Научная статья на тему 'Историко-педагогические аспекты воспитания бдительности у военнослужащих ракетных войск стратегического назначения'

Историко-педагогические аспекты воспитания бдительности у военнослужащих ракетных войск стратегического назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALERTNESS / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORICAL ANALYSIS / АКТУАЛЬНОСТЬ / RELEVANCE / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / SERVICEMAN / БДИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уланов Д.В.

В статье в контексте проблемы, рассмотрено понятие «бдительности» в работах отечественных авторов, проведен общий педагогический анализ исторических этапов формирования бдительности, как наиболее важного качества личности военнослужащих несущих боевое дежурство, выделены ключевые моменты каждого из этапов, обоснована их взаимосвязь и единство. В статье показано, что воспитанию бдительности у военнослужащих на протяжении всей истории существования и развития вооруженных сил отдавали важное значение все известные полководцы и военачальники. В исторических источниках упоминается о выставлении дозорных и караульных в вооруженных формированиях уже в Древней Руси. В статье отмечается необходимость опоры на исторические факты при формировании бдительности у военнослужащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF VIGILANTE SERVICEMEN OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES

The article considers a concept of “vigilance” in the works of Russian researchers. The work presents a general pedagogical analysis of the historical stages of formation of vigilance, as the most important individual qualities of soldiers, who fulfill combat duty. The paper highlights key points of each stage, proves their relationship and unity. The researcher shows that the education of military vigilance throughout the history of the existence and development of the armed forces gave importance to all known commanders and warlords. The article notes the need for the support of historical facts during the formation of the vigilance of a soldier. The author examines the nature and structure of vigilance, its contents and specificity of expression, as one of the most important competencies, while performing military service and combat missions.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические аспекты воспитания бдительности у военнослужащих ракетных войск стратегического назначения»

Таблица 1

Средняя оценка успеваемости курсантов по конвенционным дисциплинам (очная форма обучения)

Учебная дисциплина Учебный год

2013 2014 2015 2016 2017

НПБ 3,65 3,72 3,9 4,0 4,1

Подготовка ССШиП 3,7 3,75 4,02 4,1 4,2

Подготовка БПРП 3,5 3,58 3,72 3,8 3,94

Первая помощь 3,8 3,85 3,93 3,96 4,04

Подготовка по охране 3,8 3,82 3,86 4,0 4,1

в обработки эмпирического материала, технической обработке результатов опытно-экспериментальной работы. Наиболее подготовленные под руководством преподавателей кафедры участвуют в подготовке и проведении экспериментов, сами проводят анкетирование и тестирование курсантов. Часть из них потом продолжают свою научную деятельность в аспирантуре.

Согласно рабочей программе, по таким дисциплинам как «Подготовка специалиста по спасательным шлюпками, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющиеся скоростными дежурными шлюпками» и «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе» на последних занятиях проводятся специализированные учения. Курсанты в индивидуальных спасательных средствах, последовательно, сами производят спуск спасательных шлюпок и плотов; заходят в задымленных помещения, где осуществляют поиск пострадавших и их эвакуацию из района пожара в безопасное место, осуществляют при необходимости первичные мероприятия по возвращению к жизни.

Процесс обучения по всем конвенционным дисциплинам завершается проведением письменного экзамена, для проведения которого учебным планом предусмотрено 2 часа. Каждый курсант, прошедший соответствующее обучение и сдавший экзамен получает установленный ИМО специальный сертификат, срок действия которого - пять лет. Такой сертификат, подтверждает, что его обладатель прошел установленную подготовку и готов к определенным повседневным действиям на судне, а также, действиям в аварийной и чрезвычайной ситуации.

Библиографический список

Результаты обучения курсантов, за последние пять лет, по конвенционным дисциплинам (общая средняя оценка) сведены в таблицу 1.

