Махмудов Л.М., магистр Ташкентский государственный юридический университет
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ
Аннотация: В статье анализируется влияние информационных технологий на профессиональное правосознание, а также роль информационных технологий в разработке нормативных документов, общественной жизни Республики Узбекистан. Автором проанализированы современное состояние информационных технологий. Понятие информационной технологии и виды информационных технологий в XXI веке. Изучены иинформационные технологии как фактор, влияющий на правосознание, уделены внимания на влияние информационных технологий на правосознание студентов юристов.
Ключевые слова: ИКТ, закон, коммуникационные технологии, правосознание.
Makhmudov L.M., master Tashkent State Law University
THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON PROFESSIONAL LEGAL AWARENESS
Annotation: The article analyzes the impact of information technologies on professional legal awareness, as well as the role of information technologies in the development of normative documents, public life of the Republic of Uzbekistan. The author analyzes the current state of information technologies. The concept of information technology and types of information technologies in the XXI century. Information technologies as a factor influencing the legal consciousness are studied, attention is paid to the influence of information technologies on the legal consciousness of law students.
Keywords: ICT, law, communication technologies, legal awareness.
Актуальность исследуемой темы обусловливается как социальными, так и правовыми факторами. Современный процесс общественного развития связан с усилением роли общественной информации и ростом интенсивности обменных информационных потоков, совершенствованием и внедрением новых высокоэффективных механизмов передачи и хранения информации. Особое значение приобрела информационная связь в управлении, а также актуально роль информационных технологий в разработке нормативных документов. Развитие информационных технологий в разработке нормативных документов и, в частности, в системе управления, приводит к
изменениям в самой организации и методологии норма творческой деятельности. Совершенствование компьютерной техники, программного обеспечения, создание автоматизированных систем обработки информации, электронных баз и банков данных, сложнейших аналитических и экспертных систем, а также бурное развитие разнообразных телекоммуникационных сетей, включая глобальную сеть Интернет, существенным образом изменяют современные общественные отношения.
Формирующееся глобальное информационное пространство объединяет людей из разных уголков мира, стирая географические и политические границы, социальные и национальные различия. Современный прогрессивный человек взаимодействует с компьютером как в процессе работы, так и во время отдыха, получая большую часть информации, в том числе и правового характера, из информационно-коммуникационных источников. Наиболее распространенным и важным из них в настоящее время является Интернет.
Поэтому данную проблему необходимо рассматривать не только на стыке различных научно-практических достижений, связанных с информатизацией общества, но и как важное направление фундаментального социально-философского исследования закономерностей социального развития, динамики формирования и эффективности использования информационных ресурсов, инструментальных средств обеспечения доступности информации на основе использования вычислительной техники, телекоммуникационных систем, современных информационных технологий.
Информационное общество своей основой имеет производство и использование информации с помощью компьютерных технологий. Информационное пространство, в которое органично интегрирован человек, подвержено постоянной изменчивости, поэтому к нему необходимо не просто приспособиться, но и активно участвовать в его развитии и познании. Именно поэтому в настоящее время углубляется философская разработка организационных и информационных проблем в их взаимосвязи. Развитие сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий как важного фактора повышения благосостояния народа и экономического роста страны является одним из основных приоритетов государственной политики Узбекистана. Это еще раз подтверждается принятием Постановлением Президента страны от 27 июня 2013 года Комплексной программы развития Национальной информации.
Заведомо определившись с тем, что внедрение и развитие ИКТ во многих сферах жизни является тем необходимым элементом, который упрощает и ускоряет многие процессы, связанные с обществом, властью и бизнесом, как между собой, так и внутри, важно выделить основные ориентиры, опираясь на которые, можно отследить направление развития ИКТ. Среди них можно условно выделить:
• совершенствование законодательной базы;
• взаимодействие бизнеса и населения с органами власти;
• образовательный аспект - подготовку специалистов;
• рынок ИКТ.
Следует отметить, что большинство нормативных актов прямо или косвенно связаны между собой, создавая картину взаимной дополняемости и структуризации. При этом важно указать законодательные основы, являющиеся флагманами регулирования отдельных сфер развития ИКТ.
