Научная статья на тему 'Новый вектор развития рынка жилой недвижимости на примере Иркутского региона'

Новый вектор развития рынка жилой недвижимости на примере Иркутского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТНОЕ ЖИЛЬЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЭЛИТНОГО ЖИЛЬЯ / INVESTMENT PROJECT CONCERNING THE DEVELOPMENT OF ELITE PROPERTY / СЕГМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЭЛИТНОГО ЖИЛЬЯ / SEGMENT OF A CONSUMER OF ELITE PROPERTY / ДЕВЕЛОПЕРСКИЙ ПРОЕКТ / DEVELOPMENT PROJECT / РЫНОК ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ / MARKET OF RESIDENTIAL PROPERTY / ELITE RESIDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачевская Е. Ю., Круталевич Т. М.

Рассмотрено новое направление развития рынка жилой недвижимости в Иркутском регионе строительство элитного жилья. Выделены основные признаки и характеристики такого вида жилья. Рассмотрены реализуемые инвестиционные проекты по строительству элитного жилья и их соответствие характеристикам, отвечающим принятой классификации. Определены факторы, сдерживающие развитие рынка элитной жилой недвижимости в г. Иркутске. Сегментирован рынок потребителей рассмотренного товара, в результате чего сформирован «портрет» потенциального потребителя. Выявлены перспективы и направления проведения адресных маркетинговых компаний для продвижения элитной жилой недивжимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбачевская Е. Ю., Круталевич Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VECTOR OF MARKET DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL PROPERTY AT THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION

We considered the new way of market development of residential property in Irkutsk region development of elite residence. We pointed out the main factors and characteristics of such type of residence. We also considered investment projects concerning the development of elite residence and their correspondence with the characteristics which meet the accepted classification. The factors which suppress the market development of elite residence in Irkutsk are defined. We segmented the market of consumers of the goods under consideration and as a result we made up the “portrait” of the potential consumer. We determined the perspectives and tendencies of the targeted market campaigns to promote elite residential property.

Текст научной работы на тему «Новый вектор развития рынка жилой недвижимости на примере Иркутского региона»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.12.017

НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО РЕГИОНА

© Е.Ю. Горбачевская, Т.М. Круталевич

Рассмотрено новое направление развития рынка жилой недвижимости в Иркутском регионе - строительство элитного жилья. Выделены основные признаки и характеристики такого вида жилья. Рассмотрены реализуемые инвестиционные проекты по строительству элитного жилья и их соответствие характеристикам, отвечающим принятой классификации. Определены факторы, сдерживающие развитие рынка элитной жилой недвижимости в г. Иркутске. Сегментирован рынок потребителей рассмотренного товара, в результате чего сформирован «портрет» потенциального потребителя. Выявлены перспективы и направления проведения адресных маркетинговых компаний для продвижения элитной жилой недивжимости.

Ключевые слова: элитное жилье; инвестиционный проект по строительству элитного жилья; сегмент потребителя элитного жилья; девелоперский проект; рынок жилой недвижимости.

NEW VECTOR OF MARKET DEVELOPMENT OF RESIDENTIAL PROPERTY AT

THE EXAMPLE OF IRKUTSK REGION

© E.Iu. Gorbachevskaia, T.M. Krutalevich

We considered the new way of market development of residential property in Irkutsk region - development of elite residence. We pointed out the main factors and characteristics of such type of residence. We also considered investment projects concerning the development of elite residence and their correspondence with the characteristics which meet the accepted classification. The factors which suppress the market development of elite residence in Irkutsk are defined. We segmented the market of consumers of the goods under consideration and as a result we made up the "portrait" of the potential consumer. We determined the perspectives and tendencies of the targeted market campaigns to promote elite residential property.

Key words: elite residence, investment project concerning the development of elite property, segment of a consumer of elite property, development project, market of residential property.

В сложившихся экономических условиях рынок недвижимости города Иркутска показывает отрицательную динамику рентабельности инвестиционных проектов, связанных со сферой в области объектов недвижимости. Такая ситуация сложилась под влиянием нескольких факторов, основными из которых априори можно считать удорожание капитала и увеличение доли граждан, обслуживающих кредиты, до критической, как следствие снижение платежеспособности. Сложившиеся условия заставляют девелоперов искать новые пути развития бизнеса в сфере создания и обращения объектов недвижимости различных категорий.