Анализ табл. 1 показывает, что за последние пять лет при изучении конвенционных дисциплин наблюдается тенденция повышения успеваемости обучающихся, что свидетельствует о повышении требовательности со стороны преподавателей кафедры и более серьезном отношении самих курсантов к формируемым профессиональным компетенциям и уровню формирования личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях.

Таким образом, можно констатировать:

1. Практика подготовки курсантов морского вуза по конвенционным дисциплинам соответствует требованиям ИМО и позволяет сформировать достаточно высокий уровень готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, действиям в аварийной ситуации.

2. Целесообразно в интересах совершенствования процесса обучения учащихся морских вузов и их подготовки к действиям в аварийной ситуации включить в рабочие программы по конвенционным дисциплинам такую форму обучения как комплексное учение по действиям в аварийной ситуации. Такие учения следует проводить на базе Берегового учебно-тренировочного центра с проверкой в динамике качества действий курсантов по охране судна, по спуску коллективных спасательных средств, по подъему из воды выпавшего человека за борт, по тушению пожара, поиску пострадавших в задымленных помещениях, оказанию первой медицинской помощи.

1. Томилин А.Н. Особенности формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действиям в аварийной и экстремальной ситуации. Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2017: 21 - 27.

2. Сведения об аварийности с судами, плавающими под флагом Российской Федерации, на море (Статистические сведения Ространснадзора). Available at: http://sea.rostransnadzor.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-i-sostoyanie-avarijnosti

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года (ПДНВ-78 с поправками). Санкт-Петербург: ЦНИИМФ, 2016.

4. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Издательство «Университетское», 1985.

5. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

References

1. Tomilin A.N. Osobennosti formirovaniya lichnostnoj gotovnosti kursantov morskogo vuza k dejstviyam v avarijnoj i 'ekstremal'noj situacii. Modernizaciya sovremennogo obschestva: problemy, puti razvitiya i perspektivy: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017: 21 - 27.

2. Svedeniya ob avarijnosti s sudami, plavayuschimi pod flagom Rossijskoj Federacii, na more (Statisticheskie svedeniya Rostransnadzora). Available at: http://sea.rostransnadzor.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-i-sostoyanie-avarijnosti

3. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke i diplomirovanii moryakov i neseniya vahty 1978 goda (PDNV-78 s popravkami). Sankt-Peterburg: CNIIMF, 2016.

4. D'yachenko M.I. Gotovnost'k deyatel'nosti vnapryazhennyh situaciyah. Psihologicheskij aspekt. Minsk: Izdatel'stvo «Universitetskoe», 1985.

5. Il'in A.A. Shkola vyzhivaniya pri avariyah i stihijnyh bedstviyah. Moskva: Izdatel'stvo 'EKSMO-Press, 2001.

Статья поступила в редакцию 07.04.17

УДК 378.18

Ulanov D.V., adjunct, Department of Pedagogy, Military University of Ministry of Defense (Russia), E-mail: dima_ylan@mail.ru

HISTORICO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF VIGILANTE SERVICEMEN OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES. The article considers a concept of "vigilance" in the works of Russian researchers. The work presents a general pedagogical analysis of the historical stages of formation of vigilance, as the most important individual qualities of soldiers, who fulfill combat duty. The paper highlights key points of each stage, proves their relationship and unity. The researcher shows that the education of military vigilance throughout the history of the existence and development of the armed forces gave importance to all known commanders and warlords. The article notes the need for the support of historical facts during the formation of the vigilance of a soldier. The author examines the nature and structure of vigilance, its contents and specificity of expression, as one of the most important competencies, while performing military service and combat missions.

Key words: alertness, historical analysis, relevance, serviceman.

