Научная статья на тему 'Формирование имиджа Челябинского государственного университета как образовательного, научного и культурного центра Челябинской области (проект 2001/2002 учебного года)'

Формирование имиджа Челябинского государственного университета как образовательного, научного и культурного центра Челябинской области (проект 2001/2002 учебного года) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Филиппов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа Челябинского государственного университета как образовательного, научного и культурного центра Челябинской области (проект 2001/2002 учебного года)»

опровержение. Первые два способа относятся к способам гражданско-правовой ответственности, поскольку носят имущественный характер. Что касается опровержения, то его нельзя отнести к ответственности, так как это специальный способ судебной защиты, сродни восстановлению существующего положения. Тут есть еще один момент, касающийся нас с вами. Как известно, закон о СМИ дает гражданину право требовать предоставления ему возможности опубликовать свой ответ в соответствующем издании. Нам важно понимать, что ответ - это не способ судебной защиты, это элемент досудебного восстановления прав. Он не может быть использован наряду с опровержением, к предоставлению права на ответ нельзя принуждать по суду. Можно только обжаловать отказ в предоставлении этой возможности. Если требование предоставить право на ответ в досудебном порядке не заявлялось, оно соответственно не может становиться предметом судебного разбирательства. Опровержение возможно тогда, когда распространенные сведения являются ложными и порочащими потерпевшего одновременно, право на ответ по смыслу части 3-ей статьи 152-й возникает при публикации сведений, соответствующих действительности, но порочащих или наоборот - ложных, но не порочащих.

РВДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Д. Е. Филиппов

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО, НАУЧНОГО И КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(проект 2001-2002 учебного года)

Продолжающаяся реформа системы образования ставит вузы в условия соперничества, борьбы за абитуриента и необходимости обеспечения как можно большего внебюджетного набора. Во многом успешность деятельности, дальнейшее развитие вуза зависит от его позиций в информационном пространстве, от того, насколько удается создать в массовом сознании образ престижного, надежного, перспективного учебного заведения.

Актуальность работы по реализации заявленного проекта обуславливается условиями жесткой конкуренции, существующей в образовательном пространстве Челябинской области. Помимо ЧелГУ, в Челябинске работает несколько крупных государственных вузов, а такие, как Челябинский государственный педагогический университет и Южно-Уральский государственный университет, имеют в перечне специальности, совершенно идентичные тем, что предлагает Челябинский государственный университет.

Основным конкурентом ЧелГУ является Южно-Уральский государственный университет, созданный на базе Челябинского политехнического института и позиционирующий себя как вуз классического типа. Этот вуз имеет определенный ряд преимуществ: большой бюджетный набор, количественное превосходство (40 тысяч студентов в сравнении с 10 тысячами в ЧелГУ), особенности приемной кампании (практически на все специальности один и тот же набор вступительных экзаменов, что дает большие преимущества абитуриентам), обширный перечень специальностей.

Кроме того, у ЮУрГУ почти 60-летние традиции и многотысячная армия выпускников, среди которых немало представителей политической и бизнес-элиты Челябинской области, оказывающих содействие alma-mater.

В противовес позициям ЮУрГУ, Челябинский государственный университет декларирует своими положительными сторонами молодость, а вследствие этого мобильность и динамизм развития. Абсолютное большинство актуальных на сегодняшний день специальностей ЧелГУ открыл первым не только в городе, но и в регионе. Среди них такие, как «Юриспруденция», «Социальная работа», «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Микробиология», «Регионоведение»,

«Политология», «Компьютерная безопасность», «Журналистика» и другие. ЧелГУ стал первым и единственным на сегодняшний день вузом России, выдающим своим выпускникам европейское приложение к диплому - единую форму документа об образовании, понятную и действительную в любой европейской стране. ЧелГУ находится на острие социальных проблем: здесь создан уникальный в своем роде Региональный центр образования инвалидов, обеспечивающий доступность высшего образования и профессиональную реабилитацию людям с ограниченными физическими возможностями. В университете открыто одно из пяти в России информационных бюро ИНТАС - крупной международной ассоциации, занимающейся развитием сотрудничества в области научных исследований. ЧелГУ единственный из вузов области имеет волоконно-оптическую линию связи с глобальной сетью Интернет.

В этих условиях в ЧелГУ отделом по связям с общественностью начата реализация проекта, комплексной целью которого стало повышение конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг, а также формирование в общественном сознании образа ЧелГУ как научного, образовательного, культурного центра на городском, областном, региональном, федеральном и международном уровнях.

