Научная статья на тему 'Медиаимидж студентов ЧелГУ'

Медиаимидж студентов ЧелГУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАИМИДЖ / ГАБИТАРНЫЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Мария Александровна

В статье рассматривается образ студентов ЧелГУ, складывающийся на основе публикаций в СМИ (по большей части региональных). Описываются выделенные в результате социологического исследования доминантные характеристики обучающихся в вузе, а также анализируются «сильные» и «слабые» стороны их медиаимиджа. В конце даются рекомендации по поддержанию и совершенствованию информационного статуса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаимидж студентов ЧелГУ»

стоящем времени, возможно, прочнее позиция у первой группы, вторая имеет куда более благоприятные условия для развития.

Список литературы

1. Абенова, Г. Национальные телеканалы опасаются перехода на цифровой формат Радио Азаттык [Электронный ресурс] / Г. Абенова. - URL: https://rus.azattyq.org.

2. Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org.

3. Глебов, Г. И. Современные международные отношения [Текст] / Г. И. Глебов, О. В. Милаева. -М., 2013.-96с.

4. Глобализация социальной жизни [Электронный ресурс]. - URL: http://stydopedia.ru.

5. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации [Текст] / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. -С. 24-27.

6. Значение региональных негосударственных телеканалов и отношение населения к внедрению цифрового ТВ Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана [Электронный ресурс]. - URL: www.natkaz.kz.

7. Маклюэн, М. Понимание медиа [Текст] / М. Маклюэн. - М., 1999. - 135 с.

8. Официальный сайт телеканала Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: kaztrk.kz.

9. Официальный сайт телеканала «Казахстан - Костанай» [Электронный ресурс]. -URL: http://kostanaytv.kz/ru/channel/about.

10. Официальный сайт конвергентной редакции otyrar.kz [Электронный ресурс]. -URL: https://otyrar.kz/live.

11. Развитие телевидения Казахстана 1958-2013 Журналистика [Электронный ресурс]. -URL: http://studbooks.net.

12. Сергеев Е. Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации [Текст] / Е. Ю. Сергеев // Общество. Среда. Развитие. - 2009. -№1-25с.

Иванова М. А.

МЕДИАИМИДЖ СТУДЕНТОВ ЧЕЛГУ

В статье рассматривается образ студентов ЧелГУ, складывающийся на основе публикаций в СМИ (по большей части - региональных). Описываются выделенные в результате социологического исследования доминантные характеристики обучающихся в вузе, а также анализируются «сильные» и «слабые» стороны их медиаимиджа. В конце даются рекомендации по поддержанию и совершенствованию информационного статуса студентов.

Ключевые слова: медиаимидж, габитарный имидж.

В последнее время система высшего образования становится все более клиентоориен-тированной, чтобы «выжить», вузам приходится приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям, встраиваться систему рыночных отношений. Образовательные учреждения превращаются в конкурирующие организации, и важнейшим фактором успеха здесь становится престижность учебного заведения. От того, насколько благоприятен имидж вуза, напрямую зависит функционирование университета в принципе.

Одной из главных составляющих бренда вуза являются имиджи его представителей, причем едва ли не главную роль в формировании отношения к образовательному учреждению играют студенты1. Привлекательный имидж обучающихся в университете становится средством привлечения абитуриентов, мотивирует спонсоров вкладывать деньги

в организацию, помогает построить максимально комфортные отношения с органами власти. В таких условиях очевидной становится необходимость целенаправленного формирования имиджа студентов.

Внедрение нужного, выгодного и организации, и самим обучающимся образа в сознание максимально широкой аудитории осуществляется главным образом посредством СМИ. Медиаимидж студентов, то есть имидж, создаваемый масс-медиа, оказывает наиболее ощутимое воздействие на целевую аудиторию, а значит, его исследование приобретает очевидную актуальность и значимость.