Д.В. Уланов, адъюнкт кафедры педагогики, ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ, г. Москва,

E-mail: dima_ylan@mail.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ БДИТЕЛЬНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В статье в контексте проблемы, рассмотрено понятие «бдительности» в работах отечественных авторов, проведен общий педагогический анализ исторических этапов формирования бдительности, как наиболее важного качества личности военнослужащих несущих боевое дежурство, выделены ключевые моменты каждого из этапов, обоснована их взаимосвязь и единство. В статье показано, что воспитанию бдительности у военнослужащих на протяжении всей истории существования и развития вооруженных сил отдавали важное значение все известные полководцы и военачальники. В исторических источниках упоминается о выставлении дозорных и караульных в вооруженных формированиях уже в Древней Руси. В статье отмечается необходимость опоры на исторические факты при формировании бдительности у военнослужащего.

Ключевые слова: бдительность, исторический анализ, актуальность, военнослужащий.

Военная служба издревле ассоциировалась главным образом с защитой государственных границ от внешних вражеских посягательств. Неотъемлемым аспектом военной службы всегда являлось наличие у военнослужащих высокой бдительности к возможным угрозам, даже в мирное время в повседневной жизнедеятельности. В дальнейшем развитии это получило название - постоянная боевая готовность, а именно такое состояния войск, при котором они в любой момент времени готовы к применению силы и вооруженному ответу на проявленную агрессию противника. Военная служба в отличии от гражданских профессий подразумевает ее непрерывность и ненормирован-ность. Эти два фактора главным образом выражаются в постоянной боевой готовности каждого военнослужащего, вне зависимости от того находится ли он на службе или вне ее. Конечно, нельзя отрицать, что военная служба, как любая другая профессия, регулируется законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом в частности, который определяет, как норму трудовой нагрузки, так и количество минимального времени отведенного на отдых. Тем не менее, главный нюанс отличия военной службы от большинства гражданских профессий заключается в постоянном наличии психологической готовности или психологического напряжения, выраженного в осознании военнослужащими возложенных на них государством ответственности, а также возможности внезапного приведения в высшие степени боевой готовности.

Одной из форм проявления этого осознания является сформированная бдительность у военнослужащих. В толковом словаре В. Даля бдительность определяется, как психическое состояние, а также нравственно-волевое качество личности быстро реагировать на ожидаемые и неожиданные события [1]. Результативность военной службы проявляется именно в постоянной готовности к действиям, вне зависимости от наличия или видимого отсутствия от внешних или внутренних угроз. Сама система боевой подготовки воинских частей и подразделений РВСН нацелена на формирование у военнослужащих готовности, которую также можно назвать бдительностью.

Воспитанию бдительности у военнослужащих на протяжении всей истории существования и развития вооруженных сил отдавали важное значение все известные полководцы и военачальники. В исторических источниках упоминается о выставлении дозорных и караульных в вооруженных формированиях уже в Древней Руси. Так в «Поучении» Владимира Мономаха, написанное им незадолго до своей смерти (около 1117 г.) говорится: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает» [2].

Большое внимание бдительности в военном деле уделял и император Петр-1. Его высказывания часто это подтверждают: «промедление смерти подобно», «мир-хорошо, однако при этом дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да и солдаты, чтоб не сделались бабами», «в уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены», «надеясь на мир, не надлежит ослабевать в военном деле», «держать под кровлею судно, дабы не мокло оно и не драло его солнцем...», «пока в корабле доски плотно стоят меж себя, тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться, а когда оные меж себя разлучатся, тогда ниже сто сажень проплыть могут», «храброе сердце и исправное оружие - лучшая

защита государства». Большинство высказываний Петра I подтверждают его обращение на постоянной боевой готовности войск, на своевременное и качественное обслуживание кораблей и оружия, а также на личную готовность командиров к внезапным ситуациям и немедленному принятию решений [3].

