Научная статья на тему 'Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов'

Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUASI-PROFESSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина А.А., Сазонова О.К., Чистякова В.А.

В статье раскрывается проблема повышения качества подготовки специалистов c использованием компетентностного подхода в образовании. Одним из основных условий успешной профессиональной подготовки, а затем и деятельности специалистов является создание в вузе профессиональной образовательной среды на основе моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Среда любой образовательной организации может иметь следующие структурные компоненты: пространственно-семантический компонент, содержательно-методический компонент, коммуникационно-организационный компонент. С разработкой современных стандартов, переходом на практикоориентированное обучение рассматривается идея создания квазипрофесиональной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

In the article the authors reveal a problem of improving the quality of training using a competence approach in education. One of the main conditions of successful training and the professionals' activities is the creation of a university of professional education environment on the basis of modeling the subject and social contents of future professional activity. The environment in any educational organization can have the following structural components: spatio-semantic component, substantial methodological component, communication-organizational components. With the development of modern standards, the transition to practice-oriented teaching is an idea of creating quasi-professional educational environment.

Текст научной работы на тему «Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов»

Уровень сформированности 0 (нулевой) 1 (низкий) 2 (средний) 3 (продвинутый) 4 (высокий)

Тест «Золотые стандарты» обслуживания 0-7 8-13 14-18 19-23 24-28

Основные преимущества данного теста - это возможность оценить не только коммуникативно-сервисную компетентность, но и уровень сформированности сервисной деятельности.

Таким образом, коммуникативно-сервисную компетентность можно определить как интегративную способность специалиста, которая характеризуется знаниями процессов организации речевой коммуникации в родной и иноязычной среде, пониманием

Библиографический список

основных проблем, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, владением приемами и методами формирования межличностного мышления, которое обеспечивает успешное обслуживание потребителей услуг сферы сервиса и принятие решений в стандартных и экстремальных ситуациях, а также бесконфликтное взаимодействие между гостями и сотрудниками.

1. Перепелкина Н.О., Мутавчи Е.П., Ермакова Н.И. Психодиагностика: учебное пособие для бакалавров. Москва: Дашков и К, 2016.

2. Саливан Дж., Робертс Ф. Сервис, который продает. Available at: https://vk.com/doc-31164340_182939951?hash=5a1b4a083256d2f59 3&dl=28aabb49a7217e1962

3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. Москва, 1988

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. Москва: НОРМА, 2001.

5. Мамаева В. Ю. Гендерные особенности поведения потребителей. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2012; 3: 87 - 96.

References

1. Perepelkina N.O., Mutavchi E.P., Ermakova N.I. Psihodiagnostika: uchebnoe posobie dlya bakalavrov. Moskva: Dashkov i K, 2016.

2. Salivan Dzh., Roberts F. Servis, kotoryjprodaet. Available at: https://vk.com/doc-31164340_182939951?hash=5a1b4a083256d2f593&dl=28 aabb49a7217e1962

3. Zhukov Yu.M. 'Effektivnost'delovogo obscheniya. Moskva, 1988

4. Knorring V.I. Teoriya, praktika i iskusstvo upravleniya: uchebnik dlya vuzov po special'nosti "Menedzhment". 2-e izd., izm. i dop. Moskva: NORMA, 2001.

5. Mamaeva V. Yu. Gendernye osobennosti povedeniya potrebitelej. Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. 'Ekonomika i upravlenie. 2012; 3: 87 - 96.

Стат ья поступила в редакцию 03.10.16

УДК 378

Kostunina A.A., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: kosanatolevna@mail.ru

Sazonova O.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: sazonova_03@mail.ru

Chistyakova V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: chistyakova04@mail.ru

OPPORTUNITIES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS. In the article the authors reveal a problem of improving the quality of training using a competence approach in education. One of the main conditions of successful training and the professionals' activities is the creation of a university of professional education environment on the basis of modeling the subject and social contents of future professional activity. The environment in any educational organization can have the following structural components: spatio-semantic component, substantial methodological component, communication-organizational components. With the development of modern standards, the transition to practice-oriented teaching is an idea of creating quasi-professional educational environment.