Цель нашей работы состоит в исследовании особенностей имиджа студентов в средствах массовой информации, его типологии, структуры, механизмов формирования.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) Рассмотреть роль студента в формировании образа вуза, выявить специфику имиджа лица, обучающегося в университете;

2) Исследовать индивидуальные медиаобразы студентов ЧелГУ в текстовых материалах и фотографиях, опубликованных в СМИ Челябинской области;

3) Составить представление о групповых образах обучающихся в Челябинском госуниверситете.

Материалом исследования послужили публикации в на официальном сайт е ЧелГУ (csu.ru), в корпоративной газете «Университетская набережная» и в региональных изданиях (сайты 74.ru, mediazavod.ru, ura.ru, dostupl.ru, газеты «Московский Комсомолец-Урал» и «Челябинский рабочий») в период с сентября 2015 года по март 2017 года в количестве 247 единиц.

Нужно отметить, что степень разработанности проблемы в данном аспекте невысока.

Студенческий имидж анализирует О. А. Жеребенко в диссертации «Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза»2. Модель перцептивных составляющих субъектного имиджа обучающегося в университете рассматривается А. Р. Насыбуллиным в работе «К вопросу понимания субъектного имиджа студента (будущего бакалавра) как социально-психологического феномена»3. В. М. Соколинский и Т. В. Соколинская в статье «Имидж студента экономического вуза: как его удачно сфор-мировать?»4 дают перечень рекомендаций по «само-имиджированию».

Отметим, однако, что большинство исследователей анализируют образ студента как совершенно самостоятельный, независимый феномен, они не учитывают его тесную связь с вузом. Исключение составляют Ю. Ю. Звездочкин и Б. Ю. Сербиновский. В монографии «Имидж-система университета» они говорят об особой - объектно-субъектной - роли студента в формировании имиджа образовательного учреждения.

Работ, в которых рассматривался бы медиаобраз студентов, анализировался габитар-ный имидж обучающихся в вузе, создаваемый не напрямую, а опосредованно (через фотографии), нам обнаружить не удалось. Кроме того, ни в одном из источников мы не нашли информации о том, как различные - положительные и отрицательные - характеристики студентов вуза влияют на общий имидж учебного заведения. Поэтому мы и предприняли наше исследование.

Практическая значимость заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть применены в работе РЯ-службы любой организации (в частности, вуза), при выстраивании стратегии медиапозиционирования студентов, в процессе формировании имиджа обучающихся, а также при подготовке имиджевых материалов для массмедиа.

Начнем с одного важного, на наш взгляд, замечания: в имидж-системе университета студенты играют особую роль. С одной стороны, они выступают объектами формирования имиджа. Руководство и РЯ-служба учебного заведения заинтересованы в том, чтоб обучающиеся относились к вузу положительно. При проведении рекламных акций, пиар-кампаний и имиджевых мероприятий всегда учитываются интересы студентов, они

являются одним из важнейших сегментов целевой аудитории. С другой стороны, обучающиеся выступают субъектом формирования имиджа5. Они, во-первых, транслируют свое отношение к университету во внешнюю среду, делятся собственными позитивными либо негативными оценками образовательного учреждения с не-вузовским окружением. Во-вторых, студенты служат «лицом вуза». Их образы зачастую воспринимаются не автономно, а в тесной связи с образом университета, то есть представляя себя, они одновременно представляют и вуз, в котором обучаются. Можно сказать, что имидж образовательного учреждения складывается из индивидуальных имиджей отдельно взятых студентов и групповых имиджей (это может быть как университетская баскетбольная команда, так и группа, к примеру, студентов-лингвистов).

Рассмотрим в первую очередь индивидуальные образы. Отметим, что обучающиеся в вузе выступают героями публикациях чаще всего группами, а не по одному. В городском, региональном - не говоря уже о федеральном - медиапространстве материалы, посвященные конкретным студентам ЧелГУ, практически не представлены. Возможно, это связано с общей неразвитостью местной индивидуально-ориентированной журналистики. Публикации, направленные на раскрытие, презентацию какой-либо личности выходят в принципе достаточно редко, причем рассказывается в них, как правило, о крупных деятелях политической, культурной, спортивной сфер. Некоторые из них, конечно, являются выпускниками названного выше вуза, но в наши задачи входит исследование имиджа только тех, кто обучается в университете на данный момент.