В целевой аудитории проекта были выделены следующие группы:

1. Абитуриенты, работа с которыми ведется в соответствии с делением на подгруппы: учащиеся средних школ, гимназий, лицеев; дети выпускников ЧелГУ; участники олимпиад, конкурсов, члены детских научных обществ; абитуриенты в целом.

2. Социально-активная часть населения, принимающая профориентационные решения (возраст 35-55 лет): родители абитуриентов, влияющие на выбор вуза своим ребенком; директора и учителя школ, ведущие агитационную работу среди старшеклассников.

3. Административные органы местного, регионального и федерального уровней (в т. ч. Министерство образования РФ), представители которых могут влиять на решение многих вопросов, связанных с губернаторским набором, финансированием учебных, научных и социальных программ, присуждением грантов, финансированием обучения через прямые договоры.

4. Профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты ЧелГУ, по сути своей деятельности способствующие развитию имиджа вуза.

5. Представители СМИ, обеспечивающие оперативность, полноту и объективность распространения исходящей из ЧелГУ информации.

Для реализации проекта и достижения поставленных целей сотрудники отдела по связям с общественностью поставили следующие задачи:

- определить роль и место ЧелГУ в информационном пространстве, отслеживая информационные материалы о ЧелГУ в СМИ и корректируя информационную политику университета с учетом полученных данных;

- укрепить позиции ЧелГУ в информационном пространстве г. Челябинска и Челябинской области через обеспечение информационного доминирования;

- продолжить продвижение бренда «Челябинский государственный университет»;

- обеспечить минимизацию финансовых затрат путем увеличения количества бесплатных информационных материалов о ЧелГУ;

- привлечь внебюджетные средства извне для финансирования информационноимиджевой деятельности университета;

- привлечь выпускников ЧелГУ к формированию имиджа вуза.

Поставленные задачи отдел по связям с общественностью решает следующими средствами и методами:

1. Внедрение технологии отслеживания и анализа информации о ЧелГУ.

2. Анализ полученной информации.

1) чоздание и внедрение системы подготовки и распространения информации о ЧелГУ посредством пресс-релизов;

2) организация посещений Челябинского государственного университета представителями СМИ;

3) организация пресс-конференций;

4) развитие корпоративных СМИ;

5) развитие фирменного стиля ЧелГУ;

6) издательская деятельность;

7) изготовление сувенирной продукции;

8) выставочная деятельность;

9) оптимизация затрат на информационную и имиджевую деятельность;

10) привлечение средств рекламодателей в корпоративные СМИ;

11) проект осуществлен в 2001/2002 учебном году на территории Челябинской области.

Для формирования программы действий по ведению информационно-имиджевой политики университета необходимо иметь четкое представление о роли и месте ЧелГУ в информационном пространстве. Для этого была внедрена технология отслеживания информации о Челябинском государственном университете в трех группах средств массовой информации.

Печатные СМИ. С этой целью выделен круг ежедневных общественнополитических изданий Челябинской области, в которых высока вероятность появления материалов о вузах («Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Южноуральская панорама», «Уральский курьер»). На эти газеты была оформлена подписка. Издания, в которых вероятность появления материалов о вузах более низкая - «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Поиск» и ряд других - еженедельно просматриваются в библиотеке. Создан архив публикаций в прессе по категориям «ЧелГУ», «другие вузы г. Челябинска». Осуществляется обработка статистических данных в форме таблиц, диаграмм, графиков.

Электронные СМИ. Данные технологии предполагают запись новостных программ областного телеэфира (программы «8 Канал», «Телефакт», «День города», «Панорама»). После чего создается архив теленовостей по категориям «ЧелГУ», «другие вузы г. Челябинска», с последующей обработкой статистических данных в форме таблиц, диаграмм, графиков.

Глобальная сеть Интернет. Сетевые технологии предполагают поиск информационных сайтов в сети Интернет (сайт пресс-службы Губернатора Челябинской области, ИА «Уралпрессинформ», «Южно-Уральская служба новостей», «74.ru», «eChel.ru», «5ballov.ru», «Auditorium.ru»), ежедневный их просмотр. Кроме того, оформление подписки по ключевым словам «ЧелГУ», «ЮУрГУ», «ЧГПУ», «ЧГАКИ», «УралГАФК», «ЧГИ», «Уральский институт бизнеса» и т. д. После чего создание архива материалов по категориям «ЧелГУ», «другие вузы г. Челябинска, систематизация и обработка статистических данных в форме таблиц, диаграмм, схем.

