а также развитие эмоционально-волевых качеств и отношений. С.Н. Томилина [5] придерживается точки зрения, что целевая программа есть специфический нормативный документ, предписывающий объём, порядок, содержание и последовательность реализации педагогического процесса, направленного на формирование и развитие у учащихся необходимых качеств. Это соответствует нашему пониманию сущности целевой программы.
Технологический компонент включает следующие элементы:
- методы обучения, представляет собой процесс взаимодействия между преподавателем и учащимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Они позволяют упорядочить деятельность преподавателей и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения. Применены следующие методы обучения: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), суть которого заключается в предложении учащимся знаний в «готовом» виде, организации их восприятия различными способами, рецепции, осмысления и фиксации в памяти новых знаний. Метод позволяет в короткий срок передать учащимся значительный объем знаний и прочно их закрепить; б) проблемный, обеспечивающий знакомство учащихся с проблемой, логикой её разрешения, переход к творческой деятельности;
- формы обучения - это способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. В процессе изучения целевой программы применялись лекции, беседы, конкурсы, встречи с ветеранами, практические занятия, собеседования, самостоятельная работа и др.;
- средства обучения. В педагогике к средствам обучения относят всю совокупность материалов, в том числе и живое слово, применяемые профессорско-преподавательским составом в ходе учебно-воспитательного процесса.
Средства обучения в педагогике делят на идеальные (полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний) и материальные (физические объекты, которые используются учащимися и преподавателем для детализированного обучения). Идеальные и материальные средства обучения делятся на: печатные пособия (графики, учебники, таблицы и т. п.); объёмные пособия (модели, приборы, аппараты и т. п.); проекционный материал (видеофильмы, слайды, кинофильмы). В современной практике наиболее эффективными считаются аудиовизуальные и мультимедийные средствами обучения и воспитания.
Для качественного проведения процесса обучения учащихся вуза по целевой программе нами выбраны следующие средства обучения: аудиовизуальные
Библиографический список
(экранные: включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроекто-ру; экранно-звуковые: кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы; звуковые: содержат: грамзаписи, аудиодиски, аудиокассеты); технические (включают: совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. К ним относятся: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся); наглядные (картины, фоторепродукции, рисунки, аппликации, таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты, планшеты, макеты, модели и др.).
- педагогические условия. Согласно мнению В.И. Андреева, педагогические условия есть результат тщательно продуманного, взвешенного и «целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения намеченных дидактических целей» [6, с. 124].
Для формирования готовности учащихся вуза к противодействию терроризму были отобраны следующие педагогические условия: развитие мотивации и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся вуза; совершенствование педагогического мастерства преподавателей; комплексное применение современных технологий обучения и воспитания, способствующие формированию готовности учащихся к противодействию терроризму; активизация самовоспитания, самообучения и саморазвития учащихся вуза.
Оценочно-результативный компонент предназначен для проведения контрольных диагностических и аналитических процедур, оценки и анализа результативности освоения целевой программы по тем же методикам, что нами применялись при проведении диагностики исходного уровня готовности. В данном компоненте входит диагностический инструментарий исследования: критерии диагностики (когнитивно-знаниевый, потребностно-мотивационный, деятель-ностно-поведеческий и волевой) и уровни готовности (активный, ситуативный, пассивный).
Таким образом, разработанная педагогическая модель, построенная на основе системности, целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности всех компонентов, обеспечивает результативность педагогического процесса, и позволяет совершенствовать данную работу в высшей профессиональной школе, а также подготовить учащихся к противостоянию пропагандисткой и вербовочной деятельности террористических организаций.
1. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования. Преподаватель XXI века. 2013; 3: 35 - 43.
2. Лодатко Е.А. Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства. Научно-культурологический журнал. 2008;
1 (164): 2 - 3.
3. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010..
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М., 2002. Книга 1: Общие основы. Процесс обучения.
5. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
6. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. References
1. Zemlyanskaya E.N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovaniya. Prepodavatel'XXI veka. 2013; 3: 35 - 43.