Стоит отметить, что само географическое положение российского государство обусловило его оборонительную военную доктрину. Огромная территория России издревле была лакомым куском практически для всех граничащих с ней государств, а также тех государств, которые имели достаточно развитый морской флот для высадки морских десантов на ее территорию. В истории России практически отсутствуют такие периоды, когда она не подвергалась вооруженным актам агрессии со стороны других государств или не испытывала такой опасности. Это обстоятельство учитывали князья еще во времена Древней Руси, что обусловливало постоянную готовность к вооруженным конфликтам, а также воспитание у воинов бдительности, наблюдательности и постоянной готовности к действиям.

Это ярко выражается в знаменитой цитате Александра III, которая стала впоследствии его политическим кредо: «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные при первой возможности, сами ополчатся против нас» [4].

Со времен Древней Руси до окончания Второй Мировой войны главной угрозой для границ России были преимущественно набеги с приграничных районов и возможностей высадки морских, а позже и авиадесантов. Такая угроза предотвращалась укреплением внешних границ, путем организации пограничной службы и содержанием вооруженных сил готовых действовать в случае агрессии противников. Но с окончанием Второй Мировой войны данная ситуация изменилась, когда 6 и 9 августа 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки Соединенными штатами Америки были сброшены атомные бомбы. Бомбардировка, вызванная не необходимостью, а демонстрацией своей силы Соединенными Штатами Америки Советскому Союзу и другим государствам [5]. Таким образом, сама опасность ядерной войны определила возникновение принципиально нового вида войск, способных осуществлять, как ядерное сдерживание возможной агрессии врага, так и его поражения на значительном удалении. Следовательно, воспитание у военнослужащих бдительности являет собой многообразный и противоречивый процесс, объективно требующий наполнения его новым содержанием, поиска новых путей, приемов и средств решения этой важной воспитательной задачи.

Генезис изучаемой проблемы, а также дальнейшая разработка содержательной и сущностной ее сторон была бы невозможна без анализа работ выдающихся советских ученых-педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Б.Ф. Ломова. Большую научную и практическую ценность в исследовании психолого-педагогических проблем воспитания бдительности у военнослужащих представляют собой труды советских военных ученых педагогов и психологов, как А.Г. Базанов, А.В. Барабанщиков, И.Г. Безуглов, Н.И. Киряшов, Ю.Ф. Худолеев, Н.Ф. Феденко и др. В трудах учёных изложен концептуальный подход к выявлению психолого-педагогического механизма воспитания у военнослужащих бдительности, а также определены основные педагогические условия и пути решения рассматриваемой проблемы. «Перестройка воспитательной работы в армии и на флоте, - писал А.В. Барабанщиков, - предполагает, прежде всего, повышение деловитости и творчества в ее осуществлении, дальнейшее упрочнение ее связи с жизнью страны, обсто-

ятельный учет всей совокупности условий ее внутренней жизни, специфики международных отношений, внутренних процессов, происходящих в самих Вооруженных Силах» [5]. Большой интерес в контексте научного исследования, представляет анализ диссертационных работ таких авторов, как В.И. Буйлов, В.И. Артемьев, И.Г. Безуглов, П.Н. Городов, Э.П. Горбачев, В.М. Добро-штан, А.П. Пилявский, В.Ф. Родин, Г.Г. Сидоров, Н.Б. Саханский, А.В. Шишов, В.В. Чебан, Ю. Черницкий и др. В исследованиях названных и других авторов проблема воспитания бдительности

Библиографический список

косвенно или в прямой постановке рассматривается в философском, научно-историческом и непосредственно, психолого-педагогическом аспектах [6].

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым; продолжить педагогический анализ выдвинутой темы исследования и рассмотреть сущность и структуру бдительности, ее содержание и специфику проявления, как одного из важнейших профессиональных качеств военнослужащих РВСН при выполнении служебно-боевых задач.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург - Москва: Товарищество М.О. Вольф, 1909; Т. IV.

2. Поучение Владимира Мономаха. Около 1100 года. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

3. Петр I. О важности взаимной выручки в бою. Петровский Указ по галерам 1696 г. Петр I. Устав воинский.