Информация собиралась в течение учебного года, анализировалась: были определены сильные и слабые стороны информационной деятельности ЧелГУ, тенденции дальнейшего развития, осуществлялась корректировка информационной политики с учетом существующих обстоятельств.

Одним из самых важных инструментов осуществления информационной политики ЧелГУ стала система подготовки и распространения пресс-релизов. Сложность заключается в малом количестве событий в университете (учебный процесс) и в их низкой информационной привлекательности для СМИ.

В целях организации сбора информации внутри университета сотрудники отдела по связям с общественностью принимают активное участие в университетских мероприятиях, в том числе в работе совещаний, советов. В каждом структурном подразделении есть свой информатор. Ставится цель - одна информация в день. В 2001/2002 учебном году их было выпущено 168, что более чем в 3 раза превышает прошлогодний показатель.

Однако собрать информацию только полдела. Средства массовой информации абсолютно не интересуют конференции («опять посиделки»), защиты диссертаций, нововведения в учебном процессе - все то, что составляет основной объект информационной деятельности вуза. (Относительно неплохо распространяются только новости, касающиеся студенческой жизни). Отсюда высокая креативность при подготовке пресс-релизов. Так, например, при освещении конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» основной акцент был сделан на малозначительном для ученых, но имеющем большое социальное значение аспекте самоидентификации народа через язык. Или достаточно рядовое событие - пересаживание деревьев - было связано с известными в Челябинске именами.

Одним из средств информационной деятельности отдела по связям с общественностью ЧелГУ является организация посещений университета представителями СМИ. Они бывают как плановыми, приуроченными к определенным датам, так и внеплановыми. Традиционно много представителей СМИ собирается в сентябре на праздник начала учебного года - «Автограф первокурсника», причем проводится он всегда во вторую пятницу месяца, чтобы не совпасть с Днем знаний, когда объектом внимания журналистов становятся, в основном, средние школы. 4 октября для челябинцев - день рождения университета. Очень сложным в организации является Татьянин день. 25 января - конец сессии, собрать студентов очень сложно. Но праздник будут освещать в любом случае, поэтому действие обязательно должно состояться. День открытых дверей - весенние каникулы в средней школе, тоже не должен совпасть с подобным мероприятием у конкурентов. Международный день инвалидов связан с ЧелГУ постольку, поскольку только этот университет обучает лиц с ограниченными возможностями в Региональном центре образования инвалидов. В 2002 г. к плановым датам посещения ЧелГУ журналистами добавились 1 и 5 июня - дни проведения Единого государственного экзамена. Кроме того, к плановым посещениям можно отнести визиты прессы на студенческие конкурсы и спортивные состязания.

К внеплановым посещениям можно отнести визиты прессы по результатам пресс-релизов и по графикам редакций СМИ. В данном случае от отдела по связям с общественностью требуется оперативность в подготовке актуальных интервью, комментариев преподавателей и сотрудников университета. Достаточно часто посещения журналистами ЧелГУ заканчиваются пресс-конференциями.

Зачастую работа со средствами массовой информации заключается в сведении к минимуму материалов, негативно влияющих на образ ЧелГУ в массовом сознании. Так, например, в эфире областного радио «Южный Урал» прозвучала информация о проблемах с получением стипендий в Автобанке, в ответ был разослан пресс-релиз,

объясняющий ситуацию, а позднее информация об открытии банкомата в здании ЧелГУ.

Важным средством решения задач, связанных с повышением конкурентоспособности ЧелГУ является развитие корпоративных СМИ. Из них самым традиционным является вузовская газета «Университетская набережная». Газета создана одновременно с вузом в 1976 г. Однако в 1993-1998 гг. практически не выходила.

Сейчас концепция газеты подчинена главной цели повышения конкурентоспособности ЧелГУ на рынке образовательных услуг, поэтому в ней публикуется официальная информация, информация для абитуриентов (о централизованном тестировании, ЕГЭ, правила приема, порядок вступительных испытаний), научно-популярные и общественно-значимые материалы. Изменились формы работы с факультетами и структурными подразделениями ЧелГУ: исторический, биологический, экономический, юридический, филологический, факультет Евразии и Востока, факультет лингвистики и перевода, филиал в Миассе, университетские классы, профком студентов имеют в каждом номере газеты свою страницу. Кроме того, существуют страницы, ориентированные на целевую аудиторию, в частности, выпускников. Концепция газеты определяет ее объем - 24-28 полос формата А3 - а также периодичность - ежемесячная. В течение учебного года было выпущено 9 номеров «Университетской набережной».