2. Lodatko E.A. Modelirovanie obrazovatel'nyh sistem v kontekste cennostnoj orientacii sociokul'turnogo prostranstva. Nauchno-kul'turologicheskij zhurnal. 2008; 1 (164):
2 - 3.
3. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010..
4. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyjkurs: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: V 2 kn. M., 2002. Kniga 1: Obschie osnovy. Process obucheniya.
5. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
6. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
Статья поступила в редакцию 12.05.19
УДК 37.378
Izbasarova Zh.Zh., postgraduate, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT THE MEANING OF CONCEPT OF "CULTURE OF RESEARCH ACTIVITY" APPLIED FOR BACHELORS. In the article an analysis is based on the fact that the main task of the credit system of education is to develop students' abilities for self-organization, self-education and creative independence. This position allows the author to state that in this way the organized stage of higher education provides a level of research activities sufficient to solve basic cognitive, professional and self-educational tasks that are adequate to the requirements of the educational standard, which corresponds to the development of key and basic competencies. The article deals with the following provisions: the construction of a system of didactic means and forms of organization of scientific activity of students at different levels of education is based on the formation of their research activities as a central model in the structure of the specialist.
Key words: education, state program, educational standard, credit system, culture, students, research activity.
Ж.Ж. Избасарова, аспирант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ
«КУЛЬТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» БАКАЛАВРОВ
В статье анализ строится на том, что главная задача кредитной системы обучения заключается в развитии у студентов способностей к самоорганизации, самообразованию и творческой самостоятельности. Такая позиция позволяет автору констатировать, что организованная таким образом ступень высшего образования обеспечивает уровень научно-исследовательской деятельности, достаточный для решения базовых познавательных, профессиональных и самообразовательных задач, адекватных требованиям образовательного стандарта, что соответствует освоению ключевых и базовых компетенций. В статье рассмотрены следующие положения: построение системы дидактических средств и форм организации научной деятельности студентов на различных ступенях обучения основывается на формировании их научно-исследовательской деятельности как центральной в структуре модели специалиста.
Ключевые слова: образование, государственная программа, образовательный стандарт, кредитная система, культура, студенты, научно-исследовательская деятельность.
На общегосударственном уровне принятые в Казахстане «Концепция развития системы образования РК до 2015 года» [1] и «Государственная программа развития системы образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» [2] предполагают, в первую очередь, повышение качества образования, гармонизацию национальных стандартов образования с образовательными стандартами передовых стран мира. Все вузы Казахстана после экспериментальных лет с 2007 года перешли на кредитную систему обучения, т. е. на образовательную систему, направленную на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации научного процесса и учета знаний в виде кредитов.
Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан, требуют высокого профессионализма, который неразрывно связан с созданием каждому человеку условий для самореализации и самоутверждения как личности.
Президент страны Н.А. Назарбаев в своих посланиях народу Казахстана отмечал, что главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира [3]. В связи с этим актуализируется обеспечение равного доступа всех казахстанцев к полноценному образованию.
Безусловно, саморазвитие студента, его научная самостоятельность зависят от организации всего научного процесса в вузе, а также организации и четкого руководства самостоятельной научной работой студентов, ядром которой является развитие их познавательной активности [4; 5].
Феномен самоорганизующейся образовательной деятельности рассматривается и в трудах Ю.С. Бродского, О.С. Газмана, Т.М. Давыденко, О.В. Заславской, Н.М. Смирновой, М.В. Соколовского и др. [6].
По мнению ученого Л.Я. Зориной, идеи самоорганизации в процессе обучения обладают большой самоценностью для обучающихся по многим основаниям: влияют на картину мира, мировоззренческие представления, стиль мышления, дают основу для сближения культур [7].
Реализованный таким образом феномен методологической культуры переводит студента из позиции репродуктивно-отражательного реагирования и исполнительства в позицию продуктивного педагогического творчества. Специально разработанные условия отбора и представления содержания научного материала обуславливают достаточно сбалансированное сочетание логического и интуитивного в деятельности самоорганизуемого педагогического сознания.
