Научная статья на тему 'Анализ развития электронного правительства в Республике Узбекистан'

Анализ развития электронного правительства в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
893
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное правительство / интерактивные государственные услуги / информационно-коммуникационные технологии / национальный сегмент Интернета / интернет-сегмент / информатизации. / e-government / interactive government services / information and communication technologies / the national segment of the Internet / the Internet segment / information.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ш Г. Маннанова

В статье представлены результаты анализа реализации «Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы еспублики Узбекистан на 2013-2020 годы», принятой 27 июня 2013 года. Выполненное исследование показывает эффективность реализации государственной программы и перспективность развития электронного правительства в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ELECTRONIC GOVERNMENT DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article presents the results of the analysis of the implementation of the Comprehensive Development Program of the National Information and Communication System of the Republic of Uzbekistan for 2013-2020, adopted on June 27, 2013. The completed study shows the effectiveness of the implementation of the state program and the prospects for the development of e-government in the future.

Текст научной работы на тему «Анализ развития электронного правительства в Республике Узбекистан»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Ш.Г. Маннанова, старший преподаватель Ташкентского финансового института (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10135

Аннотация. В статье представлены результаты анализа реализации «Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы», принятой 27 июня 2013 года. Выполненное исследование показывает эффективность реализации государственной программы и перспективность развития электронного правительства в дальнейшем.

Ключевые слова: электронное правительство, интерактивные государственные услуги, информационно-коммуникационные технологии, национальный сегмент Интернета, интернет-сегмент, информатизации.

Одним из главных приоритетов нашей независимой республики Узбекистан, является развитие сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий. Это подтверждается принятием Постановления первого Президента страны от 27 июня 2013 года Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы.

Основными целями принятия программы является дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению.

Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы условно разделена на две программы. Первая программа развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи в Узбекистане, а вторая программа по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство».

Электронное правительство - система организационно-правовых мер и технических средств, направленная на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-

коммуникационных технологий, а также межведомственного электронного взаимодействия [1].

Президент Узбекистана Мирзиёев Ш. своим указом от 7 февраля 2017 года утвердил Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах. Стратегия действий будет реализована в пять этапов каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной государственной программы по ее реализации в соответствии с объявляемым наименованием года (2017 год - Год диалога с народом и интересов человека).

Первое направление стратегии направлено на совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», по-

вышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации [2].

Программа развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи направлена на расширение сетей фиксированного и мобильного широкополосного доступа, центров коммутации передачи данных и голосового трафика, модернизации и расширение магистральных телекоммуникационных сетей, создание необходимой инфраструктуры для развития мультимедийных услуг.

Скорость доступа к интернету выросла с 65,7 Мбит/с в январе 2017 года до 104 Мбит/с в январе 2018 года.

В 2017 году в Узбекистане было проложено более 2 тыс. км волоконно-

К примеру, до 2020 года планируются работы по расширению оптических сетей широкополосного доступа и строительства волоконно-оптических линий связи, дальнейшей установке по всей стране базовых станций EDVO, 3G и 4G LTE.

Стоит отметить, что национальный интернет-сегмент развивается с высокой скоростью. По данным Министерства связи и информационных технологий Республики Узбекистан в 2018 году насчитывается 20 миллионов интернет-пользователей, что на 5,3 млн. пользователей больше по сравнению с 2017 г. (рис. 1).

оптических линий связи. Общая протяжённость волоконно-оптических линий связи по итогам 2017 года составила 22,35 тыс. км (рис. 2).

Рис. 2. Общая протяженность волоконно-оптических линий, тыс. км [3]

Использование ИКТ и программных продуктов в управленческих и производственных процессах имеет решающее значение для развития секторов экономики и местной промышленности. В этом направлении в рамках государственных акционерных обществ, ассоциаций и союзов было реализовано 86 крупных проектов на общую сумму 330 млрд. долларов. Сегодня 685 типов интерактивных услуг пре-

доставляются через веб-сайты и электронные ресурсы государственных учреждений. Количество государственных информационных ресурсов, что является важным фактором для предоставления электронных услуг населению и субъектам предпринимательства, достигло 295, а число государственных информационных систем достигло 499 (рис. 3-4).

Рис. 3. Динамика изменения государственных информационных ресурсов. [3]

На сегодняшний день информационное взаимодействие госорганов с юридическими и физическими лицами осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), расположенного на Правительственном портале Республики Узбекистан (Gov.uz) и в Ин-

тернете my.gov.uz ,обеспечивающий доступ к сведениям о деятельности и функциях госорганов, предоставление пользователям возможности обмена данными в электронной форме, оформление запросов через единую точку доступа к интегрированным интерактивным госуслугам.

В опубликованном 30 июля 2016 года «Обзоре ООН по уровню развития электронного правительства» Республика Узбекистан поднялась на 20 позиций и заняла 80-е место среди 193 государств (табл. 1) [3]. Эффективная реализация раз-

рабатываемой Стратегии позволит улучшить рейтинг страны и войти в число 50 ведущих стран мира по уровню развития электронного правительства и обеспечения кибербезопасности.

