Научная статья на тему 'Философия развития военного образования'

Философия развития военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF MILITARY EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ И ЕГО ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE OFFICERS AND ITS VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Д.В.

В данной статье анализируются проблемы современного военного образования России. Обосновывается необходимость формирования философии военного образования как идейно-ценностной основы его развития. Сформировавшаяся в 90-е годы и период развития Вооруженных сил России под руководством А. Сердюкова «прусская» парадигма военного образования, характеризующаяся «нажимным» стилем управления и «натаскиванием» (муштрой) как основным способом подготовки, должна быть заменена. Её место должна занять «суворовская» парадигма, развитая в условиях капитализма М.И. Драгомировым, сущность которой в приоритете воспитания над обучением, уважении к личности, опоре на национальные качества и воинские традиции. В современных условиях профессиональное воспитание курсантов на национальной идее патриотизме, традициях и ценностях российского офицерства. Общая направленность военного образования должна определяться идеями русской философии: космизма; соборности; цельности духа, определяющей цельность бытия; национальной самобытности; мистического отношения к государству, всеединства и цельности знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF MILITARY EDUCATION

The research paper analyzes some problems of modern military education in Russia, such as the necessity to form philosophy in military education as an ideological and value basis for its development. The work describes the A. Serdyukov's “Prussian” military education paradigm, formed in 90s, characterized by “push” style of management and “coaching” as the main method of training, which has to be replaced. Its place could be taken by the “Suvorov” paradigm, developed under conditions of capitalism, M. Dragomirov, the meaning of which is to build the priority of education on training, respect for an individual, relying on quality of national and military traditions. In the modern conditions professional education of cadets at the national idea raises feelings of patriotism, traditions and values of the Russian officers. The overall orientation of military education should be determined by the ideas of Russian philosophy cosmism, catholicity, the integrity of the spirit that determines the integrity of life, national identity, mystical relationship to the state, unity and integrity of knowledge.

Текст научной работы на тему «Философия развития военного образования»

онно-коммуникационных технологий, среди которых - владение предметно-педагогической ИКТ-компетентностью, отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности [5, с.5]. Поэтому, в графическую подготовку студентов - будущих учителей технологии включены не только темы по освоению основ начертательной геометрии, инженерной графики и строительному черчению, но и методики обучения черчению учащихся школ. Кроме того, в соответствии с требованиями стандарта, осуществляется подготовка студентов к разработке конструкторской документации с использованием компьютерной графики в системе К0МПАС-3D.

Осуществление проектирования предусмотрено учебным планом при выполнении курсовых и дипломных работ. Одна из курсовых работ выполняется будущими учителями технологии на 4 курсе по итогам изучения творческо-конструкторских дисциплин и направлена на разработку средств обучения для предметной области «Технология», а также для организации внеклассной деятельности школьников. Студенты проектируют учебное оборудование (станки, приспособления, инструменты, учебная мебель и т.п.), учебно-наглядные пособия (модели, образцы работ, стенды, макеты, плакаты, видеофильмы, компьютерные программы и т.п.), организационно-дидактические средства (учебные пособия, методические рекомендации, электронные учебники и т.п.), дизайн-проекты учебных помещений и т.д.

Формирование творчески развитой личности студента зависит от того, как строится образовательный процесс в вузе, каковы его содержательная, процессуальная и мотивационная стороны. Единство этих компонентов предполагает активную

Библиографический список

деятельность обучаемого, которая направлена на самостоятельный поиск знаний, способов их приобретения и на развитие творчества. В этом плане творческо-конструкторская и проектно-тех-нологическая подготовка будущего учителя технологии является одним из важных факторов реализации дидактических целей на занятиях и в процессе внеаудиторной деятельности студентов. Успешность проектной деятельности студентов - основа их творчески активного самочувствия, формирования у них способов самостоятельного решения профессиональных задач. Сфор-мированность готовности к проектной деятельности бакалавров профиля «Технология» обеспечит успех будущей совместной деятельности учителя и учеников.

Итак, подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в АГГПУ им. В.М. Шукшина к реализации ФГОС основного общего образования строится на принципах системно-деятельностного подхода с использованием современных педагогических технологий, активных и интерактивных форм обучения, погружением студентов в проектную и исследовательскую деятельность. При разработке учебного плана и рабочих программ дисциплин учтены не только требования профессионального стандарта педагога, но также и нормативные документы основного общего образования.