Key words: modernization of education, standards, educational technology, educational environment, quasi-professional educational environment.

A.А. Костюнина, ст. преп. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: kosanatolevna@mail.ru

О.К. Сазонова, канд. пед. наук., доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: sazonova_03@mail.ru

B.А. Чистякова, канд. пед. наук., доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: chistyakova04@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается проблема повышения качества подготовки специалистов c использованием компетентностно-го подхода в образовании. Одним из основных условий успешной профессиональной подготовки, а затем и деятельности специалистов является создание в вузе профессиональной образовательной среды на основе моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Среда любой образовательной организации может иметь следующие структурные компоненты: пространственно-семантический компонент, содержательно-методический компонент, коммуникационно-организационный компонент. С разработкой современных стандартов, переходом на практико-ориентированное обучение рассматривается идея создания квазипрофесиональной образовательной среды.

Ключевые слова: модернизация образования, стандарты, образовательные технологии, образовательная среда.

Современная система образования в России претерпевает значительные изменения, связанные с модернизацией процесса обучения. Одной из актуальнейших проблем современного образования является проблема повышения качества подготовки специалистов. Основным условием успешной профессиональной подготовки будущих специалистов является создание профессиональной образовательной среды на основе моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, где студенты осваивают новые способы познания, приобретают профессиональный опыт: оптимизация форм и методов практико-ориентированного обучения; активизация использования педагогами современных образовательных технологий; погружение в профессиональную деятельность через моделирование профессиональной деятельности [1].

Переход российской высшей школы на двухуровневую структуру образования определяет важность создания в вузе такой образовательной среды, которая бы не только обеспечивала эффективный процесс овладения общенаучными и профессиональными компетенциями, но и стимулировала собственную активность обучающихся в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии.

Проблема учёта и организации влияния средовых факторов в образовании молодёжи своими корнями уходит в эпоху российского просвещения. С научных позиций к изучению и организации среды в первой половине прошлого века подходили известные российские педагоги С.Т. Шацкий («педагогика среды»), П.П. Блонский («общественная среда ребенка»),

A.С. Макаренко («окружающая среда»). По их мнению, воздействия педагога должны быть направлены не на обучающегося, а на условия: внешние (среда, окружение, межличностные отношения, деятельность) и внутренние (эмоциональное состояние ребенка, его жизненный опыт, установки). Позже к проблеме развивающей образовательной среды обращались выдающиеся отечественные психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,

B.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Под развивающей средой они понимали определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [2; 3]. В современных условиях идея развивающей образовательной среды активно разрабатывается в исследованиях В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.А. Козырева, О.Ф. Латыпова и др.

В общем виде среда любой образовательной организации может иметь следующие структурные компоненты: пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); содержательно-методический компонент: содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий, уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.); коммуникационно-организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп) [4].

Любая образовательная среда вуза должна соответствовать следующим требованиям: эстетическая привлекательность элементов среды (архитектура зданий и сооружений, современный дизайн помещений, именные аудитории, педагогические мастер-

Библиографический список

ские, современные компьютерные и информационные средства обучения для проведения научных и лабораторных исследований); проблемность и исследовательский характер содержания образования, его ярко выраженная направленность на подготовку выпускников вузов как профессионалов; избыточность и вариативность элементов образовательной среды, способной удовлетворить профессионально-личностные потребности студентов и преподавателей и обеспечить выбор индивидуальных образовательных маршрутов; высокий уровень психолого-педагогической культуры общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, его насыщенность положительными чувствами, эмоциями, создание психологически-безопасной коммуникативной среды. Перечень требований является инвариантным, но не исчерпывающим, он может уточняться и дополняться. Образовательная среда составляет совокупность таких факторов, как материальные, пространственно-предметные, социальные, межличностные отношения. Все эти факторы тесно связаны друг с другом, они дополняют, обогащают друг друга.