Материалы о студентах ЧелГУ - портретные очерки и зарисовки, интервью - иногда появляются в корпоративной газете «Университетская набережная». Они привязаны к определенному информационному поводу: прохождение стажировки в другой стране, достойное представление университета во всероссийском конкурсе. Одна из таких публикаций - «Волонтер по жизни» - посвящена Анастасии Велитченко, девушке, удостоившейся премии Челябинской городской думы в области молодежной политики в номинации «Волонтерство». И название материала, и событие, к которому приурочен его выход, определяют основное содержание зарисовки: лейтмотивом проходит мысль об альтруизме студентки, ее готовности прийти на помощь, активности, отзывчивости и неравнодушии. «Помогая другим, развиваешься сам, общаешься с интересными людьми, находишь новые развлечения, реализуешься в социальной сфере, чувствуешь свою необходимость, и это даёт самые приятные ощущения», - заявляет студентка. Автор материала подчеркивает наиболее важные, выгодные характеристики героя, те, что, согласно замыслу, должны импонировать аудитории и способствовать формированию положительного отношения к девушке.

Стоит сказать, что в публикации имидж создается не только с помощью текста, но и с помощью иллюстративного материала. Фотография студентки транслирует внешний (габитарный) имидж. На изображении Анастасия Велитченко широко улыбается. Это не противоречит образу, созданному в текстовом материале, и вносит в портрет героини дополнительные характеристики: добрая, позитивная, открытая.

Отметим, кстати, что образ студентки здесь неразрывно связан с университетом: Анастасия признается, что добилась результатов она благодаря вузу, точнее - вузовскому центру волонтерства. Очевидно, такие коннотации повышают лояльность публики к самому учебному заведению: опыт «взращивания», воспитания звезд, как правило, вызывает доверие и уважение.

Менее удачным в плане формирования имиджа можно назвать материал, рассказывающий о победительнице регионального этапа Всероссийского конкурса красоты и таланта «Татар кызы - 2015» Юлии Ертеевой - «Студентка ЧелГУ - татарочка №1!». Данная публикация, по нашему мнению, направлена в первую очередь на представителей татарской национальности. Чтобы привлечь такую аудиторию, вызвать ее симпатию, стоило

сакцентировать внимание на том, что героиня материала - носитель национальной культуры. В тексте такого образа не складывается: мы узнаем, к примеру, что раньше девушка «не интересовалась историей татар», а начала изучать ее только тогда, когда решила участвовать в конкурсе.

Автору интервью не удалось, на наш взгляд, раскрыть личность студентки, показать ее с разных сторон. Перечень вопросов и ответов не позволяет выявить уникальность героини: информации о серьезной занятости девушки и ее любви к вязанию крючком недостаточно для того, чтобы заинтересовать читателя и сформировать положительный имидж.

Привлекательный образ Юлии Ертеевой создает, однако, фотография, сопровождающая публикацию. На снимке - девушка модельной внешности в короне и с букетом цветов. Такое изображение ассоциируется с успехом, уверенностью в себе, молодостью и энергичностью.

Совершенно иные смыслы считываются с фотографии к новостной заметке «Челябинский студент стал чемпионом Европы по тайскому боксу». «Живой», динамичный снимок, сделан на ринге: герой материала Тахмасиб Керимов наносит своему сопернику удар рукой. Запечатлен момент, когда герой находится в выигрышном положении, момент триумфа. Такое фото позволяет понять читателям: студенту ЧелГУ нет равных на ринге. Изображение подчеркивает главные качества спортсмена: сила, жесткость, умение владеть собственным телом.