Таблица 1. Рейтинг развития элект

зонного правительства стран СНГ [3]

Государство Рейтинг электронного правительства - 2014 Рейтинг электронного правительства-2016 Изменения в электронном правительстве Государство Рейтинг электронного участияна 2014 Рейтинг электронного участие на 2016 Электронное участие

Казахстан 28 33 -5 Россия 30 32 -2

Россия 27 35 -8 Украина 77 32 +45

Беларусь 55 49 +6 Азербайджан 77 47 +30

Азербайджан 68 56 +12 Узбекистан 71 47 +24

Украина 87 62 +25 Молдова 40 50 -10

Молдова 66 65 +1 Казахстан 22 67 -45

Узбекистан 100 80 +20 Киргизия 81 67 +14

Армения 61 87 -26 Беларусь 92 76 +16

Киргизия 101 97 +4 Армения 59 84 -25

Таджикистан 129 139 -10 Таджикистан 158 149 +9

Туркмения 128 140 -12 Туркмения 158 179 -21

8 февраля 2017 года количество заявок, поступивших через портал интерактивных государственных услуг, превысило 1 миллион. Согласно статистическим данным, 98 процентов (982,7 тысячи) заявлений были разрешены государственными и муниципальными органами власти, а остальные 2 процента жалоб находились в процессе рассмотрения. Следует отметить, что резкое увеличение количества жалоб, полученных на Едином портале, связано с увеличением типа интерактивных общественных услуг, созданных для юридических и физических лиц в октябре 2016 года.

Функционал одного из главных сегментов системы «Электронное правительство» - ЕПИГУ [5] динамично расширяется, если через него в 2014 году оказывалось 96 видов интерактивных услуг, то только за 2017 год их количество превысило 302 [3]. Популярными стали онлайн-запись на

прием к руководителям госорганов, получение сведений об их деятельности, различных справок и отправка обращений.

В разрабатываемую Стратегию развития системы «Электронное правительство» на 2018-2021 гг. Также включены такие важные направления, как:

- совершенствование системы «Электронное правительство» в областях путем полноценного внедрения информационной системы «Худуд», в целях повышения эффективности деятельности руководителей секторов по социально-экономическому развитию республики;

- дальнейшее совершенствование информационной системы Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан и его внедрение по всей республики в рамках системы "Электронное правительство";

- формирование и реализация инвестиционных программ и проектов, а также создание эффективной системы мониторинга их реализации;

- внедрение в Центрах государственных услуг порядка оказания дополнительно 50 видов государственных услуг юридическим и физическим лицам по принципу"единое окно";

- развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства, обеспечение высокого уровня ее доступности для предоставления на ее основе качественных электронных государственных услуг населению и субъектам предпринимательства;

- эффективная реализация проектов «Умный город» и «Безопасный город»;

- повышение исполнительской дисциплины деятельности государственных органов за счет совершенствования системы «ijro.gov.uz»;

- совершенствование системы «Электронное правительство» в области здравоохранения, предусматривающей создание электронных медицинских карт, переход деятельности медучреждений на

территории республики в электронный формат, онлайн консультирование пациентов;

- повышение уровня информационной грамотности населения, развитие «человеческого капитала» и др. [2].

В приоритете остаются вопросы повышения инвестиционной и

туристической привлекательности страны, стимулирование открытости и

прозрачности деятельности

государственных органов, улучшение условий ведения бизнеса, установление взаимодействия с ведущими зарубежными компаниями в области программного обеспечения и телекоммуникаций, обеспечение информационной

безопасности граждан и государства.

Таким образом, в результате внедрения системы «Электронное правительство» ожидается переход к полностью транзак-ционным услугам, которые исключают необходимость посещения разных инстанций и общения с госслужащими для получения государственных услуг населением и представителями бизнеса, что в свою очередь будет способствовать созданию для них дополнительных удобств и улучшению условий ведения бизнеса.

Библиографический список

1. Закон Республики Узбекистан об электронном правительстве от 9 декабря 2015 года.

2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах. Электронный ресурс: www/gov.uz

3. Министерство информационных технологий и связи Республики Узбекистан. Электронный ресурс: http://mitc.uz.-

4. Электронное правительство Республики Узбекистан. Электронный ресурс: https://gov.uz. https: //gov.uz.-

5. Портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. Электронный ресурс: Ы^: //my.gov.uz.-

ANALYSIS OF ELECTRONIC GOVERNMENT DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Sh.G. Mannanova, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article presents the results of the analysis of the implementation of the Comprehensive Development Program of the National Information and Communication System of the Republic of Uzbekistan for 2013-2020, adopted on June 27, 2013. The completed study shows the effectiveness of the implementation of the state program and the prospects for the development of e-government in the future.

Keywords: e-government, interactive government services, information and communication technologies, the national segment of the Internet, the Internet segment, information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.