachi pedagogiki po otnosheniyu k armii. Voenno-pedagogicheskij zhurnal. 1920; № 1-2: 69.

26. Ol'man G. Anketa o prepodavatelyah. Voennoeznanie Voennoeznanie. 1923; 1-2: 6.

27. Permskij M. Zadachi i sistema politicheskogo vospitaniya komandnogo sostava Krasnoj armii. Tolmachevec. 1926; 2.

28. Petrov L. Nepreryvnost' i gibkost' politraboty v voennoe vremya. Tolmachevec. 1926; 4: 36 - 38.

29. Petrovskij D. Voennaya shkola i laboratornyj plan. Voennaya myl' i revolyuciya. 1924; 1: 110.

30. Pinaev G. K voprosu o gruppovoj organizacii obucheniya. Vojna i revolyuciya. 1925; 3: 80 - 81.

31. Rubcov V.S. Marksistskaya psihologiya i puti ee ispol'zovaniya v boevoj podgotovke i politrabote Krasnoj armii. Vojna i revolyuciya. 1930; 2: 51.

32. Savinskij A.I., Samosadnyj L.G. Pravil'noeproiznoshenie. Moskva, VPA, 1961.

33. Saharov V.R. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya propagandistskogo masterstva oficera-politrabotnika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, VPA, 1969.

34. Sokolov V. Ob odnom uklone v «politinstruktorskoj podgotovke» kursanta VUZ. Armiya i revolyuciya. 1925; 6 (44): 32.

35. Talankin A.A. Za marksistko-leninskuyupsihotehniku. KommunisticheskayaAkademiya. Sekciya po izucheniyuproblem vojny. Zapiski. Chetvertyj tom. Gosudarstvennoe social'no-'ekonomicheskoe izdatel'stvo. 1931. Moskva - Leningrad.

36. Talankin A.A. O Povorote na psihologicheskom fronte. Gosudarstvennoe social'no-'ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1931. Moskva - Leningrad.

37. Tkachev F. Kakim byl i uhodit 1902 god. Tolmachevec. 1926; 2: 90.

38. Frunze M.V. Ocherednye zadachi politrabotnikov. Vojna i revolyuciya. 1925; 5: 7.

39. Hvostov V.M. Social'naya psihologiya i voennoe vospitanie. Voenno-pedagogicheskij zhurnal. 1920; 1-2: 71.

40. Hlebcevich E. Bibliotechnaya rabota v Krasnoj armii i flote. Voennoe znanie. 1923; 1-2: 23 - 25.

41. Cirul' Ya. Psihotehnika i psihologiya v voennom dele. Armiya i revolyuciya. Nauchnyj voenno-politicheskij zhurnal. 1923; 5-6: 27 - 28.

42. Shvec V.S. Formirovanie navykov i umenijpartijno-politicheskojraboty u kursantov voennyh uchilisch. Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 1968.

43. PostanovlenieByuro Glavnogo Politicheskogo Upravleniya SA i VMFot 13.05.71 g.)

Статья поступила в редакцию 20.04.19

УДК 371.134:908

Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: zhuykovat@mail.ru

Dorofeeva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: dorofeev_at@BK.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER WITH THE REGIONAL COMPONENT BEING IN THE FOCUS. The article deals with a problem of training teachers of a new type, on the basis of their professional development in a higher educational institution. Considerable attention is paid to forms and methods of training for the specific contents of the tasks of various aspects. It justifies the idea that contextual learning includes theoretical and practical student learning and is implemented in the framework of traditional and active teaching methods. The article summarizes the new material on the use and solution of problems, taking into account the regional component. In conclusion, it is revealed that in the contextual approach both national values and professional orientation of future teachers are formed.

Key words: contextual learning, pedagogical activity, professional development.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: zhuykovat@mail.ru

Т.А. Дорофеева, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: dorofeev_at@BK.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С УЧЁТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогов нового типа на основе профессионального становления в высшем учебном заведении. Значительное внимание уделяется формам, методам обучения для конкретного содержания заданий различного аспекта. Обосновывается мысль о том, что контекстное обучение включает теоретическое и практическое обучение студентов и реализуется в рамках традиционных и активных методов обучения. В статье обобщён новый материал по использованию и решению задач с учётом регионального компонента. В заключении отмечается, что в контекстном подходе формируются как национальные ценности, так и профессиональную направленность будущих педагогов.

Ключевые слова: контекстное обучение, педагогическая деятельность, профессиональное становление.

В теории и практике высшей школы существует проблема эффективного повышения уровня профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, связанная с формированием специалиста через обучение педагогически-управляемым процессом. Этой проблеме уделено особое влияние в работах известных психологов и педагогов С.И. Архангельского, В.А. Сластёнина, С.И. Зиновьева, Т. А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, А.М. Матюшки-на, Н.А. Менчинской, Л.М. Фридмана, Г И. Щукиной и др. [1].

Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности как основа профессионального становления будущих специалистов представляет собой сложную, целостную динамическую систему, функционирующую в соответствии с целями, задачами, принципами подготовки специалистов. Характерными свойствами данной системы являются: единство и взаимосвязь различных структурных элементов, объединённых общей целью и единым функционированием; единая внутренняя организация на основе связей и зависимостей между компонентами системы, взаимодействия с окружающей средой.

Цель российской образовательной политики сегодня заключается в переходе к образованному, динамично, цивилизованно развивающемуся обществу, которое характеризуется высоким уровнем духовной, правовой, профессиональной культуры, умелым использованием образования для экономического роста, повышения уровня благосостояния граждан и страны в целом.

Непосредственная цель современного образования в контексте цивилизованного развития состоит в том, чтобы создать механизм устойчивого развития системы образования, а также соответствия социальным требованиям, результативности и эффективности повышения конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования на внутреннем и внешнем рынках труда [2].

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: обеспечение государственных гарантий реализации равных возможностей в сфере образования; развитие образования как открытой общественно-государственной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения); создания условий для повышения качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование экономического механизма эффективного использования ресурсов системы образования, обеспечение инновационной привлекательности сферы образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами существенное повышение уровня его научно-методической поддержки; повышение статуса основных субъектов образовательного процесса обучающегося, педагогического работника и усиление поддержки образовательных учреждений.

Кроме того, развитие связей между профессиональным образованием и сферой труда также невозможно без создания эффективной системы трудоустройства выпускников, в том числе путём развития целевой контрактной подготовки. Особое внимание обращается на развитие доступности массового профессионального образования как практико-ориентированного, направленного не только на овладение профессиональными знаниями и умениями, но и на сформирование мировоззрения и культуры личности.

Мы также предполагаем, что подготовка будущих педагогов к педагогической деятельности как основа профессионального становления будущих специалистов представляет собой сложную, целостную динамическую систему, функционирующую в соответствии с целями, задачами, принципами подготовки специалистов. Характерными свойствами данной системы являются: единство и взаимосвязь различных структурных элементов, объединённых общей целью и единым функционированием; единая внутренняя организация на основе связей и зависимостей между компонентами системы, взаимодействие с окружающей средой.

Определение профессиональной подготовки будущих педагогов как сложного системного явления обуславливает применение такого же подхода и к личностному аспекту, поскольку он является органической составной частью данной системы, т. е. может рассматриваться как относительно самостоятельная система, являющаяся подсистемой в общей системе профессиональной подготовки будущих воспитателей и учителей.

Для достижения цели формирования педагога важно создать условия для реализации потребности самопознания, саморазвития, самореализации через воспитание и обучение других.

От качества включенности студентов в педагогическую деятельность, от осознания себя в роли учителя-воспитателя во многом зависит решение жизненно важных задач, стоящих перед обществом.

Личность, осознавая себя творческим субъектом саморазвития, будет способствовать гуманизации воспитательных отношений, осуществляемых как в педагогической деятельности, так и во всех сферах жизни.

Возможность реализовать свои потребности, развить способности, адаптироваться в системе педагогических взаимодействий предоставляет педагогический колледж.

Особой сферой проявления инновационности в вузе является личность студента, для которой этот тип учебного заведения создаёт качественно новые условия самообразования, саморазвития, самореализации, одновременно предъявляя и новые требования. Самообразование, саморазвитие, самореализация личности идентифицируются как социально-педагогические показатели педагогической культуры и выступают как самодвижущие источники ее формирования.

Формирование профессиональной направленности означает не закладывание готовых мотивов и целей в сознание студента, а необходимость постановки его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели откладывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента.

Условиями в формировании профессиональной направленности студентов к педагогической деятельности, выступают: включение студентов в целеполагаю-щую деятельность и моделирование будущей профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов. Программу формирования следует начинать с рассмотрения того, что и в какой последовательности целесообразно формировать у студентов. Если рассматривать программу профессиональной направленности к педагогической деятельности как программу-максимум, которая осуществляется педагогами колледжа, то объектом формирования будут все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции. Необходимо учитывать 3-частную классификацию мотивов.

1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у студентов за счёт педагогического мастерства преподавателя, который должен добиваться духовной общности между собою и студентами, что способствует формированию ценностного сознания.

2. Перспективно-побуждающие мотивы. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. При этих мотивах возникает внутренняя заинтересованность студентов. Проектирование необходимых свойств мотивации, опирающихся на психологический анализ личности и мотивации конкретных студентов, будет важной составной частью планов воспитательной работы [3].

