Научная статья на тему 'Перспективы развития системы "электронное правительство" в национальной экономике Узбекистана'

Перспективы развития системы "электронное правительство" в национальной экономике Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНДЕКСЫ ИКТ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авезова Шахноза Махмуджановна

Данная статья освещает роль, значение и перспективы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии экономики Узбекистана. В статье рассматриваются национальные особенности применения ИКТ и практика применения системы электронного правительства и его перспективы развития в Узбекистане. Электронное правительство рассматривается как важнейшее направление реформирования государственного управления в целях повышения его эффективности, как способ трансформации отношений между государством, бизнес-структурами, населением и структурами гражданского общества. Эффективность оценивается количественно-качественными параметрами оказания государственных услуг населению и бизнес-структурам, уровнем компетенций государственных служащих, экономией временных, трудовых и финансовых затрат субъектов бизнеса и граждан, рационализацией бизнес-процессов и снижением коррупции. Анализируются показатели современной системы «Электронное правительство» в Узбекистане и рекомендуются пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы "электронное правительство" в национальной экономике Узбекистана»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА Авезова Ш.М.

Авезова Шахноза Махмуджановна - старший преподаватель, кафедра менеджмента, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья освещает роль, значение и перспективы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии экономики Узбекистана. В статье рассматриваются национальные особенности применения ИКТ и практика применения системы электронного правительства и его перспективы развития в Узбекистане. Электронное правительство рассматривается как важнейшее направление реформирования государственного управления в целях повышения его эффективности, как способ трансформации отношений между государством, бизнес-структурами, населением и структурами гражданского общества. Эффективность оценивается количественно-качественными параметрами оказания государственных услуг населению и бизнес-структурам, уровнем компетенций государственных служащих, экономией временных, трудовых и финансовых затрат субъектов бизнеса и граждан, рационализацией бизнес-процессов и снижением коррупции. Анализируются показатели современной системы «Электронное правительство» в Узбекистане и рекомендуются пути их совершенствования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), государственное регулирование, электронный документооборот, индексы ИКТ, комплексная программа, электронное правительство.

Информационно-коммуникационные технологии развиваются ускоренными темпами, компьютеры, интернет и другие современные средства связи становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и в отдаленных селениях нашей страны. Постановление Президента Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» 19 февраля 2018 г., № УП-5349 служит важным руководством к действию в расширении масштаба работ в данном направлении. Из года в год повышается эффективность использования ИКТ, совершенствуется компьютерная техника и развивается система электронного документооборота. Современные коммуникационные технологии, внедряемые во всех сферах, являются удобным и оперативным средством обмена информацией и обслуживания клиентов. Это можно видеть и на примере интерактивных услуг, предоставляемых в стратегических отраслях республики Узбекистан. Государственное управление в современном обществе неразрывно связано с социальными процессами и отношениями между субъектами. Оно направлено на объединение, координацию совместной деятельности людей и носит организующий характер. Для эффективного взаимодействия государства и общества нужны инновации в сфере государственного управления, необходимо использование самых современных информационных и управленческих технологий. Любое государство, которое стремится остаться в качестве влиятельного субъекта мировой политики, не может игнорировать без ущерба для себя и своих граждан важнейшие тенденции формирования общества XXIв. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и прежде всего интернета является в данном контексте важнейшим фактором развития общества[1]. Одной из таких комплексных инноваций в области государственного управления является повсеместное внедрение и эффективное использование информационно-коммуникативных технологий, в том числе получивших название «электронное правительство»[2]. Способность использования инфраструктуры ИКТ и обеспечение условий для их эффективного применения населением, бизнесом и правительством определяет электронную готовность страны. Практика показала, что чем больше страна использует онлайновые технологии, тем больше вероятность того, что ее экономика будет становиться все более прозрачной и результативной. Электронная готовность национальных экономик определяется не только числом компьютеров, линий широкополосной связи и мобильных телефонов в стране, но также и тем, в какой степени граждане могут умело использовать эти технологии, каков уровень прозрачности систем бизнеса, в какой степени правительства поощряют использование цифровых технологий в стране.

Система «Электронное правительство» — это единый механизм взаимодействия государства, граждан и бизнеса, а также самих государственных органов между собой. В этом механизме активно используются информационно-коммуникационные технологии: веб-сайты, информационные системы, базы данных, интегрированные между собой. Проще говоря, электронное правительство облегчает связь с государственными органами, способствует сокращению очередей, упрощает процесс получения справок, свидетельств, лицензий и других документов, помогая всем сторонам: и государственным органам, и предпринимателям, и обычным гражданам работать более эффективно.

Организация Объединенных Наций 30 июля 2016 года обнародовала очередной Обзор развития электронного правительства в странах мира за 2016 год (UN E-Govemment Survey 2016) под названием «Электронное правительство в поддержку устойчивого развития» (E-Govemment in Support of Sustainable Development). Надо отметить, что данное исследование проводится каждые два года Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, начиная с 2003 года, и является одним из наиболее авторитетных рейтингов продвижения электронного правительства в 193 странах мира.

