Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В УЗБЕКИСТАНЕ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
Конституция / система «Электронное правительство» / процесс управления / Закон “Об электронном правительстве” / информационно-коммуникационные технологии / законодательство. / constitution / e-government / legislation / Law about e-government.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Садиков

в статье раскрывается использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, в частности, системе «Электронное правительство», которое является одним из основных способов оптимизации процесса управления. В данном направлении в Республике Узбекистан осуществляется ряд организационных и правовых мер, а также регулируются внедрение и использование ИКТ в области государственного и частного секторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL BASES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF SYSTEM “E-GOVERNMENT” IN UZBEKISTAN

the article is devoted to the topical problem of IKT Constitution legal development of legislation by formation and activity of e-government. The authors considers acceptance of the Law about e-government has become a progressive step in improving the legislation of the country. The article review the features of the new Law about e-government.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В УЗБЕКИСТАНЕ»

CONSTITUTIONAL LEGAL BASES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF SYSTEM "E-GOVERNMENT" IN UZBEKISTAN

S.SADIKOVa Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В УЗБЕКИСТАНЕ

С.САДИКОВа Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

a Ташкентского государственного юридического университета

УЗБЕКИСТОНДА "ЭЛЕКТРОН ^УЦУМАТ" ТИЗИМИНИНГШАКЛЛАНИШИ ВА ФАОЛИЯТ КУРСАТШИНИНГ КОНСТИТУЦИЯВИЙ-^УЦУЦИЙ ЦОНУНЧИЛИК АСОСЛАРИ

С.САДИКОВа Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон аТошкент давлат юридик университети

Аннотация: в статье раскрывается использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, в частности, системе «Электронное правительство», которое является одним из основных способов оптимизации процесса управления. В данном направлении в Республике Узбекистан осуществляется ряд организационных и правовых мер, а также регулируются внедрение и использование ИКТ в области государственного и частного секторов.

Ключевые слова: Конституция, система «Электронное правительство», процесс управления, Закон "Об электронном правительстве", информационно-коммуникационные технологии, законодательство.

Аннотация: мацола уозирги куннинг долзарб масаласи электрон уукуматнинг конституциявий-ууцуций - цонунчилик асосларининг ривожланишига багишланган. Муаллиф бир цатор норматив актлар келтириб, улар "Электрон ууцумат тугрисида" Узбекистон Республикаси Цонунининг цабул цилиниши ИКТ цонунчилигини такомиллаштиришда катта цадам, деб уисоблайади. Мацолада "Электрон ууцумат тугрисида" Цонунининг тузилиши ва моуияти таулили келтирилган.

Калит сузлар: Конституция, "Электрон ууцумат " тизими, цонунчилик, "Электрон ууцумат тугрисида" Цонун.

Abstract: the article is devoted to the topical problem of IKT Constitution legal development of legislation by formation and activity of e-government. The authors considers acceptance of the Law about e-government has become a progressive step in improving the legislation of the country. The article review the features of the new Law about e-government.

Keywords'.constitution, e-government, legislation, Law about e-government.

«Наша неотложная задача, актуальная сегодня и на перспективу — обеспечить

эффективное функционирование всей системы «Электронное правительство».

Ш.Мирзиёев [1]

В Конституции Республики Узбекистан закреплены права на получение информации соответствующими нормами. В частности, в статье 29 Конституции: «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом» [2].

"Электронное правительство" - организационная форма государственного управления, учитывающая инетересы граждан, которая предназначена для оказания услуг населению органами государсвенной власти, обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и управления с применением информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, в частности, внедрение системы «Электронное правительство», является одним из основных способов оптимизации процесса управления. В данном направлении в Республике Узбекистан осуществляется ряд организационных и правовых мер, и на сегодняшний день более 50 законодательных актов регулируют внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в области государственного и частного секторов.

В соответствие с Указом Президента Республики Узбекистан "О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий" от 30 мая 2002 года. ПУ - №3080 был определен ряд задач, согласно которому создание современных безопасных и надежных национальных информационных баз, развитие рынка информационных ресурсов и услуг, поэтапный переход обмена информацией в электронный формат, компьютеризация и развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрение их современных систем определены как наиболее важные вопросы [3]. В Республике Узбекистан в нормативно-правовых актах термин "электронное правительство" был впервые использован в Постановлении Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий" от 6 июня 2002 г. №200.Программа предусматривала следующие основные направления развития индустрии производства программных продуктов: формирование специализированных исследовательских, научно-технических центров по разработке программного обеспечения; поддержку отечественных производителей программного обеспечения посредством создания благоприятного налогового и таможенного режима, а также расширение их участия в общегосударственных программах создания электронного правительства, электронной коммерции, информатизации сфер образования, здравоохранения, других отраслей экономики; содействие экспорту программных продуктов, произведенных отечественными компаниями" .

Вопросы, связанные с информатизацией государственного управления, непосредственно регулируются Указом Президента Республики Узбекистан "О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий", Постановлением "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий", Постановлениями Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-

коммуникационных технологий" и "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг". Учитывая тот факт, что в Республике Узбекистан существует более ста государственных органов, идет процесс упорядочивания более ста тысяч нормативно-правовых документов, регулирующих отношения общества и государственной деятельности. Кроме того, принимая в расчет необходимость последовательного совершенствования системы "электронное правительство" по всем направлениям, в целях устранения ненужных, формально существующих, дублирующих друг друга государственных услуг, формирования единой базы государственных услуг целесообразно проведение законодательных актов.