В данной статье авторы поставили основную цель - рассмотреть возможность развития рынка элитной жилой недвижимости в Иркутском регионе как одного из альтернативных направлений деятельности девелоперских компаний.На сегодняшний день в Иркутском регионе на рынке жилой недвижимости реализуются проекты по строительству жилья в основном эконом и комфорт класса.

Отнесение жилой недвижимости к тому или иному классу осуществляется в соответствии с принятой международной классификацией, однако зачастую девелоперы могут нарушать различные критерии принятой классификации.

Что касается рынка элитной жилой недвижимости, то в настоящее время в теории не выделено четкой классификации такого рода жилья. Границы, определяющие жилье как элитное или повышенной комфортности весьма расплывчаты. Существуют различныехарактеристики элитной недвижимости. Так,учеными предложена классификация, согласно которой элитное жилье должно отвечать «семи критериям элитности»,отсутствие хотя бы одного из которых существенно снижает шансы дома называться элитным [1]. Международная классификация элитного жилья предлагает деление недвижимости на клубные дома, дома класса А и класс В. Данная классификация отличается тем, что в ней главная роль отводится местоположению. Например, квартиры, расположенные в центральных районах крупных городов или нахождение в курортной зоне. Главное отличие - возможность отнесения небоскребов к данному типу жилья [2].

По мнению авторов данной статьи, наиболее полная и подходящая для развивающегося рынка недвижимости г. Иркутска характеристка рынка элитной жилой недвижимости предложена фирмой «Бекар-консалтинг» в Санкт-Петербурге, которая схожа с классификацией, предложенной Российской гильдией риэлторов (РГР) [3]и включает в себя следующую шкалу «элитности» жилья [4]:

1. Уникальное местоположение объекта - исторический центр города или территории, к нему прилегающие, либо удачные площадки, позволяющие обеспечить обширную придомовую территорию. Обязательный параметр - отличные видовые характеристики из окон. Большое значение имеет престижность квартала и однородность его застройки.

2. Индивидуальность архитектурного решения здания (отделка фасада с применением архитектурных деталей, фасонного кирпича, ковки, натурального камня, мозаичной плитки, скульптур). Вестибюли и лестнично-лифтовые холлы - отделка «люкс» с использованием натурального дерева, камня, подвесных и кессонных потолков, элементов декора, венецианской штукатурки, зеркал, люстр, произведений искусства, современной мебели.

3. Высококачественные строительные материалы ведущих производителей (для нового строительства).

4. Высокий уровень предлагаемого сервиса (служба консьержей, служба уборки квартир, сауны, химчистка, кафе, косметический кабинет, спортивный и тренажерный зал, бассейн, детская игровая площадка, бильярдная и т.д.). Без каждой отдельной услуги дом может быть элитным, однако 2-3 такие услуги необходимы как некий имидж. Кроме того, должны быть услуги (1-2 услуги) только для жильцов дома.

5. Круглосуточная охрана.

6. Высокое техническое оснащение здания (звукоизоляция, тройные стеклопакеты «люкс», современные бесшумные лифты - OTIS, Tissen и др., центральная приточно-вытяжная вентиляция и системы кондиционирования, биметаллические радиаторы с терморегуляторами, автономная система водо- и теплоснабжения, системы видеонаблюдения, домофон, система телекоммуникаций, адресная противопожарная сигнализация).

7. Высота здания не более 7 этажей.

8. Высота потолков не менее 3-х м.

9. Возможность перепланировки квартиры под требования конкретного покупателя, наличие изолированных комнат, по конфигурации приближенных к квадрату и большой кухни (не менее 15 кв. м).

10. Всего в здании не более 30-35 квартир.

11. Площадь квартиры: минимальная граница - 70 кв. м, максимальная - 200 кв. м и выше.

12. Не более 2-х квартир на одной площадке.

13. Социальная однородность клиентов (жильцов).

14. Паркинг (охраняемый, с ограничением доступа).

15. Встроенный гараж (не менее 2-х боксов на семью, подъемные ворота, автомойка).

16. Возможность входа в дом из подземного гаража.

17. Хорошее состояние прилегающих к дому территорий (желательно озелененная территория с детской площадкой, тратуарная плитка у парадного входа, здания).

18. Хорошо освещаемая улица.

19. Удобные подъезды к дому.