Студенты, получая собственный опыт исследовательской и проектной деятельности, готовятся к созданию определенных педагогических условий не только для освоения учащимися индустриальных технологий и технологий ведения дома, но также черчения и технического творчества в единстве базового и дополнительного образования.

1. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.). Сайт Министерства образования и науки РФ. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

2. Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология: программа: 5 - 8 классы. Москва: Вентана-Граф, 2014.

3. Ситников А. Инженеры без образования. Сайт Свободная пресса. Available at: http://svpressa.ru/society/article/46718

4. Панчук Т.А., Соловьева И.Б. Формирование готовности будущего учителя технологии к проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 108 - 110.

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Сайт Министерства труда и социального развития. Available at: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/

References

1. FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya (5 - 9 kl.). Sajt Ministerstva obrazovaniya inaukiRF. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

2. Tischenko A.T., Sinica N.V., Simonenko V.D. Tehnologiya: programma: 5 - 8 klassy. Moskva: Ventana-Graf, 2014.

3. Sitnikov A. Inzhenery bez obrazovaniya. Sajt Svobodnaya pressa. Available at: http://svpressa.ru/society/article/46718

4. Panchuk T.A., Solov'eva I.B. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya tehnologii k proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 108 - 110.

5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya. Available at: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129/

Статья поступила в редакцию 05.03.17

УДК 37.014.3

Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military), Head of Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School

(Novosibirsk, Russia), E-mail: sdv1968@yandex.ru

PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF MILITARY EDUCATION. The research paper analyzes some problems of modern military education in Russia, such as the necessity to form philosophy in military education as an ideological and value basis for its development. The work describes the A. Serdyukov's "Prussian" military education paradigm, formed in 90s, characterized by "push" style of management and "coaching" as the main method of training, which has to be replaced. Its place could be taken by the "Suvo-rov" paradigm, developed under conditions of capitalism, M. Dragomirov, the meaning of which is to build the priority of education on training, respect for an individual, relying on quality of national and military traditions. In the modern conditions professional education of cadets at the national idea raises feelings of patriotism, traditions and values - of the Russian officers. The overall orientation of military education should be determined by the ideas of Russian philosophy cosmism, catholicity, the integrity of the spirit that determines the integrity of life, national identity, mystical relationship to the state, unity and integrity of knowledge.

Key words: philosophy of military education, professional education of future officers and its values.

Д.В. Суслов, канд. воен. наук, нач. каф. тактики Новосибирского высшего военного командного училища,

г. Новосибирск, E-mail: sdv1968@yandex.ru

ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье анализируются проблемы современного военного образования России. Обосновывается необходимость формирования философии военного образования как идейно-ценностной основы его развития. Сформировавшаяся в 90-е годы и период развития Вооруженных сил России под руководством А. Сердюкова «прусская» парадигма военного образова-

ния, характеризующаяся «нажимным» стилем управления и «натаскиванием» (муштрой) как основным способом подготовки, должна быть заменена. Её место должна занять «суворовская» парадигма, развитая в условиях капитализма М.И. Драгоми-ровым, сущность которой в приоритете воспитания над обучением, уважении к личности, опоре на национальные качества и воинские традиции. В современных условиях - профессиональное воспитание курсантов на национальной идее - патриотизме, традициях и ценностях российского офицерства. Общая направленность военного образования должна определяться идеями русской философии: космизма; соборности; цельности духа, определяющей цельность бытия; национальной самобытности; мистического отношения к государству, всеединства и цельности знания.

Ключевые слова:философия военного образования, профессиональное воспитание будущих офицеров и его ценности.

Развитие Вооруженных сил Российской Федерации, при всей их самобытности, нельзя изучать изолированно от мировых тенденций военного строительства, военной науки и военного искусства, передового военного опыта. Определение подходов к организации системы профессионального военного образования, формирование его моделей, востребованных в рамках военной реформы до 2020 г., требует обращения к общим, док-тринальным идеям развития вооруженных сил и военного дела в начале XXI в., их сравнения, оценки, адаптации к российским условиям и уточнения на данной основе, целевых ориентиров.