В соответствие с принятым Кабинетом Министров Республики Узбекистан Постановлением "О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации" от 22 ноября 2005 г. №256 были утверждены Положение о порядке формирования государственных информационных ресурсов и Положение о порядке создания информационных систем государственных органов. В Положении о порядке создания информационных систем государственных органов определены общие требования к информационным системам государственных органов, требования к порядку их создания, а также обязанности государственных органов при создании информационных системинформационных систем,обеспечению информационной безопасности, формированию государственных информационных ресурсов, права, обязанности и ответственность соответствующих государственных органов, упорядочиванию вопросов, связанныхс ответственностью, правами и обязанностями юридических и физических лиц при их использовании [4].

В Положении о порядке формирования государственных информационных ресурсов определены основные требования к документированию информации в государственных органах, порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности, права, задачи и ответственность государственных органов при создании информационных систем [5].

Концепция внедрения системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан, которая дала существенный импульс в развитии правовой базы, была разработана в соответствиис Указом Президента Республики Узбекистан «О создании Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан» от 16 октября 2012 года № УП-4475 и Постановлением Президента Республики Узбекистан«О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года № ПП-1730. Концепция определяет основные направления внедрения системы «Электронное правительство», использование информационных технологий в деятельности государственных органов при взаимодействии с гражданами, организациями, иностранными гражданами и является важнейшим инструментом обеспечения совершенствования системы государственного управления. Практические и теоретические аспекты системы "Электронное правительство" развиваются по трем направлениям: G2C (государство гражданину), G2B (государство бизнесу), G2G (государство государственному органу), G2F (государство иностранным гражданам).

Самым большим шагом по созданию правового поля для функционирования электронного правительства является принятие Закона "Об электронном правительстве". На сегодняшний день новый Закон является ключевым правовым актом по созданию электронного правительства. В Законе дается ряд важных определений. Так, в соответствии со ст.3 Закона "Об электронном правительстве" электронное правительство - система организационно-правовых мер и технических средств, направленная на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-коммуникационных технологий, а также межведомственного электронного

взаимодействия. А государственная услуга -это услуга, оказываемая государственными органами по реализации их функций, осуществляемая по запросам заявителей. Государственную услугу могут оказывать также иные организации в случаях, если на них возложены функции по оказанию государственных услуг в соответствии с законодательством. Эти определения не только законодательно дают точные ключевые понятия, но существенно обогащает научный аппарат теории информационного права.

В Законе также определенны задачи и основные принципы электронного правительства. Не менее важным является определение в Законе институциональных основ электронного правительства. Так, регламентирован круг полномочий Кабинета Министров Республики Узбекистан и полномочия уполномоченного органа в области электронного правительства. Отметим, что еще одним существенным новшеством в законодательстве является создание в рамках Закона правового поля для государственных услуг. В частности, дана классификация видов электронных государственных услуг, определено, что электронные государственные услуги должны быть зарегистрированы в Едином реестре электронных государственных услуг, и законодательно предусмотрены требования к электронным государственным услугам и требования к запросу электронных государственных услуг. Согласно ст.23 Закона заявитель при получении электронных государственных услуг имеет право: - получать электронные государственные услуги своевременно и в соответствии с утвержденным регламентоми электронных государственных услуг; - получать полную и достоверную информацию о порядке оказания электронных государственных услуг; - получать информацию о ходе оказания электронной государственной услуги через различные формы взаимодействия (официальный веб-сайт, телефон, электронную почту, «горячую линию» и другие); -обжаловать решения государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке; - участвовать в оценке качества оказания электронных государственных услуг; -вносить предложения по совершенствованию электронных государственных услуг[6].

Глава Закона полностью посвящена организации функционирования электронного правительства. В соответствии с нормами Закона "Об электронном правительстве", Инфраструктура электронного правительства состоит из: центральных баз данных; системы межведомственного электронного взаимодействия; информационных систем и информационных ресурсов государственных органов и их комплексов; официальных вебсайтов государственных органов и Единого портала интерактивных государственных услуг; Центра обработки данных и межведомственной сети передачи данных.

Таким образом, на сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, в частности, внедрение системы «Электронное правительство» определено как основное средство оптимизации процессов управления; информацизация общества и формирования системы "Электронное правительство" нашло свое отражение в Конституции и более чем 30 законодательных актах, в число которых входят такие Законы, как: "Об электронном документообороте", "Об информатизации", "Об электронной цифровой подписи", "Об электронной коммерции", "Об электронных платежах". При этом существенным шагом вперед было принятие Закона "Об электронном правительстве". Дальнейшее совершенствование правовой базы связано с принятием подзаконных актов, обеспечивающих механизм исполнения Закона, а также принятие новых актов по обеспечению безопасности баз, данных от несанкционированных проникновений.

Spisok ispolzovannoy literaturi:

1. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: Uzbekistan, 2017. - S. 8.

2. «Kriticheskiy analiz, jestkaya dissiplina i personalnaya otvetstvennost doljni stat povsednevnoy normoy v deyatelnosti kajdogo rukovoditelya». Doklad Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva na rasshirennom zasedanii Kabineta Ministrov, posvyashennom itogam sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya strani v 2016 godu i vajneyshim prioritetnim napravleniyam ekonomicheskoy programmi na 2017 god //<http://press-service.uz>.

3. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan. O dalneyshem razvitii kompyuterizatsii i vnedrenii informatsionno-kommunikatsionnix texnologiy. 30 maya 2002 g., № UP-3080. Narodnoye slovo, 1 iyunya, 2002 god.

4. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2005 g., № 47-48, st. 355.

5. Postanovleniye Kabineta Ministrov "O sovershenstvovanii normativno-pravovoy bazi v sfere informatizatsii" ot 22 noyabrya 2005 g. №256. Prilojeniye № 1.

6. Zakon Respubliki Uzbekistan "Ob elektronnom pravitelstve". www.lex.uz <http://www.lex.uz>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.