Научная статья на тему 'Влияние информационной среды на принятие выборных решений потенциальными пользователями образовательных услуг (на примере ГОУВПО «Челябинский государственный университет»)'

Влияние информационной среды на принятие выборных решений потенциальными пользователями образовательных услуг (на примере ГОУВПО «Челябинский государственный университет») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной среды на принятие выборных решений потенциальными пользователями образовательных услуг (на примере ГОУВПО «Челябинский государственный университет»)»

международной жизни. С этой целью подбираются специальные предметноориентированные примеры, факты, иллюстрации и т.д. Постоянным условием может быть обращение внимания студентов на значимость получаемых знаний для последующего эффективного применения в профессиональной работе. Для этого могут быть использованы фактические материалы, освещающие успешную журналистскую деятельность.

Большую роль в формировании содержания образования в области информационных технологий на факультете журналистики играет ориентация на уровень требуемых знаний, умений и навыков, предъявляемых редакциями СМИ, будущими работодателями. Наряду с рассмотренными методами и приемами нельзя не отметить методы контроля и особенности выбора форм образовательного процесса как средства, стимулирующие познавательную деятельность в предметно-ориентированном преподавании информатики. Этому вопросу будут посвещены наши следующие исследования.

Примечания

1 См.: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение; Владос, 1994.

2 Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988.

3 Там же.

4 См.: Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М., 1988. С. 31.

5 Там же. С. 13.

6 Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для студентов вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание; СПбИВЭСЭП, 2000.

Д.Е. Филиппов, И.А. Данилов

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ПРИНЯТИЕ ВЫБОРНЫХ РЕШЕНИЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (на примере ГОУВПО «ЧелГУ»)

Исследование факторов воздействия предоставляемой информации на принятие решения о пользовании таким специфическим продуктом, как образовательные услуги вузов, в современных условиях является одним из наиболее актуальных. С одной стороны, это обусловлено повышением значимости высшего образования, с другой - сложностью исследования, заключающейся в присущих исследуемому сегменту особенностях, к основным из которых целесообразно отнести:

1) высокую динамику развития рынка образовательных услуг в настоящее время как в России в целом, так и в Челябинской области в частности, что подтверждается маркетинговыми исследованиями, проводимыми агентством Эксперт-РА (Москва) и Агентством развития бизнеса (Челябинск);

2) повышенную конкурентность рассматриваемого сегмента рынка, что приводит к случайному и субъективному характеру выбора абитуриентов в условиях информационной неопределенности;

3) наличие у наиболее крупных и популярных высших учебных заведений собственных информационных каналов, а также постоянных информационных партнёров;

4) влияние фактора «обдуманности», поскольку в большинстве случаев выбор учебного заведения - решение стратегическое.

Учитывая важность исследования, а также выявленные особенности, в июне - июле 2003 года в Челябинском государственном университете была проведена работа по определению количественных и качественных показателей влияния информационной среды на принимаемое абитуриентами решение о выборе вуза.

Целью исследования стало установление степени зависимости принимаемого абитуриентами решения от состояния окружающего их информационного пространства (его насыщенности, полноты информации о вузе и иных характеристик).

Достижение поставленной цели осуществлялось через решение следующих задач:

1) определение целевой аудитории пользователей услуг Челябинского государственного университета;

2) выявление основных факторов привлекательности рассматриваемого вуза;

3) определение наиболее эффективно влияющих на выбор учебного заведения средств предоставления информации;

4) составление рейтинга популярности информационных групп, а также конкретизированных источников;

5) выявление степени влияния (количественное значение) информации на принимаемое решение и возможность его изменения в пользу рассматриваемого вуза;

6) определение отношения к символике Челябинского государственного университета среди респондентов (степень узнаваемости, наиболее популярные формы донесения символики до потребителя и т.п.) и возможности получения информации об университете за счёт проводимых им мероприятий.

В качестве основного способа сбора информации был выбран опрос-анкетирование, которым в итоге было охвачено 7 % от общего числа абитуриентов ЧелГУ. При проведении исследования особое внимание было обращено на ведущие факультеты, такие, как экономический, юридический, лингвистики и перевода, Евразии и Востока, журналистики и другие, где охват абитуриентов составил от 10 до 20,6 % от их общего числа.

В соответствии с поставленными задачами в ходе анализа полученных данных было выявлено, что целевую аудиторию пользователей образовательных услуг Челябинского государственного университета целесообразно разделить на две основные категории:

- абитуриенты, желающие получить высшее профессиональное образование впервые;

- абитуриенты, желающие получить второе высшее образование.