Начало XXI в., возможно, - время парадигмальных изменений в военном деле, проявляющихся в основных доктринальных идеях, подходах к организации и применению вооруженных сил, к подготовке военных специалистов. Точки зрения на перспективное военное строительство колеблются в диапазоне от признания революционности преобразований до их отрицания, при понимании необходимости планомерной, постепенной трансформации вооруженных сил и методов ведения войны, которое проявляется, в том числе, и в Военной доктрине Российской Федерации [1]. Ожидания очередной революции в военном деле, основанной на инновационных средствах военно-профессиональной деятельности, пока не оправдали себя [2], тем не менее, темпы развития военного дела приближаются к революционным.

Правительство РФ постоянно держит в центре внимания проблемы реформирования военного образования, вместе с тем философия его развития пока на достаточном уровне не разработана. Философия издавна считалась методологической основой образования. Философские идеи подталкивали создание и развитие педагогических теорий и задавали вектор педагогических исследований. От системы философских взглядов зависит как направление практического поиска, так и определение сущности, целей и характера педагогических технологий в образовании. Общеизвестно, что развитие военного образования в США базируется на прагматизме Д. Дьюи, методологической основой китайской военной школы является конфуцианство, в ряде стран Ближнего Востока - ислам. Военная педагогика России, утратив прежнюю методологическую базу - марксизм и сопутствующее ему марксистско-ленинское учение о войне и армии, сегодня находится в сложном положении. Россия, не определив собственную философию военного дела и военного образования, вынуждена адаптировать элементы западных моделей военного образования либо идти путем проб и ошибок, внедряя в образовательный процесс избыточные инновации, разрушающие его устойчивость и предсказуемость.

В силу этого в педагогической среде настоятельно высказывается мнение о необходимости смены парадигмы военного образования на национально ориентированную.

К фундаментальным основам развития образования В.Ф. Взятышев и В.Е. Шукшунов относят философию образования, науки о человеке и обществе и «теорию практики» (педагогику, проектирование и менеджмент образования) [3, с. 14]. Следуя указанной логике, рассмотрим состояние опыта российского военного образования и наших партнеров.

В отношении военно-технических возможностей, согласно прогнозам, надолго сохранится преимущество ограниченного числа государств в области создания ядерного оружия (ядерный клуб), высокоточного оружия дальнего действия, средств его доставки, космических и воздушно-космических систем. Экономический и научный потенциал небольшой группы государств определяет их исключительную возможность вести дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, результаты которых длительное время будут недоступны другим субъектам военно-политической обстановки.

Большинство государственных военных доктрин учитывают высокую способность ядерного оружия к мгновенной и масштабной эскалации вооруженных конфликтов, быстрого перехода от локальной к глобальной ядерной войне. Стратегия ядерного сдерживания позволяет избежать конвенционального противо-

стояния с высокоразвитыми и превосходящими по военному потенциалу державами, поэтому в Военной доктрине Российской Федерации она по-прежнему остается главной идеей.

Техническими новшествами, со временем способными обеспечить инновации в военном деле, являются появление средств и способов контроля и оперативного управления, повышающих автономность подразделений и даже отдельных военнослужащих, создание роботизированных и самостоятельных систем, беспилотных летательных аппаратов и др. технические решения. Технологии военного дела, основанные на их применении, пока еще встраиваются в общую картину боя, не набрали «критической массы» и не могут самостоятельно определять характер современной войны. Несмотря на многочисленные фантазии на эту тему, основанные на так называемом «технологическом детерминизме» [4], концепции и доктрины, в том числе и концепция бесконтактной войны, в ближайшей перспективе останутся нереальными.

Инновационный аспект развития военного дела весьма далек от многих фантастических предположений о перспективных военных конфликтах и, как показывает практика военных кампаний первого и второго десятилетий XXI в., почти не затрагивает исходной природы войны, зато системно меняет методологию военных действий. Инновационным можно считать изменение пространства военных действий, которое не только становится трехмерным и комплексным (сухопутным, морским, подводным, воздушно-космическим), но и получает новые измерения, например информационное (кибер-) пространство, область общественного сознания.

