Научная статья на тему 'Перспективы развития ИКТ и Электронное правительство в экономике Узбекистана'

Перспективы развития ИКТ и Электронное правительство в экономике Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
943
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY (ICT) / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УСЛУГИ / ONLINE SERVICES / ИНДЕКСЫ ИКТ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / A COMPREHENSIVE PROGRAM OF E-GOVERNMENT / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ICT INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кенжабаев Аман Тургунович, Икрамов Махмуджан Мухамеджанович

Данная статья освещает роль и значение информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) в развитии экономики Узбекистана. В статье рассматриваются национальные особенности применения ИКТ и анализируется показатели темпов роста экономики республики с помощью ИКТ, а также рассматриваются теория и практика применения системы электронного правительство. Анализируется недостатки современной системы «Электронное правительство» в Узбекистане и рекомендуется пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS ICT AND E-GOVERNMENT IN UZBEKISTAN''S ECONOMY

This article highlights the role and importance of information and communication technologies (ICTs) in the economic development of Uzbekistan. The article deals with national characteristics of ICT applications and analyzes the growth rates of the economy of the republic with the help of ICT, as well as discusses the theory and practice of application of e-government. Analyzes the shortcomings of it modern system of "electronic government" in Uzbekistan and recommended ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития ИКТ и Электронное правительство в экономике Узбекистана»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИКТ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА

УДК 004.02

Аман Тургунович Кенжабаев,

д.э.н., профессор, зав. каф. Информационно-коммуникационные технологии Ташкентского финансового института (ТФИ), Узбекистан Тел.: (0371) 235-46-34 Эл. почта: [email protected]

Махмуджан Мухамеджанович Икрамов,

к.э.н., доцент кафедры Информационно-коммуникационные технологии Ташкентского финансового института (ТФИ), Узбекистан Тел.: (0371) 235-46-34 Эл. почта: [email protected]

Данная статья освещает роль и значение информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) в развитии экономики Узбекистана. В статье рассматриваются национальные особенности применения ИКТ и анализируется показатели темпов роста экономики республики с помощью иКт, а также рассматриваются теория и практика применения системы электронного правительство. Анализируется недостатки современной системы «Электронное правительство» в Узбекистане и рекомендуется пути их устранения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), государственное регулирование, электронный документооборот, инвестиция, интерактивные услуги, индексы ИКТ, комплексная программа, электронное правительство.

Aman T. fenjabaev,

Doctorate of Economics, Professor, the Head

of the chair of Information and communication

technologies Tashkent Financial Institute (TFI),

Uzbekistan

Tel.: (0371) 2354634

E-mail: [email protected]

Mahmudzhan M. Ikramov,

PhD in Economics, Associate Professor of the

Department of Information and Communication

Technologies Tashkent Financial Institute (TFI),

Uzbekistan

Tel.: (0371) 2354634

E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT PROSPECTS ICT AND E-GOVERNMENT IN UZBEKISTAN'S ECONOMY

This article highlights the role and importance of information and communication technologies (ICTs) in the economic development of Uzbekistan. The article deals with national characteristics of ICT applications and analyzes the growth rates of the economy of the republic with the help of ICT, as well as discusses the theory and practice of application of e-government. Analyzes the shortcomings of it modern system of "electronic government" in Uzbekistan and recommended ways to overcome them.

Keywords: Information and communication technology (ICT), government regulation, electronic document management, investment, online services, ICT indices, a comprehensive program of e-government.

1. Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из эффективных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их инновационное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

В нынешнее время, когда информационно-коммуникационные технологии развиваются ускоренными темпами, компьютеры, интернет и другие современные средства связи становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и в отдаленных селениях нашей страны.

Постановление Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 служит важным руководством к действию в расширении масштаба работ в данном направлении. Из года в год повышается эффективность использования ИКТ, совершенствуется компьютерная техника и развивается система электронного документооборота. Современные коммуникационные технологии, внедряемые во всех сферах, являются удобным и оперативным средством обмена информацией и обслуживания клиентов. Это можно видеть и на примере интерактивных услуг, предоставляемых в стратегических отраслях республики Узбекистан.