Принцип распространения газеты подчинен поставленным задачам. Прежде всего газета рассылается выпускникам университета. На сегодняшний день база данных насчитывает более 3500 адресов. Следующая категория, которая является объектом адресной рассылки, - директора школ (в области насчитывается более 1500 школ). Необходимо отметить, что в 2001/2002 учебном году «Университетская набережная» была для директоров источником, который оперативно информировал о централизованном тестировании и Едином государственном экзамене. На газету может бесплатно подписаться любой школьник, учащийся техникума или технического училища. Для этого ему необходимо лишь заполнить анкету, которая размещена в газете. Почти тысяча потенциальных абитуриентов воспользовались этой возможностью в 2001/2002 учебном году. Приемная комиссия неоднократно отмечала высокую эффективность размещенной в газете информации для абитуриентов.

Газета распространяется и в розницу. Стоимость одного номера в киосках ЧелГУ в тот период составляла 2 рубля. Реализация призвана решить задачу обратной связи. Бесплатное распространение газеты в вузе не позволяет объективно судить о ее популярности, поэтому было принято решение о ее продаже. Первоначально внутри университета продавалось 100-150 экземпляров. В настоящее время продается до 1000 номеров. Система распространения определяет тираж - 7000 экз.

Высокий уровень вузовской газеты был оценен на фестивале «Весна студенческая»: «Университетская набережная» стала лауреатом I степени городского, областного фестиваля, и, наконец, на Всероссийском фестивале «Весна студенческая», проходившем в мае 2002 г. в Самаре.

Активно осваивает отдел по связям с общественностью виртуальное пространство. Сайт информационного издания Челябинского государственного университета «Университетская Набережная» дебютировал в сети в 1998 г. Сейчас ресурс представляет собой более 500 страниц полезной информации и охватывает широкую аудиторию: от абитуриентов до информационных агентств. Посещаемость сайта на сегодняшний день составляет около 150 человек в день.

В основной информационный блок сайта входят пресс-релизы, статьи газеты и творчество студентов и преподавателей университета. Пресс-релизы университета

публикуются на страницах «Университетской Набережной» постоянно, имеется и архив пресс-релизов с 1998 г.

Значителен блок информации для абитуриентов. Изменения в правилах приема оперативнее всего отражаются в сети. Более того, обширная база тематических статей с возможностью поиска и легкой навигацией позволяет узнавать необходимые сведения о том или ином факультете в полном объеме.

«Университетская Набережная» ведет специальную рубрику «Гранты, стипендии», позволяющую студентам и аспирантам оперативно получать информацию о возможностях совершенствования своих профессиональных навыков и карьерного роста.

Для тех, кто уже закончил ЧелГУ, действует раздел «Выпускникам», где размещены статьи о жизни выпускников университета, объявления о встречах на факультетах, информация об участниках дисконтной программы ЧелГУ и новости Ассоциации выпускников ЧелГУ. Помимо этого, страница выпускника предоставляет уникальную среди подобных сайтов возможность - вновь обрести потерянные связи через поиск в базе выпускников университета.

На сайте издания постоянно действует раздел «Творчество», где студенты и преподаватели ЧелГУ могут опубликовать свое творчество в стихах или прозе. Любой посетитель сайта имеет возможность оставить комментарии к тому или иному произведению. Интерактивную составляющую на сайте представляет также и форум, где можно задать вопрос или обратиться за помощью. Постоянные посетители форума обсуждают различные темы: от качества пищи в столовой до угрозы международного терроризма.

Успехи сайта были оценены на федеральном уровне. На II Межвузовской конференции «Вузовские и студенческие СМИ», проходившей в Москве в апреле 2002 г., интернет-издание ЧелГУ «Университетская Набережная» заняло первое место среди подобных изданий по России.

Учитывая, что большинство журналистов, сотрудничающих в корпоративных СМИ работает не на профессиональной основе, в конце учебного года отдел по связям с общественностью присуждает премию «Университетской набережной». Лауреатов определяют в трех номинациях: учеба, студенческая наука, досуг. Особенностью 2002 г. стало присуждение премии профессиональным журналистам в номинациях «Лучший материал о ЧелГУ в прессе, на радио, телевидении, в сети Интернет».