В рамках исследования отмечено, что основная направленность изменений в образовании должна быть связана с развитием системы научно-исследовательской деятельности (УИД) обучающихся студентов. Во-первых, ценностные установки УИД должны быть ориентированы на овладение тем или иным конкретным знанием. Во-вторых, посредством развития научно-исследовательских умений обучающихся возможны целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду вуза элементы, которые улучшают характеристики отдельных частей и самой системы в целом. И в-третьих, при участии студентов в научно-исследовательской деятельности у них происходит не только развитие познавательного интереса, но и активизация мышления, умение выбора качественной, объективной и приемлемой к своей профессиональной деятельности информации [8].
Наиболее продуктивными формами организации студенческой научной деятельности по педагогике являются научные семинары, студенческое научное общество, разработка и защита рефератов, проблемные группы, курсовые и дипломные работы, а также кружки (предметные, проблемные), студенческие олимпиады, КВН, конкурсы на лучшую творческую работу. В педагогической литературе разделяют понятия «исследовательская работа» и «исследовательская деятельность». Исследовательская работа - это «система мер, направленных на развитие творческого потенциала студента, его познавательной деятельности». Исследовательская деятельность студентов - «процесс формирования новых педагогических знаний, исследовательских знаний и умений, вид познавательной деятельности, направленный на развитие и саморазвитие студента» [9].
Для более полного обоснования сущности понятия «научно-исследовательская деятельность студента» обратимся к психологическим концепциям научной деятельности.
По нашему мнению, структура УД, предложенная В.В. Давыдовым [10], наиболее полно отражает учебную деятельность студентов в вузе. Если перейти к анализу понятия «исследовательская деятельность», то казахстанский профессор Ш.Т Таубаева под исследовательской деятельностью понимает «оригинальные разработки в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания, зависящие от характера и условий поставленных проблем [11].
В условиях творческого познания исследовательская деятельность представляет собой самодвижение, саморазвитие. В этом случае информация поступает не извне, а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает собой новую информацию, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не получится конечный результат. Совмещая определения, можно прийти к выводу, что научно-исследовательская деятельность является связующим звеном в цепочке: учебная деятельность и исследовательская деятельность студентов вуза. Следовательно, оно предполагает переходный этап в собственно исследовательскую деятельность. Ш.Т. Тау-баева выделяет уровень культурной самоорганизации, который характеризуется наличием у будущего учителя собственных интересов, убеждений и установок, адекватных личностных предпочтений. Новообразованиями исследовательского мышления являются системность, научно-методическая рефлексия (учитель-ин-новатор) [11].
Данный теоретический анализ позволил сформулировать следующее определение научно-исследовательской деятельности студента. Под научно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы, которая связана с решением студентами творческой задачи с заранее не известными результатами и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного изыскания: постановку проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Исследователи выделяют следующие основные формы научно-исследовательской работы студентов:
- участие в работе научного студенческого общества, в работе педагогических мастерских;
- групповое и индивидуальное выполнение в период педагогической практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий;
- написание курсовых и выпускных квалификационных работ [12].
Когда в конце 80-х годов прошлого века была поднята тема гуманизации и
гуманитаризации образования, то обсуждение её происходило совсем в других условиях, чем в настоящее время. И дело не только в изменившихся экономических, социально-политических, идеологических реалиях наших дней, а, если иметь в виду преподавание философии, то и не столько в них.
Тогда была «перестройка», её исторический пафос, эйфория, надежды на новое политическое мышление, обновлённый социализм ставили вопрос о преобразовании высшего образования. Критиковался технократический уклон образовательной системы, предлагалось развернуть образование в сторону человека. Сейчас многие рекомендуемые тогда меры могут вызвать или вздох сожаления, поскольку не удалось реализовать их в необходимой степени и на длительное время (например, увеличение часов на социально-гуманитарные дисциплины), или саркастическую усмешку по поводу надежд на переход от администрирования к самоорганизации, от «идеальных» программ к авторским курсам. Что уж говорить о рекомендации разукрупнить потоки и студенческие группы.