Распространение информационных и коммуникационных технологий в военном деле само по себе образует преобразования, приближающиеся к инновациям [5]. Во-первых, меняется характер военного противостояния, в котором усиливается значение пропаганды, разведки, защиты информационных сетей и баз данных или, напротив, нападения на информационные сети и базы данных противника, вербовки сторонников, психологического воздействия и применение методов организационной войны, влияние на политическую ситуацию и пр. Во-вторых, усиливается асимметричность военного противостояния, в котором определенными возможностями обладают и негосударственные акторы, а кроме того, весьма спорными являются финансово-экономические преимущества развитых государств. В-третьих, повышается значение культурных, социальных и интеллектуальных факторов военного противоборства, идеологической и политической борьбы. В-четвертых, формируется высокотехнологичное информационное пространство управления театром военных действий, благодаря которому есть принципиальная возможность разработки новых военных доктрин. Наконец в-пятых, меняется вектор заимствования технических и технологических новшеств, т. к. любая «гражданская» информационная и коммуникационная технология является технологией двойного назначения и может быть использована для решения военных задач.

Инновационные требования, безусловно, предъявляются к системам управления войсками и военными действиями, для которых фактором развития, наряду с информатизацией пространства, является трансформация театра военных действий.

Технологические инновации в военном деле, безусловно, являются действенным фактором развития, но только в том случае, когда они находят отражение в доктринах и концепциях, где как раз и проявляется философия современного военного дела (с позиций философии техники).

Доктринальный аспект развития военного дела является наиболее обсуждаемым, поскольку большинство современных доктрин не использовались в полном объеме, а их частичное применение и отработка отдельных элементов в локальных конфликтах современности дали спорные результаты. Тем не менее, Вооруженные силы США как наиболее оснащенные технически и технологически, даже не имея масштабного опыта во-

йны, оказывают значительное влияние на развитие современной военной мысли.

Действующая в США Стратегия минимального ядерного сдерживания [6], в случае реализации всех ее программных положений, способна поставить под сомнение возможность гарантированного взаимного уничтожения. Она предусматривает многовариантность применения: от выборочных ударов по ядерным объектам до глобального поражения экономической и военной инфраструктуры одновременно и на всю глубину (приоритетный вариант). Основными чертами данной стратегии являются взаимное сокращение ядерного оружия (с возможностью возвращения части американских боеприпасов «в строй»), развитие систем противоракетной обороны (ПРО National Missile Defense, NMD), усиление систем высокоточного оружия в неядерном оснащении, сокращение тактического ядерного оружия с сохранением американского ядерного присутствия в странах - союзниках по НАТО. Непосредственным участником Стратегии является Великобритания, фактически не имеющая собственной ядерной политики [7].

Качественные отличия имеют ядерные стратегии Франции и Китайской Народной Республики, которые не обладают ядерными силами и средствами в объёме, обеспечивающем глобальный ответ. Основной сценарий применения ядерного оружия базируется на идее ценностно-ориентированного удара, предполагающего уничтожение отдельных, жизненно важных объектов противника, потеря которых для него неприемлема. Расширение «ядерного клуба», которое признают весьма возможным за счет появления собственного ядерного оружия у КНДР, Ирана, Индии, Пакистана, Израиля, Японии и др. государств, весьма возможно приведёт к появлению варианта - стратегии ядерного шантажа, которая в условиях ограниченного ядерного потенциала является наиболее эффективной.

Среди доктрин конвенциональной войны наиболее заметным влиянием на развитие военного дела и вооруженных сил характеризуются Концепция быстрого глобального удара (Conventional Prompt Global Strike, CPGS) [8] и Концепция сете-центрических войн (Network Centric Warfare, NCW) [9], разработанные США и активно, но с оговорками, воспринимаемые другими центрами силы, в том числе и Российской Федерацией.

Оценивая концепцию сетецентрической войны, специалисты [10] считают, что это пока только конструкция, далекая от практической реализации, тем не менее, реакция Вооруженных сил Российской Федерации на неё должна быть незамедлительной.

Появление в первом-втором десятилетиях новых технологий, инноваций и доктрин, безусловно, не только определяет развитие военного дела, оно, на наш взгляд, оказало влияние на идеи и процессы развития вооруженных сил, имеющие вместе с тем национальную специфику. «Чтобы понять образ ведения войны какого-либо народа, - писал советский военный теоретик А.А. Свечин, - необходимо изучить его политическое, экономическое и социальное состояние» [11, С. 6].