Не менее мощным средством информационной деятельности отдела стал выпуск в 2001/2002 учебном году, юбилейном для университета, книги «ЧелГУ. 25-й год». На ее страницах нашли свое отражение наиболее интересные материалы газеты «Университетская набережная» и пресс-релизы 2000/2001 учебного года.

Одним из важных направлений работы является развитие и совершенствование фирменного стиля ЧелГУ, что особенно важно для идентификации вуза аудиторией области в условиях существования в Челябинске около десятка университетов. С этой целью отделу по связям с общественностью удалось добиться единообразия всех рекламных материалов Челябинского государственного университета. Прежде всего речь идет о размещении любой рекламы ЧелГУ в СМИ под единой символикой. Кроме того, символика университета размещена на студенческих билетах и зачетных книжках. Активно используется фирменный стиль в издательской деятельности.

В предыдущий период был наработан широкий ассортимент сувенирной продукции с символикой университета: адресная папка, почетная грамота, диплом, открытки, блокноты, ручки, кружки, календари, значки, футболки, бейсболки. В 2001/2002 учебном году к этому перечню были добавлены представительский буклет, открытка-приглашение, 16 значков. Примечательно, что стало хорошей традицией

гостям университета преподносить в подарок сувениры с символикой ЧелГУ; использовать сувенирную продукцию в качестве приза на различных внутриуниверситетских мероприятиях. Отдел по связям с общественностью размещает заказы по изготовлению визитных карточек в едином фирменном стиле, дипломов, грамот, печатей.

Мощным стимулом для производства сувенирной продукции является массовая акция «Набор первокурснику». Суть ее заключается в подготовке и торжественном вручении студентам-первокурсникам набора канцелярии с университетской символикой, специальной литературы и первого номера газеты «Университетская набережная».

Характерно, что растет число факультетов, осознающих важность имиджевой работы. В 2001/2002 учебном году была разработана символика экономического факультета, факультета лингвистики и перевода, что позволяет повышать эффективность рекламной деятельности, культивировать корпоративный дух среди студентов (например, факультет лингвистики и перевода вручил каждому выпускнику значки с факультетской символикой). С факультетской символикой выпускаются календари, значки, оформляются материалы к научным конференциям, плакаты.

В сконцентрированном виде фирменный стиль ЧелГУ работает на выставках. В 2002 г. ЧелГУ принял участие в V Межрегиональной специализированной выставке «Образование и карьера. Шаг в будущее», проходившей в помещении Легкоатлетического манежа УралГАФК. Особенностью этого года стал визит представителя университета Северного Лондона доктора Говарда Дэвиса, который принял участие в работе стенда ЧелГУ. Экспозиция факультета лингвистики и перевода была представлена на выставке «Туризм. Спорт. Отдых».

Одним из основных направлений реализации проекта является рекламная деятельность как таковая. Реклама ЧелГУ размещалась в средствах массовой информации областного уровня («Челябинский рабочий», «Комсомольская правда», справочник «Все учебные заведения области», радио «Южный Урал»); городского («Челяба», «Куда пойти учиться», баннер на канале ОРТ, РТР, «Восточный экспресс», радио «Олимп», «Ретро», «Серебряный дождь», объявления на тумбах, стендах, в общественном транспорте); в специализированных и районных изданиях. Наиболее активно рекламируются те подразделения университета, которые связаны с набором абитуриентов: факультет доступности высшего образования, Центр заочного

дистантного обучения, приемная комиссия, университетские классы, Управление дополнительного образования. Закономерно, что активизация рекламной деятельности университета связана со спецификой работы вышеназванных структур, а именно, с проведением набора на различные подготовительные курсы, с началом приемной кампании на новый учебный год (август-сентябрь, февраль-март, май-июнь).