Инвестиции в ИКТ сегодня - важнейший стимул развитой экономики как развитых, так и развивающихся стран. Исследования, направленные на изучение влияния роста интернет-активности, показали закономерную связь между ростом показателей ВВП страны и развитием сектора ИКТ. Эксперты Всемирного Банка отмечают, что увеличение покрытия территории любой страны широкополосными сетями на 10% ведет к увеличению показателей экономического роста на 1.21%.

Одним из критериев ИКТ - готовности любой страны является индикатор «Connectivity Scorecard». Критериями оценки которого являются уровень развития ИКТ инфраструктуры, уровень внедрения ИКТ в государственные и бизнес структуры, уровень влияния ИКТ на развитие социальной сферы и экономический рост.

2. Материалы и методы

Согласно индикатору «Connectivity Scorecard» Узбекистан в 2013 году занял положительное место среди крупных стран, список которых был представлен на Всемирном Экономическом Форуме. Это явно свидетельствует результаты характеризующих бизнес-климат, человеческий капитал, государственное регулирование в сфере ИКТ Узбекистана.

По методике расчетов ПРООН образовательный индекс Узбекистана имеет значение 0,91, индекс готовности к сетевому миру около 3,0, индекс цифровых возможностей 0,34, и индекс готовности к электронному правительству составляет 0,4. Все эти индексные показатели свидетельствуют, что Правительство Узбекистана год за годом особое внимание уделяет в сферу ИКТ. Примером этого является принятое постановление от 3 апреля 2014 года № ПП-2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики». Постановлением утвержден перечень приоритетных проектов по внедрению информационно-коммуникационных систем и программных продуктов в отраслях реальной экономики в 2014-2015 годах.

_

В настоящее время принята правительственная программа по комплексному развитию информационно-коммуникационной системы Узбекистана на 2013-2020 годы. Для успешного выполнения данной программы должны решаться следующие задачи:

- эффективное обеспечение населения республики возможностью осуществлять взаимоотношения органами государственной власти в электронной форме;

- внедрение и использования принципа «единого окна» в системе государственного регулирования;

- осуществления мероприятий по созданию комплексов информационных систем и баз данных «Электронное правительство».

По состоянию 2014 года все государственные органы республики имеют свои веб-сайты, оказывают пользователям более 200 видов интерактивных услуг. К единой системы электронного документооборота подключены почти все районные городские и областные хокимияты. В данное время 98% организаций республики сдают отчеты в электронном виде налоговую инспекцию. Популярность официального сайта государственной налоговой службы во многом обусловлена предоставляемыми на нем востребованными интерактивными услугами, благодаря чему число его посетителей растет из года в год. Так, в 2009 году количество обращений на сайт составило 349 000 раз, в 2010 году - 523 390 раз, в 2011 году - 1 250 272 раза, а с начала 2014 года количество обращений на сайт достигло более 30млн. Таким образом, за последние 3 года количество обращений на сайт выросло почти в 50 раз, что свидетельствует о его признании и качестве востребованного информационного ресурса. Автоматизация налогового администрирования способствует расширению налогооблагаемой базы. Ведение автоматизированного учета и контроля выполнения налоговых обязательств обеспечило дополнительные поступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В 2013 году за счет доначисленных налогов и финансовых санкций по результатам проверок поступило -

381,4 млрд. сумов, по результатам камерального контроля - 376,3 млрд. сумов, за счет взыскания административных штрафов - 17,0 млрд. сумов и за счет выявления декларируемых доходов физических лиц - 15,1 млрд. сумов.

В 2012 году веб-сайт ГНК www. soliq.uz был признан лучшим среди сайтов органов государственного управления и государственной власти по итогам Интернет-фестиваля национального домена UZ [2].

На Правительственном заседании 18 января 2013 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил важность разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «Электронное правительство» в стране. По этому случаю 1июля 2013 года в нашей республике запущен Единый портал интерактивных государственных услуг my.gov. uz. Это было первым шагом на пути формирования портала «Электронное правительство» в стране.

3. Результаты

Разработанная концепция и комплексная программа определяет основные направления внедрения системы «Электронное правительство», использования информационных технологий в деятельности государственных органов при взаимодействии с гражданами, организациями, иностранными гражданами и является важнейшим инструментом обеспечения совершенствования системы государственного управления. За последние годы в республике была проделана значительная работа по оснащению государственных органов компьютерной техникой, созданию локальных и корпоративных сетей передачи данных, все государственные органы имеют доступ к сети Интернет. Динамично развивается Правительственный портал Республики Узбекистан в сети Интернет, ежемесячная посещаемость которого составляет данный момент более 300 тысяч пользователей.