В отношении своих геополитических противников (прежде всего России и Китая) США имеют долгосрочную и неизменную стратегию, которая образует сильную сторону военного строительства, поскольку позволяет очень точно прогнозировать роль и задачи вооруженных сил. Современный вариант американской геополитики, на уровне самых общих идей, озвучил еще в 90-х годах прошлого века З. Бжезинский, сформулировавший концепцию мировой исключительности американской нации и определивший глобальное военное превосходство как первую из четырех ее составляющих. «Вопрос, который стоит перед нами, вопрос, который будет стоять перед каждым из вас, заключается не в том, будет ли Америка лидировать в мире, а в том, как мы будем это делать, - декларировал президент США Б. Обама на выпуске офицеров Вест-Пойнта в 2014 г., и далее. - Америка должна лидировать на мировой арене. Если мы не будем это делать, то никто не будет. Вооруженные силы, в рядах которых вы состоите, были и всегда будут опорой этого» [12].

Ключевая идея военного строительства США на современном этапе и в ближайшей перспективе - достижение всеохватывающего превосходства, означающее наличие возможности гарантированного разгрома любого противника и в любой ситуации.

В настоящее время Вооруженные силы США находятся в состоянии глубокого и всестороннего реформирования, ориентированного на передовые военные технологии и способы ведения войны, основанные на новом качестве взаимодействия и управ-

ления. Стремясь максимально реализовать технологическое превосходство, США рассматривают развитие своих вооруженных сил через призму технических и технологических новшеств, однако не придают им решающего значения и, как отметил М.А. Гареев, не пропагандируют «... явно нежизненные фантастические идеи, которых в странах НАТО не собираются придерживаться, и своих офицеров такой «информацией» не пичкают» [13, с. 6-11, с. 7]. Опыт военных конфликтов последних лет с участием США может быть оценен неоднозначно, но вместе с тем он наглядно продемонстрировал роль сухопутных войск, составлявших основу контингента, решающего боевые задачи.

В оценке идей военного строительства США мы согласны с А.С. Рукшиным в том, что «.задачи Вооруженных сил США и нашей армии радикально не совпадают. США и их союзники по НАТО на протяжении десятилетий ведут, как правило, наступательные военные действия за пределами своей территории, всегда обладают инициативой в развязывании войны, воюют со слабым противником. Поэтому их опыт нетипичен для нас. Нам, прежде всего, надо обеспечить защиту своей территории и поэтому в начале войны придется вести оборонительные действия против более сильного, принципиально разного на каждом ТВД противника» [14].

Развитие системы военного образования США на уровне идей глубоко ориентировано на тенденции развития военного дела, господствующую идею военного строительства в США, но оно в большей степени реагирует на роль современной техники и технологий, чем личности военнослужащего (прежде всего офицера). Около 40% офицеров готовят гражданские вузы через специальные курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва (Reserve Officers Training Corps, ROTC). Часть офицерских должностей (около 10%) комплектуется за счет прямого набора гражданских лиц. Остальные - выпускники военно-учебных заведений министерства обороны США. Командование вневойсковой подготовки сотрудничает с более чем 600 гражданскими высшими учебными заведениями США, то есть почти с 20% всех функционирующих в стране вузов. Офицеров резерва для сухопутных войск готовят при 300 университетах и колледжах, ВВС - 200, ВМС - 65, морской пехоты - 60. Таким образом, в подготовке военных специалистов задействована широкая сеть ведомственных и вневедомственных учебных заведений государственного сектора. Программы военной подготовки относятся к научной отрасли «естественные и технические науки» (вместе с компьютерными и информационными, физическими и инженерными специальностями), отсюда характер государственного стандарта и приоритеты в профессиональной подготовке. К числу последних следует отнести:

- прочную фундаментальную и гуманитарную подготовку;

- педагогическую компетентность, коммуникативные и психологические навыки;

- способность к самообразованию;

- практические навыки, умение самостоятельно принимать решения;

- физическую подготовку;

- пр.

Наиболее важными профессиональными качествами личности считаются: профессиональная компетентность, ответственность, преданность присяге и военной профессии [15].

«Оптимальной системой профессиональной подготовки офицерского состава является чередование обучения в вузах различных ступеней с практической работой в войсках: «базовая подготовка - служба на первичных офицерских должностях -профессиональная переподготовка (повышение квалификации) - практическая работа (служба в войсках, штабах, центральном аппарате МО) - совершенствование профпригодности - служба на командных должностях в частях или штабных структурах» [16]. В целом в военном образовании реализована идея непрерывного профессионального образования, а также максимально использованы возможности всего государственного сектора образовательной системы. Отличительной чертой является эффективная и масштабная система предпрофессиональной подготовки военных специалистов - ROTC.