Целевую аудиторию первой подгруппы отличают следующие характеристики: две трети общей совокупности данной подгруппы - представительницы женского пола, одна треть - представители мужского пола; возраст данной подгруппы находится в пределах от 16 до 18 лет (приблизительно 60 % рассматриваемой подгруппы - молодые люди в возрасте 17 лет, 25 % - в возрасте 16 и 15 % - в возрасте 18 лет); в качестве основного места проживания можно отметить город Челябинск и населённые пункты Челябинской области; абитуриенты Челябинского государственного университета первой подгруппы - это выпускники школ, получившие среднее образование.

Родители большинства абитуриентов имеют образование не ниже среднего специального, примерно около 40 % имеют высшее образование (1 % - выпускники ЧелГУ); ежемесячный семейный доход на одного человека составляет от одной до трёх тысяч рублей (у каждого второго опрашиваемого), однако данный показатель существенно варьируется (у пятой части опрошенных - от трёх до пяти тысяч рублей, у девятой части - менее тысячи рублей в месяц).

Целевая аудитория второй подгруппы состоит на четыре пятых из женщин и на одну пятую из мужчин в возрасте от 20 до 25 лет, проживающих в Челябинске (90 %) и области

(10 %); в основном это лица, имеющие первое высшее образование по технической специальности, желающие получить высшее экономическое или юридическое образование либо повысить качественный уровень образования по указанным специальностям (что характерно для лиц, имеющих среднее специальное образование или неоконченное высшее по профессиям юрист и экономист).

Для второй подгруппы характерен более высокий уровень доходов в месяц на одного человека (чаще всего от трёх до пяти тысяч рублей), при этом необходимо отметить, что среди рассматриваемой подгруппы в качестве рода занятий до поступления в 70% случаев указано «работающий», в 15% - «учащийся», в 12% - «учащийся среднего специального учебного заведения», 3% - не заполнили данную графу в анкете.

Таким образом, целевая аудитория абитуриентов ЧелГУ включает разнообразные половозрастные социальные группы, имеющие свои интересы при поступлении в университет.

По мнению опрошенных, главными факторами привлекательности ЧелГУ являются следующие (табл. 1 и рис. 1):

Таблица 1

Фактор привлекательности % от общей суммы ответов

Престиж ЧелГУ 18,6

Новые перспективы (с 21,7

дипломом ЧелГУ)

Уровень образования 49,8

Место расположения 7,5

Иное 0,5

Не указано 1,9

ИТОГО 100

Рис. 1

Проведённый анализ факторов влияния, приоритетности источников информации и составленное на основе полученных данных рейтингование источников наиболее полных и достоверных сведений о Челябинском государственном университете выявили, что в силу субъективных (психология, склонность к доверию родителям и учителям и т.п.), а также

объективных (возраст, воспитание и т.п.) причин наиболее влиятельными для абитуриента оказываются мнения родителей, учителей и друзей, однако в качестве наиболее популярного источника информации были названы печатные средства, телевидение и Интернет.

Для оценки влияния информационного пространства на принятие респондентами решения (его изменение) о поступлении в рассматриваемое высшее учебное заведение целесообразно провести анализ основных источников информации о ЧелГУ, для этого необходимо охарактеризовать влияние информационных групп и конкретных источников (см. табл. 2):

Таблица 2

Основные источники информации о ЧелГУ Количество ответов % от общей суммы ответов

Печатные средства массовой ин- 148 23,8

формации

Телевидение 82 13,2

Радио 45 7,2

Интернет 65 10,5

Иные источники информации 281 45,2

ИТОГО 621 100

Иные источники информации

Печатные СМИ

Интернет Рис. 2

Телевидение Радио

Таким образом, при выявлении источников наиболее полной и достоверной информации респонденты отдают предпочтение печатным средствам массовой информации, виртуальным каналам данных и иным источникам, на втором месте среди групп источников помимо отмеченных в тройку лидеров попадает телевидение, а на третьем - радио. Следовательно, учитывая мобильность абитуриентов (как одну из особенностей опрашиваемой группы), необходимо отметить, что практически все группы источников информации в большей или меньшей мере способствуют формированию информационного пространства, окружающего респондента, и способны оказывать пропорциональное своей значимости влияние на принятие (или изменение) им выбора решения относительно высшего учебного заведения.

При анализе внутри группы необходимо отметить абсолютное лидерство среди печатных изданий газеты Челябинского государственного университета «Университетская набережная» (по мнению абитуриентов, она наиболее полно и правдиво отражает историю университета, его текущую жизнь и раскрывает будущие перспективы вуза), среди Интернет-сайтов лидером является сайт Челябинского государственного университета, среди

теле- и радиоканалов наибольшая роль отмечена у канала «Восточный экспресс» и областного радио «Южный Урал», среди иных источников информации также лидирует мнение родителей, учителей, друзей и знакомых.