Основным показателем доклада является Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), который оценивает степень развития электронных услуг, ИТ-инфраструктуры и человеческого капитала. В рейтинге 2016 года Узбекистан с индексом EGDI на уровне 0,54335, что выше среднего мирового индекса, вошел в группу стран с высоким уровнем развития электронного правительства. В результате принимаемых в стране широкомасштабных мер Узбекистан значительно улучшил позицию в рейтинге ООН 2016 года по уровню развития электронного правительства, войдя в 40 процентов наиболее продвинутых стран мира и заняв 80-е место среди государств, применяющих систему «Электронное правительство». Это позволило Узбекистану подняться на 20 позиций выше предыдущего показателя республики (в 2014 году — 100-е место). Согласно тому же источнику, по Индексу электронного участия, который оценивает эффективность диалога правительства со своими гражданами и бизнесом (по субиндексу «электронные услуги»), Узбекистан занял 47-е место в мире, 3-е место в СНГ и 1-е среди стран Центральной Азии. При этом по показателю «справочные услуги» Узбекистан получил максимальные 100% и удвоил показатель «полноценные электронные услуги» — с 24% в 2014 году до 52%.

Узбекистан поднялся в рейтинге электронного участия на 24 позиции (с 71-го места в 2014 году до 47-го — в 2016-м). В обзоре 2016 года эксперты ООН отметили запуск в Узбекистане порталов ЖКХ (e-kommunal.uz), открытых данных (data.gov.uz) и обсуждения НПА (regulation.gov.uz) как положительные примеры обеспечения государством механизмов открытости, прозрачности и обратной связи с населением.

Подобная международная оценка является следствием особого внимания руководства страны к развитию ИКТ и системы «Электронного правительства» в Узбекистане. Например, Постановлением Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 27 июня 2013 года была принята Комплексная программа развития Национальной информационно -коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, созданы Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности. В июле того же года был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), который на сегодняшний день обработал свыше 1 010 625 электронных обращений физических и юридических лиц. Свою роль в улучшении рейтинга Узбекистана сыграло плодотворное сотрудничество правительства республики с международными организациями, такими, к примеру, как Программа развития ООН (ПРООН). В рамках целого ряда совместных инициатив и проектов ПРООН была одной из ключевых международных организаций по поддержке политики информатизации и продвижению концепции электронного правительства в Узбекистане. В числе целенаправленных совместных проектов можно отметить следующие примеры: «Инициатива цифрового развития» (2002-2005 гг.), «Создание потенциала для развития Интернет-технологий и их распространения в Узбекистане» (2005-2008 гг.), «Содействие правительству Республики Узбекистан в разработке и внедрении ИКТ для политики развития» (2005-2010 гг.).

Отдельные компоненты по ИКТ были включены в проекты ПРООН «Поддержка местных органов управления» (2010-2017гг.), «Бизнес-форум Узбекистана» (2011-2017 гг.), «Содействие в модернизации законотворчества, нормотворчества и системы оценки воздействия актов законодательства» (2014-2016 гг.), «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» (2014-2017 гг.) и другие.

Развитие электронного правительства представляет собой не разовое мероприятие или краткосрочный проект, а долгосрочный эволюционный процесс преобразования правительства с целью предоставления услуг гражданам. Конечной целью внедрения электронного правительства в Узбекистане является создание совершенного электронного аппарата госуправления, способного значительно улучшить:

• возможности предоставления интерактивных услуг; подотчетность и прозрачность деятельности органов власти;

• доступность услуг;

• информирование и результативное участие граждан в политическом процессе;

• свободный обмен информацией; оптимизацию предоставления госуслуг населению и бизнесу;

• поддержку и расширение возможностей самообслуживания граждан при получении государственных услуг (заполнение бланков, заявлений, документов в автоматическом режиме, возможность записи на прием онлайн, справочная информация, описание услуг и способов их оказания);

• повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной (электронное участие).

Список литературы

1. Аманжалова А.Т. «Электронное правительство» как инструмент модернизации государственного управления. Гуманитарная информатика, 2016. Вып. 10. С. 47-53.

2. Юртаев А.Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан, 2009. № 3. С. 18-26.

3. Портал электронного правительства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://my.gov.uz/ru/news/192.16-12-2017/ (дата обращения: 20.06.2018).

GOOGLE И ЕГО КОРПАТИВНАЯ КУЛЬТУРА Аубекирова А.И.

Аубекирова Анастасия Исмагуловна — магистрант, кафедра экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г.

Саратов

Аннотация: корпоративная культура является необходимой частью успешного бизнес-предприятия. В настоящий момент каждая крупная компания имеет свою ярко-выраженную корпоративную культуру, которая отражает ее цели и потребности. Ключевые слова: экономика, корпоративная культура, современный бизнес.

В настоящее время в России наблюдается качественные изменения в организациях по различным направлениям. Создаются холдинги и корпоративные структуры, и ими надо эффективно управлять. Начинается управление уже не одной, а несколькими организациями, имеющими свои системообразующие факторы, разбросанными в пространстве иногда на тысячи километров, включающими многочисленный и разнородный персонал.

На сегодняшний день корпоративная культура является одним из действенных средств для решения проблем низкой мотивации сотрудников, а также для придания своей компании индивидуальности на рынке.

Идеальная корпоративная культура - это та культура, которая подходит определённой компании в определённый период времени [1].

Проанализируем влияние корпоративной культуры на успех организации на примере американской транснациональной корпорации Google, которая специализируется на интернет-поиске, облачных вычислениях и рекламных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.