Особое внимание в 2001/2002 учебном году было уделено работе с выпускниками ЧелГУ. В юбилейный для университета год особенно торжественно в ноябре 2001 г. прошел Бал выпускников. Было организовано вручение европейского приложения к диплому наиболее известным выпускникам, журналистам ЧГТРК, ТРЦ «Восточный экспресс», что имело большой общественный резонанс и коммерческий успех (европейские приложения к диплому востребованы). Проводится постоянная работа по пополнению базы данных выпускников, каждый из которых получает по адресной рассылке вузовскую газету «Университетская набережная» и тем самым поддерживает связь с вузом. Сотрудничество с выпускниками осуществлялось на качественно ином уровне: была создана общественная организация «Ассоциация выпускников ЧелГУ», призванная объединить бывших студентов вокруг alma mater, разработан проект

дисконтной системы «Клуба выпускников», что создаст в дальнейшем основу для тесного взаимодействия университета с выпускниками ЧелГУ.

Бюджет отдела по связям с общественностью ЧелГУ складывается из государственного финансирования, внебюджетных средств Челябинского государственного университета, внебюджетных средств, заработанных отделом по связям с общественностью, заработанных за счет продажи рекламных услуг.

Государственное финансирование представляет собой 15 штатных единиц. Внебюджетные средства Челябинского государственного университета расходуются в соответствии со сметами. В 2001/2002 учебном году отдел по связям с общественностью освоил около 2 млн. рублей. Внебюджетные средства от рекламы составили 250 тыс. рублей. В университете размещают свою информацию такие фирмы, как Челябинская сотовая связь, «Радиотелефон», «Интерсвязь», «Скорпио»,

«Карандаш», «Урал ЛТД» и многие другие. Заслуживают внимания совместные акции ЧелГУ и комитета по делам молодежи Администрации Челябинской области. Для проведения общеуниверситетских мероприятий Комитетом была изготовлена партия маек и бейсболок с двойной символикой на общую сумму 250 тыс. рублей.

Оценивая эффективность проекта, мы обратили внимание, в первую очередь, на количественные показатели. Так, динамику изменений объема информации об университете в СМИ с 1999 г. можно проследить по диаграмме (рис. 1).

800

600

400

200

0

1999/2000 2000/2001 2001/2002

Рис. 1. Количественные изменения объема информации о ЧелГУ в СМИ

По сравнению с 1999/2000 учебным годом общий объем информации о ЧелГУ во всех видах СМИ увеличился в 2,2 раза.

По отдельным видам средств массовой информации в сравнении с 2000/2001 учебным годом показатели изменились следующим образом (см. рис. 2):

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

251

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

189

411

63

76

35

91

57

пресса

ЭИА

ТВ

радио

□ 2000/2001 □ 2001/2002

Рис. 2. Сравнительный анализ количества информации о ЧелГУ в различных СМИ

Количество публикаций в прессе возросло в 1,4 раза, сообщений в информационных агентствах в 5 раз, телесюжетов в 2,2 раза, радиосообщений в 1,5 раза. Таким образом, в 2001/2002 учебном году наблюдается увеличение количества материалов о ЧелГУ во всех видах СМИ. Значительный количественный скачок публикаций в электронных информационных агентствах явился результатом проведения целенаправленной информационной политики и повлек за собой увеличение числа радиосообщений.

Соотношение информации о ЧелГУ в различных СМИ за 2001/2002 учебный год представлено на рис. 3.

пресса ЭИА радио ТВ

Рис. 3. Соотношение информации о ЧелГУ в различных СМИ

Как видно из гистограммы, на порядок выше показатели электронных информационных агентств, что обусловлено активной информационной политикой, проводимой ЧелГУ, и спецификой данных СМИ. В свою очередь, информация в ЭИА служит основой для новостных программ различных радиостанций, как областного радио «Южный Урал», так и радио БМ-диапазона. Качественные характеристики материалов о ЧелГУ в прессе отчасти представлены на диаграмме (см. рис. 4).

Рис. 4. Соотношение количества публикаций и упоминаний о ЧелГУ в прессе

Таким образом, обозначена разница между полноценными публикациями, посвященными деятельности ЧелГУ, и простыми упоминаниями университета в различных материалах. Косвенные упоминания ЧелГУ в СМИ оказывают положительное влияние на формирование в массовом сознании образа университета как научного, образовательного, культурного центра, охватывая широкий круг тем, привлекая дополнительную аудиторию. Количество подобных упоминаний зависит от

внутренней дисциплины каждого человека, от его готовности идентифицировать свою принадлежность к Челябинскому государственному университету.

