Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ВЕБ-ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмоилов А.И.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования электронного правительства в Республике Узбекистан. Также в статье были проанализированы суть и содержание нормативно-правовых актов Республики Узбекистан в области развития электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

УДК 342.51

А.И. Исмоилов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования электронного правительства в Республике Узбекистан. Также в статье были проанализированы суть и содержание нормативно-правовых актов Республики Узбекистан в области развития электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: электронное правительство, органы государственной власти, органы государственного управления, государственные услуги, веб-портал.

В Узбекистане с первых дней обретения независимости внедрение информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных задач государственной политики, что способствует достижению существенных результатов в деле формирования национального информационного пространства, повышения эффективности работы управленческих систем.

При этом, как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, что «Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне».

Новый импульс процессам развития коммуникационной среды придаст вступление в силу в июне текущего года недавно принятого Закона «Об электронном правительстве». Данный правовой акт формирует прочный базис для дальнейшего углубления реформирования системы государственного управления, повышения ее эффективности. Он предусматривает последовательное внедрение и расширение использования современных ИКТ в системе государственного управления, создание и обеспечение функционирования системы «Электронное правительство», повышение прозрачности и открытости деятельности госорганов, ответственности должностных лиц [2].

Первой страной в мире, принявшей Закон об электронных услугах, была Финляндия (2001 г.). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с Законом власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов, других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью

Что касается мирового опыта в сфере электронного правительства, то следует отметить, что прежде всего, экономически развитые страны, предприняли целый ряд правовых, организационных, технологических и иных мер в направлении формирования и развития «электронного правительства». В 2005 г. из почти 200 государств-членов ООН национальные правительства 175 стран так или иначе использовали Интернет для предоставления информации и услуг. ООН рекомендует всем министерствам иметь свою страничку во Всемирной Сети. Большинство государств ныне предоставляет через Интернет доступ к открытой официальной информации на правительственных сайтах. Около 30% государств

© Исмойлов А.И., 2016.

Научный руководитель: Адылходжаева Сурайё Махкамовна - кандидат юридических наук, профессор кафедры «Международное публичное право», Ташкентский государственный юридический университет, Узбекистан.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

предлагают постоянно обновляющиеся информационные услуги, включающие, в том числе, загрузку и распечатку разрешенных официальных бланков и документов на персональные компьютеры интернет-пользователей. Возможности для осуществления собственно интерактивных транзакций через Интернет представляют менее 20 государств.

Например, «электронное правительство» США представляет «Официальный правительственный веб-портал» (The US Government's Official web-portal): htpp://www. First-Gov.gov/). Он соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 млн. -вебстраниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: «государственные блага», «государственные гранты», «государственные работы», «получение лицензий», «вопросы социальной безопасности», «получение паспортов», «иммиграция», «объявления и заявки потребителей» и др. Портал предоставляет условия для интерактивного диалога в режиме реального времени [3, c. 5253]. В США службы, занимающиеся внутренними доходами (Internal Revenue Service), располагают самым посещаемым веб-сайтом общественных служб и около 1/3 налоговых поступлений в 2000 г. было собрано посредством Интернет-связи. Канадский правительственный веб-портал называется «Государственная служба Канады» или кратко: «Служба Канады», «Канадский сайт» (Introduction to the Government of Canada official web-site /Canada site): http://www.canada.gc.ca/. Он предоставляет централизованный доступ почти к 1000 государственных программ и услуг. Правительством Великобритании в 1999 г. была принята стратегическая программа «Модернизация государственной власти», охватывающая пять миллионов государственных служащих страны. Ее ключевым элементом является внедрение электронной системы управления информационного века. В соответствии с ней был создан правительственный портал - «Великобритания он-лайн» (UK Online): htpp://www.open.gov.uk. Проект «Прямой доступ» (Direct Access) позволяет всем государственным учреждениям Великобритании предоставлять гражданам в удобное для них время электронный доступ ко всем формам документов [4, c. 79-82.]. При использовании технологии электронно-цифровой подписи, формуляры могут заполняться прямо на экране и отправляться по электронным каналам связи. Одним из самых развитых является официальный веб-портал Сингапура - http://www.gov.sg.. Сингапурские власти, учитывая высокий уровень интернетизации и преимуществ информационных технологий, еще в 1980 г. задались целью превратить свою страну в «интеллектуальный остров». Им удалось объединить с помощью Интернета все сферы жизнедеятельности: государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и даже индустрию развлечений (на программу государство выделяет до 0,5 млрд долл. США в год). Действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя) и получать необходимую информацию по любому из подразделов [1, c. 25].

В Республике Узбекистан институт «электронного правительства» пока ещё молодой. Но несмотря на это уже сейчас в законодательстве нашего государства имеются ряд нормативно-правовых актов, регулирующие систему создания электронного правительства. В частности, такие Законы как Закон Республики Узбекистан «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронном правительстве». Согласно Закону «Об электронном правительстве», электронное правительство - это система организационно-правовых мер и технических средств, направленная на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путём применения информационно-коммуникационных технологий, а также межведомственного электронного взаимодействия.

Также в данном Законе предусмотрены принципы электронного правительства, к которым мы можем отнести: открытость и прозрачность деятельности государственных органов; равный доступ заявителей к электронным государственным услугам; оказание электронных государственных услуг по принципу «одно окно»; унификация документов государственных органов; использование единых идентификаторов электронного правительства; постоянное совершенствование порядка оказания электронных государственных услуг; обеспечение информационной безопасности [2].

Важное значение имеет также Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы, которая откроет новые пути для дальнейшего развития информационного общества в Узбекистане и его интеграции в мировое информационное пространство.

Таким образом, в Республике Узбекистан осуществляется широкомасштабная работа по формированию открытой, конструктивной среды между государственными органами и гражданами, налаживанию партнерских, эффективных отношений между ними за счет использования потенциала современных ИКТ.

Библиографический список

1. Joseph S., Nye Jr. Governance in the Information Age. Harvard. 2000: Norris P. Democratic Phoe nix: Political

Activism Worldwide. New York. 2002.

2. Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» от 9 декабря 2015 года (http//www.lex.uz)

3. Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. Электронное правительство как фактор государственного управления. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: 2011.

4. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Развитие правового обеспечения аграрного сектора экономики на инновационной основе. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68).

ИСМОИЛОВ АЛИШЕР ИЛХОМ УГЛИ - магистрант, Ташкентский государственный юридический университет, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.