В программу формирования профессиональной направленности студентов к педагогической деятельности следует включать: мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики, цели и их качества (новые, гибкие, устойчивые, нестереотипные), эмоции (положительные, избирательные), регулирующие деятельность.

Педагогическим средством формирования профессиональной направленности студентов к педагогической деятельности может служить профессионально направленный обучающий комплекс, структуру которого составляет дидактический, профессиональный и организационно-педагогический компоненты.

Сформированность профессиональной направленности студентов к педагогической деятельности должна определяться следующими критериями:

1) ценностным отношением к педагогической деятельности, которое будет проявляться в осознании студентами ценности педагогических знаний, удовлетворённостью педагогической деятельностью;

2) технолого-педагогической готовностью, которая предполагает овладение различными видами педагогической деятельности и педагогическими умениями;

3) творческой активностью личности студента, реализующейся в динамике, гибкости и вариативности мышления, самостоятельности в принятии решений, овладение опытом совершенствования [4].

В работе со студентами мы используем основные формы учебной деятельности, например, такие, как лекция. Лекция - это один из ведущих словесных методов обучения, в учебных заведениях используются различные виды лекций:

- вводная (введение в предмет, постановка проблемы);

- установочная;

- текущая (тематическая);

- обзорная;

- заключительная (обобщающая)

Все эти лекции часто носят проблемный характер и решают методологические, информативные, развивающие, ориентирующие и воспитывающие задачи, но нельзя забывать, что лекция требует большой подготовительной работы и должна отвечать следующим требованиям:

- научность;

- эрудиция, логика, рациональное изложение материала;

- доступность и доходчивость;

- педагогический такт и коммуникабельность.

Одной из широко применяемых форм обучения является семинарское занятие - это основная форма групповой работы, в процессе которой студенты работают по принципу: обобщаем, добавляем - обогащаем, проводятся дискуссии, коллоквиумы, конкурсы и педагогическая практика.

Целью педагогической практики является использование студентами знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения, обеспечение единства теоретической подготовки будущего педагога с его практической деятельностью в учебном заведении.

Кроме того, в процессе практики студенты формируют систему знаний, умений и навыков, овладевают способами и тактикой личностно-ориентирован-ного общения с детьми. В ходе прохождения практики студенты формируют свою профессиональную позицию, развивают способности выбирать педагогическую технологию адекватную задачам воспитания, развивают культуру педагогической деятельности. Студенты проходят практику в лучших дошкольных и школьных образовательных учреждениях города, работающих в условиях эксперимента и инноваций. Структура педагогического процесса выстроена с учётом аксиологических проблем, это обеспечивает студентам свободного высказывать свою точку зрения по целям, содержанию, формам, методам и средствам обучения.

На данный момент в вузах создаются педагогические условия, которые способствуют развитию свободной личности, способной не только определить свое место в нашем обществе, но и ориентироваться на материальные и духовные ценности.

Задача воспитания специалиста нового типа требует целенаправленного формирования заданных интеллектуальных и личностных качеств, в том числе мотивации и действенно-практических основ познавательной самостоятельности студентов, развития творческих способностей и установок в учебно-воспитательном процессе.

Роль задач в учебном процессе определяется, с одной стороны, тем, что конечная цель обучения любого предмета сводится к овладению студентами методами решения определённой системы задач. С другой стороны, достижение цели обучения возможно лишь с помощью решения студентами учебных задач, то есть, когда решение задач выступает и как средство, и как цель [5].

Контекстное обучение в вузе - это теоретическая подготовка и, что важно, управление практической деятельностью студента, основанное на закономерностях его развития, как личности и профессионального становления, это наилучшие предпосылки и возможности для его социальной, педагогической и предметной адаптации. Контекстное обучение может реализоваться как в рамках традиционных методов, так и методов активного обучения. Но методы активного обучения более предпочтительны.

Студенты последовательно овладевают основами педагогической по нескольким составляющим профессионально-педагогической подготовки учителя. Такую возможность представляют некоторые квазипрофессиональные и учебно-профессиональные формы и методы обучения. К числу последних мы относим исследуемый контекстный подход к обучению математике. При таком подходе к форме организации обучения студент ведёт часть практического занятия по математике со студенческой группой и проводит обсуждение с последующим решением отдельного занятия. При таком подходе к обучению раскрывается осознание студентом того, что он несёт определённую ответственность, как за своё собственное учение, так и за учение всей группы обучающихся. Пребывание в такой ситуации, когда студент должен руководить учебным процессом, беря на себя часть функции преподавателя, вызывает в действие такие механизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.