Обратимся теперь к материалу в «Университетской набережной», в котором акцент смещен со студента на продукт его деятельности - «О мигрантах позитивно». Главным предметом интереса здесь является радиопередача «Мигранты», за которую студентка Дарья Николаева получила второе место во всероссийском конкурсе журналистского мастерства «Аргонавты-2016». Из ответов девушки на вопросы интервьюера о радиопрограмме, однако, складывается портрет самой студентки. Читая интервью, мы понимаем, что героиню отличают знание текущей общественной ситуации, глубокое понимание существующих проблем, журналистское мастерство, терпимость и толерантность, а также неравнодушие и стремление к активному преобразованию мира.

До июня 2016 года материалы о студентах ЧелГУ регулярно появлялись, помимо «Университетской набережной» и официального сайта вуза, в учебном блоге факультета журналистики «Порадуй слона!», затем информационный ресурс приостановил свою деятельность. Платформа была предназначена для публикации материалов студентов жур-фака. Рассмотрим некоторые из них.

Под заголовком «Яна Жижина - красноголовая чемпионка России» размещен материал о студентке, уже во время учебы в Челябинском госуниверситете построившей танцевальную карьеру. В ее послужном списке - участие в известном проекте «Танцы на ТНТ», победа в хореографическом чемпионате «Рго]ес1818», опыт преподавания танцев. В материале применен прием позиционированияб: подчеркивается целеустремленность девушки, ее готовность к переменам, экстравагантность (специально для конкурса Яна перекрасила волосы в красный цвет), сила характера, умение преодолевать трудности, тренироваться, несмотря на синяки и растяжения, и лидерские качества («Я должна быть лучшей в своем деле!»). Автор отмечает, что студентка планирует переехать в Москву. Особый «вес» образу героини материала придают упоминания о ее опыте работы с ведущими хореографами страны и мира (введение информации о взаимодействии с известными личностями считается мощным имиджеформирующим приемом и часто используется РЯ-специалистами).

Помогают создавать благоприятный имидж и фотографии к материалу: обилие красного цвета символизирует энергичность, стремление быть в центре внимания. Снимки воплощают концепт «яркая и интересная жизнь», особенно привлекательный для целевой аудитории - студентов, молодежи.

Необходимо также остановиться на материале, представляющем собой портретный очерк. Данный жанр позволяет в полной мере раскрыть личность героя и традиционно вызывает высокий читательский интерес.

Особые приемы, обороты, используемые в имиджевом портретном очерке, разберем на примере публикации «Объединяющий элемент Татьяна». Уже в лидер-абзаце автор прибегает к опоре на архетипы - укоренившиеся в массовом сознании образы7. Приведем цитату: «Да, именно Татьяна, потому что Таня - это слишком просто для ее утонченного характера. Это имя у нее ассоциируется с главной героиней из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»». Далее следует рассказ о разносторонности девушки, Татьяны Глебовой: в сферу ее увлечений входят театр, танцы, вокал, искусство макияжа. Отметим, что факты здесь подаются не в «сухом» виде. Чтобы заставить аудиторию сопереживать герою, автор применяет приемы эмоционализации и конкретизации8. Используются вставные рассказы: «Еще с самого садика она стремилась проявить себя во всех начинаниях, играя на новогодних утренниках ведущую роль Снегурочки. И, как говорит сама Татьяна Максимовна: «Мама с бабушкой постоянно плакали на моих выступлениях от гордости!»». Действенным способом эмоционального воздействия выступает юмор. Примером может служить следующий отрывок: «Я никогда не была высокой девушкой, мой рост всего 161 см, да и голос у меня достаточно писклявый, но это не мешало мне руководить творческим процессом. И что самое интересное, «большие дяди» в лице моих одноклассников меня слушали». Позволяет воспринимать героя публикации как человека близкого, понятного, отсылка к общепринятым ценностям: утверждается, что для девушки большое значение имеет не только карьера, работа, но и семья. Материал заканчивается словами: «У меня будет любимый муж, сын, большая собака и 1пйпШ».

Медиаимидж отдельных студентов ЧелГУ, таким образом, можно назвать достаточно привлекательным и благоприятным. Обучающиеся в вузе успешно функционируют в различных сферах: журналистика, спорт, танцы, наука. Опираясь на публикации в СМИ (текстовые материалы и фото), мы выделили такие отличительные черты студентов, как социальная активность, позитивный взгляд на мир, четкое понимание собственных целей и задач.