Гуманизация и гуманитаризация высшего образования тесно взаимосвязаны. Гуманизация ориентирована на создании гуманной системы образования, на развитие личности студента с учётом его потребностей, возможностей, психологических особенностей [7].
В связи с этим важно не только обеспечить студентов профессиональными знаниями, но и интегрировать их в национальную и мировую культуру, что ведет к всестороннему развитию личности.
Под гуманитаризацией мы понимаем педагогический процесс, который направлен на формирование социокультурной личности при помощи расширения и углубления гуманитарных знаний. При этом осуществляется гуманистическое воспитание личности.
Гуманизация образования предполагает создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности студента, а также формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующим их использованием в профессиональной деятельности.
В современном обществе человек является центром гуманистического мировоззрения: вокруг него строится система взглядов и убеждении, отношение к обществу и духовным ценностям, к различным видам деятельности, познания и общения.
В системе высшего образования мера гуманизации определяется тем, насколько создана атмосфера взаимоуважения участников образовательного процесса к личности друг друга. Развитие всесторонне развитой личности осуществляется путем овладения достижениями человеческой истории и культуры [9].
Считается, что средством гуманизации образования является его гуманитаризация. Выделяется два аспекта гуманитаризации, одним из которых можно назвать увеличение в содержании образования доли дисциплин о человеке и человечестве. Для этих преподаваемых предметов выделяются историко- культурологические компоненты, позволяющие формировать творческие способности обучающихся.
В области педагогики - это процесс закладки гуманных качеств индивида.
В наше время внимание ученых уделено проблемам, что связаны с гуманизацией образования, педагогического процесса, педагогической деятельности и личности обучающегося.
В Стандартах второго поколения среди результатов обучения на первом месте стоят личностные результаты, такие как «сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; уважение к творцам науки и техники, отношение к любой науке как к элементу общечеловеческой культуры; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю».
Чтобы реализовать данный подход, отечественной научной средой было накоплено много теоретического опыта.
Гуманизация является полным поворотом фрагментов учебно-воспитательного процесса по отношению к внутреннему миру обучающегося, а так же создание комфортных условий, благодаря которым способна развиваться его социальная активность, обнаружатся его скрытые потенциалы и таланты.
Одни считают гуманизацию образования неотъемлемым элементом современных социальных взглядов и течений, согласно которым в сферу научной картины мира сегодня вступает человек.
Гуманизация педагогического образования, отвечает за оптимизацию процесса соприкосновения и изучения личностью социума, отвечает за эффективность и скорость развития индивида.
Гуманизация ставит самоцелью совершенствование форм и методов обучения и привитие воспитания, способствующих раскрытию личностной индивидуальности, особенностей и качеств, организация условий, благодаря которым будет повышен интерес к учебе, будет присутствовать личная заинтересованность правильно воспринимать и трактовать воспитательные воздействия.
Библиографический список
Чтобы осуществить всё это, необходимо создание «нового гуманизма», гармонирующего с условиями технолого-информационного века со всеми его особенностями, благами и проблемами.
За основу здесь стоит брать личностно-деятельностный подход.
Он предполагает модернизацию, как организацию самого учебного процесса, так и перестройку на более гибкие методы его организации (внедрение модульного обучения, проектную деятельность, ИКТ).
Чтобы человек развивался гармонично, нужно гуманизировать элементы всех наук. Из гуманитарных, точных, естественных создать собирательный образ, который сможет свободно адаптироваться под стремительно изменяющиеся жизненные реалии, такой, который позволит ориентироваться в современном мире, в не зависимости от сиюминутного окружения, временных переменных и иных не постоянных факторов.
С учётом сегодняшних реалий, будущего учёного или исследователя необходимо готовить ещё со школьной и вузовской скамьи. Прививать ему благородство миссии и учить нести ответственность за собственные поступки.