Военно-политическое руководство США, продолжая курс на достижение подавляющего превосходства над любым противником, готовит свои вооруженные силы к ведению военных действий любого масштаба и характера. При этом развитие военного и оперативного искусства в ВС осуществляется непрерывно с учетом того боевого опыта, который получают войска в ходе практически постоянного их применения в по-

следние десятилетия. Как показывает опыт войн последнего времени (Ливия, Афганистан, Ирак, Сирия, Украина), компьютеры и тому подобные «сетецентрические» штучки хороши на учениях и в войне со слабым противником. Они дают командирам прекрасные картинки и много информации. Но когда в окопах раздается команда: «Примкнуть штыки!», - наступает время выключать мониторы и браться за винтовки [17]. Традиционные вооружения и тактику военных действий списывать «в утиль» рановато.

Тем не менее в когнитивную и аффективную компоненты российской целевой аудитории восприятия (куда входят и основные базовые элементы системы принятия военно-политических решений) активно вводится положение о том, что будущие войны будут, как правило, «сетецентрическими», «дистанционными» и «бесконтактными» с использованием в основном неядерных высокоточных средств поражения. И если такой взгляд на войны будущего у нас превратится в поведенческий архетип, то, разумеется, так оно скорей всего и будет. Мы будем готовиться к войне, в которой у нас, очевидно, на краткосрочную и среднесрочную перспективу просто нет шансов на победу (так называемое запрограммированное поражение) [18].

Каждая из противоборствующих сторон использует наиболее подходящие с её точки зрения вооружение и военную технику.

Библиографический список

Историей предопределена выдающаяся роль прагматизма в западном образовании, включая военное. Население Европы около 150 лет насильственно приучали к дисциплине наемного труда. «В конце XV - начале XVI века столбы на дорогах Европы были увешаны трупами бродяг - бывших мелких собственников. Только Генрих VIII повесил 72 тысячи человек» [19, с. 265].

«Военно-философская мысль в России, ее военная наука развивались своим самобытным путем, но их нельзя рассматривать изолированно от общего процесса развития военного искусства в мире. Основные принципы, категории, положения, установки и требования российской военной науки тесно связаны с достижениями военной науки других государств» [20, с. 22].

По мнению А.А. Кокошина, «в большинстве имеющихся у нас исследований по проблемам революции в военном деле редко уделяется внимание и проблеме качества личного состава вооруженных сил, особенно в исполнительном звене, и непосредственно на поле боя, и в органах обеспечения ведения боевых действий» [4]. Он глубоко прав. Не прошедшим европейской «школы» приучения к порядку россиянам не свойственен прагматизм, который пытаются прививать обучаемым методами психологического манипулирования. Необходимо вернуться к традиционному воспитанию, основы которого для армии капиталистического типа были разработаны М.И. Драгомировым, создателем военной дидактики и теории воспитания [21].

1. Военная доктрина Российской Федерации (Утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976). Российская газета. 30.12.2014; № 298.

2. Каберник В.В. Революция в военном деле: возможные контуры конфликтов будущего. Центр военно-политических исследований. Available at: http://eurasian-defence.ru/?q=node/119

3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. Кокошин А.А. Инновационные вооруженные силы и революция в военном деле. Москва: ЛЕНАНД, 2009.

5. Болгов Р.В. Информационные технологии в современных вооруженных конфликтах и военных стратегиях. Диссертация ... кандидата политических наук. Санкт-Петербург, 2011.

6. Nuclear Weapons Employment Strategy of the United States. Fact sheet // The White House. Office of the Press Secretary. 2013. June 19. Available at: http: // www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/19/fact-sheet-nuclear-weapons-employment-strategy-united-states

7. Дронов В.А. Ядерное оружие Великобритании, Франции, Китая. Саранск: Красный Октябрь, 2012.

8. Woolf А. Conventional Prompt Global Strikeand Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues. Congressional Research Service, 2016.

9. Net-Centric Environment Joint Functional Concept, Version 1.0. 7 April 2005. NY: United States Department of Defense, 2005.

10. Савин Л.В. Сетецентричная и сетевая война. Введение в концепцию. Москва: Евразийское движение, 2011.

11. Свечин А.А. Эволюция военного искусства. Москва: Кучково поле, 2002.

12. Обама Б. Речь президента США на выпускной церемонии в Военной академии Соединенных Штатов. 31.05.2014. РИА Новости. Available at: http://inosmi.ru/world/20140531/220697692.html

13. Гареев М.А. О характере и облике вооруженной борьбы будущего. Армейский сборник. 2003; 4: 6 - 11.