Стоит отметить, однако, что до широкой общественности данная информация не доходит. Корпоративная газета распространяется в основном в пределах университета, материалы на официальном сайте ЧелГУ читают главным образом те, кто имеет непосредственное отношение к вузу (люди из внутренней среды), а у учебного блога факультета журналистики «Порадуй слона!» (на данный момент уже не обновляющегося) менее трехсот подписчиков. В поле зрения же региональных и федеральных СМИ отдельные студенты университета не попадают.

Теперь перейдем к анализу группового медиаобраза. В целях нашего исследования необходимо остановиться на той характеристике имиджа группы, которая отличает его от имиджа индивидуального, персонифицированного. Образ группы в случае его правильного и грамотного формирования не просто повышает лояльность аудитории и становится фундаментом для комфортного взаимодействия с другими индивидами и объединениями индивидов, но и способствует возникновению у общественности желания стать членом этой группы. Благоприятный имидж привлекает в группу новые личности. В случае, если разговор идет об университете и о студенческих коллективах внутри университета, это особенно важно: от притока новых лиц, от количества абитуриентов зависит жизнеспособность самого вуза.

Позитивный групповой имидж (если мы говорим об имидже студенческих объединений) работает скорее не на имидж каждого из членов группы в отдельности, а на имидж университета, частью которого является эта группа. Не случайно в материалах, посвященных студенческим коллективам, чаще всего не называются имена отдельных участ-

ников. Немаловажно, однако, что сам факт принадлежности к известной и уважаемой группе не бесполезен для любой личности: он серьезно повышает паблицитный капитал.

Необходимо отметить, что студенческая группа становится фактором, влияющим на имидж университета, главным образом в тех случаях, когда появляется соответствующий информационный повод (или перечень таких поводов). Это может быть, к примеру, победа хореографического коллектива на всероссийском фестивале, презентация нового приложения, разработанного студентами-программистами, успешное выступление команды вуза на интеллектуальных играх.

Медиапортреты различных объединений студентов ЧелГУ формируют материалы не только в корпоративных изданиях. Информация о коллективах, обществах обучающихся в вузе регулярно появляется в ведущих региональных СМИ. Среди них - газеты «Южноуральская панорама», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Вечерний Челябинск», интернет-издания «74.ru», «Медиазавод», «Челябинский обзор», «Челябинск сегодня», «Урал-Пресс-Информ», официальные сайты различных министерств и ведомств (правительство Челябинской области, управление молодежной политики). Отметим, что групповые имиджи обучающихся в Челябинском госуниверситете, представленные в различных СМИ, друг с другом не диссонируют: как правило, даются одинаковые ин-фоповоды, приводятся одинаковые цитаты, размещаются одинаковые фотографии. Причины этого заключаются в особенностях работы журналистов с университетскими новостями: чаще всего печатается в газете или выкладывается на сайт та информация, которая поступает от пресс-службы вуза. Сотрудники управления по связям с общественностью делают рассылку пресс-релизов по СМИ. Сотрудники изданий, в свою очередь, отбирают самые интересные из них, принимают решение, какую из новостей публиковать, а какую - нет.

Условно все материалы, посвященные обучающимся в ЧелГУ, можно разделить на несколько типов. Первый из них - заметки, сообщающие об участии студентов в глобальных социальных проектах, об акциях, утраиваемых самими студентами (в некоторых случаях - совместно с преподавателями). Причастность к подобного рода мероприятиям считается эффективным инструментом формирования имиджа, но имиджа корпорации в целом, а не отдельного коллектива внутри корпорации. В материалах рассматриваемого нами типа можно наблюдать смещение акцента: студенты сами по себе не важны, важно то, что они в своей массе выступают выразителями общеуниверситетских ценностей, транслируют широкой общественности идею социальной ответственности, неравнодушии организации. Приведем примеры заголовков таких материалов: «Студенты и преподаватели ЧелГУ высадили полторы тысячи деревьев в городском бору», «Студенты ЧелГУ очистили от мусора набережную реки Миасс», «Студенты ЧелГУ сдали 50 литров крови». Фотографии к таким публикациям, как правило, представляют собой «доказательства» того, что описываемые в тексте действия, события действительно происходили. Имиджеформирующей информации они не несут, хотя могут передавать настроения студентов (воодушевленные, радостные лица), свидетельствовать о позитивном отношении к миру.