В г. Иркутске и Иркутском районе рынок элитной недвижимости развит слабо, элитное жилье в городе представлено точечными предложениями. В то время как сегмент элит подразумевает предложение не только самой квартиры, а целого комплекса предлагаемых услуг по управлению жильем с дополнительным набором уникальных услуг. И новых, и строящихся домов и существующих жилых комплексов, претендующих на звание «элитных», в Иркутске достаточно: «Театральный квартал» (проект ОАО «Сибавиастрой»), «Статус» (проект СК «ГорСтрой»), таунхаусы «Жуковский» (проект МУП «УКС г. Иркутска»), «GermanHouse», «Morgans Six» и несколько других проектов. Однако, если следовать методике классифицирования жилых новостроек, выясняется, что далеко не каждый потенциальный «элитный» проект может быть причислен к этому классу. Больше всего параметрам заявленного сегмента соответствуют проекты «Театральный квартал» и ЖК «Статус». В первую очередь, эти проекты выигрывают благодаря расположению в центре города. Однако в данную категорию можно включить такой загородный проект, как «Morgans Six».

Если несколько лет назад застройщики не рисковали выходить на рынок с предложениями по квартирам в сегментах бизнес - и элит-класса, предпочитая работать с более ликвидными проектами в классе эконом, то сегодня такие объекты появляются все чаще в поисках новых источников создания доходов. При этом возникает вопрос, насколько готов регион к развитию рынка элитной недвижимости? До сегодняшнего дня этот рынок в регионе не был представлен ни одним из инвестиционных проектов.

Ослабление курса рубля за последнее время мало повлияло на данный сегмент рынка недвижимости в целом по стране. Как правило, рынок дорогого жилья на любую нестабильность всегда реагирует первым, но при этом все процессы здесь более сглажены - в отличие от сегментов массового жилья покупатели в элитном классе не подвержены ажиотажным всплескам активности, а, скорее наоборот, склонны к принятию выжидательной позиции.

Для того чтобы определить готовность потребителя Иркутского региона приобретать объекты элитной жилой недвижимости, рассмотрим реализуемые девелоперские проекты по строительству элитного жилья более подробно (табл.).

Сравнительная характеристика девелоперских проектов по строительству элитного

жилья в г. Иркутске

№ п/п Характеристики Объекты - аналоги Рассматриваемый объект

Театральный квартал ЖК «Статус» ЖК «Morgans Six»

1 Уникальное местоположение объекта Исторический центр города Соответствует Исторический центр города, отличные видовые характеристики из окон Соответствует Загородное расположение Соответствует

№ Объекты - аналоги Рассматриваемый объект

Характеристики

п/п Театральный квартал ЖК «Статус» ЖК «Morgans Six»

Отделка фасада с Отделка фасадов Отделка фасадов деко-

применением зданий выполнена ративной штукатуркой,

архитектурных деталей, фасонного коричневым кирпичом вестибюли и лестнично-лифтовые

Индивидуальность архитектурного решения здания кирпича, ковки, европейского холлы - отделка

2 натурального камня качества. Стены «люкс» с

первых этажей использованием

отделаны светло- бежевым керамогранитом подвесных и кессонных потолков, элементов декора, современной мебели

Соответствует Соответствует Соответствует

Высококачественные

3 строительные материалы ведущих производителей Соответствует Соответствует Соответствует

Система диспетчеризации, Служба консьержей Служба консьержей, служба уборки

служба консьержей квартир, сауны, химчистка, кафе,

4 Высокий уровень косметический

предлагаемого сервиса кабинет, спортивный и тренажерный зал, детская игровая площадка

Не соответствует Не соответствует Соответствует

5 Круглосуточная охрана Соответствует Соответствует Соответствует

6 Высокое техническое оснащение здания Соответствует Соответствует Соответствует

7 Высота здания не более 7 2-4 этажа 9 этажей Не соответствует 4 этажа

этажей Соответствует Соответствует

Высота потолков не менее 3-х м Высота потолка от Высота потолка 3м Высота потолка 3,3 м

8 2,8 до 5 м

Соответствует Соответствует Соответствует

9 Возможность перепланировки квартиры под требования конкретного покупателя Свободная планировка Соответствует Свободная планировка Соответствует Свободная планировка Соответствует

10 Всего в здании не более 30-35 квартир В каждом особняке не более 4-х квартир, всего - 117 Соответствует В каждой блок-секции не более 23 квартир Соответствует В каждой блок-секции не более 24 квартир Соответствует