14. Рукшин А.С. Некоторые итоги реформы Вооруженных сил. Военно-промышленный курьер. 2012 г. № 45 (462). Available at: http://vpk-news.ru/articles/13125

15. Абрамов А.П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности в условиях военного образования: монография. Москва: Direct MEDIA, 2014. 227 с.

16. Стрелецкий А.Н. Система подготовки офицерских кадров в США. Зарубежное военное обозрение. 2008; 12: 16 - 21.

17. Сетецентрическая война. Дайджест по материалам открытых изданий и СМИ. Москва: ВА ГШ ВС РФ, 2010.

18. Ковалев В.И. Проблема управления процессами модернизации в военной сфере в условиях неопределённости представлений о военных конфликтах будущего. Информационные войны. 2012; 4 (24).

19. История военной стратегии России. Институт военной истории МО РФ. Москва: Кучково поле. 2000.

20. Философия: учебное пособие для вузов. Отв. редактор В.П. Кохановский. 16-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.

21. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. Под редакцией Л.Г. Бескровного. Москва: Воениздат, 1956.

References

1. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (Utv. Prezidentom RF 25.12.2014 № Pr-2976). Rossijskaya gazeta. 30.12.2014; № 298.

2. Kabernik V.V. Revolyuciya v voennom dele: vozmozhnye kontury konfliktov buduschego. Centr voenno-politicheskih issledovanij. Available at: http://eurasian-defence.ru/?q=node/119

3. Pedagogika ipsihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.

4. Kokoshin A.A. Innovacionnye vooruzhennye sily i revolyuciya v voennom dele. Moskva: LENAND, 2009.

5. Bolgov R.V. Informacionnye tehnologii vsovremennyh vooruzhennyh konfliktah i voennyh strategiyah. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

6. Nuclear Weapons Employment Strategy of the United States. Fact sheet // The White House. Office of the Press Secretary. 2013. June 19. Available at: http: // www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/19/fact-sheet-nuclear-weapons-employment-strategy-united-states

7. Dronov V.A. Yadernoe oruzhie Velikobritanii, Francii, Kitaya. Saransk: Krasnyj Oktyabr', 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Woolf A. Conventional Prompt Global Strikeand Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues. Congressional Research Service, 2016.

9. Net-Centric Environment Joint Functional Concept, Version 1.0. 7 April 2005. NY: United States Department of Defense, 2005.

10. Savin L.V. Setecentrichnaya isetevaya vojna. Vvedenie vkoncepciyu. Moskva: Evrazijskoe dvizhenie, 2011.

11. Svechin A.A. 'Evolyuciya voennogo iskusstva. Moskva: Kuchkovo pole, 2002.

12. Obama B. Rech' prezidenta SShA na vypusknoj ceremonii v Voennoj akademii Soedinennyh Shtatov. 31.05.2014. RIA Novosti. Available at: http://inosmi.ru/world/20140531/220697692.html

13. Gareev M.A. O haraktere i oblike vooruzhennoj bor'by buduschego. Armejskijsbornik. 2003; 4: 6 - 11.

14. Rukshin A.S. Nekotorye itogi reformy Vooruzhennyh sil. Voenno-promyshlennyjkur'er. 2012 g. № 45 (462). Available at: http://vpk-news.ru/ articles/13125

15. Abramov A.P. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt formirovaniya lichnosti v usloviyah voennogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: Direct MEDIA, 2014. 227 s.

16. Streleckij A.N. Sistema podgotovki oficerskih kadrov v SShA. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2008; 12: 16 - 21.

17. Setecentricheskaya vojna. Dajdzhest po materialam otkrytyh izdanij i SMI. Moskva: VA GSh VS RF, 2010.

18. Kovalev V.I. Problema upravleniya processami modernizacii v voennoj sfere v usloviyah neopredelennosti predstavlenij o voennyh konfliktah buduschego. Informacionnye vojny. 2012; 4 (24).

19. Istoriya voennojstrategiiRossii. Institut voennoj istorii MO RF. Moskva: Kuchkovo pole. 2000.

20. Filosofiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Otv. redaktor V.P. Kohanovskij. 16-e izd. Rostov-na-Donu, 2007.

21. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Pod redakciej L.G. Beskrovnogo. Moskva: Voenizdat, 1956.