Отдельно стоит остановиться на серии материалов об участии студентов вуза в проекте по адаптации инвалидов «Равный равному». Обучающиеся в ЧелГУ в таких публикациях упоминались чаще всего наряду с обучающимися в других вузах, но сам факт активного участия в мероприятии служил действенным способом выражения ценностей, нравственных ориентиров образовательного учреждения, повышалась степень присутствия студентов Челябинского госуниверситета в региональном медиапространстве. Отметим, что процесс позиционирования в такого рода материалах осуществлялся за счет включения цитат официальных представителей вуза. Можно сказать, что респонденты указывали читателям способ восприятия тех или иных действий обучающихся в вузе,

подсказывали, как необходимо трактовать образ студентов. В качестве примера приведем комментарий специалиста по социальной работе со студентами Ольги Аносовой: «Участие в проектах, подобных «Равный равному», важно для современной молодежи, так как это воспитывает толерантность, которой зачастую не хватает в нашем обществе. Учитывая, что ЧелГУ является, в том числе, инклюзивной образовательной средой, для наших студентов интересны подобные совместные проекты, и было принято безоговорочное решение участвовать».

Показательно, кстати, что сообщения о социальных акциях студентов и их участии в проектах, подобных «Равный равному», были опубликованы в большинстве региональных изданий. Это свидетельствует о востребованности в СМИ подобной информации и говорит о том, что у социальных акций имеется большой имиджеформирующий потенциал.

Следующий тип материалов, посвященных студентам ЧелГУ, - материалы, рассказывающие о взаимодействии студенческих групп с представителями других стран и международных стажировках. Здесь создается определенный миф: обучающиеся в ЧелГУ - «люди мира», перед которыми открывается возможность познания других культур, перенимания лучшего мирового опыта в любой из профессиональных сфер. За счет частой публикации в СМИ информации о том, что «три студента и аспирант факультета экологии ЧелГУ пройдут обучение в университете Кордовы в Испании», «студенты ЧелГУ получат стипендии от правительства Исландии» и т. п., создается впечатление включенности обучающихся в вузе в глобальные, мировые процессы. Таким образом, студенческие группы в глазах аудитории приобретают черты, соотносящиеся с понятием «элитарность».

Необходимо также сказать о сообщениях в СМИ о спортивных достижениях студентов ЧелГУ. Стремление вузовских команд работать над собой, упорство, трудолюбие сила воли - качества, которые подчеркиваются комментирующими события представителями университета. Так, ректор ЧелГУ Диана Циринг отмечает, что победа команды черлидеров Star Light на чемпионате Европы - «это результат упорной, плодотворной работы тренерского состава и самих спортсменов, а еще большое желание быть первыми». Тренер студентов, ставших призерами первенства по легкой атлетике Уральского федерального округа, характеризует своих воспитанников как «ответственных трудолюбивых ребят, подающих пример замечательной целеустремлённости». Таким образом, положительный эффект, возникающий за счет самого сообщения о событии (в данном случае это спортивное достижение), подкрепляется ссылкой на авторитетное лицо.

