УДК 004.9
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ
СФЕРЫ НЕДВИЖИМОСТИ Русских Вероника Анатольевна, студент
(e-mail: [email protected]) Пирогова Оксана Евгеньевна, к.э.н., доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г.Санкт-Петербург, Россия (e-mail: [email protected])
В статье описывается влияние информационных технологий на рынок недвижимости.
Ключевые слова: информационные технологии, инновации, рынок недвижимости, конкурентоспособность, качество жизни населения.
В современном мире для бизнеса важен высокий уровень информатизации, так как он является главнейшим фактором успешного развития. Информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать данные, обеспечивая эффективные способы подачи информации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами жизнедеятельности человека. Развитие информационных технологий оказало значительное влияние на все сферы жизни человека.
Информационные технологии позволили по новому основать управление бизнеса, в том числе и в сфере недвижимости.
Внедрение информационных технологий облегчило доступ к информации, которая раньше не была доступна потребителям, например, появилась возможность виртуального тура по объекту недвижимости и просмотр инфраструктуры района. Вследствие этого объем и качество предоставляемой информации стали расти, что привело к повышению информированности потребителей в данной сфере.
Рынок недвижимости представляет собой часть национальной рыночной экономики, которая состоит из объектов недвижимости, экономических субъектов и процессов, функционирующих на рынке. В России рынок недвижимости начал зарождаться после введения в начале девяностых годов права частной собственности на недвижимое имущество и проведения приватизации, в результате этого государство стало не единственным собственником объектов недвижимости.
Рынки различных регионов недвижимости имеют специфические отличия. Эти отличия можно объяснить разными экономическими или природными условиями, региональной правовой базой. При этом все объекты недвижимости, существующие на рынке можно систематизировать, их классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация объектов недвижимости
Класс ж li.il и Гил конструкции Месторасположение Теикчнпи и аотребштсдьскхе характеристагн
Экопом-класс (типовое жилье} Панель,'кирпич Удаленные от центра «спальные» районы Серийные дома (улучшенные серии), строящиеся но типовым проектам, исключающим шщнлидуапьлую планировку
Бизнес-класс Кирпич/монолит/ кирпич-монолит Неце!1тралы1Ь]е районы/удаленные от центра районы Реконструируемые дома старого фонда и «сталинские» дома, квартиры с индивидуальной планировкой, таунхаусы
Комфорт Кирпич/кирпич- мополит Исторический центр города Реконструируемые дома старого фонда с высоким уровнем архитектур!шх и поьемно-плаинровочпых решений, тлементов сервиса, используемых строительных материалов, инженерно-технически*: характеристик
Границы исторического центра города Дома с высоким уровнем архитектурных и объем; ю-планиро-вочных решений, элементов сервиса, используемых строительных материалов, инженерно-технических характеристик
Премиум Кирпич/кирпич- мополит Исторический центр города Дома с высоким уровнем архитектурных и объемно-планировочных решений, тлементов сервиса, используемых строительных материалов, инженерно-технических характеристик, не имеющие ларкопкн (паркинга)
Люкс Кирпич/кирпич- мополит Исторический центр города Дома с высоким уровнем архитектурных и объемно-лла-пировочных решений, тлементов сервиса, используемых строительных материалов, инженерно-технических характеристик, с видом на водоемы, памятники архитектуры и т.д.
Эксклюзив Кирпич/кирпич- мополит V] 1н ка льны е территории исторического центра города «Клубные» дома с уникальными архитектурными и объем но-планнровочныни решениями, тлементамн сервиса (полный инфраструктурный пакет), используемыми строительными материалами, иижеЕэерпо-техннческими характеристиками
Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции:
1) эффективное решение социальных задач, связанных с созданием и использованием полезных свойств недвижимости;
2) отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного экономического субъекта к другому и защиту его прав;
3) свободное ценообразование на объекты и услуги;
4) социальная функция, которая проявляется в росте активности населения, стремящегося стать собственниками квартир, а также других капитальных и престижных объектов;
5) перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими способами использования земель;
6) стимулирующая функция, которая способствует развитию конкуренции и использованию научно-технических и управленческих новшеств в погоне за прибылью при создании и использовании недвижимого имущества.
Основными субъектами рынка недвижимости являются:
-покупатели (это могут как физические, так и юридические лица),
-инвесторы,
- продавцы (собственники или фонды имущества),
-посредники (риэлтерские фирмы, биржи недвижимости, страховые компании, банки),
-государственные органы (бюро технической инвентаризации, налоговые инспекции, комитеты по управлению имуществом).
Структура рынка жилой недвижимости весьма неоднородна. На основе различных критериев внутри него можно выделить сегменты, характеризующиеся собственными моделями поведения. В зависимости от цели приобретения жилья рынок можно разделить на два сегмента: потребительский и инвестиционный.