Для формирования «основ научного мировоззрения, а в дальнейшем и развития исследовательского творчества большое значение имеет формирование интеллектуальных чувств» [13]. Если студент захвачен решением задачи с поиском истины, решением мыслительных задач, то в результате их решения (при грамотном руководстве преподавателя) возникают чувства любознательности, удивления, сомнения, удовольствия или разочарования, уверенности в истинности положений. Возникновение подобных ощущений связано с потребностью в познании, и интеллектуальные чувства будут развиваться, что необходимо для развития полноценной современной культурной личности.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что самоорганизующее начало научно-исследовательской деятельности студента позволяет интегрировать и положения других методологических подходов, получивших наиболее полное отражение в педагогических исследованиях. Для нашего исследования интересны были положения системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Так, например, с позиции системного подхода, нам импонирует положение о том, что научно-исследовательская деятельность есть системно-функциональный конструкт, позволяющий студенту самореализоваться. При правильном подходе к исследовательской деятельности будут прививаться навыки и гуманитарное мировосприятие, открытое для точных наук [9]. Главной чертой при гуманизации точной науки, является формировании у молодежи, что позже превратятся в исследователей, проектировщиков и инженеров, таких взглядов, согласно которым они будут считать основным предназначение человеческой профессии - сохранность планеты и её обитателей [7]. Это позволит взрастить поколения самосознательный и высококлассных специалистов, ценящих культуры, жизнь и человеческое наследие.
Рассмотренные в статье теоретические вопросы и подходы позволили проанализировать основные самоорганизующие источники научно-исследовательской деятельности студента, обусловленные происходящими качественными изменениями в системе высшего образования РК. Именно такое понимание созвучно с основными положениями национальной идеологии в подготовке конкурентоспособных и компетентных специалистов республики.
1. Послание народу Президента Республики Казахстан лидера нации Н.А. Назарбаева от 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан-2050».
2. Об образовании: Закон РК от 27.07.07 № 319-111. Казахстанская правда. 2007; 15 августа: С. 5.
3. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы Казахстанская правда. 2010; 14 декабря: 10 - 12.
4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000.
5. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе. Под редакцией А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. Москва, 1981.
6. Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе. Под редакцией Л.В. Уварова. Наука и техника, 1990.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990.
8. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995.
9. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. Москва: Изд-во МГУ, 1985.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. Москва: Педагогическое общество России, 2000.
11. Таубаева Ш. Исследовательская культура педагога. Научное пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей и педагогических институтов. Алматы, 2002.
12. Lawrence D.H. Assorted Article. London, 1932.
13. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.
References
1. Poslanie narodu Prezidenta Respubliki Kazahstan lidera nacii N.A. Nazarbaeva ot 14 dekabrya 2012 g. Strategiya «Kazahstan-2050».
2. Ob obrazovanii: Zakon RK ot 27.07.07 № 319-111. Kazahstanskaya pravda. 2007; 15 avgusta: S. 5.
3. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya RK na 2011-2020 gody Kazahstanskaya pravda. 2010; 14 dekabrya: 10 - 12.
4. Gusinskij 'E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 2000.
5. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya lichnosti v pedagogicheskom processe. Pod redakciej A. Kossakovski, I. Lompshera i dr.: Per. s nem. Moskva, 1981.
6. Gajduchenok I.A. Slovo o lichnosti: Filosofskoe 'esse. Pod redakciej L.V. Uvarova. Nauka i tehnika, 1990.
7. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Progress, 1990.
8. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva: Shkola-Press, 1995.
9. Reshetova Z.A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moskva: Izd-vo MGU, 1985.
10. Davydov V.V. Vidy obobscheniya v obuchenii. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
11. Taubaeva Sh. Issledovatel'skaya kul'tura pedagoga. Nauchnoe posobie dlya studentov i prepodavatelej pedagogicheskih kolledzhej i pedagogicheskih institutov. Almaty, 2002.
12. Lawrence D.H. Assorted Article. London, 1932.
13. Kochetov A.I. Kul'tura pedagogicheskogo issledovaniya. Minsk, 1996.
Статья поступила в редакцию 11.05.19