Так, Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», принятый 9 декабря 2015 года за номером ЗРУ-395, определяет основные задачи, стоящие перед государством в вопросах взаимодействия с бизнесом и обществом. По сути, закон приводит механизмы внедрения инновационных технологий посредством:
• создания каналов связи между бизнесом и органами государственной власти - электронный документооборот в процессах предоставления статистической отчетности, таможенного оформления, выдачи лицензий, разрешений, сертификатов, а также получения информации от государственных органов;
• расширения возможностей бизнеса по использованию систем электронной коммерции, осуществлению закупок через электронные площадки, внедрению автоматизированных систем учета, контроля и оплаты коммунальных услуг, развитию систем безналичных электронных платежей и т. п.;
• создания каналов общения с населением - внедрение принципа «Одно окно», виртуальных приёмных и иных площадок для социальных коммуникаций;
• формирования баз данных государственных органов в рамках возложенных на них функций, например, Единого портала интерактивных государственных услуг и Единого реестра электронных государственных услуг.
Другой немаловажной частью данного документа является обеспечение эффективности, оперативности и прозрачности деятельности самих государственных органов, а также усиление их ответственности и исполнительской дисциплины. Помимо этого, в рамках реализации программы развития электронного правительства на сегодняшний день созданы базы данных юридических и физических лиц, автотранспортных средств, регистр справочников и классификаторов и межведомственная интеграционная платформа (75 систем и ресурсов).
В дополнение к указанному закону в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий» № ПП-3245от 29 августа 2017 года предполагается создать Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем, в задачи которого будут входить: [1]
• обеспечение разработки, внедрения и интеграции информационных систем, ресурсов и программных продуктов в системе «Электронное правительство» и информационных технологий в отраслях экономики;
• осуществление комплексных мероприятий по совершенствованию качества предоставления электронных государственных услуг населению и субъектам бизнеса;
• содействие развитию отечественного рынка информационно -коммуникационных технологий и программных продуктов;
• внедрение информационных систем и сетей межведомственного электронного взаимодействия и обмена информацией между государственными органами и иными организациями.
На примере вышеуказанных нормативных актов видно, что государство в полной мере взяло на себя ответственность и инициативу по активному внедрению ИКТ во все сферы жизнедеятельности общества. Но, с другой стороны, возникает вопрос, а готов ли сам бизнес перейти «на цифру» в условиях, когда консерватизм постоянно задаёт вопросы об издержках?
Одним из прорывных шагов в вопросе развития диалога между государством и населением стал запуск широко известной виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан. Сегодня не имеет смысла описывать эффективность, качество работы и ту пользу, которую привнёс этот проект в дело интеграции высоких технологий в сферу социальных коммуникаций. Здесь важнее другое - функциональность созданной системы - приём, аккумулирование, классификация и систематизация поступающих обращений, а также мониторинг и контроль за их полным, своевременным и качественным рассмотрением. При виртуальной приёмной также действует Единый центр обработки звонков, который принимает устные обращения в круглосуточном режиме.
Таким образом, была создана двухканальная платформа приёма и обработки запросов, через которую на сегодняшний день прошло свыше 1,2 млн обращений, из которых 557 тыс. были приняты через Единый центр обработки звонков.
Целью настоящей работы является комплексная характеристика влияния информационных технологий на обыденное правосознание, правосознание студентов-юристов, профессиональное и научное правосознание, а также установление путей и методов повышения эффективности позитивного влияния информационных технологий на данные уровни правосознания.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: так как сегодня Узбекистан является членом Совета ООН по правам человека, необходимо совершенствовать информационные технологии с позиции новых факторов, влияющих на правосознание;
а также, сформулировать определение современной информационной технологии как основной составляющей и главного инструментария
информационного общества; проанализировать влияние информационных технологий на правосознание через призму его уровней: обыденного правосознания, профессионального и научного правосознания, а также правосознания студентов юристов, выявить положительные и отрицательные факторы такого влияния; выработать предложения по совершенствованию государственной политики и нормативно -правового регулирования, способствующие формированию социально активной личности с развитым уровнем правосознания. Как нам известно, что специфика правосознания будущих специалистов-юристов обусловливает рассмотрение в правосознании пограничного уровня - правосознания студентов-юристов. Информационные технологии открывают новые возможности для формирования высокого уровня правосознания студентов-юристов, для реализации которых необходимо внести изменения в ряд нормативно -правовых актов в образовательной сфере, а также проводить последовательную политику более полного применения возможностей новейших информационных технологий в процессе юридического образования и правового воспитания. Использование информационных технологий в подаче лекционного материала и проведении практических занятий повышает его усвояемость, формирует в сознании устойчивые визуальные образы, позволяет демонстрировать практический материал.