В центре внимания в публикациях следующего типа - творческие коллективы ЧелГУ! Чаще всего это заметки о победе студентов ЧелГУ в региональном или федеральном конкурсе («Студенческий театр ЧелГУ «ГлаголЪ» стал победителем областного фестиваля»), приглашения на концерт, организуемый коллективом («Челябинцев приглашают на праздничный концерт, посвященный пятилетию студенческого театра «ГлаголЪ»), или материалы, раскрывающие жизнь творческой группы «изнутри». Примером последней разновидности публикаций может служить «Как закаляются Lil Makerz». Как мы уже отмечали, одна из главных задач имиджевого материала, если речь идет о групповом имидже, - вызвать у читателя желание присоединиться к коллективу. Рассмотрим, какие средства могут использоваться для этих целей. Репортаж с репетиции танцевальной группы написан от первого лица. Автор рассказывает о том, с чем знаком не понаслышке, открыто выражает свои мысли и эмоции, таким образом повышая уровень доверия, заставляя читателя сопереживать. Здесь мы наблюдаем уход от простой констатации фактов и движение в сторону эмоционализации повествования. В материале важны детали: так, читателю сообщается о том, что на каждой репетиции присутствует около пятидесяти человек. Эта информация высвечивает такие характеристики группы, как востребованность, популярность.

Различными способами транслируются ценности группы. Автор, к примеру, использует «голос» руководителя коллектива: «Не будьте слабаками. Не сдавайтесь. Работайте на пределе своих возможностей. Если вы хотите стать серьёзными танцорами, соберите все свои силы и выложитесь на полную».

Фотография к материалу вносит дополнительные смыслы: расслабленные, непринужденные позы членов группы способствуют формированию представления о ЬП Макеге как об уютном, «домашнем» коллективе, что не противоречит тому, как танцоры сами себя позиционируют. «Мы одна большая семья», - сообщают участники.

Рассмотрим также группу публикаций, призванных сформировать миф «студенты ЧелГУ - лидеры в интеллектуальной сфере». В них сообщается, как правило, о высоких результатах в различных олимпиадах, интеллектуальных турнирах и конкурсах. Важной чертой таких материалов, на наш взгляд, является сопоставление, сравнение обучающихся в Челябинском госуниверситете с обучающимися в других вузах, причем это сравнение всегда оказывается в пользу первых. К примеру, в заметке о том, что команда математического факультета ЧелГУ вышла в полуфинал чемпионата мира по программированию, отмечается, что «в борьбе участвовала 81 команда из 30 вузов Большого Урала от Сыктывкара до Тюмени, от Магнитогорска до Нижнего Тагила», однако пробиться удалось лишь одному челябинскому университету.

Отметим, кстати, что материалы такого рода в большинстве случаев вообще не сопровождаются фотографиями. Снимки чаще всего появляются лишь в новости на официальном сайте ЧелГУ и рассматриваться в качестве средства формирования позитивного имиджа, по нашему мнению, не могут. Такие фотографии, как правило, сделаны не профессионально и не выражают никакой идеи: на них просто запечатлена группа студентов с наставником-преподавателем. Однако нельзя оставить без внимания, что описанные снимки могут выполнять другие задачи: они позволяют не только прочитать о героях публикации, но и увидеть их, способствуют узнаванию и запоминанию членов коллектива.

В материалах предпоследнего типа сообщается о креативных изобретениях, идеях студентов ЧелГУ В подобных публикациях обучающиеся в вузе предстают в образе нестандартных личностей, способных производить интересные продукты и принимать неожиданные решения. Среди изобретений воспитанников университета, о которых писали многие СМИ, - разработанная студентами-робототехниками тележка, которая самостоятельно следует за покупателями, и такой необычный вида спорта, как флэтбол (комнатный футол).

Репортажи, заметки о внутривузовских мероприятиях, представляющие собой последнюю группу публикаций о студентах ЧелГУ, редко появляются в региональных изданиях. Основные платформы для их размещения - газета «Университетская набережная» и официальный сайт вуза. В материалах, посвященных таким событиям, как празднование Масленицы, конкурс «Весна торжествует в ЧелГУ» и т. п., формируется следующий портрет обучающихся в Челябинском госуниверситете: это активные, творческие, талантливые люди, живущие насыщенной, интересной жизнью. Этому во многому способствуют фотоматериалы. Снимки с университетских мероприятий, как правило, «живые», яркие, не постановочные и эмоциональные. Студенты запечатлены на фото прямо во время действия: это могут быть танцы на сцене, конкурсы наподобие «Веселых стартов».