Основным преимуществом использования информационных технологий на рынке недвижимости является оперативность, информативность и эффективность работы предприятий. [1] Современные информационные технологии позволяют хранить обрабатывать и использовать большой объем информации, решать вопрос рекламы предприятия и также способствуют продвижению бизнеса на рынке.
Для совершения просмотра и/или покупки жилья, потенциальному покупателю не нужно ехать на интересующий его объект. Всю необходимую информацию можно получить дистанционно - не выходя из дома. Благодаря применению специальной формы, находящейся на сайте, клиент может подобрать объект, отвечающий всем его требованиям, а продавец - определить ориентировочную цену своей недвижимости.
В мире информационных технологий, с каждым днем, открывается все больше возможностей, как для профессионалов, так и для простых пользователей: от поиска услуг, до их продвижения; хранения, обмена и распространения разнообразной информации; заказа товаров и их оплаты, а также множество других.
Значительную часть расходов любого агентства недвижимости составляют расходы на рекламу. Рынок стремительно развивается, и количество предложений растет с каждым днем, следовательно, компании необходимо выделять значительную часть бюджета на привлечение клиентов. Компания должна быть заметна на рынке, а объекты недвижимости - покупателю. Умение привлечь и заинтересовать потенциальных клиентов является ключевым фактором любой успешной компании. Данную проблему стало возможным решить с развитием информационных технологий, находясь на своем рабочем месте.
Все информационные системы в риэлтерском бизнесе можно разделить на категории, представленные в таблице 2.
CRM используется для управления услугами и клиентами. Данная система чаще используется компаниями построенных по функциональному признаку, так как существует необходимость отслеживания прохождения сделки.
Интернет порталы позволяют удовлетворить потребности сразу пяти категорий пользователей:
1. потенциальных покупателей недвижимости
2. специалистов по недвижимости
3. руководителей и собственников бизнеса
4. потенциальных клиентов агентства по различным услугам
5. читателей, интересующихся рынком недвижимости.
Таблица 2. Категории информационных систем
Наименование Пример
Системы управления клиентами СИМ системы управления базами объектов ИСЦентр. Винер. IReal и т.д. В каждой системе обычно есть Интернет-ободочка
Интернет-о бол очки-порталы, включающие и базы данных и элементы СЕЛ! www. expert-rus s ia. ш
Подсистемы, чем-то напоминающие ШЕЛ!. или системы управления сотрудниками системы управления сотрудниками
Финансово-бухгалтерские дела ведутся е специализированных программах без интеграции с вышеуказанными системами 1С. Парус. SAP. Бухсофт и др.
Создание собственной информационной системы на базе интернет портала дешевле и эффективнее, чем использование существующих систем.
Также существуют интегрированные системы, которые объединяют в себя все вышеперечисленные системы, но для риэлторов таких программ на данный момент очень мало и они достаточно дорогостоящие.
Информация должна быть дешевой и доступной для клиента, чтобы он мог получить ее с минимальными временными и стоимостными издержками.
В сфере недвижимости информационные технологии позволяют: находить и использовать данные об агентствах, иметь доступ к каталогам коммерческой и жилой недвижимости, находить полезные информативные статьи и обзоры, ознакомиться с перечнем услуг компаний и найти контакты агентств. [3] Каждый пользователь сможет найти такую разрешительную документацию, как государственные сертификаты и лицензии, позволяющие официально работать риелторским компаниям. Это поспособствует доверительным отношениям между клиентом и агентством.
Рынок недвижимости стремительно меняется. Раньше люди даже представить не могли, что смогут сидя дома выбирать себе квартиру через компьютер или телефон. Под влиянием новых технологий он может изменить-
ся до неузнаваемости. То что раньше казалось невозможным через десять -двадцать лет будет обыденным. Подход к приобретению недвижимости кардинально изменится, он будет упрощен для покупателей.
Рассмотрим основные значимые изменения, которые могут произойти в ближайшем будущем на рынке недвижимости, связанные с информационными технологиями [4,5]. Основные тенденции влияния информационных технологий на сферу недвижимости представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Влияние информационных технологий на сферу недвижимости
Во-первых, появление суперскоростных поездов. Данное нововведение позволит объединить крупные населенные пункты, которые находятся рядом. Поднимется престижность, а значит и стоимость периферийного жилья. Понятие окраина города потеряет свой смысл, теперь не будет такого четкого разделения границ.
Во-вторых, освоение строительства под землей. В ближайшем будущем планируется подземное строительство парков, но и доходных объектов: складов, тренажерных залов, спа-, ночных клубов. Рост населения и снижение количества свободных участков под строительство подтолкнет людей к освоению подземного строительства.
В-третьих, благодаря нанотехнологиям появятся дешевые строительные материалы. Появится возможность аккумулировать солнечную энергию, создавать сверхпрочные материалы или использовать переработанные материалы.