Заслуживает внимания следующий выявленный факт: рекламная информация привлекает к себе меньше внимания абитуриентов, при этом среди лидеров рекламы вне СМИ -реклама на улицах, остановках и в транспорте, то есть информация, которая обнаруживается абитуриентами в силу возраста, особенностей поведения (активный образ жизни) и положения (обусловленность пользованием общественным транспортом). Таким образом, самостоятельно выбор вуза определяется абитуриентами крайне редко, в основном это решение принимается под влиянием взрослых, окружающих выпускников.

Наиболее популярные среди абитуриентов информационные каналы целесообразно разделить на две группы (табл. 3).

Таблица 3

СМИ Челябинской области Иные СМИ

Печатные средства массовой информации

«Университетская набережная» «Челябинский рабочий» «Городской дилижанс» «Вечерний Челябинск» «Соседи», «Челяба» Телевидение «Восточный экспресс» Радио «Южный Урал» «Интерволна» Интернет «Комсомольская правда» РТР, СТС, ОРТ Радио «Шансон»

Сайт Челябинского государственного университета 74.ru Сайт «Университетской набережной»

Как видим, наблюдается явное лидерство «местных» средств массовой информации над иными (государственными и частными), то есть ЧелГУ - признанный областной вуз и о нём, как правило, получают информацию из местных источников, так как информация иного происхождения предоставляется редко и в недостаточном объёме.

Неинформативные источники также являются важными дополнительными факторами влияния на принимаемое абитуриентом решение (или его изменение) при выборе учебного заведения, поскольку принадлежащая вузу символика заполняет возможные информационные пробелы, служит для привлечения внимания к печатным и виртуальным публикациям, теле- и радиопередачам, а также обладает способностью формирования того или иного имиджа (например, для Челябинского государственного университета - это имидж классического вуза). Кроме того, при правильной организации выпуска сувенирной, канцелярской и иной продукции с символикой университета происходит первичное знакомство с ЧелГУ, которое, как показывает практика, в дальнейшем часто переходит в партнёрские отношения.

Детальный анализ отношения абитуриентов к символике Челябинского государственного университета показывает, что только примерно шестая часть респондентов не знают

символику, остальные встречают её постоянно (наиболее часто в средствах массовой информации, на канцелярских товарах и сувенирной продукции). Следовательно, узнаваемость символики университета очень высокая, что также является важным фактором при принятии абитуриентами решения, поскольку при внешней неинформативности указанные знаки несут в себе имидж ЧелГУ.

Полученные в ходе исследования данные показывают, что наибольшее влияние на абитуриентов оказывают родители, школа и знакомые, то есть посредники между первичной информацией и конечным пользователем. При дальнейшем анализе выяснено, что, несмотря на такую особенность, большинство абитуриентов располагают сведениями о первичном источнике наиболее полной и достоверной информации о вузе и в случае необходимости самостоятельно прибегают к анализу необходимых им данных. Иначе говоря, качественное влияние информационной среды проявляется как напрямую, так и опосредованно.

С учётом этой особенности количественное воздействие выявляется достаточно сложно, но при анализе воздействия лидеров рейтинга (составленного по ответам респондентов) выяснилось, что при предоставлении полной, своевременной и достоверной информации самостоятельность принятия решений абитуриентами повышается до 10 раз.

Как показало исследование, особое внимание необходимо уделить влиянию неинформативных источников, которые, помимо достижения поставленных целей, оказывают и косвенное воздействие.

ТРИБУНА ПРАКТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

Б.Н. Киршин

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ» ПРОВОДИТ АКЦИЮ

Речь в статье пойдет о различных газетных акциях, которые в «Челябинском рабочем» сменяют друг друга с небольшими временными промежутками, а иногда реализуются одновременно. Их замысел диктуется не маркетинговыми решениями, а самой жизнью. Идеи, как правило, выдвигают наши журналисты. Правда, в последнее время мы не ждем, когда они спонтанно возникнут, а ищем их в ходе мозговых штурмов, на летучках, при обсуждении очередных газетных номеров.

Надо сказать, что в этом деле мы опираемся на давнюю традицию «Челябинского рабочего», у которого газетное слово всегда сочеталось со стремлением добиться каких-то реальных сдвигов в нашей жизни, кому-нибудь помочь. Так было во все времена. Я имею в виду не социалистические почины, которые, надо признать, не имели ничего общего с обычной жизнью простого человека, а различные газетные акции, созвучные мыслям и чувствам рядовых читателей. В качестве примера приведу одну необычную акцию «Челябинского рабочего», имевшую большой резонанс и потрясающую результативность.

В 1984 году автор этих строк, работавший в то время ответственным секретарем, обозреватель «Челябинского рабочего» Михаил Фонотов и фотокорреспондент Михаил Петров предприняли экспедицию, получившую на газетных страницах название «Река Ми-асс». В горах Башкирии мы нашли ее исток и прошли вместе с рекой весь ее путь по территории Челябинской области. Дневник экспедиции был опубликован в десяти номерах «Челябинского рабочего» и вызвал большой общественный интерес. Успех публикации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.