С разработкой современных стандартов, переходом на практико-ориентированное обучение рассматривается идея создания квазипрофесиональной образовательной среды - профессионально-ориентированной образовательной среды на основе моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, где студенты осваивают новые способы познания, приобретают квазипрофессиональный опыт.

Учебный процесс требует оптимизации форм и методов практико-ориентированного обучения; активизации использования педагогами современных образовательных технологий для построения учебного взаимодействия (педагогика сотрудничества, игровые технологии, информационно-коммуникационные, проектные, кейс-технологии, квест-технологии); погружение в квазипрофессиональную деятельность через моделирование профессиональной деятельности (родительского собрания, фрагмента урока, занятия в педагогических мастерских, решение педагогических задач и ситуаций), что способствовало созданию педагогических инновационных площадок и укреплению материально-технического и ресурсного оснащения университета [5].

Материально-технического и ресурсного оснащения университета: мультимедийные лекционные аудитории; аудитории для семинарских, лекционных и других видов занятий, позволяющие проводить коллективные видеоконференции, практикумы, лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции; аудитории для проведения практических и лекционных занятий. Совершенствование технологической базы создаст основу для подготовки инновационных электронных образовательных ресурсов, инновационных учебно-методических комплексов; создания и хранения электронных баз данных; проведения научных исследований; реализации дистанционных образовательных программ и курсов; внедрения радикально новых форм учебного процесса; расширит базу для занятий в компьютерных классах, проведения образовательных и научных конференций и семинаров, презентаций, практикумов и др.

Создание единой информационной среды современного университета объединяет инновации в области информационных технологий и инновации в управленческой деятельности в различных формах организации научно-образовательного процесса в вузе. Информационное ресурсное обеспечение является одной из важнейших составляющих инновационной образовательной программы, поскольку ее реализация в значительной мере базируется на системе ценностей университета и по своим целям совпадает с программой стратегического развития и концепцией информационного развития университета.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №1616-04007).

1. Асеев В. Г. Педагогика и психология высшей школы. Москва: Рагс, 2010.

2. Девятловский Д. Н. Компоненты и структура профессиональной подготовки будущих специалистов в контексте формирования их праксиологических умений с учетом идей компетентностного подхода. Сибирский педагогический журнал. 2012; 3.

3. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Е. Деси и Р. Райана. Современная психология мотивации. Москва: Смысл, 2002.

4. Мирошин Д.Г. Виртуальная образовательная среда: феноменологический и практический аспекты. Современная педагогика. 2014; 4.

5. Костюнина А.А. Структурно-функциональная модель и технология практико-ориентированной профессиональной подготовки будущего педагога в условиях модернизации педагогического процесса. Современные проблемы науки и образования. 2016; 1.

References

1. Aseev V. G. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly. Moskva: Rags, 2010.

2. Devyatlovskij D. N. Komponenty i struktura professional'noj podgotovki buduschih specialistov v kontekste formirovaniya ih praksiologicheskih umenij s uchetom idej kompetentnostnogo podhoda. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; 3.

3. Dergacheva O.E. Avtonomiya i samodeterminaciya v psihologii motivacii: teoriya E. Desi i R. Rajana. Sovremennaya psihologiya motivacii. Moskva: Smysl, 2002.

4. Miroshin D.G. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda: fenomenologicheskij i prakticheskij aspekty. Sovremennaya pedagogika. 2014; 4.

5. Kostyunina A.A. Strukturno-funkcional'naya model' i tehnologiya praktiko-orientirovannoj professional'noj podgotovki buduschego pedagoga v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo processa. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 1.