Внедрение чат - ботов. Планируется перевести все общение клиентов с риэлторами в режим онлайн с помощью роботов. Также у клиента будет личный кабинет, через который он сможет совершать все необходимые операции. Личное присутствие покупателя потребуется только на финаль-
ной стадии подписания сделки, все остальные вопросы, возможно, будет решить с помощью виртуального помощника.
Изменения во взаимодействии клиентов с банками. Потенциальные покупатели смогут дистанционно подавать заявки на кредит и оформлять договор с помощью электронной подписи. У клиента не будет необходимости лично приходить в банк, всю информацию можно будет получить через call- центр, видеосвязь или интернет. Появится возможность онлайн выбирать параметры кредита, еще клиент сможет отслеживать этапы рассмотрения заявки.
Также при строительстве будут использоваться 3D принтеры. Дешевые материалы и отсутствие необходимости использовать ручной труд удешевят стоимость объектов при этом увеличится скорость постройки. В настоящее время в некоторых зарубежных странах уже используются 3D принтеры для постройки объектов.
Следующее планируемое изменение - это создание виртуальной реальности. Для приобретения жилья будут использоваться виртуальные туры, при этом покупателям не нужно будет выходить из дома. Потенциальные клиенты смогут посмотреть квартиры и дом вцелом прогуляться по территории рядом с домом и все это просто сидя за компьютером. Еще виртуальный тур позволит посмотреть уже готовые варианты обустроенных квартир или попробовать покупателям самостоятельно разместить предметы в квартире.
Еще прогнозируется упрощение управления жильем за счет гаджетов и роботов. В квартирах будут установлены роботы, которые смогут выполнять всю работу за человека. На данный момент уже используются системы умный дом, которые позволяют управлять освещением или видеонаблюдением в доме, также контролировать стиральную или посудомоечную машину. Данная технология направлена на создание комфортных условий для жильцов и автоматизации ежедневных процессов, также она способствует энергосбережению и безопасности. [2]
В том числе планируется введение цифровых сделок. Участие в купле-продаже объекта или сдачи его в аренду потребуется квалифицированная электронная подпись. Больше не нужно будет лично присутствовать на сделке, все операции можно будет производить дистанционно.
С каждым днем появляются новые информационные технологии, которые затрагивают все сферы жизни человека. Также происходят изменения на рынке недвижимости. Стремительно развивается автоматизация всех повседневных процессов, ускоряется обмен информацией, появляются новые методы строительства.
Благодаря использованию новых информационных технологий компании недвижимости смогут стать более конкурентоспособными и устойчивыми на рынке. Также это способствует созданию более комфортных условий для жизни людей.
Список литературы
1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2015.- 416с.
2. Мнение: как технологии поменяют рынок недвижимости [Электронный ресурс] /: https://realty.rbc.ru/news.ru (дата обращения 02.02.2019).
3. Рынок недвижимости и информационные технологии [Электронный ресурс] /: http://mygazeta.com (дата обращения 02.02.2019).
4. Пирогова О.Е. РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ. Учебное пособие / Курск, 2018.
5. Вертакова Ю.В., Пирогова О.Е., Плотников В. А. Оценка и управление стоимостью предприятия. Учебное пособие / Курск, 2017
6. Индикативная оценка инвестиционной привлекательности Курской области/ Положенце-ва Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 79-88.
7. Методология оценки общественного мнения и потребительской лояльности к специализированной торговой сети в регионе/ Согачева О.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 144-153.
8. Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов/ Симоненко Е.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 135-140.
9. Средства массовой информации советского периода как один из источников изучения истории страны/ Вертакова А.Ю., Ублиева А.А., Шагабетдинова А.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 4(9). С. 51-54.
10.Основные вызовы развития глобальных инновационных сетей в постиндустриальной экономике/ Нестеренко Р.А. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 1 (1). С. 212-217.
11.Научно-практический анализ соответствия компетенций менеджера современным кризисным явлениям/ Дячек В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 1 (1). С. 41-48.
12.Применение методов прогнозирования в определении денежного потока организации/ Пирогова О.Е., Литавина А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 106-114.
13. Оценка конкурентноспособности деятельности торгового предприятия (на примере ООО АДИДАС)/ Рудакова А.Н., Пирогова О.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 298-304.
14.Применение логистической регрессии для оценки финансового состояния предприятий/ Пирогова О. Е., Шишова М.О.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 114-122.
15.Система показателей устойчивого развития предприятий сервиса/ Санджиева Я.А., Пирогова О.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 310-317.
16.Методики оценки ресурсного потенциала сервисных предприятий/ Григорьева А.А., Пирогова О.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 101-108.
Russkikh Veronika Anatolevna, student
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia
Pirogova Oksana Evgenevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia
INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF THE
REAL ESTATE SPHERE
Abstract: The article describes the impact of information technology on the real estate market. Keywords: information technology, innovation, real estate market, competitiveness, quality of life of the population.