И сегодня Ташкентский государственный юридический университет вошел в ТОП-500 университетов мира, по объявлению результаты очередного рейтинга THE Impact Ranking Британской организации Times Higher Education, освещающая важные вопросы сферы высшего образования и оценивающая деятельность университетов. В этом рейтинге Ташкентский государственный юридический университет (ТГЮУ) занял 401-е место среди тысяч университетов-участников из 94 регионов и государств. В данном рейтинге ТГЮУ получил самый высокий результат среди высших образовательных учреждений нашей страны.
^ Университет принял участие в 7 направлениях «High Impact Rankings» и занял следующие позиции:
- SDG 4: Quality Education (качество образования) - 201-е место;
- SDG 5: Gender Equality (гендерное равенство) - 401-е место;
- SDG 8: Decent Work and Economic Growth (достойная работа и экономический рост) - 201-е место;
- SDG 9: Industry, Innovation and Infrastructure (индустриализация, инновации и инфраструктура) - 401-е место;
- SDG 10: Reduced Inequalities (сокращение неравенства) - 401-е место;
- SDG 16: Peace, Justice and Strong Institutions (мир, правосудие и эффективные институты) - 201-е место;
- SDG 17: Partnerships for the Goals (партнерство в интересах устойчивого развития) - 401-е место.
Поэтому использование разнообразных профессионально-ориентированных информационных технологий в практической деятельности оказывает влияние на профессиональное сознание специалистов в области правотворчества и право реализации, расширяет каналы доступа к разнообразной правовой информации, позволяет юристам принимать более качественные, объективные и независимые решения. У профессиональных юристов посредством использования информационных технологий расширяются возможности общения с профессиональной группой и совместного разрешения ситуаций, связанных с коллизиями и пробелами в законодательстве. У законодателя, опирающегося на достижения в области специализированных аналитических программ и прямого взаимодействия с населением посредством информационных технологий, появляется возможность на новом качественном уровне создавать новые законы, оперативно вносить коррективы в действующее законодательство.
А также, информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития научного правосознания. В информационном обществе у ученых-правоведов появляется уникальная возможность разрабатывать научные теории, используя последние достижения информационных технологий, наполнять их научно-правовыми знаниями, обмениваться научными достижениями, оперативно получать доступ ко всем научным трудам как российских, так и зарубежных ученых, и это положительно влияет на процесс правотворчества и право реализации. В соответствии с требованиями времени перед учеными-юристами встает новый ряд задач: активно включаться в процесс использования информационных технологий в научной деятельности, создать стройную научную концепцию в области развития и использования информационных технологий в правовой сфере, подвести теоретическую основу под правовое регулирование общественных отношений, основанных на использовании информационных технологий.
Отдельной чертой создания подобных коммуникационных сервисов является минимизация рисков негативного влияния человеческого фактора на скорость принятия, обработки и анализа запросов и, что немаловажно, адекватность и правильность принимаемого по обращению решения. Наличие элемента контроля за качественным исполнением решения мотивирует ответственное лицо к самодисциплине и проявлению профессионализма. Другим немаловажным аспектом является «доступность» представителей органов власти, от распоряжений которых зависит судьба того или иного вопроса. Таким образом, была реализована не только техническая сторона вопроса - ускорение и оптимизация процесса коммуникаций, на новый уровень вышли сами взаимоотношения между гражданином и государством. В масштабах всей сферы одним из главных программных документов, определяющих вектор развития ИКТ-сферы на ближайшую перспективу, является постановление Президента Республики
Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». [2] Согласно ему намечено увеличить долю цифровой экономики в ВВП страны к 2023 году в 2 раза и увеличить объём услуг в данной сфере в 3 раза с доведением их экспорта до 100 миллионов долларов. Соответственно, в период 2020-2022 годов запланирована реализация 268 проектов по самым различным направлениям хозяйственной и экономической деятельности. Среди всех направлений в области цифровых реформ важнейшее место отводится развитию системы «Электронное правительство». В чём состоит ее актуальность и какие преимущества даются для граждан?