Статья поступила в редакцию 03.10.16

УДК: 378.147

Kolchikova N. L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Literature, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan , Russia), E-mail: pollik21@ mail.ru

Chebodaeva L.I., Cand. of Sciences(Philology), senior lecturer, Department of Khakass philology, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan , Russia), E-mail: pollik21@ mail.ru

THE FORMATION OF THE BILINGUAL SPEECH PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN A NATIONAL SCHOOL. The article describes seven principles governing research methodology in modern Russian education. The study of the second language is becoming a basis of formation of the intellect activity of the student: separation of a word from a thought, an ability to realize a word, speech and thought. Bilingualism presupposes a dialogue of two code systems, a dialogue of the outlooks that affords to formulate the adequate ethnic picture of the world. Bilingualism, bilingual education aims at developing students in the context of their native and Russian cultures, where the language becomes a kind of communication tool of the dialogue of cultures. Bilingual education presupposes complete functional mastering of two languages and at the same time learning to identify oneself with the native ethnoculture.

The preservation and development of languages of ethnic minorities in Russia are possible only in the system of holistic bilingual education, when organizational conditions for their realization are formed. The project under observation touches upon a problem of developing a speech personality in the teaching-learning process in the national school. The main mechanisms, the ways to organize students' activity and also teaching techniques, which help to raise a speech personality among Khakass students, are pointed out. The main mechanism of this type of teaching concerns the dialogue of cultures, which is inevitable under conditions of bilingualism and biculturalism.

Key words: system approach, model as generalizability, personality, structure, bilingualism.

Н.Л. Кольчикова, канд. пед. наук, доц. каф. литературы, ГОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Е-mail: pollik21@ mail.ru

Л.И. Чебодаева, канд. филол. наук, доц. каф. хакасской филологии, ГОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Е-mail: pollik21@ mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ БИЛИНГВАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель статьи - описать теоретическую модель формирования билингвальной языковой личности у учащихся-хакасов, предложить пути и приёмы формирования языковой личности билингва на практике школ Республики Хакасия. В статье рассматриваются методологические основы построения модели формирования билингвальной языковой личности в национальных школах Республики Хакасия: структура, принципы, подходы: системно-деятельностный, компетпентностный и др. Теоретической основой исследования является представление о структуре билингвальной языковой личности, описанной Ю.И. Карауловым. Изучение второго языка становится основой формирования речемыслительной деятельности учащегося: отделению слова от мысли, способности осознавать слово, речь и мышление. Двуязычие предполагает диалог двух кодовых систем, диалог мировоззрений, что позволит сформировать адекватную этническую картину мира. Двуязычное, бикультурное образование ставит целью развитие учащихся в контексте их родной и русской культуры, где язык выступает своеобразным инструментом диалога культур. Билингвальное образование предполагает полное функциональное владение учащимися двумя языками, и одновременно обучение идентифицированию себя с родной этнокультурой. Сохранение и развитие языков этнических меньшинств России возможно только в системе целостного двуязычного образования с созданием организационных условий для его реализации.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, моделирование, личностный, структура, билингвизм.

Общие теории систем и моделей, системного анализа, теории целостности системы образования разрабатывались Б.С. Гершунским, В.В. Гузеевым, Т.А. Ильиной, В.А. Мижери-ковым, В.А. Сластениным, Д.Г. Левитес. Нами взято за основу определение В.В. Краевского, рассматривающего методическую модель как «нормативное отображение определенного участка педагогической действительности», «систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования» [1, с. 333]. Данная модель включает следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, операционально-технологический, результативно-коррекционный.

Своей целью бикультурное, двуязычное образование ставит подготовку учащихся-билингвов, способных общаться на родном и основном языках, и одновременно обучение их идентифици-

рованию себя со своей этнокультурой, знакомство с другими культурами, в первую очередь, с русской культурой, знание которых помогло бы обогатить свою собственную культуру. Изучение второго языка становится основой формирования речемысли-тельной деятельности учащегося: отделению слова от мысли, способности осознавать слово, речь и мышление. Двуязычие предполагает диалог двух кодовых систем, диалог мировоззрений, что позволит сформировать адекватную этническую картину мира. Двуязычное, бикультурное образование ставит целью развитие учащихся в контексте их родной и русской культуры, где язык выступает своеобразным инструментом диалога культур. Билингвальное образование предполагает полное функциональное владение учащимися двумя языками, и одновременно обучение идентифицированию себя с родной этнокультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.