4. Князь Александр Дмитриевич Голицын. Воспоминания. Журнал «Былое». № 23, 1924; 23.

5. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1968.

6. Киряшов Н.И. Педагогика командирской требовательности. Москва, 1973. References

1. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Sankt-Peterburg - Moskva: Tovarischestvo M.O. Vol'f, 1909; T. IV.

2. Pouchenie Vladimira Monomaha. Okolo 1100 goda. Proekt Rossijskogo voenno-istoricheskogo obschestva «100 glavnyh dokumentov rossijskoj istorii».

3. Petr I. O vazhnosti vzaimnoj vyruchki v boyu. Petrovskij Ukaz po galeram 1696 g. Petr I. Ustav voinskij.

4. Knyaz' Aleksandr Dmitrievich Golicyn. Vospominaniya. Zhurnal «Byloe». № 23, 1924; 23.

5. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1968.

6. Kiryashov N.I. Pedagogika komandirskoj trebovatel'nosti. Moskva, 1973.

Статья поступила в редакцию 03.04.17

УДК 378.02.372.8

Chasovskikh N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: nikolayaltay@rambler.ru

THE INCREASING ROLE OF INDEPENDENCE IN MODERN EDUCATION. The author introduces the main achievements of teachers of physics in their research activities to facilitate independent work of students in pedagogical higher education institutions. Scientific novelty of the research is that science justifies the necessity of introduction of the fundamental principle of independence into the modern didactics. The research work develops the essential regulatory and procedural functions of the principles of autonomy and competence approach to technologizing pedagogical system of developing training in complex with the competence-based approach. The paper shows the necessity of the use of the principle of self-dependence, as well as research methods and techniques of cognitive activities in laboratory studies on General Physics for the development of cognitive independence of students of pedagogical universities. The methods of organization of independent work of students in laboratory classes on General Physics are based on the principle of autonomy and competence approach. The researcher stresses the importance of developing laboratory work and methodological descriptions that lead to the systematic and targeted use of scientific methods and techniques of independent cognitive activity.

Key words: independence in training as a level notion, principle of self-sufficiency, educational training, competence approach, technique, technology, scientific methods of cognitive activity.

Н.С. Часовских, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: nikolayaltay@rambler.ru

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В работе автор знакомит с основными достижениями в своей исследовательской деятельности в реализации самостоятельности при подготовке учителей физики в педагогических вузах. Научная новизна исследования состоит в том, что: научно обоснована необходимость введения в современную дидактику основополагающего принципа самостоятельности; разработаны сущностные, нормативные и процессуальные функции принципов самостоятельности и компетентностного подхода, которые технологизируют педагогическую систему развивающего обучения в комплксе с компетентностным подходом; обоснована необходимость использования принципа самостоятельности, а также научных методов и приемов познавательной деятельности на лабораторных занятиях по курсу общей физики для развития познавательной самостоятельности студентов педвуза; разработана методика организации самостоятельной деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике, в основе которой лежат принципы самостоятельности и компетентностного подхода; разработаны авторские лабораторные работы и их методические описания, позволяющие систематически и целенаправленно использовать научные методы и приемы самостоятельной познавательной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельность как уровневое понятие, принцип самостоятельности, развивающее обучение, компетентностный подход, методика, технология, научные методы познавательной деятельности.

Современное общество предъявляет высокие требования к специалистам с высшим образованием, в том числе и к педагогам. Обществу необходим учитель новой формации, который владеет не только предметными, но и методологическими знаниями, методами и приемами познавательной деятельности. Последние позволяют решать проблему формирования и развития познавательной самостоятельности у обучающихся.

За идею воспитания самостоятельности учеников высказывались виднейшие классики педагогики А. Дистервег, Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.

На необходимость усиления самостоятельности учащихся в процессе обучения указывали в своих трудах основоположники методики преподавания физики А.И. Бачинский, Е.Н. Горячкин, П.А. Знаменский, К.Л. Елизаров и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.