Как было отмечено выше, понятие «цифровая экономика» включает в себя не только сугубо экономические вопросы, но и охватывает другие сферы жизнедеятельности граждан. Скорость принятия решений по тем или иным актуальным вопросам напрямую влияет на социально-экономические отношения в обществе и развитие общества как такового.
К примеру, чем быстрее новое предприятие пройдет все этапы регистрации и другие обязательные процедуры, тем быстрее оно начнёт свою деятельность. Или, к примеру, чем быстрее гражданин получит документы для ведения предпринимательской деятельности, тем быстрее он обеспечит стабильность себе, своим близким и начнет платить налоги в казну. Таким образом, сам уровень предоставления и доступа к государственным услугам играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны, в повышении благосостояния населения и дальнейшем прогрессе
За последние два года в Узбекистане были осуществлены конкретные меры, направленные на развитие электронного правительства, создание целостной системы оказания современных электронных государственных услуг.
Сегодня граждане могут получить целый комплекс услуг посредством Единого портала интерактивных государственных услуг (https://my.gov.uz). В настоящее время через ЕПИГУ оказывается более 200 видов госуслуг, обработано более 20,8 миллиона заявок. В числе важных проектов можно также отметить Виртуальную приёмную Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей ("business.gov.uz"), Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов ("project.gov.uz"), Портал открытых данных (data.gov.uz). [3] в апреле 2018 года был запущен Портал коллективных обращений «Mening fikrim», за короткий срок превратившийся в эффективный инструмент взаимодействия между органами власти и населением. На текущий момент в портал поступило более 3,9 тысячи коллективных обращений, опубликовано свыше 26,4 тысячи предложений. С целью дальнейшего улучшения деятельности портала намечается разработка и запуск мобильного приложения веб-портала «Mening fikrim».
А также опубликован «Собрания законодательства Республики Узбекистан», «Ведомостей палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрания постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан», «Собрания международных договоров Республики Узбекистан» с переводом их в Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz), за исключением экземпляров, изготавливаемых для хранения в архивах, информационно-ресурсных центрах, а также по запросу физических и юридических лиц. Национальный правовой информационный центр «Адолат». [4]
Национальный правовой информационный центр «Адолат» (Центр) - является ведущим государственным учреждением республики по следующим направлениям: подготовка и быстрое распространение правовой информации и информационно-пропагандистских материалов, направленных на повышение правосознания и правовой культуры населения и исполнителей, а также ведение Национальной базы данных законодательства (Национальная база), обеспечение официального опубликования в Национальной базе, электронной доставки нормативных правовых актов и соответствующих информационных и аналитических материалов всем государственным органам и организациям, включенным в Перечень, установленный Кабинетом Министров Республики Узбекистан, обеспечение использования физическим и юридическим лицам в установленном порядке из Национальной базы, обеспечение использования, разработки и реализации предложений по совершенствованию Национальной базы, обеспечение официального опубликования юридической литературы и официальных публикаций на условиях аутсорсинга.
Центр создан на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 сентября 2019 года № 741 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы юридической помощи и доведения населению правовой информации». [5] В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2020 года № УП-5997 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» [6] образован Национальный правовой информационный центр «Адолат» в форме государственного учреждения на базе Государственного учреждения «Центр правовой информации «Адолат», Государственного унитарного предприятия редакции газеты «Инсон ва конун» и редакции общественно-правового журнала «Хукук ва бурч» при Министерстве путем их объединения. LexUz -Информационно-поисковая система Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан создана во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 августа 2000 года № 304 «О мерах по совершенствованию систематизации законодательства и упорядочению распространения правовой информации».
[7]
Цель LexUz - повышение уровня правовой культуры населения путем обеспечения широкого доступа юридических и физических лиц к нормативно-правовым актам, и совершенствование системы правовой информатизации общества.
LexUZ обеспечивает доступ пользователям к нормативно-правовым актам через Интернет. Для пользования системой LexUz нужен компьютер (или другое устройство), подключенный к Интернету. [11]
Для просмотра актов нет необходимости регистрации. Регистрация необходима для получения дополнительного функционала (просмотр изменений в акте, поиск актов по расширенным параметрам поиска, получение уведомлений о новостях законодательства на электронную почту). Влияние информатизации на сферу образования
Особая роль в информатизации общества принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий (через выпускаемые высококвалифицированные кадры).