В течение 2001/2002 учебного года количество информации о ЧелГУ в различных СМИ менялось следующим образом:

120

Рис. 5. Количественные изменения объема информации о ЧелГУ в различных СМИ

Таким образом, наибольшее количество публикаций в прессе приходится на октябрь, ноябрь, когда проводились мероприятия, посвященные 25-летию ЧелГУ; спад информационной активности - декабрь, январь - время студенческой сессии и каникул; в остальное время количество материалов о ЧелГУ в прессе, на телевидении, радио остается относительно стабильным, что связано со спецификой того или иного вида СМИ, исключение составляют электронные информационные агентства, в которых количество размещаемых сообщений зависит от активности информационной службы университета.

Важным для определения места и роли ЧелГУ на рынке образовательных услуг Челябинской области является сравнительный анализ количества информации о ЧелГУ с показателями других вузов Челябинска (гистограмма 3). Как видно из гистограммы, объектами основного внимания средств массовой информации были ЧелГУ и ЮУрГУ -два ведущих университета в регионе. Показатели таких крупных вузов, как ЧГПУ, ЧГАКИ в 3,5 - 7,5 раз ниже. В то же время объем информации о ЮУрГУ сопоставим с аналогичными показателями ЧелГУ, что свидетельствует об активной информационнорекламной политике, проводимой Южно-Уральским университетом.

количество

публикаций

800

600

400

200

84

ЧелГУ ЧГПУ УрАГС

Рис. 6. Количество информации о вузах г. Челябинска в СМИ

В долевом соотношении количество информации о вузах Челябинска представлено на диаграмме (см. рис. 7). Как видно из диаграммы, около половины всех материалов о вузах Челябинска в средствах массовой информации так или иначе связано с деятельностью ЧелГУ, по сравнению с 2000/2001 учебным годом доля информации о ЧелГУ увеличилась на 10%.

ЧГПУ

Рис. 7. Соотношение объема информации о вузах г. Челябинска

Продолжающаяся реформа системы образования ставит вузы в условия жесткого соперничества, во многом успешность деятельности, дальнейшее развитие вуза зависит от его позиций в информационном пространстве, от того, насколько удается создать в массовом сознании образ престижного, надежного, перспективного учебного заведения.

Основой информационной деятельности, как уже упоминалось выше, был выпуск пресс-релизов. Практически все события университетской жизни находят отражение в пресс-релизах, которые рассылаются во все ведущие средства массовой информации Челябинской области, а также в общероссийские информационные агентства и издания (газета «Поиск», агентство МОСТ). В результате резко возросло количество сообщений в ЭИА, что обеспечило рост количества новостных материалов о ЧелГУ в радиоэфире, большинство публикаций в прессе о новостях ЧелГУ также в своей основе имеют пресс-релизы, подготовленные информационной службой ЧелГУ.

Работа с телеканалами строится с учетом специфики этого вида СМИ. Как правило, важна зрелищность события, и, кроме подготовки пресс-релиза, требуется обеспечение оптимальных условий для эффективной работы оператора, журналистов. ЧелГУ тесно сотрудничает с такими телеканалами, как ЧГТРК («Восьмой канал», «Смотри в оба»), «Восточный экспресс» («Телефакт»), СТС («День города»), Югра («Панорама»).

В 2001/2002 учебном году внимание СМИ к различным сферам деятельности ЧелГУ было неодинаково (рис. 8).

международная

Рис. 8. Соотношение информации о различных сферах деятельности ЧелГУ

Наибольшая доля информации - о событиях, касающихся академической сферы деятельности университета (54%). Это мероприятия, посвященные 25-летию ЧелГУ: Торжественное заседание Ученого Совета, праздник «Виват, академия», Бал выпускников. Активно освещалось вручение европейских приложений к диплому, подписание соглашения о создании Православной гимназии, подготовка ЧелГУ ко Всероссийской переписи населения, проведение централизованного тестирования, единого государственного экзамена, визит директора Центра тестирования В. Хлебникова, вручение стипендий мэра Челябинска В. М. Тарасова и губернатора Челябинской области П. И. Сумина. Большое значение для формирования образа ЧелГУ как научного, образовательного, культурного центра региона имеют публикации интервью с ректором В. Д. Батухтиным («Челябинский рабочий», «Аргументы и факты», «Южноуральская панорама»).