Охарактеризовав разновидности материалов о студентах ЧелГУ, разберемся, какие из них наиболее часто встречаются в СМИ. Нами было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие более 100 человек в возрасте от 14 до 57 лет. Большинство респондентов признались, что чаще всего встречают материалы о творческих достижениях студентов ЧелГУ, на втором месте - научная деятельность, а на третьем - общественная и волонтерская. Здесь стоит сказать и о том, какие публикации больше всего запомнились опрошенным. Свыше 70% сказали, что таких материалов не было.

Среди ответов оставшихся, однако, неоднократно фигурировали различные флэшмобы и «Весна студенческая». Этот момент представляется нам достаточно важным, так как из него, на наш взгляд, проистекают следующие результаты.

Когда мы попросили респондентов назвать 3-4 важнейшие характеристики студентов ЧелГУ, чаще всего отмечали активность, склонность к творчеству во всех его проявлениях и лидерские качества.

Далее мы решили узнать: насколько далек имидж студентов ЧелГУ от имиджа идеальных студентов. Оказалось, очень близок. Самыми важными и необходимыми качествами назвали: креативность, склонность к творчеству, активная гражданская и общественная позиция, открытость и раскрепощенность. Материалы в СМИ работают на актуализацию именно этих характеристик. То есть медиаобраз студентов ЧелГУ удачен в том плане, что он отвечает требованиям целевой аудитории, ориентируется на ее запросы.

Есть еще один положительный момент: обучающиеся в вузе не ассоциируются в сознании массовой аудитории с какими-либо неприятными историями или скандалами. По крайней мере, в СМИ такой информации никто из опрошенных не встречал.

Однако у рассматриваемого нами имиджа есть и слабые стороны. Дело в том, что до сих пор не выработано четкое позиционирование обучающихся в ЧелГУ Это подтверждают ответы на вопрос «Чем студенты ЧелГУ отличаются от студентов других вузов?». Практически все респонденты ответили: ничем. А когда размышляли о том, чего не хватает обучающимся, ответили: корпоративного духа, идентификации с университетом. То есть проблема имиджа студентов ЧелГУ в том, что он не отражает вузовскую философию, не позволяет обособиться от тех, кто учится в других вузах.

Мы выяснили, что в целом медиаобраз положительный, студенты ЧелГУ достаточно выгодно представлены в СМИ. Поэтому каких-то глобальных изменений в позиционировании не требуется. Необходимо только оформление имиджа, расстановка акцентов для создания эффекта уникальности.

Список литературы

1. Звездочкин, Ю. Ю. Имидж-система университета [Текст] / Б. Ю. Сербиновский, Ю. Ю. Звездочкин. - Новочеркасск : ЮРГТУ (НПИ), 2009. - 267 с.

2. Жеребенко, О. А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / О. А. Жеребенко. - Курск, 2008.

3. Насыбуллин, А. Р. К вопросу понимания субъектного имиджа студента вуза (будущего бакалавра) как социально-психологического феномена [Текст] / А. Р. Насыбуллин // Казанский педагогический журнал. - 2014. -№3.-С. 148-154.

4. Соколинский, В. М. Имидж студента экономического вуза: как его удачно сформировать? [Текст] / В. М. Соколонский, Т. В. Соколинская // Психология в экономике и управлении. - 2010. - №1. - С. 91-97.

5. Мухаметзянова, Ф. Г. Социально-психологические особенности субъектного имиджа студента как индикатора инновационной образовательной среды современного вуза [Текст] / Ф. Г. Мухаметзянова, Г. С. Прыгин // Казан, пед. журн. - 2011. - №5-6. -С. 121-128.

6. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2000.

7. Маренич, Л. А. Миф как инструмент PR [Электронный ресурс] / Л. А. Маренич. -URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1390923017 (дата обращения: 08.03.2017).

8. Степанова, М. В. Инструментарий имиджмейкера. [Электронный ресурс] / М. В. Степанова. - URL: http://helpiks.org/8-62616.html (дата обращения: 18.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.