Все государственные органы Узбекистана имеют свои постоянно обновляемые веб-сайты, которые обеспечивают широкий доступ юридическим и физическим лицам к информации о деятельности государственных органов, принимаемых ими решениях. Государственными органами оказывается пользователям свыше 200 видов интерактивных государственных услуг, которые обеспечивают открытость, прозрачность, оперативность в их деятельности.

Общее количество государственных информационных ресурсов в республике достигло около 200 единиц, зарегистрированных информационных систем составляет более 130 единиц.

К единой защищенной электронной почте и системе электронного документооборота подключены 118 органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, а также 26 подразделений исполнительного аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан [1].

Одним из важнейших нормативно-правовых документов, направленных на формирование и широкое применение системы «Электронное правительство» в Узбекистане стала Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 года. Она включает решение таких задач, как обеспечение населения возможностью осуществлять взаимоотношения с органами государственной власти в электронной форме, внедрение принципа «единое окно» в системе государственного управления. В программе также определены мероприятия по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство».

С принятием этой программы активизировались работы по созданию информационных систем государственных органов, предусмотрена

№2, 2015

222

разработка до конца 2014 года 32 комплексов информационных систем государственных органов, включающих в себя 86 информационных систем различных сфер и отраслей экономики.

В результате осуществленных мер по расширению электронного обмена информацией в сфере государственного управления год за годом увеличивается число пользователей услуг по формированию и приему электронной отчетности и документооборота. Анализ вышеперечисленных концепций и программ показывает, что ведущая роль в формировании национальной стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества для достижения поставленных целей информационного и инновационного развития, в координации бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальной цели отводится государству.

В большинстве передовых стран мира, Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.

Не составляют исключения и государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве. Например, долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики Российской Федерации и государственной политики Республики Беларусь и Казахстана в области информатизации является переход к новому этапу развития -построению информационного общества и вхождению в мировое информационное сообщество.

Целью принятых концепций и программы по этой направлении Узбекистана это - дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни страны современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечение ускоренного развития информационных

ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшение оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению.

В настоящее время в Узбекистане наиболее информативными и посещаемыми для широкой аудитории являются веб-сайты Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике, Министерства иностранных дел, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и средне-специального образования и других влиятельных министерств и ведущих организаций. Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в некоторых государственных органах в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, предназначены для решения внутренних задач, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество оказываемых государственных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам.

Ранее сформированные государственные информационные системы и ресурсы разработаны на различных разрозненных платформах и технологиях и содержащиеся в них сведения недоступны другим государственным органам для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах и базах данных. Учитывая данную тенденцию, в настоящее время начаты работы по формированию единой технологической инфраструктуры, обеспечивающей юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия государственных органов между собой, а также с юридическими и физическими

лицами в рамках предоставления государственных услуг.

На данный момент в большинстве государственных органов нашей республики отсутствуют централизованные базы данных, квалифицированные кадры в сфере ИКТ, единые общедоступные справочники и классификаторы.

4. Обсуждение и заключение

По нашему мнению для устранения отмеченных негативных моментов и факторов следует тщательно предусмотреть мероприятия по развитию инфраструктуры системы «Электронное правительство» в Комплексной программе, отвечающие целям и задачам концепции. В сфере ИКТ Узбекистана много планов и мероприятий на долгосрочную перспективу. В их числе основным является полный переход к системе «Электронное правительство».

Принимаемые меры в этой отрасли будут способствовать дальнейшему обеспечению прозрачности, открытости и надежности деятельности государственных органов власти и управления, повысят эффективность их взаимодействия с населением страны.

В заключении можно сказать современное развитие человеческой цивилизации характеризуется очередным этапом нанотехнологи-ческой революции-внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий, которые меняют уклад жизни людей и составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, обществу с высоким социально-экономическим, политическим, юридическим и культурно-духовным развитием.

Литература

1. www.gov.uz.

2. www.soliq.uz.

References

1. www.gov.uz

2. www.soliq.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.