Благодаря активной работе информационной службы ЧелГУ доля материалов о научной-исследовательской деятельности университета составляет 35%, что на 7% больше аналогичного показателя за предыдущий учебный год. В СМИ широко освещались: конференция «Дифференциальные и интегральные уравнения»,

конференция «Экология и права человека», конференция «Горизонты локальной истории», открытие криминалистической лаборатории, зала судебных заседаний на юридическом факультете, проведение Лазаревских, Житниковских чтений, конкурса «Гордое слово» на филологическом факультете. Нашли отражение в СМИ события студенческой жизни: поездка студентов на практику в Турцию, победы на

лингвистических олимпиадах, на олимпиаде по программированию, получение грантов различных научных фондов. Необходимо отметить, что размещение информации о научной деятельности университета стало возможно только в результате активной работы информационной службы ЧелГУ.

Как и прежде, СМИ заинтересованы в информации о событиях культурной жизни ЧелГУ: участие в фестивале «Весна студенческая», праздники арабской, китайской, турецкой культур на факультете Евразии и Востока, открытие Японского центра в Челябинске, участие в праздниках башкирской культуры.

Не менее важны для оценки деятельности отдела по связям с общественностью и результаты работы приемной комиссии. Так, «главной особенностью, во многом определившей весь ход работы приемной комиссии в этом году, стало количество желающих учиться в ЧелГУ, а их оказалось 4503 человека, что на треть больше, чем в прошлом. Примечателен и показателен тот факт, что пятая часть абитуриентов -медалисты»1.

Конкурсные показатели оказались следующими. «Традиционно высоким остался конкурс на экономический (4,5 человека на место), юридический факультеты (3,4), на специальности «Биология» (3,9) и «Микробиология» (4,6) биологического факультета.

Сотрудники приемной комиссии отметили неожиданный, но вполне закономерный «скачок» спроса на специальности математического факультета: «Прикладная

математика» - 5,1 человек на место (для сравнения: в прошлом году - 3,3) и «Компьютерная безопасность» - 5 человек на место, (в прошлом году) - 2,9). Налицо полное исчезновение в абитуриентах детского инфантилизма: над всем превалирует стремление не просто учиться, а получать востребованную на рынке труда специальность, чтобы найти не просто работу, а высокооплачиваемую работу. Но заметный рост интереса к специальностям естественнонаучного направления свидетельствует о том, что есть еще и те, кто хочет заниматься наукой. Кстати, их немало: на специальность «Химия» конкурс в этом году составил 3,3 человека на место, в то время как в прошлом - только 2,5; «Физика» - 3,3 человека на место (в прошлом году - 1,9); «Радиофизика и электроника» - 3,9 человека на место (в прошлом году -3,4).

Но лирики нужны стране и родному Челябинску не меньше, чем физики, приятно, что абитуриенты это понимают: на специальность «Русский язык и литература» факультета филологии и журналистики конкурс в этом году составил 3 человека на место, затмив показатели прошлого года - 1,6; «Журналистика» - 3,8 человека на место (в прошлом году - 2,9).

Однако бесспорным лидером приемной кампании-2002 стал факультет лингвистики и перевода: здесь конкурс на специальность «Английский язык» составил 6,3 человека на место. Чуть меньше на специальности с основным немецким - 3,4 человека на место»1.

Необходимо отметить, что при общем росте стоимости обучения в ЧелГУ в среднем в 1,3 раза внебюджетный набор вырос в 1,5 раза.

Таким образом, подводя итоги реализации проекта в 2001/2002 учебном году, следует отметить:

- благодаря проведенной контрольно-аналитической работе достигнуто достаточно полное владение информацией о положении ЧелГУ в информационном пространстве. В то же время с определенной степенью погрешности мы можем определить место других вузов на информационном поле: по техническим причинам затруднен сбор радио- и телеинформации, анализ материалов в сети Интернет. Знание информационных позиций других вузов позволяет предугадывать дальнейший ход событий, планировать информационные поводы.

- В результате решения информационной задачи проекта было достигнуто информационное доминирование ЧелГУ в образовательном пространстве Челябинской области.

- ЧелГУ как бренд стал легко узнаваемым как среди целевых групп, так и в массовом сознании.

- Созданы экономические условия для частичного самофинансирования РЯ-деятельности ЧелГУ.

Таким образом, успешное решение поставленных задач привело:

1) к четко определенным лидирующим позициям в регионе (в Челябинской области с переменным успехом конкурируют только два вуза: ЮУрГУ и ЧелГУ);

2) увеличению конкурса в целом в ЧелГУ;

3) увеличению платного набора на все специальности при общем увеличении стоимости обучения.

Примечания

1 Страсти по ЧелГУ // Унив. набережная. 2002. № 1 (652). С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.