11 Площадь квартиры: минимальная граница - 70 Площадь квартир от 94,58 м2 Площадь квартир от 79,28 м2 Площадь квартир от 73,26 м2

кв.м Соответствует Соответствует Соответствует

12 Не более 2-х квартир на одной площадке Одна квартира на этаже Соответствует Три квартиры на этаже Не соответствует Две квартиры на этаже Соответствует

13 Социальная однородность клиентов (жильцов) Соответствует Соответствует Соответствует

14 Паркинг (охраняемый, с ограничением доступа) Подземная охраняемая автопарковка Соответствует Подземная охраняемая автопарковка Соответствует Подземная охраняемая автопарковка Соответствует

15 Встроенный гараж Не соответствует Не соответствует Не соответствует

№ п/п Характеристики Объекты - аналоги Рассматриваемый объект

Театральный квартал ЖК «Статус» ЖК «Morgans Six»

16 Возможность входа в дом из подземного гаража Соответствует Соответствует Соответствует

17 Хорошее состояние прилегающих к дому территорий Соответствует Соответствует Соответствует

18 Хорошо освещаемая улица Соответствует Соответствует Соответствует

19 Удобные подъезды к дому Соответствует Соответствует Соответствует

20 Стадия реализации проекта Введен в эксплуатацию в I квартале 2015 года Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию - IV квартал 2014 года, в данный момент готовится разрешительная документация на ввод объекта в эксплуатацию Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию - II квартал 2015 года

21 Стоимость 1 м2 От 112 т.р. От 83 т.р. От 98 т.р.

22 Количество проданных квартир/Всего 53/117 31/114 7/71

Вывод: Соответствует 17 из 19 параметров Соответствует 15 из 19 параметров Соответствует 18 из 19 параметров

• Проведенный анализ показал, что при выборе и проектировании жилья элитного сегмента девелоперы не принимают во внимание существующие международные нормы классификации жилой недвижимости.

• Количество реализуемых инвестиционных проектов по строительству жилья элитного сегмента на территории города Иркутска говорит о низкой изученности инвестиционной привлекательности этого сегмента бизнеса для инвесторов. Это может являться следствием высокой рентабельности инвестиционных проектов на рынке жилья

эконом и комфорт класса, которая за последнее время показывает отрицательную динамику.

• Иркутск входит, в так называемую, десятку богатых городов России, что говорит о высоком уровне благосостояния граждан, и возможности высокого спроса на исследуемые объекты. Одной из основных причин, сдерживающих развитие этого сегмента может являться низкая изученность этого сектора рынка жилой недвижимости как девелоперами, так и потенциальными потребителями. Для того чтобы определить круг потенциальных потребителей данного вида товара и качественно оценить емкость рынка, необходимо провести сегментацию рынка потребителей, которая проводится с учетом географических, демографических, психографических факторов и факторов поведения потребителя.

1. Географический фактор

Предполагает разбиение рынка с учетом географических различий и позволяет определить группы потребителей по различным критериям. Основными характеристиками сегментации по географическим фактором являются:

- расположение региона;

- численность и плотность населения;

- структура коммерческой деятельности.

Основными потребителями предполагаемого комплекса услуг служат жители Иркутска и Иркутской области. В настоящее время в области проживает 2393,1 тыс. человек. Население в пределах области размещено крайне неравномерно. Основная его часть (75 %) проживает в юго-западных районах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали и Западного участка Байкало-Амурской магистрали. Наиболее плотно заселены районы с крупными промышленными городами и развитым сельским хозяйством. В северных районах области плотность населения снижается. По площади территории область занимает 6 место среди регионов Сибири, по плотности населения - 8 место. Экономически активное население Иркутской области составляет около 1,1 млн человек. Из них занято в крупных, средних и малых организациях около 790 тыс. чел. По видам экономической деятельности распределение выглядит следующим образом: обрабатывающие производства 16 %; образование 15,6 %; транспорт и связь 11,8 %; здравоохранение