Вместе с этим, необходимо и дальше последовательно и комплексно продолжать работу в этом направлении, усилить внимание к интеграции государственных систем, максимально популяризировать электронные госуслуги среди населения
Всем известно, что начиная с марта этого года все телекоммуникационные операторы предоставили бесплатный доступ на электронные образовательные и наиболее читаемые отечественные новостные ресурсы и к официальному веб-сайту по теме коронавирсусной инфекции(coronavirus. uz).
Для предоставления объективной и достоверной информации и оперативного реагирования на вопросы граждан по медицинским вопросам с 16 марта в Ташкенте работает call-центр Министерства здравоохранения с коротким единым номером 1003. Также, все телекоммуникационные операторы и провайдеры предоставили для граждан бесплатный доступ на указанный номер по всей республике.
С марта на национальном телевидении стартовали трансляции онлайн -уроков под рубрикой «Онлайн-школа». Трансляция видеоуроков была организована в открытом режиме через эфирное, кабельное и IP-телевидение, а также посредством дополнительных каналов, транслируемых через наземное спутниковое телевидение для населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
Адаптировал свою деятельность и Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT-Park), успешно переведя свои проекты в онлайн-формат. [8]
В числе важных IT-проектов, реализованных за данный период, можно отметить:
- разработку телеграм-бота Coronavirus Yordam для консультации по вопросам коронавирусной инфекции;
-внедрение новой госуслуги «Абитуриент» на Едином портале для онлайн-регистрации абитуриентов; [9]
-разработка студентами Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий мобильного приложения ImtihonGo для определения места проведения вступительных экзаменов;
- мобильного приложения Self-safety для сохранения социальной дистанции;
-проекта студентов Университета Инха в Ташкенте «Birdamlik» для координации волонтёрского движения;
-бесплатные образовательные курсы на узбекском языке совместно с Coursera — одной из ведущих образовательных онлайн-платформ в мире.
Помимо этого, в условиях карантинного режима все телекоммуникационные операторы и провайдеры предложили своим абонентам новые, более выгодные тарифы и внедрили новые услуги в целях создания дополнительных удобств для своих клиентов.
Заключение
Как мы видим их приведенных фактов, что ИКТ — это всеобъемлющее понятие, охватывающее все без исключения отрасли хозяйства и сферы законодательной деятельности и жизнедеятельности. Развитие и совершенствование интерактивных способов взаимодействия: специализированных юридически ориентированных Интернет-форумов, блогов, конференций, опросов и голосований, виртуальных юридических консультаций - будет способствовать более активному и тесному взаимодействию и развитию всех уровней правосознания.
И в свою очередь, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций осуществляется масштабная и комплексная работа, направленные на полное и комплексное преображение экономики Узбекистана и дальнейшее повышение конкурентоспособности и привлекательности имиджа страны на международной арене.
Использованные источники:
1. Указ президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции совершенствования нормотворческой деятельности». от 8 августа 2018 года № УП-5505. https://lex.uz/docs/3858812
2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзибва на Послании Парламенту. 24.01.2020 год. https://uza.uz/ru/posts/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01 -2020
3. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. https://president.uz/ru/lists/view/4057
4. Внедрение и развитие электронного правительства в Узбекистане. https://mitc.uz/ru/pages/egovernment/2074.
5. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 сентября 2019 года № 741 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы юридической помощи и доведения населению правовой информации».
6. ПРООН Узбекистан. 2020. Отчет по электронной готовности Узбекистана. https://mitc.uz/ru/pages/egovernment/2074
7. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 46-й сессии Совета по правам человека ООН. https://president.uz/ru/lists/view/4179
8. Аниконов Н.Б, Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития //Ж.: Инновации. М., 2004. № 5. C. 20-22.
9. Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012 -2020гг. www.gazeta.uz.
10. Единый портал интерактивных государственных услуг Узбекистана. URL: https://my.gov.uz/
11. Саидов М.Х.1, Кенжабаев А.Т. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Ташкентским автомобильно-дорожныи институт, г.Ташкент, Узбекистан.
12. https://lex.uz/ru/lexuz. НАЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (LexUz)