Статья поступила в редакцию 10.03.17

УДК 371.84

Kudryavtsev N.G., Cand. of Sciences (Engineering), Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ngkudr@mail.ru

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

Tipikin D.K., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: draco1996@mail.ru Kuruskanova A.A., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: akuruskanova@bk.ru Bochkarev N.S., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: mix.randomnik@mail.ru Bespalov A.O., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: antonym.user@gmail.com

WAYS OF USING GAME TECHNOLOGIES IN MODELING CHILDRENS' TECHNICAL CREATIVE DEVELOPMENT. The lack of young specialists in engineering is a problem of high relevance. A popular trend in high-tech production development in our country needs people who would be able to create high technologies, to develop production and technical creativity. The article discusses the motivational aspects of children's technical creativity. The authors demonstrate way of how technical games, contests and competitions can be used as one of the motivational components to motivate students to work hard in technical creativity classes, which in future will help to foster engineering and scientific professions.

Key words: model, robotics, child tech creativity, motivation surge, problem-based game situation, interactive area.

Н.Г. Кудрявцев, канд. техн. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: ngkudr@mail.ru

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

Д.К. Типикин, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: draco1996@mail.ru

А.А. Курусканова, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: akuruskanova@bk.ru

Н.С. Бочкарев, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: mix.randomnik@mail.ru

А.О. Беспалов, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: antonym.user@gmail.com

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Актуальной проблемой современности является недостаток молодых инженерно-технических кадров. Намечающаяся тенденция к развитию у нас в стране высокотехнологичного производства требует людей, способных создавать высокие технологии, развивать производство и техническое творчество. В данной работе рассматриваются мотивационные аспекты детского технического творчества. Авторы показали, как технические игры, конкурсы и соревнования могут быть использованы в качестве одной из мотивационных составляющих процесса привлечения школьников к занятиям техническим творчеством, что в будущем будет способствовать выбору инженерно-технических и научно-технических специальностей.

Ключевые слова: модель, робототехника, детское техническое творчество, мотивационный всплеск, проблемная игровая ситуация, интерактивная площадка.

Намечающаяся тенденция к развитию у нас в стране высокотехнологичного производства требует не только нового оборудования, но и людей, способных использовать это оборудование, создавать высокие технологии, развивать производство, двигать вперед науку. Наблюдающийся сейчас дефицит молодых специалистов такого уровня [1] вряд ли можно объяснить сравнительно низкими зарплатами и невысоким престижем технических профессий. По мнению многих экспертов, на текущий момент даже резкое искусственное увеличение зарплат в высокотехнологичной сфере не позволит столь же быстро улучшить качество труда. Для обеспечения потребностей производства нужна целая система подготовки кадров. Попытки строительства такой системы в сфере образования мы можем наблюдать уже на протяжении целого ряда лет. Однако многое еще только предстоит сделать, для этого необходимы целые ресурсные базы и комплексы.

В современной системе образования уровень подготовки молодых выпускников вузов очень сильно зависит от подготовленности абитуриентов. Практика преемственности при переходе от среднего звена образования к высшему говорит о том, что гораздо проще подготовить хороших специалистов в любой сфере из тех студентов, у которых есть инициатива, творческое начало, которые обладают высокой степенью самостоятельности

и самоорганизации. В некоторых молодых людях такие качества развиваются самостоятельно, у кого-то из студентов, как мы наблюдали, они находятся в пассивном состоянии. Задача педагога в вузе во время учебы такое творческое начало развить и дать ему дальнейший импульс для роста. Чем раньше это происходит, тем эффективнее идет процесс развития личности.

Акцентируем внимание на техническом творчестве, речь пойдет о детском техническом творчестве как актуальном методе развития творческого начала у подрастающего поколения. В организационном аспекте следует определить взаимнооднозначное соответствие: чем больше будет технических кружков, тем больше детей будет заниматься в них, следовательно, больше детей смогут развивать свои технические способности и техническое творчество. Чтобы из подрастающего поколения выросли творческие в техническом плане люди, необходимо открыть больше технических центров и технических клубов, где каждый смог бы реализовать себя.

Образовательная практика показывает, что проблемы, возникающие при развитии технического творческого потенциала, касаются не только материальной стороны, связанной с недостаточным количеством оборудования, средств для оплаты труда руководителей кружков и клубов. Ключевой проблемой является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.