10

государственное управление 8,1

сельское хозяйство 7,8 %; торговля

6 %; производство электроэнергии, газа и воды 4,8 %; строительство 4,6 %; сфера услуг 3,4 %; добыча полезных ископаемых 2,5 %; финансовая деятельность 1,7 %; прочие виды деятельности 7,7 %. Уровень оплаты труда превышает средне-российский показатель на 8 %. Важнейшим фактором экономического развития Иркутской области является освоение природно-ресурсного потенциала, по величине которого область занимает седьмое место среди субъектов Российской Федерации. В Иркутской области сосредоточены крупнейшие по запасам в России месторождения редких металлов и иных полезных ископаемых. Ежегодно в регионе добывается около 15,5 тонны золота, 11-12 млн тонн энергетического угля, 10-11 млн тонн железной руды. Всего государственным балансом запасов учтено 744 месторождения. Огромный ресурсный потенциал и существенное развитие добывающих производств привлекают в регион множество специалистов высшего и среднего звена, при этом основной центр деловой активности сосредоточен в г. Иркутске. Что касается покупательской способности населения, то стоит отметить, что согласно официальной статистики [5], среднедушевой доход населения стабильно увеличивается с каждым годом, так для Иркутского региона за 2014 год этот показатель составил 20377 рублей, для г. Иркутска средняя заработная плата составила 28 000 рублей [6]. В то же время величина прожиточного минимума составила 8629 рублей, что в 2,3 раза меньше средней заработной платы. Еще одним показателем, отражающим благосостояние населения Иркутского региона, следует отметить такой показатель как распределение населения по размеру среднедушевого дохода. В соответствии с этим показателем можно утверждать, что порядка 37 % населения имеют доход выше среднедушевого как видно на рисунке. Согласно представленным выше статистическим данным, можно говорить о том, что рынок элитной жилой недвижимости в Иркутском регионе может быть интересен потенциальным потребителям, а уже реализуемые в настоящий момент инвестиционные проекты подтверждают полученный вывод.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

450 400 350 300 250 200 150 100 50

407,9

345,9

194,8

213-

ТШГ

ггшг

1473ШГ

-380_373 г6-

,90%

ISJ'OW

336,5

■ 74ШГ

166,6

90%

до 5000 от 5000,1 от 7000,1 от 10000,1 от 14000,1 от 19000,1 от 27000,1 свыше до 7000 до 10000 до 14000 до 19000 до 27000 ДО45000 45000,1

■ тыс. человек ■ в % к общему числу трудоспособного населения

Распределение населения по размеру среднедушевого дохода

2. Демографический фактор

Сегментация по демографическим факторам предусматривает распределение на группы по таким демографическим данным как пол, возраст, состав семьи и этап ее жизненного цикла, сфера деятельности, образование и пр. В результате можно сформировать следующий «портрет» потенциального потребителя:

• Возраст - 35-49 лет и 50-64 года;

• Пол - мужской, женский;

• Виды профессий потенциального потребителя: служащие государственных учреждений; технические специалисты; руководители среднего уровня управления; топ менеджеры и менеджеры среднего звена крупных промышленных и добывающих предприятий;

• Состав семьи может быть как 1- 2 лица, так и 4 человекаи более;

• Этапы жизненного цикла семьи - потребителем может выступать семья на любом этапе жизненного цикла;

• Уровень доходов в месяц - выше среднего;

• Уровень образования-предположительно наличие среднего, высшего образования, ученой степени.

3. Психографические факторы

Сегментации рынка по психографическим фактором ориентированы на распределение покупателей по принадлежности к общественному классу, образу жизни, типами личности. Описывая статус потребителя элитного жилья. Можно отметить ,что он будет относится к одному из нижепредставленных классов [7]:

Верхушка высшего класса

Представители верхушки высшего класса составляют элиту общества. «Пропуском» в этот класс служит унаследованное богатство и социальная известность семьи. Потребители, принадлежащие к верхушке высшего класса, тратят деньги так, как будто они не имеют никакого значения, не испытывая никакого стеснения, но и не выставляя это напоказ, т. к. это означало бы, что деньги важны. Социальная позиция представителей этого элитарного класса настолько безопасна, что они могут отступать от классовых норм, не боясь потерять при этом свой статус.

Высший класс

К числу представителей этого класса относятся профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Они заработали свое положение, а не унаследовали его. Они - богатые выскочки, нувориши, т. е. активные люди с большим количеством материальных символов, подчеркивающих их статус. Они покупают самые большие дома в лучших пригородных районах, самые дорогие автомобили, бассейны и иные символы показательного потребления. Это делает таких людей потребителями-новаторами и самыми подходящими клиентами для роскошных маркетинговых предложений.

Верхушка среднего класса

Ключевое слово здесь - карьера. Основой карьеры может стать высокая профессиональная, научная подготовка или опыт управления бизнесом. Члены этого класса очень требовательно относятся к образованию своих детей. Семьи верхушки среднего класса, учитывая их стиль жизни и несколько выставляемое напоказ потребление, являются целью для многих производителей высококачественных товаров. Дом очень важен для представителей этого класса, он является главным признаком успеха семьи и ее достатка.

Под адаптивностью потребителей к новому товару - распределение потребителей по реакции на появление нового товара или новой сбытовой концепции.

С позиции адаптации к новому товару различают пять сегментов покупателей:

- суперноваторы;

- новаторы;

- умеренные новаторы;

- умеренные консерваторы;

- суперконсерваторы.

По адаптивности к новому товару потенциальный потребитель анализируемого сегмента может относится к суперноваторам - людям, которые имеют склонность покупать новые товары, пользоваться новыми услугами, не дожидаясь всеобщего признания потребителя; новаторам - людям, которые быстро воспринимают новое, но не исключают возможность взвешенно осуществить покупку, и умеренным новаторам - людям, которые склонны безболезненно воспринимать новинки, но не стремятся к их поиску, пассивные потребители.

4. Поведенческий фактор

Рынок сегментируют на основании поведенческих особенностей покупателей, которых различают в зависимости от знаний, отношений, реакций на товар и его использования.

• В зависимости от статуса пользователя рынки делятся на сегменты:

- тех, кто не пользуется товаром;

- бывших пользователей;

- потенциальных пользователей;

- пользователей-новичков;

- регулярных пользователей.

Идеальная цепочка маркетинговой деятельности: сегодня потенциальный, завтра -постоянный клиент.

• Степень случайности покупки - приобретение товара может носить как случайный характер, так и быть обдуманным решением.

• Поиск выгоды - поиск на рынке товаров высокого качества, высокого уровня обслуживания, низкой цены и меньших затрат на эксплуатацию.

• Степень готовности купить товар:

- не желает купить;

- не готов купить товар сейчас;

- недостаточно проинформирован, чтобы купить;

- интересуется изделием;

- желает купить изделие;

- обязательно купит изделие.

Возможна любая степень готовности к покупке товара.

• По эмоциональным отношениям к товару - покупка недвижимости обладает положительным эмоциональным отношением.

Таким образом, нами был проведен анализ сегмента потребительского рынка элитного жилья, в результате которого сформирован «портрет» потенциального покупателя, а анализ экономического состояния региона позволяет сделать вывод о том, что новый вектор развития строительного сектора в сфере реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию элитного жилья является привлекательным как для инвесторов, так и для потребителей. Однако стоит отметить, что данные по реализуемым аналогичным проектам в г. Иркутске показывают нарушение девелоперами некоторых общепринятых характеристик элитного жилья, что может повлечь за собой отрицательную итоговую рентабельность проекта.

Статья поступила 02.09.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Экономика недвижимости: учебник для вузов. 3-е изд., исп. / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, М.К. Старовойтов. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. С. 46.

2. https://regionalrealty.ru/library/chto-takoe-elitnoe-zhile/

3. http://moskvadeluxe.ru/klassifikaciya-elitnogo-zhilya/

4. http://realtymarket.ru/stati-kolleg/Obzor-rinka-elitnoi-nedvijimosti.html

5. http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics/standards_

of_life/

6. http://38del.ru/analitics/25122014-zp/

7. Б. Гарднер «Американская каста и класс» - научное исследование, 1936 год,

США.

Информация об авторах

Горбачевская Евгения Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: 89025785034, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Круталевич Татьяна Михайловна, студентка, тел.: 89501019929, e-mail:[email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Gorbachevskaia E.Iu., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89025785034, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Krutalevich T.M., undergraduate, tel.: 89501019929, e-mail:[email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 69:003

ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА

МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

© Е.С. Дедюхина

Рассмотрена проблема воспроизводства многоквартирных домов, а также способы решения данной проблемы в Российской Федерации. Затрагиваются вопросы создания и работы Фонда содействия реформированию ЖКХ, описаны его цели и задачи. Произведен анализ результатов деятельности Фонда, а также описаны дальнейшие механизмы решения проблемы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Российской Федерации в целом, и в частности в Иркутской области. Указаны недостатки инновационной системы накопления средств на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Ключевые слова: капитальный ремонт; Фонд содействия реформированию ЖКХ; Фонд капитального ремонта Иркутской области; многоквартирные дома; инновационные решения; инновационные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.